На страже Заполярья. 2021 год. Август.
4 * lа стrаЖЕ запаЛlrы СОЗДАТЕЛИ "ОСИНЬIХ ГНЁЗД" готовлены здесь же на 206-м заводе железобетонных из делий. Он выпускал сборные дома полной заводской го товности с внутренней пред отделкой и остеклением. Предприятие имело такие мощности, что обеспечива ло весь Кольский полуост ров. У нас в те годы было самодостаточное строитель ное управление с полным циклом производства, то есть собственный заказчик, собственная производст венная база и полный на бор обеспечивающих орга низаций. С неуёмным энтузиазмом продолжают жить ветераны Спецстроя, они посетили Североморск накануне профессионального праздника 4Ш' Сейчас вете- раны Спецстроя с теплотой и гордостью вспо минают годы службы на Северном флоте и с огром ным удовольствием посе щают Североморск. Так, недавно в главной базе СФ с визитом побывали гене рал-полковник в отставке Леонид Шумилов, Герой Социалистического Труда генерал-лейтенант в отстав ке Алексей Макарычев и генерал-лейтенант запаса Сергей Майоров. Биографию этих воисти ну почётных гостей в не сколько строк уложить слож но, однако хотелось преж де рассказать о самих де легатах Всероссийской об щественной организации "Трудовая доблесть Рос сии", которую они представ ляют, а уже после об их визите. Лауреат премии Совета Министров СССр, облада тель орденов Ленина, Ок тябрьской Революции, Крас ной Звезды, 27 медалей, заслуженный строитель РСФСР, почётный строи тель России, почётный стро итель города Москвы, ве- Леонид Вениаминович - строитель потомственный, но в отличие от деда и отца получил высшее образова ние, в 1957 году окончил Высшее инженерно-тех ническое Краснознамён ное училище ВМФ СССР, а уже в 1958-м возглавил один из строительных участ ков в городе Полярном. Поочерёдно стал началь ником управления, началь ником Спецстроя-700 на Новой Земле, главным ин женером, а в 1975 году - на чальником строительного управления Северного фло та. В подчинении Леонида Шумилова тогда находи лись без малого 56 тысяч военных строителей. Од ним из них был Алексей Макарычев. Алексей Алексеевич в 1963 году окончил факуль тет промышленного и граж данского строительства Московского инженерно строительного института, после чего был призван на военную службу и попал на Северный флот. Начинал в качестве мастера строи тельного участка военно строительного управления Заслуженные строители с радостью приезжают в Ceвepo.мopc~вeдb lCаждыd из них отдал службе на СФ по 20 лет ж,изнtI. На фото (справа налево) Геро" Социалис тичеClCого Труда генерал-леdтенант в omcmaBlCe АлеlCсеd МаlCарычев, генераЛ-nОЛlCовниlC в omcmaBlCe Леонид шу.мuлов, гснерал-леdтенант запаса серге" Madopoa теран подразделений осо бого риска, доктор техни ческих наук ... Наград, зва ний и регалий у генерал полковника в отставке Лео нида Шумилова много, и каждая - результат личной ответственности и любви к делу, которое он выбрал. СФ. Позднее был главным инженером, а затем и на чальником "Севервоен морстроя". За свои много численные заслуги в деле военного строительства был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Заслуженный строитель РСФСР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, многочисленных медалей. Сергей Майоров стал уже учеником Алексея Алек сеевича. Он на Северный флот попал в 1979 году после окончания Ленинградского высшего военного инже нерного строительного учи лища им. генерала армии А.Н. Комаровского. Прошёл все должности от началь ника строительного участка до заместителя командую щего СФ по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию, также носит почётное звание за служенного строителя толь ко уже Российской Федера ции, награждён орденом По чёта, множеством медалей. Их вклад в возведение объектов Министерства обо роны на Крайнем Севере оценить сложно, масштаб огромный. Судите сами. Из воспоминаний Лео нида Шумилова: "Начинал я с сугубо мирного хлебозавода. Од нако вскоре мне поручили возведение двух подзем ных серьёзныххранилищ: одно для торпед, второе для корабельных ракет. Объекты БЬUlи прoлёmoм 14мempoв, работы велись Одним из сложных и осо бенно интересных в реали зации объектов для Лео нида Шумилова и Алексея Макарычева стал причаль ный фронт в посёлке Гре миха. Возвести его сле довало среди голых скал. На весь цикл работ, вклю чающий разработку камен ного карьера, отсыпку дам бы длиной 1200 метров, основы плавучих тяжёлых причалов и бетонирование их корневой части, было от ведено всего 6-7 месяцев. Работу сдали вовремя. Ещё одним запоминаю щимся проектом стало со оружение станции преду преждения ракетного на падения вблизи Оленегор ска. Две антенны по пятьсот метров длиной, основной блок обработки данных, ко мандный пункт. В масштаб ной стройке принимали участие свыше 6 тысяч че ловек. Трудились, говорят, круглосуточно. - Мне посчастливилось служить и жить здесь в те годы, когда происходило Леонид Вениаминович на такие комментарии ре агирует лёгким кивком го ловы и довольной, но сдер жанной улыбкой. К слову, у него отличная военная вы правка, и сейчас в свои 86 лет он регулярно занимает ся спортом, а в Северо морск приехал даже не смотря на то, что за не сколько дней до вылета сломал руку, играя в теннис. Вот что значит высокий уровень ответственности - всё, что запланировано, должно быть реализовано. - Помню, когда я только приехал в Североморск, города, каким он есть сей час, не было, - вспоминает Леонид Шумилов. - Были Посёлок Ягельная - ныне Гаджиево, база атомных подводных лодок Северного флота до сих пор играет важную военную роль - натовцы в бессильной злобе окрестили её в скальном грунте, уро- "осиным гнездом" вень механизации был ________________________________________________ очень низок, многие ра боты приходилось вы полнять вручную. Пом ню, мой механик монти ровал сварочные аппара ты, соединяя со списан HblX подлодокэлекmродви гатели и генераторы. Из подручных списанныхма териалов делали пpocmеи шие механизмы. Работа ли круглосуточно. с началом Карибского кризиса началось срочное возведение ракетных шахт, это был вообще первый опыт строитenь ства таких сооружений. Кстати, при моём ак тивном участии обycmра ивался посёлокгуба Ягель ная - ныне Гаджиево, база атомных подводных ло док Северного флота. Здесь создали современ ный насenённый пункт, в котором БЬUlи госпиталь, школа, ясли, детский сад и даже родильный дом. Эта база играла и до сих nop uгpaem важнуювоенную роль - натовцы в бессиль ной злобе окрестили её "осиным гнездом". мощное развитие Север ного флота, прибывали но вые лодки, корабли, само лёты, - вспоминает сейчас генерал-лейтенант в от ставке Алексей Макары чев. - А У нас работа была без выходных. Понедель ник-суббота полный ра бочий день, воскресенье до обеда, если не по сколь зящему графику. И все были этому только рады! Вот что заложил в нас капитан, а впоследствии генерал-пол ковник Шумилов. Его словам вторит Сергей Майоров, который в годы своей службы в Заполярье занимался возведением фортификационных соору жений, промышленным и жилищным строительст вом: - Да, работали часто кру глосуточно, без выходных. А Алексей Алексеевич про верял нас и по ночам, и в вечернее время. Примеча тельно, что большинство домов, которые здесь по строены, я не говорю о во енных объектах, были из- ДОФ и улица Сафонова, но без 12-этажек, и Алёши ещё не было, да и площади Приморской тоже. А на верху на сопках только фин ские домики. Делегаты постарались многое успеть за своё недол гое пребывание в главной базе СФ. В первую очередь они нанесли визит коман дующему Северным фло том Герою России адми ралу Александру Моисееву. - Мы с радостью приез жаем сюда, ведь каждый из нас отдал Северному флоту более 20 лет жизни. У ко мандующего сегодня были, сказали ему, что приехали в родной дом, - поделился позже Алексей Макарычев. Заслуженные строители сегодня ведут активную об щественную деятельность. Как члены правления Все российской общественной организации "Трудовая доб лесть России" они привезли на Север наградные знаки и дипломы работникам су достроительных предприя тий СРЗ "Нерпа" и "З5-й судостроительный завод", приняли участие в празд новании Дня Военно-мор ского флота, а ещё посети ли Североморский музей истории города и флота. Там гости подробно озна комились с частью экспо зиции, которая посвящена Двухдневный визит, на сыщенный делами и собы тиями, гостей не утомил. Отнюдь, как и десятилетия назад, они полны энтузиаз ма. Возвращаясь к яркой биографии наших героев, следует добавить, что в 1985 году Леонид Шумилов гла61lШl база nодводных сил сф Гаджиево была возведе на при нenocpeдcmвeHHй.м участии Леонида шу.мuлова. военному строительству. С директором Северо морского музейно-выста вочного комплекса Еленой Шкор они обговорили воз можность дальнейшего со трудничества,предоставле ния в фонды музея архив ной информации, докумен тов, фотографий. - Леонид Вениаминович сейчас ставит нам задачу создать экспозиции об ис тории военных строителей Северного флота, будем занимаТЬСЯ,-отрапортовал Алексей Алексеевич. Посещение Кольского Севера заслуженными стро ителями включило в себя ещё и торжественно-тра урное мероприятие. Гости побывали на могиле своего коллеги - почётного гражда нина Североморска заслу женного строителя РСФСР кавалера ордена Трудового Красного Знамени полков ника в отставке Павла Жи дяева, отдавшего полвека возведению столицы Се верного флота. Он приехал сюда в 1956 году после окончания военного фа культета Дальневосточного политехнического инсти тута им. В.В.КуЙбышева. Начал свою трудовую дея тельность с должности про изводителя работ в отде ле "Севервоенморстроя". Именно Павел Сергеевич в 1958 году отстроил здание редакции нашей газеты на улице Сгибнева. В 1964 году под его руководством были выполнены работы по стро ительству причала на за воде железобетонных изде лий. Большой вклад он внёс в строительство мемори ального комплекса пло щади Мужества и установку музея "Краснознамённая подводная лодка К-21". Он ушёл из жизни год назад. был назначен первым за местителем начальника строительства и расквар тирования Министерства обороны СССР. Одним из главных направлений его деятельности стало соз дание космического назем ного комплекса "Энергия Буран". Туда же, в город Ленинск, ныне Байконур, в 1986 году был переведён Алексей Макарычев на должность начальника Глав ного специального военно строительного управления Минобороны СССР. Благо даря напряжённому труду военных строителей с се вероморской закалкой все объекты космодрома были сданы точно в срок, а пер вый пуск космического ко рабля "Буран" прошёл ус пешно. Именно за заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой ракетно-космической сис темы "Энергия-Буран" Алек сею Макарычеву было при своено звание Герой Соци алистического Труда. Но, рассуждая о своём трудо любии и организованности, он говорит, что за этим сто ит при мер и воспитание Леонида Шумилова. - Знаете, какой случай был. В первый же день моей службы на Северном флоте я купил сигареты, открыл, пахнут вкусно ... Идёт капитан Шумилов и грозно так мне: "Товарищ Макарычев, вы же не ку рите! Бросьте!". И я бросил, и с тех пор не курю! - Да, я не дал ему стать курильщиком, и тем самым сделал так, чтобы он дожил до 100-летия, - улыбаясь, произносит Леонид Вени аминович. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива газеты. "путь к МОЕМУ ГОРОДУ" Сентябрь ушёл на обустрой ство: установка вагончиков под конторку, бытовку-раздевалку личного состава, инструментал ку, дизельную электростанцию, устройство освеще- ... Наступило лето 1965 года. мыса Соколова был небольшой карьер. Бурение велось шарош ками. Глубина скважин до 12 метров. Жидяев Павел Сергеевич - почётный гражданин Североморска, полковник в отстав ке, заслуженный строитель РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. "Все регалии и награды этого человека заслужены большим трудом и большой любовью к городу, которому он посвятил всю жизнь. Он построил Североморск, - написал на своей странице в Интернете глава ЗАТО Североморск. - Именно руками Павла Сергеевича во флотской столице возводились жилые дома, объекты социально-культурного назначения, инфраструктура баз Северного флота. Полвека он отдал профессии, строительству, военной службе и, даже уво лившись в запас, продолжал работать". В 1958 году он строил редакцию и типографию газеты "На страже Заполярья", в 1964-м под его руководством были развёрнуты и выполнены работы по строительству причала на 206-м заводе железобетонных изделий и здания родильного дома на улице Комсомольской. Большой вклад Павел Сергеевич внёс в строительство мемориала на площади Мужества и установку подлодки музея К-21, в расширение и благоустройство городского парка. Это лишь часть проектов, реализованных Павлом Жидяевым. Сегодня мы публикуем отрывок из книги воспоминаний "Путь к моему городу", написанной почётным гражданином флотской столицы. Новая Земля Вышел на палубу, и на душе стало не совсем уютно, я бы даже сказал муторно. Посёлок как посёлок, а вот при рода - я тебе дам! Голые берега, никакой растительности на сопках. Хотя эти возвышенности и сопками-то назвать трудно, какие-то при лизанные, прижатые к морю. Обедали на эсминце, командир не выпустил без обеда, даже 100 граммов "шила" предложил. Принял - хорошо! В 14 часов подошёл катер с группой режима, переправили нас на берег. Прибыл в управ ление Спецстроя-700. Начальник управления - полковник Марк Рабинович, главный инженер - подполковник Николай Першин. Представился, как положено. Личный состав передал в отряд, сам определился в гостиницу. На 6 августа 2021 года • следующий день прибыл в уп равление, представился коман диру, коллективу производствен ного отдела, в политотделе, стро евом отделе и бухгалтерии. В производственном отделе моё строительно-монтажное уп равление курировал капитан Виктор Герасимов, который поз же стал у меня главным инже- ПодлодlCа-.музеd К-21. нером (ну это как старший про раб на Иркутской ГЭС). Хотя он принимал участие в постановке первого берегового ряжа, кото рый они ''удачно'' посадили с отсту плением от оси съездовой час ти причала на три метра и с раз воротом от оси съезда на 15 гра дусов вправо, если смотреть с берега. • ния. В конце сентября 1964 года прибыл мой помощник и друг Валерий Попов, ко торый изъявил жела ние работать со мной на Новой Земле. На чали думать, с чего начинать, какими си лами. Приехавшие со мной военные стро ители были разме щены в отряде, кото- Нужно было думать о заделе на зиму. Валера Попов внёс пред ложение - построить стапель и на нём в летнее время заложить хотя бы один ряж. рый располагался в ПОЛlCOвнUlС в отста6ICе Белушке, что было Павел Жидяев. крайне неудобно. С большими по тугами нам приш лось пробивать ре шение этого воп роса. Но наши ста рания оправдались. Сначала наши оп поненты с усмеш кой смотрели на эту затею, но когда стапель был готов и мы на нём за ложили и начали рубить ряж, замол чали. Но разгово ры теперь пошли о другом: Учитывая большие объёмы работ на этой площадке, начали строить рядом с объек том казарму, штаб отряда, сто ловую и обустраивать домик для ИТР моего СМУ. Первая зима прошла в потугах организовать подобие работы, Подобие, потому что задела к зиме не было. Не имелось при личного карьера для добычи камня в постель и в ряжи. Су ществующий карьер и организа ция работ в нём не могли обес печить выполнение работ в уста новленные сроки. В конце октября 1964 года поступил первый транспорт с брусом сечением 20х20 см, дли ной 6,5м. Всего за 2,5 года уло жено в дело 6500 кубометров такого бруса из полученных 7200. 400 кубометров забраковали, обнаружив гниль, которая СНиПом не допускается в сооружениях первого класса. - А как вы его столкнёте? Столкнули! С помощью бук сира (благо на базе в то время имелся) сдёрнули ряж со ста пеля. Между прочим - на буксир и расчёт был. С капитаном судна и командиром базы заранее договорились. Правда, адреналина выде лилось порядком! Особенно, когда ряж входил в воду и крен был такой, что создалось впе чатление, будто вот-вот он оп рокинется. Но как только крен прекратился и раскачка пошла в обратную сторону, поняли - ряж вошёл в воду нормально! Крики "Ура!" огласили окрестность. Это была наша победа! Дальше дело пошло веселее. Была проведена небольшая реорганизация. Создана бри гада подачи бруса и металло поковок на ряж. Начали готовить камень для постели. В районе • Но, когда начинали заряжать - глубина их оказывалась 5-6 метров. Не учли вечной мер злоты, при проходке шарошки оттаивали, и после подъёма штанги заплывали. Промучившись так до августа 1965 года, потом разработали проект производства работ по добыче камня. Трудились над этим проектом три недели все мои офицеры. Перелопатили кучу литературы по горнопро ходческим и взрывным работам. Решили раздробить массив мас совым взрывом. Заложили 3 штольни на 4 камеры. Средняя штольня 2-камер ная, а крайние - по одной. Рас чётный суммарный заряд - 21 тонна. При утверждении пас порта взрывных работ главный инженер подполковник Першин урезал заряд до 17 тонн. Но мы заложили всё-таки 21 тонну, так как при получении я доказал кладовщику, что 17 тонн отно сится к аммониту, а на боевики нужно ещё 4 тонны тротила. Что и получилось! Результат прекрасный. Когда подъехали в забой после взрыва, Першин спрашивает: - Ну как взрыв? Я отвечаю: - Да вроде неплохо. - Ох и скромник - отличный взрыв! Вот видишь, я был прав, что урезал твой заряд на 4 тонны. - Да нет, заряд был 21 тонна. Я 4 тонны тротила получил, иначе мы камня бы не добыли. - Да! Один - ноль в твою пользу! •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz