На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* lа ~тrаЖЕ заПDЛlr~1 35 лет назад, 17 августа 1986 года, в посёлке Сафоново Мурманской области на берегу гу­ бы Грязной Кольского залива был открыт ме­ мориал в память о лётчиках, штурманах, стрелках-радистах Северного флота, погиб­ ших в море в годы Великой Отечественной войны. символ ГЕРОИЗМА В 1936 году здесь был построен аэродром мор­ ской авиации СФ. С его взлётно-посадочной поло­ сы более восьмидесяти лет назад стартовал первый гидросамолёт МБР-2 воен­ но-воздушных сил Север­ ного флота, отсюда в годы Великой Отечественной войны взлетали на разведку противника гидросамолёты отважных североморцев. этом траурном списке Ге­ рой Советского Союза Илья Катунин, северомор­ ский лётчик, который вмес­ те со стрелком-радистом Андреем Маркиным 23 ап­ реля 1944 года на самолё­ те Ил-2 совершил в Барен­ цевом море таран, потопив вражеский транспорт водо­ измещением 5000 тонн. техникам военно-воздуш­ ных сил Северного флота, погибшим в море. 1941- 1945". К памятнику ведёт гранитная лестница, по обеим сторонам которой размещены стилизован­ ные приспущенные знамё­ на, плиты с изображени­ ем эпизодов боевых дейст­ вий авиаторов. Сооружён памятник руками личного состава военно-воздуш­ ных сил Северного флота. Его автор - самодеятель­ ный скульптор Эрнест КитаЙчук. Проект памят­ ника обсуждался с извест­ ным скульптором Львом Кербелем. Мемориал сооружён в память об авиаторах, чьих могил нет на земле. 898 фамилий героев начертаны на его каменных плитах. В Композиция памятника состоит из бронзовой фигу­ ры полярного лётчика, зор­ ко всматривающегося в не­ бо, а также из оригиналь­ ной каменной крутой пара­ болы, символизирующей след стремительно взлета­ ющего самолёта. У поста­ мента - сферическая стела, на которой начертаны сло­ ва: "Лётчикам, штурманам, стрелкам-радистам, борт- подюmoвu.ш 114адлена КlIЮШИШ Фomo EBzeuuu ЗЕМСКОВОЙ. В ВЕЧНОМ ПОЛЁТЕ Таких, как он, ещё четыре на всю Россию. Уникальный североморский памятник "Самолёт Ил-4" отметил юбилей Его историческое название - "Памятный знак авиаторам­ североморцам - героям Великой Отечественной войны". Он был торжественно открыт 40 лет назад - 26 июля 1981 года, в День Военно-морского флота. Двухмоторный дальний бомбар­ дировщик Ил-4 - детище генераль­ ного конструктора академика Сергея Ильюшина, генерал-пол­ ковника инженерно-авиационной службы, трижды Героя Социалисти- Из архивной справки Бондарен­ ко узнает, что 2 декабря 1942 года истребителями противника в этом районе был сбит Ил-4. При этом командир звена старший лейтенант Дьяков и штурман лейтенант Фе- Многие годы считалось, что на постаменте са.молёт звена старшего леdтенанта ДЬЯ1Сова. Но это не та1С ... ческого Труда. Две трети самолётов, выпущенных в нашей стране во время Великой Отечественной вой­ ны, - это ильюшинские Ил-2, Ил-10, Ил-4. денюк погибли, стрелки-радисты старшина Шевяков и сержант Зо­ лотов были ранены. На запрос в Одесский облвоенкомат, куда в письме, горел! На найденном же не было следов пожара. А значит, это история не его последнего полёта. Ясности не внёс и оренбуржец Александр Иванович Шевяков, од­ нофамилец Анатолия Михайловича. Он узнал о поисках Бондаренко из газеты "Красная звезда" и прислал письмо: •... В декабре 1942 года я с груп­ пой механиков вводил в строй са­ молёт Пе-2, подбитый в воздуш­ ном бою и приземлившийся на Щукозеро. Когда рассвело (солн­ це в Заполярье в это время не всходит), мы увидели южнее ле­ тевший на малой высоте Ил-4. Его атаковали три Ме-109. На втором заходе один Ме-109 зады­ мил и, снижаясь, упал за сопками. Потом загорелся и наш Ил-4 и скрылся за горой. Через некото­ рое время мы услышали взрыв и всёпоняли. Пока мы обсуждали происшед­ шее, над нами появился У-2 (По-2), который сбросил вымпел, в нём­ приказание нашей группе следо­ вать к упавшему самолёту и оказать помощь экипажу. Добираться было трудно - снег по пояс, сопки. И всё-таки мы дошли быстро - всех подстё­ гuвала мысль о том, чmo в нашей помощи нуждаются товарищи. Самолёт при падении взор­ вался: детали были разбросаны по сопке, кое-какие ещё дыми­ лись. В нескольких шагах от изу­ родованного фюзеляжа лежали два человека. Один был в созна­ нии и прикрывал парашютом тя­ жело раненного товарища. Тот, Самолётов Ил-4 за все годы про­ изводства было построено более шести тысяч, и абсолютное боль­ шинство из них потеряны в боевых вылетах и разбиты в авариях. По­ следние были построены в 1946 году, а с 1947 -го оставшиеся в строю начали списывать и отправлять под пресс. Североморский Ил-4 - один из тех, что в начале войны в августе 1941-го летали бомбить Берлин, торпеди­ ровали фашистские транспортные суда в водах Балтики, а в начале 1942 года перебазированы на Северный флот Восстановлены и сохранены бы­ ли всего пять машин Ил-4. По од­ ной - в Иркутске, Комсомольске-на­ Амуре, Москве, а также две - в ЗАТО Североморск Мурманской области. Одна стоит в музее авиации Се­ верного флота в посёлке Сафоново, другая вознесена на постамент мемориального комплекса площа­ ди Мужества. Североморский Ил-4 - один из тех, что в начале войны базирова­ лись в Прибалтике и в августе 1941-го летали бомбить Берлин, торпе­ дировали фашистские транспорт­ ные суда в водах Балтики, а в нача­ ле 1942 года были перебазированы на Северный флот. Он был обнару­ жен в сорока километрах восточнее флотской столицы в начале 1977 года. О находке писала "Красная звезда", из которой о самолёте уз­ нал Владилен Бондаренко, началь­ ник отдела кадров ВВС Северного флота. Он и возглавил операцию по поиску и транспортировке самолёта в июне 1977 года. Подробности Вла­ дилен Алексеевич описал в книге "Самолёты возвращаются на базу". 1946 году был уволен в запас гвар­ дии старшина Шевяков, ответил сам радист: •...2 декабря 1942 года нашему экипажу было дано задание об­ летать самолёт после замены моторов. Был ясный безоблач­ ный день, в воздухе находилось много наших самолётов. Вдруг нас неожиданно атаковало зве­ но Ме-109, и с первой очереди я былранен в левое бедро. Ядоло­ жил командиру, что мы атако­ ваны истребителями против­ ника, и вступил в бой. Вдруг наш самолёт загорелся и начал рез­ ко снижаться, а фашистские истребители всё время атако­ вали нас, заходя по очереди. По­ том - ударl Очнулся я лежа на снегу, попытался подняться и не смог. При ударе о землю нас со стрелком Золотовым выбро­ сило из самолёта и привалило обломками. Командир и штур­ ман погибли ... который был без сознания, был стрелокЗолотов. Второй - стар­ шина Анатолий Шевяков. Коман­ дир и штурман погибли. цем, а с тех пор и большим дру­ гом. Но после войны его следы затерялись •. Благодаря Бондаренко товари­ щи вновь нашли друг друга. А вот узнать, какой же самолёт нашли тогда под Североморском, так и не удалось. ·Сравнив координаты места падения самолёта, указанные в письмах Шевяковых, с факти­ ческими, я понял, что самолёт, найденный нами на Самолётозе­ ре (такое символичное название это озеро получило после вой­ ны, когда картографы уточня­ ли карту Кольского полуост­ рова), принадлежал другомуэки­ пажу. Какому - ответ надо ис­ кать в архивах". Самолёт был вывезен спустя два года. Транспортировали его на внешней подвеске вертолёта Ми-6, который пилотировал военный лётчик первого класса майор Ва­ силий Фурсов. Площадку перед му­ зеем авиации не полили водой, и, когда вертолёт снизился, подня­ лось облако пыли. Лётчик начал на­ бирать высоту. Руководитель по­ лётов приказал бросать - и фюзе­ ляж самолёта упал на асфальт, изрядно помявшись. Плоскости перевозили, подвесив их под вер­ толёт тросами. В полёте они приш­ ли в движение и рухнули в воду. Понадобилась помощь водолазов. Восстановлением Ил-4 занима­ лась группа специалистов под ру­ ководством капитана Андрея Во­ зияну. И В их успех многие не ве­ рили. А зря. Одними из первых про­ деланную работу оценили лета­ вший всю войну на таком самолёте Виктор Щипков и Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Пресняков. ·Генерал поднялся в кабину и так же, как В. В. Щипков, долго сидел неподвижно - видимо, и ему пришли на память дни бое­ вой юности, того жестокого и всё-таки неповторимого вре­ мени. Дажеради этихминут. ра­ ди этих людей мы должны бьurи искать, перевозить, восстанав­ ливать наш самолёт, каких бы трудов это нам ни стоило·. В 1981 году Ил-4 был поднят в Североморске на пьедестал. Авто­ ры памятника - архитекторы Г. И. Ев­ докимова и С. И. Багурин, инженер А. П. Страшный. Место выбрано подходящее: основание скрывает листва - и создаётся ощу­ щение полёта, полёта в вечность. С торжествен­ ного открытия этого сим­ вола бесстрашия военных лётчиков начались празд­ ничные мероприятия в День ВМФ сорок лет на­ зад. Присутствующих при­ ветствовал командующий Краснознамённым Се­ верным флотом адмирал Владимир Чернавин, он и перерезал алую ленту. Обнаружить крылатую машину удалось со второй попытки. Доби­ рались по болотистой местности на вездеходе около семи часов. Дорогу показывали рыбаки. Невдалеке лежал Золотов и стонал. Комбинезонна нём дымшr­ ся, рядом что-то горело. Я под­ полз к нему, потушил комбине­ зон и оттащил его зубами от огня. Через некоторое время появился самолёт У-2 и стал кружить над нами. Надеясь прив­ лечь его внимание, я вынул пи­ стoлem и выстрелил всю обойму. На пьедестал Ил·4 был вознесён в 1981 году. С тех пор Ил-4 словно парит над Северомор­ ском. В январе 2007-го сильным ветром ему отор­ вало левое крыло. За восстановление тогда взя­ лись авиаторы. В данный момент памятник явля­ ется объектом региональ­ ного значения. Обсужда­ ется вопрос его перспек­ тивного ремонта. Как по­ яснил директор муници­ пального учреждения "Ад­ министративно-хозяйст­ венное и транспортное обслуживание" ЗАТО Се- "Добравшись к нему, мы насчи­ тали на фюзеляже, плоскостях шестьдесят три старые за­ платки. Видно, машина побывала во многих боях. На уровне пояс­ ницы командира снарядом про­ бита бронеспинка, в лопасти од­ ного винта - сквозная пробоина и две снарядные вмятины·. • Потом появились люди - ока­ залось, что на Щукозере нахо­ дился подбитый и вынужденно севший самолёт Пе-2 соседнего полка и его ремонтировали тех­ ники, жившие на озере в палат­ ках. Они и вынесли нас·. Самолёт, речь о котором шла в Мы сделали носилки и понесли всехна Щукозеро. Когда поднима­ ли Золотова, кто-то окликнул меня, назвав по фамилии. Слышу, второй раненый спрашивает: "Кто меня звал?·. Вот так мы и познакомились С Анатолием Ми­ хайловичем, моим однофамиль- • вероморск Андрей Ор­ лов, командой специалистов была дана оценка технического состоя­ ния памятника, и из заключения следует, что он нуждается в ре­ ставрации. Подготовила ирина КУЗЬМИНА. Фото Владимира АЕВЧУКА и из архива редакции. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 19 августа 11 День тельняшки. В 1874 году по указу российского императора Александра 11 полосатая нательная рубашка стала обязательной частью формы матросов. В 1107 году объединённая рать семи русских князей во главе с Владимиром Мономахом на реке Суле раз­ громила половецкие войска, которые привели ханы Шарукан и Боняк. В 1839 году под Санкт-Петербургом состоялось тор­ жественное открытие Пулковской астрономической об­ серватории. В ней велись практически е занятия морских офицеров по астрономии и геодезии. В 1914 году появилась 1-я пулемётная автомо­ бильная рота, развёрнутая впоследствии до 1-го броневого дивизиона. Эту дату считают своим профес­ сиональным праздником российские мотострелки и ветераны мотострелковых войск. В 1918 году принят Декрет СНК об объединении вооружённых сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам. В 1942 году началась героическая оборона Новорос­ сийска. В 1944 году четыре группы торпедных катеров Северного флота нанесли массированный удар по конвою противника в районе мыса Кибергнес. В 1944 году звание Герой Советского Союза присво­ ено лётчикам Северного флота гвардии лейтенанту Павлу Галкину, капитану Евгению Петренко, гвардии капитану Захару Сорокину, капитану Алексею Тарасову, гвардии старшему лейтенанту Евгению Францеву, гвардии капитану Константину Шкарубе. 20 августа В 1704 году в ходе Северной войны 1700-1721 годов русскими войсками под командованием Петра 1 взята штурмом крепость Нарва. В 1829 году в ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 годов русские войска заняли турецкие крепости Адрианополь и Киркилис. В 1939 году силами 153 бомбардировщиков началась авиационная 165-минутная артиллерийская подготовка наступления на позиции 85-тысячной 6-й японской армии у реки Халхин-Гол. Через трое суток кольцо окружения сомкнулось. В 1951 году Постановлением Совета Министров СССР путём объединения ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ создано единое Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В 1976 году открыт музей ВВС Северного флота в посёлке Сафоново. 21 августа В 1655 году в русско-польскую войну русские войска под командованием князя Якова Черкасского овладели городом Ковно (Каунас). В 1678 году в ходе Чигиринских походов русские войска под командованием князя Григория Ромода­ новского при поддержке украинских казаков гетмана Левобережной Украины Ивана Самойловича под Чигирином нанесли поражение турецко-татарской армии Кара-Мустафы, вторгшейся на Украину. В 1902 году родился командир дивизиона подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза капитан 2 ранга Иван Колышкин. В 1907 году родился командир подводной лодки Щ-421 Северного флота Герой Советского Союза капитан 3 ранга Николай Лунин. В 1941 году состоялся первый прорыв североморских подводников - подводной лодки М-172 под коман­ дованием капитан-лейтенанта Израиля Фисановича во вражеский порт Лиинахамари. В 1943 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли по­ становление N!! 901 "О неотложных мерах по вос­ становлению хозяйства в районах, освобождённых от немецких оккупантов". Постановлением предусмотрена организация для детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ, нахимовских военно-морских училищ, специ­ альных ремесленных училищ, специальных детских домов, домов ребёнка и приёмников-распределителеЙ. В 1957 году в СССР с космодрома Байконур произ­ ведено первое успешное испытание межконтиненталь­ ной многоступенчатой ракеты Р-7, разработанной Сергеем Королёвым. В 1979 году на год раньше планового срока на разъезде Уркалыу воины-железнодорожники замкнули восточное кольцо БАМа. 22 августа День Государственного флага Российской Федера­ ции. В 1942 году на Кировском заводе в Челябинске начато конвейерное производство танков Т -34. В 1962 году на новоземельском полигоне проведено учение "Шквал" - испытание авиационной противоко­ рабельной крылатой ракеты К-10 с ядерным зарядом. 13 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz