На страже Заполярья. 2020 год. Январь.

4 СТр. 24 января 2020 года ------------------------------------------------------- * на СТraжI зanaмlrы ========================~II ~~======================== СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Дальний поход потребовал полной самоотдачи Минувший год для экипажа фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" ознаменовался первым длительным плаванием после того, как он вошёл в состав Северного флота. Этот дальний поход для корабель­ ных специалистов стал настоящей проверкой профес­ сиональной зрелости и морской выучки, флотской закалки. Вдали от родных берегов моряки оттачивали навыки эксплуатации вверенной техники. А ещё демон­ стрировали Андреевский флаг на Просторах Мирового океана, были полпредами своей страны при заходах в иностранные порты. Вместе со своими сослужив­ цами постигал науку дальних по­ ходов и командир штурманской боевой части фрегата капитан­ лейтенант Андрей Чубик. Нель­ зя сказать, что он новичок в сво­ ём деле. Но одно дело - отраба­ тывать задачи плавания в поли- вой корабль. Понятно, что де­ лать там ему было ещё нече­ го, тем более что выпускника ввмуза ждали в Североморске, где шло формирование экипажа. Вновь создаваемый коллектив базировался на ТАРКР "Пётр Ве­ ликий". Но долго задерживаться Командир БЧ-l фрегата 1(,аnитан-леитенант Андреи ЧубиlC. гонах боевой подготовки Север­ ного флота, и совсем другое - самостоятельно прокладывать курс корабля по ещё неизведан­ ным маршрутам. Это требовало от офицера не только грамотного и уверенного исполнения долж­ ностных обязанностей, но и быст­ рого реагирования на изменение навигационной обстановки. Капитан-лейтенант Андрей Чу­ бик считает, что на его станов­ ление в должности повлияло несколько обстоятельств. Пер­ вое - он сразу после окончания военно-морского института по­ пал на строящийся корабль на должность командира электро­ навигационной группы. В этом, по его мнению, были свои плюсы. Когда новоиспечённый лейте­ нант Чубик увидел в 2011 году свой фрегат у достроечной стен­ ки судостроительного завода, он был поражён - неужто это нагро­ мождение железа снекрашеной надстройкой и есть грозный бое- здесь молодому командиру груп­ пы не пришлось. Его, как и мно­ гих других офицеров, направили в командировку на завод-изго­ товитель для освоения новой техники и оборудования. - Поездки в Москву и Санкт­ Петербург были весьма позна­ вательными, - рассказывает ка­ питан-лейтенант Чубик. - Наш корабль первый в серии, навига­ ционные комплексы на нём ус­ тановлены несколько отличные от тех, что мы изучали в институте. Нам предоставлялась возмож­ ность на стендах ознакомиться с работой приборов, которые предстояло обслуживать. Завод­ ские специалисты всё детально объясняли и показывали. После этого уже имел полное представ­ ление о новом навигационном комплексе, был подготовлен как специалист. Теперь оставалось закрепить знания в ходе экс­ плуатации техники. После того, как экипаж засе- лился на корабль, начался но­ вый этап в службе моряков. Че­ рез год приступили к швартовым, а затем и ходовым испытаниям фрегата. Частые выходы в море стали обыденными для коман­ ды корабля. Понятно, что в дан­ ном случае основная нагрузка ложилась на личный состав штурманской и электромехани­ ческой боевых частей. От ко­ мандира электронавигационной группы требовалось обеспече­ ние навигационной безопаснос­ ти кораблевождения. Когда наступила активная фа­ за ходовых и государственных испытаний, корабельные спе­ циалисты стали плотно взаимо­ действовать с представителями промышленности, более глубоко изучая технику, перенимая все нюансы её эксплуатации. Такое положение дел и было вторым обстоятельством, которое по­ могло молодому офицеру долж­ ным образом освоить штурман­ ское дело, стать хорошим, по мнению командования, специа­ листом. Спустя пять лет после окон­ чания военно-морского инсти­ тута Андрей Чубик стал коман­ диром штурманской боевой час­ ти. Это назначение без преуве­ личения можно назвать призна­ нием того факта, что он состоял­ ся как профессионал. А ещё - своеобразной наградой за его старание, качественное выпол­ нение всех поставленных задач. Но самой главной наградой для любого моряка может быть только участие в дальнем мор­ ском походе. Если не сказать больше - это заветная мечта каждого члена экипажа корабля. У командира штурманской бое­ вой части фрегата "Адмирал Фло­ та Советского Союза Горшков" капитан-лейтенанта Чубика она воплотилась в реальность. В феврале прошлого года корабль отправился в длительное пла­ вание. Нужно заметить, что оно было не простым, а кругосвет­ ным. А для Андрея Чубика стало ещё и первым в его флотской службе. На командира БЧ-1 в этом походе возлагалась большая ответственность. Тем более что фрегат "Адмирал Флота Совет­ ского Союза Горшков" во время кругосветного плавания стано­ вился флагманом отряда боевых кораблей и судов обеспечения. Поэтому офицеру нужно было выложиться на все сто. Конечно, самому ему было бы достаточно сложно выполнять возложенные на него обязан- ности по прокладке курса кораб­ ля. Но, как водится на флоте, в ситуациях, когда в море отраба­ тываются ответственные меро­ приятия, в них также участвуют и флагманские специалисты, ко­ торые имеют большой опыт ре­ шения различных задач плава­ ния. В данном случае флагман­ ским штурманом отряда боевых кораблей и судов обеспечения в кругосветном плавании стал ко­ мандир БЧ-1 ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузне­ цов" капитан З ранга Павел Арча­ ков. Как заметил капитан-лейте­ нант Андрей Чубик, он очень по­ мог коллективу штурманской боевой части фрегата справить­ ся с задачами дальнего похода. Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Сергеи Ма­ lCаров. Да и сами моряки БЧ-1 тоже трудились с полной отдачей сил. На них лежала ответственность за безопасность плавания в не­ знакомых прежде районах, про­ кладку курса, контроль маршрута корабля. - Сейчас всё это делать про­ ще, чем в эпоху парусного флота, когда определяли место по звёз­ дам, - говорит командир штур­ манской боевой части кораб­ ля. - К услугам штурмана злект­ ронные карты, современные автоматизированные навига­ ционные комплексы, система ГЛОНАСС и многое другое. Но от обычных карт тоже не отказа­ лись. Работа с ними помогает в совершенствовании профес­ сиональных навыков. К тому же на автоматику полностью упо­ вать нельзя - нужно трудиться и самому. Например, при плава- ния навигационных задач раз­ личной сложности, сотрудниче­ ства с лоцманами. Взять, к при­ меру, проход Балтийскими про­ ливами. Там очень интенсивное движение. Есть ряд участков повышенной осторожности пла­ вания. И в таких ситуациях без чёткого взаимодействия с дру­ гими кораблями не обойтись. Командир штурманской боевой части сам (поскольку является нештатным переводчиком) не раз выходил на связь с капита­ нами идущих по проливу судов, согласовывал с ними действия, чтобы не допустить навигаци­ онного происшествия. Непросто было проходить и Ла-Маншем, особенно самой узкой его час­ тью - проливом Па-де-Кале. Конечно, случалось, что для командира штурманской боевой части фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" ка- Назначение без преувеличения можно назвать приз­ нанием того факта, что Андрей Чубик состоялся как профессионал. А ещё - своеобразной наградой за его старание, качественное выполнение всех поставленных задач нии вблизи берегов, форсиро­ вании узкостей, заходах в пор­ ты приходится определять своё место по береговым ориенти­ рам. В основном плавание фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" проходило в открытом море, но и сложных мест, узкостей хватало. Самым интересным во время длительного плавания, по мне­ нию капитан-лейтенанта Анд­ рея Чубика, было прохождение каналов и проливов, посещение иностранных портов. Коллек­ тивом штурманской боевой части получен бесценный опыт реше- питан-лейтенанта Андрея Чуби­ ка в дальнем походе наступали и особо сложные моменты. Бы­ ло это при заходе в порт Джибути. - Там очень стеснённые ус­ ловия для движения рекомен­ дованными курсами вблизи от­ мелей, сравнительно неболь­ шое место якорной стоянки, - рассказывает офицер. - К тому же нам перенесли время приё­ ма лоцмана на борт на неопре­ делённое время. Просто сказа­ ли: "Ждите". А мы уже практи­ чески подошли к порту. Сколько ждать, неизвестно. Если минут пятнадцать - это один алгоритм действий, если более часа - дру- гой. Нужно разворачиваться и уходить обратно в море. Повез­ ло, что место якорной стоянки было свободно, развернулись и пошли в обратную сторону. По­ том получили сообщение, что лоцман готов работать с нами, и, соответственно, разрешение на вход. Маневрировать в порту сложно - там очень мало места. Коллектив БЧ-1 фрегата ус­ пешно справился с задачами дальнего похода. Опорой ко­ мандира боевой части во всём был командир электронавигаци­ онной группы старший лейтенант Константин Никитцев. Он стара­ тельно нёс штурманскую вахту, грамотно эксплуатировал ма­ териальную часть. Добросовест­ но выполнял свои обязанности командир отделения рулевых старшина 1 статьи Сергей Мака­ ров. Именно он заступал на вах­ ту, когда кораблю предстояло выполнять сложное маневриро­ вание. Добрую память о себе ос­ тавил в экипаже и старший элект­ рик штурманский старший мат­ рос Игорь Демянов. До службы он окончил гражданский вуз, по­ лучив специальность судоводи­ теля. Моряк во многом был по­ мощником офицерам боевой части в решении поставленных перед ней задач. Честно отслу­ жив по контракту, решил попро­ бовать свои силы на граждан­ ском флоте. После завершения кругосвет­ ного плавания экипаж фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" продолжает совершенствовать свои навыки, приумножать опыт, полученный в дальнем походе. В новом учеб­ ном году моряки корабля уже не раз отрабатывали различные мероприятия боевой подготовки в полигонах Северного флота. A.fe1(,caндp БОНДАРь. Фото автора. ТОЛЬКО ШТУРМАН ЗНАЕТ отрабатывать навыки выходов и заходов в те пункты базирования, где им в даль­ нейшем предстоит проходить службу. Вступая в должность, молодые офице­ ры чувствуют себя гораздо увереннее, ведь они более качественно подготов­ лены, знакомы не только со специфи­ кой места службы, своим кораблём и его оборудованием, но и с личным составом. самостоятельно ведёт прокладку и вы­ даёт рекомендации командиру. Совокупность опыта, знаний и интуи­ ции этих офицеров способствует выпол­ нению поставленных задач без срывов, нарушений и нештатных ситуаций. Но багаж знаний и навыков - величина не постоянная, его необходимо пополнять, приумножать, развивать и совершенст­ вовать. Поэтому навигаторы соедине­ ния на протяжении всей службы не пре­ кращают занятия по штурманской под­ готовке, кораблевождению и безопас­ ности плавания, куда входит и решение специальных навигационных задач. Планомернан подготовка специалистов по морской навигации плодотворна и эффективна Сам офицер ни разу не пожалел о том, что выбрал для себя именно такой профессиональный путь. В 2000 году он с серебряной медалью окончил Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге и поступил на штурманский факультет Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петер­ бургского военно-морского института, а Удалось побывать и в северных широ­ тах, и в южных, избороздить все четыре океана. Но первый самостоятельный выход в качестве командира БЧ-1 в 2011 году не забудется никогда: - Флагманским штурманом соеди­ нения был ныне главный штурман Се­ верного флота капитан 1 ранга Юрий Александрович Шахрай. "Поможет только шоковая терапия" - сказал он и Уже в институтах будущие штурманы имеют возможность более углублённо изучать по картам и специальным рекомендациям конкретный театр плавания, на специальных тренажёрах отра­ батывать навыки выходов и заходов в те пункты базирования, где им в дальнейшем предстоит проходить службу через 5 лет был назначен на первичную офицерскую должность командира электронавигационной группы БПК "Адмирал Харламов". С тех пор Евгению довел ось послужить практически на всех кораблях бригады. В 2017 году с должности командира БЧ-1 БПК "Вице­ адмирал Кулаков" он отправился в Высший учебный научный центр ВМФ "Военно-морская академия", а по за­ вершении обучения вернулся на Се­ верный флот уже в качестве флагман­ ского штурмана. - Не секрет, что перед военно-мор­ скими офицерами в определённый момент встаёт вопрос: строить дальше карьеру по командной линии или по специальности? Я без сомнений и со­ жалений выбрал второе, - признаётся капитан 2 ранга. - Это, наверное, от характера зависит, мне специальность ближе, больше нравится помогать штурманам, обучать их, передавать свои знания и опыт. А этого У флагманского специалиста действительно с лихвой. На его счету 9 боевых служб, средняя протяжённость каждой - более ЗО тысяч морских миль. • поставил меня за автопрокладчик, а сам только контролировал процесс. Вот тогда я и осознал всю ответственность, которая на мои плечи легла. Я само­ стоятельно принимал решения на ма­ неврирование, расхождение с целями, выработку навигационных данных, да- вал рекомендации командиру. Это бы­ ла отработка курсовых задач. Сложно пришлось, когда выводили корабль в точку выполнения стрельб, а в плане • прокладки, определения местополо­ жения трудностей не было, помог ранее полученный опыт. К АК рассказал капитан 2 ранга Евге­ ний Ануфриев, система подготовки штурманов в военно-морских институтах со времён его учёбы улучшилась. В нас­ тоящее время курсанты 4-5 курсов уже обладают приличными профессиональ­ ными навыками. - Согласно требованиям главного штурмана ВМФ по подбору и расста­ новке кадров мы стараемся быстрее и качественнее готовить молодую сме­ ну, - поясняет Евгений Ануфриев. - На­ пример, на должность командира элект­ ронавигационной группы (НЭГ) БПК "Адмирал Левченко" в 2020 году будет назначен молодой офицер. Он ещё учит­ ся на 5 курсе ввмуза, а я уже держу с ним связь, курирую по вопросам выпуск­ ной квалификационной работы, более того, он мне уже зачёты сдаёт онлаЙн. В марте он будет у нас стажироваться, а в августе, после выпуска, придёт на корабль. Благодаря такой системе подготовки кадров уже в институтах будущие штур- Благодаря этой же планомерной ра­ боте по расстановке кадров увеличился в целом уровень подготовки вахтенных офицеров. Сейчас в бригаде противоло­ дочных кораблей пять командиров штурманских боевых частей, но долж­ ность эту можно получить лишь после обучения в военном институте допол­ нительного профобразования. С ПЕЦИАЛИСТЫ, которым доверено вести корабль, обязаны быть высо­ коклассными. Прокладкой маршрута с учётом всех гидрометеорологических факторов офицеры БЧ-1 (а их на проти­ володочных кораблях лишь трое) заняты на протяжении всего похода. Они несут непрерывную вахту, а ответственная миссия прохождения проливной зоны, как самой сложной с точки зрения навигации, доверена только командиру боевой части, и неважно, сколько вре­ мени это займёт, 5 часов или 15, он не уйдёт с боевого поста. Даже обязательная лоцманская про­ водка при прохождении боевым кораб- маны имеют возможность более углуб- лём ранее не использованных для на- лённо изучать по картам и специаль- вигации узкостей или при заходе в ино- ным рекомендациям конкретный театр странный порт носит лишь рекоменда- плавания, на специальных тренажёрах тельный характер, штурман всё равно • Говоря о наиболее подготовленных кадрах в бригаде ПРОТИВОЛОДОЧНИКОВ, флагманский штурман выделил коман­ дира БЧ-1 БПК "Вице-адмирал Кулаков" капитан-лейтенанта Георгия Зыкина, который имеет богатый практический опыт, большую наплаванность, весьма перспективного командира НЭГ того же корабля старшего лейтенанта Романа Трехлебова и командира НЭГ БПК "Се­ вероморск" старшего лейтенанта Мара­ та Юсупова. Последний служит в брига­ де второй год, но за это время достиг таких высот, что способен самостоя­ тельно управлять штурманской боевой частью корабля. Можно ли с уверенностью сказать, что специалисты по судовождению бригады противолодочных кораблей не заблудятся ни на одном участке Миро­ вого океана? Однозначно, да. Каждый из них сумеет сориентироваться при любых обстоятельствах. - Да, современное навигационное оборудование очень надёжное, но это не означает, что забыты старые про­ веренные методы, - рассказывает капи­ тан 2 ранга Ануфриев. - Сейчас в основ­ ном используются спутники. Но допус­ тим, что враг поставит какие-то помехи, штурман будет использовать радиоло­ кацию в прибрежных районах или ра­ дионавигацию в море. Случится радио­ подавление, всё равно всё будет хоро­ шо. У нас ещё есть магнитный компас, по солнцу и по звёздам пойдём, не будет их - просто по счислению. Все штурманы бригады знают, как это делается, для того, чтобы не забыли, и проводятся регулярные занятия. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz