На страже Заполярья. 2020 год. Январь.
5 стр. * на стrажв 3a11aМlM 24 января 2020 года ТРИ СЕКУНДЬI - ЭТО РОСКОШЬ Благодарн пнлотам нстребнтелеii-перехватчнков нашн воздушные граннцы находнтсн под надёжноii защнтоii Поэтому важным услови ем для того, чтобы стать от личным лётчиком, являет ся способность к эффекти в ной самоподготовке. Не та это профессия, где тебя будут заставлять или уго варивать учиться и трени роваться. Нет, это твоя личная ответственность. Не лий в ходе ежедневной учебно-боевой деятель ности, в их составе есть отдельное звено, которое несёт постоянное дежур ство по пво. Эти лётчики готовы взлететь по приказу в течение определённого времени при любых метео условиях. ~икоян И Гуревич - эти две фамилии авиа конструкторов зашифрованы в наименовании самолётов МиГ. Но что такое "миг" в общем, бытовом понимании? ~гновение. Секунда. IIMeHHo столько времени и требуется лётчику эскадрильи истребителей-перехватчиков ~иГ -31 отдельного смешанного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота, чтобы, находясь в небе, сориентироваться в об становке и принять решение. Александр Бебешка, кото рый поднимается в небо на истребителях уже более 20 лет. - Поэтому интенсивно летать они начнут в летнем периоде, а к осени, когда метеорологические усло вия ухудшатся, приступят к выполнению более трудных элементов программы. зумевая, что они держат под контролем всё: себя, самолё~ показания при боров, различают команды групп управления и руко водства полётами, голос ведущего пары, выделяя их из общего многоголосья в эфире. Грамотно распределяя своё внимание, пилоты истреби телей-перехватч и ков должны одновременно следить за большим числом различных показателеЙ. Например, лётчики знают: ни за что не следует приб лижаться к кучевым обла кам - молния может уда рить. Находясь на большой высоте и оказавшись во влажной охлаждённой сре де, самолёт начинает очень УТК-31 БМ, позволяющий отрабатывать навыки взлё та, посадки, пилотирования Чтобы пилот был допу щен к дежурству, ему необ ходимо иметь классную квалификацию не ниже вто рой. То есть он должен накопить определённый объём знаний и практи ческих навыков для выпол нения этих функциональ ных обязанностей. Наращивание сил С прошлого года крыла тых стражей заполярного неба стало ровно Спустя несколько месяцев они должны будут знать ма шину до последнего датчи ка. Как признаются опыт- Слышу, вижу, управляю Учебные полёты направ- Мы летаем в нейтраль ные воды, отгоняя от наших границ вероятного против ника, показываем ему, что не допустим нарушений, - рассказывает штурман Александр Бебешка. - Раз ведчики стран НАТО, их ис требители летают постоян но. И чем энергичнее силы Северного флота ведут свою учебно-боевую де ятельность, тем активнее за нами подсматрива ют. Часто, чтобы скрыть свои намерения, иностран ные разведчики начина ют маневрировать, убегать от наших зорких дежур ных, и это тоже не должно сбить с толку пилота-пе рехватчика. Наша зада ча - найти, опознать, до ложить, одним своим при сутствием нарушить их пла ны. Но при этом лётчик истребитель ежесекундно должен быть готов в любой момент выполнить приказ на уничтожение против ника. лены на то, чтобы отрабо- теперь в составе liI t t t вдваразабольше, lillI~~!;IIII~~II~~~~~~~iII смешанного авиа- \tIIIi полка не одна, а тать всевозмож ные ситуации в воздухе. Если воз никнет какая-то проблема, лётчик две эскадрильи авиации пво. В дальнейшей пер спективе продолжение на ращивания сил, чтобы за щита всего арктического побережья вдоль Север ного морского пути была надёжноЙ. ные лётчики, эксплуатирую щие данный тип самолётов, аналога ему ещё не приду мали, он идеален для пе рехвата и уничтожения воз душных целей на различных высотах - от предельно низ ких и до стратосферы. должен понимать, как её разрешить, как долететь до аэродрома, сохранив жизнь в t\,ресле треnажёра штур-маn t\,орабля ",аnитаn Алеt\,саnдр Бебешt\,о. Минувшей осенью в под разделения истребителей перехватчикав пришли 23 молодых специалиста - вы пускники лётных училищ. В настоящее время все они находятся на так называе мом переучивании, осваи вают материальную часть, а именно самолёты, на ко торых им предстоит нести службу: МиГ-31 и модерни зированный МиГ-31БМ. Важным условием для того, чтобы стать отличным лётчиком, является способность к эффективной самоподготовке днём И ночью, В различных метеоусловиях, поддержи вать на необходимом уров не свои навыки, мышечную память. С помощью ком плекса моделирования так тической обстановки ин структор во время занятий добавляет лётчику "проб лем", меняя условия полё та, моделируя выход из строя различных датчиков и приборов. заинтересован - лучше не иди в пилоты, тем более в истребители, где так важна скорость реакции, которая не что иное, как совокуп ность знаний и практики. Без них правильное реше ние не принять. По возвращении к месту службы лейтенантам пред стоит сдача зачётов коман дирам, и лишь после их допустят к полётам по про грамме подготовки. - Лётчиков, как и многих других специалистов, обу чают сначала простому с постепенным переходом к сложному, - поясняет штур ман 2-го класса капитан и крылатую машину. Если появится необходимость вступить в бой, он должен быть к этому готов не только с точки зрения тактики, но и психологически. Там, на верху, крайне важно быть собранным и сосредото ченным, ни в коем случае не растеряться и не впасть в ступор, что бы ни прои- интенсивно покрываться льдом, что чревато увеличе нием его массы и как след ствие - потерей управления и авиакатастрофой. В таких случаях надо либо увели чить скорость, чтобы на ледь сдуло, либо изменить высоту. Для принятия любых ре шений в небе пилоту истре бителя даются мгновения, с учётом сверхзвуковых ско ростей МиГ-31 три секунды - это уже роскошь. На раз мышления, долгие разгово ры и объяснения времени нет, действовать нужно опе ративно, "лететь" впереди самолёта, который ошибок, к сожалению, не прощает. После таких тренировок можно легко потерять нес колько килограммов веса, признаются авиаторы, но это ерунда, ведь гораздо важнее то, что точно стано вится понятно, где у кого какой пробел в знаниях, что нужно подтянуть. Умения управлять собой и анализировать инфор мацию также в большой це не в авиации противовоз душной обороны. Они по могают справляться со сво им страхом, присутствие ко торого неизбежно, особен но в начале карьеры. Пы таться полностью изба виться от него, по мнению лётчиков, бесполезно, луч ше научиться договаривать ся. В этом опять же помо гают регулярные занятия на тренажёрах, использова ние чужого опыта, деталь ные разборы полётов, уме ние прислушиваться к свое му телу, которое, в отличие от приборов, никогда не обманет. в соответствии с nРОфа.м-моd лёт1Юd nодютО61Си пилоты в ходе учёбы поддерживают и 1Шращивают уровень своею -мастерства. зошло. В небе истре бители встреча ются с различ ными самолё тами, как на шей авиации, так и зарубеж ных вооружён ных сил, У каж дого свои зада чи, высота по лёта. В обста новке необхо димо ориенти роваться. "Слы шу, вижу, управ ляю" - говорят пилоты, подра- Признать ошибку - не стыдно В поддержку составам эскадрилий истребителей перехватчикав есть устрой ство, которое право на ошибку всё-таки даёт. Это тренажёрный комплекс - Признать свою ошибку - не стыдно. У всех есть ка кие-то слабые места, поэ тому до тех пор, пока ты слу жишь в авиации, ты будешь учить, восполнять, совер шенствовать. В том, что чело век осознаёт свои промахи, работает над тем, чтобы их исправить, и кроется гаран тия успеха, - рассуждает ка питан Александр Бебешка. Дежурное звено Независимо от того, чем заняты военнослужащие истребительных эскадри- Психологическая состав ляющая этой готовности, так же как и практичес кий опыт применения ору жия, знание тактики и на выки ведения боя, совер шенствуется с годами. И сегодня воздушные гра ницы нашего государства охраняют исключительно квалифицированные, от лично подготовленные и ответственные авиаторы. Атш КОРОЛЬКОВА. Фото автора u Александра БОН4АРя. ============================~I 41)~=================================================== 25 января - День шmур.мана ВМФ ВЕРНЬIЙ КУРС Штурманы на флоте - особая каста. А штурман-под водник - это вдвойне почётная профессия. Определить место подлодки в подводном положении, когда беспо мощны современные средства спутниковой и радиоло кационной навигации и нет зрительных ориентиров, - задача, требующая совершенных навыков и умений. С ней без труда справляется штурман большой дизельной подводной лодки "Владикавказ" капитан-лейтенант Сергей Шишкин. Сергей родился в Калужской области. Выбор будущей про фессии казался делом далёким, пока однажды, находясь в городе Обнинске, он не встретил воен ных моряков. Увидев военно морскую форму, Сергей твёрдо решил связать свою жизнь с Военно-морским флотом. После школы юноша поступил в Санкт-Петербургский военно морской институт - Морской корпус Петра Великого. - Я слышал, что штурманский факультет - один из самых пре стижных, да и при продвижении по командной линии штурманам отдаётся предпочтение, - рас сказывает Сергей. - При этом понимал, что учиться будет слож но. Профессия очень наукоём кая: необходимы математичес кий склад ума, способности к черчению, а также особые черты характера, среди которых высоко ценятся аккуратность, пункту альность и скрупулёзность. Во время морской практики, которая проходила в поляр нинском подплаве, курсант Шиш кин познакомился со своим бу дущим местом службы. Посе щение подводных лодок "Ново сибирск", "Липецк" и "Магни тогорск" произвела на Сергея неизгладимое впечатление. - Поразил быт подводников - аскетичный, с минимальным комфортом, но больше всего уди- • вила сплочённость экипажей, не показное, а истинное братство подводников. Здесь всегда гото вы подставить плечо, помочь и словом, и делом. Это меня поко рило, и после выпуска я исполь зовал все возможности, чтобы опять вернуться в Полярный. В 2011 году инженер БЧ-1 лей тенант Шишкин поднялся на борт подводной лодки "Магнито горск" уже полноценным членом экипажа. В то время она была одной из самых ходовых лодок Северного флота, а постоянная практика - лучшее подспорье молодому офицеру. Помимо ос воения штурманской специаль ности, на повестке дня стояли сдача зачётов на допуск к дежур ству по кораблю, изучение всех систем и механизмов корабля, ведение документации и работа с подчинённым личным сос тавом. Сергей Иванович успешно справился со всеми сложностя ми становления. - Особое волнение испытывал во время первого выхода в море, когда сам прокладывал курс подводной лодки, - вспоминает Сергей Шишкин. - Тогда отчётли во понял, что все годы обучения шёл к этому, и сейчас от моих действий, внимательности, расчё тов зависит выполнение задачи. На первых порах молодому офицеру помогал командир штур манской боевой части капитан- лейтенант Александр Соловьёв. Он добивался, чтобы действия подопечного были доведены до автоматизма, а высокий темп работы не сказывался на качест ве. Расчёт, определение места, прокладка на карте, запись, док лад и снова - расчёт, определе ние места и так далее. Лодка идёт, и каждую минуту её место положение меняется. Работа только по приборам, в показа ниях которых надо быстро сориен тироваться. И здесь помощь нас тавника была крайне важна. Зимой 2012 года лодка "Маг нитогорск" совершила межфлот ский переход на Балтику. Лучшую практику для молодого штурма на сложно представить. Маршрут субмарины пересекал воды че тырёх морей - Баренцева, Нор вежского, Северного и Балтий ского. Сложные гидрометеоро логические условия, незнакомый морской театр, высокая интен сивность судоходства, проходы узкостей - чтобы всё это преодо леть начинающему штурману, требовалась хорошая выучка. Важным событием капитан лейтенант Шишкин считает учас тие в первом главном военно морском параде, проходившем в 2017 году в Санкт-Петербурге. - Это ответственное меропри ятие - в параде участвовало много кораблей, а места для ма нёвров было мало. Волнение вселяло и то, что на нас, без пре увеличения, смотрел весь мир! - рассказывает Сергей Шишкин. - Параду предшествовали мно гочасовые тренировки: занятие заданной точки, постановка и снятие с бочки, выход в район, разворот. Согласно расписанию корабельного боевого расчёта при прохождении узкости штур ман находится на мостике и пе редаёт в рубку данные по ориен тирам и кораблям в районе для последующего нанесения на карту. Тут важна не только ско рость, но и высокий уровень вза имопонимания, который дости гается тренировками. Я горд, что наш экипаж с честью выполнил все поставленные задачи! Традиционно главными ка чествами штурмана считаются требовательность к себе, высо кая ответственность и сомнения в собственных расчётах, а сле довательно постоянная их про верка. Штурманам свойственно извилистыми путями сомнений прокладывать верный курс ко рабля и уверенно держать его. Евгеnия ДРУЗЬЯК. Фото автора. • ШТУРМАНСКИЕ УРОКИ в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого nонвилсн опыт разработки иреализации программы по ранней nрофориентаl(ИИ В настоящее время достаточно остро стоит проблема ранней профориентации школьников. Для них это процесс поиска ответа на вопрос: кем быть? Современ ные подростки нуждаются в новых методах оказания помощи в поиске жизненного пути. В последнее время в Центральном военно-морском музее совместно с ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" проводится системная работа по ранней профориента ЦИИ, в ходе которой апробируются новые формы и мето ды работы с детьми. Ы ЕНТРАЛЬНЫЙ военно-мор ской музей представляет соб й удобную и органичную пло щадку для реализации задач, поставленных государством. В штате музея работает большое количество профессионалов - специалистов военно-морских специальностей, офицеров за паса Военно-морского флота. Исходя из требований време ни, было принято решение раз работать программу ранней про фориентации "Штурманские уро ки". Для её апробации были приг лашены кадетские классы "Юн армии" 245-й средней шко- лы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Первое занятие по штур манскому делу было прове- - дено специалистом музея, имеющим большой опыт флот cKoй службы, но оно не вы звало восторженных откли ков и заинтересованности де тей. Ребята объяснили, что у них сложилось мнение, что для овладения этой воин ской специальностью при дётся потратить большое количество лет и такая пер спектива не вызывает у них боль шого интереса. Тогда мы решили изменить под ход и пригласить "молодых спе циалистов" - курсантов штурман ско-гидрографического факуль тета Военно-морского института ВУНЦ "Военно-морская академия", обучающихся по специальности кораблевождение и эксплуата ция морских средств навигации. В состав группы молодых пе дагогов вошли курсанты 2-го, 3-го и 4-го курсов штурманско-гидро графического факультета инсти тута Игорь Апальков, Василий Бе техтин, Иван Якушев, Павел Ба трынча, Андрей Корякин, Мар сель Набиев и Дмитрий Никитин с факультета вооружения. Ими был проведён пробный штур манский урок, разделённый на небольшую теоретическую часть и практическое занятие. На этот раз ожидания оправдались - урок очень понравился кадетам. Будущие офицеры флота выс тупали увлечённо иделились приобретёнными знаниями, не скрывали эмоций. Занятие получило положи тельный отклик, поступило мно го заявок и пожеланий о расши рении тематики занятий. Появи лась идея дополнить учебные планы историей Военно-мор ского флота России. Для того чтобы курсанты ин ститута могли более глубоко изу чить историю флота и в доступной форме донести полученные зна ния школьникам, было принято решение о разработке специ альной программы по их обуче нию и консультированию, и после успешной сдачи экзаменов буду щие офицеры приступили к реа лизации задуманного. В ходе за нятий с кадетами они проявили себя грамотными, увлечёнными экскурсоводами, способными до ступно описать самые разнооб разные исторические события. • В ОСНОВЕ программы, ис пользованной для подготов ки курсантов, заложены психоло гические, педагогические и эк скурсоводческие направления обучения. Если брать психоло гию, то важное значение имеет ситуация зеркальности - восприя тие по возрасту и духу. Центральную роль играет метод примера - глядя на курсантов, школьники стараются не только их внима тельно слушать, но и подражать им, копировать поведение стар шего товарища. С педагогической точки зре ния в работе с детьми выстроена единая преемственная система познавательных и образователь ных циклов специальных профо риентационных занятий. Всё это работает на форм и рование базовой основы про цесса обучения, воспитания и экскурсоводческой деятельности. Эта деятельность взаимная и основывается на су6ъект-су6ъект ных отношениях, которые вклю чают в себя взаимопони мание, эмоциональную поддержку и эмпатию - способность принять по зицию другого. При этом обучаемым прививают ся морально-нравствен ные качества с учётом принципов гражданст венности, воспитываю щего обучения и личност ного подхода к подраста ющему поколению. Его педагогическая целесообразность за- ключается в повышении уровня профессионализма - лич ностной компетентности настав ника. В настоящее время не оста ётся сомнений, что работа по данной программе стала важ ной составной частью проф ориентационной работы среди молодёжи и воспитательно-об разовательного процесса кур сантов Военно-морского инсти тута ВУНЦ ВМФ "Военно-мор ская академия". мария БЕРЕЗЮк, -младшиd nаучnыd сотрудnи,., -музеdnого nауч1Ю- nросветительCt\,ою отдела ЦВММ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz