На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖЕ заnалlrы ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ УДАР ПО БЕРЛИНУ 8 августа 1941 года состоялась первая советская бомбардировка Берлина в июле 1941 года на Западном фронте Германия одерживала одну победу за другой, оповещая весь мир о скором окончании запла­ нированного блицкрига. "Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейхаl" - заявлял Герман Геринг, осуществлявший командование люфтваффе. Первый авиационный налёт на Москву нацисты совершили в конце июля. Опираясь на этот факт, вражеская пропаганда ежедневно сообщала о полном уничтожении советской оборонной мощи и "побе­ доносном шествии" немецких войск по СССР. Из вражеских рупоров звучало, что Москва - столица Советского Союза - бомбардируется каждый день и уже почти стёрта с лица земли. Чтобы показать миру и в первую очередь врагу, что советский народ и армия не сломлены, было принято решение нанести ответный удар. Командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков и командующий ВМФ СССР адмирал флота Николай Кузнецов пред­ ложили провести бомбардировку Берлина и расположенных там военных объектов. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года был совершён первый налёт ВВС РККА на Берлин. Долететь бригады ВВС Балтийского Б флота Сталиным был отдан до ерлина приказ: нанести бомбовый Особую роль в этой опе- удар по Берлину и его воен- рации сыграла авиация но-промышленным объек- Балтийского флота. С пер- там. Командиром этого пол- вых дней войны бомбарди- ка был опытный лётчик ве- ровщики флота осущест- теран финской войны пол- вляли налёты на порты, за- ковник Евгений Преобра- нимаемые врагом, - Гдыню, женский. А флаг-штурма- Данциг и другие. На воевав- ном назначил и капитана шую на стороне нацистской Петра Хохлова. Для такого Германии Финляндию бом- сложного вылета были сфор- бы сбрасывали с 23 июня. мированы 15 экипажей, ко- Выход вражеских кораблей торые отработали маршрут в море также затруднялся во время пробного вылета благодаря минам, установ- 3 августа. ленным вблизи баз, и авиа- Подготовка велась в об- ударам по конвоям. При разработке плана нанесения бомбового уда­ ра по Берлину было отме­ чено, что с аэродромов под Ленинградом лететь до сто­ лицы рейха ближе всего. Однако расстояние всё же было слишком велико, и вернуться с бомбёжки не представлялось возмож­ ным. Тогда нарком Военно­ морского флота адмирал флота Николай Кузнецов и командующий ВВС ВМФ ге­ нерал-лейтенант Семён Жаворонков предложили сделать отправным пунк­ том Эзель. На этом остро­ ве, ныне именуемом Са­ аремаа, тогда базировался аэродром Кагул Балтийско­ го флота. С него можно бы­ ло долететь до Берлина. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиаци­ онному полку 8-й авиа- становке строжайшей сек­ ретности, о готовившемся вылете, кроме лётчиков, знал только узкий круг выс­ ших чинов из числа руко­ водства Красной армии. Подготовка к операции На карте Эзель и Берлин соединяла чёткая прямая линия. На остров были пе­ ребазированы запасы топ­ лива и авиабомб. В связи с их нехваткой на Эзеле запа­ сы пришлось доставлять из Таллина и Кронштадта. При этом Таллин на тот момент уже был осаждён немец- кими войсками. По окончательным рас­ чётам, каждый самолёт мог взять одну 500-килограм­ мовую бомбу или две бом­ бы по 250 кг. После до­ ставки топлива и боепри­ пасов было решено провес- ти несколько пробных полё­ тов. Их совершили ночью 3 августа с целью осущест­ вить разведку. Авиаторы сбросили бомбы на ближ- Бо.мба дАЯ ТитАера. ний объект Свинемюнде. При этом экипажами был взят полный запас горючего и бомб для Берлина. После успешной трени­ ровочной операции лётчики были направлены в разве­ дывательный полёт на Бер­ лин в ночь на 6 августа. В результате разведки было установлено: вокруг города кольцом располагаются средства ПВО, имеется большое количество про­ жекторов, способных дей­ ствовать на расстоянии до 6000 метров. Но разведы­ вательные действия окон­ чательно подтвердили ве­ роятность успешного исхо­ да операции. Был получен приказ выполнить задание при первой возможности. Налёт на Берлин Вечером 7 августа в ре­ жиме полного радиомолча­ ния 15 бомбардировщиков Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-8 и Ер-2 с полной бомбовой нагруз­ кой и листовками подня­ лись в небо, взяв курс на не­ мецкую столицу. Ведущим шёл командир 1-го минно­ торпедного авиационного полка полковник Евгений ПреображенскиЙ. Лётчи­ кам с учётом обратного пути предстояло пролететь почти две тысячи километров на высоте семи тысяч метров. При подлёте к северной границе Германии наши са­ молёты несколько раз за­ мечали с вражеских наблю­ дательных постов, однако их принимали за немецкую авиацию, которая возвра­ щается домой. К часу ночи наши лётчики легли на бое­ вой курс. В 01 :30 ночи 8 ав­ густа началась бомбарди­ ровка Берлина, в котором не соблюдался режим све­ томаскировки. Благодаря городским оnням флаг-штур­ ман Пётр Хохлов точно на­ вёл самолёты на военные объекты Берлина и его пред­ местья. Все пятнадцать бом­ бардировщиков успешно сбросили смертоносный груз и отправились на родину. Последствия геополитического масштаба Немецкое руководство не ожидало нападения. На следующий день в немец­ ких газетах писали: "Англий- ская авиация бомбардиро­ вала Берлин. Имеются уби­ тые и раненые. Сбито шесть английских самолётов". В свою очередь обес­ кураженные англичане зая­ вили, что "германское сооб­ щение о бомбёжке Бер­ лина интересно и загадоч­ но, так как 7-8 августа ан­ глийская авиация над Бер­ лином не летала". Только после заявления СССР стало ясно, что бом­ бардировку провели лёт­ чики-балтийцы и во время вылета не потеряли ни од­ ного самолёта. В этот же день Сталин подписал при­ каз N!!0265 "О поощрении участников бомбардировки г. Берлина". Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР от 13 августа 1941 roдaзаусneшное выполнение задания ко­ мандования все лётчики, принимавшие участие в на­ лёте на Берлин, были от­ мечены государственными наградами. Евгений Пре­ ображенский, Василий Гре­ чишников, Андрей Ефре­ мов, Михаил Плоткин, Пётр Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Немецкую столицу авиа­ ция Балтийского флота про­ должала бомбить до 5 сен­ тября 1941 года. По раз­ личным оценкам, всего на Берлин совершено 1 О на­ лётов, сброшено 311 бомб (около 40 тонн), а также 34 контейнера с советскими листовками и газетами. В налётах на Берлин также принимали участие и само­ лёты армейской авиации. Советское население и народы оккупированных стран Европы были очень воодушевлены подвигом советских лётчиков. Пилоты в сложных стратегических условиях, несмотря ни на что, смогли показать свою силу, мужество и героизм. Эта бомбардировка ста­ вила под вопрос скорую победу нацистов на со­ ветско-германском фронте. Подгоmoвu.л Вади.м СРУБИШЕК. ПОДВИГ 10 августа 1941 года переоборудованный из рыболовец­ кого траулера, слабо вооружённый сторожевик вступил в бой с тремя эсминцами противника. Корабль погиб, но вошёл в боевую летопись Советского флота как образец мужества и стойкости экипажа. на. СКР остался без радиосвязи. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть, а третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кор­ мовое орудие за борт. Был перебит трос рулевого управления. Начался пожар. огня. Только в 5 часов 8 минут от­ крыли огонь береговые батареи N!! 11 и N!! 7. Батарея N!! 11 успела сделать 6 залпов, снаряды легли с недолётом, а батарея N!! 7 - всего 3 залпа. Эсминцы закрылись ды­ мовой завесой и начали отход на северо-восток. Первый бой В первый же день войны рыбо­ ловецкий траулер РТ-10 был мо­ билизован и переоборудован в сто­ рожевой корабль. С него сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки - на полубак и на кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемёта "максим". Судно было переведено в класс сторожевых кораблей и получило наименование "Туман". Команди­ ром сторожевика назначили стар­ шего лейтенанта Льва Александро­ вича Шестакова. 26 июня 1941 года на "Тумане" был поднят Военно­ морской флаг, а 29-го его экипаж получил первое боевое крещение. Когда корабль шёл из Мурманска в Полярный, из-за береговых сопок выскочил немецкий бомбардиров­ щик Ю-88. Огонь с "Тумана" заста­ вил его отказаться от атаки на СКР. В дозоре В конце июня 1941 года "Туман" получил первое боевое задание - нести дозор у входа в Кольский за­ лив. Сменившись с дозора, "Туман" уже на следующий день, 3 июля, вновь вышел в море для сопровож­ дения транспорта "Циолковский" и буксира с баржей, направленных в губу Западная Лица для вывоза от­ туда автомашин и продовольствия. Прошло ещё два дня, и "Туман" вновь пошёл на задание. Кораблю предстояло подойти к занятому гит­ леровцами побережью и высадить на берег десантную группу. Несмот­ ря на интенсивный орудийный и пулемётный огонь противника, "Ту­ ман" прорвался на рейд, спустил на воду шлюпку с корабельным десан- • том и успешно выполнил задание. Наступило 4 августа 1941 года, ког­ да "Туман" в последний раз покинул Полярный, направляясь в дозор у входа в Кольский залив. К этому времени наступление немцев на Мурманск было остановлено, фронт стабилизировался на рубеже реки Западная Лица. Основные уси­ лия врага были направлены теперь на пресечение наших морских перевозок. С 4 по 1 О августа "Туман" курсировал от мыса Цып-На­ волок до острова Кильдин. Каж­ дый день в корабельном жур­ нале появлялись новые записи: "Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб". "С оста появи­ лись два самолёта противника. Выпущено по 8 снарядов каж­ дым орудием". Последний бой 1 О августа в 3 часа утра над ко­ раблём на небольшой высоте про­ нёсся немецкий самолёт-развед­ чик. В 4 часа 25 минут экипаж СКР "Туман" обнаружил три эсминца противника на расстоянии 80-90 ка­ бельтовых (позднее выяснилось, что это были "Рихард Байтцен", "Ханс Лоди" и "Фридрих Экольд"). "Туман" отвернул влево, увеличил ход с расчётом подойти ближе к своим береговым батареям. Ко­ мандир СКР объявил боевую тре­ вогу и дал донесение в базу. Эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда рас­ стояние сократилось до 50 кабель­ товых, они открыли огонь из орудий. Первый залп лёг с перелётом, но снарядом была сбита радиоантен- Эсминцы буквально расстрели­ вали беззащитное судно. В началь­ ный период боя "Туман" не смог про­ извести в ответ ни единого выстре­ ла, поскольку наводчик носовой пушки не видел противника за над­ стройками своего корабля. Огнём эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. Корабль лишился хода. Были убиты коман­ дир и комиссар "Тумана", несколько офицеров и матросов. В командо­ вание "Туманом" вступил лейтенант Леонид Рыбаков. Пламя приближалось к стелла­ жам с глубинными бомбами. Но мо­ ряки действовали решительно и самоотверженно. Минёр Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рулевой Константин Семёнов починил руле­ вое управление. В 4 часа 55 минут эсминцы про­ тивника прекратили артогонь, так как потерявший управление "Туман" оказался закрыт дымовой завесой. В это время береговые батареи вели переговоры с командным пунктом штаба флота, пытаясь получить разрешение на открытие • "Туман" получил 11 прямых попа­ даний 127-мм снарядов и имел крен 15 градусов на правый борт. С корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели размес­ тить членов экипажа. Последним, тридцать седьмым по счёту, поки­ нул "Туман" Рыбаков. Вскоре корабль начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут ушёл под воду. Из 52 членов экипажа спаслись 37. В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбарди­ ровщика Пе-2 и 5 бомбардировщи­ ков СБ. Одна из сброшенных ими бомб попала в машинное отделе­ ние эсминца "Рихард Байтцен". Повреждённый корабль был от­ правлен в Киль на ремонт и вошёл в строй только в январе 1942 года. Место геройской гибели сторо­ жевого корабля "Туман" - 69033'6" северной широты и 33040'20" вос­ точной долготы - объявлено коор­ динатами боевой славы. При про­ хождении этого места все корабли при спускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторо­ жевого корабля. Подгоmomм Фu.лиnn ПОКРОВСКИи. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1911 году состоялось освящение храма Спас-на­ водах в Петербурге, уникального храма-памятника, построенного на народные средства, - "символа братской могилы для погибших без погребения героев­ моряков" в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1918 году родился командир отделения 163-го отдельного разведывательного батальона 104-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта Герой Советского Союза младший сержант Александр Грязнов. В 1941 году морскому пехотинцу старшему сержанту Василию Кислякову первому на Северном флоте присвоено звание Герой Советского Союза. В 1945 году началась Сейсинская десантная опе­ рация Тихоокеанского флота. В 1958 году родился Герой Российской Федерации вице-адмирал Алексей Буриличев - подводник, началь­ ник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации с 2005 года. 14 августа День физкультурника. Мокрый Спас. Русская православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего креста Господня. Это древнейший воинский праздник России. В летописях говорится, что праздник установлен "худым и грешным рабом Божиим Андреем, князем, сыном Георгиевым, внуком Монома­ ховым именем Владимира, царя и князя Руси" в честь его победы над волжскими булгарами в 1164 году. 1904 год - подвиг экипажа крейсера "Рюрик" в ходе боя владивостокского отряда кораблей с японской эскадрой в Корейском заливе. В 1920 году родился морской пехотинец черноморец Владимир Кайда, убивавший гитлеровцев ударом ку­ лака по каске. Весной 1944 года был переведён на Северный флот в спецкоманду, которая перегоняла транспортные пароходы из Америки в Советский Союз через Англию. В 1936 году совершён первы й групповой поход дивизиона подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Константина Грибоедова к островам Новая Земля и Медвежий. В походе участвовал коман­ дующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Душенов. Переход проходил с 14 августа по 26 сентября. В 1958 году учреждены почётные звания "Заслужен­ ный лётчик-испытатель СССР", "Заслуженный штурман­ испытатель СССР". В 2004 году ушёл из жизни флотский журналист, поэт, писатель, заслуженный работник культуры РФ Вла­ димир Панюшкин. 15 августа День Воздушного флота России. В 1896 году родился советский военный деятель, видный военачальник времён Гражданской войны командарм 1 ранга Иона Якир. Расстрелян в ходе ста­ линской чистки, посмертно реабилитирован. В 1903 году родился ветеран советско-финляндской и Великой Отечественной войн, командир сторожевого корабля "Заря", Краснознамённого тральщика ТЩ-32 и минного заградителя "Мурман" капитан-лейтенант Илья Дугладзе. Обеспечил проводку 27 конвоев, прой­ дя 27 775 миль, из которых 5519 - с тралом. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Оте­ чественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Советского Заполярья". В 191 О году состоялся первый полёт самолёта "Россия-А" - первого отечественного самолёта завод­ ской постройки. Это был биплан с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. "Россия-А" прошла первые лётные испытания на Гатчинском аэродроме под Петербургом. В 1919 году родился дважды Герой Социалисти­ ческого Труда, лауреат Ленинской и Государствен­ ной премий, главный конструктор ЦКБ "Рубин", ге­ неральный конструктор атомных подводных лодок стратегического назначения типа "Тайфун" академик Сергей Ковалёв. 6 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz