На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.

5 стр. на cтrаЖЕ 3апалlrьи 30 октября 2020 года ==========================================================~I~'##I,;,J=i'liliellnI11'lita,'18,;I,~*llil"=i~~============================================================ ВСТРЕЧИ ПОД ЧУЖИМИ ЗВЁЗДАМИ пир" (по натовской классифика­ ции "Аллигатор") изначально строился то ли как сухогруз, то ли как лесовоз. По внешнему виду он больше схож с сухогрузом. Надстройка - на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт исполь­ зуется для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 уз­ лов, полное водоизмещение - 4650 тонн. шинство кораблей серии во­ оружалось двумя-тремя пере­ носными зенитно-ракетными комплексами "Стрела-3". 19 января 2021 года исполнится 35 лет с начала одного из самых длительных походов журналиста флотской газеты "На страже Заполярья" на боевых кораблях Северного флота. Четыре с лишним месяца я работал сначала на БДК "Комсомолец Карелии", а затем на гвардейском БПК "Сообразительный", передавая из Атлантики на Крайний Север сообщения о том, как вдали от родных берегов выполняют поставленные задачи моряки-североморцы. Но, то ли в силу малой опытности, то ли из-за слабого профессионализма, многие интересные эпизоды дальнего похода остались неизвестны нашему читателю. Совмещение в корабле воен­ ного и гражданского начал, види­ мо, и определило те бытовые неудобства, с которыми приш­ лось столкнуться морским пе­ хотинцам. Хотя справедливости ради следует сказать, что за время похода мне неоднократ­ но приходилось спускаться в кубрик десанта, и каждый раз я удивлялся тому уюту, который умудрились создать в этом не­ приспособленном для комфорта помещении бойцы батальона. Наверное, уже поржавели или сломались иголки, сде­ ланные из гвардейского БПК и десантника-лесовоза, навечно ушли некоторые из тех, кто решал на них боевые задачи, потускнели-пожелтели фотографии того вре­ мени. Но жива память о людях, которые с честью вы­ полняли свой воинский долг 35 лет назад. А ещё сохранился дневник старшего лейтенанта, в котором ждали своего часа памятные моменты служеб­ ной и неслужебной деятельности, которые не вошли в опубликованные отчёты о том походе. Зu.мО61Са больших десантных кораблеЙ в Североморске. БДК был способен вмещать до 20 боевых танков, или 45 бронетранспортёров, или 50 грузовых автомобилей и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёр­ тым твиндеками), грубо говоря, усиленный батальон морской пехоты, мог перевозить до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находился отсек для бро­ нетехники, там же имелась десантная аппарель, закрытая раздвижными воротами. Погрузка продолжалась до утра. В 11 часов состоялся сов­ местный митинг в честь начала дальнего похода, а точно в пол­ день командир БДК капитан 3 ранга Евгений Воронцов занял своё место в командирском кресле, и "Комсомолец Карелии" отправился на боевую службу. Под покровом полярной ночи Налетевший с Баренцева мо­ ря снежный заряд скомкал тор­ жественный митинг, посвящён­ ный выходу большого десантного корабля "Комсомолец Карелии" в дальний поход. Боровшиеся с плотной стеной снега выступаю­ щие были кратки и лаконичны: "Задачи сложные, но вы не под­ ведёте!", "Обещаем, что с честью выполним ... ". Бригадный ор­ кестр, борясь с попадающими в рот снежинками, грянул "Проща­ ние славянки", заснеженные и подзамёрзшие родственники за­ махали руками, а экипаж, под­ чиняясь команде старшего по­ мощника командира БДК капи­ тан-лейтенанта Валерия Бо­ рисова, дружно поднялся на корабль и разбежался по бое­ вым постам. Трудно было понять, чем, на­ ходясь на высоте 1 О метров над местом событий, он может пов­ лиять на их ход. Но такова уж должность старпома: хочешь не хочешь, умеешь не умеешь, а должен разрулить ситуацию. В этот раз не удалось. Пять машин осторожно, неуверенно, однако пробрались в твиндек и уже закреплялись моряками-де­ сантниками, а вот шестая ... Во­ дитель не смог удержать тяжё­ лый ЗИЛ на аппарели, и машина чиркнула тентом по воротам БДК. Корабль особо не постра­ дал, на нём лишь содрало краску, а вот брезент грузовика не вы­ держал, треснул, и новенькая машина потеряла свой презен­ табельный вид. К счастью, это была един­ ственная промашка водителей. Больше они старпома не огор­ чали. Выгрузка на Кильдине прошла без сучка без задоринки. А в 2 часа ночи мы уже брали на борт морскую пехоту. "Десант - на борт!" За ПОгрузкой десанта мы с за­ местителем командира корабля по политчасти старшим лейте­ нантом Андреем Маркидоно­ вым наблюдали с бака БДК. С первых же минут стала видна разница между водителями­ новичками ЗИЛов и мастерами вождения из морской пехоты. Танки и бронетранспортёры словно влетали внутрь корабля. Ни минутной задержки, никакой суеты, хотя, как нам потом сооб­ щил замполит морпехов капитан Виктор Надёжин, среди их води- телей треть первый раз гру­ зилась на корабль. Но перед этим их почти месяц натас­ кивали на полигоне, и новички не ударили в грязь лицом. Мы с Надёжиным спустились БДК был способен вмещать до 20 боевых танков, или 45 бронетранспортёров, или 50 грузовых автомобилей и 300-400 человекдесаита в первый твиндек, где крепилась по-штормовому техника баталь­ она, а затем - в кубрик десанта. Он только начинал заполняться, и меня поразил и бесконечные ряды высоченных трёхъярусных коек с узенькими проходиками между рядами и трёхэтажными небоскрёбами. Мне доводилось спать на верхнем этаже двухъярусных лежбищ, и каждое утро я спры­ гивал вниз, опасаясь сесть на шею своему сослуживцу. А как "десантироваться" с третьего этажа, особенно по тревоге? Услышав мой вопрос, Виктор Иванович рассказал, что есть определённый порядок подъ­ ёма, который морские пехотин­ цы будут отрабатывать в первую неделю плавания. К окончанию тренировок все бойцы трёхъярус­ ного спального места будут сто­ ять внизу быстрее чем через пять секунд, есть тройки, укла­ дывающиеся в три секунды. Основное вооружение сос­ тояло из универсальной спарен­ ной корабельной артиллерий­ ской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31 Б. Также для поражения Через полчаса на главный командный пункт поднялся зам­ полит и пригласил меня про­ гуляться по верхней палубе. Мы подошли к единственному на корабле орудию, его стволы бы­ ли покрыты тонким слоем льда. - Снимай, - сказал Андрей, - через пять дней этого уже не будет. Увы, даже полдень полярной ночи не позволил моему ФЭДу запечатлеть эту великолепную картину, на негативе проявилось серое малоразличимое пятно. А жаль ... Через полчаса был поднят трап, мы отвалили от стенки и по­ шли ... в губу Грязную. Оказы­ вается, экипаж перед выходом на боевую службу озадачили хозяйственной вводной: "по до­ роге" перевезти колонну авто­ техники из пункта А в пункт Б. ОбледеневшиЙ корабль. Автомобили мы различили издалека. Даже в сумерках по­ лярной ночи было видно, как они суетливо выстраиваются в недлинную очередь, едва не сталкиваясь бамперами. "Но­ вички, - безошибочно определил старпом. - Побьют корабль". И он, выскочив из ходовой рубки, рванул к носовому флагштоку. ПOlрузка техники на БДК. Сейчас уже нет таких БДК, как "Комсомолец Карелии", поэтому, полагаю, надо немного расска­ зать о корабле, вмещавшем ба­ тальон морской пехоты с техни­ кой. Этот БДК проекта 1171 "Та- береговых целей и поддержки десанта БДК были оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" дальностью действия около 21 км. Для про­ тивовоздушной обороны боль- P.S. К сожалению, снимки, сделанные в nоходе, уже не годятся для иллюстраций, поэтому использованы фото­ графии не "Комсомольца Ка­ релии", а других кораблей. Вячеслав ЧЕРКАСОв. Кому бархатный сезон, а кому время ледовой разведки: на протяжении последних восьми лет спасательно-буксирное судно "Памир" - бессменный спутник боевых кораблей Северного флота в арктических походах. Меняются БДК, БПК, а он следует за ними по Северному морскому пути и недавно, выполнив все постав­ ленные задачи, вернулся в родную базу после почти трёх месяцев работы в морях российской Арктики. Б ольшой противолодоч­ ный корабль "Северо­ морск", большой десантный корабль "Кондопога", спа­ сательно-буксирное судно "Памир", ледокол "Илья Муромец" и танкер "Сергей Осипов" отправились в Аркти­ ку 5 августа. "Памир" вер­ нулся домой лишь на исхо­ де октября. Несмотря на то, что эки­ паж СБС в каждом из своих восьми арктических похо­ ДОВ традиционно выполня­ ет привычные задачи, всё равно каждый раз что-то происходило впервые. На­ пример, в этом походе впервые корабли и суда арктической группировки СФ вошли в Карское море, с севера обогнув острова архипелага Северная Зем­ ля. Ранее маршрут между Карским морем и морем Лаптевых пролегал через пролив Вилькицкого. - Успешность выполне­ ния задач во многом зави­ сит от ледовой обстановки. Во время нашего первого похода по Севморпути - в 2013 году - она была не­ простой, - рассказал капи­ тан "Памира" Игорь Андре­ ев. - Тогда нас сопровож­ дали аж три ледокола. В 2018 году было непросто форсировать акваторию Восточно-Сибирского мо­ ря. В течение суток мы про­ бивались через льды, но все задачи выполнили. Впервые наш отряд кораб­ лей за одну навигацию в условиях сложной ледовой обстановки прошёл от Севе­ роморска до порта Эгвеки­ нот и обратно, пройдя са­ мую северную (мыс Челюс­ кин) и самую восточную (мыс Дежнёва) точки Евра­ зийского континента. Тот поход арктической группировки был занесён в Книгу рекордов и дости­ жений Вооружённых сил страны. Во время нынеш­ него североморцы повтори­ ли свой рекорд. - Но в этом году с ледовой Капитан сnасательно-буксирноzо судна "па.мир" Игорь Андреев. • БЕссмЕнныIй СПУТНИК В ЛЕТНИХ ЛЬДАХ ''Памнр'' в nоходе - всегда надёжныii элемент сложного механнзма отрада кораблеii обстановкой нам повезло намного больше, - приз­ нался капитан "Памира". - Практически на протяже­ нии всего маршрута серь­ ёзных льдов не было. А вот отдельные айсбер­ ги на пути встречались не раз. Как объяснил Игорь Андреев, сложность состоя­ ла в том, что в ночное время далеко не каждый удава­ лось увидеть на локацион­ ных станциях: - Большие айсберги мож­ но наблюдать на локации. На дистанции 30-40 ка­ бельтовых мы с ними рас­ ходились, а вот не такие крупные, чтобы отражались на приборах в тёмное вре­ мя, но достаточные, чтобы представлять опасность для судна, приходилось очень внимательно высма­ тривать во время ночной вахты визуально. О сновная задача "Пами­ ра" в походе - поиско­ во-спасательное обеспече­ ние. - Куда БДК - туда и мы. Нужно обеспечивать безо­ пасную высадку десанта, при необходимости прово­ дить водолазные работы, - отводят себе скромную роль второго плана члены экипа­ жа спасательно-буксирного судна, хотя все корабли и суда в арктических льдах представляют собой еди­ ный механизм, в котором второстепенных ролей нет, и от слаженности совмест­ ных действий во многом зависит итоговый результат. Ну а чтобы быть надёжным элементом этого большого механизма, работа внутри самого судна должна быть чёткой и дружной, И к ма­ стерству и опыту моряков вопросов нет. За отлично работающее "железо" на уже немоло- • дом "Памире" отвечает стар­ ший механик Николай Бар­ суков. Во многом благодаря ему в походе всё функцио­ нировало в штатном режи­ ме, а любые поломки устра­ нялись в кратчайшие сроки. За непрерывную комму­ никацию с другими кораб­ лями даже в сложных по­ годных условиях, приём И передачу телеграмм, доне­ сений отвечает начальник судовой радиостанции Ро­ ман Филимонов. - Когда мы разбегались далеко друг от друга, связь могла пропадать, поэтому приходилось постоянно де­ журить на других каналах связи, - объяснил Игорь Андреев. - За рейс мы много раз становились на якорь и снимались со стоянки в различных участках - и на Земле Франца-Иосифа, и в Диксоне, и в Тикси. Вся эта работа ложилась на боц­ манскую команду, которую возглавляет Сергей Бурков. Со всеми задачами боцко­ манда справилась отлично. В акватории Берингова составу, аварийным кораб­ лям, судам и летательным аппаратам. Судно всегда готово к тому, чтобы взять терпящих бедствие на буксир, провести водолазные рабо­ ты, осмотреть возможные повреждения кораблей. При этом одно из, каза­ лось бы, привычных учений стало для моряков "спаса­ теля" необычным. В районе морской нефтяной плат­ формы "Приразломная" ко- - На этот раз мы были в роли судна-нарушителя. По замыслу учения, погранич­ ные корабли остановили нас, высадили группу до­ смотра для выяснения при­ чин появления в районе "При разлом ной". Такой опыт у нас был впервые. В целом роль была довольно непривычная. Но раз за­ дачу поставили - надо вы­ полнять, - объяснил ка­ питан. в бухте Провидения и в заливе Креста прошли учения, в которых традиционно экипаж "Памира" выполнял задачи по оказанию помощи личному составу, аварийным кораблям, судам и летательным аппаратам. Судно всегда готово к тому, чтобы взять терпящих бедствие на буксир, провести водолазные работы, осмотреть возможные повреждения кораблей моря силы арктической группировки Северного фло­ та дважды высадили мор­ ской десант на тихоокеан­ ское побережье Чукотского полуострова. В бухте Прови­ дения и в заливе Креста прошли учения, в которых традиционно экипаж "Па­ мира" выполнял задачи по оказанию помощи личному рабли СФ совместно с суда­ ми Федеральной погранич­ ной службы России прове­ ли учения по организации взаимодействия при задер­ жании условного наруши­ теля. Вот тут традиционный сценарий, в котором "Па­ мир" привычно спешит на помощь пострадавшим, был изменён. • Интересно, что в начале похода Арктика встретила североморцев почти тепло, а вот чем ближе было к за­ вершению, тем хуже ста­ новилась погода, будто не желала отпускать моряков. - Когда мы стояли на рейде порта Диксон, тем­ пература поднималась до 10-12 градусов тепла, даже немного солнце светило. Можно сказать, что мы застали настоящее лето, - с улыбкой вспоминает Игорь Станиславович. - Но у островов Де-Лонга, у Ко­ тельного мы попали в шторм: ветер силой около 20 метров, волнение мо­ ря - до 6 баллов. Такие же условия сложились на под­ ходе к Земле Франца-Иоси­ фа. Хотя в общем-то ничего особенного - качка есть качка. Рассказывает об этом капитан не как о сложнос­ тях, а просто констатирует факт. Разве удивишь быва­ лого моряка штормом? Дру­ гое дело, что в целом этот год был для судна непрос­ тым, напряжённым и насы­ щенным. Всего за минув­ шие месяцы "Памир" про­ шёл 11209 миль, из них только за последний, к сло­ ву, самый продолжитель­ ный из всех арктических ПОХОДОВ - более 8 тысяч миль. Именно его длитель­ ность стала для моряков одним из главных испыта­ ний, ведь разлука с близ­ кими переносится тяжелее штормов и холодов. Осо­ бенно остро её в этом похо­ де ощутил третий помощ­ ник капитана Василий Май­ оров, семья ждала попол­ нения, и буквально за не­ делю до возвращения у него родился сын. Но, как рас­ сказывает капитан, томи­ тельное ожидание теле­ граммы с радостной но­ востью не повлияло на де­ ловые и личностные качест­ ва Василия, со своими обя­ занностями он справлял­ ся отлично, обеспечивая контроль за безопасностью плавания судна. Но всё же какой бы любимой ни была работа и какой бы притяга­ тельной ни казалась Аркти­ ка, возвращение домой из этого похода стало для не­ го самым главным и счаст­ ливым событием. Анна ВИХРОВА. Фото автора u nресс­ служб!>! СФ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz