На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖЕ запаЛlrLl 3 НА ПРОСТОРАХ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ боевые задачи в Атлантике, Ба­ ренцевом и Белом морях вы­ полняли одновременно более 30 кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Параллель­ но с ними на полигонах в Мур­ манской и Архангельской облас­ тях действовали соединения ар­ мейского корпуса, морской пехо­ ты и воздушной армии Северного флота. проходили манёвры, предвещающие масштабные стратегические учения грядущей осени • W lj На одном из этапов учения успешно про­ шли беспричальная заправка кораблей, стоящих на рейде, горючим с помощью рукавов, пополнение их запасов. В хозяй­ ственной зоне были развёрнуты склады, осуществлялись выпеч- ка хлеба, подвоз топлива и пода­ ча имущества. Одним словом, на берегу, ос­ нащённый необходимой инфра­ структурой, работал полноценный пункт обеспечения, способный при­ нимать корабли небольшого водо­ измещения (не более 5 тысяч тонн) и дизельные подводные лодки. Вся трудоёмкая работа по ты­ ловому и техническому обеспе­ чению войск в полевых условиях в соответствии с действующими нормативами проделана менее чем за десятичасовую рабочую смену. За это время появилась разветвлённая инженерная си­ стема - причалы для подхода и стоянки кораблей, зона разме­ щения личного состава, пункт уп­ равления манёвренным базиро­ ванием, средства связи, макеты боевой техники для скрытия от наблюдений "противника" реаль­ ного местонахождения отдель­ ных объектов и многое другое. Весомую роль в жизнеспо­ собности пункта манёвренного базирования оказала новейшая станция "Войсковая мобильная лесопильная рама". Развёрну­ тый инженерным полком пункт заготовки конструкций обеспе­ чил полноценную жизнедея­ тельность войск, в том числе серьёзную помощь в ремонте и содержании имеющихся объек­ тов его береговой и морской составляющей. Что касается последней - для этих целей работала плавучая мастерская - специальное судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов, а также их вооружения и техниче­ ских средств в районах, удалён­ ных от основных пунктов бази­ рования. Начальник морской инженер­ ной службы Северного флота полковник Александр Худолей так прокомментировал итоги комп­ лексного специального учения: - Мы работали не по сценарию. Требовалось провести учение инженерных войск по оборудо- ванию манёвренных пунктов ба­ зирования. Это одна из главных задач инженерных сил ВМФ. За­ дача выполнена. Итоги коман­ дование оценило на "отлично". Параллельно с мероприятия­ ми, проводимыми в губе Гряз- видам обеспечения будут прово­ диться на полигонах и в пунктах базирования Северного флота в Мурманской и Архангельской областях в течение нескольких дней, вплоть до конца августа. На перехват 6 августа над Баренцевым мо­ рем лётчики отдельного смешан­ ного авиаполка Северного флота на истребителях МиГ-31 БМ вы­ полнили задачи лётного тактиче­ ского учения. Самолёты действо­ вали в диапазоне высот от 5000 до 7000 метров. Выполняя пере­ хват воздушного "противника", они поразил и назначенные цели и мастерски уклонились от атаки истребителей "неприятеля" . Экипажи МиГ-31 БМ провели практические пуски управляе­ мых ракет класса "воздух-воздух" по мишеням-имитаторам, поста­ новку которых выполнили фрон­ товые бомбардировщики Су-24. Они сбросили осветительные авиационные бомбы, которые были успешно поражены ракет- в рамках командно-штабной тренировки учебно­ боевые задачи в Атланmке, Баренцевом и Белом морях выполняли одновременно более 30 кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, соединения армейского корпуса, морской пехоты и воздушной армии Северного флота ная, в другом позиционном рай­ оне, расположенном неподалё­ ку от населённого пункта Кица, в этот день работали специалисты РЭБ СФ. На базе комплексов радиопомех "Мурманск БН" они провели ряд тренировок по веде­ нию радиоразведки и подавле­ нию радиоэлектронных объек­ тов условного противника. Последующие этапы спе­ циального учения по различным ным вооружением истребите­ лей, что зафиксировано средст­ вами объективного контроля. Особенностью учения стало то, что задачи по перехвату и унич­ тожению воздушной цели впервые выполняли четыре молодых лёт­ чика истребительной эскадрильи отдельного смешанного авиацион­ ного полка Северного флота, дис­ лоцированного в районе города Мончегорска Мурманской области. В выполнении учебно-боевых задач были задействованы четы­ ре истребителя-перехватчика МиГ-31 БМ, два фронтовых бом­ бардировщика Су-24, более 300 военнослужащих лётного и инже­ нерно-технического состава пол­ ка. Все самолёты вернулись на аэродром базирования в Мур­ манской области. Над нейтральными водами На другом участке - в северо­ восточной Атлантике два эки­ пажа дальних противолодочных самолётов Ту-142 выполняли задачи совместно с кораблями Северного флота. Полёт выпол­ нен в строгом соответствии с Международными правилам и использования воздушного про­ странства и пролегал над нейт­ ральными водами Баренцева и Норвежского морей, не нарушая границ других государств. Одно из заданий предполага­ ло обнаружение тактической груп­ пы кораблей Северного флота, обозначающих корабельную груп­ пировку условного противника, с последующей передачей целе­ указаний корабельной ударной группе, возглавляемой ракетным крейсером "Маршал Устинов" и действующей в назначенных рай­ онах северо-восточной Атлантики. В отведённое на поиск время тактическая группа Северного флота, в составе которой новей­ ший десантный корабль "Пётр Моргунов", была обнаружена. Продолжительность выполне­ ния полётного задания состави­ ла около 12 часов. За это время самолёты преодолели маршрут протяжённостью свыше 7 тысяч километров. Ракетный кулак Всё это время корабельная ударная группа действовала в районах северо-восточной Ат­ лантики. В её состав в рамках командно-штабной тренировки вошли ракетный крейсер "Мар­ шал Устинов", фрегат "Адмирал флота Касатонов" и атомный подводный ракетный крейсер "Орёл". Североморцы провели учение, ракетным ударом унич­ тожив корабельную группировку условного противника. В соответствии с учебной об­ становкой по целеуказанию, по­ лученному от дальних проти­ володочных самолётов Ту-142, корабельная ударная группа с использованием технологий компьютерного моделирования нанесла ракетный удар элект­ ронными пусками высокоточно­ го оружия по условному против- нику, обозначенному тактиче­ ской группой Северного флота. Ракетный крейсер "Маршал Устинов" выполнил электронные пуски крылатых ракет "Вулкан", фрегат "Адмирал флота Касато­ нов" осуществил электронные пуски крылатых ракет "Калибр", а атомный подводный ракетный крейсер "Орёл", находясь в наз­ наченном районе, применил крылатые ракеты "Гранит" из подводного положения. В борьбе с "невидимым врагом" В тот день в рамках командно­ штабной тренировки учебно- На полигоне в Печенгском рай­ оне Мурманской области про­ шло учение с подразделениями радиационной, химической и био­ логической защиты армейского корпуса. В мероприятиях были задействованы более 70 специа­ листов РХБЗ объединения и 50 единиц техники, таких, как раз­ ведывательная химическая ма­ шина РХМ-6 на базе БТР-80, авто­ разливочные станции АРС-14КМ, контрольно-распределительный подвижный пункт КРПП, пред­ назначенный для дозиметриче­ ского контроля радиоактивно заражённой техники, много­ целевые транспортёры-тягачи МТ-ЛБВ, танки Т-80 БВМ. Воины-химики в борьбе с "не­ видимым врагом" провели раз­ ведку маршрутов выдвижения и районов расположения подраз­ делений. Затем в условиях при­ менения "противником" оружия массового поражения они обо­ рудовали полевые посты РХБ­ наблюдения. Взводы специаль­ ной обработки, выполняя нор­ мативы, провели дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию ус­ ловно заражённой техники с при­ менением специальных раст­ воров. Практическая часть командно-штабной тренировки проходила в течение нескольких дней, в манёврах были задей­ ствованы более 10 тысяч человек, 70 единиц бронетанковой техники, до 15 летательных аппаратов, около 30 боевых кораблей, подводныхлодок и судов обеспечения. Тщательный анализ действийличного состава в ходе учений, проходивших в разныхрайонах базирования сил и войск флота и морских полигонах СФ, позволит командованию оценить степень подготовки войск и сил к участию в масштабных стратегических учениях, запланированных на осень 2021 года. В",ади.мир ПЕХОТНЫИ, О",ыа ЧЕРНЫШЕВА. НЕ БыIАЕтT одинАковыIx ПОЛЁТОВ НОСТЬ полётов, включая метеослужбу, группу руководства, да много всех. Проб­ лемы могут возникнуть, если лётчик что­ то не так сделает или техника откажет, а организационные моменты постав­ лены на очень высокий уровень. ~олодые пилоты отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка Северного флота осваивают курс подготовки морской авиации .Ш. Командиры вертолётов Ка-29 и Ка-27 старшие лей­ тенанты Денис Балакин и Михаил Горо­ хов - однокашники, они окончили фи­ лиал ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жу­ ковского и Ю.А.Гагарина" в городе Сыз­ рань в 2018 году. Сейчас они часть вертолётного полка Северного флота. Однако им ещё не довелось взлетать с старши'! ",е,!теШlНт Михаил Горохов осуществи", свою .мечту стать воен­ ны.м ",ётчиICО.м, он - ICо.мандир верто­ ",ёта Ка-27. палубы корабля. И это не потому что им не повезло или они недостаточно хоро­ ши, нет, так проходит обучение, все сту­ пени которого тщательно продуманы. Молодые люди пришли в профессию не случайно. Денис, в семье которого военнослужащих не было, остановил свой выбор на стезе защитника Отечест­ ва, потому что был убеждёН: окончив военный вуз, он точно будет работать по специальности, и она будет востре­ бована многие годы. Ну а лётное ... Быть пилотом - это, с одной стороны, роман­ тика, а с Другой, возможность постоянно учиться чему-то новому. Михаил же выбрал свой путь потому, что родной брат его бабушки был лётчи­ ком, да и рос парень недалеко от Сыз- • рани и часто наблюдал за полётами вертолётов. Офицеры вспоминают, что обучение прошло в целом гладко. Хотя трудностей было достаточно. Необходимость не­ прерывно усваивать огромные объёмы различной, в основном технической информации приводила к усталости. Но продолжать помогало мальчишеское любопытство и желание освоить-таки профессию мечты. - Самым сложным было доучиться до полётов, которые начались только на третьем курсе, а хотелось-то раньше, - признаётся старший лейтенант Михаил Горохов. - А ещё есть один нюанс, кото­ рый мало кто обозначает как трудность. От курсантов требуется одновременно служить и учиться. Тут страшилка, кото­ рую озвучивают в гражданских универси­ тетах: "Будешь плохо учиться, пойдёшь В армию", - не работает, ты уже в армии. И вот приходишь В роту, а у тебя дежур­ ства, наряды, будто ты не учишься, идёшь в класс, а преподаватели с тебя требуют конспекты, контрольные, курсо­ вые, будто ты не служишь. - При таком положении вещей помо­ гают только самодисциплина и военная смекалка, - продолжает рассказ товари­ ща старший лейтенант Денис Балакин. - Да и тут, в полку, эти навыки нам пригоди­ лись, поэтому военное училище, хоть и сложная, но хорошая и полезная школа. Что такое самодисциплина и ответст­ венность, офицеры поняли отлично. А вот летать начали далеко не сразу. Учеб­ ные вертолёты значительно отличают­ ся от тех, что базируются в отдельном корабельном противолодочном вер­ толётном полку Северного флота, по­ этому практически сразу по прибытии в Заполярье им пришлось снова уезжать на переучивание. В центре боевого при­ менения и переучивания лётного соста­ ва морской авиации ВМФ пилоты изучали новые для себя машины - Ка-27 и Ка-29. • Теория, говорят, далась достаточно легко. Ведь учить всё, как говорится, с нуля не требовалось. Все винтокрылые машины похожи, хоть и имеют каждая свои особенности. В училище молодые люди летали на Ми-8т. Сравнивая их с Ка-27, они утвер­ ждают, что последние более управляе­ мые, манёвренные, предсказуемые. - Их, конечно, не совсем корректно срав­ нивать, потому что их особенности опре­ деляются предназначением, - пояснил Михаил Горохов. - Те, на которых мы учи­ лись, нужны В основном для перевозки грузов, у наших более сложные задачи, поэтому и органы управления у них более чувствительные. Так как корабельным вертолётам приходится подниматься и садиться на подвижную площадку, всё у них настроено таким образом, чтобы они были более управляемы и манёвренны. В море визуальной навигации практи­ чески нет, поэтому навигационные при­ боры у Ка-27 очень точные и мощные. Мощь и манёвренность своих машин офицеры прочувствовали, когда начали осваивать их практически. На мой воп­ рос, страшно ли было, отвечают, что волнение присутствует каждый раз, а не только в первый. Пилоты чувствуют свою ответственность, понимают, что в небе может случиться что угодно, и там лю­ бая ситуация развивается стреми­ тельно, времени на принятие решения и его реализацию крайне мало, нужно быть максимально внимательным и осторожным. Именно эта сосредото­ ченность и создаёт напряжение. - Ты несёшь ответственность не толь­ ко за себя, но и за весь экипаж, за ма­ шину. Эта мысль постоянно сидит в го­ лове, - добавляет Денис Балакин. Но, с другой стороны, пилоты абсо­ лютно уверены в безопасности всего лётного процесса: - Вот есть экипаж вертолёта, и вокруг него - огромное множество людей, служб, которые обеспечивают безопас- Ко.мандир вертолёта Ка-29 старши'! ",е,!тенант Денис Ба",аICин считаеm, что учиться ново.му и са.мосовершенствоваться nи",оту необходu.мо на протяжении всего cpOICa с"'ужбы. • Частью описанной организации яв­ ляется и практика работы с инструк­ торами. Чтобы получить допуск к само­ стоятельному выполнению того или иного полёта, каждый лётчик сначала должен сделать всё под наблюдением более опытного инструктора, который, собственно, требуемое разрешение даст или нет. Конечно, учиться начинают с малого, а потом всё усложняется. Старшие лейтенанты Балакин и Горохов проходили курс боевой подготовки мор­ ской авиации постепенно, пробуя свои силы сначала при простых метеоусло­ виях, затем в сложных, днём И ночью, осваивая различные виды пилотажа. Совсем недавно Михаил Горохов за­ вершил программу, отлетал все зачёт­ ные упражнения. И теперь его экипаж считается подготовленным к выполне­ нию противолодочных задач одиночно днём в любых метеоусловиях. Послед­ ний "экзамен" был весьма напряжён­ ным. Инструктор будто искал предел возможностей вертолётчика. На по­ садку Михаил зашёл по приборам, без визуального контроля. И только после этого ему объявили: "Боеготов!". Денис немного отстал по программе от однокашника. Причина банальна - весной офицер заболел. От такого не застрахован никто. Но ничего страш­ ного, выздоровел и снова приступил к обучению. - Самое привлекательное в нашей работе то, что ты обучаешься постоянно. Даже если ты выполняешь одно и то же упражнение, ты делаешь это в различ­ ных метеорологических условиях. И да­ же если в тех же условиях, не бывает одинаковых полётов, где-то ветер чуть сильнее, где-то видимость немного луч­ ше. Поэтому каждый раз в небе проис­ ходит что-то для тебя новое, что делает твой опыт богаче, а тебя как специалис­ та ценнее, - утверждают пилоты. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото аВтора. 13 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz