На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ зааалlrы 1 КОГДА С ТРЁХ СТОРОН - МОРЕ Об особенностях морской десантной подготовки "чёрных беретов" Каспийской флотилии 25 июля малый ракетный корабль (МРК) "Орехово-Зуево" занимал почётное место в парадном строю кораблей на бочке. День ВМФ прошёл с достойными результатами, а экипажу некогда отдыхать, слу жебный долг обязывает быть в строю. Под руководством командира корабля капитана 3 ранга Максима Рыжкина военнослужащие под водят итоги прошедших учений, принимают молодое пополнение и готовятся брать новые рубежи. Во второй половине лета у морской пехоты на Каспии самый пик учебно-боевых нагрузок. Немало экзаменов по полевой и морской де сантной выучке предстоит выдержать кас пийским "чёрным беретам" в ходе команд но-штабного учения самого высокого ранга - на предмет готовности к выполнению задач по предназначению с высадкой в составе тактических морских десантов на необорудо ванное побережье, занятое "противником". ход водной акватории с вы ходом на необорудован ный берег всегда связаны с рисками, которые долж ны быть полностью исклю чены. Условия У "чёрных бе ретов" на борту десантных катеров накануне высад ки прямо-таки спартанские. Но морпехам не привыкать к трудностям на маршах, и переходы морем им не впервой. Отдельное слово об эки паже десантного катера "Атаман Платов" на воздуш ной каверне проекта 21820 "Дюгонь". Этим современ ным катером начиная с 2010 года, то есть с момен та принятия его в состав ВМФ и по настоящее время, Высадка десанта с ко раблей на берег - зрелище столь эффектное для зри телей, сколь и хлопотное для самих участников - под разделений морской пе хоты. Наблюдая сход с ап парелей боевой колёсной и гусеничной техники на плав с последующим форсирова нием водной преграды и выходом на берег, многих восхищает то, с какой лёг костью, словно играючи, выводит морской десант тя жёлую технику из твинде ков десантных кораблей на морскую волну и как плав но, словно на прогулочном катере, она преодолева ет участок акватории до бе рега. Видимая лёгкость при выполнении действий по высадке морского десан та - итог целенаправлен ной боевой учёбы личного состава береговых войск по плану морской десантной подготовки (МДП). Высад1Са с десантнOi!О 1Сатера "Ата.ман ПлатО6". МДП включает как изу чение устройства десант ных кораблей и десантно высадочных средств, так и отработку приёмов и спо собов посадки-погрузки и высадки-выгрузки личного состава и техники. Важ нейшим её пунктом явля ется освоение и отработка личным составом способов преодоления водных прост ранств на плавающей тех- А достигнуть полного ис ключения ЧП и несчастных случаев возможно толь ко путём целенаправлен ного, планомерного обуче ния морских пехотинцев и прежде всего водителей боевых машин професси ональным действиям на всех этапах МДП. Представьте себе кар тину: сквозь сгустившиеся сумерки проглядывается силуэт бронетранспортёра БТР-82, входящего с поло гого берега в воды бухты. Это морпехи производят Подходы к организации боевой подготовки береговых войск изменились в сторону уже сточения требований безопасности нике своим ходом и многое многое другое. Морская десантная подготовка про водится, как правило, в комплексе с тактической, огневой и физической под- готовкой. Практическое исполь зование боевой техники и вооружения с личным сос тавом при погрузке на де сантно-высадочные сред ства, переход морем, сход с аппарели на волну, про- купание своих машин. Про цедура далеко не излиш няя, и на языке десантни ков именуется замочкоЙ. Для непосвящённых чита телей поясним, что так на зываемая замочка - это сход боевой машины (БТР, плавающего танка или САО "Нона") своим ходом с бе рега в прибрежную аква торию в положение на пла ву с целью проверки её корпуса на герметичность. бессменно командует стар ший мичман Ималедин Гу сейнов. Его экипаж имеет репутацию наиболее под готовленного среди ходовых единиц флотилии и в деле многократно проверенного. Одной из особенностей подготовки береговых войск к проведению морской де сантной операции являет ся то, что морская пехота никогда не участвует в этих операциях абсолютно са мостоятельно. Любые её действия на суше или на море обязательно должны поддерживаться с воздуха, а также корабельной ар тиллериеЙ.Непосредствен но высадка с кораблей ко лёсной или гусеничной тех ники для движения своим ходом по воде к берегу обеспечивается спасатель ными судами. Вышестоящее командо вание или штаб объеди нения ВМФ обязаны во всей полноте владеть оператив ной, гидрометеорологичес кой, гидрологической об становкой в районе высад ки. Практика показывает, что малейшая недооценка должностными лицами вол нения моря, силы, скорос ти и направления ветра, НА БАЛТИЙСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ наличия осадков могут са мым неблагоприятным об разом повлиять на выпол нение задачи. ЗАДАЧИ И рЕкордыI Сегодня Каспийская фло тилия после перевода сво их основных сил из Астра хани в новые пункты бази рования в Каспийске нахо дится на новом этапе бое вого совершенствования. Здесь завершается строи тельство военно-морской базы с новейшими систе мами инженерного, нави гационно-гидрографичес кого и материально-техни- молодых ческого обеспечения. Структурные измене ния претерпели и бе реговые войска, в сос таве которых сформи рован 177-й полк мор ской пехоты. В результате раз вития инфраструктуры военного городка в Каспийске морская пе хота получила образ цовую учебно-матери альную базу: близко находящиеся от распо ложения полка бере говые полигоны Скор- пион, Зеленоморск, Ту рали, горный полигон Аданак. Изменились и под ходы к организации боевой подготовки береговых войск в сторону ужесточения тре бований по безопасности при проведении трениро вок и учений по морской де сантной и воздушно-де сантной подготовке. Главная задача при про ведении любого занятия и учения - в гарантированном обеспечении безаварий ного использования ВВТ, недопущении травматизма и сохранении здоровья лич ного состава. Так, напри мер, при организации МДП особое внимание уделя ется обучению морских пе хотинцев плаванию, в том числе в обмундировании и с оружием, использова нию спасательных средств при выходе на берег под огнём противника, которое осуществляется как в бас сейне нового учебно-тре нировочного комплекса, так и в условиях береговых полигонов. При этом осо бый акцент на тренировках сделан на технике поки дания военнослужащими бронетранспортёров или САО "Нона", потерявших управление, плавучесть или боеспособность. Ша.миль ХАИРУЛЛИН. "Орехово-Зуево" - доволь но молодой представитель бригады ракетных кораб лей и катеров, которой ко мандует капитан 1 ранга Валерий Ткаченко. МРК был торжественно принят в сос тав Черноморского флота в 2018 году и стал седьмым кораБЛёМ модернизиро ванной серии "Буян-М", по строенным для ЧФ. Корабли данного проек та являются многоцелевы ми кораблями класса "ре ка - море", оснащёнными современными образцами артиллерийского, ракет ного, противодиверсионно го, зенитного и радиотех нического вооружения, они имеют увеличенное водо измещение и оборудованы новейшим высокоточным ракетным оружием боль шой дальности. Их назначе ние - охрана и защита эко номической зоны страны. Корабль успел устано вить личный рекорд. О нём рассказал старший помощ ник командира капитан лейтенант Илья Мангилёв. 12 июля МРК закончил вы полнение задач боевой Леdтенант Кирилл Со- 1Соло6. службы в Средиземном мо ре и вернулся к родному причалу в полной готов ности встречать професси ональный праздник. Прият ным дополнением ста ла отличная оценка выпол ненных задач и благодар ность экипажу от коман дования. - Мы поставили рекорд по нахождению в дальней мор ской зоне - почти пять меся цев. Для нашего проекта на Черноморском флоте - это вучести и может при меняться в морских условиях, но лишь при волнении до трёх баллов. самый продолжительный поход, - отмечает Илья Николаевич. В общей сложности от рыв от Севастополя со сто янками в порту Тартус сос тавил 4 месяца и З недели. Обычно подобные кораб ли способны находиться в море около 2-З месяцев. По словам офицера, чле ны экипажа делом дока зывают свою готовность отлично выполнять служеб ные обязанности. - Особенно это прояви лось во время слежения за кораблями флотов НАТО и учения под руководст вом Главнокомандующего ВМФ России, - продолжает капитан-лейтенант Илья Мангилёв. В данный момент МРК "Орехово-Зуево" восстанав ливает техническую готов ность и с 1 сентября начи нает подготовку к выполне нию новых задач в аква тории Чёрного и Средизем ного морей. Совсем недавно в вузах страны состоялись выпуски молодых лейтенантов. И едва отгуляв отпуска, но воиспечённые офицеры прибыли к местам назначе ния для дальнейшего про хождения службы. Пополнились ряды мо ряков и на "Орехово-Зуево". В июле проходили практи ку на корабле курсанты 1-го курса ЧВВМУ им. П.С. На химова на должностях мат росов. Будущим офице рам ещё предстоит пройти штурманскую практику, практику на должностях старшин команд, а также заключительную стажиров ку по специальности. По словам старпома МРК, ус ловия практики помога ют почувствовать корабль и сделать так, чтобы "желе зо" не давило на новоиспе чённых лейтенантов, когда они придут на службу. Год назад ряды экипа жа МРК "Орехово-Зуево" по полнил командир радиотех нической группы лейтенант Кирилл Соколов. О ратных буднях корабля он расска зывает так: - Корабль выполнял за дачи в восточной части Сре диземного моря с февраля по июль - взаимодейство- / Каnитан-лedтенанm Илья Маmuлёв. вали с кораблями других флотов, отслеживали дей ствия британских, израиль ских, американских ВМС, пересекались с кораблями ВМС Франции и Греции, которые постоянно нахо дятся в восточной части Средиземного моря. На данный момент идёт от работка специальных за дач, подготовка к выходу на боевую службу. Лейтенант Соколов - продолжатель военной ди настии моряков. Его отец капитан 1 ранга Сергей Соколов также проходил службу в бригаде ракетных кораблей и катеров. А по этому выпускник Военно морского политехническо го института им. А.С. По пова в Санкт-Петербурге хотел вернуться в родные края и продолжить службу именно в Севастополе. О своём выборе офицер ни разу не пожалел. В 2020 году окончил факультет ра диотехнического вооруже ния ВМФ и был назначен командиром БЧ на ракет ный катер, спустя некото рое время поступило пред ложение перейти на МРК, на котором он и служит уже 7 месяцев. Достойные моряки до стойно несут службу и не собираются останавливать ся на достигнутом. Пусть походы и стрельбы будут лишь учебными. Южные рубежи страны под надёж ной защитой. Е1Сатерина ДИМОВА. Фото автора. в Калининградской области завершается лагерный сбор инженерных подразделений БФ На одном из транспортёров руководил действиями личного состава командир инженерно водолазного взвода гвардии старший лейтенант Глеб Чащин. Его подчинённые занимались выставлением противодесант ных мин ПДМ-1 на небольшую глубину до 1,5 метра. Конструк тивно взрывоопасный предмет состоит из корпуса, взрывателя с предохранительным устрой ством, антенны и чугунной 55-ки- минное заграждение на участке в 100 метров за 15-20 минут. При использовании специального оборудования и загрузке на транспортёр нужного количества мин участок минирования мо жет быть достаточно большим - до 600 метров. Противотанковые минные поля на побережье выставляют ся подвижным отрядом заграж дения с помощью гусеничных машин ГМЗ-2 или ГМЗ-З. В счи танные минуты несколько сот метров побережья превращают ся в непроходимую для боевой техники зону, ведь в каждой ГМЗ умещаются по 208 мин. А если использовать ГМЗ-З, то с по мощью плужно-маскировочного устройства мины будут спрята ны в грунте, причём машина обеспечит цифровое индекси рование координат узловых то чек минного поля и каждого взрывного устройства в отдель- вляется путём воздействия удар ной волны от взрыва заряда на взрыватели мин. Однако полного разминирования не гарантиру ется. Целыми могут остаться взрыватели двукратного нажа тия или натяжного действия. Не реагируют на взрывную волну магнитные, сейсмические и ин фракрасные взрыватели. Тут уже не обойтись без сапёров. В августе военнослужащие решают основные задачи инженерного обеспечения: ведение инженерной разведки, наведение переправы, оборудование полевых пунктов управления. Сапёры выполняют нормативы по закладке, маскировке и применению заградительных, а также противогусеничных и противобортовых мин на мишенях, имитирующих бронированную и автомобильную технику. Про водятся тренировки по разминированию местности и объектов, по обеспечению высадки десанта и противодесантной подготовке, а также по снабжению войск водой и электроэнергией. С целью ввести в заблуждение воздушного противника инженеры тренируют навыки маскировки военных объектов на полигонах. При этом все задачи выполняются в условиях активного применения "неприятелем" диверсионно-разведывательных групп. В течение месяца в общей сложности в сборе было задей ствовано более тысячи воен нослужащих, свыше 200 единиц военной и специальной техники, в том числе путепрокладчики БАТ -2, землеройные машины МДК-З, установки разминирова ния УР-77, минные заградители ГМЗ-З, УМЗ, станции комплекс ной очистки воды СКО-10. В один из дней сбора на по лигоне Хмелёвка состоял ось тактико-специальное учение подразделений отдельного мор ского инженерного полка и бри гады морской пехоты Балтий ского флота, в ходе которого во енные инженеры и "чёрные бе реты" учились закладке и мас- • кировке мин в воде и на берегу, а также обнаружению и обез вреживанию взрывных устройств условного противника. Инже нерно-сапёрное отделение груп пы разграждения проделывало проход на морском побережье, в том числе с помощью подрыва накладным зарядом для обес печения беспрепятственного передвижения техники и личного состава морского десанта. Как сообщил начальник шта ба морского инженерного ба тальона ОМИП гвардии майор Александр Попов, аналогич ные задачи военнослужащим предстоит решать и во время стратегического учения "Запад- 2021 ", основная фаза которо- го пройдёт В середине сентября. По плану мероприятий лагер ного сбора военные инженеры совершенствуют навыки в вы полнении нормативов по уста- Саnёры десантируются с ПТС. новке противодесантных полей из мин ПДМ-1М, ПДМ-2, ПДМ-ЗЯ. Даже плавучим транспортёрам (ПТС) нелегко бороться с ко роткой, но яростной балтийской волной. ПТС предназначены не только для перевозки военной техники и вооружения, личного состава и различных грузов че рез водные преграды, также с их помощью выполняют укладку противодесантных мин на мо рях, озёрах и реках. Транспортёр обладает хорошей манёврен ностью, высокой проходимо стью, большим запасом пла- • лограммовой балластной плиты. Когда противодесантная техника задевает вкрученную в него ан тенну, взрыватель приводится в действие. Реагирование проис ходит лишь на движение тяжё лой техники, волна не может стать причиной детонации. Кроме ПМД-1, военные инже неры устанавливают и другие типы мин. На глубинах до че тырёх метров - донные ПДМ-2, ещё глубже - якорные ПДМ-ЗЯ. Гвардии старший лейтенант Глеб Чащин уточняет, что его под разделение способно выставить ности. Ещё более ответственная за дача - разминирование сухопут ных участков и проделывание проходов в минных полях. Для этого военнослужащие исполь зуют установку разминирования УР-77 "Метеорит" (или "Змей Горыныч", как её называют из за внешнего вида). Она создана на базе самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика" и способна проделы вать ходы в противотанковых минных полях во время боя. Тех ника позволяет соорудить отно сительно безопасный коридор для передвижения в минном поле шириной до 6 и длиной до 90 метров. ур- 77 может расчи стить противопехотное минное поле от мин нажимного дейст вия. Разминирование осущест- Для обнаружения и обезвре живания оставшихся противо танковых и противопехотных мин личный состав инженерно-са пёрного отделения под руковод ством гвардии младшего сер жанта Антона Филатова десан тируется на берег с ПТС. В эки пировке сапёра - средства инди видуальной защиты, бронежи лет, наколенники, налокотники. В руках, кроме миноискателей, также - сапёрные щупы, комп лект флажков для обозначе ния найденных взрывоопасных предметов. Вместе с военнослужащими морского инженерного баталь она тренируются и балтийские "чёрные береты". Начальник инженерной службы бригады морской пехоты БФ гвардии майор Владимир Сезёмин от метил, что его подчинённые производили установку противо десантных заграждений с ПТС при волнении на море в три балла. Обеспечив возможность про движения морского десанта, инженерные подразделения выдвигаются вглубь побережья, продолжая исследовать мест ность. IOpиdДМИТРИЕВ Фото автора. Материалы публикуются в сокращении. 27 августа 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz