На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ запDлlrы "мыI СРАЖАЛИСЬ ДО ПОСЛЕДНИХ СИЛ" Морская пехота внесла неоценимый вклад в разгром фашистских войск в Заполярье Самым известным десантным подразделением Север ного флота в годы войны стала сформированная 80 лет назад 12-я особая бригада морской пехоты, которая на три года превратила в неприступную крепость полуостро ва Средний и Рыбачий. Бригада проходила формирова ние в Архангельске, а точнее в во енном городке Соломбале, в авгус те-сентябре 1941 года по приказу наркома ВМФ СССР Николая Куз нецова. Набирали личный состав из моряков Северного флота и жите лей Архангельска и области. В пер вый состав вошли 5500 человек (шесть батальонов). Кроме того, пять батальонов 12-й ОБРМП были временно переданы в оперативное подчинение командующему 14-й армией Карельского фронта. жидали прямо на дороге, без ка кой-либо возможности обогреться. Как воспоминает ветеран 12-й особой бригады морской пехоты Яков Пузанов, условия, в которых они находились, были крайне тя жёлыми: "В апреле-мае 1942 года мы всей бригадой высадuлись десан том в тыл противника на мыс давать подкрепление, и мы дра лись с превосходящей силой противника. Не считались, ка кой ценой живой силы нам обхо дится, но задачу надо выпол нить, и мы выполнили. События в Долине смерти потрясли нас. Буран ... Ураганный ветер ... За мерзающие в снегу солдаты. Спастись можно было только группами, тесно прижавшись друг к другу в снежных ямах. Одиночки пропадали бесследно. Приходилось постоянно в мину ты затишья ползать по тран шее и будить бойцов. Туда пол- миеЙ. Десантники отдохнули и получили пополнение, а затем их пере везли на полуостров Рыба чий. Операция в апреле-мае 1942 года своих целей, к сожалению, не достигла, но немецкое коман дование было вынуждено прекра тить подготовку к наступлению на Кольском полуострове. На этом направлении до октября 1944 года война приняла классический пози ционный характер. Во время Петсамо-Киркенес ской операции бригада с придан ной 614-й отдельной штрафной ротой и 1-м заградительным отря дом Северного оборонительного района ранним утром 9 октября 1944 года начала наступление с перешейка полуострова Средний. К 12.00 подразделения бригады преодолели горный хребет Муста Тунтури и соединились с частями 63-й бригады морской пехоты, вы садившимися в тыл врага. К исходу второго дня морские пехотинцы перерезали дорогу Титовка - По ровара, в дальнейшем соедини лись с частями оперативной груп пы генерал-лейтенанта Бориса Пигаревича и продолжили наступ ление на запад. Боевое крещение соединение приняло в декабре 1941 года на рубеже реки Западная Лица, по ко торой проходила линия фронта. А уже в апреле 1942 года с целью под держки общего наступления войск 14-й армии осуществило десантную операцию в губе Большая Западная Лица в районе мыса Пикшуев. Перед Северным флотом была поставлена задача - высадить такти ческий десант в тыл врага на юж ный берег Мотовского залива, со действовать осуществлению проры ва германской обороны в направ лении главного удара и замкнуть кольцо вокруг 6-й горнострелковой дивизии. Бригада морской пехоты ещё в конце января сдала свой район у реки Западная Лица частям 14-й стрелковой дивизии и отошла в район Полярного - Сайда-губы, где началась активная подготовка к планируемой операции. Пикшуев. Мы морем на эсминце подошли к мысу и группами на катерах-·охотниках" перепра вились на берег. Первые сутки погода была морозная. Снега бы ло в полколена, и мы брели в бо тинках с полным боевым осна щением (25 - 30 кг), неся на себе материальную часть миномё та и боезапас. зёшь - разбудишь, возвращаешь ся - а он уже замёрз. Единствен ное средство для обогрева - фляжка со спиртом на боку·. Бригада вышла к мысу Кресто вый, была переброшена в порт Лиинахамари и приняла участие в наступлении на Петсамо. По своему прямому назначению "чёрные бушлаты" высаживались на западных берегах Коббхольм фьорда и Яр-фьорда, подготав ливая плацдармы для наступаю щих советских частей, занимая бе реговые батареи, разрушая укреп ления и огневые точки. В ночь на 27 апреля 1942-го морские пехотинцы на судах вышли в море из Мурманска, Ваенги, По лярного, Сайда-губы и Тюва-губы. Десант был высажен в трёх точках. Всего 62З5 человек при 100 пуле мётах, 76 миномётах и 7 орудиях. На вторые сутки пошёл сы рой снег и дождь. Все промокли. И так шли трое суток через сопки и лощины. Противник нас не замечал. Мы не дошли около километра до расположения противника, когда были обна ружены. Он обрушил на нас всю его мощную артиллерию, авиа цию. Нам пришлось лежать в снегу. Драться 18 суток. До нитки все мокрые. Пища - толь ко сухой паёк. Были и голодны, и холодны. Но сражались до по следних сил, кто как мог вы нести. Отходить было некуда. Позади - море. 10 мая над израненной от боя бригадой наконец появилось солн це, и тут уже над сопками начались воздушные бои. Наши лётчики сде лали всё, чтобы на морских пехотин цев не упала ни одна бомба. В ночь на 11 мая был отдан приказ подго товиться к эвакуации и вывести бри гаду на побережье. 13 мая десант ники были приняты на корабли и ка тера. Операция закончилась ус пешно. Так, в ходе наступления на Тар нет отряд из частей 12-й бригады захватил пункты высадки Аресвуо но и Суоловуоно. К 1 маю 1942 "чёрные бушлаты" заняли плацдарм протяжённостью 15 километров по фронту и до 14 километров в глубину на берегах Мотовского залива и губы Большая Западная Лица. После этого 12-я бригада, про делав пеший переход, сосредо точилась в районе Ура-губы и вошла в резерв командующего 14-й ар- Морские пехотинцы отлично по казали себя и в диверсионных опе рациях в тылу фашистских войск, участвуя в освобождении Север ной Норвегии. За образцовое выполнение боевых заданий командования при освобождении Петсамо (Печенги), проявленные при этом доблесть и мужество 12-й бригаде морской пехоты СФ присвоено почётное наименование Печенгская. Командир взвода разведки младший лейтенант Владимир Бродюк был удостоен звания Героя Совет ского Союза. Ранним утром 3 мая неожиданно разразилась пурга, которая бушева ла трое суток. Ветер достигал ура ганной силы, всё утонуло В снежной круговерти. Дорога обледенела. Движение транспорта прекратилось. Буран морские пехотинцы пере- После 7 суток боёв нас в бригаде стало мало, тогда с моря нам каждый день начали В честь 12-й бригады названа улица в Архангельске. О ·чёрных бушлатах" этого соединения была написана песня "Прощайте, скалистые горы". Подготовила Владлена КЛЮШИНА. ВЕРТИКАЛЬ Этот полёт доказал возможность применения Як-141 на авианосцах 30 лет назад, 2 сентября 1991 года, лётчик испытатель Андрей Синицын впервые поса дил сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Сложнейшая операция доказала: наши лётчики одни из лучших в мире. Андрей Синицын учился летать в Центральном аэ роклубе СССР имени Чка лова. Позднее успешно окончил Московский авиа ционный институт в 1972 го ду. Ему было присвоено во инское звание старший лейтенант запаса. Лётчиrc- испытатель Ан дреи Синицын. Первая работа была в лётно-исследовательском институте, в школе лёт чиков-испытателей, позд нее - на Смоленском авиа заводе, где испытывал се рийные самолёты Як-18Т. Затем до 1980 года работал на Тбилисском авиазаводе, испытывая МиГ-21УМ. Все го за время работы в ОКБ Яковлева, вАО "Техноавиа", Лётно-исследовательском институте имени М. М. Гро- • мова освоил более 1 О типов воздушных судов (Авиатика- 890, МАИ-89, МАИ-90, Як- 130, Як-54, Як-58, Як-112 и другие). Был ведущим лёт чиком-испытателем по про грамме самолётов верти кального взлёта и верти кальной посадки (СВВП) Як-141, на котором в апре ле 1991 года установил 12 мировых рекордов скоро подъёмности, подъёма на ибольшего груза и подъёма с грузом 1 и 2 тонны на мак симальную высоту при вер тикальном взлёте и посадке. За мужество и героизм, проявленные при испы тании новой авиационной техники (Як-141), лётчику испытателю Андрею Сини цыну Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года присвоено звание Герой Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". В конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева самолётами вер тикального взлёта и посад ки занялись в 1962-м. Ра боты по этой программе ве лись более сорока лет, их венцом стал сверхзвуковой истребитель Як-141. Пред полагалось оснастить им все авианесущие крейсера советского флота, однако испытания затянулись, и уникальная посадка на па- лубу была совершена лишь в 1991 году. Лётчик-испытатель Анд рей Синицын совершил пер вый полёт по самолётному профилю на Як-141 9 марта 1987 года. 29 декабря 1989 года состоялся первый по лёт в режиме висения. Со 2 сентября 1991 года испытания самолётов про водились на борту ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" - в этот день лётчиком Андреем Синицыным была совер шена уникальная первая посадка. Из воспоминаний авиа тора Андрея Синицына: "Первый полёт на Як- 141 был выполнен 9 мар та 1987 года. Взлетал по самолётному, тогда кон тур вертикального взлё та ещё не был доведён до ума, а с испытаниями то ропили. Ресурс двигате ля разработчики назна чили часов на 50, если не меньше: были, насколько я знаю, проблемы с раз рушением сопла на стен де, потому двигателис ты подстраховались. Первая программа испы таний включала двадцать полётов. После того как я выполнил три из них, вызывает Бекирбаев: - Всё, Андрей, на этом программу заканчиваем, двигатель отправляем на доработку. Я попытался возра жать: программа есть, летаю вроде нормально, зачем прекращать? А он: пока ты там спокойно летаешь, мы тут все в предынфарктном состо янии. Они знали, что дви гатель ещё сырой, что отказ может быть в лю бой момент. А мне-то что - молодой, программа интересная. Только ле тай/ Тогда испытания остановили на два меся- • ца, которые в результа те вылились в два года. Всего было построено четыре машины Як-141 - одна стендовая, одна на статические испытания и две лётные машины. У лётныхнемного отлича лись системы управле- Яrc-141. ния, с большей или мень шей степенью автома тизации. В сентябре-ок тябре 1991 года оба лёт ных экземпляра доста вили для испытаний на Северный флот. Мне до велось первому выпол нять посадку Як-141 на авианесущий крейсер "Ад мирал Горшков" и взле тать с него. Тот цикл ис пытаний, по сути, оказал ся последним для Як-141. Одна машина потерпела аварию и полностью вы шла из строя". Впервые Як-141 был по казан мировой обществен ности на авиакосмическом салоне в Фарнборо в сен тябре 1992 года, где был вы соко оценён как выдающееся достижение, на 10-15 лет опережающее разработки США и Великобритании. Увы, но проекту не суж дена была долгая жизнь. Вскоре один из экспери ментальных образцов по терпел крушение при по пытке повторить посадку на палубу. Затем, после рас пада СССР, прекратилось финансирование проекта. Окончательно он был за крыт в 2003 году. В настоя- щее время 4 экземпляра Як-141 с вертикальным взлётом и посадкой можно увидеть только в музеях. Судьба крейсера "Адми рал Флота Советского Сою за Горшков" также не сло жилась. Сначала это был авианесущий крейсер "Ба- ку" для самолётов с верти кальным взлётом и посад кой. Принятый в состав флота в 1987 году, он со вершил всего один дальний поход - из Николаева на Северный флот. Потом его переименовали в "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" и оставили ржа веть без дела. Ещё в сере дине 90-х годов индийское правительство заинтересо валось авианесущим крей сером с перспективой ком плектования его Як-141. К концу 90-х России удалось договориться с Индией о продаже полного комплек та: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооруже ния, а также инфраструк туры на военно-морской ба зе приписки корабля. Пос ле передачи корабля Ин дии авианосец выполнил переход из Северодвинска на базу в Карвар. 26 ноября 2013 года он покинул Се веродвинск, 16 декабря находился в Лиссабоне. 8 января 2014 года переиме нованный в "Викрамадитью" крейсер прибыл в Индию. ПодlотО6ила Алина КОРОЛЁВА. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 3 сентября 11 День воинской славы России - День окончания Второй мировой войны (1945 год). Памятная дата России - День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане, когда в результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли более 300 человек, в основном женщины и дети. День Победы над империалистической Японией в 1945 году. В 1722 году во время Персидского похода русской армии и флота 1722-1723 годов русские войска и моряки Каспийской флотилии под командованием Петра 1 и генерал-адмирала Ф.М. Апраксина нанесли поражение утемишскому султану Махмуду и вступили в Дербент. В 1941 году узел связи (воинская часть 40105) вы веден из состава Кольского района службы наблюдения и связи Северного флота в самостоятельную часть. В 1989 году учреждена ассоциация кольских саамов. В 2001 году в гарнизоне Североморск-3 открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации генерал-майору Тимуру Апакидзе. В 2011 году прошли морские испытания первого прототипа боевого вертолёта Ка-52. 4 сентября День специалиста по ядерному обеспечению. В 1530 году родился Иван IV Васильевич (Грозный) - великий князь Московский, царь всея Руси. В его царствование появилась постоянная пехота (стрельцы), единообразно организованная и вооружённая, создана сильнейшая в Европе артиллерия, поместная конница достигла максимальной численности. В 1742 году во время Русско-шведской войны 1741- 1743 годов русские войска под командованием фельд маршала Петра Ласи в районе Гельсингфорса (ныне - Хельсинки) окружили и принудили К капитуляции 20-ты сячную шведскую армию генерала Карла Эмиля Ле венгаупта. В 1825 году из Кронштадта в кругосветное плавание с грузами для поселений в Русской Америке под ко мандованием капитан-лейтенанта Фердинанда Вран геля вышел транспорт "Кроткий". В 1890 году родился командующий Северной военной флотилией с 1933 по 1935 год флагман 2 ранга Захар Закупнев. 1913 год - гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Виль кицкого (1910-1915 гг.) открыта Земля Императора Николая 11 (ныне Северная Земля). В 1914 году был создан первый в России официаль ный авиационный истребительный отряд. В 1920 году родился командир взвода разведки 2-го батальона 12-й бригады морской пехоты Северного флота Герой Советского Союза младший лейтенант Владимир Бродюк. В 1942 году в газете "Красноармейская правда" на чата публикация поэмы "Василий Тёркин" Александра Твардовского. В 1943 году состоялась встреча Иосифа Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, на которой были достигнуты важные договорённости по активизации деятельности Русской православной церкви в борьбе против фашизма. 1944 год - Финляндия, воевавшая во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, вышла из войны. 5 сентября День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. В 1698 году царь Пётр I ввёл налог на ношение бороды. Своеобразной квитанцией за уплату налога служил бородовой знак. На лицевой стороне надпись: "Деньги взяты", на обороте - изображение двуглавого орла и дата. Налог на ношение бороды просуществовал 74 года - до 1772 года. в 1919 году погиб легендарный герой Гражданской войны Василий Чапаев. В 1929 году родился лётчик-космонавт СССР N2 3 дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиа ции Андриян Николаев. В 1936 году в Ленинграде заложена подводная лодка С-92 - впоследствии первая лодка с регенеративным двигателем для надводного и подводного плавания. 1941 год - началось формирование Полярной ди визии народного ополчения. В её первоначальный состав вошли более 1 О тысяч ополченцев (рабочих судо ремонтных заводов, железной дороги, портов, рыболо вецких хозяйств, работников учреждений города Мур манска и других) и несколько тысяч бойцов истреби тельных батальонов Мурманска и Мурманской области. В 1944 году тральщикТ-116 у острова Мона в Карском море потопил фашистскую подводную лодку U-362. В 1944 году родился Главнокомандующий ВМФ Рос сии с 1997 по 2005 год адмирал флота Владимир Куроедов. В 1997 году в Москве в честь 300-летия Российско го флота открыт монумент-памятник его создателю Петру I - скульптора 3ураба Церетели. 27 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz