На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 26 октября В 1944 году в ночь на 26 октября части 99-го стрел кового корпуса форсировали Ланг-фиорд и овладели норвежскими населёнными пунктами Хебугтен, Ленко сельвен, Бухальм, Стонга, Вейнес. Совместно с частями 63-й бригады морской пехоты и 126-го лёгкого стрелко вого корпуса освободили норвежский город Мункельвен. В 2002 году проведён штурм театрального центра на Дубровке для освобождения заложников. 27 октября В 1921 году приказом Реввоенсовета Республики введены единая форма одежды и нарукавные знаки отличия по занимаемой должности. В 1944 году бригады 126-го лёгкого стрелкового кор пуса, совершив переход по тундре, овладели городом НеЙден. На южном направлении 31-й стрелковый и 127-й лёгкий горнострелковый корпуса, неотступно пре следуя противника в крайне тяжёлых условиях местнос ти, за 1 О суток продвинулись на 150 км, освободили на селённый пункт Наутси и вышли на финско-норвежскую границу. В 1973 году на Новоземельском полигоне произве дён самый мощный - 3,5 Мт - советский подземный ядерный взрыв. 28 октября День армейской авиации ВКС России. В 1799 году Павел I пожаловал полководцу А.В.Суво рову звание генералиссимус всех российских войск. В 1944 году советские войска освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков. В 1974 году учреждены орден "За службу Родине в ВС СССР" трёх степеней и медаль "За отличие в воин ской службе" двух степеней. 29 октября В 1898 году спущен на воду первый в мире линейный ледокол "Ермак", построенный по замыслу и под наблю дением вице-адмирала С.О. Макарова. В 1918 году образован ВЛКСМ. В 1944 году завершилась Петсамо-Киркенесская операция советских войск. В 1951 году на вооружение ВМФ приняты подвижная 130-мм береговая артиллерийская установка СМ-4-1. Эти установки использовались в различных климати ческих условиях от Новой Земли до Кавказа. 30 октября День моряка-надводника. День основания Россий ского военно-морского флота. 30(20) октября 1696 года Боярская дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: "Морским судам быть". День памяти жертв политических репрессий. В 1908 году родился государственный и военный деятель министр обороны СССР Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда Маршал Советского Союза Дмитрий Фёдорович Устинов. В 1909 году родился советский военачальник, коман дующий Северным флотом с 23 апреля 1952 по 28 фев раля 1962 года Андрей Трофимович Чабаненко. В 1918 году родился участник Великой Отечественной войны, начальник Главного штаба ВМФ, 1-й зам. Глав нокомандующего ВМФ Герой Советского Союза адми рал флота Георгий Михайлович Егоров, командующий Северным флотом в 1972-1977 годах. В 1936 году в ВМФ введены персональные воинские звания от лейтенанта до флагмана флота 1 ранга. В 1943 году в Полярное прибыли 5 тральщиков и 6 "больших охотников" за подводными лодками, совер шивших океанский переход из США. В 1961 году на Новоземельском полигоне произве дено испытание самой мощной в мире термоядерной бомбы. На площадку Д-2 в районе Маточкина Шара сбро шено изделие массой 26 т мощностью 50Мт тротилового эквивалента. Было взорвано самое мощное взрывное устройство в истории человечества - царь-бомба (она же АН602 или "Кузькина мать''). За проведение этого испытания в третий раз звания Героя Социалистиче ского Труда удостоены ЕЛ. Славский и А.Д. Сахаров. 31 октября В 1911 году при Санкт-Петербургском политехниче ском институте начали действовать первые в стране теоретические курсы авиации по подготовке офицеров лётчиков для армии и флота России. В 1913 году на ходовых испытаниях эсминец "Новик" показал мировой рекорд скорости - 37,7 узла. В 1944 году орденом Красного Знамени награждены 72-я отдельная морская стрелковая бригада (находи лась в составе 14-й армии Карельского фронта), 5-я минно-торпедная авиационная дивизия СФ (командир генерал-майор Н. М. Кидалинский), 14-я смешанная авиа ционная дивизия СФ (командир полковник А. В. Жать ков), 78-й истребительный авиационный полк СФ (ко мандир подполковник В. И. Бабернов), 118-й морской разведывательный авиационный полк СФ (командир подполковник С. К. Литвинов). В 1944 году за успешные действия по разгрому не мецко-фашистских войск на территории Заполярья при казами Верховного главнокомандующего отличившимся соединениям и частям были присвоены почётные наи менования "Печенгские". В 1967 году Президиумом Верховного Совета СССР учреждён орден Октябрьской Революции. 1 ноября В 1915 году родился помощник командира 46-го штур мового авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Демьян Васильевич Осыка. В 1924 году на Московском автомобильном заводе "АМО" (ЗИЛ) был собран первый грузовой автомобиль. В 1954 году в Феодосии сформирован морской поли гон NQ 21, с 1958 года - Центральный морской полигон. В апреле 1955 года передислоцирован в г. Северо двинск. В акватории полигона 16 сентября 1955 года в 17.32 впервые в мире осуществлён запуск баллистиче ской ракеты с подводной лодки. В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР для генералов армии введены Маршальская звезда и новый образец погон с одной большой звездой и общевойсковой эмблемой. • * на стrажЕ запDлlrы 23 октября 2020 года ======18 к 140 -и годовщине со дня рождения Д.миmрия Карбышева ГЕНЕРАЛ С лЕдяныIM СЕРДЦЕМ 6 ---100.. Войну Кар- чен начальником инжене- сознательном состоянии попал в плен к немцам. С этого момента и до 1945 го да в его личном деле будет указываться формулировка "Пропал без вести". человек, которому перева- рассказывает об этом со бытии: ----r бышев закон- ров 5-й армии Восточного чил с пятью фронта. С октября занимал боевыми ор- должность заместителя на- денами и тремя медалями в чине поручика. лило за шестьдесят лет, оказался фанатически пре- В Первую мировую вой ну Карбышев участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. Был дивизионным инженером 78-й и 69-й пе хотных дивизий, затем на чальником инженерной службы 22-го финляндского армейского корпуса. В на чале 1915 года участвовал в штурме крепости Пере мышль. Был ранен в ногу. За доблесть и бесстрашие про изведён в чин подполков ника и награждён орденом Святой Анны. чальника инженеров Юж ного фронта, руководил строительством укрепле ний на Каховском плацдар ме. В 1921-1923 годах - по мощник, заместитель, а за- С первых дней плена немцы пытались склонить Дмитрия Михайловича к сотрудничеству, но всё было данным идее верности во инскому долгу и патриотиз му ... Карбышева можно счи тать безнадёжным в смыс ле использования у нас в качестве специалиста воен но-инженерного дела". "Как только мы вступи ли на территорию лагеря, немцы загнали нас в душе вую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали С приходом революции Карбышев не раздумывая вступил в ряды Красной армии. Весной 1919 года Дмитрий Карбышев назна чен главным руководите лем всех оборонительных работ Восточного фронта, участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинско го, Златоустовского, Троиц кого, Курганского укреплён ных районов. Обеспечивал форсирование рек Уфы и Белой, начало наступления на Сибирь, проектировал оборонительные сооруже ния Уральска. тем начальник инженеров вооружённых сил Украины и Крыма. тщетно. По свидетельству сотрудника личной охраны Власова офицера СД Хмы рова-Долгорукого, гитлеров цы первоначально уговари вали не Власова, а именно Дмитрия Карбышева, пра вославного, бывшего под полковника царской армии, для которого немецкий язык был как родной, первая же на которого была немкой, занять пост командующего Русской освободительной армией. И вердикт нацистов в 1943 году после двух лет уго воров: "Направить в концла герь Флоссенбург на ка торжные работы, никаких скидок на звание и возраст". на пол и тут же умирали - сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товари щей недалеко от меня. Мы понимали, что дожива ем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спи нами с пожарными бранд спойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытал ся уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей па дали замёрзшие или с раз мозжёнными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев. В ту трагиче скую ночь в живых осталось человек семьдесят". Карбышев считался од ним из лучших специалис тов военно-инженерных дел не только в СССр, но и в мире. Накануне Великой Отечественной войны Дмит рий Михайлович работал на западной границе нашей страны, где занимался обо ронительными работами. Примерно то же самое рассказывал военноплен ный подполковник Соро кин, уточнявший, что Карбы шев погиб от удара дубинки, когда попытался уклонить ся от струи ледяной воды. В общей сложности Дмит pий Михайлович прошёл 13 концлагерей и тюрем. С января 1920 года Дмит рий Карбышев - начальник управления военно-поле вых строительств. Его инже нерные находки во время штурма Перекопа в ноябре 1920-го решили исход Граж данской войны. Руководил работами по восстанов лению железнодорожного моста через Иртыш в Ом ске, укреплял Забайкаль ский плацдарм. В 1920 году был назна- В 1941 году советские части оказались в окруже нии, эвакуировать Карбы шева не удалась. 8 августа 1941 года в бою у реки Днепр возле деревни Добрей ка Могилёвской области Бело русской ССР генерал был тяжело контужен и в бес- Но склонить генерала к предательству им не уда лось. Гитлеровцы записали в своих архивах: "... Этот крупнейший советский фор тификатор, кадровый офи цер старой русской армии, В конце концов немцы поставили крест на Карбы шеве и отправили его в "пу тешествие" по концентраци онным лагерям, последним из которых стал Маутхаузен, где в ночь на 18 февраля 1945 года его подвергли зверским пыткам и вместе с 500 другими узниками лагеря облили ледяной во дой на морозе. Одним из оставшихся в живых после ледяного купания был ка надский офицер Седдон Де-Сент Клер. Вот что он Последние слова гене рала были обращены ко всем, кто защищал и любил свою Родину: "Бодрей, то варищи! Думайте о Роди не, и мужество не покинет вас!". ПодютО6Uла Светлана АНИСИМОВА. ============~' ~~============= "Пищаль" и "Секира" для флота 150 лет назад, в октябре 1870 го да, на вооружение морских сил Каспия были приняты две парус но-моторные канонерские лодки "Пищаль" и "Секира". До этого события самыми силь ными по огневой мощи во второй половине XIX века на Каспии были паровые канонерские лодки. С 3 июня по 20 августа 1862 года по Мариин ской системе с Балтики были пере ведены две канонерки - "Пищаль" и "Секира". Эти лодки были по строены в 1856 году в Петербурге. Водоизмещение их составляло 180 т, паровая машина имела мощ ность 80 лошадиных сил. Канонер ки имели на вооружении гладко ствольные орудия: одну 60-фунто вую пушку И две 24-фунтовые карро нады. Однако деревянные корпуса обеих лодок оказались слишком слабыми для плавания по Каспию, и 22 марта 1869 года их сдали в порт. Их "сменщицы" были построены на Каме и получили названия своих предшественниц - "Пищаль" и "Секи ра". В боевой состав Каспийской флотилии их ввели в 1872 году. "Пищаль" и "Секира" заложены 1 августа 1865 года (официально 5 января 1866 г.) на Воткинском ка зённом заводе Вятской губернии. Спущены на воду 2 июня 1866 г. и с 4 июня по 24 августа были отбукси рованы в мастерские Астраханско го военного порта для достройки. Из-за отсутствия средств достройка лодок была прекращена и возобно вилась лишь приказом по Морско му ведомству от 11 марта 1870 г. Работы на заводе были закончены 21 января 1872 г. В октябре 1870 г. канонерки зачислены в списки су дов Каспийской флотилии. В строй Канонерcrcая лодlCа типа "Пи щаль". вступили в 1872 г. Трижды прошли капитальный ремонт. 1 февраля 1892 г. переклассифицированы в мореходные канонерские лодки. В июне 1900 г. выведены из боевого состава, разоружены, сданы Бакин скому военному порту для исполь зования в служебно-вспомогатель ных целях. 28 октября 1899 г. ис ключена из списков судов Каспий- • ской флотилии "Секира", 29 июля 1900 г. - "Пищаль". Удивляет тот факт, что эти кано нерские лодки прослужили почти 30 лет, хотя механические двигатели на них переставили со ... списанных деревянных одноимённых канонер ских лодок. Первый междугородный 110 лет назад каждый удачный полёт любого аэроплана стано вился праздником, но постепенно ко всем приходило понимание, что самолёт может стать и видом транспорта. О дальних полётах в России за говорили уже в 1910 году. Первый междугородный перелёт Санкт- Из информации лондонской рези дентуры иностранного отдела ОГПУ: "Руднев Евгений Владимирович - подполковник, военный лётчик. Зачислился в Союз русских лётчи ков исключительно из-за обещания предоставить возможность трени ровки в полётах. В настоящее вре мя считается первым русским лёт чиком со времени создания авиа ции (первый начал летать). Имя в авиации крупное. Привлечение в авиацию СССР крайне желательно для морального воздействия на ос тальных. По идеологии признаёт революционное движение истори чески правильным, ни к какому по литическому течению не примыка ет. Может быть полезным работни- ЕвгениЙ руднев на аэроплане "Фар",ан". Петербург - Гатчина дальностью 64 км совершил военный лётчик Евгений Руднев на самолёте "Фар ман" 9 октября (21 октября по н.с.) 1910 года. В память об этом собы тии и 1 ОО-летии открытия Гатчинско го аэродрома там в 201 О году был установлен памятник самолёту. Легендарный пилот Евгений Руднев после уникального полёта участвовал в Первой мировой вой не. 22 сентября 1914 года он при был на Севера-Западный фронт, где совершил первые пробные полёты на "Илье Муромце". 16 сентября 1918 года Евгений Руднев, находившийся в зоне авст ро-германской оккупации, вместе с группой авиаторов совершил пере лёт Одесса - Екатеринодар на уг нанных с аэродрома, охраняемого австрийцами, самолётах. После этого подвига был зачислен в Доб ровольческую армию и назначен командиром формирующегося 3-го авиационного отряда. В марте 1920 года эвакуировался из Новороссий ска в Крым. На октябрь 1920 года - помощник начальника авиации русской армии генерала Врангеля по технической части. В ноябре 1920 года эвакуировался из Крыма. Эмигрировал во Францию, где ра ботал таксистом в Париже. ком по технической части авиации. Ездит такси-шофёром в Париже". В 1945 году Евгений Руднев скон чался в Париже. Такова судьба рус ского лётчика-рекордсмена. Последнему испытанию - 30 лет в 1990 году на арктическом поли гоне планировалось провести только один опыт. Социальная напряжённость вокруг Новозе мельского полигона нагнеталась искажённым информированием населения о реальной опасности проводившихся испьгraний и О ме рах, принимаемыхдля обеспече ния безопасности их проведения. Многочисленные общественные организации и комитеты, высту пающие против проведения испы таний ядерных зарядов, боролись с существованием конкретных по лигонов, а не за всеобщее запре щение испытаний. В начале 90-х годов прошлого века новоземель цам пришлось даже отразить де сант "Гринпис", высадившийся в районе проведения испытаний. К этому времени Новоземель ский полигон освоил пять видов испытаний ядерного оружия: под водные, наземные, приводные, воздушные и подземные. Подвод- • ные взрывы были закончены в 1961 году, наземный был только в 1957 году, последний приводный - в 1962-м, воздушные испытания за кончены в 1962-м. Подземные ис пытания прекращены в 1990 году (американцы на два года позже). Всего на Новой Земле было про ведено 132 ядерных взрыва. 42 из них были выполнены в подземном варианте. С 1963 года СССР триж ды вводил мораторий на ядерные испытания под землёЙ. США испы таний не прекращали. Последний наш подземный взрыв состоялся 24 октября 1990 года. Руководил арктическим полигоном в ту пору вице-адмирал Виктор Горев. Наз начен он был сюда после многолет ней службы в 3-й дивизии атомных подводных лодок Краснознамён нога Северного флота. 24 октября все ответственные за проведение взрыва собрались в Госкомгидромете и стали следить за тем, как меняются погодные ус ловия. Только в 14.30 стало оче видно, что на вечер складывается идеальная обстановка. Разреше ние комиссии на проведение экс перимента было послано и получе но на Новой Земле в 15 чаС.30 мин. Ядерный взрыв разрешалось про вести 24 октября с 15 до 18 часов. Последнее испытание было за кончено в 17 часов 59 минут 24 ок тября 1990 года. Выхода радиоак тивных продуктов как из эпицентра взрыва, так и с приустьевой пло щадки не произошло. Обстановка на полигоне после взрыва была нор мальной. В городке, находящемся в километре от ЯВ, радиационный фон составлял от 6 до 1 О мкр/час. Новая ЗеJItЛЯ. Испытание ядер ною оруж:uя. На второй день после подзем ного взрыва на полигоне побывали журналисты и учёные, представляв шие северные регионы. В 30 мет рах от штольни уровень радиации не превышал 25 мкр/час. На пятый день корреспонденты центральных газет смогли подойти непосредст венно к устью штольни. Но и это по сещение не сняло напряжённости вокруг полигона. Подгото6UЛ ТерентиЙ МИНАКОВ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz