На страже Заполярья. 2021 год. Апрель.

5 стр. на mIЖЕ 3аПОЛlrLJI 30 апреля 2021 года ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО мения". Вспомнить всех", цель которого (вдобавок к полевым исследованиям) - вести обшир­ ную архивную работу и сбор человеческих историй для вос­ создания картины трагедии, составления и обнародования единого списка жертв катастро­ фы. На данный момент соб­ ранный список насчитывает 337 подтверждённых имён, а также 268 человек находятся на этапе фактологической про- свою деятельность, нацеленную на сознательное изучение Родины и служение ей мерзлоте, существует высокая вероятность обнаружить под каменной насыпью объекта сохранившуюся органику и раз­ нообразные артефакты. Поле­ вой сезон здесь будет продол­ жен, и в нынешнем году он уже третий по счёту. Русское географическое об­ щество в постоянном конструк­ тивном сотрудничестве с Мин­ обороны России постоянно дер­ жит руку на пульсе Арктики. Напомним, что недавно за­ вершился научный этап ком­ плексной арктической экспе­ диции "Умка-2021", которую про водят совместно Русское географическое общество и ВМФ России. В рамках экспедиции учёные исследовали остров Земля Александры, входящий в архипелаг Земля Франца-Иоси­ фа. Нынешний выезд учёных стал продолжением масштаб­ ного проекта по изучению био­ логического разнообразия в Арктике. В состав экспедиции в этом году впервые вошли геофи­ зики, геологи, сейсмологи, крео­ логи и океанологи, что придало исследованиям междисципли­ нарный характер. Главные воп­ росы, которые интересуют учё­ ных, - как влияет глобальное изменение климата на все ас­ пекты жизни в Арктике, и что нужно сделать для сохранения её уникальной экосистемы. Сре­ ди поставленных перед экспе­ дицией задач был, в том числе, учёт местной популяции белых медведей. Особенность нынеш­ ней экспедиции в её междис­ циплинарном взаимодействии. Исследовательский эффект уси- лило то, что геофизика идёт ру­ ка об руку с геологией, высшая геодезия - с океанографией, биология - с экологией. Надо отметить, что в течение трёх последних лет учёные по­ стоянно входят в состав ком­ плексных экспедиций РГО и Се­ верного флота в акватории Се­ верного Ледовитого океана и на его островах. В ходе предыдущих экспедиций сделан ряд важных научных открытий, в том числе и в сфере современного состоя­ ния редких видов морских млеко­ питающих. Кроме запланированных ис­ следований, в ходе нынешней экспедиции были также опре­ делены и перспективы даль­ нейших работ в этом секторе российской Арктики. Надо отметить, что во время заседания совета речь шла о проектах сохранения популяции не только белых медведей. Специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельнос­ ти, экологии и транспорта, пред­ седатель наблюдательного со­ вета АНО "Дальневосточные леопарды" Сергей Иванов рас­ сказал и о том, как ведётся работа по спасению редких видов животных. И уже мож­ но быть уверенными, что груп­ пировки дальневосточного ле­ опарда и амурского тигра на юге При морского края существенно выросли. На попечительском совете был заслушан и доклад пред­ седателя правления ПАО "НОВАТЭК" Леонида Михельсона о том, как продвигается проект строительства нового зимовоч­ ного комплекса станции "Восток" в Антарктиде. - Россия в Антарктиде пред­ ставлена пятью круглогодич- • ными станциями, и самая юж­ ная - станция "Восток" - была основана в 1957 году. Её изно­ шенность превышает 90 процен­ тов, она находится под трёх­ мерным снежным покровом, но на ней продолжают работать учёные. Изучается роль конти­ нента в глобальном изменении климата, активность солнечно­ земных связей и другие геофи­ зические явления. На станции "Восток" пробурена глубочайшая в мире ледниковая скважина, проведены палеоклиматичес­ кие исследования. В 1996 году было открыто реликтовое озеро Восток, по размерам сопоста­ вимое с Ладожским озером. Пробурив З700 метров льда, учёные достигли его поверхности и получили уникальный ледовый керн. В 2019 году было принято распоряжение правительства о создании нового зимовочного комплекса станции. Проект включает строительство ком­ плекса, подготовку площадки и транспортировку модулей в Ан­ тарктиду. Планируется, что стан­ ция "Восток" войдёт В эксплуа­ тацию в полном объёме в 2024 году, - рассказал Михельсон. Президент РГО Сергей Шойгу озвучил в ходе заседания совета и крупный проект 2021 года "Исследование аэродромов на трассе Аляска - Сибирь (Алсиб)": - Это то, что было сделано поколением, я считаю, великим поколением, очень мужествен­ ным, сильным поколением, ког­ да для перегона самолётов из Соединённых Штатов с Аляски через Чукотку, Якутию до Красно­ ярска в тяжелейших условиях было построено за полгода 26 аэродромов с необходимой ин­ фраструктурой. Многие взлётно­ посадочные полосы исполь­ зуются и сегодня. Наш проект посвящён комплексному изуче­ нию строительства и эксплуа­ тации этих аэродромов. Исто­ рики уже несколько месяцев работают в архивах, готовятся к этой экспедиции. Об этом подробно расска­ зал и руководитель научно-поис­ ковых проектов Центра сов­ ременной истории Сергей Катков: - В тяжелейшее военное вре­ мя вся страна думает о том, как приблизить Победу. Если в мир­ ное время один аэродром стро­ ился несколько лет, то в тогда, в тяжелейших условиях, в том числе при 50-градусных морозах, наши люди смогли ускорить работу и строить взлётные по­ лосы всего за пять - восемь месяцев. Применялись уникаль­ ные для того времени техно­ логии, которые это позволили. До сих пор многие взлётные полосы используются и могут использоваться в дальнейшем. В государственных архивах Рос­ сии и Центральном архиве Мин­ обороны мы изучили десятки тысяч оригинальных документов по строительств~ обеспече­ нию, перелётам трассы, най­ дены очень интересные истори­ ческие факты. Например, об американских обогревательных машинах для зимнего запуска авиамоторов, которые хороши только до минус 30 градусов, потому что они тоже ведь ра­ ботали на авиабензине. Что же делать? Помогла русская сме­ калка. Обычный жестянщик с аэродрома "Зырянка" на Колы­ ме изобрёл свой обогреватель на дровах, который отлично работал при самых жестоких морозах. С Аляски на Чукотку советские лётчики перегнали тогда почти 8000 американских самолётов. Лётчики на трассе были опытные, количество лёт­ ных происшествий было ми­ нимальным. Некоторые ава­ рии имели неожиданную при­ чину. Например, в 1944 году боевой истребитель "Аэро­ кобра" совершил аварийную посадку, причина указана крат­ ко: "Столкновение в воздухе с коршуном". В ходе нашей лет­ ней экспедиции мы планируем найти места падений и вы­ нужденных посадок, а также установить памятные знаки погибшим лётчикам. Впервые в истории на всех основных аэродромах Алсиба (их 11) будет проведено комплексное полевое изучение нашими ге­ одезистами, топографами, гео­ физиками, геологами и, ко­ нечно, поисковиками. На ос­ новании архивных и полевых исследований мы проведём полную документацию объ­ ектов военно-технической ис­ тории. Результатом проекта станет глубокое изучение как самой истории строения трас­ сы, так и её современного сос­ тояния, перспектив использо­ вания и сохранившейся инфра­ структуры. Исследование Алсиба важно и по той причине, что в оценках ленд-лиза, его важности не поставлена точка. На совете шла речь и об уникальности маршрута, по ко­ торому перегонялись самолёты. Самолёты наши лётчики пе­ регоняли в тяжелейших услови- ях. Американские лётчики го­ ворили, что их пере гонять или летать в таких условиях могут только самоубийцы и русские. Это была ещё одна героическая страница в истории Великой Оте­ чественной войны, о которой мало говорят. Надо отметить, что помощь США с самолётами была на платной основе. И Рос­ сия за поставки по ленд-лизу полностью рассчиталась. Сергей Шойгу напомнил о том, что во время подобных экспедиций найдено много прак­ тического подтверждения того, что наша страна производила в то время для Победы и что нам поставлялось союзниками. - у нас до сих пор продол­ жается экспедиция по поднятию танков "Шерман" Северным флотом, которые шли на Мур­ манск. Судно было, к сожа­ лению, затоплено. Часть из них мы подняли, подняли паровозы, паровые катки. У РГО в этом вопросе большая совместная работа с Северным флотом. Я думаю, что это всё уже вос­ становлено, отреставрировано до боевого хода, боевого при­ менения ... Один из танков "Шерман" того времени был передан Соединённым Штатам Америки как знак памяти о тех событиях, - напомнил президент РГО. Сергей Шойгу сказал и о том, что исследование аэродромов на трассе Аляска - Сибирь (Алсиб) будет продолжено, а вопрос с музеем, который пред­ ложено создать по истории событий тех лет, конечно, будет решён. - Сибирское отделение Рус­ ского географического общества в Красноярске предполагает, в свою очередь, сделать музей на острове, который будет назван в честь лётчика Молокова. Они • хотят создать там музей освое­ ния Арктики. И я думаю, что там могла бы разместиться и экспо­ зиция, связанная с Алсибом. Но пока работы по проекту ещё очень много. Я имею в виду по поиску мест, где можно ещё найти свидетельства работы советских авиаторов на мар­ шруте. Ведь были случаи, когда лётчики при тех условиях и том оборудовании и навигации прос­ то терялись в тумане или в обла­ ках и уходили в другие стороны. Часть таких самолётов найдена, найдена на территории Якутии. Мы рассказывали о том, когда практически нетронутый само­ лёт был вынужден совершить посадку в связи с расходованием топлива в баках. То же самое касается самолёта "Дуглас", который в прошлом году ребята из Красноярска нашли в тундре, на Таймыре. Этому также был посвящён не просто отдельный репортаж, а целый фильм. И мы его представили на заседании попечительского совета, и когда вручали призы Русского геогра­ фического общества, - добавил ШоЙгу. Среди проектов, о которых было рассказано на попечитель­ ском совете, шла речь и об эк­ спедиции, связанной с 80-лети­ ем со дня гибели теплохода "Армения". В ноябре 1941 года фашист­ ская авиация потопила судно, на котором из осаждённого Се­ вастополя и Ялты эвакуировали раненых солдат и мирных жи­ телей. По разным данным, по­ гибли от 4,5 тысячи до 1 О тысяч человек. Это одна из крупнейших трагедий на море за всю ис­ торию России. 80 лет никто не знал точного места гибели тепло­ хода. В прошлом году специа­ листы Министерства обороны, центра подводных исследо­ ваний РГО нашли и идентифици­ ровали "Армению", а несколько дней назад наш центр подводных исследований вернулся с по­ гружений к судну, и снова данные, новые съёмки. Об этом рас­ сказал исполнительный ди­ ректор АНО "Центр подводных исследований" РГО Сергей Фокин. - Мы пришли из моря только несколько дней назад и вскоре вновь вернёмся на объект, по­ тому что этот выход дал нам много новых знаний, но и поднял немало вопросов, на которые пока нам ответ найти не удалось. За счёт применения автономной подводной системы видеосъём­ ки высокого качества нам уда­ лось получить более инфор­ мативную и хорошую подвод­ ную картинку с глубины 1,5 кило­ метра - именно на такой глубине покоится сейчас "Армения". Кстати говоря, система была разработана специалистами нашего центра. В ходе обсле­ дования мы обнаружили пов­ реждения, очень похожие на район попадания одной из авиа­ бомб. И это подтверждает перво­ начальную версию об атаке именно самолётами-бомбарди­ ровщиками, а не торпедонос­ цами, как писалось во многих источниках. Также нам удалось обнаружить одно из кормовых орудий правого борта, которыми теплоход был дооборудован в 1941 году. Конкретно это орудие находится в положении "по­ походному", то есть ствол нап­ равлен параллельно палубе, строго в корму. Значит, мы мо­ жем с уверенностью сказать, что как минимум это орудие не успе­ ли привести в боевое поло­ жение, и оно не вело огонь по неприятелю во время атаки. Самое главное, результаты об­ следования позволили нам усомниться в другой расхожей версии о том, что теплоход за­ тонул всего за четыре минуты и верки. То есть мы уже можем говорить потен­ циально о 605 известных пассажирах последнего рейса теплохода "Арме­ ния". Что важно: прислан­ ные нам человеческие истории очень часто на­ ходят подтверждение в архивных данных, с ко­ торыми мы работаем, - рассказал Фокин. С октября 2019 года начался и новый проект РГО по его взаимодей­ ствию с группой компаний "Яндекс". На заседании совета шла речь о важной техно­ логии, которая разра­ батывается в "Яндексе" для создания многомер­ ной цифровой карты. Директор группы ком­ паний "Яндекс" Тигран Худавердян в своём вы­ ступлении отметил, что современному миру нуж­ на карта, на которой "жи­ вут" тысячи информационных слоёв данных и сервисов. Даже прогноз погоды сейчас - это слой на карте: люди смотрят на дви­ жение облаков, чтобы понять, когда же закончится дождь. Это совершенно реальное пове­ дение сегодняшних пользова­ телей. При этом точность прог­ ноза сегодня по движению об­ лаков, которое они видят, сос­ тавляет буквально одну-три минуты. - Вместе с РГО мы нанес­ ли более двух тысяч объектов на эти карты Антарктиды: скор­ ректировали границы островов, названия крупных форм, рель­ ефов и топонимов. Кроме этого, также при экспертной поддерж­ ке специалистов Русского геог­ рафического общества был соз­ дан цифровой урок картогра­ фии в школах. Речь идёт о том, что дети в школе учатся рисо­ вать современную цифровую карту, редактировать её, об­ новлять, добавлять новые дан­ ные, и уже 40 тысяч детей прош­ ли этот урок. В этом году сов­ местно с командой Русского Приоритет отдаётся массовым просветительским мероприятиям. За 10 лет их посетили более 50 миллионов человек в 100 странах мира ни у кого не было никаких шансов спастись. При обследовании правового борта мы не обна­ ружили ни фрагментов, ни самих шлюпок на штатных местах, а их было 10. Все шлюпки сброшены за борт и на канифас-блоках обрублены канаты. Мы пред­ полагаем, что шлюпки всё-таки могли успеть спустить на воду. А это значит, что теплоход был на плаву минимум 15-20 минут, а это практически 500 человек спа­ сённых: десять шлюпок почти по 50 человек. Кроме того, в кор­ мовой части обнаружен откры­ тый кормовой погрузочный люк. То есть люди покидали борт тонущего судна и этим путём. Возникают закономерные воп­ росы: а где же тогда спасён­ ные, и сколько всего было людей на борту? Объект сам нам на эти вопросы не ответит, поэтому был начат проект "Теплоход "Ар- • географического общества бу­ дет создана интерактивная па­ норама островов Южный и Се­ верный архипелага Новая Земля, которая станет доступ­ ной всем пользователям Ин­ тернета, всем пользовате­ лям "Яндекса". Кроме прочего, будут добавлены туристичес­ кие маршруты на карту и эко­ тропы. Мы ставим перед собой цель - создать точную цифро- вую многомерную модель мира. И нам кажется, что это - фун­ даментальное направление развития цифровой экономики, цифровых сер висов. Совместная работа с Русским географи­ ческим обществом позволяет делать цифровые карты более интересными и точными для миллионов людей, - подчеркнул Тигран Худавердян. Ир",," ПАВЛЮТКИНА. "Красная зВезда". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz