На страже Заполярья. 2020 год. Январь.

5 стр. * на стrажв 3a11aМlM 24 января 2020 года ТРИ СЕКУНДЬI - ЭТО РОСКОШЬ Благодарн пнлотам нстребнтелеii-перехватчнков нашн воздушные граннцы находнтсн под надёжноii защнтоii Поэтому важным услови­ ем для того, чтобы стать от­ личным лётчиком, являет­ ся способность к эффекти в­ ной самоподготовке. Не та это профессия, где тебя будут заставлять или уго­ варивать учиться и трени­ роваться. Нет, это твоя личная ответственность. Не лий в ходе ежедневной учебно-боевой деятель­ ности, в их составе есть отдельное звено, которое несёт постоянное дежур­ ство по пво. Эти лётчики готовы взлететь по приказу в течение определённого времени при любых метео­ условиях. ~икоян И Гуревич - эти две фамилии авиа­ конструкторов зашифрованы в наименовании самолётов МиГ. Но что такое "миг" в общем, бытовом понимании? ~гновение. Секунда. IIMeHHo столько времени и требуется лётчику эскадрильи истребителей-перехватчиков ~иГ -31 отдельного смешанного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота, чтобы, находясь в небе, сориентироваться в об­ становке и принять решение. Александр Бебешка, кото­ рый поднимается в небо на истребителях уже более 20 лет. - Поэтому интенсивно летать они начнут в летнем периоде, а к осени, когда метеорологические усло­ вия ухудшатся, приступят к выполнению более трудных элементов программы. зумевая, что они держат под контролем всё: себя, самолё~ показания при­ боров, различают команды групп управления и руко­ водства полётами, голос ведущего пары, выделяя их из общего многоголосья в эфире. Грамотно распределяя своё внимание, пилоты истреби телей-перехватч и­ ков должны одновременно следить за большим числом различных показателеЙ. Например, лётчики знают: ни за что не следует приб­ лижаться к кучевым обла­ кам - молния может уда­ рить. Находясь на большой высоте и оказавшись во влажной охлаждённой сре­ де, самолёт начинает очень УТК-31 БМ, позволяющий отрабатывать навыки взлё­ та, посадки, пилотирования Чтобы пилот был допу­ щен к дежурству, ему необ­ ходимо иметь классную квалификацию не ниже вто­ рой. То есть он должен накопить определённый объём знаний и практи­ ческих навыков для выпол­ нения этих функциональ­ ных обязанностей. Наращивание сил С прошлого года крыла­ тых стражей заполярного неба стало ровно Спустя несколько месяцев они должны будут знать ма­ шину до последнего датчи­ ка. Как признаются опыт- Слышу, вижу, управляю Учебные полёты направ- Мы летаем в нейтраль­ ные воды, отгоняя от наших границ вероятного против­ ника, показываем ему, что не допустим нарушений, - рассказывает штурман Александр Бебешка. - Раз­ ведчики стран НАТО, их ис­ требители летают постоян­ но. И чем энергичнее силы Северного флота ведут свою учебно-боевую де­ ятельность, тем активнее за нами подсматрива­ ют. Часто, чтобы скрыть свои намерения, иностран­ ные разведчики начина­ ют маневрировать, убегать от наших зорких дежур­ ных, и это тоже не должно сбить с толку пилота-пе­ рехватчика. Наша зада­ ча - найти, опознать, до­ ложить, одним своим при­ сутствием нарушить их пла­ ны. Но при этом лётчик­ истребитель ежесекундно должен быть готов в любой момент выполнить приказ на уничтожение против­ ника. лены на то, чтобы отрабо- теперь в составе liI t t t вдваразабольше, lillI~~!;IIII~~II~~~~~~~iII смешанного авиа- \tIIIi полка не одна, а тать всевозмож­ ные ситуации в воздухе. Если воз­ никнет какая-то проблема, лётчик две эскадрильи авиации пво. В дальнейшей пер­ спективе продолжение на­ ращивания сил, чтобы за­ щита всего арктического побережья вдоль Север­ ного морского пути была надёжноЙ. ные лётчики, эксплуатирую­ щие данный тип самолётов, аналога ему ещё не приду­ мали, он идеален для пе­ рехвата и уничтожения воз­ душных целей на различных высотах - от предельно низ­ ких и до стратосферы. должен понимать, как её разрешить, как долететь до аэродрома, сохранив жизнь в t\,ресле треnажёра штур-маn t\,орабля ",аnитаn Алеt\,саnдр Бебешt\,о. Минувшей осенью в под­ разделения истребителей­ перехватчикав пришли 23 молодых специалиста - вы­ пускники лётных училищ. В настоящее время все они находятся на так называе­ мом переучивании, осваи­ вают материальную часть, а именно самолёты, на ко­ торых им предстоит нести службу: МиГ-31 и модерни­ зированный МиГ-31БМ. Важным условием для того, чтобы стать отличным лётчиком, является способность к эффективной самоподготовке днём И ночью, В различных метеоусловиях, поддержи­ вать на необходимом уров­ не свои навыки, мышечную память. С помощью ком­ плекса моделирования так­ тической обстановки ин­ структор во время занятий добавляет лётчику "проб­ лем", меняя условия полё­ та, моделируя выход из строя различных датчиков и приборов. заинтересован - лучше не иди в пилоты, тем более в истребители, где так важна скорость реакции, которая не что иное, как совокуп­ ность знаний и практики. Без них правильное реше­ ние не принять. По возвращении к месту службы лейтенантам пред­ стоит сдача зачётов коман­ дирам, и лишь после их допустят к полётам по про­ грамме подготовки. - Лётчиков, как и многих других специалистов, обу­ чают сначала простому с постепенным переходом к сложному, - поясняет штур­ ман 2-го класса капитан и крылатую машину. Если появится необходимость вступить в бой, он должен быть к этому готов не только с точки зрения тактики, но и психологически. Там, на­ верху, крайне важно быть собранным и сосредото­ ченным, ни в коем случае не растеряться и не впасть в ступор, что бы ни прои- интенсивно покрываться льдом, что чревато увеличе­ нием его массы и как след­ ствие - потерей управления и авиакатастрофой. В таких случаях надо либо увели­ чить скорость, чтобы на­ ледь сдуло, либо изменить высоту. Для принятия любых ре­ шений в небе пилоту истре­ бителя даются мгновения, с учётом сверхзвуковых ско­ ростей МиГ-31 три секунды - это уже роскошь. На раз­ мышления, долгие разгово­ ры и объяснения времени нет, действовать нужно опе­ ративно, "лететь" впереди самолёта, который ошибок, к сожалению, не прощает. После таких тренировок можно легко потерять нес­ колько килограммов веса, признаются авиаторы, но это ерунда, ведь гораздо важнее то, что точно стано­ вится понятно, где у кого какой пробел в знаниях, что нужно подтянуть. Умения управлять собой и анализировать инфор­ мацию также в большой це­ не в авиации противовоз­ душной обороны. Они по­ могают справляться со сво­ им страхом, присутствие ко­ торого неизбежно, особен­ но в начале карьеры. Пы­ таться полностью изба­ виться от него, по мнению лётчиков, бесполезно, луч­ ше научиться договаривать­ ся. В этом опять же помо­ гают регулярные занятия на тренажёрах, использова­ ние чужого опыта, деталь­ ные разборы полётов, уме­ ние прислушиваться к свое­ му телу, которое, в отличие от приборов, никогда не обманет. в соответствии с nРОфа.м-моd лёт1Юd nодютО61Си пилоты в ходе учёбы поддерживают и 1Шращивают уровень своею -мастерства. зошло. В небе истре­ бители встреча­ ются с различ­ ными самолё­ тами, как на­ шей авиации, так и зарубеж­ ных вооружён­ ных сил, У каж­ дого свои зада­ чи, высота по­ лёта. В обста­ новке необхо­ димо ориенти­ роваться. "Слы­ шу, вижу, управ­ ляю" - говорят пилоты, подра- Признать ошибку - не стыдно В поддержку составам эскадрилий истребителей­ перехватчикав есть устрой­ ство, которое право на ошибку всё-таки даёт. Это тренажёрный комплекс - Признать свою ошибку - не стыдно. У всех есть ка­ кие-то слабые места, поэ­ тому до тех пор, пока ты слу­ жишь в авиации, ты будешь учить, восполнять, совер­ шенствовать. В том, что чело­ век осознаёт свои промахи, работает над тем, чтобы их исправить, и кроется гаран­ тия успеха, - рассуждает ка­ питан Александр Бебешка. Дежурное звено Независимо от того, чем заняты военнослужащие истребительных эскадри- Психологическая состав­ ляющая этой готовности, так же как и практичес­ кий опыт применения ору­ жия, знание тактики и на­ выки ведения боя, совер­ шенствуется с годами. И сегодня воздушные гра­ ницы нашего государства охраняют исключительно квалифицированные, от­ лично подготовленные и ответственные авиаторы. Атш КОРОЛЬКОВА. Фото автора u Александра БОН4АРя. ============================~I 41)~=================================================== 25 января - День шmур.мана ВМФ ВЕРНЬIЙ КУРС Штурманы на флоте - особая каста. А штурман-под­ водник - это вдвойне почётная профессия. Определить место подлодки в подводном положении, когда беспо­ мощны современные средства спутниковой и радиоло­ кационной навигации и нет зрительных ориентиров, - задача, требующая совершенных навыков и умений. С ней без труда справляется штурман большой дизельной подводной лодки "Владикавказ" капитан-лейтенант Сергей Шишкин. Сергей родился в Калужской области. Выбор будущей про­ фессии казался делом далёким, пока однажды, находясь в городе Обнинске, он не встретил воен­ ных моряков. Увидев военно­ морскую форму, Сергей твёрдо решил связать свою жизнь с Военно-морским флотом. После школы юноша поступил в Санкт-Петербургский военно­ морской институт - Морской корпус Петра Великого. - Я слышал, что штурманский факультет - один из самых пре­ стижных, да и при продвижении по командной линии штурманам отдаётся предпочтение, - рас­ сказывает Сергей. - При этом понимал, что учиться будет слож­ но. Профессия очень наукоём­ кая: необходимы математичес­ кий склад ума, способности к черчению, а также особые черты характера, среди которых высоко ценятся аккуратность, пункту­ альность и скрупулёзность. Во время морской практики, которая проходила в поляр­ нинском подплаве, курсант Шиш­ кин познакомился со своим бу­ дущим местом службы. Посе­ щение подводных лодок "Ново­ сибирск", "Липецк" и "Магни­ тогорск" произвела на Сергея неизгладимое впечатление. - Поразил быт подводников - аскетичный, с минимальным комфортом, но больше всего уди- • вила сплочённость экипажей, не показное, а истинное братство подводников. Здесь всегда гото­ вы подставить плечо, помочь и словом, и делом. Это меня поко­ рило, и после выпуска я исполь­ зовал все возможности, чтобы опять вернуться в Полярный. В 2011 году инженер БЧ-1 лей­ тенант Шишкин поднялся на борт подводной лодки "Магнито­ горск" уже полноценным членом экипажа. В то время она была одной из самых ходовых лодок Северного флота, а постоянная практика - лучшее подспорье молодому офицеру. Помимо ос­ воения штурманской специаль­ ности, на повестке дня стояли сдача зачётов на допуск к дежур­ ству по кораблю, изучение всех систем и механизмов корабля, ведение документации и работа с подчинённым личным сос­ тавом. Сергей Иванович успешно справился со всеми сложностя­ ми становления. - Особое волнение испытывал во время первого выхода в море, когда сам прокладывал курс подводной лодки, - вспоминает Сергей Шишкин. - Тогда отчётли­ во понял, что все годы обучения шёл к этому, и сейчас от моих действий, внимательности, расчё­ тов зависит выполнение задачи. На первых порах молодому офицеру помогал командир штур­ манской боевой части капитан- лейтенант Александр Соловьёв. Он добивался, чтобы действия подопечного были доведены до автоматизма, а высокий темп работы не сказывался на качест­ ве. Расчёт, определение места, прокладка на карте, запись, док­ лад и снова - расчёт, определе­ ние места и так далее. Лодка идёт, и каждую минуту её место­ положение меняется. Работа только по приборам, в показа­ ниях которых надо быстро сориен­ тироваться. И здесь помощь нас­ тавника была крайне важна. Зимой 2012 года лодка "Маг­ нитогорск" совершила межфлот­ ский переход на Балтику. Лучшую практику для молодого штурма­ на сложно представить. Маршрут субмарины пересекал воды че­ тырёх морей - Баренцева, Нор­ вежского, Северного и Балтий­ ского. Сложные гидрометеоро­ логические условия, незнакомый морской театр, высокая интен­ сивность судоходства, проходы узкостей - чтобы всё это преодо­ леть начинающему штурману, требовалась хорошая выучка. Важным событием капитан­ лейтенант Шишкин считает учас­ тие в первом главном военно­ морском параде, проходившем в 2017 году в Санкт-Петербурге. - Это ответственное меропри­ ятие - в параде участвовало много кораблей, а места для ма­ нёвров было мало. Волнение вселяло и то, что на нас, без пре­ увеличения, смотрел весь мир! - рассказывает Сергей Шишкин. - Параду предшествовали мно­ гочасовые тренировки: занятие заданной точки, постановка и снятие с бочки, выход в район, разворот. Согласно расписанию корабельного боевого расчёта при прохождении узкости штур­ ман находится на мостике и пе­ редаёт в рубку данные по ориен­ тирам и кораблям в районе для последующего нанесения на карту. Тут важна не только ско­ рость, но и высокий уровень вза­ имопонимания, который дости­ гается тренировками. Я горд, что наш экипаж с честью выполнил все поставленные задачи! Традиционно главными ка­ чествами штурмана считаются требовательность к себе, высо­ кая ответственность и сомнения в собственных расчётах, а сле­ довательно постоянная их про­ верка. Штурманам свойственно извилистыми путями сомнений прокладывать верный курс ко­ рабля и уверенно держать его. Евгеnия ДРУЗЬЯК. Фото автора. • ШТУРМАНСКИЕ УРОКИ в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого nонвилсн опыт разработки иреализации программы по ранней nрофориентаl(ИИ В настоящее время достаточно остро стоит проблема ранней профориентации школьников. Для них это процесс поиска ответа на вопрос: кем быть? Современ­ ные подростки нуждаются в новых методах оказания помощи в поиске жизненного пути. В последнее время в Центральном военно-морском музее совместно с ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" проводится системная работа по ранней профориента­ ЦИИ, в ходе которой апробируются новые формы и мето­ ды работы с детьми. Ы ЕНТРАЛЬНЫЙ военно-мор­ ской музей представляет соб й удобную и органичную пло­ щадку для реализации задач, поставленных государством. В штате музея работает большое количество профессионалов - специалистов военно-морских специальностей, офицеров за­ паса Военно-морского флота. Исходя из требований време­ ни, было принято решение раз­ работать программу ранней про­ фориентации "Штурманские уро­ ки". Для её апробации были приг­ лашены кадетские классы "Юн­ армии" 245-й средней шко- лы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Первое занятие по штур­ манскому делу было прове- - дено специалистом музея, имеющим большой опыт флот­ cKoй службы, но оно не вы­ звало восторженных откли­ ков и заинтересованности де­ тей. Ребята объяснили, что у них сложилось мнение, что для овладения этой воин­ ской специальностью при­ дётся потратить большое количество лет и такая пер­ спектива не вызывает у них боль­ шого интереса. Тогда мы решили изменить под­ ход и пригласить "молодых спе­ циалистов" - курсантов штурман­ ско-гидрографического факуль­ тета Военно-морского института ВУНЦ "Военно-морская академия", обучающихся по специальности кораблевождение и эксплуата­ ция морских средств навигации. В состав группы молодых пе­ дагогов вошли курсанты 2-го, 3-го и 4-го курсов штурманско-гидро­ графического факультета инсти­ тута Игорь Апальков, Василий Бе­ техтин, Иван Якушев, Павел Ба­ трынча, Андрей Корякин, Мар­ сель Набиев и Дмитрий Никитин с факультета вооружения. Ими был проведён пробный штур­ манский урок, разделённый на небольшую теоретическую часть и практическое занятие. На этот раз ожидания оправдались - урок очень понравился кадетам. Будущие офицеры флота выс­ тупали увлечённо иделились приобретёнными знаниями, не скрывали эмоций. Занятие получило положи­ тельный отклик, поступило мно­ го заявок и пожеланий о расши­ рении тематики занятий. Появи­ лась идея дополнить учебные планы историей Военно-мор­ ского флота России. Для того чтобы курсанты ин­ ститута могли более глубоко изу­ чить историю флота и в доступной форме донести полученные зна­ ния школьникам, было принято решение о разработке специ­ альной программы по их обуче­ нию и консультированию, и после успешной сдачи экзаменов буду­ щие офицеры приступили к реа­ лизации задуманного. В ходе за­ нятий с кадетами они проявили себя грамотными, увлечёнными экскурсоводами, способными до­ ступно описать самые разнооб­ разные исторические события. • В ОСНОВЕ программы, ис­ пользованной для подготов­ ки курсантов, заложены психоло­ гические, педагогические и эк­ скурсоводческие направления обучения. Если брать психоло­ гию, то важное значение имеет ситуация зеркальности - восприя­ тие по возрасту и духу. Центральную роль играет метод примера - глядя на курсантов, школьники стараются не только их внима­ тельно слушать, но и подражать им, копировать поведение стар­ шего товарища. С педагогической точки зре­ ния в работе с детьми выстроена единая преемственная система познавательных и образователь­ ных циклов специальных профо­ риентационных занятий. Всё это работает на форм и­ рование базовой основы про­ цесса обучения, воспитания и экскурсоводческой деятельности. Эта деятельность взаимная и основывается на су6ъект-су6ъект­ ных отношениях, которые вклю­ чают в себя взаимопони­ мание, эмоциональную поддержку и эмпатию - способность принять по­ зицию другого. При этом обучаемым прививают­ ся морально-нравствен­ ные качества с учётом принципов гражданст­ венности, воспитываю­ щего обучения и личност­ ного подхода к подраста­ ющему поколению. Его педагогическая целесообразность за- ключается в повышении уровня профессионализма - лич­ ностной компетентности настав­ ника. В настоящее время не оста­ ётся сомнений, что работа по данной программе стала важ­ ной составной частью проф­ ориентационной работы среди молодёжи и воспитательно-об­ разовательного процесса кур­ сантов Военно-морского инсти­ тута ВУНЦ ВМФ "Военно-мор­ ская академия". мария БЕРЕЗЮк, -младшиd nаучnыd сотрудnи,., -музеdnого nауч1Ю- nросветительCt\,ою отдела ЦВММ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz