На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.
3 стр. * на С17аЖI запDлlrы 23 октября 2020 года ИДЕТ &ОЕВАН VЧЕ&А "САМОЕ ТЯЖЁЛОЕ вают по специальности. Практика, прак тика и ещё раз практика, так и становятся высококлассными специалистами. В НАШЕЙ РАБОТЕ - ЖДАТЬ" Но самое для них сложное, заявляют военнослужащие ИАС, не учёба, не соб людение ответственности, не бесконеч ная бумажная работа. Самое сложное - ждать. Ждать посадки самолёта на аэро дром. Ждать точных данных, куда именно прибудет Ту-142. Зачастую противолодоч ники не садятся на аэродром взлёта, и наземному техперсоналу приходится от правляться к месту встречи с воздушным судном на самолётах военно-транспорт ной авиации, чтобы обслужить, подгото вить для выполнения следующих задач. После посадки осущест вляется ещё одна проверка. - В первую очередь мы спрашиваем экипаж, есть сора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина". Ежегодно оттуда разъезжаются по мес там службы технические специалисты различных профилей: по авиационному оборудованию, авиационному воору- жен ию, радиоэлектронной аппаратуре и так далее. самолёты и двигатели. По признанию обоих, учёба давалась легко, потому что желание овладеть профессией было ли у них какие-то замечания, - продол жает Александр Юрьевич. - Если "да", наша задача их устранить, "нет" - прос то производим осмотр И обслуживание самолёта, всех его систем и агрегатов, а также заправляем до необходимого запаса. - В процессе межсезонного обслужи вания мы меняем спецжидкости, про изводим смазку всех механизмов и на стройку двигателей, которые работают по-разному в зависимости от темпера туры окружающей среды, - добавляет инженер авиационного комплекса гвар дии лейтенант Александр Бовшис. О том, насколько серьёзная ответст венность - выполнять такую работу, мож но рассуждать бесконечно, исправность самолёта напрямую связана с сохран ностью жизни экипажа. Инженеры, ес тественно, осознают это. Что-то упустить, проглядеть, отнестись к чему-то халатно нельзя, потому и в свой коллектив они недобросовестных, необучаемых людей не принимают, не приживаются такие здесь. Этот ввуз окончили гвардии лейте нанты Александр Бовшис и Магомет Атлуханов. Они освоили специальность осознанным. - Конечно, в институте давали только базовые знания, общие принципы. Про тиволодочный самолёт Ту-142 мы не изу чали, учились на Су-З4, - рассказывает Магомет Атлуханов. - В части началось переучивание, осваивание новой тех ники. Документация, инструкция по экс- - Тяжело, когда два самолёта там, два там, а ещё один хотят отправить в третье Если пилоты эскадрильи появляются на аэродроме часа за два до вылета, то инженерно-технический состав - часов за шесть. Противолодочник Ту-142 - очень мощная, большая машина, а военнослужащим ИАС необходимо осмотреть каждый сан тиметр самолёта плуатации, практика на самой машине - в эскадрилье стажировались примерно месяц, после чего сдавали экзамены на допуск к самостоятельной работе. Этого времени вполне хватило, чтобы почувст BoBaTb себя уверенно. Сверхсложного же нет ничего. место, хоть разорвись, - признаются инженеры. - Бывает так, что прилетели домой, поменяли грязные вещи на чис тые и полетели дальше куда-то. Так ведь ещё и от нарядов никто не освобождает. Тем не менее все стараются сохра нить позитивный настрой, говорят, что с негативом работать ещё тяжелее, а са мим себе дополнительные трудности создавать не стоит. Подготовка офицеров ИАС в нашей стране проходит в ВУНЦ ВВС "Военно воздушная академия имени профес- Тщателышя nровер1Са всех систем перед вылетом - залог безопасности nо лёmа. Да и у техников система подготовки стандартная: школа прапорщиков, за тем обучение в техническо-эксплуа тационной части эскадрильи. Сначала общая информация, а потом натаски- Анна КОРОЛЬКОВА. Фото Евгении ЗЕМСКОВОЙ. ЗИГЗАГИ СУДЬБЬI Жизненный выбор - морская пехота IФiФМИ'i&'i"иt,II ~и:::е~::Ьк::о::~ совеРUIенствовали свои навыки владения оружием и техникой мотострелки и морские пехотинцы, а также отрабатывали взаимодействие при реUIении поставленных перед их подразделениями задач, было напряжённо. Военнослужащие двух со единений выполняли учебно-боевые упражне ния, бросали свои боевые маUIИНЫ в близле жащий водоём, преодолевая его вплавь. Завер UIающим этапом данного учения стало форси рование водной преграды десантно-UIТУРМОВОЙ ротой морской пехоты при поддержке огнём с тем, чтобы занять плацдарм на противопо ложном берегу. В этом эпизоде морские пехотинцы в полном объ ёме продемонстрировали свою выучку и высокую про фессиональную подготовку. Бронетранспортёры, раз вернувшись в акватории озера в линию фронта и ос тавляя за собой бурунные следы, словно катера, ведя огонь из автоматических пушек, устремились к бере гу, занятому противником. Безусловно, от экипажей боевых машин при этом требовалось немалое мас терство. По большому счёту, механики-водители и опе раторы-наводчики решали исход этого учебного боя. После выполнения по ставленной задачи, ещё на ходясь под напряжением, которое пришлось испы тать, морские пехотинцы живо обсуждали только что пережитый бой, свои дей ствия, осматривали технику, прошедшую проверку во дой. Ведь не каждый день им доводится участвовать в подобных мероприятиях боевой подготовки. Кто-то из них восторженно расска зывал о том, как вёл боевую машину по воде, кто-то - о поражённых с первых зал пов целях. Но оставались в по своим местам. Да и дело, которым занимается, тоже привычно. И справляется он с ним без особого напряга, основательно и уверенно. Матрос Алексей Осипов служит в соединении мор ской пехоты Северного фло- та почти пять лет. Начинал здесь помощником грана томётчика. Потом, когда освободил ась должность оператора-наводчика, по пробовал себя на этом поп рище и вот уже около года входит в состав экипажа бронетранспортёра. За это время успел выполнить не мало стрельб, показав при ()сновное в работе наводчика - не только точно навести вовремя автоматическую пуш ку на цель, но и своевременно самостоятель но принимать необходимые решения во время учебного боя стороне те, кто выполнение учебно-боевых упражнений воспринимал как обычную будничную работу. Среди них был и оператор-навод чик БТР-82 десантно-штур мовой роты морской пехоты матрос Алексей Осипов. За годы службы он мно гое успел увидеть, побывал в различных ситуациях, при обрёл немалый жизнен ный опыт. К примеру, на вопрос о том, какие эмоции у него вызвало завершив шееся учение, Алексей, ус мехнувшись, сам спросил: "Как вы думаете, сколько мне лет?". И тут же, чтобы не ставить собеседника в затруднительное положе ние, ответил: "Сорок". Действительно, в таком возрасте уже трудно чем-то удивить человека. Для него в этой жизни всё понятно и давным-давно разложено • этом хорошие результаты. Не зря матрос Осипов счи тается одним из лучших специалистов в своём под разделении. Для него не составило особого труда в короткий срок освоить оружие, на учиться поражать цели с первых выстрелов. Конечно, для этого пришлось нема ло потрудиться. Ещё будучи помощником гранатомёт чика, интересовался рабо той оператора-наводчика. Данная специальность вос требована в подразделе нии. Но на эту должность ко го попало не назначат. Де ло это требует от военнослу жащего определённых прак тических навыков, соответ ствующей профессиональ ной подготовки, да и время на обучение тоже нужно потратить. А его, как прави ло, не всегда хватает. Наи- более подходящий вариант, когда кандидат на эту долж ность уже владеет навыка ми применения и обслужи вания оружия. Поэтому и старался Алексей Осипов использовать любую воз можность, чтобы овладеть новой специальностью. Бла го сослуживцы шли ему на встречу, помогали разобрать ся с автоматической артил лерийской установкой. - Сначала учился на прак тике, разбирал, собирал пушку, смотрел, что и как устроено, - рассказывает матрос Осипов. - Потом, ког да стал наводчиком, занимал ся в составе экипажа, совер шенствовал навыки на тре нажёре, постигал теорию. Основное в работе на водчика - не только точно навести вовремя автома тическую пушку на цель, но и своевременно самостоя тельно принимать необхо димые решения во время учебного боя, так считает Алексей. - Современный бой ско ротечный, обстановка ме няется очень быстро, - де лится мнением морской пе хотинец. - Поэтому мы учим ся действовать в реальной обстановке, когда от каж дого зависит конечный ре зультат. Я, как и командир экипажа, тоже наблюдаю за противником, и в случае, не терпящем отлагательства, могу без его команды от крыть огонь. Главное, что бы это было на пользу дела. Правда, во всём этом не которое недоумение вызы ваютслужебноеположение и возраст матроса Алексея Осипова. В самом деле, в таких годах быть всего лишь матросом и иметь за плеча ми лишь около пяти лет службы в Вооружённых си лах, наверное, маловато. Но чтобы понять, почему так произошло, нужно просле дить жизненный путь Алек сея Осипова. Родился он в Волгоград ской области, какое-то вре мя жил с родителями в Кольском Заполярье. За тем семья переехала в Ук раину. Там Алексей окончил школу, потом был призван в пограничные войска стра ны. После завершения служ бы по призыву остался и дальше в погранвойсках Ук раины. Стал прапорщиком, старшим техником погранич ной заставы. Со временем • захотелось чего-то боль шего, и Алексей, оставив военную службу, поступил в Харьковский националь ный университет МВД. По лучив высшее юридическое образование, семь лет про работал следователем в го роде Очакове Николаев ской области, имел спе циальное офицерское зва ние. Кто знает, как бы даль ше сложилась судьба Алек сея Осипова, если бы в Ук раине не начался очеред ной майдан. Идеи его сто ронников ему пришлись не по душе, да и с новой май данной властью Алексею тоже было не по пути. По этому он переехал в Россию, где жили его родственники. Получив гражданство Рос сийской Федерации, начал искать работу по специаль ности. Но ничего путного найти не смог. В конце кон цов обратился в военкомат и заключил контракт с МО РФ. Так и оказался в морской пехоте Северного флота. - Воинское звание, кото рое мне было присвоено в Украине, пока ещё не вос становили, - объясняет Алек сей. - Для этого нужна соот ветствующая должность. К тому же надо собрать не обходимые документы. А бумажная возня тянется очень долго. Например, об ратился за справками в во енкомат по прежнему месту жительства, а там, узнав, что уехал в Россию, напрочь отказались какие-либо до кументы пересылать. Служба матроса Алек сея Оси пова полностью уст paиBaeT, всё в его жизни складывается нормально, денежное довольствие то же соответствующее. Од ним словом, линия судьбы, делавшая зигзаги, стала теперь прямой. Поначалу Алексею пока залось, что в коллективе морских пехотинцев его приняли с какой-то насто роженностью. Но прошло некоторое время, и всё встало на свои места. Те перь он лучший оператор наводчик БТР-82, с честью носит чёрный берет. Несмотря на внутреннюю уверенность, спокойствие и восприятие учебно-боевого упражнения как обычной работы, Алексей всё же ос торожничает в своей оцен ке выполнения возложен ных на него обязанностей. По его словам, ведение стрельбы из автоматиче ской пушки, установленной на бронетранспортёре, с места, на ходу и на плаву у него проходит по-разному. - Во время ведения огня на воде сказывается отда ча, - поясняет матрос Алек сей Осипов. - Главное, что бы машину не сильно кача ло. А в остальном - разница небольшая. Система навод ки универсальная. Он может без устали рас сказывать об автоматиче ской пушке БТР-82, которую обслуживает, её особеннос тях, специфике стрельбы из неё. Так увлечённо может говорить о своей специаль ности только человек, глу боко преданный делу, кото рому служит. Але1Ссандр БОНДАРЬ. Фото автора. "ПОТЕРЯ СВЯЗИ - ЭТО НЕ ПРО НАС" в этом уверен флаг манский связист соединения под водных лодок Коль ской флотилии раз нородных сил капитан 3 ранга Александр Прав дюк. Обеспечение бесперебойной работы во енной связи - основного канала сообщения между командным пунктом и подводными лодками, находящимися в море, - его главная задача. О том, что есть такая про фессия - Родину защищать, Александр знал с детства очень хорошо. Все его род ственники по мужской ли нии связали свою жизнь с Вооружёнными силами: дед, отец, дядя, брат выбра ли для себя стезю военно служащего. Александру суж дено было продолжить во инскую династию. Близка для Правдюка и профессия подводника - Александр вырос в гарни зоне, от причалов которого субмарины уходили в море. Отец, служивший на атомо ходах, с малых лет прививал сыну интерес к подводным лодкам. Окончив в 2006 году ВМИРЭ им. А.с.попова, лейтенант Правдюк прибыл в прослав ленное соединение дизель- Правдюку командование предложило должность командира группы связи на ней. - Я оценил доверие на чальства - мне, вчерашнему выпускнику, предстояло ос воить совершенно новые системы. Более того, необ ходимо было из инженера боевых информационно управляющих систем пере квалифицироваться в свя зисты, - рассказывает ка питан 3 ранга Правдюк. Для этого Александра Константиновича в соста ве экипажа направили на переобучение в учебный центр. - Большую помощь в про фессиональной подготовке мне оказал преподаватель и наставник капитан 2 ранга Александр Чижик. Как ока- ных подводных лодок Коль- залось, он служил в поляр- ской флотилии разнород- нинском подплаве, поэтому ных сил. Приняв дела и обя- к нам отношение было осо- занности инженера вычис- бое. Мне он помог отлично лительной группы ПЛ "Маг- освоить новую специаль- нитогорск", через пару не- ность, передал свои опыт и дель молодой офицер впер- знания, одним словом, про- вые вышел в море. вание, по своим характе ристикам ничуть не усту пающее тому, что имеется на новых подлодках. На "Варшавянках" капитан 3 ранга Правдюк совершил 8 дальних ПОХОДОВ и 5 меж флотских переходов. - При выполнении задач в море от связиста зависит очень многое. Например, если он не примет инфор мацию, присланную коман диру, то это затруднит при нятие решения по даль нейшему использованию подлодки. Стоит учесть, что субмарина в некоторых слу чаях может только при нимать информацию из ба зы, отвечать не имеет пра ва, иначе лодку легко обна ружат потенциальные про тивники. Причём всплыть на сеанс связи мы обязаны в любых погодных условиях и в разных точках Мирового океана. Принять важные указания и сведения свя зисты должны за несколько минут, - поясняет капитан 3 ранга Правдюк. Профессия связиста-под водника, по мнению Алек сандра Константиновича, требует от человека оп ре делённых качеств: высоко го интеллекта, опыта, мо рально-психологической устойчивости, знания ино странных языков и многого другого. С вступлением в долж ность флагманского связис та забот у капитана 3 ранга Правдюка прибавилось. В зоне ответственности мат часть не одной подводной лодки, а нескольких. Да и подчинённого личного со става стало больше. - Работа с опытными подводниками сложностей не вызывает. Система от работана годами, каждый знает своё дело, - говорит капитан 3 ранга Александр Правдюк. - А вот с лейте нантами - выпускниками военных учебных заведе ний приходится много зани маться. Молодые офицеры приходят в соединение поч ти ежегодно, у каждого свой уровень подготовки. Одни - - До выпуска я проходил практику на атомоходах в Гаджиево, не сразу привык к стеснённому пространству и спартанским бытовым условиям. А когда оказался Стоит учесть, что субмарина в некоторых случаях может только принимать информа цию из базы, отвечать не имеет права на "дизелюхе", по достоин ству оценил комфорт атомо хода: вспомнил и сауну, и тренажёрный зал, и прос торную кают-компанию. На дизельной лодке об этом оставалось только мечтать. Со временем понял, что суровые условия службы и быта только закаляют ха- рактер и вызывают уваже ние к подводникам-дизе листам, - вспоминает капи тан 3 ранга Правдюк. В тот год в соединении был сформирован экипаж новой субмарины четвёр того поколения. Лейтенанту • ложил путь в мир военной связи, - продолжает капи тан З ранга Правдюк. Новые проекты кораб лей - это, конечно, рывок вперёд в военно-промыш ленной сфере, однако, по мнению Александра Кон стантиновича, надёжнее проверенных временем и дальними походами "Вар шавянок" в дизельном под водном флоте нет. Тем бо лее часть лодок, входящих в состав соединения, про шли модернизацию: внутри прочного корпуса установ лено уникальное оборудо- менее инициативные, дру гие, что называется, рьяно рвутся в бой. В нынешнем году прибыл лейтенант, ко торый в короткий срок сдал зачёты, принял дела и обя занности и через пару не дель отправился в море, успел принять участие в учениях. Сразу видно, офи цер грамотный, перспек тивный, целеустремлён ный. Отрадно видеть таких специалистов и понимать, что у дизельного подвод ного флота есть будущее! Евгенuя ДРУЗЬЯК. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz