На страже Заполярья. 2020 год. Январь.
4 СТр. 24 января 2020 года ------------------------------------------------------- * на СТraжI зanaмlrы ========================~II ~~======================== СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Дальний поход потребовал полной самоотдачи Минувший год для экипажа фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" ознаменовался первым длительным плаванием после того, как он вошёл в состав Северного флота. Этот дальний поход для корабель ных специалистов стал настоящей проверкой профес сиональной зрелости и морской выучки, флотской закалки. Вдали от родных берегов моряки оттачивали навыки эксплуатации вверенной техники. А ещё демон стрировали Андреевский флаг на Просторах Мирового океана, были полпредами своей страны при заходах в иностранные порты. Вместе со своими сослужив цами постигал науку дальних по ходов и командир штурманской боевой части фрегата капитан лейтенант Андрей Чубик. Нель зя сказать, что он новичок в сво ём деле. Но одно дело - отраба тывать задачи плавания в поли- вой корабль. Понятно, что де лать там ему было ещё нече го, тем более что выпускника ввмуза ждали в Североморске, где шло формирование экипажа. Вновь создаваемый коллектив базировался на ТАРКР "Пётр Ве ликий". Но долго задерживаться Командир БЧ-l фрегата 1(,аnитан-леитенант Андреи ЧубиlC. гонах боевой подготовки Север ного флота, и совсем другое - самостоятельно прокладывать курс корабля по ещё неизведан ным маршрутам. Это требовало от офицера не только грамотного и уверенного исполнения долж ностных обязанностей, но и быст рого реагирования на изменение навигационной обстановки. Капитан-лейтенант Андрей Чу бик считает, что на его станов ление в должности повлияло несколько обстоятельств. Пер вое - он сразу после окончания военно-морского института по пал на строящийся корабль на должность командира электро навигационной группы. В этом, по его мнению, были свои плюсы. Когда новоиспечённый лейте нант Чубик увидел в 2011 году свой фрегат у достроечной стен ки судостроительного завода, он был поражён - неужто это нагро мождение железа снекрашеной надстройкой и есть грозный бое- здесь молодому командиру груп пы не пришлось. Его, как и мно гих других офицеров, направили в командировку на завод-изго товитель для освоения новой техники и оборудования. - Поездки в Москву и Санкт Петербург были весьма позна вательными, - рассказывает ка питан-лейтенант Чубик. - Наш корабль первый в серии, навига ционные комплексы на нём ус тановлены несколько отличные от тех, что мы изучали в институте. Нам предоставлялась возмож ность на стендах ознакомиться с работой приборов, которые предстояло обслуживать. Завод ские специалисты всё детально объясняли и показывали. После этого уже имел полное представ ление о новом навигационном комплексе, был подготовлен как специалист. Теперь оставалось закрепить знания в ходе экс плуатации техники. После того, как экипаж засе- лился на корабль, начался но вый этап в службе моряков. Че рез год приступили к швартовым, а затем и ходовым испытаниям фрегата. Частые выходы в море стали обыденными для коман ды корабля. Понятно, что в дан ном случае основная нагрузка ложилась на личный состав штурманской и электромехани ческой боевых частей. От ко мандира электронавигационной группы требовалось обеспече ние навигационной безопаснос ти кораблевождения. Когда наступила активная фа за ходовых и государственных испытаний, корабельные спе циалисты стали плотно взаимо действовать с представителями промышленности, более глубоко изучая технику, перенимая все нюансы её эксплуатации. Такое положение дел и было вторым обстоятельством, которое по могло молодому офицеру долж ным образом освоить штурман ское дело, стать хорошим, по мнению командования, специа листом. Спустя пять лет после окон чания военно-морского инсти тута Андрей Чубик стал коман диром штурманской боевой час ти. Это назначение без преуве личения можно назвать призна нием того факта, что он состоял ся как профессионал. А ещё - своеобразной наградой за его старание, качественное выпол нение всех поставленных задач. Но самой главной наградой для любого моряка может быть только участие в дальнем мор ском походе. Если не сказать больше - это заветная мечта каждого члена экипажа корабля. У командира штурманской бое вой части фрегата "Адмирал Фло та Советского Союза Горшков" капитан-лейтенанта Чубика она воплотилась в реальность. В феврале прошлого года корабль отправился в длительное пла вание. Нужно заметить, что оно было не простым, а кругосвет ным. А для Андрея Чубика стало ещё и первым в его флотской службе. На командира БЧ-1 в этом походе возлагалась большая ответственность. Тем более что фрегат "Адмирал Флота Совет ского Союза Горшков" во время кругосветного плавания стано вился флагманом отряда боевых кораблей и судов обеспечения. Поэтому офицеру нужно было выложиться на все сто. Конечно, самому ему было бы достаточно сложно выполнять возложенные на него обязан- ности по прокладке курса кораб ля. Но, как водится на флоте, в ситуациях, когда в море отраба тываются ответственные меро приятия, в них также участвуют и флагманские специалисты, ко торые имеют большой опыт ре шения различных задач плава ния. В данном случае флагман ским штурманом отряда боевых кораблей и судов обеспечения в кругосветном плавании стал ко мандир БЧ-1 ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузне цов" капитан З ранга Павел Арча ков. Как заметил капитан-лейте нант Андрей Чубик, он очень по мог коллективу штурманской боевой части фрегата справить ся с задачами дальнего похода. Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Сергеи Ма lCаров. Да и сами моряки БЧ-1 тоже трудились с полной отдачей сил. На них лежала ответственность за безопасность плавания в не знакомых прежде районах, про кладку курса, контроль маршрута корабля. - Сейчас всё это делать про ще, чем в эпоху парусного флота, когда определяли место по звёз дам, - говорит командир штур манской боевой части кораб ля. - К услугам штурмана злект ронные карты, современные автоматизированные навига ционные комплексы, система ГЛОНАСС и многое другое. Но от обычных карт тоже не отказа лись. Работа с ними помогает в совершенствовании профес сиональных навыков. К тому же на автоматику полностью упо вать нельзя - нужно трудиться и самому. Например, при плава- ния навигационных задач раз личной сложности, сотрудниче ства с лоцманами. Взять, к при меру, проход Балтийскими про ливами. Там очень интенсивное движение. Есть ряд участков повышенной осторожности пла вания. И в таких ситуациях без чёткого взаимодействия с дру гими кораблями не обойтись. Командир штурманской боевой части сам (поскольку является нештатным переводчиком) не раз выходил на связь с капита нами идущих по проливу судов, согласовывал с ними действия, чтобы не допустить навигаци онного происшествия. Непросто было проходить и Ла-Маншем, особенно самой узкой его час тью - проливом Па-де-Кале. Конечно, случалось, что для командира штурманской боевой части фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" ка- Назначение без преувеличения можно назвать приз нанием того факта, что Андрей Чубик состоялся как профессионал. А ещё - своеобразной наградой за его старание, качественное выполнение всех поставленных задач нии вблизи берегов, форсиро вании узкостей, заходах в пор ты приходится определять своё место по береговым ориенти рам. В основном плавание фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" проходило в открытом море, но и сложных мест, узкостей хватало. Самым интересным во время длительного плавания, по мне нию капитан-лейтенанта Анд рея Чубика, было прохождение каналов и проливов, посещение иностранных портов. Коллек тивом штурманской боевой части получен бесценный опыт реше- питан-лейтенанта Андрея Чуби ка в дальнем походе наступали и особо сложные моменты. Бы ло это при заходе в порт Джибути. - Там очень стеснённые ус ловия для движения рекомен дованными курсами вблизи от мелей, сравнительно неболь шое место якорной стоянки, - рассказывает офицер. - К тому же нам перенесли время приё ма лоцмана на борт на неопре делённое время. Просто сказа ли: "Ждите". А мы уже практи чески подошли к порту. Сколько ждать, неизвестно. Если минут пятнадцать - это один алгоритм действий, если более часа - дру- гой. Нужно разворачиваться и уходить обратно в море. Повез ло, что место якорной стоянки было свободно, развернулись и пошли в обратную сторону. По том получили сообщение, что лоцман готов работать с нами, и, соответственно, разрешение на вход. Маневрировать в порту сложно - там очень мало места. Коллектив БЧ-1 фрегата ус пешно справился с задачами дальнего похода. Опорой ко мандира боевой части во всём был командир электронавигаци онной группы старший лейтенант Константин Никитцев. Он стара тельно нёс штурманскую вахту, грамотно эксплуатировал ма териальную часть. Добросовест но выполнял свои обязанности командир отделения рулевых старшина 1 статьи Сергей Мака ров. Именно он заступал на вах ту, когда кораблю предстояло выполнять сложное маневриро вание. Добрую память о себе ос тавил в экипаже и старший элект рик штурманский старший мат рос Игорь Демянов. До службы он окончил гражданский вуз, по лучив специальность судоводи теля. Моряк во многом был по мощником офицерам боевой части в решении поставленных перед ней задач. Честно отслу жив по контракту, решил попро бовать свои силы на граждан ском флоте. После завершения кругосвет ного плавания экипаж фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" продолжает совершенствовать свои навыки, приумножать опыт, полученный в дальнем походе. В новом учеб ном году моряки корабля уже не раз отрабатывали различные мероприятия боевой подготовки в полигонах Северного флота. A.fe1(,caндp БОНДАРь. Фото автора. ТОЛЬКО ШТУРМАН ЗНАЕТ отрабатывать навыки выходов и заходов в те пункты базирования, где им в даль нейшем предстоит проходить службу. Вступая в должность, молодые офице ры чувствуют себя гораздо увереннее, ведь они более качественно подготов лены, знакомы не только со специфи кой места службы, своим кораблём и его оборудованием, но и с личным составом. самостоятельно ведёт прокладку и вы даёт рекомендации командиру. Совокупность опыта, знаний и интуи ции этих офицеров способствует выпол нению поставленных задач без срывов, нарушений и нештатных ситуаций. Но багаж знаний и навыков - величина не постоянная, его необходимо пополнять, приумножать, развивать и совершенст вовать. Поэтому навигаторы соедине ния на протяжении всей службы не пре кращают занятия по штурманской под готовке, кораблевождению и безопас ности плавания, куда входит и решение специальных навигационных задач. Планомернан подготовка специалистов по морской навигации плодотворна и эффективна Сам офицер ни разу не пожалел о том, что выбрал для себя именно такой профессиональный путь. В 2000 году он с серебряной медалью окончил Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге и поступил на штурманский факультет Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петер бургского военно-морского института, а Удалось побывать и в северных широ тах, и в южных, избороздить все четыре океана. Но первый самостоятельный выход в качестве командира БЧ-1 в 2011 году не забудется никогда: - Флагманским штурманом соеди нения был ныне главный штурман Се верного флота капитан 1 ранга Юрий Александрович Шахрай. "Поможет только шоковая терапия" - сказал он и Уже в институтах будущие штурманы имеют возможность более углублённо изучать по картам и специальным рекомендациям конкретный театр плавания, на специальных тренажёрах отра батывать навыки выходов и заходов в те пункты базирования, где им в дальнейшем предстоит проходить службу через 5 лет был назначен на первичную офицерскую должность командира электронавигационной группы БПК "Адмирал Харламов". С тех пор Евгению довел ось послужить практически на всех кораблях бригады. В 2017 году с должности командира БЧ-1 БПК "Вице адмирал Кулаков" он отправился в Высший учебный научный центр ВМФ "Военно-морская академия", а по за вершении обучения вернулся на Се верный флот уже в качестве флагман ского штурмана. - Не секрет, что перед военно-мор скими офицерами в определённый момент встаёт вопрос: строить дальше карьеру по командной линии или по специальности? Я без сомнений и со жалений выбрал второе, - признаётся капитан 2 ранга. - Это, наверное, от характера зависит, мне специальность ближе, больше нравится помогать штурманам, обучать их, передавать свои знания и опыт. А этого У флагманского специалиста действительно с лихвой. На его счету 9 боевых служб, средняя протяжённость каждой - более ЗО тысяч морских миль. • поставил меня за автопрокладчик, а сам только контролировал процесс. Вот тогда я и осознал всю ответственность, которая на мои плечи легла. Я само стоятельно принимал решения на ма неврирование, расхождение с целями, выработку навигационных данных, да- вал рекомендации командиру. Это бы ла отработка курсовых задач. Сложно пришлось, когда выводили корабль в точку выполнения стрельб, а в плане • прокладки, определения местополо жения трудностей не было, помог ранее полученный опыт. К АК рассказал капитан 2 ранга Евге ний Ануфриев, система подготовки штурманов в военно-морских институтах со времён его учёбы улучшилась. В нас тоящее время курсанты 4-5 курсов уже обладают приличными профессиональ ными навыками. - Согласно требованиям главного штурмана ВМФ по подбору и расста новке кадров мы стараемся быстрее и качественнее готовить молодую сме ну, - поясняет Евгений Ануфриев. - На пример, на должность командира элект ронавигационной группы (НЭГ) БПК "Адмирал Левченко" в 2020 году будет назначен молодой офицер. Он ещё учит ся на 5 курсе ввмуза, а я уже держу с ним связь, курирую по вопросам выпуск ной квалификационной работы, более того, он мне уже зачёты сдаёт онлаЙн. В марте он будет у нас стажироваться, а в августе, после выпуска, придёт на корабль. Благодаря такой системе подготовки кадров уже в институтах будущие штур- Благодаря этой же планомерной ра боте по расстановке кадров увеличился в целом уровень подготовки вахтенных офицеров. Сейчас в бригаде противоло дочных кораблей пять командиров штурманских боевых частей, но долж ность эту можно получить лишь после обучения в военном институте допол нительного профобразования. С ПЕЦИАЛИСТЫ, которым доверено вести корабль, обязаны быть высо коклассными. Прокладкой маршрута с учётом всех гидрометеорологических факторов офицеры БЧ-1 (а их на проти володочных кораблях лишь трое) заняты на протяжении всего похода. Они несут непрерывную вахту, а ответственная миссия прохождения проливной зоны, как самой сложной с точки зрения навигации, доверена только командиру боевой части, и неважно, сколько вре мени это займёт, 5 часов или 15, он не уйдёт с боевого поста. Даже обязательная лоцманская про водка при прохождении боевым кораб- маны имеют возможность более углуб- лём ранее не использованных для на- лённо изучать по картам и специаль- вигации узкостей или при заходе в ино- ным рекомендациям конкретный театр странный порт носит лишь рекоменда- плавания, на специальных тренажёрах тельный характер, штурман всё равно • Говоря о наиболее подготовленных кадрах в бригаде ПРОТИВОЛОДОЧНИКОВ, флагманский штурман выделил коман дира БЧ-1 БПК "Вице-адмирал Кулаков" капитан-лейтенанта Георгия Зыкина, который имеет богатый практический опыт, большую наплаванность, весьма перспективного командира НЭГ того же корабля старшего лейтенанта Романа Трехлебова и командира НЭГ БПК "Се вероморск" старшего лейтенанта Мара та Юсупова. Последний служит в брига де второй год, но за это время достиг таких высот, что способен самостоя тельно управлять штурманской боевой частью корабля. Можно ли с уверенностью сказать, что специалисты по судовождению бригады противолодочных кораблей не заблудятся ни на одном участке Миро вого океана? Однозначно, да. Каждый из них сумеет сориентироваться при любых обстоятельствах. - Да, современное навигационное оборудование очень надёжное, но это не означает, что забыты старые про веренные методы, - рассказывает капи тан 2 ранга Ануфриев. - Сейчас в основ ном используются спутники. Но допус тим, что враг поставит какие-то помехи, штурман будет использовать радиоло кацию в прибрежных районах или ра дионавигацию в море. Случится радио подавление, всё равно всё будет хоро шо. У нас ещё есть магнитный компас, по солнцу и по звёздам пойдём, не будет их - просто по счислению. Все штурманы бригады знают, как это делается, для того, чтобы не забыли, и проводятся регулярные занятия. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz