На страже Заполярья. 2021 год. Апрель.
5 стр. на mIЖЕ 3аПОЛlrLJI 30 апреля 2021 года ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО мения". Вспомнить всех", цель которого (вдобавок к полевым исследованиям) - вести обшир ную архивную работу и сбор человеческих историй для вос создания картины трагедии, составления и обнародования единого списка жертв катастро фы. На данный момент соб ранный список насчитывает 337 подтверждённых имён, а также 268 человек находятся на этапе фактологической про- свою деятельность, нацеленную на сознательное изучение Родины и служение ей мерзлоте, существует высокая вероятность обнаружить под каменной насыпью объекта сохранившуюся органику и раз нообразные артефакты. Поле вой сезон здесь будет продол жен, и в нынешнем году он уже третий по счёту. Русское географическое об щество в постоянном конструк тивном сотрудничестве с Мин обороны России постоянно дер жит руку на пульсе Арктики. Напомним, что недавно за вершился научный этап ком плексной арктической экспе диции "Умка-2021", которую про водят совместно Русское географическое общество и ВМФ России. В рамках экспедиции учёные исследовали остров Земля Александры, входящий в архипелаг Земля Франца-Иоси фа. Нынешний выезд учёных стал продолжением масштаб ного проекта по изучению био логического разнообразия в Арктике. В состав экспедиции в этом году впервые вошли геофи зики, геологи, сейсмологи, крео логи и океанологи, что придало исследованиям междисципли нарный характер. Главные воп росы, которые интересуют учё ных, - как влияет глобальное изменение климата на все ас пекты жизни в Арктике, и что нужно сделать для сохранения её уникальной экосистемы. Сре ди поставленных перед экспе дицией задач был, в том числе, учёт местной популяции белых медведей. Особенность нынеш ней экспедиции в её междис циплинарном взаимодействии. Исследовательский эффект уси- лило то, что геофизика идёт ру ка об руку с геологией, высшая геодезия - с океанографией, биология - с экологией. Надо отметить, что в течение трёх последних лет учёные по стоянно входят в состав ком плексных экспедиций РГО и Се верного флота в акватории Се верного Ледовитого океана и на его островах. В ходе предыдущих экспедиций сделан ряд важных научных открытий, в том числе и в сфере современного состоя ния редких видов морских млеко питающих. Кроме запланированных ис следований, в ходе нынешней экспедиции были также опре делены и перспективы даль нейших работ в этом секторе российской Арктики. Надо отметить, что во время заседания совета речь шла о проектах сохранения популяции не только белых медведей. Специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельнос ти, экологии и транспорта, пред седатель наблюдательного со вета АНО "Дальневосточные леопарды" Сергей Иванов рас сказал и о том, как ведётся работа по спасению редких видов животных. И уже мож но быть уверенными, что груп пировки дальневосточного ле опарда и амурского тигра на юге При морского края существенно выросли. На попечительском совете был заслушан и доклад пред седателя правления ПАО "НОВАТЭК" Леонида Михельсона о том, как продвигается проект строительства нового зимовоч ного комплекса станции "Восток" в Антарктиде. - Россия в Антарктиде пред ставлена пятью круглогодич- • ными станциями, и самая юж ная - станция "Восток" - была основана в 1957 году. Её изно шенность превышает 90 процен тов, она находится под трёх мерным снежным покровом, но на ней продолжают работать учёные. Изучается роль конти нента в глобальном изменении климата, активность солнечно земных связей и другие геофи зические явления. На станции "Восток" пробурена глубочайшая в мире ледниковая скважина, проведены палеоклиматичес кие исследования. В 1996 году было открыто реликтовое озеро Восток, по размерам сопоста вимое с Ладожским озером. Пробурив З700 метров льда, учёные достигли его поверхности и получили уникальный ледовый керн. В 2019 году было принято распоряжение правительства о создании нового зимовочного комплекса станции. Проект включает строительство ком плекса, подготовку площадки и транспортировку модулей в Ан тарктиду. Планируется, что стан ция "Восток" войдёт В эксплуа тацию в полном объёме в 2024 году, - рассказал Михельсон. Президент РГО Сергей Шойгу озвучил в ходе заседания совета и крупный проект 2021 года "Исследование аэродромов на трассе Аляска - Сибирь (Алсиб)": - Это то, что было сделано поколением, я считаю, великим поколением, очень мужествен ным, сильным поколением, ког да для перегона самолётов из Соединённых Штатов с Аляски через Чукотку, Якутию до Красно ярска в тяжелейших условиях было построено за полгода 26 аэродромов с необходимой ин фраструктурой. Многие взлётно посадочные полосы исполь зуются и сегодня. Наш проект посвящён комплексному изуче нию строительства и эксплуа тации этих аэродромов. Исто рики уже несколько месяцев работают в архивах, готовятся к этой экспедиции. Об этом подробно расска зал и руководитель научно-поис ковых проектов Центра сов ременной истории Сергей Катков: - В тяжелейшее военное вре мя вся страна думает о том, как приблизить Победу. Если в мир ное время один аэродром стро ился несколько лет, то в тогда, в тяжелейших условиях, в том числе при 50-градусных морозах, наши люди смогли ускорить работу и строить взлётные по лосы всего за пять - восемь месяцев. Применялись уникаль ные для того времени техно логии, которые это позволили. До сих пор многие взлётные полосы используются и могут использоваться в дальнейшем. В государственных архивах Рос сии и Центральном архиве Мин обороны мы изучили десятки тысяч оригинальных документов по строительств~ обеспече нию, перелётам трассы, най дены очень интересные истори ческие факты. Например, об американских обогревательных машинах для зимнего запуска авиамоторов, которые хороши только до минус 30 градусов, потому что они тоже ведь ра ботали на авиабензине. Что же делать? Помогла русская сме калка. Обычный жестянщик с аэродрома "Зырянка" на Колы ме изобрёл свой обогреватель на дровах, который отлично работал при самых жестоких морозах. С Аляски на Чукотку советские лётчики перегнали тогда почти 8000 американских самолётов. Лётчики на трассе были опытные, количество лёт ных происшествий было ми нимальным. Некоторые ава рии имели неожиданную при чину. Например, в 1944 году боевой истребитель "Аэро кобра" совершил аварийную посадку, причина указана крат ко: "Столкновение в воздухе с коршуном". В ходе нашей лет ней экспедиции мы планируем найти места падений и вы нужденных посадок, а также установить памятные знаки погибшим лётчикам. Впервые в истории на всех основных аэродромах Алсиба (их 11) будет проведено комплексное полевое изучение нашими ге одезистами, топографами, гео физиками, геологами и, ко нечно, поисковиками. На ос новании архивных и полевых исследований мы проведём полную документацию объ ектов военно-технической ис тории. Результатом проекта станет глубокое изучение как самой истории строения трас сы, так и её современного сос тояния, перспектив использо вания и сохранившейся инфра структуры. Исследование Алсиба важно и по той причине, что в оценках ленд-лиза, его важности не поставлена точка. На совете шла речь и об уникальности маршрута, по ко торому перегонялись самолёты. Самолёты наши лётчики пе регоняли в тяжелейших услови- ях. Американские лётчики го ворили, что их пере гонять или летать в таких условиях могут только самоубийцы и русские. Это была ещё одна героическая страница в истории Великой Оте чественной войны, о которой мало говорят. Надо отметить, что помощь США с самолётами была на платной основе. И Рос сия за поставки по ленд-лизу полностью рассчиталась. Сергей Шойгу напомнил о том, что во время подобных экспедиций найдено много прак тического подтверждения того, что наша страна производила в то время для Победы и что нам поставлялось союзниками. - у нас до сих пор продол жается экспедиция по поднятию танков "Шерман" Северным флотом, которые шли на Мур манск. Судно было, к сожа лению, затоплено. Часть из них мы подняли, подняли паровозы, паровые катки. У РГО в этом вопросе большая совместная работа с Северным флотом. Я думаю, что это всё уже вос становлено, отреставрировано до боевого хода, боевого при менения ... Один из танков "Шерман" того времени был передан Соединённым Штатам Америки как знак памяти о тех событиях, - напомнил президент РГО. Сергей Шойгу сказал и о том, что исследование аэродромов на трассе Аляска - Сибирь (Алсиб) будет продолжено, а вопрос с музеем, который пред ложено создать по истории событий тех лет, конечно, будет решён. - Сибирское отделение Рус ского географического общества в Красноярске предполагает, в свою очередь, сделать музей на острове, который будет назван в честь лётчика Молокова. Они • хотят создать там музей освое ния Арктики. И я думаю, что там могла бы разместиться и экспо зиция, связанная с Алсибом. Но пока работы по проекту ещё очень много. Я имею в виду по поиску мест, где можно ещё найти свидетельства работы советских авиаторов на мар шруте. Ведь были случаи, когда лётчики при тех условиях и том оборудовании и навигации прос то терялись в тумане или в обла ках и уходили в другие стороны. Часть таких самолётов найдена, найдена на территории Якутии. Мы рассказывали о том, когда практически нетронутый само лёт был вынужден совершить посадку в связи с расходованием топлива в баках. То же самое касается самолёта "Дуглас", который в прошлом году ребята из Красноярска нашли в тундре, на Таймыре. Этому также был посвящён не просто отдельный репортаж, а целый фильм. И мы его представили на заседании попечительского совета, и когда вручали призы Русского геогра фического общества, - добавил ШоЙгу. Среди проектов, о которых было рассказано на попечитель ском совете, шла речь и об эк спедиции, связанной с 80-лети ем со дня гибели теплохода "Армения". В ноябре 1941 года фашист ская авиация потопила судно, на котором из осаждённого Се вастополя и Ялты эвакуировали раненых солдат и мирных жи телей. По разным данным, по гибли от 4,5 тысячи до 1 О тысяч человек. Это одна из крупнейших трагедий на море за всю ис торию России. 80 лет никто не знал точного места гибели тепло хода. В прошлом году специа листы Министерства обороны, центра подводных исследо ваний РГО нашли и идентифици ровали "Армению", а несколько дней назад наш центр подводных исследований вернулся с по гружений к судну, и снова данные, новые съёмки. Об этом рас сказал исполнительный ди ректор АНО "Центр подводных исследований" РГО Сергей Фокин. - Мы пришли из моря только несколько дней назад и вскоре вновь вернёмся на объект, по тому что этот выход дал нам много новых знаний, но и поднял немало вопросов, на которые пока нам ответ найти не удалось. За счёт применения автономной подводной системы видеосъём ки высокого качества нам уда лось получить более инфор мативную и хорошую подвод ную картинку с глубины 1,5 кило метра - именно на такой глубине покоится сейчас "Армения". Кстати говоря, система была разработана специалистами нашего центра. В ходе обсле дования мы обнаружили пов реждения, очень похожие на район попадания одной из авиа бомб. И это подтверждает перво начальную версию об атаке именно самолётами-бомбарди ровщиками, а не торпедонос цами, как писалось во многих источниках. Также нам удалось обнаружить одно из кормовых орудий правого борта, которыми теплоход был дооборудован в 1941 году. Конкретно это орудие находится в положении "по походному", то есть ствол нап равлен параллельно палубе, строго в корму. Значит, мы мо жем с уверенностью сказать, что как минимум это орудие не успе ли привести в боевое поло жение, и оно не вело огонь по неприятелю во время атаки. Самое главное, результаты об следования позволили нам усомниться в другой расхожей версии о том, что теплоход за тонул всего за четыре минуты и верки. То есть мы уже можем говорить потен циально о 605 известных пассажирах последнего рейса теплохода "Арме ния". Что важно: прислан ные нам человеческие истории очень часто на ходят подтверждение в архивных данных, с ко торыми мы работаем, - рассказал Фокин. С октября 2019 года начался и новый проект РГО по его взаимодей ствию с группой компаний "Яндекс". На заседании совета шла речь о важной техно логии, которая разра батывается в "Яндексе" для создания многомер ной цифровой карты. Директор группы ком паний "Яндекс" Тигран Худавердян в своём вы ступлении отметил, что современному миру нуж на карта, на которой "жи вут" тысячи информационных слоёв данных и сервисов. Даже прогноз погоды сейчас - это слой на карте: люди смотрят на дви жение облаков, чтобы понять, когда же закончится дождь. Это совершенно реальное пове дение сегодняшних пользова телей. При этом точность прог ноза сегодня по движению об лаков, которое они видят, сос тавляет буквально одну-три минуты. - Вместе с РГО мы нанес ли более двух тысяч объектов на эти карты Антарктиды: скор ректировали границы островов, названия крупных форм, рель ефов и топонимов. Кроме этого, также при экспертной поддерж ке специалистов Русского геог рафического общества был соз дан цифровой урок картогра фии в школах. Речь идёт о том, что дети в школе учатся рисо вать современную цифровую карту, редактировать её, об новлять, добавлять новые дан ные, и уже 40 тысяч детей прош ли этот урок. В этом году сов местно с командой Русского Приоритет отдаётся массовым просветительским мероприятиям. За 10 лет их посетили более 50 миллионов человек в 100 странах мира ни у кого не было никаких шансов спастись. При обследовании правового борта мы не обна ружили ни фрагментов, ни самих шлюпок на штатных местах, а их было 10. Все шлюпки сброшены за борт и на канифас-блоках обрублены канаты. Мы пред полагаем, что шлюпки всё-таки могли успеть спустить на воду. А это значит, что теплоход был на плаву минимум 15-20 минут, а это практически 500 человек спа сённых: десять шлюпок почти по 50 человек. Кроме того, в кор мовой части обнаружен откры тый кормовой погрузочный люк. То есть люди покидали борт тонущего судна и этим путём. Возникают закономерные воп росы: а где же тогда спасён ные, и сколько всего было людей на борту? Объект сам нам на эти вопросы не ответит, поэтому был начат проект "Теплоход "Ар- • географического общества бу дет создана интерактивная па норама островов Южный и Се верный архипелага Новая Земля, которая станет доступ ной всем пользователям Ин тернета, всем пользовате лям "Яндекса". Кроме прочего, будут добавлены туристичес кие маршруты на карту и эко тропы. Мы ставим перед собой цель - создать точную цифро- вую многомерную модель мира. И нам кажется, что это - фун даментальное направление развития цифровой экономики, цифровых сер висов. Совместная работа с Русским географи ческим обществом позволяет делать цифровые карты более интересными и точными для миллионов людей, - подчеркнул Тигран Худавердян. Ир",," ПАВЛЮТКИНА. "Красная зВезда". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz