На страже Заполярья. 2020 год. Январь.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 27 января В 1921 году родился морской пехотинец стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота Ге рой Советского Союза краснофлотец Иван Михайлович Сивка. В 1961 году в Баренцевом море погибла ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 "С-80" под командованием капитана 3 ранга Анатолия Ситарчика. Погибли 68 членов экипажа. В 1953 году в соответствии с Постановлением Совета министров СССР в городе Гатчине на базе радиотехни ческого факультета Высшего военно-морского училища связи создано Высшее военно-морское инженерное ра диотехническое училище им. АС. Попова. В начале 60-х годов ВВМУС и ВВМИРТУ объединены в Высшее воен но-морское училище радиоэлектроники им. АС. Попова. 28 января Международный день мобилизации против ядерной войны. В 1724 году указом Петра I основан архив Адмирал тейств-коллегии - один из старейших архивов в России, положивший начало Российскому государственному архивуВМФ. Открытие в 1820 году Антарктиды экспедицией Фад дея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В 1918 году Совет народных комиссаров принял Де крет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1945 году войска 1-го Прибалтийского фронта осво бодили город и порт Клайпеду, завершив освобождение Литвы от немецко-фашистских захватчиков. В 1959 году в первичную партийную организацию авиаполка Северного флота поступило заявление от будущего первого космонавта планеты комсомольца Юрия Гагарина с просьбой принять его кандидатом в члены КПСС. В 1988 году учреждена юбилейная медаль "70 лет Вооружённых сил СССР". 29 января В 1713 году родился Григорий Андреевич Спиридов, видный флотоводец, адмирал, командующий Балтийским флотом. Командовал эскадрой в 1-й Архипелагской эк спедиции 1769-1773 гг. и авангардом в Чесменском сра жении. Успешно блокировал Дарданеллы (1771-1773). 29 января 1886 года считается днём изобретения автомобиля. В 1945 году войска 1-го Белорусского фронта Марша ла Советского Союза Григория Константиновича Жукова перешли границу Германии западнее и севера-запад нее города Познань. В 1951 году Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе награждено орденом Ушакова 1 степени. 30 января В 1701 году родился вице-адмирал Дмитрий Яков левич Лаптев, мореплаватель, исследователь Арктики, руководитель одного из отрядов Второй камчатской экспедиции (1733-1743). В 1872 году родился создатель ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. В 1958 году учреждено переходящее Красное знамя военного совета Северного флота. 31 января В 1714 году в Петербурге указом Петра 1 основана Кунсткамера - первый русский музей, куда со всех концов свозились всякие диковины. В 1765 году генерал-адмиралом князем Павлом Петровичем учреждён инвалидный дом "для морских служителей" на Каменном острове в Петербурге. В 1881 году Экспедиционный корпус под командо ванием генерала Михаила Дмитриевича Скобелева вступил в Ашхабад. 3авершено покорение Туркестана. 1 февраля В 1938 году в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в целях обеспечения надёжной охраны государственных рубежей установлена погранич ная полоса на всём протяжении границы СССР. В 1955 году родился Главнокомандующий ВМФ Рос сии (2016-2019 гг.) адмирал Владимир Иванович Ко ролёв. В 1957 году в Североморске сформировано управ ление Северного корпуса ПВО. В 2006 году на Северной верфи в Санкт-Петербурге заложен головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". 2 февраля День воинской славы России - День разгрома совет скими войсками немецко-фашистских войск в Сталин градской битве. Начало постройки по указу Петра 1 в 1702 году на реке Сяси шести 18-пушечных кораблей. Начало созда ния Балтийского флота России. В 1885 году родился Михаил Васильевич Фрунзе, государственный и военный деятель, военный теоретик, народный комиссар по военным и морским делам. В 1904 году родился выдающийся советский лётчик Герой Советского Союза Валерий Чкалов. В 1937 году совершил перелёт Москва - Ванкувер через Северный полюс. В 1924 году родился Герой Советского Союза красно армеец 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской дивизии Александр Матросов, закрывший своим телом амбразуру немецкого дзота. В 1928 году родился Герой Советского Союза контр адмирал Лев Михайлович Жильцов. Под его коман дованием с 11 по 21 июля 1962 года атомная подводная лодка "К-3" 3-й дивизии подводных лодок Северного флота совершила первый в истории ВМФ СССР поход под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "Партизану Великой Отечест венной войны" двух степеней. • * на стrаЖl 3anDМ1M 24 января 2020 года !I!М~~~81==== ЗОПОТЫЕ ЗВЕЗДЫ СМЕЛО И РЕШИТЕЛЬНО CeBePHoro фпота Боевме операции бесстрашнмii ОфIЩер ВМПОЛНJIЛ образцово Среди тех, кто на Северном флоте вписал своё имя в историю Великой Отечественной войны, - Афанасий Иванович Иван ников. Степной житель, уроженец Ростовской области, он командовал отрядами боевых кораблей, действовавших в Баренцевом море. Под его руководством моряки конвои ровали караваны судов, боролись с гитлеровскими под водными лодками, очищали от вражеских мин пугь кораблям и судам. Бывало, на долю отряда выпадала и задача спасения личного состава торпедированных или разгромленных советских кораблей. Подвиги Иванникава, перечис ленные в наградном листе, датиро- доставку грузов для армии и снаб жение продовольствием населе ния Киркенесской области. Благо даря смелым, решительным и грамотным действиям командира и проявленным при этом мужеству и храбрости удалось распознать и установить систему немецкого мин ного заграждения, что значитель но облегчило работу на минном поле для последующих тралениЙ. л ФАНАСИЙ Иванников родился J-\. 24 января 1915 года в кресть янской семье. В Будённовске окон чил неполную среднюю школу. По том была учёба на рабфаке в Став рополе и три года в Ростовском ин ституте инженеров-механизаторов сельского хозяйства. А дальше - комсомольская путёвка в ВМФ СССР и обучение в Военно-мор ском училище имени М.В. Фрунзе, которое окончил в 1939 году. катеров-"ОХОТНИКОВ" горючим. Сле дуя ночью в кильватерном строю, когда у впереди идущего корабля вышло из строя рулевое управле ние, мгновенно отреагировал, отдав необходимые приказания, тем са мым предотвратил аварию. В течение 1944 года тральщик ТЩ-115 под командованием ка питан-лейтенанта Иванникава об разцово выполнил 52 операции, большая часть из которых по эс кортированию союзного и отечест венного транспорта, и в целом безаварийно прошёл более трид цати двух тысяч морских миль. Тральщик "Босфор" Тихоокеан ского флота стал первым кораблём, на котором будущий герой постигал морскую науку, за ним тральщик "Трос", где служил помощником командира корабля. На ТОФе молодой офицер про служил до ноября 1942 года. Участ вовал в уничтожении японских и американских морских мин. Правительственное задание - принять и провести из Америки в Со- Офицер отличался культурой общения, вежливостью и тактичнос тью, последовательно и непрерыв но работал над сплочением эки пажа, готовил личный состав к тому, что в любую минуту на их пути мог встретиться противник. И если это происходило, моряки во главе со своим командиром действовали смело и решительно. А РХИВНЫЕ документы хранят историю подвигов морского офицера и рассказывают о многочис ленных обезвреженных минных по лях. Он образцово выполнял бое вые операции по конвоированию транспортов до места назначения, Афанасий Иванников образцово выполнял боевые опе рации по конвоированию транспортов до места назна чения, боевому тралению фарватеров и поиску подлодок противника при обеспечении выхода караванов ваны осенью 1944 года. Тогда ТЩ-115 успешно эскортировал СКР-1 О от острова Диксон до острова Русский. А в начале октября личный состав корабля, по праву считающегося одним из лучших в дивизионе, выполнил две боевых операции по спасению личного состава с погиб шего ТЩ-120. В условиях плохой ви димости, штормовой погоды и тём ного времени суток моряки-северо морцы предотвратили гибель трид цати трёх офицеров и краснофлот цев, имевших тяжёлые ранения и признаки обморожения. Во время Великой Отечествен ной войны офицер был награждён орденами Красного Знамени и Крас ной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" капи тан-лейтенанту Иванникову было присвоено в апреле 1945 года. Но на этом заслуги и награды Афанасия Ивановича не заканчи ваются. После войны он продолжил службу в Военно-морском флоте СССР. ДО 1949 года командовал 6-м отдельным дивизионом траль щиков на Северном флоте и отли чился при боевом тралении остав шихся мин. Второй орден Красного Знамени, орден Нахимова 11 сте пени и медаль "За оборону Совет ского Заполярья" ему были вру чены в первые послевоенные годы. А дальше - перевод на Балтийский флот, командование эсминцем "Суровый", курсы усовершенство вания офицерского состава при Военно-морской академии и руко водящие штабные должности. боевому тралению фарватеров и поиску подлодок противника при обеспечении выхода караванов. ветский Союз американский траль щИК ТЩ-115 - Иванников выполнил образцово, за что был награждён ме далью "за боевые заслуги". А корабль вошёл в состав Северного флота. Афанасий Иванников отличался хладнокровием и бдительностью. Однажды в условиях океанской зыби 3-4 балла сумел правильно и быстро организовать заправку трёх Так, 29 декабря 1943 года офицер своевременно обнаружил вражес кую подлодку, несколько раз выхо дил на неё в атаку, в результате чего нападение врага было сорвано, а боевая операция была выполнена образцово. Будучи в подчинении Печенгской военно-морской базы Северного флота, в конце 1944 года корабль Иванникова в условиях полярной ночи образцово выполнил 28 бое вых операций по тралению фар ватеров на подходах к базам Пет само и Киркенес. За это время под сечено и уничтожено 110 мин и минных защитников противника, а успешное проведение тральных работ на фарватерах обеспечило Ушёл в запас Афанасий Иван ников в звании капитан 1 ранга. Жил в Калининграде. В марте 1996 года его не стало. Поогomoou"ш Олеся ФРАНЦИСКЕвич. ========~(' ,~========= СЛАВА ПОДВОДНИКА том и креном на левый борт. Командир принял реше ние ждать, в надежде, что на базе заметят их исчез- Ударная составляющая отечественного ВМФ - подводные силы. Они способны быстро нано сить из-под воды неожиданные мощные удары по морским и континентальным целям. Особой проверкой профессионализма подводников издавна стало плавание в арктических широтах. Степень опасности и уровень важности под лёдного плавания можно оценить уже по тому, что за освоение Арктики многие моряки удо стоены звания Героя Советского Союза. Один из них капитан 1 ранга Алексей Гусев. Под вековыми ние Герой Советского Сою за с вручением ордена Ле нина и медали "Золотая льдами Родился и вырос будущий Звезда". подводник в семье военно- В 1982 году офицер-под- го моряка в Мурманске. Од- водник окончил Военно- нако учился и окончил сред нюю школу в Хабаровске. После чего стал курсантом минно-торпедного факуль тета Тихоокеанского высше го военно-морского училища имени С. о. Макарова во Вла дивостоке. По окончании ввуза Алексей отправился на службу туда, где хорошо помнили его отца, - на Се верный флот. Служил на атомных подводныхлодК8Х. Через полтора года получил звание старший лейтенант. После окончания Высших офицерских классов ВМФ вернулся на СФ. В 1978 году был назначен коман диром подводной лодки "К-212". В 1978 году командо вание Военно-морского флота СССР доверило капитану 3 ранга Алек сею Гусеву выполнить особое задание - про вести вверенную ему "К-212" из Североморс ка на Камчатку. Переход длился 29 дней. Общая протяжённость маршру та составила 4570 мор ских миль, 1760 из кото рых - подо лЬДами. Тол щина ледяного покрова составляла 20 метров, а в Чукотском море - 42 метра. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 4 ноября 1978 года за успеш ное выполнение задания командования и проявлен ные при этом мужество, вы сокое мастерство управле ния экипажем АПЛ в экстре мальной обстановке авто номного подводного плава ния Гусеву присвоено зва- • морскую академию имени А. А Гречко и занял пост на чальника штаба 10-й диви зии атомных подводных ло док Краснознамённого Тихо океанского флота. 24 июня 1983 года, когда Гусев ис полнял обязанности коман дира этого соединения, на его долю выпало пережить трагедию на АПЛ "К-429" ... Все очень спешили Лето. Тихоокеанский флот. Командование ТОФ отдаёт приказ "К-429" выйти в море на одни сутки для выполне- ния боевого упражнения с целью закрыть план боевой подготовки дивизии. При подготовке АПЛ к выходу в море экипаж должен был проверить на герметичность прочный корпус, однако на субмарине производилась зарядка аккумуляторных батарей, а осуществлять герметизацию при этой опе- рации запрещено. И про верку не произвели. Против выхода атомохо да в море возражали на чальник штаба 10-й диви зии капитан 1 ранга Алек сей Гусев и командир под водной лодки "К-429" капи тан 1 ранга Николай Суво ров, однако их мнение не было принято во внимание. В тот же день лодка вы шла из бухты Крашенникава на дифферентовку. На борту вместо штатных 87 человек находилось 120. Старшим был назначен начальник штаба 10-й дивизии капитан 1 ранга Алексей Гусев. новение. Выпустить ава рийный буй, подающий аку стические и радиосигналы с сообщением о бедствии, экипажу не удалось: он был В 1978 roдy командование BoemO-МОрскоro флora СССР доверило капитану 3 раша Мек сею Гусеву выполнить особое задание - про вести вверенную ему "К-212" из Северо морска на Камчатку. Переход длился 29 дней Он занял место в цент ральном командном посту вместе с командиром ко рабля. Экипаж приступил к погружению. Неожиданно из пер вого отсека поступил док лад: "Поступление воды в отсек". Перый отсек, ракетно торпедный, в считанные минуты оказался напо ловину затоплен. На 75 % затопило и второй: кори дор на нижней палубе, трюм, камбуз, провизион ные камеры. Третий, цент ральный, где находились 43 человека во главе с ко мандиром "К-429" и стар шим на борту начальни ком штаба дивизии Алек сеем Гусевым, оказался практически сухим. Чет вёртый, электромехани ческий, затопило пол- ностью менее чем за 3 минуты. В момент аварии в нём находились 17 чело век. Троим морякам уда лось перейти в реакторный отсек. Оставшиеся 14 по гибли. Попытка аварийного продувания цистерн глав ного балласта оказалась неудачноЙ. Лодка легла на грунт на глубине 38 метров снебольшим дифферен- • намертво приварен к кор пусу лодки. Спустя несколь ко часов ожидания темпе ратура на борту опустилась до 12 градусов, вышло из строя всё электрооборудо вание, в отсеках повыси лось давление и стало труд но дышать. Когда стало ясно, что по мощи ждать бесполезно, принявший на себя коман дование АПЛ капитан 1 ран га Гусев принял решение: через торпедные аппараты отправить на поверхность двух добровольцев. В 4 часа 20 минут 25 июня через торпедный аппарат вышел мичман Николай Мерзли кин, а в 5 часов 30 минут - мичман Михаил Лесник. Около 8 утра их подобрал пограничный корабль. По флоту была объявлена ава рийная тревога. Операция по спасению К месту трагедии прибьUlО аварийно-спасательное суд но СС-38, находившееся на момент аварии в межпохо ДОВОМ ремонте. Пристыко вать спасательный колокол к комингс-площадкам спаса телям не удалось. Было принято решение о само- стоятельном выходе моря ков из лодки. Поскольку субмарина была разделе на затопленными четвёр тым и пятым отсеками, од- ной части экипажа предсто яло выходить через ава рийно-спасательный люк седьмого отсека, другой - через торпедные аппараты первого. Спасатепи наладили вен тиляцию аварийной лодки и передали недостающие ИДА. Первый отсек моряки покидали по 4 человека. Однако из-за тесноты в тор педных аппаратах матрос Синюков получил баротрав му лёгких и погиб. После этого выход продолжился по три человека. Послед ним вышел капитан 1 ранга Гусев. В седьмом отсеке нахо дились 23 человека. Не смотря на наличие старших по званию и должности, выходом руководил 23-лет ний мичман Василий Баев, имевший опыт водолаза инструктора. Он в тяже лейших условиях вывел из кормовых отсеков 22 че ловека. Баев с риском для жизни вышел последним, при этом задраив за собой люк и не допустив затоп ления отсека, что в даль нейшем помогло поднять лодку. За свой подвиг Ва силий Баев был награждён орденом Красной Звезды. Через несколько меся цев после аварии "К-429" всё-таки удалось поднять на поверхность силами ава рийно-спасательной служ бы флота. Лодку поставили в ремонт. Но 13 сентября 1985 года она затонула у заводского пирса в бухте Крашенникова. После этого ремонтные работы были прекращены, а исключён ный из боевого состава флота корабль переобору довали в учебно-трениро вочное судно. Владлена КЛЮШИНА. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz