На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖЕ заnалlrы ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ УДАР ПО БЕРЛИНУ 8 августа 1941 года состоялась первая советская бомбардировка Берлина в июле 1941 года на Западном фронте Германия одерживала одну победу за другой, оповещая весь мир о скором окончании запла нированного блицкрига. "Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейхаl" - заявлял Герман Геринг, осуществлявший командование люфтваффе. Первый авиационный налёт на Москву нацисты совершили в конце июля. Опираясь на этот факт, вражеская пропаганда ежедневно сообщала о полном уничтожении советской оборонной мощи и "побе доносном шествии" немецких войск по СССР. Из вражеских рупоров звучало, что Москва - столица Советского Союза - бомбардируется каждый день и уже почти стёрта с лица земли. Чтобы показать миру и в первую очередь врагу, что советский народ и армия не сломлены, было принято решение нанести ответный удар. Командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков и командующий ВМФ СССР адмирал флота Николай Кузнецов пред ложили провести бомбардировку Берлина и расположенных там военных объектов. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года был совершён первый налёт ВВС РККА на Берлин. Долететь бригады ВВС Балтийского Б флота Сталиным был отдан до ерлина приказ: нанести бомбовый Особую роль в этой опе- удар по Берлину и его воен- рации сыграла авиация но-промышленным объек- Балтийского флота. С пер- там. Командиром этого пол- вых дней войны бомбарди- ка был опытный лётчик ве- ровщики флота осущест- теран финской войны пол- вляли налёты на порты, за- ковник Евгений Преобра- нимаемые врагом, - Гдыню, женский. А флаг-штурма- Данциг и другие. На воевав- ном назначил и капитана шую на стороне нацистской Петра Хохлова. Для такого Германии Финляндию бом- сложного вылета были сфор- бы сбрасывали с 23 июня. мированы 15 экипажей, ко- Выход вражеских кораблей торые отработали маршрут в море также затруднялся во время пробного вылета благодаря минам, установ- 3 августа. ленным вблизи баз, и авиа- Подготовка велась в об- ударам по конвоям. При разработке плана нанесения бомбового уда ра по Берлину было отме чено, что с аэродромов под Ленинградом лететь до сто лицы рейха ближе всего. Однако расстояние всё же было слишком велико, и вернуться с бомбёжки не представлялось возмож ным. Тогда нарком Военно морского флота адмирал флота Николай Кузнецов и командующий ВВС ВМФ ге нерал-лейтенант Семён Жаворонков предложили сделать отправным пунк том Эзель. На этом остро ве, ныне именуемом Са аремаа, тогда базировался аэродром Кагул Балтийско го флота. С него можно бы ло долететь до Берлина. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиаци онному полку 8-й авиа- становке строжайшей сек ретности, о готовившемся вылете, кроме лётчиков, знал только узкий круг выс ших чинов из числа руко водства Красной армии. Подготовка к операции На карте Эзель и Берлин соединяла чёткая прямая линия. На остров были пе ребазированы запасы топ лива и авиабомб. В связи с их нехваткой на Эзеле запа сы пришлось доставлять из Таллина и Кронштадта. При этом Таллин на тот момент уже был осаждён немец- кими войсками. По окончательным рас чётам, каждый самолёт мог взять одну 500-килограм мовую бомбу или две бом бы по 250 кг. После до ставки топлива и боепри пасов было решено провес- ти несколько пробных полё тов. Их совершили ночью 3 августа с целью осущест вить разведку. Авиаторы сбросили бомбы на ближ- Бо.мба дАЯ ТитАера. ний объект Свинемюнде. При этом экипажами был взят полный запас горючего и бомб для Берлина. После успешной трени ровочной операции лётчики были направлены в разве дывательный полёт на Бер лин в ночь на 6 августа. В результате разведки было установлено: вокруг города кольцом располагаются средства ПВО, имеется большое количество про жекторов, способных дей ствовать на расстоянии до 6000 метров. Но разведы вательные действия окон чательно подтвердили ве роятность успешного исхо да операции. Был получен приказ выполнить задание при первой возможности. Налёт на Берлин Вечером 7 августа в ре жиме полного радиомолча ния 15 бомбардировщиков Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-8 и Ер-2 с полной бомбовой нагруз кой и листовками подня лись в небо, взяв курс на не мецкую столицу. Ведущим шёл командир 1-го минно торпедного авиационного полка полковник Евгений ПреображенскиЙ. Лётчи кам с учётом обратного пути предстояло пролететь почти две тысячи километров на высоте семи тысяч метров. При подлёте к северной границе Германии наши са молёты несколько раз за мечали с вражеских наблю дательных постов, однако их принимали за немецкую авиацию, которая возвра щается домой. К часу ночи наши лётчики легли на бое вой курс. В 01 :30 ночи 8 ав густа началась бомбарди ровка Берлина, в котором не соблюдался режим све томаскировки. Благодаря городским оnням флаг-штур ман Пётр Хохлов точно на вёл самолёты на военные объекты Берлина и его пред местья. Все пятнадцать бом бардировщиков успешно сбросили смертоносный груз и отправились на родину. Последствия геополитического масштаба Немецкое руководство не ожидало нападения. На следующий день в немец ких газетах писали: "Англий- ская авиация бомбардиро вала Берлин. Имеются уби тые и раненые. Сбито шесть английских самолётов". В свою очередь обес кураженные англичане зая вили, что "германское сооб щение о бомбёжке Бер лина интересно и загадоч но, так как 7-8 августа ан глийская авиация над Бер лином не летала". Только после заявления СССР стало ясно, что бом бардировку провели лёт чики-балтийцы и во время вылета не потеряли ни од ного самолёта. В этот же день Сталин подписал при каз N!!0265 "О поощрении участников бомбардировки г. Берлина". Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 13 августа 1941 roдaзаусneшное выполнение задания ко мандования все лётчики, принимавшие участие в на лёте на Берлин, были от мечены государственными наградами. Евгений Пре ображенский, Василий Гре чишников, Андрей Ефре мов, Михаил Плоткин, Пётр Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Немецкую столицу авиа ция Балтийского флота про должала бомбить до 5 сен тября 1941 года. По раз личным оценкам, всего на Берлин совершено 1 О на лётов, сброшено 311 бомб (около 40 тонн), а также 34 контейнера с советскими листовками и газетами. В налётах на Берлин также принимали участие и само лёты армейской авиации. Советское население и народы оккупированных стран Европы были очень воодушевлены подвигом советских лётчиков. Пилоты в сложных стратегических условиях, несмотря ни на что, смогли показать свою силу, мужество и героизм. Эта бомбардировка ста вила под вопрос скорую победу нацистов на со ветско-германском фронте. Подгоmoвu.л Вади.м СРУБИШЕК. ПОДВИГ 10 августа 1941 года переоборудованный из рыболовец кого траулера, слабо вооружённый сторожевик вступил в бой с тремя эсминцами противника. Корабль погиб, но вошёл в боевую летопись Советского флота как образец мужества и стойкости экипажа. на. СКР остался без радиосвязи. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть, а третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кор мовое орудие за борт. Был перебит трос рулевого управления. Начался пожар. огня. Только в 5 часов 8 минут от крыли огонь береговые батареи N!! 11 и N!! 7. Батарея N!! 11 успела сделать 6 залпов, снаряды легли с недолётом, а батарея N!! 7 - всего 3 залпа. Эсминцы закрылись ды мовой завесой и начали отход на северо-восток. Первый бой В первый же день войны рыбо ловецкий траулер РТ-10 был мо билизован и переоборудован в сто рожевой корабль. С него сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки - на полубак и на кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемёта "максим". Судно было переведено в класс сторожевых кораблей и получило наименование "Туман". Команди ром сторожевика назначили стар шего лейтенанта Льва Александро вича Шестакова. 26 июня 1941 года на "Тумане" был поднят Военно морской флаг, а 29-го его экипаж получил первое боевое крещение. Когда корабль шёл из Мурманска в Полярный, из-за береговых сопок выскочил немецкий бомбардиров щик Ю-88. Огонь с "Тумана" заста вил его отказаться от атаки на СКР. В дозоре В конце июня 1941 года "Туман" получил первое боевое задание - нести дозор у входа в Кольский за лив. Сменившись с дозора, "Туман" уже на следующий день, 3 июля, вновь вышел в море для сопровож дения транспорта "Циолковский" и буксира с баржей, направленных в губу Западная Лица для вывоза от туда автомашин и продовольствия. Прошло ещё два дня, и "Туман" вновь пошёл на задание. Кораблю предстояло подойти к занятому гит леровцами побережью и высадить на берег десантную группу. Несмот ря на интенсивный орудийный и пулемётный огонь противника, "Ту ман" прорвался на рейд, спустил на воду шлюпку с корабельным десан- • том и успешно выполнил задание. Наступило 4 августа 1941 года, ког да "Туман" в последний раз покинул Полярный, направляясь в дозор у входа в Кольский залив. К этому времени наступление немцев на Мурманск было остановлено, фронт стабилизировался на рубеже реки Западная Лица. Основные уси лия врага были направлены теперь на пресечение наших морских перевозок. С 4 по 1 О августа "Туман" курсировал от мыса Цып-На волок до острова Кильдин. Каж дый день в корабельном жур нале появлялись новые записи: "Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб". "С оста появи лись два самолёта противника. Выпущено по 8 снарядов каж дым орудием". Последний бой 1 О августа в 3 часа утра над ко раблём на небольшой высоте про нёсся немецкий самолёт-развед чик. В 4 часа 25 минут экипаж СКР "Туман" обнаружил три эсминца противника на расстоянии 80-90 ка бельтовых (позднее выяснилось, что это были "Рихард Байтцен", "Ханс Лоди" и "Фридрих Экольд"). "Туман" отвернул влево, увеличил ход с расчётом подойти ближе к своим береговым батареям. Ко мандир СКР объявил боевую тре вогу и дал донесение в базу. Эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда рас стояние сократилось до 50 кабель товых, они открыли огонь из орудий. Первый залп лёг с перелётом, но снарядом была сбита радиоантен- Эсминцы буквально расстрели вали беззащитное судно. В началь ный период боя "Туман" не смог про извести в ответ ни единого выстре ла, поскольку наводчик носовой пушки не видел противника за над стройками своего корабля. Огнём эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. Корабль лишился хода. Были убиты коман дир и комиссар "Тумана", несколько офицеров и матросов. В командо вание "Туманом" вступил лейтенант Леонид Рыбаков. Пламя приближалось к стелла жам с глубинными бомбами. Но мо ряки действовали решительно и самоотверженно. Минёр Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рулевой Константин Семёнов починил руле вое управление. В 4 часа 55 минут эсминцы про тивника прекратили артогонь, так как потерявший управление "Туман" оказался закрыт дымовой завесой. В это время береговые батареи вели переговоры с командным пунктом штаба флота, пытаясь получить разрешение на открытие • "Туман" получил 11 прямых попа даний 127-мм снарядов и имел крен 15 градусов на правый борт. С корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели размес тить членов экипажа. Последним, тридцать седьмым по счёту, поки нул "Туман" Рыбаков. Вскоре корабль начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут ушёл под воду. Из 52 членов экипажа спаслись 37. В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбарди ровщика Пе-2 и 5 бомбардировщи ков СБ. Одна из сброшенных ими бомб попала в машинное отделе ние эсминца "Рихард Байтцен". Повреждённый корабль был от правлен в Киль на ремонт и вошёл в строй только в январе 1942 года. Место геройской гибели сторо жевого корабля "Туман" - 69033'6" северной широты и 33040'20" вос точной долготы - объявлено коор динатами боевой славы. При про хождении этого места все корабли при спускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторо жевого корабля. Подгоmomм Фu.лиnn ПОКРОВСКИи. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1911 году состоялось освящение храма Спас-на водах в Петербурге, уникального храма-памятника, построенного на народные средства, - "символа братской могилы для погибших без погребения героев моряков" в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1918 году родился командир отделения 163-го отдельного разведывательного батальона 104-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта Герой Советского Союза младший сержант Александр Грязнов. В 1941 году морскому пехотинцу старшему сержанту Василию Кислякову первому на Северном флоте присвоено звание Герой Советского Союза. В 1945 году началась Сейсинская десантная опе рация Тихоокеанского флота. В 1958 году родился Герой Российской Федерации вице-адмирал Алексей Буриличев - подводник, началь ник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации с 2005 года. 14 августа День физкультурника. Мокрый Спас. Русская православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего креста Господня. Это древнейший воинский праздник России. В летописях говорится, что праздник установлен "худым и грешным рабом Божиим Андреем, князем, сыном Георгиевым, внуком Монома ховым именем Владимира, царя и князя Руси" в честь его победы над волжскими булгарами в 1164 году. 1904 год - подвиг экипажа крейсера "Рюрик" в ходе боя владивостокского отряда кораблей с японской эскадрой в Корейском заливе. В 1920 году родился морской пехотинец черноморец Владимир Кайда, убивавший гитлеровцев ударом ку лака по каске. Весной 1944 года был переведён на Северный флот в спецкоманду, которая перегоняла транспортные пароходы из Америки в Советский Союз через Англию. В 1936 году совершён первы й групповой поход дивизиона подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Константина Грибоедова к островам Новая Земля и Медвежий. В походе участвовал коман дующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Душенов. Переход проходил с 14 августа по 26 сентября. В 1958 году учреждены почётные звания "Заслужен ный лётчик-испытатель СССР", "Заслуженный штурман испытатель СССР". В 2004 году ушёл из жизни флотский журналист, поэт, писатель, заслуженный работник культуры РФ Вла димир Панюшкин. 15 августа День Воздушного флота России. В 1896 году родился советский военный деятель, видный военачальник времён Гражданской войны командарм 1 ранга Иона Якир. Расстрелян в ходе ста линской чистки, посмертно реабилитирован. В 1903 году родился ветеран советско-финляндской и Великой Отечественной войн, командир сторожевого корабля "Заря", Краснознамённого тральщика ТЩ-32 и минного заградителя "Мурман" капитан-лейтенант Илья Дугладзе. Обеспечил проводку 27 конвоев, прой дя 27 775 миль, из которых 5519 - с тралом. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Оте чественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Советского Заполярья". В 191 О году состоялся первый полёт самолёта "Россия-А" - первого отечественного самолёта завод ской постройки. Это был биплан с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. "Россия-А" прошла первые лётные испытания на Гатчинском аэродроме под Петербургом. В 1919 году родился дважды Герой Социалисти ческого Труда, лауреат Ленинской и Государствен ной премий, главный конструктор ЦКБ "Рубин", ге неральный конструктор атомных подводных лодок стратегического назначения типа "Тайфун" академик Сергей Ковалёв. 6 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz