На страже Заполярья. 2020 год. Сентябрь.
3 стр. на стraЖЕ запалlrы 18 сентября 2020 года ИДI!, &ОЕВАН VЧЕ&А - ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ В САМОЛЁТЕ НЕ БЫВАЕТ Экннаж Ту-142 - это 10 человек высококлассных снецналнстов~ вынолннющнх общую задачу Вскрыли в ходе -+ того полёта наши авиаторы и такой любопытный факт. На одном из участков маршрута наткнулись на неприятную облач ность, вблизи территориальные воды иностранных государств, свернуть с курса не представ ляется возможным. Пришлось влетать в тучу, а иностранный самолёт-разведчик от неё ушёл. - Нас трясёт, подбрасывает. Летим. Выскакиваем - нет сопро вождающих самолётов. Чуть по чище стало, они подлетают, сно ва туча - они опять уходят. Не ле тают они в таких условиях, по нимаете, - смеются офицеры. - Никаких ссор или конфлик тов во время выполнения задач не бывает. Они разглядывают нас и показывают се- бя, каждый выполня ет свою работу, - под чёркивает замести тель командира эс кадрильи. - Хотя, на пример, в прошлом го ду случай был. Нас красиво защищали ис требители. Шведские лётчики почему-то ре шили подойти слиш ком близко, но наши Су-30 их аккуратно отодвинули и гоняли вокруг нас, бесстраш но и самоотверженно. Б ОЛЬШУЮ часть задач военно служащие эскадрильи выполняют по распо ряжениям свыше, ко торые могут прийти когда угодно, поэтому заблаговремен ной подготовки к такой ра боте не предусмотре но. Она начинается непосредственно пос ле получения приказа и может занимать ров но столько, сколько ров. - Если лётчику дано им уп равлять, это будет понятно сразу. При этом, по признанию как Виталия Викторовича, так и зам командира эскадрильи, в их практике не было случаев, когда вчерашний выпускник училища не смог бы освоить этот вид самолёта. - Я пришёл в эскадрилью в 2011 году, до этого летал в Оле негорске на Ту-22 , - рассказал гвардии майор Денис Панов. - Тот самолёт и этот отличаются друг от друга, как небо и земля, или, точнее, "феррари" и лимузин. Оба хороши, но у каждого свои прелести. В Ту-142 главное - ком форт. Даже при продолжитель ных полётах ты хорошо себя чув ствуешь, потому что в нём прос торная кабина, удобные кресла, инженер, радист, два оператора радиогидроакустической систе мы поиска, кормовой стрелок - им одновременно сдать всё не выйдет, ведь у каждого специа листа свои обязанности, а соот ветственно свои контрольные упражнения и сроки их выполне ния. Тем не менее в полёт от- правляется только полностью боеготовый экипаж, иначе нель зя. Ведь в ходе решения задач всякое может случиться, напри мер, неожиданно поменяется цель, район выполнения или аэ родром посадки. Отправка самолёта на запас ной аэродром - нештатная си туация, но часто - единственный способ сохранить людей и са молёт. Когда экипажи готовы, это не составляет труда. На борту всегда находятся данные всех аэродромов, которые способны принять тяжё лый Ту-142, набор карт. - Не бывает такого, что пришла радиограмма, и все в панике начали бе гать по самолёту и кри чать: "Что же делать?", - улыбаясь, говорит гвардии майор Денис Панов. - Сра зу первое обращение к штурману корабля, к штур ману-навигатору: "Можем или нет?". Они быстро по считали, говорят, что мо жем, значит - летим. - Мы имеем право уйти из района по остатку топ лива, - добавляет штурман отряда гвардии майор Игорь Эбер гард. - Нави гационная обстановка по стоянно меняется, бывает, рассчитываешь на один расход топлива, а он в про цессеувеличивается.Если остаток не позволяет дей ствовать дальше, коман дир принимает решение на уход из района. готовится воздушное судно к вылету, - всего несколько часов. Штур Ко.мандир авиационного отряда гвардии oМadop Buma.sud Батыров. Остаток всегда должен позволить прийти на аэ родром взлёта, выполнить посадку. манская группа и борт инженеры сразу принимаются за расчёт маршрута, количества топлива, определяют средства поиска, прикидывают схемы по становки в зависимости от рай она, продолжительности полёта. Когда расчёты завершаются, данные выдаются наземному инженерно-техническому персо налу, и они заправляют самолёт, подвешивают средства поиска. - Как только самолёт готов - мы прыгаем и летим, - говорит командир авиационного отряда гвардии майор Виталий Баты ров. - Вся система подготовки наших экипажей направлена именно на то, чтобы в любой мо мент времени мы были спо собны выполнить внеплановые учебно-боевые задачи. Что касается конкретно лёт чикав, то по первым полётам уже видно, выйдет из них толк или нет, смогут ли освоить такую огромную, мощную машину, как Ту-142. - Максимальная посадочная масса нашего самолёта 120 тонн, посадочная скорость от 270 км/ч и ниже, 60 тысяч ло шадиных сил, можете себе пред ставить? Самолёты, на которых летают в училище, очень ма ленькие по сравнению с Ту-142. Даже "транспорт" весит 25 тонн, а наш в 6 раз больше, - поясняет гвардии майор Виталий Баты- можно размяться, иногда даже вздремнуть, поесть в полёте, выпить чаю, кофе. А Ту-22 - это кабина, кресло и всё, как прис тегнули тебя, так и сидишь. Но там максимальное время полё та в три раза меньше. П О ПЛАНУ боевой подготовки противолодачники регуляр но совершают вылеты для совер шенствования своих навыков и умений. По словам Дениса Вла димировича, практически все экипажи полностью подго товлены, то есть состояние бое готовности подразделения на ходится на необходимом уровне. В соответствии с разделами курса боевой подготовки мор ской авиации для каждого члена экипажа составлена своя про грамма, расписаны упражнения, по которым военнослужащий должен пройти обучение. Сна чала экипаж готовится в районе аэродрома, затем приступает к маршрутным полётам, на ко торых как раз отрабатываются навыки поиска и слежения за субмаринами. Идеальный ре зультат - полностью боеготовый слётанный экипаж, способный выполнять задачи по предназ начению. А это не так просто осу ществить. 1 О человек - командир корабля, помощник командира, штурман корабля, штурман-на вигатор, штурман-оператор, борт- - Как-то мы летели в Ейск, и когда прошли уже при мерно две трети пути, нам руко водитель зоны ответственности сообщает, что нас не принимают, Ейск накрыло туманом, - вспом нил гвардии майор Панов. - И фразу такую произносит: "Сейчас, подождите", как будто водителю автомобиля говорит, мол, заглуши мотор и подожди. Ладно, ле тим дальше. Тишина, ночь, 5 минут, 10 ми нут проходит, керо син тратится. Спра шиваю остаток, штур ман называет, и я вы хожу на руководите ля полётов и говорю, что раз он молчит, мы летим обратно до мой. В таких случаях мы получаем прио ритет, и нас ведут кратчайшим прямым путём на свой аэро дром с целью эко номии топлива, даже переходим на опре делённую частоту, на которой больше ни кого нет. Это очень удобно, конечно, но неприятно. Напря жение в экипаже сразу нарастает, ти шина повисает, все сидят и занимаются Уточняе.м детади - и в путы На фото (едева направо) штур.ман отряда гвардии oМadop иzорь Эберzард, штур.ман-наВUlатор гвардии "аnитан Одег Кузнецов и за.меститедь 1CO.мaндupa 3С1Садридьи lвapдUu oМadop Денис Панов. только своим делом, без лишних разговоров и в эфире, и внутри самолёта. Нештатное оконча ние полёта - дело серьёзное. \. /ЧИТЫВАЯ высокий уровень :J профессионализма военно служащих противолодочной эс кадрильи, сомневаться в том, что они справляются с разного рода серьёзными делами, не приходится. Плохих, как говорит ся, не держим-с, а вот список лучших спецов подразделения у заместителя командира полу чился внушительным. К слову, сам Денис Владими рович - лёТ'-lИК из династии, с дет ства воспитываемый в лучших офицерских традициях. Его отец гвардии полковник Владимир Па нов - заслуженный военный лёт чик России, лёТ'-lик-снайпер, по святивший более 30 лет жизни авиации Северного флота, по следний командир минно-тор педной авиационной Киркенес ской Краснознамённой дивизии ВВС СФ. Итак, лучшими в своём деле были названы штурман эскад рильи гвардии майор Андрей Бабалов, штурман отряда гвар дии майор Игорь Эбергард, штурманы-навигаторы гвардии капитан Олег Кузнецов и гвардии старший лейтенант Руслан Ов чаров, штурманы-операторы гвардии капитаны Андрей Осеп чук и Сергей Гомзяков, помощ ники командиров кораблей гвар дии капитаны Алексей Кравец, Дмитрий Салов и гвардии стар ший лейтенант Михаил Шутарев, помощник командира корабля - начальник службы безопаснос- Поедеднuе nриzoтов.ленuя перед выдето.м. ти полётов эскадрильи гвардии капитан Антон Бойченко. Среди операторов радиогидроакусти ческой системы поиска коман дование выделило гвардии ка питанов Игоря Костенникова, Дмитрия Мещерикова, гвардии сержантов Дмитрия Шпартко, Ивана Лубочкина. Наиболее подготовленными операторами бортовой системы связи яв ляются заместитель начальника штаба по связи и РТО гвардии капитан Ев гений Шестаков, гвар- дии старший прапор щик Иван Коломейчук, гвардии старший сер жант Владимир Уланов, гвардии сержант Ва лерий Фролов. Не от стают и бортинженеры гвардии капитан Антон Антонов, гвардии стар шие лейтенанты Дмит рий Филиппов, Дмит рий Скоробогатов и кормовые стрелки гвар дии сержанты Павел Петренко и Максим Па лицын. Из экипажей ретранс ляторов Ту-142МР в спи сок отличников боевой учёбы попали коман дир авиационного от ряда гвардии подпол ковник Юрий Кудревич, штурман корабля гвар- дии майор Дмитрий Че ремухин, оператор поста управления ретрансляции гвардии старший лейте нант Дмитрий Комаров ский, оператор-телегра фист гвардии старший сер жант Илья Акендинов, оператор сверхдлинных волн гвардии сержант Александр Николаенко, радисты гвардии сержан ты Иван Бурцев и Иван Ткачёв. Все эти люди способны в любой момент выпол нить свои задачи, обеспе чив тем самым безопас ность морских рубежей нашей страны. Анна КОРОЛЬКОВА. Фата EBzenuu 3ЕМСКОВОЙ. у некоторых людей так скла дывается судь ба - кажется, будто профес сия их выбира УВЛЕКЛО И НЕ ОТПУСКАЕТ ет сама. Кто знает, что им помогает сделать верный выбор, - хорошая интуиция, открытость всему новому или что-то ещё, тем не менее бывает, вроде и не мечтал человек особо по лучить определённую специальность, а просто решил попробовать, потому что интересно, а дело увлекло и не отпустило. Так вышло и у старшего лётчика корабельного истребительного авиационного полка армии ВВС и ПВО Се верного флота лейтенанта Виталия Поздне ва. Родом Виталий из Ново сибирской области. Рядом с местом, где он рос, распо лагался военный аэродром совместного базирования. - К нам часто прилетали самолёты на боевое дежур ство, а мы, будучи маль чишками, бегали, смотрели на них. И как-то мысль о том, а может, и мне попро бовать стать лётчиком, воз никла сама собой, - вспо минает пилот. После В-го класса моло дой человек поступил в Си бирский авиационный ка детский корпус им. А.И. По крышкина в Новосибирске. • В программу обучения вхо дила лётная практика, па рашютные прыжки, теоре тически кадеты изучали различные виды самолё тов. Свой самый первый полёт Виталий помнит хо рошо. Это случилось, когда ему было 15 лет. - Мы поднимались в небо на планерах с инструкто ром. Было очень волни тельно, вот вроде всё зна ешь, а в самолёт сел и, ка жется, всё забыл. Через год мы уже летали на Як-52. И ощущения повторились: волнение и страх всё за быть. Инструктор, конечно, подскаже~ но всё равно боишься. Живая, интересная учё ба в кадетском корпусе пар ня увлекла, и у него появи лось желание двигаться дальше. Для того чтобы про должать изучать то, что ему действительно интересно, юноша выбрал Краснодар ское высшее военное авиа ционное училище лётчи ков имени Героя Совет- • ского Союза А.К.Серова. По его словам, самыми слож ными оказались первые два курса училища, когда шла общая подготовка, а вот когда началось вве- дение в специальность, ин терес к обучению вырос в разы. - Всё, что непосредст венно связанно с лётным делом, меня захватывает, всегда хочется узнавать что- то новое. В училище я изу чал самолёты Ил-39, Як-130, Су-30СМ и МиГ-29, и каждый раз было инте ресно, - делится Виталий Позднев. Хотя тут же оговаривает ся, что при освоении нового материала всегда приходит ся прилагать усилия, не жа леть времени и сил, ответ- - Тогда ты понимаешь, что, если тебе доверили са молёт, значит, ты действи тельно что-то можешь, - говорит Виталий. В корабельном истреби тельном авиационном пол ку он служит с декабря 2019 года. Сейчас снова прохо дит через освоение новой крылатой машины - Су-25. подсказывают, в помощи не отказывают, но потом и спрашивают с усердием. - Контроль происходит постоянно, не бывает тако го, что ты выучил всё и си дишь - не знаешь, чем за няться, - продолжает рас сказ пилот. - Самоподготов ка - основной вид обучения офицера, твоя ежедневная При освоении нового материала всегда приходится прилагать усилия, не жалеть времени и сил, ответственно подходить к вопросу, но зато отдача в виде знаний очень вдохновляет ственно подходить к вопросу, но зато отдача в виде знаний очень вдохновляет. Первый полёт после дол гого перерыва - на третьем курсе - Виталий также пом нит хорошо. Его сопровож дало всё то же волнение, хотя совладать с ним ока залось уже гораздо легче. Уверенность в своих силах, по словам офицера, начи нает появляться после пер вого тренировочного, то есть без инструктора, полёта. • Позади у лейтенанта теоре тическая переподготовка, сдача зачётов, и сейчас он постепенно переходит к по лётам на данном типе са молётов: простой пилотаж, сложный пилотаж, полёты ночью, в сложных метео условиях, дальше после дует тренировочный вылет. Но об этом пока рассуждать рано, освоение программы должно быть поэтапным и качественным. Наставники помогают и задача - повторять теорию, рассматривать особые слу чаи, которые могут произой ти В полёте, знать их, пони мать, что делать, если слу чится нештатная ситуация. Когда меня допустят к полё там, мне придётся при вы кать к габаритам нового для меня самолёта, его по ведению на земле и в небе. Это и сложно, и интересно одновременно. Адиса ЛИСИЦЫНА. Фото аВтора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz