На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ заDаЛlr~1 9 14 августа 2021 года в 15 часов 10 минут в горах Турции (н.п. Адана) потерпел катастрофу самолёт-амфибия Бе-200 "Александр Мамкин" Министерства обороны Российской Федерации. Экипаж самолёта прибыл в Турецкую Республику для оказания помощи в тушении лесных пожаров 8 июля 2021 года. ПАМЯТИ КУЗНЕЦОВА в 90-х он был одним из тех, кто вместе с Тимуром Апакидзе спас корабельную авиацию для России дых лётчиков. Он воспитал сына, который тоже стал лётчиком. Последний раз я видел ся с Евгением Викторови чем в Ейске осенью 2017 года, мы тогда перелетали на Ан-12 из Саки на Север, но остались в Ейске на но чёвку. Как же искренне он рад был видеть нас, приг ласил к себе домой. НЕБО ЗАБИРАЕТ ЛУЧШИХ 14 августа 2021 года. Теперь это ещё одна да та, которая останется в моей памяти. Навсегда. Как остаются в памяти даты, когда теряешь самых близких людей. Ушёл командир. станцией. И как минимум мог угнать на второй круг меня. Но он поверил, что я справ люсь. И всегда потом верил. Верил во всех нас, кому до верял. И его нельзя было подвести. Нет, не потому что отругает или накажет. По тому что очень дорого было его доверие нам. ~орские лётчики России участвовали в ва1КНОЙ гуманитарной миссии - спасали людей Впервые я познакомил ся с ним в ноябре 2008 года, на второй день моей служ бы в полку после окончания училища. На полётах, в клас се предполётной подготовки. машине и эвакуировать от туда семью самостоятель но. Почти 700 километров в одну сторону. Уйдя служить в Ейск, он не ушёл из полка. Он всегда был с нами, с каждым из нас, переживал за судьбу папка. Теперь он там, вместе с Тимуром, сверху будет бе речь всех нас. А мы не смо жем его подвести, потому что по-другому не может быть. На борту самолёта, кро ме экипажа, находились военный переводчик и два турецких специалиста. Ко мандир экипажа полковник Евгений Кузнецов, второй пилот подполковник Вла дислав Беркутов, штурман подполковник Вадим Кара сёв, радист старший лейте- нант Николай Омельченко, борттехник старший сер жант Юрий Чубаров, пере водчик-координатор Эдип Узуноглу, лётчик Серкан Мирзаоглу и лесной инже нер Айдин Авшар Огуз. мужество, отвагу и самоот верженность, проявленные при тушении пожаров в Турец кой Республике, российские офицеры награждены орде ном Мужес;тва посмертно. - Заместитель команди ра полка по безопасности полётов подполковник Куз нецов, - именно так чётко, по-военному представился он мне. Хотя мог просто сказать ничего не значащее: - Езжай, - только и сказал командир, выслушав меня. А потом звонил мне, пере- Не всегда мы понимали, за что он ругает нас. Но наз- В девяностыхон был одним из тех, кто вместе с Апакид зе спас корабельную авиа цию для России, сохранил авианосец. Став команди ром, берёг и уберёг всех нас от несчастья, от беды, самое сложное и тяжёлое брал на себя, не боялся ответст венности и не перекладывал ни на кого никогда. Вот и сей час было именно так. Себя только так и не смог убе речь, отдал себя всего. Если и быть командиром, то толь ко таким, каким был он. Указом Президента Рос сийской Федерации от 14 августа 2021 года N!! 464 за Двое офицеров погибше го экипажа долгое время служили в морской авиации Северного флота. "Привет", обозначив огром ную пропасть между нами в возрасте, званиях, долж ностях и всём другом. Полковник КУЗНЕЦОВ Евгений Викторович И вот уже через секунду с улыбкой поздравил меня с прибытием к месту служ бы и по-отечески обнял. Именно таким он был. Про фессионал своего дела на службе и порядочный чело век в жизни. Нет, не просто порядочный, а настоящий. направить свои знания и профессионализм на даль нейшее развитие россий ской школы палубной авиа ции. Пешu.м nо-. лётно.му: nо.л"овни" А.леlCсандр Кузнецов (справа) со coou.м ведО.мы.м Па6.tlо.м Подzyзовы.м подробно разбирают nредстоящиd nо.лёm. живал за дорогу, за меня. За семью. Это он ехал со мной спасать семью. Свою семью. И таких историй каждый, кто с ним служил, расскажет множество. Евгений Кузнецов окон чил в 1987 году Борисо глебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В'n.Чка лова, прибыл по распре делению на Тихоокеан ский флот. По предложе нию полковника Тиму ра Апакидзе перевёлся в единственный в стране ко рабельный истребитель ный авиационный полк, базировавшийся в Крыму. На Северном флоте Евгений Викторович ока зался в 1992 году, после того как вместе с шестнад цатью лётчиками центра подготовки г. Саки решил Полковник Кузнецов в период с 2009 по 2015 год являлся командиром 279-го отдельного корабельного истребительного авиацион ного полка Северного фло та. Был одним из ведущих лётчиков-испытателей са молёта-амфибии Бе-200 в условиях Арктики и участ вовал в полётах на Землю Франца-Иосифа. Послед няя должность - замес титель начальника 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации по лётной подготовке в городе ЕЙске. Шесть лет он был коман диром полка. Нашим ко мандиром. И это была не просто должность для него - призвание. Он знал нас всех. И не только нас, но и наших жён, детей. Он радо вался нашим успехам на службе и нашим радостям, какими бы маленькими они ни были. Переживал за каждого из нас. Не просто по долгу службы. По-оте чески. Если болели наши дети, то это болели его дети. Когда у меня неожиданно умер отец, узнав это, уже через минуту Евгений Вик торович звонил командиру соседнего полка с прось бой взять меня на их попут ный борт. Вот такой он был. Это он принял решение сажать на "Нитку" 24-летне го лейтенанта, меня. И ра довался моим успехам так, как если бы это были его личные успехи. Верил в лю дей, глубоко разбираясь в каждом. На Севере летали в сложных метеоусловиях (СМУ), мой первый само стоятельный полёт в СМУ на Су-33. Погода не приду манная, как это иногда бы вает, а настоящие СМУ, с об лаками и дождём. Я И сам побаивался, но полетел. И вот "прижало", как это бы вает, и облачность опусти лась, и видимость ухудши лась. Я в воздухе, захожу на посадку. Уже при заходе понял, что погода стала ху же. Собрался, сел. А он сто ял у края полосы с радио- вать это несправедливостью мыслей никогда не возни кало. Если ругал, воспиты вал, наказывал - значит зас лужили. Но и никого в обиду из нас он не давал, за каж дого из нас стоял горой. Мы все были его. Его люди. Не просто обезличенный лич ный состав, его родные и очень близкие ему. Гибель экипажа всегда горе. И долго тянутся мину ты ожидания между появ лением новости и выясне нием подробностей. И не хочется, чтобы это был кто то знакомый. Так было и вчера. И лишь короткое "Всё, Кузнецов погиб", услы шанное в трубке телефона, вмиг оборвало все надеж ды. "Такими вещами не шу тят", - сказал мне друг Евге ния Викторовича, коман дир соседней воинской час ти на Севере, опешивший от такого известия. Я бы всё отдал за то, чтобы это была лишь шутка. Или ошибка, совпадение. Как угодно, но не так. Но это - горькая правда жизни. И теперь это глубокая личная трагедия для каждого из всех нас - тех, за кого он всегда пе реживал. Был награждён двумя орденами Мужества, ме далью ордена "За заслуги перед Отечеством". Подполковник БЕРКУТОВ Владислав Николаевич Владислав Беркутов ро дился 25 июля 1971 года. В 1992 году окончил Орен бургское высшее военное авиационное Краснозна мённое училище лётчи ков. Военный лётчик 1-го класса, освоил 8 типов са молётов. Главный инспектор-лёт- чик 859-го центра боевой подготовки и переучи вания л~тного состава морской авиации. С 1992 по 2015 год служил на должностях в морской авиации Северного флота (последняя должность - главный инспектор-лёт чик). Однажды моя семья на поезде возвращалась до мой из отпуска. В Карелии прошёл ливень, и размыло пути - дальше ехать поезд не мог. Оценив ситуацию, я принял решение ехать на ЖИВЁМ НАДЕЖДОЙ Североморская автошкола ДОСААФ России мечтает вернуть базу, как в советские времена Лето на Севере - пора отпусков. Во флотской столице в это время жизнь практически замирает: на улицах мало автомобилей, почти не слышно детских голо сов. В североморской автошколе ДОСААФ, которая по праву считается одной из лучших автошкол города, тоже пока затишье. 70-летний юбилей, который цент ральная организация ДОСААФ отметит 20 августа, скорее всего здесь пройдёт по-тихому. Специальность - этого класса, а обучить по плану требуется всего 20 ребят, мы его выполнили за полгода. То есть наших производственных мощнос тей хватает, чтобы обучить 40-45 призывников, даже учитывая "ус талость" нашего военного авто парка. военный водитель Исполняющая обязанности директора по учебно-производ ственной части ПОУ "Северо морская школа ДОСААФ России" Татьяна Логвинчук ведёт меня по пустующим летним кабинетам, знакомя с материально-техни ческой базой учреждения. Поми мо учебных стендов и компьюте ров, автошкола может похвас таться небольшим автопарком, в котором, помимо легковых ма шин, есть и грузовые КамАЗы, и автобус, и, как веяние нового времени, квадроцикл. - К сожалению, на данный мо мент мы существуем только в формате автошколы. Конечно, хотелось бы "вернуть" советские времена, когда была мощней шая база, работали разные кружки, обучали нескольким военным специальностям. От лично помню, как это было, так как сама являлась воспитанни цей ДОСААФ - занималась мо тоспортом. Идёшь из школы И видишь, как летят самолёты, из них выпрыгивают парашютисты. Летят, как одуванчики, - вспоми нает Татьяна Владимировна. - Картинг, мотоспорт, плюс другие кружки, молодёжь была всё вре мя задействована. Единственное, что осталось от прежних разветвлённых функ ций ДОСААФ, - это возможность призывникам получить военно учётную специальность. - Я пришла сюда работать ин структором по вождению в 2013 го ду. Тогда "ходило" пять КамАЗов, в год по военно-учётной специ альности выпускали 90 человек. Сейчас у нас три автомобиля • Автобус ПАЗ в автошколе в хорошем состоянии, а вот КамАЗы довольно часто ломаются, на долго выходят из строя. Все гру зовые машины, которые числят ся на балансе, в североморском ДОСААФ находятся в эксплуата ции с 2012-2013 годов, но до это го времени они уже прошли служ бу в воинских частях. По договору, использовать эту технику для иных целей, кроме обучения военной специальности, автош кола не имеет права, а вот об служивать и ремонтировать при ходится самим. Проблема устаревшего авто парка - не главная: - Группы для обучения воен ной специальности комплектует военкомат. И вот мы их "катаем", как говорят в профессиональной среде. К сожалению, не все обу чающиеся проявляют созна тельность, кто-то прогуливает, кто-то вовсе приносит заявление на отчисление, иногда специаль но заваливают экзамен. Ситуа ция получается непростая. Дого вор на их обучение подписан, мы обязаны всех довести до экзаме на, так что приходится уговари вать, убеждать ребят, работать с родителями. А ведь, казалось бы, это - прекрасная возмож ность бесплатно получить вост ребованную и хорошо оплачи ваемую профессию. В автошко ле ДОСААФ будущие защитники Родины могут освоить специаль ность водитель категории "С", обучаясь вождению КамАЗов, из редка - водитель категории "О" (это автобус). - Североморская молодёжь сразу после школы стремится в вузы, тем самым отодвигая при зыв на несколько лет, и, по сути, со школьной скамьи сразу в ар мию идут ребята, которые были малоуспешны в уч~бе, до сих пор не определились со своими жиз ненными приоритетами. Вот с та ким контингентом нам и прихо дится работать. Конечно, уже на начальном этапе пытаемся отсеять тех, кто заведомо не хочет учиться. Со бираем курсантов и родителей. Стараемся объяснить, что под писание договора - это серьёз- • но, он не может быть расторгнут без особых на то причин. Это от ветственность, в том числе и ма териальная, перед государст вом, которое предоставляет им возможность освоить военно учётную специальность и опла чивает обучение. Вроде все по нимают и соглашаются на выд винутые условия. Но в итоге не всегда и не всё проходит гладко. Курсанты весеннего призыва обычно обучаются с декабря по июнь, но в этом году на экзамены мы начали выходить уже с марта, по мере освоения программы. Она составляет 272 часа теории и практики теоретической плюс 200 часов накатка вождения. Это время рассчитано на тех, кто не имел прежде никаких во дительских категорий. Основную практику вождения курсанты получают в городе, отдельные элементы осваиваются на пло щадке автодрома - в этом плане обучение по категориям граж данских и военных водителей ма ло разнится. Главное отличие в том, что после завершения цикла обучения курсанты, получающие военно-учётную специальность, должны сдать внутренний эк замен в военной автоинспекции, а только потом в ГАИ, - объяс няет Татьяна Владимировна. О коллективе - Коллектив у нас сейчас ма ленький, но дружный. Правда, кадровая текучка в последние годы была большой. В настоя щее время инструкторский сос тав немного устоялся. Военно учётную специальность курсантам помогают осваивать несколько инструкторов по вождению, име ющих право обучать на категорию Андрей Семенюк - работы не боится, очень ответственный, требовательный. Пока не добьёт ся результата - с живого не сле зет, - Татьяна Владимировна да ёт ёмкую, а порой и хлёсткую характеристику инструкторам. - Павел Голубятников - в ком пьютерах как рыба в воде, этим и дорог. Сергей Жданилко - к сожалению, ушёл из ДОСААФ недавно. Прекрасный организа тор, ведёт группы в соцсетях, умеет собрать и объединить во круг себя людей. Этому человеку Он бережно хранил па мять о своём командире Ти муре Апакидзе. По-другому он бы и не поступил. 20 лет он жил, анализируя, почему так случилось, почему не спасли. Это он кричал Апа кидзе: "Катапультируйся!". И 17 июля с тех пор никогда не был праздником. Для всех нас. Но для Евгения Викторовича - ещё и глубо кая личная трагедия. О таких людях говорят: "Отдаёт всего себя". А он - даже больше. В период, когда было туго с полётами, он всё равно находил воз можность готовить моло- Вечная память, коман дир. Прости, что не уберег- ли. А.ле" сеd БИТЮК. можно поручить любое дело и не переживать. Ребята называли его Батей, этоочём-то говорит ... Ещё одного хорошего инструк тора Радика Омарова он к нам привёл. В прошлом году в весен ний призыв с первого раза у него все сдали экзамен по вождению. Василий Попов - опытный ин структор, в основном "катает" ка тегорию "О", но, когда есть необ ходимость, помогает обучать и на категорию "С". Надежды на будущее Североморская автошкола ДОСААФ никогда не замыкалась исключительно на обучении вождению. Одно из традицион ных мероприятий - городские состязания автомобилистов, ко торые автошколой проводятся ежегодно. Естественно, в прош лом году, как и в нынешнем, свои коррективы внесла пандемия, но надежду на то, что такие сорев нования смогут состояться ны нешней осенью, руководство ав тошколы не теряет. Что они из себя представля ют? Для начала кидают клич на радио, в газетах, телевизионном эфире и социальных сетях о пла нируемом мероприятии. В ходе соревнований всем желающим предлагают проверить свои во дительские навыки, для начала пройдя тест по теории вождения. Потом участники отправляются на площадку, где им предстоит выполнить фигуры, конечно, не каждый за себя. Устраивается и профессиональный заезд, в ко тором обычно принимают учас тие инструкторы. Татьяна Логвин чук, кстати, не единожды выхо дила победителем в этом поединке. Традиционно автошкола при нимает участие в автопробегах в Долину Славы "Никто не забыт, ничто не забыто". С большим желанием участвует в профилак тической акции "Засветись", на целенной на пропаганду безопас ности дорожного движения сре ди подрастающего поколения. До реорганизации местного отделения ДОСААФ и начала эпидемии COVID практиковали и военно-патриотическую работу, особенно пока в коллективе был бывший офицер Олег Бобров. Совместно с клубом "Рать", ко торый является первичной ячей кой организации в Северомор ске и функционирует в структуре ДОСААФ России, проводили уроки мужества для юнармейцев из североморской гимназии, устраивали презентации по исто рии общества для воспитан ников кадетского корпуса. - Мне хотелось бы откатить наш ДОСААФ в Советский Союз. В хорошем смысле. Хотелось бы, чтобы наряду с обучением на водительские категории, ко торое приносит школе доход, вернуть кружки, секции, раз вивать лыжный спорт, к примеру. Ведь это занятость детей и Единственное, что осталось от прежних разветвлён Hых функций ДОСААФ, - это возможность при зывникам получить военно-учётвую специальность высшего пилотажа, но всё-таки серьёзной сложности. Далее, пока судьи подсчитывают очки, автомобилистов приглашают развеяться: выехать на полигон, где можно посостязатЬСЯ в стрель бе в тире. После оглашения результатов обычно устраивает ся чаепитие для участников и по бедителей, которые к тому же получают ценные призы. В зависимости от того, сколь ко человек участвует в соревно ваниях и их состава, автомоби листов разбивают на мужские и женские команды, в другой раз - • подростков. Хотелось бы, чтобы общество принимало большее участие в общественной работе, это общение, знакомства с новы ми людьми, новые идеи и пер спективы. Но всё это невозмож но без финансирования, без под держки государства, - делится Татьяна Логвинчук. - До 2013 года в Мурманской области было 14 отделений ДОСААФ, сейчас оста лось четыре. Но мы верим, что всё ещё изменится к лучшему. ОЛЬГА ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архиВа сеВерQJ,ирской шкоJt1J1 АОСААФ. 20 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz