На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖЕ запаЛlrLl 1 НЕБО ДВУХ ОКЕАНОВ дальних походах и хорошо знают осо­ бенности эксплуатации воздушного судна в условиях океанского плавания. Во время стоянки у сирийских бере­ гов авиаторы Балтийского флота также осуществляли полёты на воздушную раз­ ведку. в вертолётном полку, которым командует полковник Евгений Халиков, молодые офицеры проходят проверку морем Машина ОКБ Камова была спроек­ тирована и выполнена людьми, знав­ шими своё дело, но представляет совсем другую философию воздухо­ плавания. Ка-27 более удобен и по­ слушен в полёте - он даже прощает не­ которые ошибки. С другой стороны, экипаж в основном выполняет прибор­ ный полёт, особенно над морем, где нет характерных наземных ориентиров и привычных средств радиотехнического обеспечения, существенно облегчающих работу авиаторов. Миновав Красное море, корвет вошёл в Индийский океан. Здесь российские моряки приняли участие в двух совмест­ ных учениях: вначале с корабельными силами Индии, а затем - с ВМС Пакистана. Переговоры в небе с иностранными кол­ легами командир вёл на английском языке. Ещё в вузе он изучал авиационный английский. Базовые знания позволили уверенно вести радиообмен с экипажем пакистанского воздушного судна. Интенсивность участия экипажей вертолётов Ка-27 и наземных специалистов части в дальних походах в 2020-2021 годах очень высока. Это подтверждает тот факт, что хотя бы один борт с военнослужащими полка постоянно находится на корабле Бал­ тийского флота. В последнее время всё чаще основу авиацион­ ных групп корветов или сторожевиков БФ составляют лейте­ нанты противолодочной эскадрильи. Специфика службы лётчиков всей линейки машин ОКБ Камова такова, что прибывающие в часть выпускники лёт­ ного вуза, в отличие от лейтенантов с других типов винтокрылых машин, сразу становятся командирами вертолёта. Ответственность здесь существенно выше, а значит, и взрослеть в профес­ сиональном плане им приходится го­ раздо быстрее. Для пилотов вертолётов Ка-27 море - одновременно и школа лётного мастерства, и место выпол­ нения задач по предназначению. его не так зависимым от ветра, как клас­ сическая, - объясняет подполковник Андрей Кутепов.- Технически посадка на палубу в принципе не отличается от "Стойкий" - лучшее подтверждение сказанного командиром эскадрильи. На просторах двух океанов - Атлантического и Индийского - задачи дальнего похода решал экипаж вертолёта, состоявший, за исключением штурмана, из молодых офицеров. Более того, специалисты по авиационному, радиоэлектронному обо­ рудованию, вооружению, а также ин­ женер авиационного комплекса верто­ лёта Ка-27 тоже носили лейтенантские погоны. Конечно, старшим группы был Самым сложным элементом была посадка Ка-27 на палубу в тёмное время суток. Впрочем, надёжное и ин­ Важную роль в успешном выполне­ нии экипажем Ка-27 поставленных на поход задач сыграл инженерно-техни­ ческий персонал. Здесь особая ответ­ ственность возлагалась на инженера авиационного комплекса лейтенанта Александра Якунина. приземления на ограничен­ ную площадку, а вот мораль­ но-психологические аспекты выполнения полёта на ко­ рабль иные. Осознание того, что вокруг тебя до самого го­ ризонта море, для пилотов, пересевших с вертолётов Ми­ ля на Ка-27, является опреде­ лённым барьером. Я уверен, формативное оборудование вертолёта, да и сам корабль, который был достаточно под­ свечен, помогали лётчику уве­ ренно чувствовать себя на глис­ саде, чтобы совершить удач­ ную посадку. Ночные полёты в Атлантике на отработку посадки на ко­ рабль - незабываемое для Перед тем как при ступить к само­ стоятельному выполнению полётных заданий, лейтенанты поднимаются в небо с опытными офицерами полка. что на земле они могут спо- всего экипажа вертолёта со- Можно с уверенностью утверждать, что каждый участник этого похода, по­ мимо ярких впечатлений, привёз с собой бесценный опыт и новые знания. Как известно, вертолёт Ка-27 - универсаль­ ная машина. Он может не только искать в толще воды субмарины противника, но и гарантированно их уничтожать. Для этого в распоряжении экипажа есть противолодочные торпеды, ракеты и свободнопадающие авиабомбы. Хотя, по словам Андрея Попова, искать лодку всё же интереснее. В этой азартной охоте за субмариной весь экипаж дол­ жен действовать быстро, профессио­ нально и сообща. койно опуститься между кро- бытие. Волнение где-то три нами деревьев на пятачок балла. Палуба слегка гуляет. Ответственность за подготовку экипа­ жей Ка-27 и Ка-29 лежит прежде всего на командире корабельной противо­ лодочной эскадрильи подполковнике Андрее Кутепове. даже меньших размеров, чем Заход на корвет - по приборам. площадка на корме корабля. Задача штурмана - вывести Но эта задача не будет носить машину на посадочную пло- такого сильного эмоциональ- щадку корабля. Теперь слово ного оттенка, как посадка на за командиром Ка-27. Ему - Противолодочная авиация - абсо­ лютно иное направление боевого при­ менения вертолётов, как мы говорим - другая религия. Да и сам Ка-27 имеет принципиальные отличия. Это очень ин­ тересный вертолёт с большой энергово­ оружённостью и широким спектром уникальных возможностей. Например, при заходах на ограниченные площадки соосная схема несущего винта делает палубу. Про ночь я вообще не Слева направо: леdтенантА. ЯlCунин, старшиd леdтенант важно поймать момент, когда Стоит добавить, что интенсивность участия молодых лётчиков, штурманов и инженеров противолодочной эскад­ рильи в походах кораблей Балтийского флота в перспективе будет только нара­ стать, подтверждая справедливость утверждения о том, что море - лучшая школа пилотов корабельной авиации. говорю. Там совсем иная, мож- А. Попов и lCanumaHA. ВасиленlCО. палуба займёт горизонталь- но сказать, иллюзорная кар- ное положение, и коснуться тина. Порой кажется, что корабль уже назначен опытный пилот командир посадочной площадки колёсами. под тобой, а на деле до него ещё полки- отряда майор Александр Артюхин, Полёты продолжились И В Среди- лометра лететь надо. В таких условиях также руководивший полётами, а за земном море. Здесь экипаж вертолёта очень важна чёткая и слаженная работа работу специалистов ИТС отвечал вёл как визуальную разведку, так и всех членов экипажа. начальник группы регламентных работ сканировал морские глубины при Владu.мup ДАШЕВскии. Завершившаяся недавно служба эки- ТЭЧ полка капитан Дмитрий Климов. помощи опускаемой гидроакустической пажа вертолёта Ка-27 на борту корвета Оба офицера раньше участвовали в станции. "Страж Балтики" . ГЛУБИНА ИЗМЕРЯЕТСЯ МАСТЕРСТВОМ Погружённая в утренние сумерки бухта медленно просыпалась. Рождался новый день. Что принесёт он экипажу подводной лодки под командованием ка­ питана 2 ранга Дмитрия Лысюка? Как сложится выход в море? Подводникам предстояло выполнить слож­ ную учебную задачу. Вряд ли даже самый искусный астролог мог бы однозначно обрисовать картину со­ бытий. В реальности всё происходит по своим зако­ нам, да и обстановка полна неожиданностей. Здесь гадать некогда. Командир субмарины настой­ чиво готовил своих подчинённых К любым сюрпризом. На боевых постах кипела напряжённая работа. Десятки раз подводники отрабатывали всевозможные варианты предстоящего учеб­ ного боя. Всё было учтено, но фактическая ситуация всегда насыщена резко меняющейся обстановкой. Только опыт, толь­ ко доведённые до автоматизма действия позволяют рассчиты­ вать на успех. До начала учения осталось совсем мало времени. Чтобы ре­ шить предстоящую задачу, необ­ ходима предельная собран­ ность каждого члена экипажа. - Учебная тревога! - разно­ сится по отсекам. - Корабль к бою и походу при­ готовить! - Отсек готов к погружению! - чётко докладывает командир мин но-торпедной боевой части капитан-лейтенант Александр Саутин. главляет капитан 3 ранга Сергей Алексеев. Все механизмы, обес­ печивающие ход корабля, рабо­ тают надёжно. Это результат хо­ рошей профессиональной под­ готовки его подчинённых. А в это время в центральном посту кипит боевая работа. Ря­ дом с подлодкой может внезап­ но оказаться субмарина "про­ тивника", и, чтобы первым обна­ ружить её, умело сманеври­ ровать и нанести сокрушитель­ ный удар, нужно быть предель­ но собранными и вниматель­ ными, прежде всего тем, кто входит в корабельный бо­ евой расчёт. От напряжения на лице командира гидроакусти­ ческой группы капитан­ лейтенанта Евгения Ко­ репанова выступила испа­ рина. Он весь проникнут поиском нужной цели. За­ дача эта не из лёгких. Но гидроакустик благодаря высокой операторской под­ готовке умеет улавли­ вать даже самый слабый сигнал. Уже через некото­ рое время Евгений Вла­ димирович обнаруживает цель, докладывает коман­ диру параметры её дви­ жения. В кратчайшие сроки произве­ дены необходимые приготовле­ ния. Доклады о готовности с бо­ евых постов интенсивно поступа­ ют в центральный пост. В эти ми­ нуты приходит ощущение того, что огромное тело субмарины ожи­ ло, наполнилось энергией. Толь­ ко специалист может уловить во всём многообразии команд, до­ кладов, в шуме работающих ме­ ханизмов размеренный ритм бо­ евого корабля. "Противник" часто ме­ няет курс, применяет сред­ ства гидроакустического противодействия. Но все его хитрости своевременно разгадываются подвод- Ко.мандир суб.мариНЫlCanиmaн2ранга никами. Гидроакусти ки уве- Дмитриа ЛЫСЮIC. рен но держат "неприяте­ Для каждого подводника па­ мятны минуты, когда, отдав швар­ товы, субмарина медленно выхо­ дит из бухты. Уже через некото­ рое время волна становится уп­ ругой. Свежий морской ветер развевает над рубкой Андреев­ ский флаг - символ воинской чес­ ти, доблести и славы. Где-то там, на берегу, застыла на пьедеста­ ле другая субмарина - ветеран подводного флота, подводная лодка, ставшая мемориальным музеем, участница Великой Оте­ чественной войны С-56, которой командовал прославленный под­ водник Герой Советского Союза Григорий Иванович Щедрин. - Приготовиться к погруже­ нию! - звучит в динамиках голос старшего помощника командира субмарины. Вмиг экипаж, подвластный команде, приступает к выпол­ нению необходимых действий. Каждое движение подводников строго продуманно, последова­ тельно. Через несколько минут в центральный пост поступают доклады. • Его боевая часть в экипаже - одна из лучших. Не раз под­ чинённые офицера Саутина по- казывали высокое мастерство владения техникой и вооруже­ нием. Основы успеха минно-тор­ педной боевой части заклады­ вались в ходе напряжённой бо­ евой учёбы. И нынешней учебной задаче предшествовала интен­ сивная подготовка корабельных специалистов. По условиям учения, подвод- ная лодка следует в указанный район, где ей предстоит на поли­ гоне боевой подготовки отра­ ботать поиск и атаку подводной лодки условного противника. Склонившись над картой, ко­ мандир штурманской боевой части капитан-лейтенант Роман Чёрный производит необхо­ димые расчёты. От мастерства штурмана зависят точность выб- ранного курса для выхода в атаку, маневрирование в сложной об­ становке, умение уйти от пресле­ дования "противника". Большая ответственность в эти минуты лежит на плечах лич­ ного состава электромеханичес­ кой боевой части, которую воз- ля" на крючке. Получив необходимые реко­ мендации, командир корабля капитан 2 ранга Дмитрий Лысюк принимает решение на выход в торпедную атаку. - Торпедная атака! - Торпедные аппараты - товсь! Секунды словно зависают в воздухе. Их отсчитывает своим сердцем каждый из подвод­ ников, кто сейчас участвует в схватке с "противником". - Пли! Только тот, кто в эти минуты напряжённо следит за работой сложной электронной техники и боевых механизмов, может представить, как, врезаясь в тугую толщу воды, торпеда ус­ тремляется к цели. А вскоре приходит долгожданное извес­ тие. Цель поражена! Очередное испытание подводники прошли успешно. Впереди у них новые учебные задачи, и нет сомнений, что все они будут решены. Ведь от их мастерства зависит безо­ пасность морских рубежей От- чизны. Владимир БОЧАРОВ. Фото аВтора. • За первое полугодие 2021 года гидрографы Каспия выполнили задачи по предназначению в пунктах постоянного базирования кораблей и судов объединения - в Золотом Затоне, на реке Кизань, в сухогрузной гавани порта Махачкала и Каспийской бухте города КаспиЙска. Также был выполнен прибрежный промер у острова Чечень в северной части Каспийского моря. НАВИГАЦИЯ БЕЗ ОПАСНОСТЕЙ Исполнился 101 год со дня образования гидрографической службы Каспийской флотилии Судно ГС-599 недавно верну­ лось в родную гавань после вы­ полнения задач по навигацион­ но-гидрографическому обеспе­ чению сил флотилии в акватории Чёрного моря, а гидрографичес­ кое судно "Анатолий Гужвин" прибыло с боевой службы на Каспийском море в составе воен­ ныхсил КФл. Военные каспийские гидро­ графы ведут своё летосчисление с петровских времён. Когда по поручению Петра I с 1714 по 1720 год велись работы по исследо­ ванию Каспийского моря, в кото­ рых участвовали поручик Беко­ вич-Черкасский, лейтенанты Ко­ жин, Соймонов И другие. Итогом их трудов стал атлас "Картина плоская моря Каспийского", опубликованный в 1720 году. Для обеспечения безопас­ ного мореплавания кораблей и судов осенью 1919 года началось формирование Управле- ния безопасности кораб­ левождения (Убекокасп) в Астрахани. В июле 1920 го­ да по приказу командую­ щего Волжско-Каспийской флотилией Убекокасп пе­ решло в подчинение штабу флотилии с местом бази­ рования в Баку. Таким об­ разом, 1920 год стал точкой отсчёта образования гид­ рографической службы Кас­ пийской флотилии (ГС КФл). чайного положения в Баку нача­ лась операция по эвакуации ар­ мян-беженцев и семей воен­ нослужащих. В 2000 году под руководством начальника гидрографической службы Каспийской флотилии капитана 1 ранга Олега Получан­ кина началась новая эпоха в раз­ витии службы. В этот период ос­ новные подразделения гидро­ графической службы избави­ лись от арендуемых помещений и обрели место своей постоян­ ной дислокации, обновилась материально-техническая база. Подразделения ГС были осна­ щены современным програм­ мным обеспечением съёмки рель­ ефа дна (ПО "НУРАСК" и "QINCY"), гидрографическими и гидроме­ теорологическими комплекса­ ми ("Мускат", ПАК "ГисМетео"), компьютерной техникой. С поступлением новых образ- гационные морские карты. Кол­ лекция морских навигационных карт Каспийского моря выросла до 99 адмиралтейских номеров. В настоящее время объёмы океанографических исследо­ ваний (съёмка рельефа дна), вы­ полняемых экспедиционным гидрографическим отрядом Кас­ пийской флотилии, стали изме­ ряться десятками тысяч кило­ метров в год. На 75 процентов повысилась оправдываемость краткосрочных прогнозов гидро­ метеорологического бюро. Мно­ гократно увеличилась наплаван­ ность группы гидрографических судов. Активное участие гидрографи­ ческая служба принимает в обес­ печении проведения конкурсов Армейских международных игр "Кубок Каспия". Игры проходят в акватории Каспийского моря в специально оборудованных мор- В годы Великой Оте­ чественной войны каспий­ ских гидрографов просла­ вил Василий Писаченко, который вСталинграде развернул работу по обес­ печению кораблей флоти- ГидроtpафичеСlCое судно "Анатолиd Гужвин". лии артиллерийскими планше­ тами. С ростом минной опаснос­ ти на Волге и выходом против­ ника на её правый берег офицер непосредственно руководил ра­ ботой гидрографов по гидрогра­ фическому обеспечению боево­ го траления. Не считаясь с опас­ ностью, он обеспечил прокладку обходных фарватеров и проводку кораблей через минные участки. Его именем назван корабль КФл, выполняющий гидрографичес­ кие задачи и в настоящее время. Вспыхнувший нагорно-кара­ бахский конфликт, трагические события в городах Сумгаит и Баку существенно изменили задачи, стоящие перед Каспийской фло­ тилией и гидрографической служ­ бой, в частности. В январе 1990 года в связи с вводом чрезвы- цов гидрографической техники "Midas WTR 7" и промерных эхо­ лотов "Bathy-500MF", "ЕА-400", а также с введением в строй ди­ визиона малых гидрографичес­ ких судов проектов 871 и 872 (ГС "Анатолий Гужвин", ГС-202, ГС-194) в разы возросли качест­ во и объём гидрографических исследований. При выполнении работ стали активно применять­ ся современное гидрографичес­ кие оборудование и техника, новые гидрографические суда - малое гидрографическое судно ГС-599, большой гидрографи­ ческий катер БГК-2090. По результатам съёмки рель­ ефа дна издаются новые нави- ских полигонах общей площадью около 170 миль (300 км 2 ). И с уверенностью можно ска­ зать, что поставленные гидро­ графической службе задачи вы­ полняются успешно. По словам командира экспедиционно-гид­ рографического отряда ГС КФл капитана 3 ранга Алексея Ва­ сильева, в настоящее время в составе ГС КФл 8 кораблей и су­ дов, все они находятся в состоя­ нии боевой готовности и с высоким уровнем выполняют задачи по навигационно-гидрографичес­ кому и гидрометеорологическо­ му обеспечению боевой подго­ товки сил Каспийской флотилии. Юлия ЗИМАКОВА. Материалы публикуются в сокращении. 13 августа 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz