На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.

3 стр. * на С17аЖI запDлlrы 23 октября 2020 года ИДЕТ &ОЕВАН VЧЕ&А "САМОЕ ТЯЖЁЛОЕ вают по специальности. Практика, прак­ тика и ещё раз практика, так и становятся высококлассными специалистами. В НАШЕЙ РАБОТЕ - ЖДАТЬ" Но самое для них сложное, заявляют военнослужащие ИАС, не учёба, не соб­ людение ответственности, не бесконеч­ ная бумажная работа. Самое сложное - ждать. Ждать посадки самолёта на аэро­ дром. Ждать точных данных, куда именно прибудет Ту-142. Зачастую противолодоч­ ники не садятся на аэродром взлёта, и наземному техперсоналу приходится от­ правляться к месту встречи с воздушным судном на самолётах военно-транспорт­ ной авиации, чтобы обслужить, подгото­ вить для выполнения следующих задач. После посадки осущест­ вляется ещё одна проверка. - В первую очередь мы спрашиваем экипаж, есть сора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина". Ежегодно оттуда разъезжаются по мес­ там службы технические специалисты различных профилей: по авиационному оборудованию, авиационному воору- жен ию, радиоэлектронной аппаратуре и так далее. самолёты и двигатели. По признанию обоих, учёба давалась легко, потому что желание овладеть профессией было ли у них какие-то замечания, - продол­ жает Александр Юрьевич. - Если "да", наша задача их устранить, "нет" - прос­ то производим осмотр И обслуживание самолёта, всех его систем и агрегатов, а также заправляем до необходимого запаса. - В процессе межсезонного обслужи­ вания мы меняем спецжидкости, про­ изводим смазку всех механизмов и на­ стройку двигателей, которые работают по-разному в зависимости от темпера­ туры окружающей среды, - добавляет инженер авиационного комплекса гвар­ дии лейтенант Александр Бовшис. О том, насколько серьёзная ответст­ венность - выполнять такую работу, мож­ но рассуждать бесконечно, исправность самолёта напрямую связана с сохран­ ностью жизни экипажа. Инженеры, ес­ тественно, осознают это. Что-то упустить, проглядеть, отнестись к чему-то халатно нельзя, потому и в свой коллектив они недобросовестных, необучаемых людей не принимают, не приживаются такие здесь. Этот ввуз окончили гвардии лейте­ нанты Александр Бовшис и Магомет Атлуханов. Они освоили специальность осознанным. - Конечно, в институте давали только базовые знания, общие принципы. Про­ тиволодочный самолёт Ту-142 мы не изу­ чали, учились на Су-З4, - рассказывает Магомет Атлуханов. - В части началось переучивание, осваивание новой тех­ ники. Документация, инструкция по экс- - Тяжело, когда два самолёта там, два там, а ещё один хотят отправить в третье Если пилоты эскадрильи появляются на аэродроме часа за два до вылета, то инженерно-технический состав - часов за шесть. Противолодочник Ту-142 - очень мощная, большая машина, а военнослужащим ИАС необходимо осмотреть каждый сан­ тиметр самолёта плуатации, практика на самой машине - в эскадрилье стажировались примерно месяц, после чего сдавали экзамены на допуск к самостоятельной работе. Этого времени вполне хватило, чтобы почувст­ BoBaTb себя уверенно. Сверхсложного же нет ничего. место, хоть разорвись, - признаются инженеры. - Бывает так, что прилетели домой, поменяли грязные вещи на чис­ тые и полетели дальше куда-то. Так ведь ещё и от нарядов никто не освобождает. Тем не менее все стараются сохра­ нить позитивный настрой, говорят, что с негативом работать ещё тяжелее, а са­ мим себе дополнительные трудности создавать не стоит. Подготовка офицеров ИАС в нашей стране проходит в ВУНЦ ВВС "Военно­ воздушная академия имени профес- Тщателышя nровер1Са всех систем перед вылетом - залог безопасности nо­ лёmа. Да и у техников система подготовки стандартная: школа прапорщиков, за­ тем обучение в техническо-эксплуа­ тационной части эскадрильи. Сначала общая информация, а потом натаски- Анна КОРОЛЬКОВА. Фото Евгении ЗЕМСКОВОЙ. ЗИГЗАГИ СУДЬБЬI Жизненный выбор - морская пехота IФiФМИ'i&'i"иt,II ~и:::е~::Ьк::о::~ совеРUIенствовали свои навыки владения оружием и техникой мотострелки и морские пехотинцы, а также отрабатывали взаимодействие при реUIении поставленных перед их подразделениями задач, было напряжённо. Военнослужащие двух со­ единений выполняли учебно-боевые упражне­ ния, бросали свои боевые маUIИНЫ в близле­ жащий водоём, преодолевая его вплавь. Завер­ UIающим этапом данного учения стало форси­ рование водной преграды десантно-UIТУРМОВОЙ ротой морской пехоты при поддержке огнём с тем, чтобы занять плацдарм на противопо­ ложном берегу. В этом эпизоде морские пехотинцы в полном объ­ ёме продемонстрировали свою выучку и высокую про­ фессиональную подготовку. Бронетранспортёры, раз­ вернувшись в акватории озера в линию фронта и ос­ тавляя за собой бурунные следы, словно катера, ведя огонь из автоматических пушек, устремились к бере­ гу, занятому противником. Безусловно, от экипажей боевых машин при этом требовалось немалое мас­ терство. По большому счёту, механики-водители и опе­ раторы-наводчики решали исход этого учебного боя. После выполнения по­ ставленной задачи, ещё на­ ходясь под напряжением, которое пришлось испы­ тать, морские пехотинцы живо обсуждали только что пережитый бой, свои дей­ ствия, осматривали технику, прошедшую проверку во­ дой. Ведь не каждый день им доводится участвовать в подобных мероприятиях боевой подготовки. Кто-то из них восторженно расска­ зывал о том, как вёл боевую машину по воде, кто-то - о поражённых с первых зал­ пов целях. Но оставались в по своим местам. Да и дело, которым занимается, тоже привычно. И справляется он с ним без особого напряга, основательно и уверенно. Матрос Алексей Осипов служит в соединении мор­ ской пехоты Северного фло- та почти пять лет. Начинал здесь помощником грана­ томётчика. Потом, когда освободил ась должность оператора-наводчика, по­ пробовал себя на этом поп­ рище и вот уже около года входит в состав экипажа бронетранспортёра. За это время успел выполнить не­ мало стрельб, показав при ()сновное в работе наводчика - не только точно навести вовремя автоматическую пуш­ ку на цель, но и своевременно самостоятель­ но принимать необходимые решения во время учебного боя стороне те, кто выполнение учебно-боевых упражнений воспринимал как обычную будничную работу. Среди них был и оператор-навод­ чик БТР-82 десантно-штур­ мовой роты морской пехоты матрос Алексей Осипов. За годы службы он мно­ гое успел увидеть, побывал в различных ситуациях, при­ обрёл немалый жизнен­ ный опыт. К примеру, на вопрос о том, какие эмоции у него вызвало завершив­ шееся учение, Алексей, ус­ мехнувшись, сам спросил: "Как вы думаете, сколько мне лет?". И тут же, чтобы не ставить собеседника в затруднительное положе­ ние, ответил: "Сорок". Действительно, в таком возрасте уже трудно чем-то удивить человека. Для него в этой жизни всё понятно и давным-давно разложено • этом хорошие результаты. Не зря матрос Осипов счи­ тается одним из лучших специалистов в своём под­ разделении. Для него не составило особого труда в короткий срок освоить оружие, на­ учиться поражать цели с первых выстрелов. Конечно, для этого пришлось нема­ ло потрудиться. Ещё будучи помощником гранатомёт­ чика, интересовался рабо­ той оператора-наводчика. Данная специальность вос­ требована в подразделе­ нии. Но на эту должность ко­ го попало не назначат. Де­ ло это требует от военнослу­ жащего определённых прак­ тических навыков, соответ­ ствующей профессиональ­ ной подготовки, да и время на обучение тоже нужно потратить. А его, как прави­ ло, не всегда хватает. Наи- более подходящий вариант, когда кандидат на эту долж­ ность уже владеет навыка­ ми применения и обслужи­ вания оружия. Поэтому и старался Алексей Осипов использовать любую воз­ можность, чтобы овладеть новой специальностью. Бла­ го сослуживцы шли ему на­ встречу, помогали разобрать­ ся с автоматической артил­ лерийской установкой. - Сначала учился на прак­ тике, разбирал, собирал пушку, смотрел, что и как устроено, - рассказывает матрос Осипов. - Потом, ког­ да стал наводчиком, занимал­ ся в составе экипажа, совер­ шенствовал навыки на тре­ нажёре, постигал теорию. Основное в работе на­ водчика - не только точно навести вовремя автома­ тическую пушку на цель, но и своевременно самостоя­ тельно принимать необхо­ димые решения во время учебного боя, так считает Алексей. - Современный бой ско­ ротечный, обстановка ме­ няется очень быстро, - де­ лится мнением морской пе­ хотинец. - Поэтому мы учим­ ся действовать в реальной обстановке, когда от каж­ дого зависит конечный ре­ зультат. Я, как и командир экипажа, тоже наблюдаю за противником, и в случае, не терпящем отлагательства, могу без его команды от­ крыть огонь. Главное, что­ бы это было на пользу дела. Правда, во всём этом не­ которое недоумение вызы­ ваютслужебноеположение и возраст матроса Алексея Осипова. В самом деле, в таких годах быть всего лишь матросом и иметь за плеча­ ми лишь около пяти лет службы в Вооружённых си­ лах, наверное, маловато. Но чтобы понять, почему так произошло, нужно просле­ дить жизненный путь Алек­ сея Осипова. Родился он в Волгоград­ ской области, какое-то вре­ мя жил с родителями в Кольском Заполярье. За­ тем семья переехала в Ук­ раину. Там Алексей окончил школу, потом был призван в пограничные войска стра­ ны. После завершения служ­ бы по призыву остался и дальше в погранвойсках Ук­ раины. Стал прапорщиком, старшим техником погранич­ ной заставы. Со временем • захотелось чего-то боль­ шего, и Алексей, оставив военную службу, поступил в Харьковский националь­ ный университет МВД. По­ лучив высшее юридическое образование, семь лет про­ работал следователем в го­ роде Очакове Николаев­ ской области, имел спе­ циальное офицерское зва­ ние. Кто знает, как бы даль­ ше сложилась судьба Алек­ сея Осипова, если бы в Ук­ раине не начался очеред­ ной майдан. Идеи его сто­ ронников ему пришлись не по душе, да и с новой май­ данной властью Алексею тоже было не по пути. По­ этому он переехал в Россию, где жили его родственники. Получив гражданство Рос­ сийской Федерации, начал искать работу по специаль­ ности. Но ничего путного найти не смог. В конце кон­ цов обратился в военкомат и заключил контракт с МО РФ. Так и оказался в морской пехоте Северного флота. - Воинское звание, кото­ рое мне было присвоено в Украине, пока ещё не вос­ становили, - объясняет Алек­ сей. - Для этого нужна соот­ ветствующая должность. К тому же надо собрать не­ обходимые документы. А бумажная возня тянется очень долго. Например, об­ ратился за справками в во­ енкомат по прежнему месту жительства, а там, узнав, что уехал в Россию, напрочь отказались какие-либо до­ кументы пересылать. Служба матроса Алек­ сея Оси пова полностью уст­ paиBaeT, всё в его жизни складывается нормально, денежное довольствие то­ же соответствующее. Од­ ним словом, линия судьбы, делавшая зигзаги, стала теперь прямой. Поначалу Алексею пока­ залось, что в коллективе морских пехотинцев его приняли с какой-то насто­ роженностью. Но прошло некоторое время, и всё встало на свои места. Те­ перь он лучший оператор­ наводчик БТР-82, с честью носит чёрный берет. Несмотря на внутреннюю уверенность, спокойствие и восприятие учебно-боевого упражнения как обычной работы, Алексей всё же ос­ торожничает в своей оцен­ ке выполнения возложен­ ных на него обязанностей. По его словам, ведение стрельбы из автоматиче­ ской пушки, установленной на бронетранспортёре, с места, на ходу и на плаву у него проходит по-разному. - Во время ведения огня на воде сказывается отда­ ча, - поясняет матрос Алек­ сей Осипов. - Главное, что­ бы машину не сильно кача­ ло. А в остальном - разница небольшая. Система навод­ ки универсальная. Он может без устали рас­ сказывать об автоматиче­ ской пушке БТР-82, которую обслуживает, её особеннос­ тях, специфике стрельбы из неё. Так увлечённо может говорить о своей специаль­ ности только человек, глу­ боко преданный делу, кото­ рому служит. Але1Ссандр БОНДАРЬ. Фото автора. "ПОТЕРЯ СВЯЗИ - ЭТО НЕ ПРО НАС" в этом уверен флаг­ манский связист соединения под­ водных лодок Коль­ ской флотилии раз­ нородных сил капитан 3 ранга Александр Прав­ дюк. Обеспечение бесперебойной работы во­ енной связи - основного канала сообщения между командным пунктом и подводными лодками, находящимися в море, - его главная задача. О том, что есть такая про­ фессия - Родину защищать, Александр знал с детства очень хорошо. Все его род­ ственники по мужской ли­ нии связали свою жизнь с Вооружёнными силами: дед, отец, дядя, брат выбра­ ли для себя стезю военно­ служащего. Александру суж­ дено было продолжить во­ инскую династию. Близка для Правдюка и профессия подводника - Александр вырос в гарни­ зоне, от причалов которого субмарины уходили в море. Отец, служивший на атомо­ ходах, с малых лет прививал сыну интерес к подводным лодкам. Окончив в 2006 году ВМИРЭ им. А.с.попова, лейтенант Правдюк прибыл в прослав­ ленное соединение дизель- Правдюку командование предложило должность командира группы связи на ней. - Я оценил доверие на­ чальства - мне, вчерашнему выпускнику, предстояло ос­ воить совершенно новые системы. Более того, необ­ ходимо было из инженера боевых информационно­ управляющих систем пере­ квалифицироваться в свя­ зисты, - рассказывает ка­ питан 3 ранга Правдюк. Для этого Александра Константиновича в соста­ ве экипажа направили на переобучение в учебный центр. - Большую помощь в про­ фессиональной подготовке мне оказал преподаватель и наставник капитан 2 ранга Александр Чижик. Как ока- ных подводных лодок Коль- залось, он служил в поляр- ской флотилии разнород- нинском подплаве, поэтому ных сил. Приняв дела и обя- к нам отношение было осо- занности инженера вычис- бое. Мне он помог отлично лительной группы ПЛ "Маг- освоить новую специаль- нитогорск", через пару не- ность, передал свои опыт и дель молодой офицер впер- знания, одним словом, про- вые вышел в море. вание, по своим характе­ ристикам ничуть не усту­ пающее тому, что имеется на новых подлодках. На "Варшавянках" капитан 3 ранга Правдюк совершил 8 дальних ПОХОДОВ и 5 меж­ флотских переходов. - При выполнении задач в море от связиста зависит очень многое. Например, если он не примет инфор­ мацию, присланную коман­ диру, то это затруднит при­ нятие решения по даль­ нейшему использованию подлодки. Стоит учесть, что субмарина в некоторых слу­ чаях может только при­ нимать информацию из ба­ зы, отвечать не имеет пра­ ва, иначе лодку легко обна­ ружат потенциальные про­ тивники. Причём всплыть на сеанс связи мы обязаны в любых погодных условиях и в разных точках Мирового океана. Принять важные указания и сведения свя­ зисты должны за несколько минут, - поясняет капитан 3 ранга Правдюк. Профессия связиста-под­ водника, по мнению Алек­ сандра Константиновича, требует от человека оп ре­ делённых качеств: высоко­ го интеллекта, опыта, мо­ рально-психологической устойчивости, знания ино­ странных языков и многого другого. С вступлением в долж­ ность флагманского связис­ та забот у капитана 3 ранга Правдюка прибавилось. В зоне ответственности мат­ часть не одной подводной лодки, а нескольких. Да и подчинённого личного со­ става стало больше. - Работа с опытными подводниками сложностей не вызывает. Система от­ работана годами, каждый знает своё дело, - говорит капитан 3 ранга Александр Правдюк. - А вот с лейте­ нантами - выпускниками военных учебных заведе­ ний приходится много зани­ маться. Молодые офицеры приходят в соединение поч­ ти ежегодно, у каждого свой уровень подготовки. Одни - - До выпуска я проходил практику на атомоходах в Гаджиево, не сразу привык к стеснённому пространству и спартанским бытовым условиям. А когда оказался Стоит учесть, что субмарина в некоторых случаях может только принимать информа­ цию из базы, отвечать не имеет права на "дизелюхе", по достоин­ ству оценил комфорт атомо­ хода: вспомнил и сауну, и тренажёрный зал, и прос­ торную кают-компанию. На дизельной лодке об этом оставалось только мечтать. Со временем понял, что суровые условия службы и быта только закаляют ха- рактер и вызывают уваже­ ние к подводникам-дизе­ листам, - вспоминает капи­ тан 3 ранга Правдюк. В тот год в соединении был сформирован экипаж новой субмарины четвёр­ того поколения. Лейтенанту • ложил путь в мир военной связи, - продолжает капи­ тан З ранга Правдюк. Новые проекты кораб­ лей - это, конечно, рывок вперёд в военно-промыш­ ленной сфере, однако, по мнению Александра Кон­ стантиновича, надёжнее проверенных временем и дальними походами "Вар­ шавянок" в дизельном под­ водном флоте нет. Тем бо­ лее часть лодок, входящих в состав соединения, про­ шли модернизацию: внутри прочного корпуса установ­ лено уникальное оборудо- менее инициативные, дру­ гие, что называется, рьяно рвутся в бой. В нынешнем году прибыл лейтенант, ко­ торый в короткий срок сдал зачёты, принял дела и обя­ занности и через пару не­ дель отправился в море, успел принять участие в учениях. Сразу видно, офи­ цер грамотный, перспек­ тивный, целеустремлён­ ный. Отрадно видеть таких специалистов и понимать, что у дизельного подвод­ ного флота есть будущее! Евгенuя ДРУЗЬЯК. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz