На страже Заполярья. 2021 год. Август.
8 * на стrаЖЕ запаЛlrы ГАЗОТУРБИННОЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ - ОДНА ИЗ ОСНОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ Отечественный оборонно-промышленный комплекс, опираясь на наращиваемый интеллектуальный и технологический потенциал, гарантированно обеспечивает национальную безопасность Президент России Владимир Путин, принявший 4 июня участие в пленарном заседании XXIV Петер бургского международного экономического форума, отметил, что в российской экономике началось посткризисное восстановление, когда важно не толь ко выйти на устойчивую траекторию качественного роста, но и использовать открывающиеся возможнос ти, эффективно развивать свои конкурентные пре имущества, научный и технологический потенциал. В новой экономической реальности оказался и обо ронно-промышленный комплекс России, которому удалось справиться с внезапным испытанием во многом благодаря государственному оборонному заказу и тесному взаимодействию с Министерством обороны РФ. Наш сегодняшний собеседник - Михаил РЕМИЗОВ, заместитель генерального директора по стратегии и организационному развитию Объединённой двигате лестроительной корпорации Ростеха - одного из флагманов отечественного оборонно-промышлен ного комплекса. - Михаил Витальевич, о спе циализации ОДК, конечно, го ворит само название корпора ции, но хотелось бы конкре тики. Каков сегодня вклад Объединённой двигателе строительной корпорации в укрепление военно-техниче ского потенциала нашей стра ны и техническое перевоору жение Российской армии? - Газотурбинное двигателе строение - отрасль, от которой в критической степени зависит во енная, транспортная и энерге тическая безопасность страны. В мире всего несколько корпо раций присутствуют во всех ос новных сегментах газотурбин ного двигателестроения. ОДК - одна из них. Это крупная интегри рованная структура, объединив шая ключевые производствен ные и конструкторские пред приятия отрасли и входящая в госкорпорацию "Ростех". Ком пания специализируется на разработке, серийном изготов- лени и и сервисном обслужива нии двигателей для военной и гражданской авиации, ракетной техники, Военно-морского фло та, а также для нефтегазовой промышленности и энергетики. - О значительном иннова ционном, технологическом потенциале корпорации сви детельствуют её успехи в двигателестроении для воен ной авиации. Воздушная часть парада в ознаменование 76-ле тия Победы в Великой Отече ственной войне, который по традиции проводился 9 Мая в Москве и других крупных го родах России, стала своего рода демонстрацией и возмож ностей ОДК. Расскажите об этом подробнее. - Почти вся авиатехника, про летавшая в небе над Красной площадью 9 Мая, оснащена дви гателями, изготовленными на предприятиях корпорации. В па раде, напомню, приняли участие самолёты дальней авиации: три Ту-95МС и три Ту-160. Двигатель НК-12МП, установленный на Ту-95МС, до сих пор самый мощ ный и экономичный турбовин товой двигатель в мире, на его счету более полутора десятков мировых рекордов. Производство новых двига телей НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160 было возобновлено в 2020 году. Дви гатель НК-32 второй серии во шёл в список наиболее значи мых мировых достижений в об ласти двигателе строения за 2020 год, составленный ведущим профильным американским журналом Aviation Week & Space Technology. На истребителях МиГ-29, ко торыми располагают военно воздушные силы 25 государств, установлены проверенные вре менем турбореактивные двига тели РД-33. ЭТО один из самых массовых реактивных двигате лей в своём классе, который 13 августа 2021 года • тоже входит в продуктовую ли нейку ОДК. В воздушной части военных парадов были также задейст вованы вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-28Н, Ка-52 с установ ленными двигателями семейст ва ВК-2500, которые являются одними из самых массовых в своём классе. - То, что вы nеречислили, впечатляет. При этом авиа ционная техника с двигате лями ОДК эксплуатируется не только в России, но и да леко за её пределами ... - Да, экспорт формирует льви ную долю выручки компании. ОДК сегодня является мировым лидером по количеству постав ляемых на рынок двигателей для фронтовой авиации. Боль шая часть поставок - на зару бежные платформы. И конечно, большой парк сложился за счёт поставок прошлых лет. Он дейст вительно очень широк - и по объёму, И по географии. Благо- даря обширной географии воен но-технического сотрудничества, сложившейся ещё в советское время, авиационная техника с нашими силовыми установками эксплуатируется более чем в 80 странах мира. - Вернёмся к недавнему nро шедшему авиасалону МАКС- 2021. Какие новинки предста вила корпорация широкой об щественности? - На МАКС-2021 мы предста вили двигатели для гражданской и транспортной авиации, к но вейшим самолётам и вертолё там, создаваемым госкорпора цией "Ростех" . Это в первую оче редь новый российский двига тель ПД-14 дЛЯ среднемаги стрального лайнера МС-21-310. Премьерой также стал газогене ратор двигателя ПД-8 дЛЯ регио нальных самолётов и самолётов специального назначения Бе-200. Ещё один представленный эк земпляр - двигатель ТВ7-117СТ- 01 для ближнемагистрального пассажирского самолёта Ил- 114-300. Его модификация уста навливается на лёгком военно транспортном Ил-112В. Две новинки были представ лены в сегменте вертолётных двигателей. Это демонстраторы вертолётных двигателей ВК-650В и ВК-1600В. ВК-650В плани руется к применению на лёгких вертолётах Ка-226 и "Ансат-У". Потенциальными платформами также являются вертолёт VRT- 500 и беспилотные летательные аппараты. ВК-1600В планирует ся к установке на средний вер толёт Ка-62. ОДК также впервые предста вила концепт гибридной силовой установки, основная область применения которой - летатель ные аппараты с взлётной мощ ностью от 500 до 1500 кВт. То есть платформы в диапазоне от не больших вертолётов типа Ка-226 до самолётов местных воздуш ных линий. Впрочем, мы затронули не только авиационную тематику. На авиасалоне был представлен макет газотурбинной установки Михаи.4 РЕМИЗОВ. большой мощности ГТД-11 ОМ - новинка стратегического уровня. Это первый российский газотур бинный двигатель, предназна ченный для использования в составе газотурбинных энерге тических и парогазовых уста новок большой мощности. - Когда завершатся работы по созданию двигателя вто рого этапа для российского истребителя пятого поколе ния Су-57? Этот вопрос вол нует прежде всего лётчиков истребительной авиации, ку да уже начинают поступать первые серийные машины. Но пока на них двигатели первого этапа - -изделие-117-, модер низированная версия двига теля для Су-35С. - Работа над двигателем вто рого этапа продолжается. Объ единённой двигателестроитель ной корпорацией Ростеха изго товлены несколько опытных об разцов, проводятся испытания, доводка узлов и систем. Серий ное производство должно на чаться в течение нескольких лет. Новый двигатель по удельной тяге должен значительно пре восходить "изделие-117", а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигае мых параметров - полностью со ответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения. Он обеспечит полёты Су-57 на сверх звуковых скоростях в бесфорсаж нам режиме. Эта разработка находится на переднем крае доступных технологий и является приоритетом компании. - Не могу не затронуть во енно-морскую тему, посколь ку ОДК создаёт силовые ус тановки и для кораблей ... - В этой области компанией был взят важный технологиче ский рубеж: созданы силовые ус тановки, которые раньше в Рос сии не производились. Сегодня ОДК способна полностью удов летворить потребности нашего ВМФ в газотурбинных двигателях для строящихся и перспектив ных кораблей различных клас сов. В "ОДК-Сатурн" создана линейка морских газотурбинных двигателей, которые позволили оставить в прошлом зависимость от иностранного поставщика в этой важнейшей сфере. - Можете привести кон кретные примеры? - Для новых фрегатов проекта 22350 ОДК освоила в производ стве ГТД М90ФР. Двигатель при меняется в составе дизель-га зотурбинного агрегата М55Р. В 2020 году ОДК поставила на "Се верную верфь" два первых агре гата М55Р для фрегата "Адмирал Головко". На данный момент ус пешно прошли испытания и по ставлены заказчику третий и чет вёртый агрегаты. Они предназ начены для фрегата "Адмирал Исаков". Для применения в составе энергетической установки перс пективных корветов проекта 20386 корпорация разработала • модификацию двигателя М90ФР. Два таких двигателя изготовле ны, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику. Кроме того, в морской продук товой линейке ОДК есть унифи цированные двигатели М70ФРУ/ ФРУ-21ФРУ-Р мощностью 14000 л.с. для кораблей различного назна чения - корветов, малых ракет ных кораблей, малых артилле рийских кораблей, десантных кораблей на воздушной подушке. - Вернёмся с кораблей на сушу. Расскажите о модерни зации двигателя ВК-2500. По отзывам лётчиков и техни ков, с момента начала nроиз водства он зарекомендовал себя с наилучшей стороны ... - Модернизацию двигателя ВК-2500 проводим с 201 О года. За это время разработан и за пущен в серийное производство двигатель ВК-2500ПС-03 для гражданского вертолёта Ми-171А2. Государственные испытания во енной версии этого двигателя, получившего обозначение ВК- 2500П и предназначенного для модернизированного вертолёта Ми-28НМ, успешно завершены в 2020 году. Работы по этим двигателям в целом ещё не окончены, одна из задач - увеличение их ресурса. Уже на стадии опытно-конструк торских работ по модернизиро ванному вертолёту Ми-28НМ бы ла выпущена лидерная партия из нескольких десятков двига телей ВК-2500П, а с конца 2020 года предприятие ОДК присту пило к полноценному серийному производству ВК-2500П. Этот двигатель без доработок может использоваться на любом типе военных вертолётов семейств "Ми" и "Ка", В конце 2020 года ОДК присту пила к созданию двигателя ВК- 2500ПС-02, предназначенного для модернизации транспорт ных вертолётов Ка-32. Примене ние нового двигателя позволит расширить возможности маши ны в ходе работ с внешней под веской при пожаротушении и ре шении других задач. - Прошлое десятилетие было неnростым для отече ственного ОПК. Запад факти чески начал против России но вую холодную войну, вводит под надуманными предлогами санкции. Это обострило nроб лему имnортозамещения, за ставило ускоренными тем пами искать пути её решения. ОДК оказалась в числе тех российских высокотехноло гичных корпораций, которые в короткие сроки нашли внут ренние ресурсы для этого. Как и почему это удалось? - Эта работа была начата за долго до введения санкций, ис ходя из того, что газотурбинное двигателестроение - одна из ос нов технологического суверени тета нашей страны. Причём это касается не только оборонной сферы, но и стратегических граж данских отраслей. Поэтому, ска жем, мы придаём большое зна чение выводу на рынок турбины ГТД-11 ОМ, первого отечествен ного продукта в своём классе мощности. Точно так же первым россий ским продуктом в своём классе является уже упомянутый мор ской агрегат М55Р на базе двига теля М90ФР. И конечно, в этом же ряду флагманских отечест венных разработок, первых в своём роде, - двигатель ПД-14. Старт этой разработке был дан, как вы знаете, раньше резонанс ных санкционных событий. Подготовка к серийному про изводству вертолётных двигате лей также началась задолго до введения санкций. В 2014 году в Санкт-Петербурге была построе на новая производственная пло- щадка. В дополнение к компе тенциям по разработке двигате лей, которые изначально име лись у "ОДК-Климов", было запу щено их серийное производство и сервисное обслуживание. Уже в 2015 году корпорация приступила к выпуску самых распространённых двигателей семейства ВК-2500 на замену запорожским двигателям. Се годня это наиболее популярная вертолётная силовая установка не только в России, но и за ру бежом. Всего за пять лет было выпущено более 600 российских двигателей. Причём это сущест венно модернизированный про дукт - первая цифровая система автоматического управления вместе со счётчиком наработки была внедрена именно в конс трукцию двигателя ВК-2500. - Подведём итог. Можно ли считать программу по им портозамещению успешно завершённой? - Несмотря на всё перечис ленное, праздновать победу по ка рано. По двум причинам. Во-первых, есть важные для нас сегменты рынка, где мы пока не присутствуем. Например, дви гатели для лёгких и средних вер толётов. Это те ниши, в которые как раз нацелены две разработ ки, которые мы представляли на МАКС - ВК-650В и ВК-1600В. Эти два двигателя должны прийти на смену французским и американ ским силовым установкам, кото рые сейчас используются в со ставе российских вертолётов. Когда они получат опыт эксплуа тации на российских платфор мах, я уверен, что перед ними откроются хорошие перспективы и на внешних рынках. И во-вторых, критерием итого вого успеха программы импор тозамещения является не раз работка изделия, а выведение на рынок продукта. По несколь ким ключевым программам, ко торые я упомянул, нам ещё пред стоит решение этой задачи - задачи преодоления рыночного барьера. И она по своей слож ности и капиталоёмкости вполне сопоставима с разработкой ново го изделия. Для того чтобы такие продукты, как ПД-14, ГТД-11 ОМ, заняли максимальную долю рын ка, для начала - внутреннего, не обходимо обеспечить своевре менные и достаточные инвести ции в развитие системы после продажного обслуживания, под готовку производства, обеспе чить меры государственной под держки на начальных этапах продаж и эксплуатации. - Развитию беспилотной авиации уделяется всё боль ше внимания. Разрабатыва ются ли в ОДК двигатели спе циально для беспилотников ? - Да, это направление - одно из приоритетных в стратегии ос воения новых рынков ОДК. Са мым крупным реализуемым про ектом в этой области является разработка двигателя на базе "изделия-117" для программы "Охотник". Это флагманский про ект в серии российских военных беспилотников, но сейчас очень важно определить, хотя бы в общих чертах, всю перспективную линейку. В соответствии с решениями военно-промышленной комис сии в ближайшее время должен быть актуализирован типораз мерный ряд газотурбинных дви гателей для БпЛА, включая ос новные технические требования и потребность в объёмах произ водства. В беспилотной сфере нужно стремиться к тому, чтобы макси мально использовать сущест вующие двигатели и их адапта ции. Это вопрос стоимости и сроков разработки беспилотных систем. В целом, какой двига тель мы ни возьмём - ВК-650В, АЛ-55, АИ-222-25, РД-33/93, вез де есть интересные возможнос- • ти И концепции с точки зрения применения на беспилотниках. Я вижу две наиболее привле кательные для нас ниши. Пер вая - это скоростные БпЛА в рам ках концепции, которую на Запа де называют "верный ведомый", где беспилотники должны дей ствовать в связке с пилотируемы ми авиационными комплексами. Здесь хорошим потенциалом применения обладают двига тели АИ-222-25, АЛ-55, РД-33/93. Многое зависит от того, какую стратегию применения, какую платформу увидят военные и финальные пользователи. Другая ниша - высотные и средневысотные беспилотники для контроля обстановки в таких районах, как, например, Аркти ка. Там в зависимости от концеп ции платформы могут подойти двигатели от ВК-650В и ТВ7-117 (сейчас рассматривается на од ном из концептов) до модифи кации двигателя АИ-222-25. Го воря об АИ-222-25, надо отме тить, что мы заинтересованы в том, чтобы этот двигатель приме- нялся максимально широко, по тому что он производится серий но, был модернизирован и ещё имеет потенциал модернизации. В целом мы видим, что по всему миру рынки пилотируемой фронтовой авиации в прогнозах демонстрируют тенденцию к снижению. Прежде всего из-за перетекания спроса в беспилот ный сегмент. Поэтому мы хотим как можно быстрее договорить ся с финальными пользовате лями и с Минобороны О том, как мы видим перспективные оте чественные беспилотники и ГТД дЛЯ них. - А какие преимущества обеспечит гибридная силовая установка? - Как я уже сказал, концепт такой разработки был представ лен на стенде ОДК на недавнем авиасалоне в Жуковском. Мы ис ходим из того, что сам ландшафт авиатранспортной системы бу дет меняться под воздействием этой группы технологий. Элект рификация силовых установок открывает новые возможности для развития летательных аппа ратов. Она будет иметь сущест венные преимущества по удель ному расходу топлива и воздей ствию на экологию, повысит на дёжность силовой установки, что, в свою очередь, позволит расши рить спектр применения одно двигательных аппаратов. Позво лит улучшить скоростные харак теристики вертолётов. В пасса жирской и транспортной авиа ции может обеспечить сущест венное улучшение взлётно-поса дочных характеристик, а также решение проблемы ограниче ний по шуму, особенно в насе лённых пунктах, где небольшие взлётно-посадочные полосы расположены в черте города. Электродвижение - это новое дЛЯ ОДК направление. Поэтому для нас важно максимально использовать уже наработан ный в отечественной при клад ной науке задел. В том числе в рамках сотруд ничества с Центральным инсти тутом авиационного моторо строения. Кроме того, уже на ранних этапах разработки важен взгляд со стороны потребителя. Мы ведём переговоры с потен циальными заказчиками, стара емся охватить большой спектр компаний, понять их потреб ности, чтобы синхронизировать разработку силовой установки с потенциальными платформами применения. Лётные испытания гибридного двигателя на летаю щей лаборатории планируется начать в 2024 году, а к серийному производству перейти в 2029 го ду, когда этот новый сегмент рын ка уже приобретёт реальные очертания. А.4е1Ссандр ТИХОНОВ. "Красная з6езда". Фото nресс-службы ОАК. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz