На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖЕ заDаЛlr~1 9 14 августа 2021 года в 15 часов 10 минут в горах Турции (н.п. Адана) потерпел катастрофу самолёт-амфибия Бе-200 "Александр Мамкин" Министерства обороны Российской Федерации. Экипаж самолёта прибыл в Турецкую Республику для оказания помощи в тушении лесных пожаров 8 июля 2021 года. ПАМЯТИ КУЗНЕЦОВА в 90-х он был одним из тех, кто вместе с Тимуром Апакидзе спас корабельную авиацию для России дых лётчиков. Он воспитал сына, который тоже стал лётчиком. Последний раз я видел­ ся с Евгением Викторови­ чем в Ейске осенью 2017 года, мы тогда перелетали на Ан-12 из Саки на Север, но остались в Ейске на но­ чёвку. Как же искренне он рад был видеть нас, приг­ ласил к себе домой. НЕБО ЗАБИРАЕТ ЛУЧШИХ 14 августа 2021 года. Теперь это ещё одна да­ та, которая останется в моей памяти. Навсегда. Как остаются в памяти даты, когда теряешь самых близких людей. Ушёл командир. станцией. И как минимум мог угнать на второй круг меня. Но он поверил, что я справ­ люсь. И всегда потом верил. Верил во всех нас, кому до­ верял. И его нельзя было подвести. Нет, не потому что отругает или накажет. По­ тому что очень дорого было его доверие нам. ~орские лётчики России участвовали в ва1КНОЙ гуманитарной миссии - спасали людей Впервые я познакомил­ ся с ним в ноябре 2008 года, на второй день моей служ­ бы в полку после окончания училища. На полётах, в клас­ се предполётной подготовки. машине и эвакуировать от­ туда семью самостоятель­ но. Почти 700 километров в одну сторону. Уйдя служить в Ейск, он не ушёл из полка. Он всегда был с нами, с каждым из нас, переживал за судьбу папка. Теперь он там, вместе с Тимуром, сверху будет бе­ речь всех нас. А мы не смо­ жем его подвести, потому что по-другому не может быть. На борту самолёта, кро­ ме экипажа, находились военный переводчик и два турецких специалиста. Ко­ мандир экипажа полковник Евгений Кузнецов, второй пилот подполковник Вла­ дислав Беркутов, штурман подполковник Вадим Кара­ сёв, радист старший лейте- нант Николай Омельченко, борттехник старший сер­ жант Юрий Чубаров, пере­ водчик-координатор Эдип Узуноглу, лётчик Серкан Мирзаоглу и лесной инже­ нер Айдин Авшар Огуз. мужество, отвагу и самоот­ верженность, проявленные при тушении пожаров в Турец­ кой Республике, российские офицеры награждены орде­ ном Мужес;тва посмертно. - Заместитель команди­ ра полка по безопасности полётов подполковник Куз­ нецов, - именно так чётко, по-военному представился он мне. Хотя мог просто сказать ничего не значащее: - Езжай, - только и сказал командир, выслушав меня. А потом звонил мне, пере- Не всегда мы понимали, за что он ругает нас. Но наз- В девяностыхон был одним из тех, кто вместе с Апакид­ зе спас корабельную авиа­ цию для России, сохранил авианосец. Став команди­ ром, берёг и уберёг всех нас от несчастья, от беды, самое сложное и тяжёлое брал на себя, не боялся ответст­ венности и не перекладывал ни на кого никогда. Вот и сей­ час было именно так. Себя только так и не смог убе­ речь, отдал себя всего. Если и быть командиром, то толь­ ко таким, каким был он. Указом Президента Рос­ сийской Федерации от 14 августа 2021 года N!! 464 за Двое офицеров погибше­ го экипажа долгое время служили в морской авиации Северного флота. "Привет", обозначив огром­ ную пропасть между нами в возрасте, званиях, долж­ ностях и всём другом. Полковник КУЗНЕЦОВ Евгений Викторович И вот уже через секунду с улыбкой поздравил меня с прибытием к месту служ­ бы и по-отечески обнял. Именно таким он был. Про­ фессионал своего дела на службе и порядочный чело­ век в жизни. Нет, не просто порядочный, а настоящий. направить свои знания и профессионализм на даль­ нейшее развитие россий­ ской школы палубной авиа­ ции. Пешu.м nо-. лётно.му: nо.л"овни" А.леlCсандр Кузнецов (справа) со coou.м ведО.мы.м Па6.tlо.м Подzyзовы.м подробно разбирают nредстоящиd nо.лёm. живал за дорогу, за меня. За семью. Это он ехал со мной спасать семью. Свою семью. И таких историй каждый, кто с ним служил, расскажет множество. Евгений Кузнецов окон­ чил в 1987 году Борисо­ глебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В'n.Чка­ лова, прибыл по распре­ делению на Тихоокеан­ ский флот. По предложе­ нию полковника Тиму­ ра Апакидзе перевёлся в единственный в стране ко­ рабельный истребитель­ ный авиационный полк, базировавшийся в Крыму. На Северном флоте Евгений Викторович ока­ зался в 1992 году, после того как вместе с шестнад­ цатью лётчиками центра подготовки г. Саки решил Полковник Кузнецов в период с 2009 по 2015 год являлся командиром 279-го отдельного корабельного истребительного авиацион­ ного полка Северного фло­ та. Был одним из ведущих лётчиков-испытателей са­ молёта-амфибии Бе-200 в условиях Арктики и участ­ вовал в полётах на Землю Франца-Иосифа. Послед­ няя должность - замес­ титель начальника 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации по лётной подготовке в городе ЕЙске. Шесть лет он был коман­ диром полка. Нашим ко­ мандиром. И это была не просто должность для него - призвание. Он знал нас всех. И не только нас, но и наших жён, детей. Он радо­ вался нашим успехам на службе и нашим радостям, какими бы маленькими они ни были. Переживал за каждого из нас. Не просто по долгу службы. По-оте­ чески. Если болели наши дети, то это болели его дети. Когда у меня неожиданно умер отец, узнав это, уже через минуту Евгений Вик­ торович звонил командиру соседнего полка с прось­ бой взять меня на их попут­ ный борт. Вот такой он был. Это он принял решение сажать на "Нитку" 24-летне­ го лейтенанта, меня. И ра­ довался моим успехам так, как если бы это были его личные успехи. Верил в лю­ дей, глубоко разбираясь в каждом. На Севере летали в сложных метеоусловиях (СМУ), мой первый само­ стоятельный полёт в СМУ на Су-33. Погода не приду­ манная, как это иногда бы­ вает, а настоящие СМУ, с об­ лаками и дождём. Я И сам побаивался, но полетел. И вот "прижало", как это бы­ вает, и облачность опусти­ лась, и видимость ухудши­ лась. Я в воздухе, захожу на посадку. Уже при заходе понял, что погода стала ху­ же. Собрался, сел. А он сто­ ял у края полосы с радио- вать это несправедливостью мыслей никогда не возни­ кало. Если ругал, воспиты­ вал, наказывал - значит зас­ лужили. Но и никого в обиду из нас он не давал, за каж­ дого из нас стоял горой. Мы все были его. Его люди. Не просто обезличенный лич­ ный состав, его родные и очень близкие ему. Гибель экипажа всегда горе. И долго тянутся мину­ ты ожидания между появ­ лением новости и выясне­ нием подробностей. И не хочется, чтобы это был кто­ то знакомый. Так было и вчера. И лишь короткое "Всё, Кузнецов погиб", услы­ шанное в трубке телефона, вмиг оборвало все надеж­ ды. "Такими вещами не шу­ тят", - сказал мне друг Евге­ ния Викторовича, коман­ дир соседней воинской час­ ти на Севере, опешивший от такого известия. Я бы всё отдал за то, чтобы это была лишь шутка. Или ошибка, совпадение. Как угодно, но не так. Но это - горькая правда жизни. И теперь это глубокая личная трагедия для каждого из всех нас - тех, за кого он всегда пе­ реживал. Был награждён двумя орденами Мужества, ме­ далью ордена "За заслуги перед Отечеством". Подполковник БЕРКУТОВ Владислав Николаевич Владислав Беркутов ро­ дился 25 июля 1971 года. В 1992 году окончил Орен­ бургское высшее военное авиационное Краснозна­ мённое училище лётчи­ ков. Военный лётчик 1-го класса, освоил 8 типов са­ молётов. Главный инспектор-лёт- чик 859-го центра боевой подготовки и переучи­ вания л~тного состава морской авиации. С 1992 по 2015 год служил на должностях в морской авиации Северного флота (последняя должность - главный инспектор-лёт­ чик). Однажды моя семья на поезде возвращалась до­ мой из отпуска. В Карелии прошёл ливень, и размыло пути - дальше ехать поезд не мог. Оценив ситуацию, я принял решение ехать на ЖИВЁМ НАДЕЖДОЙ Североморская автошкола ДОСААФ России мечтает вернуть базу, как в советские времена Лето на Севере - пора отпусков. Во флотской столице в это время жизнь практически замирает: на улицах мало автомобилей, почти не слышно детских голо­ сов. В североморской автошколе ДОСААФ, которая по праву считается одной из лучших автошкол города, тоже пока затишье. 70-летний юбилей, который цент­ ральная организация ДОСААФ отметит 20 августа, скорее всего здесь пройдёт по-тихому. Специальность - этого класса, а обучить по плану требуется всего 20 ребят, мы его выполнили за полгода. То есть наших производственных мощнос­ тей хватает, чтобы обучить 40-45 призывников, даже учитывая "ус­ талость" нашего военного авто­ парка. военный водитель Исполняющая обязанности директора по учебно-производ­ ственной части ПОУ "Северо­ морская школа ДОСААФ России" Татьяна Логвинчук ведёт меня по пустующим летним кабинетам, знакомя с материально-техни­ ческой базой учреждения. Поми­ мо учебных стендов и компьюте­ ров, автошкола может похвас­ таться небольшим автопарком, в котором, помимо легковых ма­ шин, есть и грузовые КамАЗы, и автобус, и, как веяние нового времени, квадроцикл. - К сожалению, на данный мо­ мент мы существуем только в формате автошколы. Конечно, хотелось бы "вернуть" советские времена, когда была мощней­ шая база, работали разные кружки, обучали нескольким военным специальностям. От­ лично помню, как это было, так как сама являлась воспитанни­ цей ДОСААФ - занималась мо­ тоспортом. Идёшь из школы И видишь, как летят самолёты, из них выпрыгивают парашютисты. Летят, как одуванчики, - вспоми­ нает Татьяна Владимировна. - Картинг, мотоспорт, плюс другие кружки, молодёжь была всё вре­ мя задействована. Единственное, что осталось от прежних разветвлённых функ­ ций ДОСААФ, - это возможность призывникам получить военно­ учётную специальность. - Я пришла сюда работать ин­ структором по вождению в 2013 го­ ду. Тогда "ходило" пять КамАЗов, в год по военно-учётной специ­ альности выпускали 90 человек. Сейчас у нас три автомобиля • Автобус ПАЗ в автошколе в хорошем состоянии, а вот КамАЗы довольно часто ломаются, на­ долго выходят из строя. Все гру­ зовые машины, которые числят­ ся на балансе, в североморском ДОСААФ находятся в эксплуата­ ции с 2012-2013 годов, но до это­ го времени они уже прошли служ­ бу в воинских частях. По договору, использовать эту технику для иных целей, кроме обучения военной специальности, автош­ кола не имеет права, а вот об­ служивать и ремонтировать при­ ходится самим. Проблема устаревшего авто­ парка - не главная: - Группы для обучения воен­ ной специальности комплектует военкомат. И вот мы их "катаем", как говорят в профессиональной среде. К сожалению, не все обу­ чающиеся проявляют созна­ тельность, кто-то прогуливает, кто-то вовсе приносит заявление на отчисление, иногда специаль­ но заваливают экзамен. Ситуа­ ция получается непростая. Дого­ вор на их обучение подписан, мы обязаны всех довести до экзаме­ на, так что приходится уговари­ вать, убеждать ребят, работать с родителями. А ведь, казалось бы, это - прекрасная возмож­ ность бесплатно получить вост­ ребованную и хорошо оплачи­ ваемую профессию. В автошко­ ле ДОСААФ будущие защитники Родины могут освоить специаль­ ность водитель категории "С", обучаясь вождению КамАЗов, из­ редка - водитель категории "О" (это автобус). - Североморская молодёжь сразу после школы стремится в вузы, тем самым отодвигая при­ зыв на несколько лет, и, по сути, со школьной скамьи сразу в ар­ мию идут ребята, которые были малоуспешны в уч~бе, до сих пор не определились со своими жиз­ ненными приоритетами. Вот с та­ ким контингентом нам и прихо­ дится работать. Конечно, уже на начальном этапе пытаемся отсеять тех, кто заведомо не хочет учиться. Со­ бираем курсантов и родителей. Стараемся объяснить, что под­ писание договора - это серьёз- • но, он не может быть расторгнут без особых на то причин. Это от­ ветственность, в том числе и ма­ териальная, перед государст­ вом, которое предоставляет им возможность освоить военно­ учётную специальность и опла­ чивает обучение. Вроде все по­ нимают и соглашаются на выд­ винутые условия. Но в итоге не всегда и не всё проходит гладко. Курсанты весеннего призыва обычно обучаются с декабря по июнь, но в этом году на экзамены мы начали выходить уже с марта, по мере освоения программы. Она составляет 272 часа теории и практики теоретической плюс 200 часов накатка вождения. Это время рассчитано на тех, кто не имел прежде никаких во­ дительских категорий. Основную практику вождения курсанты получают в городе, отдельные элементы осваиваются на пло­ щадке автодрома - в этом плане обучение по категориям граж­ данских и военных водителей ма­ ло разнится. Главное отличие в том, что после завершения цикла обучения курсанты, получающие военно-учётную специальность, должны сдать внутренний эк­ замен в военной автоинспекции, а только потом в ГАИ, - объяс­ няет Татьяна Владимировна. О коллективе - Коллектив у нас сейчас ма­ ленький, но дружный. Правда, кадровая текучка в последние годы была большой. В настоя­ щее время инструкторский сос­ тав немного устоялся. Военно­ учётную специальность курсантам помогают осваивать несколько инструкторов по вождению, име­ ющих право обучать на категорию Андрей Семенюк - работы не боится, очень ответственный, требовательный. Пока не добьёт­ ся результата - с живого не сле­ зет, - Татьяна Владимировна да­ ёт ёмкую, а порой и хлёсткую характеристику инструкторам. - Павел Голубятников - в ком­ пьютерах как рыба в воде, этим и дорог. Сергей Жданилко - к сожалению, ушёл из ДОСААФ недавно. Прекрасный организа­ тор, ведёт группы в соцсетях, умеет собрать и объединить во­ круг себя людей. Этому человеку Он бережно хранил па­ мять о своём командире Ти­ муре Апакидзе. По-другому он бы и не поступил. 20 лет он жил, анализируя, почему так случилось, почему не спасли. Это он кричал Апа­ кидзе: "Катапультируйся!". И 17 июля с тех пор никогда не был праздником. Для всех нас. Но для Евгения Викторовича - ещё и глубо­ кая личная трагедия. О таких людях говорят: "Отдаёт всего себя". А он - даже больше. В период, когда было туго с полётами, он всё равно находил воз­ можность готовить моло- Вечная память, коман­ дир. Прости, что не уберег- ли. А.ле" сеd БИТЮК. можно поручить любое дело и не переживать. Ребята называли его Батей, этоочём-то говорит ... Ещё одного хорошего инструк­ тора Радика Омарова он к нам привёл. В прошлом году в весен­ ний призыв с первого раза у него все сдали экзамен по вождению. Василий Попов - опытный ин­ структор, в основном "катает" ка­ тегорию "О", но, когда есть необ­ ходимость, помогает обучать и на категорию "С". Надежды на будущее Североморская автошкола ДОСААФ никогда не замыкалась исключительно на обучении вождению. Одно из традицион­ ных мероприятий - городские состязания автомобилистов, ко­ торые автошколой проводятся ежегодно. Естественно, в прош­ лом году, как и в нынешнем, свои коррективы внесла пандемия, но надежду на то, что такие сорев­ нования смогут состояться ны­ нешней осенью, руководство ав­ тошколы не теряет. Что они из себя представля­ ют? Для начала кидают клич на радио, в газетах, телевизионном эфире и социальных сетях о пла­ нируемом мероприятии. В ходе соревнований всем желающим предлагают проверить свои во­ дительские навыки, для начала пройдя тест по теории вождения. Потом участники отправляются на площадку, где им предстоит выполнить фигуры, конечно, не каждый за себя. Устраивается и профессиональный заезд, в ко­ тором обычно принимают учас­ тие инструкторы. Татьяна Логвин­ чук, кстати, не единожды выхо­ дила победителем в этом поединке. Традиционно автошкола при­ нимает участие в автопробегах в Долину Славы "Никто не забыт, ничто не забыто". С большим желанием участвует в профилак­ тической акции "Засветись", на­ целенной на пропаганду безопас­ ности дорожного движения сре­ ди подрастающего поколения. До реорганизации местного отделения ДОСААФ и начала эпидемии COVID практиковали и военно-патриотическую работу, особенно пока в коллективе был бывший офицер Олег Бобров. Совместно с клубом "Рать", ко­ торый является первичной ячей­ кой организации в Северомор­ ске и функционирует в структуре ДОСААФ России, проводили уроки мужества для юнармейцев из североморской гимназии, устраивали презентации по исто­ рии общества для воспитан­ ников кадетского корпуса. - Мне хотелось бы откатить наш ДОСААФ в Советский Союз. В хорошем смысле. Хотелось бы, чтобы наряду с обучением на водительские категории, ко­ торое приносит школе доход, вернуть кружки, секции, раз­ вивать лыжный спорт, к примеру. Ведь это занятость детей и Единственное, что осталось от прежних разветвлён­ Hых функций ДОСААФ, - это возможность при­ зывникам получить военно-учётвую специальность высшего пилотажа, но всё-таки серьёзной сложности. Далее, пока судьи подсчитывают очки, автомобилистов приглашают развеяться: выехать на полигон, где можно посостязатЬСЯ в стрель­ бе в тире. После оглашения результатов обычно устраивает­ ся чаепитие для участников и по­ бедителей, которые к тому же получают ценные призы. В зависимости от того, сколь­ ко человек участвует в соревно­ ваниях и их состава, автомоби­ листов разбивают на мужские и женские команды, в другой раз - • подростков. Хотелось бы, чтобы общество принимало большее участие в общественной работе, это общение, знакомства с новы­ ми людьми, новые идеи и пер­ спективы. Но всё это невозмож­ но без финансирования, без под­ держки государства, - делится Татьяна Логвинчук. - До 2013 года в Мурманской области было 14 отделений ДОСААФ, сейчас оста­ лось четыре. Но мы верим, что всё ещё изменится к лучшему. ОЛЬГА ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архиВа сеВерQJ,ирской шкоJt1J1 АОСААФ. 20 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz