На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ запаЛlrLl 3 НА ПРОСТОРАХ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ боевые задачи в Атлантике, Ба ренцевом и Белом морях вы полняли одновременно более 30 кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Параллель но с ними на полигонах в Мур манской и Архангельской облас тях действовали соединения ар мейского корпуса, морской пехо ты и воздушной армии Северного флота. проходили манёвры, предвещающие масштабные стратегические учения грядущей осени • W lj На одном из этапов учения успешно про шли беспричальная заправка кораблей, стоящих на рейде, горючим с помощью рукавов, пополнение их запасов. В хозяй ственной зоне были развёрнуты склады, осуществлялись выпеч- ка хлеба, подвоз топлива и пода ча имущества. Одним словом, на берегу, ос нащённый необходимой инфра структурой, работал полноценный пункт обеспечения, способный при нимать корабли небольшого водо измещения (не более 5 тысяч тонн) и дизельные подводные лодки. Вся трудоёмкая работа по ты ловому и техническому обеспе чению войск в полевых условиях в соответствии с действующими нормативами проделана менее чем за десятичасовую рабочую смену. За это время появилась разветвлённая инженерная си стема - причалы для подхода и стоянки кораблей, зона разме щения личного состава, пункт уп равления манёвренным базиро ванием, средства связи, макеты боевой техники для скрытия от наблюдений "противника" реаль ного местонахождения отдель ных объектов и многое другое. Весомую роль в жизнеспо собности пункта манёвренного базирования оказала новейшая станция "Войсковая мобильная лесопильная рама". Развёрну тый инженерным полком пункт заготовки конструкций обеспе чил полноценную жизнедея тельность войск, в том числе серьёзную помощь в ремонте и содержании имеющихся объек тов его береговой и морской составляющей. Что касается последней - для этих целей работала плавучая мастерская - специальное судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов, а также их вооружения и техниче ских средств в районах, удалён ных от основных пунктов бази рования. Начальник морской инженер ной службы Северного флота полковник Александр Худолей так прокомментировал итоги комп лексного специального учения: - Мы работали не по сценарию. Требовалось провести учение инженерных войск по оборудо- ванию манёвренных пунктов ба зирования. Это одна из главных задач инженерных сил ВМФ. За дача выполнена. Итоги коман дование оценило на "отлично". Параллельно с мероприятия ми, проводимыми в губе Гряз- видам обеспечения будут прово диться на полигонах и в пунктах базирования Северного флота в Мурманской и Архангельской областях в течение нескольких дней, вплоть до конца августа. На перехват 6 августа над Баренцевым мо рем лётчики отдельного смешан ного авиаполка Северного флота на истребителях МиГ-31 БМ вы полнили задачи лётного тактиче ского учения. Самолёты действо вали в диапазоне высот от 5000 до 7000 метров. Выполняя пере хват воздушного "противника", они поразил и назначенные цели и мастерски уклонились от атаки истребителей "неприятеля" . Экипажи МиГ-31 БМ провели практические пуски управляе мых ракет класса "воздух-воздух" по мишеням-имитаторам, поста новку которых выполнили фрон товые бомбардировщики Су-24. Они сбросили осветительные авиационные бомбы, которые были успешно поражены ракет- в рамках командно-штабной тренировки учебно боевые задачи в Атланmке, Баренцевом и Белом морях выполняли одновременно более 30 кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, соединения армейского корпуса, морской пехоты и воздушной армии Северного флота ная, в другом позиционном рай оне, расположенном неподалё ку от населённого пункта Кица, в этот день работали специалисты РЭБ СФ. На базе комплексов радиопомех "Мурманск БН" они провели ряд тренировок по веде нию радиоразведки и подавле нию радиоэлектронных объек тов условного противника. Последующие этапы спе циального учения по различным ным вооружением истребите лей, что зафиксировано средст вами объективного контроля. Особенностью учения стало то, что задачи по перехвату и унич тожению воздушной цели впервые выполняли четыре молодых лёт чика истребительной эскадрильи отдельного смешанного авиацион ного полка Северного флота, дис лоцированного в районе города Мончегорска Мурманской области. В выполнении учебно-боевых задач были задействованы четы ре истребителя-перехватчика МиГ-31 БМ, два фронтовых бом бардировщика Су-24, более 300 военнослужащих лётного и инже нерно-технического состава пол ка. Все самолёты вернулись на аэродром базирования в Мур манской области. Над нейтральными водами На другом участке - в северо восточной Атлантике два эки пажа дальних противолодочных самолётов Ту-142 выполняли задачи совместно с кораблями Северного флота. Полёт выпол нен в строгом соответствии с Международными правилам и использования воздушного про странства и пролегал над нейт ральными водами Баренцева и Норвежского морей, не нарушая границ других государств. Одно из заданий предполага ло обнаружение тактической груп пы кораблей Северного флота, обозначающих корабельную груп пировку условного противника, с последующей передачей целе указаний корабельной ударной группе, возглавляемой ракетным крейсером "Маршал Устинов" и действующей в назначенных рай онах северо-восточной Атлантики. В отведённое на поиск время тактическая группа Северного флота, в составе которой новей ший десантный корабль "Пётр Моргунов", была обнаружена. Продолжительность выполне ния полётного задания состави ла около 12 часов. За это время самолёты преодолели маршрут протяжённостью свыше 7 тысяч километров. Ракетный кулак Всё это время корабельная ударная группа действовала в районах северо-восточной Ат лантики. В её состав в рамках командно-штабной тренировки вошли ракетный крейсер "Мар шал Устинов", фрегат "Адмирал флота Касатонов" и атомный подводный ракетный крейсер "Орёл". Североморцы провели учение, ракетным ударом унич тожив корабельную группировку условного противника. В соответствии с учебной об становкой по целеуказанию, по лученному от дальних проти володочных самолётов Ту-142, корабельная ударная группа с использованием технологий компьютерного моделирования нанесла ракетный удар элект ронными пусками высокоточно го оружия по условному против- нику, обозначенному тактиче ской группой Северного флота. Ракетный крейсер "Маршал Устинов" выполнил электронные пуски крылатых ракет "Вулкан", фрегат "Адмирал флота Касато нов" осуществил электронные пуски крылатых ракет "Калибр", а атомный подводный ракетный крейсер "Орёл", находясь в наз наченном районе, применил крылатые ракеты "Гранит" из подводного положения. В борьбе с "невидимым врагом" В тот день в рамках командно штабной тренировки учебно- На полигоне в Печенгском рай оне Мурманской области про шло учение с подразделениями радиационной, химической и био логической защиты армейского корпуса. В мероприятиях были задействованы более 70 специа листов РХБЗ объединения и 50 единиц техники, таких, как раз ведывательная химическая ма шина РХМ-6 на базе БТР-80, авто разливочные станции АРС-14КМ, контрольно-распределительный подвижный пункт КРПП, пред назначенный для дозиметриче ского контроля радиоактивно заражённой техники, много целевые транспортёры-тягачи МТ-ЛБВ, танки Т-80 БВМ. Воины-химики в борьбе с "не видимым врагом" провели раз ведку маршрутов выдвижения и районов расположения подраз делений. Затем в условиях при менения "противником" оружия массового поражения они обо рудовали полевые посты РХБ наблюдения. Взводы специаль ной обработки, выполняя нор мативы, провели дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию ус ловно заражённой техники с при менением специальных раст воров. Практическая часть командно-штабной тренировки проходила в течение нескольких дней, в манёврах были задей ствованы более 10 тысяч человек, 70 единиц бронетанковой техники, до 15 летательных аппаратов, около 30 боевых кораблей, подводныхлодок и судов обеспечения. Тщательный анализ действийличного состава в ходе учений, проходивших в разныхрайонах базирования сил и войск флота и морских полигонах СФ, позволит командованию оценить степень подготовки войск и сил к участию в масштабных стратегических учениях, запланированных на осень 2021 года. В",ади.мир ПЕХОТНЫИ, О",ыа ЧЕРНЫШЕВА. НЕ БыIАЕтT одинАковыIx ПОЛЁТОВ НОСТЬ полётов, включая метеослужбу, группу руководства, да много всех. Проб лемы могут возникнуть, если лётчик что то не так сделает или техника откажет, а организационные моменты постав лены на очень высокий уровень. ~олодые пилоты отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка Северного флота осваивают курс подготовки морской авиации .Ш. Командиры вертолётов Ка-29 и Ка-27 старшие лей тенанты Денис Балакин и Михаил Горо хов - однокашники, они окончили фи лиал ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жу ковского и Ю.А.Гагарина" в городе Сыз рань в 2018 году. Сейчас они часть вертолётного полка Северного флота. Однако им ещё не довелось взлетать с старши'! ",е,!теШlНт Михаил Горохов осуществи", свою .мечту стать воен ны.м ",ётчиICО.м, он - ICо.мандир верто ",ёта Ка-27. палубы корабля. И это не потому что им не повезло или они недостаточно хоро ши, нет, так проходит обучение, все сту пени которого тщательно продуманы. Молодые люди пришли в профессию не случайно. Денис, в семье которого военнослужащих не было, остановил свой выбор на стезе защитника Отечест ва, потому что был убеждёН: окончив военный вуз, он точно будет работать по специальности, и она будет востре бована многие годы. Ну а лётное ... Быть пилотом - это, с одной стороны, роман тика, а с Другой, возможность постоянно учиться чему-то новому. Михаил же выбрал свой путь потому, что родной брат его бабушки был лётчи ком, да и рос парень недалеко от Сыз- • рани и часто наблюдал за полётами вертолётов. Офицеры вспоминают, что обучение прошло в целом гладко. Хотя трудностей было достаточно. Необходимость не прерывно усваивать огромные объёмы различной, в основном технической информации приводила к усталости. Но продолжать помогало мальчишеское любопытство и желание освоить-таки профессию мечты. - Самым сложным было доучиться до полётов, которые начались только на третьем курсе, а хотелось-то раньше, - признаётся старший лейтенант Михаил Горохов. - А ещё есть один нюанс, кото рый мало кто обозначает как трудность. От курсантов требуется одновременно служить и учиться. Тут страшилка, кото рую озвучивают в гражданских универси тетах: "Будешь плохо учиться, пойдёшь В армию", - не работает, ты уже в армии. И вот приходишь В роту, а у тебя дежур ства, наряды, будто ты не учишься, идёшь в класс, а преподаватели с тебя требуют конспекты, контрольные, курсо вые, будто ты не служишь. - При таком положении вещей помо гают только самодисциплина и военная смекалка, - продолжает рассказ товари ща старший лейтенант Денис Балакин. - Да и тут, в полку, эти навыки нам пригоди лись, поэтому военное училище, хоть и сложная, но хорошая и полезная школа. Что такое самодисциплина и ответст венность, офицеры поняли отлично. А вот летать начали далеко не сразу. Учеб ные вертолёты значительно отличают ся от тех, что базируются в отдельном корабельном противолодочном вер толётном полку Северного флота, по этому практически сразу по прибытии в Заполярье им пришлось снова уезжать на переучивание. В центре боевого при менения и переучивания лётного соста ва морской авиации ВМФ пилоты изучали новые для себя машины - Ка-27 и Ка-29. • Теория, говорят, далась достаточно легко. Ведь учить всё, как говорится, с нуля не требовалось. Все винтокрылые машины похожи, хоть и имеют каждая свои особенности. В училище молодые люди летали на Ми-8т. Сравнивая их с Ка-27, они утвер ждают, что последние более управляе мые, манёвренные, предсказуемые. - Их, конечно, не совсем корректно срав нивать, потому что их особенности опре деляются предназначением, - пояснил Михаил Горохов. - Те, на которых мы учи лись, нужны В основном для перевозки грузов, у наших более сложные задачи, поэтому и органы управления у них более чувствительные. Так как корабельным вертолётам приходится подниматься и садиться на подвижную площадку, всё у них настроено таким образом, чтобы они были более управляемы и манёвренны. В море визуальной навигации практи чески нет, поэтому навигационные при боры у Ка-27 очень точные и мощные. Мощь и манёвренность своих машин офицеры прочувствовали, когда начали осваивать их практически. На мой воп рос, страшно ли было, отвечают, что волнение присутствует каждый раз, а не только в первый. Пилоты чувствуют свою ответственность, понимают, что в небе может случиться что угодно, и там лю бая ситуация развивается стреми тельно, времени на принятие решения и его реализацию крайне мало, нужно быть максимально внимательным и осторожным. Именно эта сосредото ченность и создаёт напряжение. - Ты несёшь ответственность не толь ко за себя, но и за весь экипаж, за ма шину. Эта мысль постоянно сидит в го лове, - добавляет Денис Балакин. Но, с другой стороны, пилоты абсо лютно уверены в безопасности всего лётного процесса: - Вот есть экипаж вертолёта, и вокруг него - огромное множество людей, служб, которые обеспечивают безопас- Ко.мандир вертолёта Ка-29 старши'! ",е,!тенант Денис Ба",аICин считаеm, что учиться ново.му и са.мосовершенствоваться nи",оту необходu.мо на протяжении всего cpOICa с"'ужбы. • Частью описанной организации яв ляется и практика работы с инструк торами. Чтобы получить допуск к само стоятельному выполнению того или иного полёта, каждый лётчик сначала должен сделать всё под наблюдением более опытного инструктора, который, собственно, требуемое разрешение даст или нет. Конечно, учиться начинают с малого, а потом всё усложняется. Старшие лейтенанты Балакин и Горохов проходили курс боевой подготовки мор ской авиации постепенно, пробуя свои силы сначала при простых метеоусло виях, затем в сложных, днём И ночью, осваивая различные виды пилотажа. Совсем недавно Михаил Горохов за вершил программу, отлетал все зачёт ные упражнения. И теперь его экипаж считается подготовленным к выполне нию противолодочных задач одиночно днём в любых метеоусловиях. Послед ний "экзамен" был весьма напряжён ным. Инструктор будто искал предел возможностей вертолётчика. На по садку Михаил зашёл по приборам, без визуального контроля. И только после этого ему объявили: "Боеготов!". Денис немного отстал по программе от однокашника. Причина банальна - весной офицер заболел. От такого не застрахован никто. Но ничего страш ного, выздоровел и снова приступил к обучению. - Самое привлекательное в нашей работе то, что ты обучаешься постоянно. Даже если ты выполняешь одно и то же упражнение, ты делаешь это в различ ных метеорологических условиях. И да же если в тех же условиях, не бывает одинаковых полётов, где-то ветер чуть сильнее, где-то видимость немного луч ше. Поэтому каждый раз в небе проис ходит что-то для тебя новое, что делает твой опыт богаче, а тебя как специалис та ценнее, - утверждают пилоты. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото аВтора. 13 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz