На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖЕ запDлlrы "мыI СРАЖАЛИСЬ ДО ПОСЛЕДНИХ СИЛ" Морская пехота внесла неоценимый вклад в разгром фашистских войск в Заполярье Самым известным десантным подразделением Север­ ного флота в годы войны стала сформированная 80 лет назад 12-я особая бригада морской пехоты, которая на три года превратила в неприступную крепость полуостро­ ва Средний и Рыбачий. Бригада проходила формирова­ ние в Архангельске, а точнее в во­ енном городке Соломбале, в авгус­ те-сентябре 1941 года по приказу наркома ВМФ СССР Николая Куз­ нецова. Набирали личный состав из моряков Северного флота и жите­ лей Архангельска и области. В пер­ вый состав вошли 5500 человек (шесть батальонов). Кроме того, пять батальонов 12-й ОБРМП были временно переданы в оперативное подчинение командующему 14-й армией Карельского фронта. жидали прямо на дороге, без ка­ кой-либо возможности обогреться. Как воспоминает ветеран 12-й особой бригады морской пехоты Яков Пузанов, условия, в которых они находились, были крайне тя­ жёлыми: "В апреле-мае 1942 года мы всей бригадой высадuлись десан­ том в тыл противника на мыс давать подкрепление, и мы дра­ лись с превосходящей силой противника. Не считались, ка­ кой ценой живой силы нам обхо­ дится, но задачу надо выпол­ нить, и мы выполнили. События в Долине смерти потрясли нас. Буран ... Ураганный ветер ... За­ мерзающие в снегу солдаты. Спастись можно было только группами, тесно прижавшись друг к другу в снежных ямах. Одиночки пропадали бесследно. Приходилось постоянно в мину­ ты затишья ползать по тран­ шее и будить бойцов. Туда пол- миеЙ. Десантники отдохнули и получили пополнение, а затем их пере везли на полуостров Рыба­ чий. Операция в апреле-мае 1942 года своих целей, к сожалению, не достигла, но немецкое коман­ дование было вынуждено прекра­ тить подготовку к наступлению на Кольском полуострове. На этом направлении до октября 1944 года война приняла классический пози­ ционный характер. Во время Петсамо-Киркенес­ ской операции бригада с придан­ ной 614-й отдельной штрафной ротой и 1-м заградительным отря­ дом Северного оборонительного района ранним утром 9 октября 1944 года начала наступление с перешейка полуострова Средний. К 12.00 подразделения бригады преодолели горный хребет Муста­ Тунтури и соединились с частями 63-й бригады морской пехоты, вы­ садившимися в тыл врага. К исходу второго дня морские пехотинцы перерезали дорогу Титовка - По­ ровара, в дальнейшем соедини­ лись с частями оперативной груп­ пы генерал-лейтенанта Бориса Пигаревича и продолжили наступ­ ление на запад. Боевое крещение соединение приняло в декабре 1941 года на рубеже реки Западная Лица, по ко­ торой проходила линия фронта. А уже в апреле 1942 года с целью под­ держки общего наступления войск 14-й армии осуществило десантную операцию в губе Большая Западная Лица в районе мыса Пикшуев. Перед Северным флотом была поставлена задача - высадить такти­ ческий десант в тыл врага на юж­ ный берег Мотовского залива, со­ действовать осуществлению проры­ ва германской обороны в направ­ лении главного удара и замкнуть кольцо вокруг 6-й горнострелковой дивизии. Бригада морской пехоты ещё в конце января сдала свой район у реки Западная Лица частям 14-й стрелковой дивизии и отошла в район Полярного - Сайда-губы, где началась активная подготовка к планируемой операции. Пикшуев. Мы морем на эсминце подошли к мысу и группами на катерах-·охотниках" перепра­ вились на берег. Первые сутки погода была морозная. Снега бы­ ло в полколена, и мы брели в бо­ тинках с полным боевым осна­ щением (25 - 30 кг), неся на себе материальную часть миномё­ та и боезапас. зёшь - разбудишь, возвращаешь­ ся - а он уже замёрз. Единствен­ ное средство для обогрева - фляжка со спиртом на боку·. Бригада вышла к мысу Кресто­ вый, была переброшена в порт Лиинахамари и приняла участие в наступлении на Петсамо. По своему прямому назначению "чёрные бушлаты" высаживались на западных берегах Коббхольм­ фьорда и Яр-фьорда, подготав­ ливая плацдармы для наступаю­ щих советских частей, занимая бе­ реговые батареи, разрушая укреп­ ления и огневые точки. В ночь на 27 апреля 1942-го морские пехотинцы на судах вышли в море из Мурманска, Ваенги, По­ лярного, Сайда-губы и Тюва-губы. Десант был высажен в трёх точках. Всего 62З5 человек при 100 пуле­ мётах, 76 миномётах и 7 орудиях. На вторые сутки пошёл сы­ рой снег и дождь. Все промокли. И так шли трое суток через сопки и лощины. Противник нас не замечал. Мы не дошли около километра до расположения противника, когда были обна­ ружены. Он обрушил на нас всю его мощную артиллерию, авиа­ цию. Нам пришлось лежать в снегу. Драться 18 суток. До нитки все мокрые. Пища - толь­ ко сухой паёк. Были и голодны, и холодны. Но сражались до по­ следних сил, кто как мог вы­ нести. Отходить было некуда. Позади - море. 10 мая над израненной от боя бригадой наконец появилось солн­ це, и тут уже над сопками начались воздушные бои. Наши лётчики сде­ лали всё, чтобы на морских пехотин­ цев не упала ни одна бомба. В ночь на 11 мая был отдан приказ подго­ товиться к эвакуации и вывести бри­ гаду на побережье. 13 мая десант­ ники были приняты на корабли и ка­ тера. Операция закончилась ус­ пешно. Так, в ходе наступления на Тар­ нет отряд из частей 12-й бригады захватил пункты высадки Аресвуо­ но и Суоловуоно. К 1 маю 1942 "чёрные бушлаты" заняли плацдарм протяжённостью 15 километров по фронту и до 14 километров в глубину на берегах Мотовского залива и губы Большая Западная Лица. После этого 12-я бригада, про­ делав пеший переход, сосредо­ точилась в районе Ура-губы и вошла в резерв командующего 14-й ар- Морские пехотинцы отлично по­ казали себя и в диверсионных опе­ рациях в тылу фашистских войск, участвуя в освобождении Север­ ной Норвегии. За образцовое выполнение боевых заданий командования при освобождении Петсамо (Печенги), проявленные при этом доблесть и мужество 12-й бригаде морской пехоты СФ присвоено почётное наименование Печенгская. Командир взвода разведки младший лейтенант Владимир Бродюк был удостоен звания Героя Совет­ ского Союза. Ранним утром 3 мая неожиданно разразилась пурга, которая бушева­ ла трое суток. Ветер достигал ура­ ганной силы, всё утонуло В снежной круговерти. Дорога обледенела. Движение транспорта прекратилось. Буран морские пехотинцы пере- После 7 суток боёв нас в бригаде стало мало, тогда с моря нам каждый день начали В честь 12-й бригады названа улица в Архангельске. О ·чёрных бушлатах" этого соединения была написана песня "Прощайте, скалистые горы". Подготовила Владлена КЛЮШИНА. ВЕРТИКАЛЬ Этот полёт доказал возможность применения Як-141 на авианосцах 30 лет назад, 2 сентября 1991 года, лётчик­ испытатель Андрей Синицын впервые поса­ дил сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Сложнейшая операция доказала: наши лётчики одни из лучших в мире. Андрей Синицын учился летать в Центральном аэ­ роклубе СССР имени Чка­ лова. Позднее успешно окончил Московский авиа­ ционный институт в 1972 го­ ду. Ему было присвоено во­ инское звание старший лейтенант запаса. Лётчиrc- испытатель Ан­ дреи Синицын. Первая работа была в лётно-исследовательском институте, в школе лёт­ чиков-испытателей, позд­ нее - на Смоленском авиа­ заводе, где испытывал се­ рийные самолёты Як-18Т. Затем до 1980 года работал на Тбилисском авиазаводе, испытывая МиГ-21УМ. Все­ го за время работы в ОКБ Яковлева, вАО "Техноавиа", Лётно-исследовательском институте имени М. М. Гро- • мова освоил более 1 О типов воздушных судов (Авиатика- 890, МАИ-89, МАИ-90, Як- 130, Як-54, Як-58, Як-112 и другие). Был ведущим лёт­ чиком-испытателем по про­ грамме самолётов верти­ кального взлёта и верти­ кальной посадки (СВВП) Як-141, на котором в апре­ ле 1991 года установил 12 мировых рекордов скоро­ подъёмности, подъёма на­ ибольшего груза и подъёма с грузом 1 и 2 тонны на мак­ симальную высоту при вер­ тикальном взлёте и посадке. За мужество и героизм, проявленные при испы­ тании новой авиационной техники (Як-141), лётчику­ испытателю Андрею Сини­ цыну Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года присвоено звание Герой Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". В конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева самолётами вер­ тикального взлёта и посад­ ки занялись в 1962-м. Ра­ боты по этой программе ве­ лись более сорока лет, их венцом стал сверхзвуковой истребитель Як-141. Пред­ полагалось оснастить им все авианесущие крейсера советского флота, однако испытания затянулись, и уникальная посадка на па- лубу была совершена лишь в 1991 году. Лётчик-испытатель Анд­ рей Синицын совершил пер­ вый полёт по самолётному профилю на Як-141 9 марта 1987 года. 29 декабря 1989 года состоялся первый по­ лёт в режиме висения. Со 2 сентября 1991 года испытания самолётов про­ водились на борту ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" - в этот день лётчиком Андреем Синицыным была совер­ шена уникальная первая посадка. Из воспоминаний авиа­ тора Андрея Синицына: "Первый полёт на Як- 141 был выполнен 9 мар­ та 1987 года. Взлетал по­ самолётному, тогда кон­ тур вертикального взлё­ та ещё не был доведён до ума, а с испытаниями то­ ропили. Ресурс двигате­ ля разработчики назна­ чили часов на 50, если не меньше: были, насколько я знаю, проблемы с раз­ рушением сопла на стен­ де, потому двигателис­ ты подстраховались. Первая программа испы­ таний включала двадцать полётов. После того как я выполнил три из них, вызывает Бекирбаев: - Всё, Андрей, на этом программу заканчиваем, двигатель отправляем на доработку. Я попытался возра­ жать: программа есть, летаю вроде нормально, зачем прекращать? А он: пока ты там спокойно летаешь, мы тут все в предынфарктном состо­ янии. Они знали, что дви­ гатель ещё сырой, что отказ может быть в лю­ бой момент. А мне-то что - молодой, программа интересная. Только ле­ тай/ Тогда испытания остановили на два меся- • ца, которые в результа­ те вылились в два года. Всего было построено четыре машины Як-141 - одна стендовая, одна на статические испытания и две лётные машины. У лётныхнемного отлича­ лись системы управле- Яrc-141. ния, с большей или мень­ шей степенью автома­ тизации. В сентябре-ок­ тябре 1991 года оба лёт­ ных экземпляра доста­ вили для испытаний на Северный флот. Мне до­ велось первому выпол­ нять посадку Як-141 на авианесущий крейсер "Ад­ мирал Горшков" и взле­ тать с него. Тот цикл ис­ пытаний, по сути, оказал­ ся последним для Як-141. Одна машина потерпела аварию и полностью вы­ шла из строя". Впервые Як-141 был по­ казан мировой обществен­ ности на авиакосмическом салоне в Фарнборо в сен­ тябре 1992 года, где был вы­ соко оценён как выдающееся достижение, на 10-15 лет опережающее разработки США и Великобритании. Увы, но проекту не суж­ дена была долгая жизнь. Вскоре один из экспери­ ментальных образцов по­ терпел крушение при по­ пытке повторить посадку на палубу. Затем, после рас­ пада СССР, прекратилось финансирование проекта. Окончательно он был за­ крыт в 2003 году. В настоя- щее время 4 экземпляра Як-141 с вертикальным взлётом и посадкой можно увидеть только в музеях. Судьба крейсера "Адми­ рал Флота Советского Сою­ за Горшков" также не сло­ жилась. Сначала это был авианесущий крейсер "Ба- ку" для самолётов с верти­ кальным взлётом и посад­ кой. Принятый в состав флота в 1987 году, он со­ вершил всего один дальний поход - из Николаева на Северный флот. Потом его переименовали в "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" и оставили ржа­ веть без дела. Ещё в сере­ дине 90-х годов индийское правительство заинтересо­ валось авианесущим крей­ сером с перспективой ком­ плектования его Як-141. К концу 90-х России удалось договориться с Индией о продаже полного комплек­ та: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооруже­ ния, а также инфраструк­ туры на военно-морской ба­ зе приписки корабля. Пос­ ле передачи корабля Ин­ дии авианосец выполнил переход из Северодвинска на базу в Карвар. 26 ноября 2013 года он покинул Се­ веродвинск, 16 декабря находился в Лиссабоне. 8 января 2014 года переиме­ нованный в "Викрамадитью" крейсер прибыл в Индию. ПодlотО6ила Алина КОРОЛЁВА. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 3 сентября 11 День воинской славы России - День окончания Второй мировой войны (1945 год). Памятная дата России - День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане, когда в результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли более 300 человек, в основном женщины и дети. День Победы над империалистической Японией в 1945 году. В 1722 году во время Персидского похода русской армии и флота 1722-1723 годов русские войска и моряки Каспийской флотилии под командованием Петра 1 и генерал-адмирала Ф.М. Апраксина нанесли поражение утемишскому султану Махмуду и вступили в Дербент. В 1941 году узел связи (воинская часть 40105) вы­ веден из состава Кольского района службы наблюдения и связи Северного флота в самостоятельную часть. В 1989 году учреждена ассоциация кольских саамов. В 2001 году в гарнизоне Североморск-3 открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации генерал-майору Тимуру Апакидзе. В 2011 году прошли морские испытания первого прототипа боевого вертолёта Ка-52. 4 сентября День специалиста по ядерному обеспечению. В 1530 году родился Иван IV Васильевич (Грозный) - великий князь Московский, царь всея Руси. В его царствование появилась постоянная пехота (стрельцы), единообразно организованная и вооружённая, создана сильнейшая в Европе артиллерия, поместная конница достигла максимальной численности. В 1742 году во время Русско-шведской войны 1741- 1743 годов русские войска под командованием фельд­ маршала Петра Ласи в районе Гельсингфорса (ныне - Хельсинки) окружили и принудили К капитуляции 20-ты­ сячную шведскую армию генерала Карла Эмиля Ле­ венгаупта. В 1825 году из Кронштадта в кругосветное плавание с грузами для поселений в Русской Америке под ко­ мандованием капитан-лейтенанта Фердинанда Вран­ геля вышел транспорт "Кроткий". В 1890 году родился командующий Северной военной флотилией с 1933 по 1935 год флагман 2 ранга Захар Закупнев. 1913 год - гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Виль­ кицкого (1910-1915 гг.) открыта Земля Императора Николая 11 (ныне Северная Земля). В 1914 году был создан первый в России официаль­ ный авиационный истребительный отряд. В 1920 году родился командир взвода разведки 2-го батальона 12-й бригады морской пехоты Северного флота Герой Советского Союза младший лейтенант Владимир Бродюк. В 1942 году в газете "Красноармейская правда" на­ чата публикация поэмы "Василий Тёркин" Александра Твардовского. В 1943 году состоялась встреча Иосифа Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, на которой были достигнуты важные договорённости по активизации деятельности Русской православной церкви в борьбе против фашизма. 1944 год - Финляндия, воевавшая во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, вышла из войны. 5 сентября День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. В 1698 году царь Пётр I ввёл налог на ношение бороды. Своеобразной квитанцией за уплату налога служил бородовой знак. На лицевой стороне надпись: "Деньги взяты", на обороте - изображение двуглавого орла и дата. Налог на ношение бороды просуществовал 74 года - до 1772 года. в 1919 году погиб легендарный герой Гражданской войны Василий Чапаев. В 1929 году родился лётчик-космонавт СССР N2 3 дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиа­ ции Андриян Николаев. В 1936 году в Ленинграде заложена подводная лодка С-92 - впоследствии первая лодка с регенеративным двигателем для надводного и подводного плавания. 1941 год - началось формирование Полярной ди­ визии народного ополчения. В её первоначальный состав вошли более 1 О тысяч ополченцев (рабочих судо­ ремонтных заводов, железной дороги, портов, рыболо­ вецких хозяйств, работников учреждений города Мур­ манска и других) и несколько тысяч бойцов истреби­ тельных батальонов Мурманска и Мурманской области. В 1944 году тральщикТ-116 у острова Мона в Карском море потопил фашистскую подводную лодку U-362. В 1944 году родился Главнокомандующий ВМФ Рос­ сии с 1997 по 2005 год адмирал флота Владимир Куроедов. В 1997 году в Москве в честь 300-летия Российско­ го флота открыт монумент-памятник его создателю Петру I - скульптора 3ураба Церетели. 27 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz