На страже Заполярья. 2020 год. Сентябрь.

3 стр. на стraЖЕ запалlrы 18 сентября 2020 года ИДI!, &ОЕВАН VЧЕ&А - ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ В САМОЛЁТЕ НЕ БЫВАЕТ Экннаж Ту-142 - это 10 человек высококлассных снецналнстов~ вынолннющнх общую задачу Вскрыли в ходе -+ того полёта наши авиаторы и такой любопытный факт. На одном из участков маршрута наткнулись на неприятную облач­ ность, вблизи территориальные воды иностранных государств, свернуть с курса не представ­ ляется возможным. Пришлось влетать в тучу, а иностранный самолёт-разведчик от неё ушёл. - Нас трясёт, подбрасывает. Летим. Выскакиваем - нет сопро­ вождающих самолётов. Чуть по­ чище стало, они подлетают, сно­ ва туча - они опять уходят. Не ле­ тают они в таких условиях, по­ нимаете, - смеются офицеры. - Никаких ссор или конфлик­ тов во время выполнения задач не бывает. Они разглядывают нас и показывают се- бя, каждый выполня­ ет свою работу, - под­ чёркивает замести­ тель командира эс­ кадрильи. - Хотя, на­ пример, в прошлом го­ ду случай был. Нас красиво защищали ис­ требители. Шведские лётчики почему-то ре­ шили подойти слиш­ ком близко, но наши Су-30 их аккуратно отодвинули и гоняли вокруг нас, бесстраш­ но и самоотверженно. Б ОЛЬШУЮ часть задач военно­ служащие эскадрильи выполняют по распо­ ряжениям свыше, ко­ торые могут прийти когда угодно, поэтому заблаговремен ной подготовки к такой ра­ боте не предусмотре­ но. Она начинается непосредственно пос­ ле получения приказа и может занимать ров­ но столько, сколько ров. - Если лётчику дано им уп­ равлять, это будет понятно сразу. При этом, по признанию как Виталия Викторовича, так и зам­ командира эскадрильи, в их практике не было случаев, когда вчерашний выпускник училища не смог бы освоить этот вид самолёта. - Я пришёл в эскадрилью в 2011 году, до этого летал в Оле­ негорске на Ту-22 , - рассказал гвардии майор Денис Панов. - Тот самолёт и этот отличаются друг от друга, как небо и земля, или, точнее, "феррари" и лимузин. Оба хороши, но у каждого свои прелести. В Ту-142 главное - ком­ форт. Даже при продолжитель­ ных полётах ты хорошо себя чув­ ствуешь, потому что в нём прос­ торная кабина, удобные кресла, инженер, радист, два оператора радиогидроакустической систе­ мы поиска, кормовой стрелок - им одновременно сдать всё не выйдет, ведь у каждого специа­ листа свои обязанности, а соот­ ветственно свои контрольные упражнения и сроки их выполне­ ния. Тем не менее в полёт от- правляется только полностью боеготовый экипаж, иначе нель­ зя. Ведь в ходе решения задач всякое может случиться, напри­ мер, неожиданно поменяется цель, район выполнения или аэ­ родром посадки. Отправка самолёта на запас­ ной аэродром - нештатная си­ туация, но часто - единственный способ сохранить людей и са­ молёт. Когда экипажи готовы, это не составляет труда. На борту всегда находятся данные всех аэродромов, которые способны принять тяжё­ лый Ту-142, набор карт. - Не бывает такого, что пришла радиограмма, и все в панике начали бе­ гать по самолёту и кри­ чать: "Что же делать?", - улыбаясь, говорит гвардии майор Денис Панов. - Сра­ зу первое обращение к штурману корабля, к штур­ ману-навигатору: "Можем или нет?". Они быстро по­ считали, говорят, что мо­ жем, значит - летим. - Мы имеем право уйти из района по остатку топ­ лива, - добавляет штурман отряда гвардии майор Игорь Эбер гард. - Нави­ гационная обстановка по­ стоянно меняется, бывает, рассчитываешь на один расход топлива, а он в про­ цессеувеличивается.Если остаток не позволяет дей­ ствовать дальше, коман­ дир принимает решение на уход из района. готовится воздушное судно к вылету, - всего несколько часов. Штур­ Ко.мандир авиационного отряда гвардии oМadop Buma.sud Батыров. Остаток всегда должен позволить прийти на аэ­ родром взлёта, выполнить посадку. манская группа и борт­ инженеры сразу принимаются за расчёт маршрута, количества топлива, определяют средства поиска, прикидывают схемы по­ становки в зависимости от рай­ она, продолжительности полёта. Когда расчёты завершаются, данные выдаются наземному инженерно-техническому персо­ налу, и они заправляют самолёт, подвешивают средства поиска. - Как только самолёт готов - мы прыгаем и летим, - говорит командир авиационного отряда гвардии майор Виталий Баты­ ров. - Вся система подготовки наших экипажей направлена именно на то, чтобы в любой мо­ мент времени мы были спо­ собны выполнить внеплановые учебно-боевые задачи. Что касается конкретно лёт­ чикав, то по первым полётам уже видно, выйдет из них толк или нет, смогут ли освоить такую огромную, мощную машину, как Ту-142. - Максимальная посадочная масса нашего самолёта 120 тонн, посадочная скорость от 270 км/ч и ниже, 60 тысяч ло­ шадиных сил, можете себе пред­ ставить? Самолёты, на которых летают в училище, очень ма­ ленькие по сравнению с Ту-142. Даже "транспорт" весит 25 тонн, а наш в 6 раз больше, - поясняет гвардии майор Виталий Баты- можно размяться, иногда даже вздремнуть, поесть в полёте, выпить чаю, кофе. А Ту-22 - это кабина, кресло и всё, как прис­ тегнули тебя, так и сидишь. Но там максимальное время полё­ та в три раза меньше. П О ПЛАНУ боевой подготовки противолодачники регуляр­ но совершают вылеты для совер­ шенствования своих навыков и умений. По словам Дениса Вла­ димировича, практически все экипажи полностью подго­ товлены, то есть состояние бое­ готовности подразделения на­ ходится на необходимом уровне. В соответствии с разделами курса боевой подготовки мор­ ской авиации для каждого члена экипажа составлена своя про­ грамма, расписаны упражнения, по которым военнослужащий должен пройти обучение. Сна­ чала экипаж готовится в районе аэродрома, затем приступает к маршрутным полётам, на ко­ торых как раз отрабатываются навыки поиска и слежения за субмаринами. Идеальный ре­ зультат - полностью боеготовый слётанный экипаж, способный выполнять задачи по предназ­ начению. А это не так просто осу­ ществить. 1 О человек - командир корабля, помощник командира, штурман корабля, штурман-на­ вигатор, штурман-оператор, борт- - Как-то мы летели в Ейск, и когда прошли уже при­ мерно две трети пути, нам руко­ водитель зоны ответственности сообщает, что нас не принимают, Ейск накрыло туманом, - вспом­ нил гвардии майор Панов. - И фразу такую произносит: "Сейчас, подождите", как будто водителю автомобиля говорит, мол, заглуши мотор и подожди. Ладно, ле­ тим дальше. Тишина, ночь, 5 минут, 10 ми­ нут проходит, керо­ син тратится. Спра­ шиваю остаток, штур­ ман называет, и я вы­ хожу на руководите­ ля полётов и говорю, что раз он молчит, мы летим обратно до­ мой. В таких случаях мы получаем прио­ ритет, и нас ведут кратчайшим прямым путём на свой аэро­ дром с целью эко­ номии топлива, даже переходим на опре­ делённую частоту, на которой больше ни­ кого нет. Это очень удобно, конечно, но неприятно. Напря­ жение в экипаже сразу нарастает, ти­ шина повисает, все сидят и занимаются Уточняе.м детади - и в путы На фото (едева направо) штур.ман отряда гвардии oМadop иzорь Эберzард, штур.ман-наВUlатор гвардии "аnитан Одег Кузнецов и за.меститедь 1CO.мaндupa 3С1Садридьи lвapдUu oМadop Денис Панов. только своим делом, без лишних разговоров и в эфире, и внутри самолёта. Нештатное оконча­ ние полёта - дело серьёзное. \. /ЧИТЫВАЯ высокий уровень :J профессионализма военно­ служащих противолодочной эс­ кадрильи, сомневаться в том, что они справляются с разного рода серьёзными делами, не приходится. Плохих, как говорит­ ся, не держим-с, а вот список лучших спецов подразделения у заместителя командира полу­ чился внушительным. К слову, сам Денис Владими­ рович - лёТ'-lИК из династии, с дет­ ства воспитываемый в лучших офицерских традициях. Его отец гвардии полковник Владимир Па­ нов - заслуженный военный лёт­ чик России, лёТ'-lик-снайпер, по­ святивший более 30 лет жизни авиации Северного флота, по­ следний командир минно-тор­ педной авиационной Киркенес­ ской Краснознамённой дивизии ВВС СФ. Итак, лучшими в своём деле были названы штурман эскад­ рильи гвардии майор Андрей Бабалов, штурман отряда гвар­ дии майор Игорь Эбергард, штурманы-навигаторы гвардии капитан Олег Кузнецов и гвардии старший лейтенант Руслан Ов­ чаров, штурманы-операторы гвардии капитаны Андрей Осеп­ чук и Сергей Гомзяков, помощ­ ники командиров кораблей гвар­ дии капитаны Алексей Кравец, Дмитрий Салов и гвардии стар­ ший лейтенант Михаил Шутарев, помощник командира корабля - начальник службы безопаснос- Поедеднuе nриzoтов.ленuя перед выдето.м. ти полётов эскадрильи гвардии капитан Антон Бойченко. Среди операторов радиогидроакусти­ ческой системы поиска коман­ дование выделило гвардии ка­ питанов Игоря Костенникова, Дмитрия Мещерикова, гвардии сержантов Дмитрия Шпартко, Ивана Лубочкина. Наиболее подготовленными операторами бортовой системы связи яв­ ляются заместитель начальника штаба по связи и РТО гвардии капитан Ев­ гений Шестаков, гвар- дии старший прапор­ щик Иван Коломейчук, гвардии старший сер­ жант Владимир Уланов, гвардии сержант Ва­ лерий Фролов. Не от­ стают и бортинженеры гвардии капитан Антон Антонов, гвардии стар­ шие лейтенанты Дмит­ рий Филиппов, Дмит­ рий Скоробогатов и кормовые стрелки гвар­ дии сержанты Павел Петренко и Максим Па­ лицын. Из экипажей ретранс­ ляторов Ту-142МР в спи­ сок отличников боевой учёбы попали коман­ дир авиационного от­ ряда гвардии подпол­ ковник Юрий Кудревич, штурман корабля гвар- дии майор Дмитрий Че­ ремухин, оператор поста управления ретрансляции гвардии старший лейте­ нант Дмитрий Комаров­ ский, оператор-телегра­ фист гвардии старший сер­ жант Илья Акендинов, оператор сверхдлинных волн гвардии сержант Александр Николаенко, радисты гвардии сержан­ ты Иван Бурцев и Иван Ткачёв. Все эти люди способны в любой момент выпол­ нить свои задачи, обеспе­ чив тем самым безопас­ ность морских рубежей нашей страны. Анна КОРОЛЬКОВА. Фата EBzenuu 3ЕМСКОВОЙ. у некоторых людей так скла­ дывается судь­ ба - кажется, будто профес­ сия их выбира­ УВЛЕКЛО И НЕ ОТПУСКАЕТ ет сама. Кто знает, что им помогает сделать верный выбор, - хорошая интуиция, открытость всему новому или что-то ещё, тем не менее бывает, вроде и не мечтал человек особо по­ лучить определённую специальность, а просто решил попробовать, потому что интересно, а дело увлекло и не отпустило. Так вышло и у старшего лётчика корабельного истребительного авиационного полка армии ВВС и ПВО Се­ верного флота лейтенанта Виталия Поздне­ ва. Родом Виталий из Ново­ сибирской области. Рядом с местом, где он рос, распо­ лагался военный аэродром совместного базирования. - К нам часто прилетали самолёты на боевое дежур­ ство, а мы, будучи маль­ чишками, бегали, смотрели на них. И как-то мысль о том, а может, и мне попро­ бовать стать лётчиком, воз­ никла сама собой, - вспо­ минает пилот. После В-го класса моло­ дой человек поступил в Си­ бирский авиационный ка­ детский корпус им. А.И. По­ крышкина в Новосибирске. • В программу обучения вхо­ дила лётная практика, па­ рашютные прыжки, теоре­ тически кадеты изучали различные виды самолё­ тов. Свой самый первый полёт Виталий помнит хо­ рошо. Это случилось, когда ему было 15 лет. - Мы поднимались в небо на планерах с инструкто­ ром. Было очень волни­ тельно, вот вроде всё зна­ ешь, а в самолёт сел и, ка­ жется, всё забыл. Через год мы уже летали на Як-52. И ощущения повторились: волнение и страх всё за­ быть. Инструктор, конечно, подскаже~ но всё равно боишься. Живая, интересная учё­ ба в кадетском корпусе пар­ ня увлекла, и у него появи­ лось желание двигаться дальше. Для того чтобы про­ должать изучать то, что ему действительно интересно, юноша выбрал Краснодар­ ское высшее военное авиа­ ционное училище лётчи­ ков имени Героя Совет- • ского Союза А.К.Серова. По его словам, самыми слож­ ными оказались первые два курса училища, когда шла общая подготовка, а вот когда началось вве- дение в специальность, ин­ терес к обучению вырос в разы. - Всё, что непосредст­ венно связанно с лётным делом, меня захватывает, всегда хочется узнавать что- то новое. В училище я изу­ чал самолёты Ил-39, Як-130, Су-30СМ и МиГ-29, и каждый раз было инте­ ресно, - делится Виталий Позднев. Хотя тут же оговаривает­ ся, что при освоении нового материала всегда приходит­ ся прилагать усилия, не жа­ леть времени и сил, ответ- - Тогда ты понимаешь, что, если тебе доверили са­ молёт, значит, ты действи­ тельно что-то можешь, - говорит Виталий. В корабельном истреби­ тельном авиационном пол­ ку он служит с декабря 2019 года. Сейчас снова прохо­ дит через освоение новой крылатой машины - Су-25. подсказывают, в помощи не отказывают, но потом и спрашивают с усердием. - Контроль происходит постоянно, не бывает тако­ го, что ты выучил всё и си­ дишь - не знаешь, чем за­ няться, - продолжает рас­ сказ пилот. - Самоподготов­ ка - основной вид обучения офицера, твоя ежедневная При освоении нового материала всегда приходится прилагать усилия, не жалеть времени и сил, ответственно подходить к вопросу, но зато отдача в виде знаний очень вдохновляет ственно подходить к вопросу, но зато отдача в виде знаний очень вдохновляет. Первый полёт после дол­ гого перерыва - на третьем курсе - Виталий также пом­ нит хорошо. Его сопровож­ дало всё то же волнение, хотя совладать с ним ока­ залось уже гораздо легче. Уверенность в своих силах, по словам офицера, начи­ нает появляться после пер­ вого тренировочного, то есть без инструктора, полёта. • Позади у лейтенанта теоре­ тическая переподготовка, сдача зачётов, и сейчас он постепенно переходит к по­ лётам на данном типе са­ молётов: простой пилотаж, сложный пилотаж, полёты ночью, в сложных метео­ условиях, дальше после­ дует тренировочный вылет. Но об этом пока рассуждать рано, освоение программы должно быть поэтапным и качественным. Наставники помогают и задача - повторять теорию, рассматривать особые слу­ чаи, которые могут произой­ ти В полёте, знать их, пони­ мать, что делать, если слу­ чится нештатная ситуация. Когда меня допустят к полё­ там, мне придётся при вы­ кать к габаритам нового для меня самолёта, его по­ ведению на земле и в небе. Это и сложно, и интересно одновременно. Адиса ЛИСИЦЫНА. Фото аВтора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz