На страже Заполярья. 2020 год. Январь.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 27 января В 1921 году родился морской пехотинец стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота Ге­ рой Советского Союза краснофлотец Иван Михайлович Сивка. В 1961 году в Баренцевом море погибла ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 "С-80" под командованием капитана 3 ранга Анатолия Ситарчика. Погибли 68 членов экипажа. В 1953 году в соответствии с Постановлением Совета министров СССР в городе Гатчине на базе радиотехни­ ческого факультета Высшего военно-морского училища связи создано Высшее военно-морское инженерное ра­ диотехническое училище им. АС. Попова. В начале 60-х годов ВВМУС и ВВМИРТУ объединены в Высшее воен­ но-морское училище радиоэлектроники им. АС. Попова. 28 января Международный день мобилизации против ядерной войны. В 1724 году указом Петра I основан архив Адмирал­ тейств-коллегии - один из старейших архивов в России, положивший начало Российскому государственному архивуВМФ. Открытие в 1820 году Антарктиды экспедицией Фад­ дея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В 1918 году Совет народных комиссаров принял Де­ крет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1945 году войска 1-го Прибалтийского фронта осво­ бодили город и порт Клайпеду, завершив освобождение Литвы от немецко-фашистских захватчиков. В 1959 году в первичную партийную организацию авиаполка Северного флота поступило заявление от будущего первого космонавта планеты комсомольца Юрия Гагарина с просьбой принять его кандидатом в члены КПСС. В 1988 году учреждена юбилейная медаль "70 лет Вооружённых сил СССР". 29 января В 1713 году родился Григорий Андреевич Спиридов, видный флотоводец, адмирал, командующий Балтийским флотом. Командовал эскадрой в 1-й Архипелагской эк­ спедиции 1769-1773 гг. и авангардом в Чесменском сра­ жении. Успешно блокировал Дарданеллы (1771-1773). 29 января 1886 года считается днём изобретения автомобиля. В 1945 году войска 1-го Белорусского фронта Марша­ ла Советского Союза Григория Константиновича Жукова перешли границу Германии западнее и севера-запад­ нее города Познань. В 1951 году Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе награждено орденом Ушакова 1 степени. 30 января В 1701 году родился вице-адмирал Дмитрий Яков­ левич Лаптев, мореплаватель, исследователь Арктики, руководитель одного из отрядов Второй камчатской экспедиции (1733-1743). В 1872 году родился создатель ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. В 1958 году учреждено переходящее Красное знамя военного совета Северного флота. 31 января В 1714 году в Петербурге указом Петра 1 основана Кунсткамера - первый русский музей, куда со всех концов свозились всякие диковины. В 1765 году генерал-адмиралом князем Павлом Петровичем учреждён инвалидный дом "для морских служителей" на Каменном острове в Петербурге. В 1881 году Экспедиционный корпус под командо­ ванием генерала Михаила Дмитриевича Скобелева вступил в Ашхабад. 3авершено покорение Туркестана. 1 февраля В 1938 году в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в целях обеспечения надёжной охраны государственных рубежей установлена погранич­ ная полоса на всём протяжении границы СССР. В 1955 году родился Главнокомандующий ВМФ Рос­ сии (2016-2019 гг.) адмирал Владимир Иванович Ко­ ролёв. В 1957 году в Североморске сформировано управ­ ление Северного корпуса ПВО. В 2006 году на Северной верфи в Санкт-Петербурге заложен головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". 2 февраля День воинской славы России - День разгрома совет­ скими войсками немецко-фашистских войск в Сталин­ градской битве. Начало постройки по указу Петра 1 в 1702 году на реке Сяси шести 18-пушечных кораблей. Начало созда­ ния Балтийского флота России. В 1885 году родился Михаил Васильевич Фрунзе, государственный и военный деятель, военный теоретик, народный комиссар по военным и морским делам. В 1904 году родился выдающийся советский лётчик Герой Советского Союза Валерий Чкалов. В 1937 году совершил перелёт Москва - Ванкувер через Северный полюс. В 1924 году родился Герой Советского Союза красно­ армеец 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской дивизии Александр Матросов, закрывший своим телом амбразуру немецкого дзота. В 1928 году родился Герой Советского Союза контр­ адмирал Лев Михайлович Жильцов. Под его коман­ дованием с 11 по 21 июля 1962 года атомная подводная лодка "К-3" 3-й дивизии подводных лодок Северного флота совершила первый в истории ВМФ СССР поход под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "Партизану Великой Отечест­ венной войны" двух степеней. • * на стrаЖl 3anDМ1M 24 января 2020 года !I!М~~~81==== ЗОПОТЫЕ ЗВЕЗДЫ СМЕЛО И РЕШИТЕЛЬНО CeBePHoro фпота Боевме операции бесстрашнмii ОфIЩер ВМПОЛНJIЛ образцово Среди тех, кто на Северном флоте вписал своё имя в историю Великой Отечественной войны, - Афанасий Иванович Иван­ ников. Степной житель, уроженец Ростовской области, он командовал отрядами боевых кораблей, действовавших в Баренцевом море. Под его руководством моряки конвои­ ровали караваны судов, боролись с гитлеровскими под­ водными лодками, очищали от вражеских мин пугь кораблям и судам. Бывало, на долю отряда выпадала и задача спасения личного состава торпедированных или разгромленных советских кораблей. Подвиги Иванникава, перечис­ ленные в наградном листе, датиро- доставку грузов для армии и снаб­ жение продовольствием населе­ ния Киркенесской области. Благо­ даря смелым, решительным и грамотным действиям командира и проявленным при этом мужеству и храбрости удалось распознать и установить систему немецкого мин­ ного заграждения, что значитель­ но облегчило работу на минном поле для последующих тралениЙ. л ФАНАСИЙ Иванников родился J-\. 24 января 1915 года в кресть­ янской семье. В Будённовске окон­ чил неполную среднюю школу. По­ том была учёба на рабфаке в Став­ рополе и три года в Ростовском ин­ ституте инженеров-механизаторов сельского хозяйства. А дальше - комсомольская путёвка в ВМФ СССР и обучение в Военно-мор­ ском училище имени М.В. Фрунзе, которое окончил в 1939 году. катеров-"ОХОТНИКОВ" горючим. Сле­ дуя ночью в кильватерном строю, когда у впереди идущего корабля вышло из строя рулевое управле­ ние, мгновенно отреагировал, отдав необходимые приказания, тем са­ мым предотвратил аварию. В течение 1944 года тральщик ТЩ-115 под командованием ка­ питан-лейтенанта Иванникава об­ разцово выполнил 52 операции, большая часть из которых по эс­ кортированию союзного и отечест­ венного транспорта, и в целом безаварийно прошёл более трид­ цати двух тысяч морских миль. Тральщик "Босфор" Тихоокеан­ ского флота стал первым кораблём, на котором будущий герой постигал морскую науку, за ним тральщик "Трос", где служил помощником командира корабля. На ТОФе молодой офицер про­ служил до ноября 1942 года. Участ­ вовал в уничтожении японских и американских морских мин. Правительственное задание - принять и провести из Америки в Со- Офицер отличался культурой общения, вежливостью и тактичнос­ тью, последовательно и непрерыв­ но работал над сплочением эки­ пажа, готовил личный состав к тому, что в любую минуту на их пути мог встретиться противник. И если это происходило, моряки во главе со своим командиром действовали смело и решительно. А РХИВНЫЕ документы хранят историю подвигов морского офицера и рассказывают о многочис­ ленных обезвреженных минных по­ лях. Он образцово выполнял бое­ вые операции по конвоированию транспортов до места назначения, Афанасий Иванников образцово выполнял боевые опе­ рации по конвоированию транспортов до места назна­ чения, боевому тралению фарватеров и поиску подлодок противника при обеспечении выхода караванов ваны осенью 1944 года. Тогда ТЩ-115 успешно эскортировал СКР-1 О от острова Диксон до острова Русский. А в начале октября личный состав корабля, по праву считающегося одним из лучших в дивизионе, выполнил две боевых операции по спасению личного состава с погиб­ шего ТЩ-120. В условиях плохой ви­ димости, штормовой погоды и тём­ ного времени суток моряки-северо­ морцы предотвратили гибель трид­ цати трёх офицеров и краснофлот­ цев, имевших тяжёлые ранения и признаки обморожения. Во время Великой Отечествен­ ной войны офицер был награждён орденами Красного Знамени и Крас­ ной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" капи­ тан-лейтенанту Иванникову было присвоено в апреле 1945 года. Но на этом заслуги и награды Афанасия Ивановича не заканчи­ ваются. После войны он продолжил службу в Военно-морском флоте СССР. ДО 1949 года командовал 6-м отдельным дивизионом траль­ щиков на Северном флоте и отли­ чился при боевом тралении остав­ шихся мин. Второй орден Красного Знамени, орден Нахимова 11 сте­ пени и медаль "За оборону Совет­ ского Заполярья" ему были вру­ чены в первые послевоенные годы. А дальше - перевод на Балтийский флот, командование эсминцем "Суровый", курсы усовершенство­ вания офицерского состава при Военно-морской академии и руко­ водящие штабные должности. боевому тралению фарватеров и поиску подлодок противника при обеспечении выхода караванов. ветский Союз американский траль­ щИК ТЩ-115 - Иванников выполнил образцово, за что был награждён ме­ далью "за боевые заслуги". А корабль вошёл в состав Северного флота. Афанасий Иванников отличался хладнокровием и бдительностью. Однажды в условиях океанской зыби 3-4 балла сумел правильно и быстро организовать заправку трёх Так, 29 декабря 1943 года офицер своевременно обнаружил вражес­ кую подлодку, несколько раз выхо­ дил на неё в атаку, в результате чего нападение врага было сорвано, а боевая операция была выполнена образцово. Будучи в подчинении Печенгской военно-морской базы Северного флота, в конце 1944 года корабль Иванникова в условиях полярной ночи образцово выполнил 28 бое­ вых операций по тралению фар­ ватеров на подходах к базам Пет­ само и Киркенес. За это время под­ сечено и уничтожено 110 мин и минных защитников противника, а успешное проведение тральных работ на фарватерах обеспечило Ушёл в запас Афанасий Иван­ ников в звании капитан 1 ранга. Жил в Калининграде. В марте 1996 года его не стало. Поогomoou"ш Олеся ФРАНЦИСКЕвич. ========~(' ,~========= СЛАВА ПОДВОДНИКА том и креном на левый борт. Командир принял реше­ ние ждать, в надежде, что на базе заметят их исчез- Ударная составляющая отечественного ВМФ - подводные силы. Они способны быстро нано­ сить из-под воды неожиданные мощные удары по морским и континентальным целям. Особой проверкой профессионализма подводников издавна стало плавание в арктических широтах. Степень опасности и уровень важности под­ лёдного плавания можно оценить уже по тому, что за освоение Арктики многие моряки удо­ стоены звания Героя Советского Союза. Один из них капитан 1 ранга Алексей Гусев. Под вековыми ние Герой Советского Сою­ за с вручением ордена Ле­ нина и медали "Золотая льдами Родился и вырос будущий Звезда". подводник в семье военно- В 1982 году офицер-под- го моряка в Мурманске. Од- водник окончил Военно- нако учился и окончил сред­ нюю школу в Хабаровске. После чего стал курсантом минно-торпедного факуль­ тета Тихоокеанского высше­ го военно-морского училища имени С. о. Макарова во Вла­ дивостоке. По окончании ввуза Алексей отправился на службу туда, где хорошо помнили его отца, - на Се­ верный флот. Служил на атомных подводныхлодК8Х. Через полтора года получил звание старший лейтенант. После окончания Высших офицерских классов ВМФ вернулся на СФ. В 1978 году был назначен коман­ диром подводной лодки "К-212". В 1978 году командо­ вание Военно-морского флота СССР доверило капитану 3 ранга Алек­ сею Гусеву выполнить особое задание - про­ вести вверенную ему "К-212" из Североморс­ ка на Камчатку. Переход длился 29 дней. Общая протяжённость маршру­ та составила 4570 мор­ ских миль, 1760 из кото­ рых - подо лЬДами. Тол­ щина ледяного покрова составляла 20 метров, а в Чукотском море - 42 метра. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР от 4 ноября 1978 года за успеш­ ное выполнение задания командования и проявлен­ ные при этом мужество, вы­ сокое мастерство управле­ ния экипажем АПЛ в экстре­ мальной обстановке авто­ номного подводного плава­ ния Гусеву присвоено зва- • морскую академию имени А. А Гречко и занял пост на­ чальника штаба 10-й диви­ зии атомных подводных ло­ док Краснознамённого Тихо­ океанского флота. 24 июня 1983 года, когда Гусев ис­ полнял обязанности коман­ дира этого соединения, на его долю выпало пережить трагедию на АПЛ "К-429" ... Все очень спешили Лето. Тихоокеанский флот. Командование ТОФ отдаёт приказ "К-429" выйти в море на одни сутки для выполне- ния боевого упражнения с целью закрыть план боевой подготовки дивизии. При подготовке АПЛ к выходу в море экипаж должен был проверить на герметичность прочный корпус, однако на субмарине производилась зарядка аккумуляторных батарей, а осуществлять герметизацию при этой опе- рации запрещено. И про­ верку не произвели. Против выхода атомохо­ да в море возражали на­ чальник штаба 10-й диви­ зии капитан 1 ранга Алек­ сей Гусев и командир под­ водной лодки "К-429" капи­ тан 1 ранга Николай Суво­ ров, однако их мнение не было принято во внимание. В тот же день лодка вы­ шла из бухты Крашенникава на дифферентовку. На борту вместо штатных 87 человек находилось 120. Старшим был назначен начальник штаба 10-й дивизии капитан 1 ранга Алексей Гусев. новение. Выпустить ава­ рийный буй, подающий аку­ стические и радиосигналы с сообщением о бедствии, экипажу не удалось: он был В 1978 roдy командование BoemO-МОрскоro флora СССР доверило капитану 3 раша Мек­ сею Гусеву выполнить особое задание - про­ вести вверенную ему "К-212" из Северо­ морска на Камчатку. Переход длился 29 дней Он занял место в цент­ ральном командном посту вместе с командиром ко­ рабля. Экипаж приступил к погружению. Неожиданно из пер­ вого отсека поступил док­ лад: "Поступление воды в отсек". Перый отсек, ракетно­ торпедный, в считанные минуты оказался напо­ ловину затоплен. На 75 % затопило и второй: кори­ дор на нижней палубе, трюм, камбуз, провизион­ ные камеры. Третий, цент­ ральный, где находились 43 человека во главе с ко­ мандиром "К-429" и стар­ шим на борту начальни­ ком штаба дивизии Алек­ сеем Гусевым, оказался практически сухим. Чет­ вёртый, электромехани­ ческий, затопило пол- ностью менее чем за 3 минуты. В момент аварии в нём находились 17 чело­ век. Троим морякам уда­ лось перейти в реакторный отсек. Оставшиеся 14 по­ гибли. Попытка аварийного продувания цистерн глав­ ного балласта оказалась неудачноЙ. Лодка легла на грунт на глубине 38 метров снебольшим дифферен- • намертво приварен к кор­ пусу лодки. Спустя несколь­ ко часов ожидания темпе­ ратура на борту опустилась до 12 градусов, вышло из строя всё электрооборудо­ вание, в отсеках повыси­ лось давление и стало труд­ но дышать. Когда стало ясно, что по­ мощи ждать бесполезно, принявший на себя коман­ дование АПЛ капитан 1 ран­ га Гусев принял решение: через торпедные аппараты отправить на поверхность двух добровольцев. В 4 часа 20 минут 25 июня через торпедный аппарат вышел мичман Николай Мерзли­ кин, а в 5 часов 30 минут - мичман Михаил Лесник. Около 8 утра их подобрал пограничный корабль. По флоту была объявлена ава­ рийная тревога. Операция по спасению К месту трагедии прибьUlО аварийно-спасательное суд­ но СС-38, находившееся на момент аварии в межпохо­ ДОВОМ ремонте. Пристыко­ вать спасательный колокол к комингс-площадкам спаса­ телям не удалось. Было принято решение о само- стоятельном выходе моря­ ков из лодки. Поскольку субмарина была разделе­ на затопленными четвёр­ тым и пятым отсеками, од- ной части экипажа предсто­ яло выходить через ава­ рийно-спасательный люк седьмого отсека, другой - через торпедные аппараты первого. Спасатепи наладили вен­ тиляцию аварийной лодки и передали недостающие ИДА. Первый отсек моряки покидали по 4 человека. Однако из-за тесноты в тор­ педных аппаратах матрос Синюков получил баротрав­ му лёгких и погиб. После этого выход продолжился по три человека. Послед­ ним вышел капитан 1 ранга Гусев. В седьмом отсеке нахо­ дились 23 человека. Не­ смотря на наличие старших по званию и должности, выходом руководил 23-лет­ ний мичман Василий Баев, имевший опыт водолаза­ инструктора. Он в тяже­ лейших условиях вывел из кормовых отсеков 22 че­ ловека. Баев с риском для жизни вышел последним, при этом задраив за собой люк и не допустив затоп­ ления отсека, что в даль­ нейшем помогло поднять лодку. За свой подвиг Ва­ силий Баев был награждён орденом Красной Звезды. Через несколько меся­ цев после аварии "К-429" всё-таки удалось поднять на поверхность силами ава­ рийно-спасательной служ­ бы флота. Лодку поставили в ремонт. Но 13 сентября 1985 года она затонула у заводского пирса в бухте Крашенникова. После этого ремонтные работы были прекращены, а исключён­ ный из боевого состава флота корабль переобору­ довали в учебно-трениро­ вочное судно. Владлена КЛЮШИНА. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz