На страже Заполярья. 2020 год. Сентябрь.
2 стр. * на CТFm 3аПDЛIFЬJl 25 сентября 2020 года Его безусловным фундаментом стал Устав ООН, остаю щийся и по сей день ДЕЙСТВОВАТЬ В РАМКАХ партнёров, ни от их союзников. Полагаю, что подобные встреч ные шаги по конкретным вопро сам создали бы хорошую основу для начала серьёзного, глубоко го разговора по всей совокуп ности факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Его целью стал бы выход на комплексные договорённости, формирование прочной основы для архитектуры международ ной безопасности, учитывающей предыдущий опыт в этой сфере и в полной мере отвечающей не только современным, но и перс пективным военно-политическим и технологическим реалиям. главным источником междуна родного права. Убеждён, нынешний юбилей обязывает нас вспомнить о за фиксированных в Уставе ООН непреходящих принципах меж государственного общения, а отцы-основатели Всемирной организации сформулировали их предельно чётко и недвусмыс ленно. Это равенство суверен ных государств, невмешательст во в их внутренние дела, право народов самим определять свою судьбу, отказ от угрозы или при менения силы, политическое урегулирование споров. МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Оглядываясь на прошедшие десятилетия, можно сказать, что при всех сложностях периода холодной войны, кардинальных геополитических сдвигах, при сегодняшних хитросплетениях мировой политики ООН достой но выполняет свою главную мис сию - беречь мир, содействовать устойчивому развитию народов и континентов, помогать в преодо лении локальных кризисов. Этот колоссальный потенциал и опыт ООН востребован и слу жит хорошей основой для того, чтобы идти вперёд. Ведь, как и любая международная органи зация или региональная струк тура, ООН не должна костенеть, а должна отражать в своём раз витии динамику XXI века, пос ледовательно адаптироваться к реалиям современного мира, а он действительно становится всё более сложным, многопо лярным, многомерным. Происходящие изменения, конечно же, оказывают своё влияние на главный орган ООН - Совет Безопасности, на дискус сию вокруг подходов к его ре формированию. Наша логика в том, чтобы Совбез полнее учи тывал интересы всех стран, всё многообразие их позиций, опи рался на принцип самого широ кого согласия государств, но при этом, как и прежде, служил клю чевым звеном системы глобаль ного управления, чего нельзя обес печить без сохранения права ве то постоянных членов Совбеза. Такое право пяти ядерных держав - победительниц во Вто рой мировой войне и сегодня без права государств и народов, попавших в беду, на помощь и защиту. Забвение уроков истории не дальновидно и крайне безответ ственно, так же как и политизи рованные, основанные не на фактах, а на домыслах попытки произвольно трактовать причи ны, ход и итоги Второй мировой войны, переиначивать решения конференций союзников и Нюрн бергского трибунала. Это не просто низость и прес тупление перед памятью борцов с нацизмом. Это прямой, разру шительный удар по самим ос новам послевоенного мироуст ройства, что особенно опасно в условиях, когда глобальная ста бильность подвергается серьёз ным испытаниям, когда дегради рует система контроля над во оружениями, не стихают регио нальные конфликты, обостряют ся угрозы, исходящие от терро ризма, оргпреступности и нар котрафика. Мы все столкнулись и с прин ципиально новым вызовом - пан демией коронавируса. Болезнь прямо затронула миллионы лю дей, унесла самое дорогое - сот ни тысяч человеческих жизней. Карантины, закрытие границ, создание многочисленных тяжё лых проблем для граждан прак тически всех государств - всё это реалии сегодняшнего дня. Экспертам ещё только пред стоит в полной мере оценить и масштаб связанного с эпидеми ей социально-экономического шока, и все его отдалённые пос ледствия. Но уже сейчас очевид но, что восстанавливать гло бальную экономику предстоит долго, очень долго. Причём да леко не всегда будут работать прежде опробованные антикри зисные меры. Потребуются но вые, нестандартные решения. Выработать их мы можем толь ко вместе, и это важнейшая задача как для ООН, так и для государств "двадцатки" и, конеч но, для других ведущих межгосу дарственных организаций и ин- Россия приложит все усилия к тому, чтобы со действовать мирному, политико-дипломатическому урегулированию региональных кризисов и конф ликтов, обеспечению стратегической стабильности отражает реальный военно-по литический баланс. А главное, это тот абсолютно необходимый и уникальный инструмент, кото рый не допускает односторон них действий, чреватых прямым военным столкновением круп нейших государств, даёт возмож ность искать компромисс или как минимум избегать решений, категорически неприемлемых для других, действовать в рамках международного права, а не в зыбкой, серой зоне произвола и нелегитимности. И, как показывает диплома тическая практика, этот инстру мент работает, в отличие от пе чального опыта довоенной Лиги Наций с её бесконечными раз говорами, декларациями без механизмов реальных действий, теграционных объединений, ко торые из-за последствий панде мии также переживают не луч шие времена и нуждаются в прин ципиально новых горизонтах и масштабах развития. Именно эта идея качествен ного интеграционного роста, "ин теграции интеграций" заложена в российскую инициативу по фор мированию большого Евразий ского партнёрства С участием всех без исключения стран Азии и Европы. Она сугубо прагматич на и сейчас становится ещё бо лее актуальной. Кроме того, хотел бы вновь при влечь внимание к россий скому предложению о введении так называемых зелёных кори доров, свободных от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимос ти, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защи ты, востребованных именно для борьбы с пандемиеЙ. Да и в целом расчистка, осво бождение мировой торговли от барьеров, запретов, ограниче ний, нелегитимных санкций мог ли бы стать хорошим подспорь ем для восстановления глобаль ного роста, сокращения безра ботицы. Так, по оценкам экспер тов, полное или частичное сок ращение занятости в мире во втором квартале этого года экви валентно потере 400 миллионов рабочих мест, и нужно сделать всё, чтобы такая безработица не стала застойной, чтобы люди вернулись к работе, могли обес- печивать свои семьи. Это действительно острейшая глобальная социальная пробле ма, поэтому миссия политики сейчас - прокладывать дорогу торговле, совместным проектам и честной конкуренции, а не свя зывать руки бизнесу и деловой инициативе. Пандемия заострила и целый ряд этических, технологических, гуманитарных тем. Так, передо вые цифровые технологии поз волили быстро перестроить си стему образования, торговли, сферы услуг, наладить дистанци онное обучение, онлайн-курсы для людей разных возрастов. Искусственный интеллект помо гал врачам более точно и быстро ставить диагнозы, подбирать оптимальные схемы лечения. Но, как и любые другие инно вации, цифровые технологии имеют тенденцию к неуправляе мому распространению и так же, как и обычное оружие, могут попасть в руки к разного рода радикалам и экстремистам не только в зонах региональных конфликтов, но и во вполне бла гополучных странах, порождая огромные риски. В этой связи вопросы кибербезопасности, применения передовых цифро вых технологий также заслужи вают самого серьёЗного разгово ра на площадке ООН. Мы должны учиться использо вать новые технологии во благо человечества, найти правиль ный баланс между стимулами к развитию искусственного интел лекта и оправданными ограни чительными мерами, совмест ными усилиями прийти к согла сию в сфере регулирования, ко торое исключило бы потенци- альные угрозы, причём с точки зрения не только военной, тех нологической безопасности, но и традиций, права, морали чело веческого общения. Отмечу, что в период панде мии врачи, волонтёры, граждане разных стран показывали и по казывают всем нам примеры взаимопомощи и поддержки, и такая солидарность не знает границ. Многие страны также бескорыстно и открыто помога ли и помогают друг другу. Но были и случаи, когда проявлялся де фицит гуманизма и, если хотите, доброты в отношениях на меж государственном, официальном уровне. Полагаем, что авторитет ООН мог бы содействовать укрепле нию и повышению роли именно гуманитарной, человеческой со ставляющей в многосторонних и двусторонних отношениях, а это - общественные и молодёжные обмены, культурные связи, со циальные и образовательные программы, кооперация в сфере спорта, науки, технологий, охра ны окружающей среды и здо ровья людей. Что касается здравоохране ния, то здесь сейчас, как и в эко номике, нужно максимально снимать преграды для партнёр ства. Наша страна принимала и принимает активное участие в глобальных и региональных уси лиях по борьбе с COVID-19, ока зывает помощь наиболее пост радавшим государствам как на двусторонней основе, так и по линии многосторонних форма тов. Делаем это прежде всего с учётом центральной координи рующей роли входящей в струк туру ООН Всемирной организа ции здравоохранения. Считаем, что потенциал ВОЗ необходимо качественно укреплять. Такая работа уже начинается, и Россия примет в ней самое заинтере сованное участие. Накопленный научный, про изводственный потенциал, кли нический опыт российских вра чей позволили оперативно раз работать линейку тест-систем и медицинских препаратов для выявления и лечения коронави руса, а затем и зарегистрировать первую в мире вакцину - "Спут ник-V". Вновь повторю, мы абсолютно открыты и настроены на парт нёрство. В этой связи выступаем с инициативой в ближайшее вре мя провести онлайн-конферен- цию высокого уровня с участием государств, заинтересованных в кооперации по созданию вакцин против коронавируса. Готовы делиться нашим опы том и продолжать взаимодейст вовать со всеми государствами и международными структура ми, в том числе это касается пос тавок в другие страны россий ской вакцины, доказавшей свою надёжность, безопасность и эф фективность. Россия убеждена: сейчас надо использовать все мощности глобальной фармин дустрии, чтобы уже в обозримой перспективе обеспечить свобод ный доступ к вакцинации для граждан всех государств. Что ещё принципиально важ но в сегодняшней повестке дня. В центре совместных усилий, конечно, должны оставаться и защита окружающей среды, и проблемы изменения климата. Свою актуальность в полной мере доказали соответствующие многосторонние конвенции, до говоры и протоколы в рамках ООН. Призываем все государ ства ответственно подходить к их соблюдению, особенно по дос тижению целей Парижского сог лашения. Уважаемые коллеги! Хочу вновь подчеркнуть: Россия при- В частности, Россия выступает с инициативой о заключении юридически обязывающего сог лашения с участием всех веду щих космических держав, кото рое предусматривало бы запрет на размещение оружия в кос мосе, на применение силы или угрозы силы в отношении кос мических объектов. Хорошо понимаем, что и воп росы безопасности, и все другие проблемы, которые обсуждает юбилейная Генассамблея ООН, требуют консолидации усилий на основе тех ценностей, которые нас объединяют, нашей общей памяти об уроках истории, о духе союзничества, когда члены анти гитлеровской коалиции во имя Победы и мира для всех народов планеты смогли стать выше разногласий и идеологических предпочтений. В нынешних сложных условиях всем странам важно проявить Россия выступает с инициативой о заключении юридически обязывающего соглашения с участием всех ведущих космических держав, которое преду сматривало бы запрет на размещение оружия в космосе, на применение силы или угрозы силы в отношении космических объектов ложит все усилия к тому, чтобы содействовать мирному, поли тико-дипломатическому урегу лированию региональных кри зисов и конфликтов, обеспечению стратегической стабильности. Несмотря на все споры и раз ногласия, порой недопонима ние и даже недоверие некото рых коллег, будем настойчиво предлагать конструктивные, объ единяющие инициативы, преж де всего в сфере контроля над вооружениями, укрепления дей ствующих здесь договорных ре жимов. Это в том числе касается запрета химического, биологиче ского и токсинного оружия. Первоочередной вопрос, ко торый можно и нужно решить операТИВНО,-ЭТО,конечно,ПРОД ление Договора России и США о стратегических наступательных вооружениях, истекающего в фев рале 2021 года, совсем скоро. Мы ведём такие переговоры с американскими партнёрами. Кроме того, рассчитываем на взаимную сдержанность в раз вёртывании новых ракетных систем. Добавлю, что с прошлого года - хочу это подчеркнуть - уже с прошлого года Россия объяви ла мораторий на размещение наземных ракет средней и мень шей дальности в Европе и других регионах мира до тех пор, пока от таких мер будут воздерживать ся Соединённые Штаты Аме рики. Мы, к сожалению, пока не слышим реакции на наше пред ложение ни от американских политическую волю, мудрость и дальновидность. И, конечно, ве дущая роль здесь принадлежит постоянным членам Совета Безопасности ООН - державам, которые уже 75 лет несут особую ответственность за междуна родный мир и безопасность, за сохранение основ международ ного права. Именно осознавая эту ответ ственность, Россия предложила созвать саммит стран "большой пятёрки". Его цель - подтвердить ключевые принципы поведения в международных делах, выра ботать пути эффективного реше ния острейших проблем совре менности. Отрадно, что наши парт нёры поддержали инициативу. Рассчитываем провести такую, именно очную встречу в верхах сразу, как только позволит эпи демиологическая обстановка. Вновь повторю: во взаимосвя занном, взаимозависимом ми ре, в водовороте международ ных событий необходимо дейст вовать сообща и опираться при этом на зафиксированные в Ус таве ООН принципы междуна родного права. Только так мы будем способны выполнять вы сокую миссию нашей организа ции и обеспечить достойную жизнь для нынешнего и будущих поколениЙ. Желаю всем народам пла неты мира и благополучия. Благодарю вас за внимание. Подlоm06U.tа НаmальяСОСНОВСКАЯ. ОБСТАНОВКА ОСТАЁТСЯ НАПРЯЖЁННОЙ 6 -+ Кроме того, министр обо- роны отметил, что военно- служащие округа активно участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природногохарактера. Так, в Республике Бурятия и Забайкальском крае локали зовано 57 очагов лесных пожаров на площади 46 тысяч гектаров. Всего к тушению привлекались 442 человека и 68 единиц техники. Для мониторинга районов при родных пожаров выпол нено свыше 30 вылетов армейской и 50 вылетов беспилотной авиации. Г ЛАВА военного ведомства заострил внимание членов коллегии на воен но-политической обстановке в Арктике, где сохраняется тенденция к ослож нению. - Прежде всего, - сказал Сергей Шой гу, - это связано с нарастанием конку ренции между ведущими государствами мира за доступ к ресурсам и транс портным коммуникациям. Для укреп ления обороноспособности государства и обеспечения национальных интере сов России в Арктике активно развива ем Северный флот. В текущем году за планировано свыше 20 значительных организационно-штатных мероприятий, включая формирование экипажей, по ступающих в боевой состав флота над водных кораблей и подводных лодок. Также глава военного ведомства отметил, что план подготовки на 2020 год выполняется с опережением. Про ведено 3797 зачётных мероприятий, • половина из них - с применением ору жия. Завершена подготовка разнород ной группировки сил флота. Во взаи- модействии с дальней авиацией отра ботана практическая стрельба из всех видов оружия. Осуществлено восемь боевых ПОХОДОВ кораблей с посеще нием 12 иностранных портов. В районе Норильска прошло межвидовое такти ческое учение с выполнением задач по усилению охраны, обороны важных , .... • объектов и уничтожению незаконных вооружённых формирований. Сергей Шойгу рассказал о совершен ствовании инфраструктуры арктической зоны. - Продолжается строительство аэро дромов "Нагурская" и "Темп", блочно-мо дульных городков для вновь формируе мых подразделений 3-й дивизии ПВО и объектов хранения вооружения, - сооб щил министр. - Ведётся реконструкция ФорМИ 4, O""'~: ~,:~;~~~" .O:t" ... o::p~,::G: причального фронта для новейших ра- кетных подводных крейсеров проекта "Борей-А". - Северный флот оснащается совре- менной военной техникой, адаптиро ванной к применению в суровых аркти ческих условиях. В этом году он получит 179 единиц вооружения. Состав флота уже пополнили атомный подводный ракетный крейсер с баллистическими ракетами "Князь Владимир" и фрегат "Адмирал флота Касатонов", морской танкер "Академик Паши н" и гидрогра фическое судно "Николай Скосырев", - добавил министр. По его словам, Северный флот ус пешно решает задачи в Атлантике и Средиземном море. В Арктике он не только обеспечивает безопасность Се верного морского пути, но и участвует в изучении региона. В настоящее время совместно с Рус ским географическим обществом флот проводит третью комплексную аркти ческую экспедицию по научно-практи ческому исследованию Северного Ледо витого океана. В заключение Сергей Шойгу предло жил рассмотреть вопрос выполнения Вооружёнными силами плана меро приятий по реализации основ государ ственной политики в области мобилиза ционной подготовки и мобилизации на период до 2030 года, утверждённых Президентом Российской Федерации в январе прошлого года. - В основах определены ключевые • задачи мобилизационной подготовки, которые Вооружённые силы решают в тесном взаимодействии с органами государственной власти, - сказал глава военного ведомства. - Для повышения эффективности совместной деятельнос ти с 2019 года проводятся комплексные мобилизационные учения под руковод ством командующих войсками военных округов и Северным флотом, где отраба тывается весь спектр мероприятий пе ревода войск, органов государственной власти и экономики регионов на работу в условиях военного времени. Призыв ные комиссии по мобилизации и штабы территориальной обороны возглавляют губернаторы, что повышает качество выполнения мобилизационных меро приятий. По решению Верховного глав нокомандующего в ходе ежегодных стратегических учений проверяется готовность органов государственной власти и предприятий промышленности к выполнению задач по обеспечению мобилизационного развёртывания Вооружённых сил в военное время. Для дальнейшего повышения моби лизационной готовности армии и флота нами выполняется соответствующий план, увязанный по целям, задачам и срокам проведения с мероприятиями других государственных органов, - за вершил своё выступление министр обо роны. По сообщению Департамента информации и массовых коммуникациЙ МО РФ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz