На страже Заполярья. 2021 год. Август.

8 * на стrаЖЕ запаЛlrы ГАЗОТУРБИННОЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ - ОДНА ИЗ ОСНОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ Отечественный оборонно-промышленный комплекс, опираясь на наращиваемый интеллектуальный и технологический потенциал, гарантированно обеспечивает национальную безопасность Президент России Владимир Путин, принявший 4 июня участие в пленарном заседании XXIV Петер­ бургского международного экономического форума, отметил, что в российской экономике началось посткризисное восстановление, когда важно не толь­ ко выйти на устойчивую траекторию качественного роста, но и использовать открывающиеся возможнос­ ти, эффективно развивать свои конкурентные пре­ имущества, научный и технологический потенциал. В новой экономической реальности оказался и обо­ ронно-промышленный комплекс России, которому удалось справиться с внезапным испытанием во многом благодаря государственному оборонному заказу и тесному взаимодействию с Министерством обороны РФ. Наш сегодняшний собеседник - Михаил РЕМИЗОВ, заместитель генерального директора по стратегии и организационному развитию Объединённой двигате­ лестроительной корпорации Ростеха - одного из флагманов отечественного оборонно-промышлен­ ного комплекса. - Михаил Витальевич, о спе­ циализации ОДК, конечно, го­ ворит само название корпора­ ции, но хотелось бы конкре­ тики. Каков сегодня вклад Объединённой двигателе­ строительной корпорации в укрепление военно-техниче­ ского потенциала нашей стра­ ны и техническое перевоору­ жение Российской армии? - Газотурбинное двигателе­ строение - отрасль, от которой в критической степени зависит во­ енная, транспортная и энерге­ тическая безопасность страны. В мире всего несколько корпо­ раций присутствуют во всех ос­ новных сегментах газотурбин­ ного двигателестроения. ОДК - одна из них. Это крупная интегри­ рованная структура, объединив­ шая ключевые производствен­ ные и конструкторские пред­ приятия отрасли и входящая в госкорпорацию "Ростех". Ком­ пания специализируется на разработке, серийном изготов- лени и и сервисном обслужива­ нии двигателей для военной и гражданской авиации, ракетной техники, Военно-морского фло­ та, а также для нефтегазовой промышленности и энергетики. - О значительном иннова­ ционном, технологическом потенциале корпорации сви­ детельствуют её успехи в двигателестроении для воен­ ной авиации. Воздушная часть парада в ознаменование 76-ле­ тия Победы в Великой Отече­ ственной войне, который по традиции проводился 9 Мая в Москве и других крупных го­ родах России, стала своего рода демонстрацией и возмож­ ностей ОДК. Расскажите об этом подробнее. - Почти вся авиатехника, про­ летавшая в небе над Красной площадью 9 Мая, оснащена дви­ гателями, изготовленными на предприятиях корпорации. В па­ раде, напомню, приняли участие самолёты дальней авиации: три Ту-95МС и три Ту-160. Двигатель НК-12МП, установленный на Ту-95МС, до сих пор самый мощ­ ный и экономичный турбовин­ товой двигатель в мире, на его счету более полутора десятков мировых рекордов. Производство новых двига­ телей НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160 было возобновлено в 2020 году. Дви­ гатель НК-32 второй серии во­ шёл в список наиболее значи­ мых мировых достижений в об­ ласти двигателе строения за 2020 год, составленный ведущим профильным американским журналом Aviation Week & Space Technology. На истребителях МиГ-29, ко­ торыми располагают военно­ воздушные силы 25 государств, установлены проверенные вре­ менем турбореактивные двига­ тели РД-33. ЭТО один из самых массовых реактивных двигате­ лей в своём классе, который 13 августа 2021 года • тоже входит в продуктовую ли­ нейку ОДК. В воздушной части военных парадов были также задейст­ вованы вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-28Н, Ка-52 с установ­ ленными двигателями семейст­ ва ВК-2500, которые являются одними из самых массовых в своём классе. - То, что вы nеречислили, впечатляет. При этом авиа­ ционная техника с двигате­ лями ОДК эксплуатируется не только в России, но и да­ леко за её пределами ... - Да, экспорт формирует льви­ ную долю выручки компании. ОДК сегодня является мировым лидером по количеству постав­ ляемых на рынок двигателей для фронтовой авиации. Боль­ шая часть поставок - на зару­ бежные платформы. И конечно, большой парк сложился за счёт поставок прошлых лет. Он дейст­ вительно очень широк - и по объёму, И по географии. Благо- даря обширной географии воен­ но-технического сотрудничества, сложившейся ещё в советское время, авиационная техника с нашими силовыми установками эксплуатируется более чем в 80 странах мира. - Вернёмся к недавнему nро­ шедшему авиасалону МАКС- 2021. Какие новинки предста­ вила корпорация широкой об­ щественности? - На МАКС-2021 мы предста­ вили двигатели для гражданской и транспортной авиации, к но­ вейшим самолётам и вертолё­ там, создаваемым госкорпора­ цией "Ростех" . Это в первую оче­ редь новый российский двига­ тель ПД-14 дЛЯ среднемаги­ стрального лайнера МС-21-310. Премьерой также стал газогене­ ратор двигателя ПД-8 дЛЯ регио­ нальных самолётов и самолётов специального назначения Бе-200. Ещё один представленный эк­ земпляр - двигатель ТВ7-117СТ- 01 для ближнемагистрального пассажирского самолёта Ил- 114-300. Его модификация уста­ навливается на лёгком военно­ транспортном Ил-112В. Две новинки были представ­ лены в сегменте вертолётных двигателей. Это демонстраторы вертолётных двигателей ВК-650В и ВК-1600В. ВК-650В плани­ руется к применению на лёгких вертолётах Ка-226 и "Ансат-У". Потенциальными платформами также являются вертолёт VRT- 500 и беспилотные летательные аппараты. ВК-1600В планирует­ ся к установке на средний вер­ толёт Ка-62. ОДК также впервые предста­ вила концепт гибридной силовой установки, основная область применения которой - летатель­ ные аппараты с взлётной мощ­ ностью от 500 до 1500 кВт. То есть платформы в диапазоне от не­ больших вертолётов типа Ка-226 до самолётов местных воздуш­ ных линий. Впрочем, мы затронули не только авиационную тематику. На авиасалоне был представлен макет газотурбинной установки Михаи.4 РЕМИЗОВ. большой мощности ГТД-11 ОМ - новинка стратегического уровня. Это первый российский газотур­ бинный двигатель, предназна­ ченный для использования в составе газотурбинных энерге­ тических и парогазовых уста­ новок большой мощности. - Когда завершатся работы по созданию двигателя вто­ рого этапа для российского истребителя пятого поколе­ ния Су-57? Этот вопрос вол­ нует прежде всего лётчиков истребительной авиации, ку­ да уже начинают поступать первые серийные машины. Но пока на них двигатели первого этапа - -изделие-117-, модер­ низированная версия двига­ теля для Су-35С. - Работа над двигателем вто­ рого этапа продолжается. Объ­ единённой двигателестроитель­ ной корпорацией Ростеха изго­ товлены несколько опытных об­ разцов, проводятся испытания, доводка узлов и систем. Серий­ ное производство должно на­ чаться в течение нескольких лет. Новый двигатель по удельной тяге должен значительно пре­ восходить "изделие-117", а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигае­ мых параметров - полностью со­ ответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения. Он обеспечит полёты Су-57 на сверх­ звуковых скоростях в бесфорсаж­ нам режиме. Эта разработка находится на переднем крае доступных технологий и является приоритетом компании. - Не могу не затронуть во­ енно-морскую тему, посколь­ ку ОДК создаёт силовые ус­ тановки и для кораблей ... - В этой области компанией был взят важный технологиче­ ский рубеж: созданы силовые ус­ тановки, которые раньше в Рос­ сии не производились. Сегодня ОДК способна полностью удов­ летворить потребности нашего ВМФ в газотурбинных двигателях для строящихся и перспектив­ ных кораблей различных клас­ сов. В "ОДК-Сатурн" создана линейка морских газотурбинных двигателей, которые позволили оставить в прошлом зависимость от иностранного поставщика в этой важнейшей сфере. - Можете привести кон­ кретные примеры? - Для новых фрегатов проекта 22350 ОДК освоила в производ­ стве ГТД М90ФР. Двигатель при­ меняется в составе дизель-га­ зотурбинного агрегата М55Р. В 2020 году ОДК поставила на "Се­ верную верфь" два первых агре­ гата М55Р для фрегата "Адмирал Головко". На данный момент ус­ пешно прошли испытания и по­ ставлены заказчику третий и чет­ вёртый агрегаты. Они предназ­ начены для фрегата "Адмирал Исаков". Для применения в составе энергетической установки перс­ пективных корветов проекта 20386 корпорация разработала • модификацию двигателя М90ФР. Два таких двигателя изготовле­ ны, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику. Кроме того, в морской продук­ товой линейке ОДК есть унифи­ цированные двигатели М70ФРУ/ ФРУ-21ФРУ-Р мощностью 14000 л.с. для кораблей различного назна­ чения - корветов, малых ракет­ ных кораблей, малых артилле­ рийских кораблей, десантных кораблей на воздушной подушке. - Вернёмся с кораблей на сушу. Расскажите о модерни­ зации двигателя ВК-2500. По отзывам лётчиков и техни­ ков, с момента начала nроиз­ водства он зарекомендовал себя с наилучшей стороны ... - Модернизацию двигателя ВК-2500 проводим с 201 О года. За это время разработан и за­ пущен в серийное производство двигатель ВК-2500ПС-03 для гражданского вертолёта Ми-171А2. Государственные испытания во­ енной версии этого двигателя, получившего обозначение ВК- 2500П и предназначенного для модернизированного вертолёта Ми-28НМ, успешно завершены в 2020 году. Работы по этим двигателям в целом ещё не окончены, одна из задач - увеличение их ресурса. Уже на стадии опытно-конструк­ торских работ по модернизиро­ ванному вертолёту Ми-28НМ бы­ ла выпущена лидерная партия из нескольких десятков двига­ телей ВК-2500П, а с конца 2020 года предприятие ОДК присту­ пило к полноценному серийному производству ВК-2500П. Этот двигатель без доработок может использоваться на любом типе военных вертолётов семейств "Ми" и "Ка", В конце 2020 года ОДК присту­ пила к созданию двигателя ВК- 2500ПС-02, предназначенного для модернизации транспорт­ ных вертолётов Ка-32. Примене­ ние нового двигателя позволит расширить возможности маши­ ны в ходе работ с внешней под­ веской при пожаротушении и ре­ шении других задач. - Прошлое десятилетие было неnростым для отече­ ственного ОПК. Запад факти­ чески начал против России но­ вую холодную войну, вводит под надуманными предлогами санкции. Это обострило nроб­ лему имnортозамещения, за­ ставило ускоренными тем­ пами искать пути её решения. ОДК оказалась в числе тех российских высокотехноло­ гичных корпораций, которые в короткие сроки нашли внут­ ренние ресурсы для этого. Как и почему это удалось? - Эта работа была начата за­ долго до введения санкций, ис­ ходя из того, что газотурбинное двигателестроение - одна из ос­ нов технологического суверени­ тета нашей страны. Причём это касается не только оборонной сферы, но и стратегических граж­ данских отраслей. Поэтому, ска­ жем, мы придаём большое зна­ чение выводу на рынок турбины ГТД-11 ОМ, первого отечествен­ ного продукта в своём классе мощности. Точно так же первым россий­ ским продуктом в своём классе является уже упомянутый мор­ ской агрегат М55Р на базе двига­ теля М90ФР. И конечно, в этом же ряду флагманских отечест­ венных разработок, первых в своём роде, - двигатель ПД-14. Старт этой разработке был дан, как вы знаете, раньше резонанс­ ных санкционных событий. Подготовка к серийному про­ изводству вертолётных двигате­ лей также началась задолго до введения санкций. В 2014 году в Санкт-Петербурге была построе­ на новая производственная пло- щадка. В дополнение к компе­ тенциям по разработке двигате­ лей, которые изначально име­ лись у "ОДК-Климов", было запу­ щено их серийное производство и сервисное обслуживание. Уже в 2015 году корпорация приступила к выпуску самых распространённых двигателей семейства ВК-2500 на замену запорожским двигателям. Се­ годня это наиболее популярная вертолётная силовая установка не только в России, но и за ру­ бежом. Всего за пять лет было выпущено более 600 российских двигателей. Причём это сущест­ венно модернизированный про­ дукт - первая цифровая система автоматического управления вместе со счётчиком наработки была внедрена именно в конс­ трукцию двигателя ВК-2500. - Подведём итог. Можно ли считать программу по им­ портозамещению успешно завершённой? - Несмотря на всё перечис­ ленное, праздновать победу по­ ка рано. По двум причинам. Во-первых, есть важные для нас сегменты рынка, где мы пока не присутствуем. Например, дви­ гатели для лёгких и средних вер­ толётов. Это те ниши, в которые как раз нацелены две разработ­ ки, которые мы представляли на МАКС - ВК-650В и ВК-1600В. Эти два двигателя должны прийти на смену французским и американ­ ским силовым установкам, кото­ рые сейчас используются в со­ ставе российских вертолётов. Когда они получат опыт эксплуа­ тации на российских платфор­ мах, я уверен, что перед ними откроются хорошие перспективы и на внешних рынках. И во-вторых, критерием итого­ вого успеха программы импор­ тозамещения является не раз­ работка изделия, а выведение на рынок продукта. По несколь­ ким ключевым программам, ко­ торые я упомянул, нам ещё пред­ стоит решение этой задачи - задачи преодоления рыночного барьера. И она по своей слож­ ности и капиталоёмкости вполне сопоставима с разработкой ново­ го изделия. Для того чтобы такие продукты, как ПД-14, ГТД-11 ОМ, заняли максимальную долю рын­ ка, для начала - внутреннего, не­ обходимо обеспечить своевре­ менные и достаточные инвести­ ции в развитие системы после­ продажного обслуживания, под­ готовку производства, обеспе­ чить меры государственной под­ держки на начальных этапах продаж и эксплуатации. - Развитию беспилотной авиации уделяется всё боль­ ше внимания. Разрабатыва­ ются ли в ОДК двигатели спе­ циально для беспилотников ? - Да, это направление - одно из приоритетных в стратегии ос­ воения новых рынков ОДК. Са­ мым крупным реализуемым про­ ектом в этой области является разработка двигателя на базе "изделия-117" для программы "Охотник". Это флагманский про­ ект в серии российских военных беспилотников, но сейчас очень важно определить, хотя бы в общих чертах, всю перспективную линейку. В соответствии с решениями военно-промышленной комис­ сии в ближайшее время должен быть актуализирован типораз­ мерный ряд газотурбинных дви­ гателей для БпЛА, включая ос­ новные технические требования и потребность в объёмах произ­ водства. В беспилотной сфере нужно стремиться к тому, чтобы макси­ мально использовать сущест­ вующие двигатели и их адапта­ ции. Это вопрос стоимости и сроков разработки беспилотных систем. В целом, какой двига­ тель мы ни возьмём - ВК-650В, АЛ-55, АИ-222-25, РД-33/93, вез­ де есть интересные возможнос- • ти И концепции с точки зрения применения на беспилотниках. Я вижу две наиболее привле­ кательные для нас ниши. Пер­ вая - это скоростные БпЛА в рам­ ках концепции, которую на Запа­ де называют "верный ведомый", где беспилотники должны дей­ ствовать в связке с пилотируемы­ ми авиационными комплексами. Здесь хорошим потенциалом применения обладают двига­ тели АИ-222-25, АЛ-55, РД-33/93. Многое зависит от того, какую стратегию применения, какую платформу увидят военные и финальные пользователи. Другая ниша - высотные и средневысотные беспилотники для контроля обстановки в таких районах, как, например, Аркти­ ка. Там в зависимости от концеп­ ции платформы могут подойти двигатели от ВК-650В и ТВ7-117 (сейчас рассматривается на од­ ном из концептов) до модифи­ кации двигателя АИ-222-25. Го­ воря об АИ-222-25, надо отме­ тить, что мы заинтересованы в том, чтобы этот двигатель приме- нялся максимально широко, по­ тому что он производится серий­ но, был модернизирован и ещё имеет потенциал модернизации. В целом мы видим, что по всему миру рынки пилотируемой фронтовой авиации в прогнозах демонстрируют тенденцию к снижению. Прежде всего из-за перетекания спроса в беспилот­ ный сегмент. Поэтому мы хотим как можно быстрее договорить­ ся с финальными пользовате­ лями и с Минобороны О том, как мы видим перспективные оте­ чественные беспилотники и ГТД дЛЯ них. - А какие преимущества обеспечит гибридная силовая установка? - Как я уже сказал, концепт такой разработки был представ­ лен на стенде ОДК на недавнем авиасалоне в Жуковском. Мы ис­ ходим из того, что сам ландшафт авиатранспортной системы бу­ дет меняться под воздействием этой группы технологий. Элект­ рификация силовых установок открывает новые возможности для развития летательных аппа­ ратов. Она будет иметь сущест­ венные преимущества по удель­ ному расходу топлива и воздей­ ствию на экологию, повысит на­ дёжность силовой установки, что, в свою очередь, позволит расши­ рить спектр применения одно­ двигательных аппаратов. Позво­ лит улучшить скоростные харак­ теристики вертолётов. В пасса­ жирской и транспортной авиа­ ции может обеспечить сущест­ венное улучшение взлётно-поса­ дочных характеристик, а также решение проблемы ограниче­ ний по шуму, особенно в насе­ лённых пунктах, где небольшие взлётно-посадочные полосы расположены в черте города. Электродвижение - это новое дЛЯ ОДК направление. Поэтому для нас важно максимально использовать уже наработан­ ный в отечественной при клад­ ной науке задел. В том числе в рамках сотруд­ ничества с Центральным инсти­ тутом авиационного моторо­ строения. Кроме того, уже на ранних этапах разработки важен взгляд со стороны потребителя. Мы ведём переговоры с потен­ циальными заказчиками, стара­ емся охватить большой спектр компаний, понять их потреб­ ности, чтобы синхронизировать разработку силовой установки с потенциальными платформами применения. Лётные испытания гибридного двигателя на летаю­ щей лаборатории планируется начать в 2024 году, а к серийному производству перейти в 2029 го­ ду, когда этот новый сегмент рын­ ка уже приобретёт реальные очертания. А.4е1Ссандр ТИХОНОВ. "Красная з6езда". Фото nресс-службы ОАК. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz