На страже Заполярья. 2020 год. Январь.

7 сТр. 17 января 2020 года СОРОК ДЕВЯТЬ ДНЕЙ МУЖЕСТВА людей, которые попадали в чрезвычайно трудные положе­ ния. Но такого ещё не бывало. Этот дрейф - сгусток всего герои­ ческого, с чем мне приходилось стал ки ваться". Им приходили тысячи писем от жителей страны. Их ровесник Владимир Высоцкий посвятил им большое стихотворение "Со­ рок девять дней". Подписи герои­ ческой четвёрки стояли под одним из первых приветствий Юрию Га- в эти дни исполняется 60 лет беспримерному дрейфу четырёх российских солдат на маленькой десaнmой бар­ же т -36 в штормовых просторах северной части Тихого океана. Командиром этого cyдёHыmкa был тогда ещё мла ЦJIIИЙ сержант Асхат Зиганшин. После этого случая на всех флотах этот тип баржи моряки стали называть "Зиганmин". Асхат жил среди нас, в центре Стрельны. Став пенсионером, он продолжил свою флотскую службу на катерах в устье нашей реки Стрелки. Решить-то решили, а отмечать нечем! Можно было в последний раз сварить "суп". Но Зиганшин сказал: "Суп мы варили вчера. Давайте растянем праздник. Давайте покурим, а пообедаем завтра". Мы согласились. Зиган­ шин скрутил цигарку, и мы по очереди покурили. Это был наш последний табак. отчаянию, наоборот, проявили фантастическую силу воли и жаж­ ду жизни. ПОТОМ были торжественные встречи в США. Мэр Сан­ Франциско вручил им кпю­ чи от города. При их отъезде на палубе авианосца была выстроена вся команда в парадной форме. Старый американский моряк Джо Хамманд одним из первых приветствовал ребят: "Я ста­ "Полярники, работающие на гарину. Зиганшин расска­ зывал: - В Сан-Францис­ ко один журналист спросил: "Кто научил вас мужеству?". Я даже растерялся тог­ да и не знал, что от­ ветить. А ещё один спросил: "Вы моли­ лись во время штор­ ма?". Тогда я сказал ему: "Да, мы моли­ лись, И даже "свя­ щенник" у нас свой был - рядовой Иван Федотов. Это он нам рассказал о челюс­ кинцах, об Алексее Маресьеве, Иване Папанине, героях Брестской крепости. ... ЖЕСТОКИЙ шторм, безжа- рыба не ловилась в этом безжиз- 24 февраля закончился и картофель. Питьевой воды не было с начала дрейфа - пили ржавую воду из системы охлаж­ дения двигателя, по возмож­ ности собирали дождевую. Пили по пять глотков в день, потом - по три. Мореплаватель-одиноч­ ка Уильям Уиллис говорил: "На море человек существует до тех пор, пока у него есть вода". лостно измотав в заливе безза- ненном районе океана. щитное крошечное судёнышко, Как ни экономили, продукты рая, видавшая виды тихо­ океанская акула, и, поверь­ вынес его из бух- к о н ч и л и с ь . :~~~~~кaB~~~~~ l'iФiФlШФjIИФttФIJ ~=,~~~B;~ ющии Тихии оке- - - ликатесом. Че- те мне, я знаю, что такое океан, когда у него плохое настроение. До сих пор я, старый циник, был убеждён, ан. Ветер свиреп- рез две недели ствовал. На борту десантной на четверых съедали только одну что человек - ничтожество перед его величеством Океаном. Вы доказали об­ ратное. Самый сердитый океан ничего не может по- баржи Т-36 было четверо солдат: картофелину в день. Жажда рядовые Анатолий Крючковский, жизни подсказывала новые "ку- 7 МАРТА их, совсем обессилен- Филипп Поплавский, Иван Федо- линарные рецепты". тов и младший сержант Асхат Зиганшин. Асхат был старший по званию и потому отвечал за всех и за всё. Пока находились в бухте, вои­ ны пытались противостоять сти­ хии. Запустив оба двигателя, ста­ рались маневрировать и выбро­ ситься на берег. Но волнами их швыряло на камни. Вышла из строя рация. Получили пробоину, но сумели её заделать подручны­ ми материалами и откачали во­ ду из корпуса в 18-градусный мороз. Только на четвёртый день ребятам удалось приготовить горячую пищу И поспать по очереди. 17 января 1960 года на­ чался тяжелейший дрейф. Ветер не утихал ни на минуту. Промокшие вещи и одежду сушили на рабо­ тающем двигателе. Баржу ураганными ветрами нес­ ло на юго-восток от Ку­ рильских островов. Выр­ вавшееся из холодного течения Оясио судно бы­ ло подхвачено одной из ветвей тёплого течения Куросио и продолжало дрейф, всё более и более удаляясь от дальневосточных берегов в открытый океан. Ещё в стародавние времена японцы прозвали Куросио "течением смерти". Если оно подхватывало рыбаков, то они уже не воз­ вращались домой. Очень быстро к Зиганшину пришло понимание того, что нуж­ но экономить скудные запасы продуктов. Картошка, рассыпав­ шаяся во время шторма, пропи­ талась соляркой. Есть невоз­ можно. Никто не предпола-гал, что именно она спасёт им жизнь. Делали рыболовные снасти, но 7 марта четырёх наших солдат, совсем обессилен- ИЫХ, нашли американские лётчики и доставили на борт авианосца "Кирсардж" . Врачи и забота экипажа вернули их к жизни. Главный врач Беквит сказал, что ребятам оставалось жить максимум сутки - :желудков у них практически не было - У Зиганшина был кожаный ремень. Мы его порезали мелко в лапшу и стали варить из него Асхат Зиi!аншин. "суп",- делились воспоминания­ ми "мореходы". - Потом свари­ ли ремешок от рации. Стали ис- кать, что ещё у нас есть кожа­ ного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёст­ кая. Варили её в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели. Никогда не забыть нам 23 фев­ раля. День Советской армии. Мы решили отметить его обедом. ных, нашли американские лёт­ чики и доставили на борт авиа­ носца "Кирсардж". Врачи и за­ бота экипажа вернули пар­ ней к жизни. Главный врач Беквит сказал, что ребятам оставалось жить максимум сутки - желудков у них практически не было. Ко­ мандир авианосца каждое утро проведывал ребят в корабельном лазарете. Потом были пресс-кон­ ференции. Корреспонден­ ты задавали тысячи вопро­ сов. Были и такие: "Как вы не потеряли человеческий облик?", "Как вы не вцепи­ лись друг другу В глотки?", "Как вы не подрались и не выбросили друг друга за борт?". А они за всё время 49-суточного дрейфа грубого сло­ ва друг другу не сказали. "Жертвы легендарных кораб­ лекрушений, погибшие преждев­ ременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас уби­ ла не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики ча­ ек, вы умерли от страха". Эти слова принадлежат французско­ му врачу автору книги "За бортом по своей воле" Алену Бомбару, переплывшему Атлантический океан на резиновой лодке. Сорок девять дней парни бо­ ролись с океаном за свою жизнь. Они выстояли. Они не предались делать с человеком, если это настоящий человек. Я Слева направо: Асхат Зиi!аншин, Филипп Поn- J ла6С1Сиd, Иван Федотов, Анатолии КРЮЧl(,овСl(,иu. восхищён вашим мужеством и вашей скромностью. Я скпоняю перед вами, юноши, свою седую голову и говорю вам: "Тысяча раз вам спасибо за то, что вы возве­ личили Человека!". Эти слова были приведены в статье, опуб­ ликованной 16 марта в "Нью­ Йорк таймс". "Младшему сержанту Зиган­ шину Асхату Рахимзяновичу, ря­ довым Поплавскому Филиппу Григорьевичу, Крючковскому Анатолию Фёдоровичу, Федотову Ивану Ефимовичу Дорогие товарищи! Мы гордимся и восхищаемся вашим славным подвигом, кото­ рый представляет собой яркое проявление мужества и силы духа советских людей в борьбе с силами стихии. Ваши героизм, стойкость и выносливость слу­ жат примером безупречного выполнения воинского долга. Своим подвигом, беспримерной отвагой вы приумножили славу нашей Родины, воспитавшей таких мужественных людей, и советский народ по праву гор­ дится своими отважными и вер­ ными сынами. Желаю вам, дорогие соотече­ ственники, доброго здоровья и скорейшего возвращения на Родину. Н. Хрущёв, Москва, Кремль. 16 марта 1960 года". Ребята получили приветствия от мореплавателя Тура Хейер­ дала: "Шлю поздравления по по­ воду выдержки, проявленной четырьмя русскими, унесён­ ными в океан". Герой Советского Союза Ми­ хаил Водопьянов телеграфи­ ровал: "Я полярный лётчик. Жил И работал среди очень сильных Севере, подготовлены к труднос­ тям и ненастью, но самые тяжё­ лые обстоятельства, в какие они могут попасть, несравнимы с условиями, в которых оказалась четвёрка молодых солдат", - пи­ сал известный советский по­ лярный исследователь доктор географических наук и отчаянно смелый человек Георгий Ушаков. Эрнест Хемингуэй прислал те­ леграмму: "От всей души при­ ветствую героическую победу молодости над океаном". Американские врачи не раз­ решили победителям стихии ле­ теть самолётом, и в Европу они плыли на океанском лайнере "Куин Мэри". Героев приветство­ вала Франция и Париж. Тор­ жественно встретила их Москва. Асхат Рахимзяно­ вич Зиганшин, как и его друзья, награждён орденом Красной Звезды. Он был очень добрым и приветливым человеком, глубо­ ко познавшим цену человечес­ кой жизни и мужской дружбы, су­ мевший в условиях беспредель­ ной опасности организовать сво­ их товарищей. Они выжили все потому, что помогали выжить друг другу. Зиганшин Асхат Рахимзянович стал почётным жителем Стрель­ ны. Мы в Стрельне гордимся тем, что среди нас жил человек вы­ дающейся силы духа. В июне 2017 года мы проводили Асхата Рахимзяновича в последний путь. По инициативе его друзей одна из площадей в Стрельне названа его именем. Постскриптум ·Почти одновременно с четырьмя советскими воинами, только за тысячи миль от них - в Тиморском море Индий­ ского океана, попал в беду экипаж рыболовецкой шхуны ·Семенгет Бару·, Эти люди находились в более благо­ приятных условиях: их было двадцать два человека, они могли во время дрейфа ловить рыбу, Но у них отсут­ ствовало главное - сплочённость, взаимное доверие, выдержка, За тридцать пять дней дрейфа двенадцать рыбаков погибли от голода, жажды и болезней, Когда остальных прибило к острову Батерст, восемь рыбаков оставили на берегу двух больных товарищей и ушли, заботясь лишь о спасении собственной жизни, Одного из больных, потерявшего человеческий облик, 7 марта подобрал австралийский эсминец ·Кункмэтч·, судьба другого неизвестна", Журнал ·Вокруг света·, Нв7, 1960 г, ( пе'tатается с uезuа'tитеЛ1>U1>tми сокращеuиями). Cepi!eu КАРПЕНКО, деuствительныu член ГеOi!рафичеСI(,Оi!О общества СССР и России. СтРеАьна. С ЮБИЛЕЕМ, ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ! Мы завершаем цикл публикаций о знаковых полярных экспедициях, из результатов которых сложилась история исследования самого северного арктического архипелага Земля Франца-Иосифа, УШЕДШИЕ ВНЕИЗВЕСТНОСТЬ 27 декабря своё 100-летие отметил старейший в стране строитель дизельных и атомных подводных лодок Павел Васильевич Лапшинов. Он - почётный гражданин города Северодвинска, человек удивительной судьбы. Уроженец столицы нашей Ро­ дины,ОН окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), получил спе­ циальность модель­ щика по дереву, пос­ ле работал на авто­ заводе. В 1939 году Павел стал курсан­ том учебного отряда в Кронштадте, осва­ ивал специальность артиллерийского электрика. После че­ го в течение 8 лет проходил службу на эсминце "Гремящий" сначала на Балтий­ ском, а затем на Се­ верном флоте. В годы Великой Отечественной вой­ ны Павел Василь­ евич участвовал в проводке северных конвоев. За самоотверженную службу он удо- стоен множества наград, в том числе в 1943 году британской меда­ ли "Крест Георга". Такую награду имеют лишь четверо россиян. День Победы Павел Лапшинов встретил в Молотовске. Демобили- • зовался он в 1947 ГОДУ, а спустя ещё два года началась его карьера кораблестроителя. На ПО "Севмашпредприятие" Павел Васильевич трудился сна­ чала техником, затем - началь­ ником скпада 3-го отдела. После окончания вечерней школы и судостроительного техникума был назначен начальником цеха комплектования оборудо­ вания, а с 1954 года стал строи­ телем 2-го отдела. Фактически Павел Васильевич - рекорд­ смен, он является ответствен­ ным сдатчиком 12 подводных лодок, построенных Севмашем. В 1984 году Павел Василь­ евич ушёл на заслуженный от­ дых, но продолжает обществен­ ную деятельность. Кроме того, он ещё и спорт­ смен-лыжник (прыжки с трам­ плина, скоростной спуск и сла­ лом), и футболист, организатор детской спортивной школы, и автор книги "Мой жизненный путь", издан­ ной в 2008 году. Борис CEPДlOK Фото автора. Судьба полярников до сих пор неизвестна Экспедиция 1912-1914 годов, предпринятая Георгием Брусиловым на паровой шхуне "Святая Анна", должна была впервые в истории пройти Северным морским путём под флагом Российской империи. Однако планам этим, к сожалению, осуществиться было не суждено. Полярные экспедиции Нансена, Пири и 1913 года произошёл конфликт между Скотта вызвали в России большой общест- Брусиловым и Альбановым, в результате венный интерес. В этой которого последний сло- атмосфере морской офи- ,..., жил с себя полномочия цер Брусилов реши~ пред- ,.tИ ЩlJl lfN"ЦШЩ"N'8Рt., штурмана. ПРИНЯТЫXJбственныи аркти- - - В апреле 1914 года ческий поход. Для его после полутора лет нужд он приобрёл в Великобритании дрейфа, когда шхуна находилась чуть паровую шхуну, находящуюся, несмотря на севернее архипелага Земля Франца- 45-летний возраст, в хорошем состоянии. Иосифа, отряд из 11 человек во главе с Судно было переименовано в честь основ- Валерианом Альбановым покинул судно и ного инвестора путешествия - Анны Брусиловой, жены дяди исследователя, выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем "Святая Анна" шхуна 10 августа 1912 года покинула Санкт-Петер­ бург. В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника, штурмана и несколь­ ких матросов, отказалась от даль­ нейшего плавания. Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт плавания в Енисей- ской губе и работы старшим по­ мощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море. В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 1 О сентября 1912 года "Святая Анна" начала движение в вос- точном направлении. Через неделю прош­ ла Карские Ворота, однако спустя ещё семь дней была зажата льдами у западного побережья Ямала и начала дрейф в северо-западном направлении. К лету 1913 года "Святую Анну" вынесло севернее Новой Земли. Попытки про­ пилить в ледяном поле канал до ближай­ шей полыньи не удались, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. Неопределённость положения усилива­ ли разногласия среди экипажа. В сентябре • 8wmlСIЩ из r;J'auIiO~Q Ж}'Р"ОАQ А. Конрид. 19/2 t:. ушёл в южном направлении. По пути 9 че­ ловек из этой группы погибли от истощения или пропали без вести. Лишь сам Альбанов и матрос Конрад были спасены участни­ ками экспедиции Георгия Седова, возвра­ щавшимися на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 полярников, оставшихся на борту "Святой Анны", до сих пор неизвестна. Несмотря на столь печальный исход экспедиции, она имела свои научные ре­ зультаты. Доставленные бывшим штурма- • ном похода материалы позволили система­ тизировать сведения о северо-западной части Карского моря, куда ранее не дохо­ дило ни одно судно, о течениях, границах материковой отмели. Был также выявлен глубоководный жёлоб между Баренцевым и Карским морями, который впоследствии получил название жёлоб Святой Анны, в честь корабля, погибшего вместе с экипа­ жем. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода его группы было открыто Восточно-Шпицбергенское тече­ ние поверхностных вод от берегов Земли Франца-Иосифа к Шпицбергену. 18 января 1914 года Морскому министер­ ству было дано указание предпринять по­ иски нескольких экспедиций, считав­ шихся на тот момент пропавшими, - Брусилова, Седова и Русанова. В западной спасательной экспе­ диции под руководством капитана 1 ранга Исхака Ислямова участво­ вали четыре судна: барк "Эклипс", пароход "Печора", паровые шхуны "Герта" и "Андромеда". Для поисков впервые в мировой истории исполь­ зовалась полярная авиация - лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте исследовал с воздуха льды и побе­ режье Новой Земли на протяжении около 1060 километров. Шхуна "Герта" под командованием Ислямова на своём пути к острову Норт­ брук Земли Франца-Иосифа разми­ нулась с возвращавшейся в то же вре­ мя в Архангельск шхуной "Святой му­ ченик Фока" экспедиции Седова с вы­ жившими членами экспедиции Бруси­ лова на борту - Альбановым и Конра­ дом, но послание, оставленное ими на мысе Флора, было обнаружено. Ислямов именно в этом походе водрузил на ЗФИ русский флаг, объявив архипелаг российской территорией. Это случилось 29 августа 1914 года. В ходе комплексной экспедиции Северного флота на Землю Франца-Иосифа 2019 года была проведена историко-патриотическая акция "Три флага над архипелагом", и российский триколор спустя 105 лет снова появился на мысе Флора. подюmoвu..ла Анна КОРОЛЬКО&. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz