На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.
5 стр. на cтrаЖЕ 3апалlrьи 30 октября 2020 года ==========================================================~I~'##I,;,J=i'liliellnI11'lita,'18,;I,~*llil"=i~~============================================================ ВСТРЕЧИ ПОД ЧУЖИМИ ЗВЁЗДАМИ пир" (по натовской классифика ции "Аллигатор") изначально строился то ли как сухогруз, то ли как лесовоз. По внешнему виду он больше схож с сухогрузом. Надстройка - на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт исполь зуется для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 уз лов, полное водоизмещение - 4650 тонн. шинство кораблей серии во оружалось двумя-тремя пере носными зенитно-ракетными комплексами "Стрела-3". 19 января 2021 года исполнится 35 лет с начала одного из самых длительных походов журналиста флотской газеты "На страже Заполярья" на боевых кораблях Северного флота. Четыре с лишним месяца я работал сначала на БДК "Комсомолец Карелии", а затем на гвардейском БПК "Сообразительный", передавая из Атлантики на Крайний Север сообщения о том, как вдали от родных берегов выполняют поставленные задачи моряки-североморцы. Но, то ли в силу малой опытности, то ли из-за слабого профессионализма, многие интересные эпизоды дальнего похода остались неизвестны нашему читателю. Совмещение в корабле воен ного и гражданского начал, види мо, и определило те бытовые неудобства, с которыми приш лось столкнуться морским пе хотинцам. Хотя справедливости ради следует сказать, что за время похода мне неоднократ но приходилось спускаться в кубрик десанта, и каждый раз я удивлялся тому уюту, который умудрились создать в этом не приспособленном для комфорта помещении бойцы батальона. Наверное, уже поржавели или сломались иголки, сде ланные из гвардейского БПК и десантника-лесовоза, навечно ушли некоторые из тех, кто решал на них боевые задачи, потускнели-пожелтели фотографии того вре мени. Но жива память о людях, которые с честью вы полняли свой воинский долг 35 лет назад. А ещё сохранился дневник старшего лейтенанта, в котором ждали своего часа памятные моменты служеб ной и неслужебной деятельности, которые не вошли в опубликованные отчёты о том походе. Зu.мО61Са больших десантных кораблеЙ в Североморске. БДК был способен вмещать до 20 боевых танков, или 45 бронетранспортёров, или 50 грузовых автомобилей и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёр тым твиндеками), грубо говоря, усиленный батальон морской пехоты, мог перевозить до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находился отсек для бро нетехники, там же имелась десантная аппарель, закрытая раздвижными воротами. Погрузка продолжалась до утра. В 11 часов состоялся сов местный митинг в честь начала дальнего похода, а точно в пол день командир БДК капитан 3 ранга Евгений Воронцов занял своё место в командирском кресле, и "Комсомолец Карелии" отправился на боевую службу. Под покровом полярной ночи Налетевший с Баренцева мо ря снежный заряд скомкал тор жественный митинг, посвящён ный выходу большого десантного корабля "Комсомолец Карелии" в дальний поход. Боровшиеся с плотной стеной снега выступаю щие были кратки и лаконичны: "Задачи сложные, но вы не под ведёте!", "Обещаем, что с честью выполним ... ". Бригадный ор кестр, борясь с попадающими в рот снежинками, грянул "Проща ние славянки", заснеженные и подзамёрзшие родственники за махали руками, а экипаж, под чиняясь команде старшего по мощника командира БДК капи тан-лейтенанта Валерия Бо рисова, дружно поднялся на корабль и разбежался по бое вым постам. Трудно было понять, чем, на ходясь на высоте 1 О метров над местом событий, он может пов лиять на их ход. Но такова уж должность старпома: хочешь не хочешь, умеешь не умеешь, а должен разрулить ситуацию. В этот раз не удалось. Пять машин осторожно, неуверенно, однако пробрались в твиндек и уже закреплялись моряками-де сантниками, а вот шестая ... Во дитель не смог удержать тяжё лый ЗИЛ на аппарели, и машина чиркнула тентом по воротам БДК. Корабль особо не постра дал, на нём лишь содрало краску, а вот брезент грузовика не вы держал, треснул, и новенькая машина потеряла свой презен табельный вид. К счастью, это была един ственная промашка водителей. Больше они старпома не огор чали. Выгрузка на Кильдине прошла без сучка без задоринки. А в 2 часа ночи мы уже брали на борт морскую пехоту. "Десант - на борт!" За ПОгрузкой десанта мы с за местителем командира корабля по политчасти старшим лейте нантом Андреем Маркидоно вым наблюдали с бака БДК. С первых же минут стала видна разница между водителями новичками ЗИЛов и мастерами вождения из морской пехоты. Танки и бронетранспортёры словно влетали внутрь корабля. Ни минутной задержки, никакой суеты, хотя, как нам потом сооб щил замполит морпехов капитан Виктор Надёжин, среди их води- телей треть первый раз гру зилась на корабль. Но перед этим их почти месяц натас кивали на полигоне, и новички не ударили в грязь лицом. Мы с Надёжиным спустились БДК был способен вмещать до 20 боевых танков, или 45 бронетранспортёров, или 50 грузовых автомобилей и 300-400 человекдесаита в первый твиндек, где крепилась по-штормовому техника баталь она, а затем - в кубрик десанта. Он только начинал заполняться, и меня поразил и бесконечные ряды высоченных трёхъярусных коек с узенькими проходиками между рядами и трёхэтажными небоскрёбами. Мне доводилось спать на верхнем этаже двухъярусных лежбищ, и каждое утро я спры гивал вниз, опасаясь сесть на шею своему сослуживцу. А как "десантироваться" с третьего этажа, особенно по тревоге? Услышав мой вопрос, Виктор Иванович рассказал, что есть определённый порядок подъ ёма, который морские пехотин цы будут отрабатывать в первую неделю плавания. К окончанию тренировок все бойцы трёхъярус ного спального места будут сто ять внизу быстрее чем через пять секунд, есть тройки, укла дывающиеся в три секунды. Основное вооружение сос тояло из универсальной спарен ной корабельной артиллерий ской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31 Б. Также для поражения Через полчаса на главный командный пункт поднялся зам полит и пригласил меня про гуляться по верхней палубе. Мы подошли к единственному на корабле орудию, его стволы бы ли покрыты тонким слоем льда. - Снимай, - сказал Андрей, - через пять дней этого уже не будет. Увы, даже полдень полярной ночи не позволил моему ФЭДу запечатлеть эту великолепную картину, на негативе проявилось серое малоразличимое пятно. А жаль ... Через полчаса был поднят трап, мы отвалили от стенки и по шли ... в губу Грязную. Оказы вается, экипаж перед выходом на боевую службу озадачили хозяйственной вводной: "по до роге" перевезти колонну авто техники из пункта А в пункт Б. ОбледеневшиЙ корабль. Автомобили мы различили издалека. Даже в сумерках по лярной ночи было видно, как они суетливо выстраиваются в недлинную очередь, едва не сталкиваясь бамперами. "Но вички, - безошибочно определил старпом. - Побьют корабль". И он, выскочив из ходовой рубки, рванул к носовому флагштоку. ПOlрузка техники на БДК. Сейчас уже нет таких БДК, как "Комсомолец Карелии", поэтому, полагаю, надо немного расска зать о корабле, вмещавшем ба тальон морской пехоты с техни кой. Этот БДК проекта 1171 "Та- береговых целей и поддержки десанта БДК были оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" дальностью действия около 21 км. Для про тивовоздушной обороны боль- P.S. К сожалению, снимки, сделанные в nоходе, уже не годятся для иллюстраций, поэтому использованы фото графии не "Комсомольца Ка релии", а других кораблей. Вячеслав ЧЕРКАСОв. Кому бархатный сезон, а кому время ледовой разведки: на протяжении последних восьми лет спасательно-буксирное судно "Памир" - бессменный спутник боевых кораблей Северного флота в арктических походах. Меняются БДК, БПК, а он следует за ними по Северному морскому пути и недавно, выполнив все постав ленные задачи, вернулся в родную базу после почти трёх месяцев работы в морях российской Арктики. Б ольшой противолодоч ный корабль "Северо морск", большой десантный корабль "Кондопога", спа сательно-буксирное судно "Памир", ледокол "Илья Муромец" и танкер "Сергей Осипов" отправились в Аркти ку 5 августа. "Памир" вер нулся домой лишь на исхо де октября. Несмотря на то, что эки паж СБС в каждом из своих восьми арктических похо ДОВ традиционно выполня ет привычные задачи, всё равно каждый раз что-то происходило впервые. На пример, в этом походе впервые корабли и суда арктической группировки СФ вошли в Карское море, с севера обогнув острова архипелага Северная Зем ля. Ранее маршрут между Карским морем и морем Лаптевых пролегал через пролив Вилькицкого. - Успешность выполне ния задач во многом зави сит от ледовой обстановки. Во время нашего первого похода по Севморпути - в 2013 году - она была не простой, - рассказал капи тан "Памира" Игорь Андре ев. - Тогда нас сопровож дали аж три ледокола. В 2018 году было непросто форсировать акваторию Восточно-Сибирского мо ря. В течение суток мы про бивались через льды, но все задачи выполнили. Впервые наш отряд кораб лей за одну навигацию в условиях сложной ледовой обстановки прошёл от Севе роморска до порта Эгвеки нот и обратно, пройдя са мую северную (мыс Челюс кин) и самую восточную (мыс Дежнёва) точки Евра зийского континента. Тот поход арктической группировки был занесён в Книгу рекордов и дости жений Вооружённых сил страны. Во время нынеш него североморцы повтори ли свой рекорд. - Но в этом году с ледовой Капитан сnасательно-буксирноzо судна "па.мир" Игорь Андреев. • БЕссмЕнныIй СПУТНИК В ЛЕТНИХ ЛЬДАХ ''Памнр'' в nоходе - всегда надёжныii элемент сложного механнзма отрада кораблеii обстановкой нам повезло намного больше, - приз нался капитан "Памира". - Практически на протяже нии всего маршрута серь ёзных льдов не было. А вот отдельные айсбер ги на пути встречались не раз. Как объяснил Игорь Андреев, сложность состоя ла в том, что в ночное время далеко не каждый удава лось увидеть на локацион ных станциях: - Большие айсберги мож но наблюдать на локации. На дистанции 30-40 ка бельтовых мы с ними рас ходились, а вот не такие крупные, чтобы отражались на приборах в тёмное вре мя, но достаточные, чтобы представлять опасность для судна, приходилось очень внимательно высма тривать во время ночной вахты визуально. О сновная задача "Пами ра" в походе - поиско во-спасательное обеспече ние. - Куда БДК - туда и мы. Нужно обеспечивать безо пасную высадку десанта, при необходимости прово дить водолазные работы, - отводят себе скромную роль второго плана члены экипа жа спасательно-буксирного судна, хотя все корабли и суда в арктических льдах представляют собой еди ный механизм, в котором второстепенных ролей нет, и от слаженности совмест ных действий во многом зависит итоговый результат. Ну а чтобы быть надёжным элементом этого большого механизма, работа внутри самого судна должна быть чёткой и дружной, И к ма стерству и опыту моряков вопросов нет. За отлично работающее "железо" на уже немоло- • дом "Памире" отвечает стар ший механик Николай Бар суков. Во многом благодаря ему в походе всё функцио нировало в штатном режи ме, а любые поломки устра нялись в кратчайшие сроки. За непрерывную комму никацию с другими кораб лями даже в сложных по годных условиях, приём И передачу телеграмм, доне сений отвечает начальник судовой радиостанции Ро ман Филимонов. - Когда мы разбегались далеко друг от друга, связь могла пропадать, поэтому приходилось постоянно де журить на других каналах связи, - объяснил Игорь Андреев. - За рейс мы много раз становились на якорь и снимались со стоянки в различных участках - и на Земле Франца-Иосифа, и в Диксоне, и в Тикси. Вся эта работа ложилась на боц манскую команду, которую возглавляет Сергей Бурков. Со всеми задачами боцко манда справилась отлично. В акватории Берингова составу, аварийным кораб лям, судам и летательным аппаратам. Судно всегда готово к тому, чтобы взять терпящих бедствие на буксир, провести водолазные рабо ты, осмотреть возможные повреждения кораблей. При этом одно из, каза лось бы, привычных учений стало для моряков "спаса теля" необычным. В районе морской нефтяной плат формы "Приразломная" ко- - На этот раз мы были в роли судна-нарушителя. По замыслу учения, погранич ные корабли остановили нас, высадили группу до смотра для выяснения при чин появления в районе "При разлом ной". Такой опыт у нас был впервые. В целом роль была довольно непривычная. Но раз за дачу поставили - надо вы полнять, - объяснил ка питан. в бухте Провидения и в заливе Креста прошли учения, в которых традиционно экипаж "Памира" выполнял задачи по оказанию помощи личному составу, аварийным кораблям, судам и летательным аппаратам. Судно всегда готово к тому, чтобы взять терпящих бедствие на буксир, провести водолазные работы, осмотреть возможные повреждения кораблей моря силы арктической группировки Северного фло та дважды высадили мор ской десант на тихоокеан ское побережье Чукотского полуострова. В бухте Прови дения и в заливе Креста прошли учения, в которых традиционно экипаж "Па мира" выполнял задачи по оказанию помощи личному рабли СФ совместно с суда ми Федеральной погранич ной службы России прове ли учения по организации взаимодействия при задер жании условного наруши теля. Вот тут традиционный сценарий, в котором "Па мир" привычно спешит на помощь пострадавшим, был изменён. • Интересно, что в начале похода Арктика встретила североморцев почти тепло, а вот чем ближе было к за вершению, тем хуже ста новилась погода, будто не желала отпускать моряков. - Когда мы стояли на рейде порта Диксон, тем пература поднималась до 10-12 градусов тепла, даже немного солнце светило. Можно сказать, что мы застали настоящее лето, - с улыбкой вспоминает Игорь Станиславович. - Но у островов Де-Лонга, у Ко тельного мы попали в шторм: ветер силой около 20 метров, волнение мо ря - до 6 баллов. Такие же условия сложились на под ходе к Земле Франца-Иоси фа. Хотя в общем-то ничего особенного - качка есть качка. Рассказывает об этом капитан не как о сложнос тях, а просто констатирует факт. Разве удивишь быва лого моряка штормом? Дру гое дело, что в целом этот год был для судна непрос тым, напряжённым и насы щенным. Всего за минув шие месяцы "Памир" про шёл 11209 миль, из них только за последний, к сло ву, самый продолжитель ный из всех арктических ПОХОДОВ - более 8 тысяч миль. Именно его длитель ность стала для моряков одним из главных испыта ний, ведь разлука с близ кими переносится тяжелее штормов и холодов. Осо бенно остро её в этом похо де ощутил третий помощ ник капитана Василий Май оров, семья ждала попол нения, и буквально за не делю до возвращения у него родился сын. Но, как рас сказывает капитан, томи тельное ожидание теле граммы с радостной но востью не повлияло на де ловые и личностные качест ва Василия, со своими обя занностями он справлял ся отлично, обеспечивая контроль за безопасностью плавания судна. Но всё же какой бы любимой ни была работа и какой бы притяга тельной ни казалась Аркти ка, возвращение домой из этого похода стало для не го самым главным и счаст ливым событием. Анна ВИХРОВА. Фото автора u nресс служб!>! СФ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz