На страже Заполярья. 2021 год. Апрель.

7 стр. * на ~raжЕ запалIFы БЕССТРАШНЬIЙ ВОИН 5 мая исполняется 100 лет со дня рождения бойца Карельского фронта, участника Петсамо-Киркенесской наступательной операции Героя Советского Союза стар­ шего сержанта Василия Кука. шись метрах в десяти от цели, Кук бросил две гранаты, и этого хвати­ матной роты 1-го горнострелкового батальона 70-й отдельной горност­ релковой Печенгской Краснознамён­ ной ордена Красной Звезды брига­ ды старший сержант Кук первым ло, чтобы уничто­ жить пулемёт вмес­ те с расчётом. Сам же Василий успел спрятаться в ло­ щину. ~ f " g:xP&"RO . U Р и к .LВ JUL· .... Родился он в Полтавской области в крестьянской семье. После окон­ чания восьми классов школы рабо­ тал на сахарном заводе. В 1939 году дир отделения старший сержант Василий Кук, заняв удобную по­ зицию, в упор расстреливал напа­ давших. Наши солдаты успешно 110 ~o 0WJU,ti0ll ГОР!!О \ (,"I'Ж1НОВOll JIE'I:I!I'CКOII Ю'А~~~I~ КРЛ:;НOll J3Вf.1fflj БРlI'o\D$ был призван на службу в Рабоче­ крестьянскую Крас· ную армию. На фрон­ тах Великой Отечест­ венной войны - с её начала. Участвовал в битве за Москву, где получил тяжё­ лое ранение. После госпиталя Василий Кук был зачислен в 70-ю отдельную мор­ скую стрелковую бри­ гаду (ОМСБ) 7-й ар­ мии Карельского фронта. К июню 1944 года он был уже коман­ отразили контратаку и сами перешли в наступ­ ление. Большая часть нацистов была переби­ та, остальные обраще­ ны в бегство. В ходе одного из боёв во время преследова­ ния взвод Кука попал под фланговый огонь пулемёта. Василий, не­ взирая на опасность для своей жизни, выз­ вался уничтожить огне­ вую точку. Он взял с со­ бой красноармейца Бра­ гина, и смельчаки по­ ползли к дзоту. Указом Прези­ диума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года за образцовое вы­ полнение боевых заданий командо­ вания на фронте борьбы с немец­ кими захватчика- ми и проявленные при этом мужест­ во и героизм стар­ ший сержант Ва­ силий Кук был удо­ стоен высокого зва­ ния Героя Совет­ ского Союза с вру­ чением ордена Ле­ нина и медали "Зо­ лотая Звезда". Отважный воин участвовал в Пет­ само-Киркенес- ·1 • """)'0.11 191:; о. 2. К",,,,,,,,_йаа ... AR:Etiщ В&аи.пJDI . BBIJВ)fIfI. 8. ~=-т.. .... ""-Щ!II" .~ '. ~т°н:=·~.OВJJ."'" I , 9. ЛеhllS!UП'& " КYВНIЩOOA ОО!Ж''' н... ........... ~O. ~;1i'ji1Ь"'0ВY (hЫ'у ц-may 1 ~. яmРП~~:И~:~НОВИЧ!lo " Дойо.в1ЩOJ! А_. С",е;цва 2-100 I'OP!lO o,pe.nltoвorQ б&orмъова. ~~~=~~H~:':~:'- 2-1'0 UCliCИlIВD8. ХCl8Ц1Р1р!. O'P~OBoro UB(JI,a ~O горно a'peJJ1tCВcro d&'!'!l.1JЪORe.. K~ МJWОШl'вorо B81IO~ 2--ro гоt:80 OrpeUCllcrO е'&I8IЪОRa. :=-ra,:=:~ 1-1'0 rОРПiр&J Ctpe.цкa. 2-1 ро!'И 2-ro ГОPlD-O'J'~1R ВО1"О ба'l'&JDoоаа. \ ТоХФ""" .. у porв """'". '\ К ......._ 2'" "_0001 PD"B 2-1'. горна О!'р8Повorо бuanона. Pa.tnroП)' 1D1ВOКMkOГo ;ulВlIЗиона. И~ В8Во.ца 5В!!OU!L'!Чi![I[ОВ l-го горво о!'репоэcrО бе.'faJIЪ,ова., O!'peтta 8-1'0 rops:o OIрмltOвorо 6а!'а1 ""а. диром отделения 2-й роты 1 О-го отдельного стрелкового батальона 70-й ОМСБ. Старший сержант Кук в ходе Тулоксинской десантной опе­ рации на восточном берегу Ладожс­ кого озера 23-25 июня 1944 года проявил себя как мужественный военнослужащий, бесстрашный защитник Родины. Противник разгадал их замысел и открыл стрельбу по бойцам. Велев Брагину оставаться на месте и отвлекать врага, Кук по­ полз дальше. Гитлеровцы открыли прицельный огонь на поражение. Старший сержант перестал дви­ гаться, притворившись мёртвым. Фашисты в такой исход событий поверили и огонь прекратили, а от- ской наступательной операции, за что в январе 1945 года был на­ граждён медалью "За оборону Со­ ветского Заполярья". В наступа­ тельных боях в конце октября 1944 ворвался в город, уничтожая про­ тивника и отбив до 15 контратак. За что в августе 1945 года получил ор­ ден Красной Звезды. Взводу, в котором служил Кук, была поставлена задача скрытно выдвинуться вперёд и обустроить свои позиции между расположе­ нием двух рот, чтобы не допустить выхода противника во фланги и в тыл. Вражеские войска обнаружили подразделение, едва только бойцы приступили К оборудованию рубежа для обороны. Фашисты попытались отбросить десантников назад. На­ чалась рукопашная схватка. Коман- В ходе одного из боёв во время преследования взвод Кука попал под фланговый огонь пулемёта. Василий, невзирая на опасность для своей жизни, вызвался уничтожить огневую точку Освобождал Василий Семёнович и Польшу, и Чехословакию, а ещё участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. После войны жил в столице и работал в аппарате Министерства обороны СССР. В 1985 году на­ граждён орденом Отечественной войны 1 степени. Умер в возрасте 75 лет. важный десантник, воспользовав­ шись моментом, поднялся и побе­ жал к огневой точке. Остановив- года в бою за город Никель со сво­ им подразделением тогда уже ко­ мандир взвода автоматчиков авто- ПодютО6ила Анна КОРОЛЬКОВА. ТРУДНАЯ СУДЬБА ПЕРВЕНЦА Боевая лодка русского флота "Дельфин" 120 лет назад стала пионером отечественного подводного судостроения Идея обзавестись подводными лодками витала в русском Адмиралтействе ещё с 70-х годов XIX века. Увы, всё упиралось в сла­ бость отечественной производственной ба­ зы. Лишь на рубеже веков появилась возмож­ ность воплотить задуманное в жизнь. В конце 1900 года было принято решение о создании комиссии по проектированию подводных судов под руководством военного инженера Ивана Бубнова. Был задуман "ныряющий" корабль для прибрежной обороны, не усту­ пающий по своим тактико-техническим харак­ теристикам зарубежным. 3 мая 1901 года комиссия представила главному инспектору кораблестроения Николаю Кутейникову проект "Миноносец N!! 113" - таково было первое название отечественной подводной лодки "Дельфин". Постройка В состав комиссии также вошли старший инженер­ механик Игорь Горюнов и инженер-электрик лейте­ нант Михаил Беклемишев. 5 июля 1901 года дорабо­ танный проект был утверж­ дён, а Балтийский завод получил наряд на построй­ ку миноносца. Для сокращения расхо­ дов инженеры уменьшали размеры лодки. Ожидае­ мая глубина погружения - 50 метров. Для обеспече­ ния обтекаемости была выбрана конструкция вере­ тенообразной формы. Про­ фильную И листовую сталь поставили с Путиловского завода, воздушные балло­ ны были изготовлены Обу­ ховским сталелитейным пред­ приятием. Аккумуляторные батареи и электромоторы заказали во Франции. Из-за задержек в постав­ ках иностранного оборудо­ вания постройка корабля затянулась, и только в июне 1903 года начались его хо­ довые испытания. К этому времени "Миноносец Ng113" сменил номер на 150. Был подобран экипаж корабля, в который вошли командир ПЛ и его помощ­ ник, квартирмейстеры - во­ семь матросов, двое ру­ левых, двое машинистов и четверо минёров. Коман­ диром был назначен капи­ тан 2 ранга Михаил Бекле­ мишев. На испытаниях миноно­ сец уверенно держал за­ данную глубину, погружался до 24 метров и показал хо­ рошую мореходность. Пол­ ное водоизмещение лодки составляло 123 тонны, дли- • на - 20 метров, расчётная глубина погружения - 55 метров. В надводном поло­ жении использовался бен­ зиновый двигатель, кото­ рый обеспечивал скорость 9 узлов. В подводном поло­ жении на электромоторе скорость достигала 6 узлов. Дальность плавания 28 миль. Вооружение - два внешних торпедных аппа­ рата образца 1898 года. 31 мая 1904 года "Мино­ носец NQ150" официально получил собственное имя "Дельфин". С началом Русско-япон­ ской войны на нашем флоте ускорилось освоение под­ водных лодок как отечест­ венного производства, так и заказанных за границей. Срочно потребовались обу­ ченные экипажи. Важная роль в их подготовке от­ водилась "Дельфину". Уже в июне состоялись учебные погружения с экипажем от 30 до 45 человек, чтобы приучить моряков к обста­ новке подводного плава­ ния. Казалось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покоря­ лась людям. Первые трудности Однако и тяжёлые испы­ тания не заставили себя долго ждать. Очередное учебное погружение состо­ ялось на Неве всего в не­ скольких метрах от стенки Балтийского завода и за­ кончилось катастрофой. Капитан 2 ранга Беклеми­ шев в этот день отсутство­ вал, его обязанности испол­ нял лейтенант Черкасов. Вот как описывает аварию ветеран русского подвод­ ного флота Михаил Тьедер: "Началось погружение. Ос­ талось только закрыть крыш­ ку люка. Но в это время не­ далеко проходил пароход, волна от него накрыла лод­ ку и ворвалась в открытый люк. Этого было достаточно, чтобы лодка пошла ко дну. Огромная опасность быстро вывела людей из оцепенения. Закрыть люк не удалось, поскольку в нём застряло тело матроса, пытавшегося выскочить на поверхность. Вода прибы­ вала. Электричество горело недолго. Становилось тя­ жело дышать. Люди были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью продол­ жалась. Полностью откры­ ли крышку люка. Через него судьба выбрасывала из­ бранных на поверхность. достаток корабля. При по­ гружении воздух из запол­ няемых водой цистерн страв­ ливался внутрь лодки. Что­ бы избежать значительно­ го повышения давления в корпусе приходилось за­ крывать верхний люк в са­ мый последний момент. На этот раз своевременно за­ крыть его не удалось. Вся вина за катастрофу была возложена на лейтенанта Черкасова. "Дельфин" дос­ таточно быстро ввели в строй, и боевая подготовка продолжилась. Боевые действия "Дельфина" В конце 1904 года для участия в боевых действиях против японцев решили сформировать во Влади- CnyclC на 60ду nодлодlCи "ДельФин" с Михаило.м БеlCле­ .мише6Ы.м на oМocmUlCe. 1903 гоо. Спаслось двенадцать чело­ век. Погибли 24 матроса и командир. Он мог спастись, но не воспользовался этим, что говорит о его чести". Несмотря на пережитое, никто из спасшихся не по­ желал оставить подплав. Не уменьшилось и число желающих служить на под­ водных лодках. Сравни­ тельно небольшая глубина реки и близость завода позволили поднять "Дель­ фин" через несколько ча­ сов. Во время откачки воды из прочного корпуса про­ изошёл взрыв гремучего газа, а ещё через 5 часов - второй взрыв. При этом по­ страдали четыре человека. При расследовании при­ чин аварии никто не обра­ тил внимания на сущест­ венный конструктивный не- • востоке отряд из несколь­ ких подводных лодок. Их перевозили по Транссибир­ ской железной дороге. Каж­ дый эшелон формировался из двух транспортёров с лодками, штабного вагона и двух-трёх вагонов-теплушек для личного состава. Так во Владивосток доставили "Сом", "Дельфин", "Щуку", "Осётр" и "Кефаль". Лодки базировались в бухте Зо­ лотой Рог, имея главной за­ дачей оборону ближних ПОДСТУПОВ к Владивостоку. Весной 1905 года нача­ лось изучение театра бое­ вых действий. Лодки выхо­ дили в море в любую погоду, отрабатывали применение оружия и правила маневри­ рования. "Дельфин" совер­ шил несколько выходов в море, а 28 апреля отряд подводных лодок - "Сом", "Дельфин" и "Касатка" - по­ шёл на перехват японских кораблей. "Сом" имел бое­ вое столкновение с двумя японскими миноносцами, но они успели уйти. Во время боевого похо­ да 4 мая 1905 года на "Дель­ фине" возникла неисправ­ ность вертикального руля. После возвращения в базу для доступа к приводу руля была вскрыта горловина топливной цистерны. Бен­ зин откачали и начали вен­ тиляцию лодки. Весь лич­ ный состав был переведён в казармы, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать лодку свое­ му другу - матросу со стояв­ шего рядом эсминца. Во время "экскурсии" 1 О мая произошёл взрыв, после чего "Дельфин" затонул на глубине около 12 метров. При этом гость погиб, а вах­ тенный был ранен, но смог выбраться. При подъёме "Дельфи­ на" произошёл второй взрыв гремучего газа. Подъём пришлось прекратить, а затем начать вновь, но ра­ боты опять были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз. Ремонт лодки был за­ кончен лишь в октябре 1905 года - после окончания войны с Японией. На сле­ дующий год 6 марта 1906 года по указу императора Николая 11 в классификацию судов военного флота был включён новый класс бое­ вых кораблей - подводные лодки. В Либаве был создан учебный отряд подводного плавания, а "Дельфин" про­ должал свою службу на Дальнем Востоке. В 1916 году лодку пере­ везли по железной дороге в Архангельск, а затем на буксире перевели в Алек­ сандровск, ныне город По­ лярный, и включили в ди­ визион подводных лодок флотилии Северного Ле­ довитого океана. В боевых порядках русского флота "Дельфин" находился до августа 1917 года. Затем явно устаревший корабль, к тому же длительное время находившийся без надле­ жащего ухода, был исклю­ чён из списков кораблей флота. ПодготО6ила Владлена КЛЮШИНА. • 30 апреля 2021 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 3 мая В 1927 году родился советский военачальник Герой Советского Союза адмирал Юрий Александрович Сысоев. Звание Герой Советского Союза офицеру присвоено за проявленные мужество и героизм, успешное выполнение заданий руководства в период командования атомной подводной лодкой К-181 Северного флота. В 1943 году Государственный Комитет Обороны принял решение о переводе на Север шести подводных лодок с Каспийского моря. В 1972 году командующим Северным флотом назначен адмирал Георгий Михайлович Егоров. В 1978 году за мужество и мастерство, проявленные при выпол­ нении заданий командования, ему было присвоено звание Герой Советского Союза. 4 мая В 1945 году авиация Краснознамённого Балтийского флота потопила два вражеских миноносца Т-155 и Т-36, вспомогательный крейсер "Орион" , транспорт "Оснабрюк". В 1976 году вышло Постановление Совета министров СССР о развитии работ по созданию подводного оружия. 5 мая День водолаза. Первая в мире водолазная школа была образована в Кронштадте указом императора Александра 111 5 мая 1882 года. День шифровальщика. Криптографическая служба России создана Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 5 мая 1921 года. В 1903 году родился советский лётчик один из первых Героев Советского Союза полковник Иван Васильевич Доронин. Служил на Черноморском флоте, с 1930 года - в Заполярье. В 1934 году участвовал в спасении экипажа затёртого льдами парохода "Челюскин". В 1920 году родился стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии старший сержант Георгий Сафронович Асеев. В 1943 году сформирована отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада морской пехоты - одно из самых боеспособных соединений Северного флота. В 1943 году на базе 67-й отдельной морской стрелковой бригады сформирован 61-й стрелковый полк, реорга­ низованный в 1966 году в полк морской пехоты СФ. 6 мая В 1922 году родился командир взвода 253-го стрел­ кового полка 45-й стрелковой дивизии 3 1-го стрелкового корпуса 14-й армии Карельского фронта Герой Совет­ ского Союза младший лейтенант Василий Макарович Иванов. В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета СССР городам Мурманску и Смоленску присвоено почётное звание "Город-герой". 7 мая День создания Вооружённых сил РФ. 7 мая 1992 года Президентом РФ подписано распоряжение об органи­ зационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооружённых сил Российской Федерации. День радио. Праздник работников всех отраслей связи. 7 мая 1895 года Александром Степановичем Поповым изобреТёН радиотелеграф. День связиста и специалиста радиотехнических служб ВМФ. В 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено общее положение об орденах СССР. К этому времени учреждено 5 орденов: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта". В 1944 году постановлением ГКО на вооружение при­ нята 100-мм полевая пушка образца 1944 года БС-3, прозванная в армии "Зверобоем". В 1945 году в 14:41 по среднеевропейскому времени вблизи французского города Реймса в штаб-квартире генерала Д. Эйзенхауэра подписан Акт о капитуляции Германии. В 1965 году советское правительство в ознамено­ вание 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне наградило флоты орденом Крас­ ного Знамени. Краснознамённый Балтийский флот был удостоен второго ордена Красного Знамени. 8 мая Всемирный день Красного Креста и Красного Полу­ месяца. В 1700 году на воду в Воронеже спущен спроек­ тированный Петром 1 корабль "Предестинация" - первый линейный корабль Российского флота. В 1940 году родился генерал-полковник авиации Владимир Григорьевич Дейнека, с 1994 по 2000 год - командующий авиацией Военно-морского флота. В 1945 году в 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 00:43 по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшей столовой во­ енно-инженерного училища был подписан окончатель­ ный Акт о безоговорочной капитуляции Германии. В 1967 году в Москве у Кремлёвской стены состоялось торжественное открытие памятника "Могила Неиз­ вестного Солдата". 9 мая День воинской славы России - День Победы совет­ ского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День поминовения усопших воинов. В 1915 году родился командир танкового взвода 38-й гвардейской танковой бригады 19-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии лейтенант Николай Иванович Кухаренко. В 1925 году родился командир дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Константи­ нович Игнатов. В 1944 году погиб юнга Северного флота Саша Ко­ валёв. В 2001 году большому десантному кораблю БДК-55 присвоено имя начальника береговых войск Крас­ нознамённого Северного флота Героя Российской Федерации генерал-майора Александра Ивановича Отраковского. В 2006 году Президент РФ подписал Закон "О по­ чётном звании "Город воинской славы". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz