На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 26 октября В 1944 году в ночь на 26 октября части 99-го стрел­ кового корпуса форсировали Ланг-фиорд и овладели норвежскими населёнными пунктами Хебугтен, Ленко­ сельвен, Бухальм, Стонга, Вейнес. Совместно с частями 63-й бригады морской пехоты и 126-го лёгкого стрелко­ вого корпуса освободили норвежский город Мункельвен. В 2002 году проведён штурм театрального центра на Дубровке для освобождения заложников. 27 октября В 1921 году приказом Реввоенсовета Республики введены единая форма одежды и нарукавные знаки отличия по занимаемой должности. В 1944 году бригады 126-го лёгкого стрелкового кор­ пуса, совершив переход по тундре, овладели городом НеЙден. На южном направлении 31-й стрелковый и 127-й лёгкий горнострелковый корпуса, неотступно пре­ следуя противника в крайне тяжёлых условиях местнос­ ти, за 1 О суток продвинулись на 150 км, освободили на­ селённый пункт Наутси и вышли на финско-норвежскую границу. В 1973 году на Новоземельском полигоне произве­ дён самый мощный - 3,5 Мт - советский подземный ядерный взрыв. 28 октября День армейской авиации ВКС России. В 1799 году Павел I пожаловал полководцу А.В.Суво­ рову звание генералиссимус всех российских войск. В 1944 году советские войска освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков. В 1974 году учреждены орден "За службу Родине в ВС СССР" трёх степеней и медаль "За отличие в воин­ ской службе" двух степеней. 29 октября В 1898 году спущен на воду первый в мире линейный ледокол "Ермак", построенный по замыслу и под наблю­ дением вице-адмирала С.О. Макарова. В 1918 году образован ВЛКСМ. В 1944 году завершилась Петсамо-Киркенесская операция советских войск. В 1951 году на вооружение ВМФ приняты подвижная 130-мм береговая артиллерийская установка СМ-4-1. Эти установки использовались в различных климати­ ческих условиях от Новой Земли до Кавказа. 30 октября День моряка-надводника. День основания Россий­ ского военно-морского флота. 30(20) октября 1696 года Боярская дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: "Морским судам быть". День памяти жертв политических репрессий. В 1908 году родился государственный и военный деятель министр обороны СССР Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда Маршал Советского Союза Дмитрий Фёдорович Устинов. В 1909 году родился советский военачальник, коман­ дующий Северным флотом с 23 апреля 1952 по 28 фев­ раля 1962 года Андрей Трофимович Чабаненко. В 1918 году родился участник Великой Отечественной войны, начальник Главного штаба ВМФ, 1-й зам. Глав­ нокомандующего ВМФ Герой Советского Союза адми­ рал флота Георгий Михайлович Егоров, командующий Северным флотом в 1972-1977 годах. В 1936 году в ВМФ введены персональные воинские звания от лейтенанта до флагмана флота 1 ранга. В 1943 году в Полярное прибыли 5 тральщиков и 6 "больших охотников" за подводными лодками, совер­ шивших океанский переход из США. В 1961 году на Новоземельском полигоне произве­ дено испытание самой мощной в мире термоядерной бомбы. На площадку Д-2 в районе Маточкина Шара сбро­ шено изделие массой 26 т мощностью 50Мт тротилового эквивалента. Было взорвано самое мощное взрывное устройство в истории человечества - царь-бомба (она же АН602 или "Кузькина мать''). За проведение этого испытания в третий раз звания Героя Социалистиче­ ского Труда удостоены ЕЛ. Славский и А.Д. Сахаров. 31 октября В 1911 году при Санкт-Петербургском политехниче­ ском институте начали действовать первые в стране теоретические курсы авиации по подготовке офицеров­ лётчиков для армии и флота России. В 1913 году на ходовых испытаниях эсминец "Новик" показал мировой рекорд скорости - 37,7 узла. В 1944 году орденом Красного Знамени награждены 72-я отдельная морская стрелковая бригада (находи­ лась в составе 14-й армии Карельского фронта), 5-я минно-торпедная авиационная дивизия СФ (командир генерал-майор Н. М. Кидалинский), 14-я смешанная авиа­ ционная дивизия СФ (командир полковник А. В. Жать­ ков), 78-й истребительный авиационный полк СФ (ко­ мандир подполковник В. И. Бабернов), 118-й морской разведывательный авиационный полк СФ (командир подполковник С. К. Литвинов). В 1944 году за успешные действия по разгрому не­ мецко-фашистских войск на территории Заполярья при­ казами Верховного главнокомандующего отличившимся соединениям и частям были присвоены почётные наи­ менования "Печенгские". В 1967 году Президиумом Верховного Совета СССР учреждён орден Октябрьской Революции. 1 ноября В 1915 году родился помощник командира 46-го штур­ мового авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Демьян Васильевич Осыка. В 1924 году на Московском автомобильном заводе "АМО" (ЗИЛ) был собран первый грузовой автомобиль. В 1954 году в Феодосии сформирован морской поли­ гон NQ 21, с 1958 года - Центральный морской полигон. В апреле 1955 года передислоцирован в г. Северо­ двинск. В акватории полигона 16 сентября 1955 года в 17.32 впервые в мире осуществлён запуск баллистиче­ ской ракеты с подводной лодки. В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР для генералов армии введены Маршальская звезда и новый образец погон с одной большой звездой и общевойсковой эмблемой. • * на стrажЕ запDлlrы 23 октября 2020 года ======18 к 140 -и годовщине со дня рождения Д.миmрия Карбышева ГЕНЕРАЛ С лЕдяныIM СЕРДЦЕМ 6 ---100.. Войну Кар- чен начальником инжене- сознательном состоянии попал в плен к немцам. С этого момента и до 1945 го­ да в его личном деле будет указываться формулировка "Пропал без вести". человек, которому перева- рассказывает об этом со­ бытии: ----r бышев закон- ров 5-й армии Восточного чил с пятью фронта. С октября занимал боевыми ор- должность заместителя на- денами и тремя медалями в чине поручика. лило за шестьдесят лет, оказался фанатически пре- В Первую мировую вой­ ну Карбышев участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. Был дивизионным инженером 78-й и 69-й пе­ хотных дивизий, затем на­ чальником инженерной службы 22-го финляндского армейского корпуса. В на­ чале 1915 года участвовал в штурме крепости Пере­ мышль. Был ранен в ногу. За доблесть и бесстрашие про­ изведён в чин подполков­ ника и награждён орденом Святой Анны. чальника инженеров Юж­ ного фронта, руководил строительством укрепле­ ний на Каховском плацдар­ ме. В 1921-1923 годах - по­ мощник, заместитель, а за- С первых дней плена немцы пытались склонить Дмитрия Михайловича к сотрудничеству, но всё было данным идее верности во­ инскому долгу и патриотиз­ му ... Карбышева можно счи­ тать безнадёжным в смыс­ ле использования у нас в качестве специалиста воен­ но-инженерного дела". "Как только мы вступи­ ли на территорию лагеря, немцы загнали нас в душе­ вую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали С приходом революции Карбышев не раздумывая вступил в ряды Красной армии. Весной 1919 года Дмитрий Карбышев назна­ чен главным руководите­ лем всех оборонительных работ Восточного фронта, участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинско­ го, Златоустовского, Троиц­ кого, Курганского укреплён­ ных районов. Обеспечивал форсирование рек Уфы и Белой, начало наступления на Сибирь, проектировал оборонительные сооруже­ ния Уральска. тем начальник инженеров вооружённых сил Украины и Крыма. тщетно. По свидетельству сотрудника личной охраны Власова офицера СД Хмы­ рова-Долгорукого, гитлеров­ цы первоначально уговари­ вали не Власова, а именно Дмитрия Карбышева, пра­ вославного, бывшего под­ полковника царской армии, для которого немецкий язык был как родной, первая же­ на которого была немкой, занять пост командующего Русской освободительной армией. И вердикт нацистов в 1943 году после двух лет уго­ воров: "Направить в концла­ герь Флоссенбург на ка­ торжные работы, никаких скидок на звание и возраст". на пол и тут же умирали - сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товари­ щей недалеко от меня. Мы понимали, что дожива­ ем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спи­ нами с пожарными бранд­ спойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытал­ ся уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей па­ дали замёрзшие или с раз­ мозжёнными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев. В ту трагиче­ скую ночь в живых осталось человек семьдесят". Карбышев считался од­ ним из лучших специалис­ тов военно-инженерных дел не только в СССр, но и в мире. Накануне Великой Отечественной войны Дмит­ рий Михайлович работал на западной границе нашей страны, где занимался обо­ ронительными работами. Примерно то же самое рассказывал военноплен­ ный подполковник Соро­ кин, уточнявший, что Карбы­ шев погиб от удара дубинки, когда попытался уклонить­ ся от струи ледяной воды. В общей сложности Дмит­ pий Михайлович прошёл 13 концлагерей и тюрем. С января 1920 года Дмит­ рий Карбышев - начальник управления военно-поле­ вых строительств. Его инже­ нерные находки во время штурма Перекопа в ноябре 1920-го решили исход Граж­ данской войны. Руководил работами по восстанов­ лению железнодорожного моста через Иртыш в Ом­ ске, укреплял Забайкаль­ ский плацдарм. В 1920 году был назна- В 1941 году советские части оказались в окруже­ нии, эвакуировать Карбы­ шева не удалась. 8 августа 1941 года в бою у реки Днепр возле деревни Добрей ка Могилёвской области Бело­ русской ССР генерал был тяжело контужен и в бес- Но склонить генерала к предательству им не уда­ лось. Гитлеровцы записали в своих архивах: "... Этот крупнейший советский фор­ тификатор, кадровый офи­ цер старой русской армии, В конце концов немцы поставили крест на Карбы­ шеве и отправили его в "пу­ тешествие" по концентраци­ онным лагерям, последним из которых стал Маутхаузен, где в ночь на 18 февраля 1945 года его подвергли зверским пыткам и вместе с 500 другими узниками лагеря облили ледяной во­ дой на морозе. Одним из оставшихся в живых после ледяного купания был ка­ надский офицер Седдон Де-Сент Клер. Вот что он Последние слова гене­ рала были обращены ко всем, кто защищал и любил свою Родину: "Бодрей, то­ варищи! Думайте о Роди­ не, и мужество не покинет вас!". ПодютО6Uла Светлана АНИСИМОВА. ============~' ~~============= "Пищаль" и "Секира" для флота 150 лет назад, в октябре 1870 го­ да, на вооружение морских сил Каспия были приняты две парус­ но-моторные канонерские лодки "Пищаль" и "Секира". До этого события самыми силь­ ными по огневой мощи во второй половине XIX века на Каспии были паровые канонерские лодки. С 3 июня по 20 августа 1862 года по Мариин­ ской системе с Балтики были пере­ ведены две канонерки - "Пищаль" и "Секира". Эти лодки были по­ строены в 1856 году в Петербурге. Водоизмещение их составляло 180 т, паровая машина имела мощ­ ность 80 лошадиных сил. Канонер­ ки имели на вооружении гладко­ ствольные орудия: одну 60-фунто­ вую пушку И две 24-фунтовые карро­ нады. Однако деревянные корпуса обеих лодок оказались слишком слабыми для плавания по Каспию, и 22 марта 1869 года их сдали в порт. Их "сменщицы" были построены на Каме и получили названия своих предшественниц - "Пищаль" и "Секи­ ра". В боевой состав Каспийской флотилии их ввели в 1872 году. "Пищаль" и "Секира" заложены 1 августа 1865 года (официально 5 января 1866 г.) на Воткинском ка­ зённом заводе Вятской губернии. Спущены на воду 2 июня 1866 г. и с 4 июня по 24 августа были отбукси­ рованы в мастерские Астраханско­ го военного порта для достройки. Из-за отсутствия средств достройка лодок была прекращена и возобно­ вилась лишь приказом по Морско­ му ведомству от 11 марта 1870 г. Работы на заводе были закончены 21 января 1872 г. В октябре 1870 г. канонерки зачислены в списки су­ дов Каспийской флотилии. В строй Канонерcrcая лодlCа типа "Пи­ щаль". вступили в 1872 г. Трижды прошли капитальный ремонт. 1 февраля 1892 г. переклассифицированы в мореходные канонерские лодки. В июне 1900 г. выведены из боевого состава, разоружены, сданы Бакин­ скому военному порту для исполь­ зования в служебно-вспомогатель­ ных целях. 28 октября 1899 г. ис­ ключена из списков судов Каспий- • ской флотилии "Секира", 29 июля 1900 г. - "Пищаль". Удивляет тот факт, что эти кано­ нерские лодки прослужили почти 30 лет, хотя механические двигатели на них переставили со ... списанных деревянных одноимённых канонер­ ских лодок. Первый междугородный 110 лет назад каждый удачный полёт любого аэроплана стано­ вился праздником, но постепенно ко всем приходило понимание, что самолёт может стать и видом транспорта. О дальних полётах в России за­ говорили уже в 1910 году. Первый междугородный перелёт Санкт- Из информации лондонской рези­ дентуры иностранного отдела ОГПУ: "Руднев Евгений Владимирович - подполковник, военный лётчик. Зачислился в Союз русских лётчи­ ков исключительно из-за обещания предоставить возможность трени­ ровки в полётах. В настоящее вре­ мя считается первым русским лёт­ чиком со времени создания авиа­ ции (первый начал летать). Имя в авиации крупное. Привлечение в авиацию СССР крайне желательно для морального воздействия на ос­ тальных. По идеологии признаёт революционное движение истори­ чески правильным, ни к какому по­ литическому течению не примыка­ ет. Может быть полезным работни- ЕвгениЙ руднев на аэроплане "Фар",ан". Петербург - Гатчина дальностью 64 км совершил военный лётчик Евгений Руднев на самолёте "Фар­ ман" 9 октября (21 октября по н.с.) 1910 года. В память об этом собы­ тии и 1 ОО-летии открытия Гатчинско­ го аэродрома там в 201 О году был установлен памятник самолёту. Легендарный пилот Евгений Руднев после уникального полёта участвовал в Первой мировой вой­ не. 22 сентября 1914 года он при­ был на Севера-Западный фронт, где совершил первые пробные полёты на "Илье Муромце". 16 сентября 1918 года Евгений Руднев, находившийся в зоне авст­ ро-германской оккупации, вместе с группой авиаторов совершил пере­ лёт Одесса - Екатеринодар на уг­ нанных с аэродрома, охраняемого австрийцами, самолётах. После этого подвига был зачислен в Доб­ ровольческую армию и назначен командиром формирующегося 3-го авиационного отряда. В марте 1920 года эвакуировался из Новороссий­ ска в Крым. На октябрь 1920 года - помощник начальника авиации русской армии генерала Врангеля по технической части. В ноябре 1920 года эвакуировался из Крыма. Эмигрировал во Францию, где ра­ ботал таксистом в Париже. ком по технической части авиации. Ездит такси-шофёром в Париже". В 1945 году Евгений Руднев скон­ чался в Париже. Такова судьба рус­ ского лётчика-рекордсмена. Последнему испытанию - 30 лет в 1990 году на арктическом поли­ гоне планировалось провести только один опыт. Социальная напряжённость вокруг Новозе­ мельского полигона нагнеталась искажённым информированием населения о реальной опасности проводившихся испьгraний и О ме­ рах, принимаемыхдля обеспече­ ния безопасности их проведения. Многочисленные общественные организации и комитеты, высту­ пающие против проведения испы­ таний ядерных зарядов, боролись с существованием конкретных по­ лигонов, а не за всеобщее запре­ щение испытаний. В начале 90-х годов прошлого века новоземель­ цам пришлось даже отразить де­ сант "Гринпис", высадившийся в районе проведения испытаний. К этому времени Новоземель­ ский полигон освоил пять видов испытаний ядерного оружия: под­ водные, наземные, приводные, воздушные и подземные. Подвод- • ные взрывы были закончены в 1961 году, наземный был только в 1957 году, последний приводный - в 1962-м, воздушные испытания за­ кончены в 1962-м. Подземные ис­ пытания прекращены в 1990 году (американцы на два года позже). Всего на Новой Земле было про­ ведено 132 ядерных взрыва. 42 из них были выполнены в подземном варианте. С 1963 года СССР триж­ ды вводил мораторий на ядерные испытания под землёЙ. США испы­ таний не прекращали. Последний наш подземный взрыв состоялся 24 октября 1990 года. Руководил арктическим полигоном в ту пору вице-адмирал Виктор Горев. Наз­ начен он был сюда после многолет­ ней службы в 3-й дивизии атомных подводных лодок Краснознамён­ нога Северного флота. 24 октября все ответственные за проведение взрыва собрались в Госкомгидромете и стали следить за тем, как меняются погодные ус­ ловия. Только в 14.30 стало оче­ видно, что на вечер складывается идеальная обстановка. Разреше­ ние комиссии на проведение экс­ перимента было послано и получе­ но на Новой Земле в 15 чаС.30 мин. Ядерный взрыв разрешалось про­ вести 24 октября с 15 до 18 часов. Последнее испытание было за­ кончено в 17 часов 59 минут 24 ок­ тября 1990 года. Выхода радиоак­ тивных продуктов как из эпицентра взрыва, так и с приустьевой пло­ щадки не произошло. Обстановка на полигоне после взрыва была нор­ мальной. В городке, находящемся в километре от ЯВ, радиационный фон составлял от 6 до 1 О мкр/час. Новая ЗеJItЛЯ. Испытание ядер­ ною оруж:uя. На второй день после подзем­ ного взрыва на полигоне побывали журналисты и учёные, представляв­ шие северные регионы. В 30 мет­ рах от штольни уровень радиации не превышал 25 мкр/час. На пятый день корреспонденты центральных газет смогли подойти непосредст­ венно к устью штольни. Но и это по­ сещение не сняло напряжённости вокруг полигона. Подгото6UЛ ТерентиЙ МИНАКОВ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz