На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ запаЛlrLl 1 НЕБО ДВУХ ОКЕАНОВ дальних походах и хорошо знают осо бенности эксплуатации воздушного судна в условиях океанского плавания. Во время стоянки у сирийских бере гов авиаторы Балтийского флота также осуществляли полёты на воздушную раз ведку. в вертолётном полку, которым командует полковник Евгений Халиков, молодые офицеры проходят проверку морем Машина ОКБ Камова была спроек тирована и выполнена людьми, знав шими своё дело, но представляет совсем другую философию воздухо плавания. Ка-27 более удобен и по слушен в полёте - он даже прощает не которые ошибки. С другой стороны, экипаж в основном выполняет прибор ный полёт, особенно над морем, где нет характерных наземных ориентиров и привычных средств радиотехнического обеспечения, существенно облегчающих работу авиаторов. Миновав Красное море, корвет вошёл в Индийский океан. Здесь российские моряки приняли участие в двух совмест ных учениях: вначале с корабельными силами Индии, а затем - с ВМС Пакистана. Переговоры в небе с иностранными кол легами командир вёл на английском языке. Ещё в вузе он изучал авиационный английский. Базовые знания позволили уверенно вести радиообмен с экипажем пакистанского воздушного судна. Интенсивность участия экипажей вертолётов Ка-27 и наземных специалистов части в дальних походах в 2020-2021 годах очень высока. Это подтверждает тот факт, что хотя бы один борт с военнослужащими полка постоянно находится на корабле Бал тийского флота. В последнее время всё чаще основу авиацион ных групп корветов или сторожевиков БФ составляют лейте нанты противолодочной эскадрильи. Специфика службы лётчиков всей линейки машин ОКБ Камова такова, что прибывающие в часть выпускники лёт ного вуза, в отличие от лейтенантов с других типов винтокрылых машин, сразу становятся командирами вертолёта. Ответственность здесь существенно выше, а значит, и взрослеть в профес сиональном плане им приходится го раздо быстрее. Для пилотов вертолётов Ка-27 море - одновременно и школа лётного мастерства, и место выпол нения задач по предназначению. его не так зависимым от ветра, как клас сическая, - объясняет подполковник Андрей Кутепов.- Технически посадка на палубу в принципе не отличается от "Стойкий" - лучшее подтверждение сказанного командиром эскадрильи. На просторах двух океанов - Атлантического и Индийского - задачи дальнего похода решал экипаж вертолёта, состоявший, за исключением штурмана, из молодых офицеров. Более того, специалисты по авиационному, радиоэлектронному обо рудованию, вооружению, а также ин женер авиационного комплекса верто лёта Ка-27 тоже носили лейтенантские погоны. Конечно, старшим группы был Самым сложным элементом была посадка Ка-27 на палубу в тёмное время суток. Впрочем, надёжное и ин Важную роль в успешном выполне нии экипажем Ка-27 поставленных на поход задач сыграл инженерно-техни ческий персонал. Здесь особая ответ ственность возлагалась на инженера авиационного комплекса лейтенанта Александра Якунина. приземления на ограничен ную площадку, а вот мораль но-психологические аспекты выполнения полёта на ко рабль иные. Осознание того, что вокруг тебя до самого го ризонта море, для пилотов, пересевших с вертолётов Ми ля на Ка-27, является опреде лённым барьером. Я уверен, формативное оборудование вертолёта, да и сам корабль, который был достаточно под свечен, помогали лётчику уве ренно чувствовать себя на глис саде, чтобы совершить удач ную посадку. Ночные полёты в Атлантике на отработку посадки на ко рабль - незабываемое для Перед тем как при ступить к само стоятельному выполнению полётных заданий, лейтенанты поднимаются в небо с опытными офицерами полка. что на земле они могут спо- всего экипажа вертолёта со- Можно с уверенностью утверждать, что каждый участник этого похода, по мимо ярких впечатлений, привёз с собой бесценный опыт и новые знания. Как известно, вертолёт Ка-27 - универсаль ная машина. Он может не только искать в толще воды субмарины противника, но и гарантированно их уничтожать. Для этого в распоряжении экипажа есть противолодочные торпеды, ракеты и свободнопадающие авиабомбы. Хотя, по словам Андрея Попова, искать лодку всё же интереснее. В этой азартной охоте за субмариной весь экипаж дол жен действовать быстро, профессио нально и сообща. койно опуститься между кро- бытие. Волнение где-то три нами деревьев на пятачок балла. Палуба слегка гуляет. Ответственность за подготовку экипа жей Ка-27 и Ка-29 лежит прежде всего на командире корабельной противо лодочной эскадрильи подполковнике Андрее Кутепове. даже меньших размеров, чем Заход на корвет - по приборам. площадка на корме корабля. Задача штурмана - вывести Но эта задача не будет носить машину на посадочную пло- такого сильного эмоциональ- щадку корабля. Теперь слово ного оттенка, как посадка на за командиром Ка-27. Ему - Противолодочная авиация - абсо лютно иное направление боевого при менения вертолётов, как мы говорим - другая религия. Да и сам Ка-27 имеет принципиальные отличия. Это очень ин тересный вертолёт с большой энергово оружённостью и широким спектром уникальных возможностей. Например, при заходах на ограниченные площадки соосная схема несущего винта делает палубу. Про ночь я вообще не Слева направо: леdтенантА. ЯlCунин, старшиd леdтенант важно поймать момент, когда Стоит добавить, что интенсивность участия молодых лётчиков, штурманов и инженеров противолодочной эскад рильи в походах кораблей Балтийского флота в перспективе будет только нара стать, подтверждая справедливость утверждения о том, что море - лучшая школа пилотов корабельной авиации. говорю. Там совсем иная, мож- А. Попов и lCanumaHA. ВасиленlCО. палуба займёт горизонталь- но сказать, иллюзорная кар- ное положение, и коснуться тина. Порой кажется, что корабль уже назначен опытный пилот командир посадочной площадки колёсами. под тобой, а на деле до него ещё полки- отряда майор Александр Артюхин, Полёты продолжились И В Среди- лометра лететь надо. В таких условиях также руководивший полётами, а за земном море. Здесь экипаж вертолёта очень важна чёткая и слаженная работа работу специалистов ИТС отвечал вёл как визуальную разведку, так и всех членов экипажа. начальник группы регламентных работ сканировал морские глубины при Владu.мup ДАШЕВскии. Завершившаяся недавно служба эки- ТЭЧ полка капитан Дмитрий Климов. помощи опускаемой гидроакустической пажа вертолёта Ка-27 на борту корвета Оба офицера раньше участвовали в станции. "Страж Балтики" . ГЛУБИНА ИЗМЕРЯЕТСЯ МАСТЕРСТВОМ Погружённая в утренние сумерки бухта медленно просыпалась. Рождался новый день. Что принесёт он экипажу подводной лодки под командованием ка питана 2 ранга Дмитрия Лысюка? Как сложится выход в море? Подводникам предстояло выполнить слож ную учебную задачу. Вряд ли даже самый искусный астролог мог бы однозначно обрисовать картину со бытий. В реальности всё происходит по своим зако нам, да и обстановка полна неожиданностей. Здесь гадать некогда. Командир субмарины настой чиво готовил своих подчинённых К любым сюрпризом. На боевых постах кипела напряжённая работа. Десятки раз подводники отрабатывали всевозможные варианты предстоящего учеб ного боя. Всё было учтено, но фактическая ситуация всегда насыщена резко меняющейся обстановкой. Только опыт, толь ко доведённые до автоматизма действия позволяют рассчиты вать на успех. До начала учения осталось совсем мало времени. Чтобы ре шить предстоящую задачу, необ ходима предельная собран ность каждого члена экипажа. - Учебная тревога! - разно сится по отсекам. - Корабль к бою и походу при готовить! - Отсек готов к погружению! - чётко докладывает командир мин но-торпедной боевой части капитан-лейтенант Александр Саутин. главляет капитан 3 ранга Сергей Алексеев. Все механизмы, обес печивающие ход корабля, рабо тают надёжно. Это результат хо рошей профессиональной под готовки его подчинённых. А в это время в центральном посту кипит боевая работа. Ря дом с подлодкой может внезап но оказаться субмарина "про тивника", и, чтобы первым обна ружить её, умело сманеври ровать и нанести сокрушитель ный удар, нужно быть предель но собранными и вниматель ными, прежде всего тем, кто входит в корабельный бо евой расчёт. От напряжения на лице командира гидроакусти ческой группы капитан лейтенанта Евгения Ко репанова выступила испа рина. Он весь проникнут поиском нужной цели. За дача эта не из лёгких. Но гидроакустик благодаря высокой операторской под готовке умеет улавли вать даже самый слабый сигнал. Уже через некото рое время Евгений Вла димирович обнаруживает цель, докладывает коман диру параметры её дви жения. В кратчайшие сроки произве дены необходимые приготовле ния. Доклады о готовности с бо евых постов интенсивно поступа ют в центральный пост. В эти ми нуты приходит ощущение того, что огромное тело субмарины ожи ло, наполнилось энергией. Толь ко специалист может уловить во всём многообразии команд, до кладов, в шуме работающих ме ханизмов размеренный ритм бо евого корабля. "Противник" часто ме няет курс, применяет сред ства гидроакустического противодействия. Но все его хитрости своевременно разгадываются подвод- Ко.мандир суб.мариНЫlCanиmaн2ранга никами. Гидроакусти ки уве- Дмитриа ЛЫСЮIC. рен но держат "неприяте Для каждого подводника па мятны минуты, когда, отдав швар товы, субмарина медленно выхо дит из бухты. Уже через некото рое время волна становится уп ругой. Свежий морской ветер развевает над рубкой Андреев ский флаг - символ воинской чес ти, доблести и славы. Где-то там, на берегу, застыла на пьедеста ле другая субмарина - ветеран подводного флота, подводная лодка, ставшая мемориальным музеем, участница Великой Оте чественной войны С-56, которой командовал прославленный под водник Герой Советского Союза Григорий Иванович Щедрин. - Приготовиться к погруже нию! - звучит в динамиках голос старшего помощника командира субмарины. Вмиг экипаж, подвластный команде, приступает к выпол нению необходимых действий. Каждое движение подводников строго продуманно, последова тельно. Через несколько минут в центральный пост поступают доклады. • Его боевая часть в экипаже - одна из лучших. Не раз под чинённые офицера Саутина по- казывали высокое мастерство владения техникой и вооруже нием. Основы успеха минно-тор педной боевой части заклады вались в ходе напряжённой бо евой учёбы. И нынешней учебной задаче предшествовала интен сивная подготовка корабельных специалистов. По условиям учения, подвод- ная лодка следует в указанный район, где ей предстоит на поли гоне боевой подготовки отра ботать поиск и атаку подводной лодки условного противника. Склонившись над картой, ко мандир штурманской боевой части капитан-лейтенант Роман Чёрный производит необхо димые расчёты. От мастерства штурмана зависят точность выб- ранного курса для выхода в атаку, маневрирование в сложной об становке, умение уйти от пресле дования "противника". Большая ответственность в эти минуты лежит на плечах лич ного состава электромеханичес кой боевой части, которую воз- ля" на крючке. Получив необходимые реко мендации, командир корабля капитан 2 ранга Дмитрий Лысюк принимает решение на выход в торпедную атаку. - Торпедная атака! - Торпедные аппараты - товсь! Секунды словно зависают в воздухе. Их отсчитывает своим сердцем каждый из подвод ников, кто сейчас участвует в схватке с "противником". - Пли! Только тот, кто в эти минуты напряжённо следит за работой сложной электронной техники и боевых механизмов, может представить, как, врезаясь в тугую толщу воды, торпеда ус тремляется к цели. А вскоре приходит долгожданное извес тие. Цель поражена! Очередное испытание подводники прошли успешно. Впереди у них новые учебные задачи, и нет сомнений, что все они будут решены. Ведь от их мастерства зависит безо пасность морских рубежей От- чизны. Владимир БОЧАРОВ. Фото аВтора. • За первое полугодие 2021 года гидрографы Каспия выполнили задачи по предназначению в пунктах постоянного базирования кораблей и судов объединения - в Золотом Затоне, на реке Кизань, в сухогрузной гавани порта Махачкала и Каспийской бухте города КаспиЙска. Также был выполнен прибрежный промер у острова Чечень в северной части Каспийского моря. НАВИГАЦИЯ БЕЗ ОПАСНОСТЕЙ Исполнился 101 год со дня образования гидрографической службы Каспийской флотилии Судно ГС-599 недавно верну лось в родную гавань после вы полнения задач по навигацион но-гидрографическому обеспе чению сил флотилии в акватории Чёрного моря, а гидрографичес кое судно "Анатолий Гужвин" прибыло с боевой службы на Каспийском море в составе воен ныхсил КФл. Военные каспийские гидро графы ведут своё летосчисление с петровских времён. Когда по поручению Петра I с 1714 по 1720 год велись работы по исследо ванию Каспийского моря, в кото рых участвовали поручик Беко вич-Черкасский, лейтенанты Ко жин, Соймонов И другие. Итогом их трудов стал атлас "Картина плоская моря Каспийского", опубликованный в 1720 году. Для обеспечения безопас ного мореплавания кораблей и судов осенью 1919 года началось формирование Управле- ния безопасности кораб левождения (Убекокасп) в Астрахани. В июле 1920 го да по приказу командую щего Волжско-Каспийской флотилией Убекокасп пе решло в подчинение штабу флотилии с местом бази рования в Баку. Таким об разом, 1920 год стал точкой отсчёта образования гид рографической службы Кас пийской флотилии (ГС КФл). чайного положения в Баку нача лась операция по эвакуации ар мян-беженцев и семей воен нослужащих. В 2000 году под руководством начальника гидрографической службы Каспийской флотилии капитана 1 ранга Олега Получан кина началась новая эпоха в раз витии службы. В этот период ос новные подразделения гидро графической службы избави лись от арендуемых помещений и обрели место своей постоян ной дислокации, обновилась материально-техническая база. Подразделения ГС были осна щены современным програм мным обеспечением съёмки рель ефа дна (ПО "НУРАСК" и "QINCY"), гидрографическими и гидроме теорологическими комплекса ми ("Мускат", ПАК "ГисМетео"), компьютерной техникой. С поступлением новых образ- гационные морские карты. Кол лекция морских навигационных карт Каспийского моря выросла до 99 адмиралтейских номеров. В настоящее время объёмы океанографических исследо ваний (съёмка рельефа дна), вы полняемых экспедиционным гидрографическим отрядом Кас пийской флотилии, стали изме ряться десятками тысяч кило метров в год. На 75 процентов повысилась оправдываемость краткосрочных прогнозов гидро метеорологического бюро. Мно гократно увеличилась наплаван ность группы гидрографических судов. Активное участие гидрографи ческая служба принимает в обес печении проведения конкурсов Армейских международных игр "Кубок Каспия". Игры проходят в акватории Каспийского моря в специально оборудованных мор- В годы Великой Оте чественной войны каспий ских гидрографов просла вил Василий Писаченко, который вСталинграде развернул работу по обес печению кораблей флоти- ГидроtpафичеСlCое судно "Анатолиd Гужвин". лии артиллерийскими планше тами. С ростом минной опаснос ти на Волге и выходом против ника на её правый берег офицер непосредственно руководил ра ботой гидрографов по гидрогра фическому обеспечению боево го траления. Не считаясь с опас ностью, он обеспечил прокладку обходных фарватеров и проводку кораблей через минные участки. Его именем назван корабль КФл, выполняющий гидрографичес кие задачи и в настоящее время. Вспыхнувший нагорно-кара бахский конфликт, трагические события в городах Сумгаит и Баку существенно изменили задачи, стоящие перед Каспийской фло тилией и гидрографической служ бой, в частности. В январе 1990 года в связи с вводом чрезвы- цов гидрографической техники "Midas WTR 7" и промерных эхо лотов "Bathy-500MF", "ЕА-400", а также с введением в строй ди визиона малых гидрографичес ких судов проектов 871 и 872 (ГС "Анатолий Гужвин", ГС-202, ГС-194) в разы возросли качест во и объём гидрографических исследований. При выполнении работ стали активно применять ся современное гидрографичес кие оборудование и техника, новые гидрографические суда - малое гидрографическое судно ГС-599, большой гидрографи ческий катер БГК-2090. По результатам съёмки рель ефа дна издаются новые нави- ских полигонах общей площадью около 170 миль (300 км 2 ). И с уверенностью можно ска зать, что поставленные гидро графической службе задачи вы полняются успешно. По словам командира экспедиционно-гид рографического отряда ГС КФл капитана 3 ранга Алексея Ва сильева, в настоящее время в составе ГС КФл 8 кораблей и су дов, все они находятся в состоя нии боевой готовности и с высоким уровнем выполняют задачи по навигационно-гидрографичес кому и гидрометеорологическо му обеспечению боевой подго товки сил Каспийской флотилии. Юлия ЗИМАКОВА. Материалы публикуются в сокращении. 13 августа 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz