На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.
7 стр. * на ~raжЕ запалIFы 9 октября 2020 года • VРОКИ _ ПРАВОСПАВИR IIмена великих русских князей стали отличитель ным знаком серии атом ных подводных крей серов 4-го поколения ПОЛКОВОДЕЦ С ХРАМОМ В РУКАХ проектов "Борей" и "Бо рей-А". А самая большая подлодка в мире из серии "Акула" носит имя Дмитрия Донского. 11 12 октября исполнится 670 лет со дня ро~ения этого великого полководца, причисленного к лику святых. Дмитрий Иванович стал кня зем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте после смерти своего отца. По его заве щанию наставником и воспита телем Дмитрия был митрополит Алексий. Несмотря на то, что и после его смерти Золотая Орда про должала совершать набеги на Русь, стратегия правления Дон ского и его воинские победы ста ли переломными в многовеко вой истории взаимоотношений с Ордой, поэтому именно он счи тается освободителем Руси от монгольского ига. чённый, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных ... ", - сказано о нём В летописных текстах. Считается, что именно почи тание Бога и сила духа Дмитрия стали непреодолимой стеной для внешних врагов. Большое влияние на князя оказал на стоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и до верительные отношения. Имен но к Сергию Радонежскому за благословением перед Кули ковской битвой пришёл Дмитрий Иванович. постоянно проходили панихиды в память о погибших воинах. На могилах павших в Куликовской битве князь создал храм Рож дества Пресвятой Богородицы, а на реке Дубенке он построил Успенский монастырь. женцев всех земель и княжеств идею единства. Не так часто русские князья были учредителями новой цер ковной традиции. Но благодаря Дмитрию Донскому в церковном календаре появились день об ретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевская родительская суббота. Последняя была уста новлена в память воинов, по гибших на поле Куликовом. Уже в юные годы князь про явил себя талантливым государ ственным правителем. Он стре мился к объединению русских земель. Укрепление власти и объединение княжеств под эги дой Москвы проходило на фоне нарастающей междоусобицы и вражды среди претендентов на ханский престол в Золотой Орде. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани пра вителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига. Спустя 4 года на реке Воже бы ло разгромлено войско мурзы Бегича. Венцом земной жизни стала достойная христианская кончи на князя. Почувствовав прибли жение смерти, Дмитрий Ивано вич послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший всё течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завеща ния, но и совершил все необ ходимые таинства: исповедал, причастил и соборовал. На иконах Дмитрия Донского часто изображают на фоне хра мов или с храмом в руках. Всё потому, что он прилагал немало усилий для получения свободы от Константинополя для Русской православной церкви. При нём было построено множество хра мов и монастырей, в которых Верующие соглашаются с тем, что князь был великим полко водцем и выдающимся страте гом, выигравшим небывалое в истории Руси сражение. Но осо бенно важным считают, что при этом он был человеком рели гиозным, всегда молившимся перед битвами, тем, кто оплаки вал и поминал павших братьев. А в бою защищал не только на род, Отечество - им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Ведь Куликовская и Вожская битвы - это не только противо стояние войск и оружия, это про тивостояние религий и мировоз зрениЙ. Именно так понимали и ощущали это наши предки, да и их враги тоже. Согласно лето- писи Мамай говорил о том, что хочет напасть на землю Русскую, разорить её христианские церк ви, обратить всех в свою веру, чего князь Дмитрий позволить не мог. Память о великом князе Дмит рии особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях пат риаршего местоблюстителя мит рополита Сергия имя благовер ного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя воина призывались в помощни ки страждущему Отечеству. Тогда же именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верую щих. Подаренная техника про служила до победы в 1945 году. Один из танков Т-34 с именем князя стоит на территории Дон ского монастыря. Ну а в новей шей истории его именем назва ли российскую атомную подвод ную лодку, в кают-компании которой размещена экспозиция, посвящённая Куликовской битве. В 1389 году великий князь скончался и был похоронен в Архангельском соборе Москов ского Кремля. В духовном заве щании он впервые передал ве ликое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как "свою отчину". Историческая победа в Кули ковской битве и роль в ней вели кого князя - очень важное ос нование для его канонизации. Но далеко не единственное. Потомкам Дмитрий запом нился прежде всего как великий полководец. При этом его го сударственная деятельность собирателя Русской земли как бы отошла на второй план. Но ведь не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово по ле общерусское войско, оказав шееся способным разгромить орды Мамая. А 8 сентября 1380 года со стоялось ещё одно важное собы тие. В этот день на Куликовом поле объединённое русское во инство под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Князь, желая воодушевить воинов пе ред смертельной схваткой, встал в первые ряды своего войска и согласно "Сказанию о Мамае вом побоище" был ранен. Вско ре после битвы великого князя московского прозвали Донским. В "Житии" и "Похвальном сло ве", написанных после смерти князя, много говорится о его не сокрушимой вере. На все свои дела - ратные, политические и гражданские - он всегда брал благословение церкви. "С Богом все творящий и за Него борю щиЙся ... Царским саном обле- Сорогии Геииадиd Павлович «3а зе-млю Русскую! Сбор BOdCK Д-митрия Доиского иа Куликово-м поле». 1983 г. После Куликовской битвы ста ло очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Про литая на поле боя кровь русских воинов укрепила в сознании уро- В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской пра вославной церкви. В июле 2015 года Священный синод РПЦ установил празднование общей памяти святых благоверных кня зя Димитрия Донского и его же ны княгини Евдокии 1 июня. Подготовила Анна ВИХРОВА. ВЕНЧАНИЕ С МОРЕМ iiiiii8i\ Перебирая oднa~ы личную библиоте iW~~~~~~~ll~ ку, я случайно наткиулась на книгу = "Воспоминания последнего морского министра России II.К. Григоровича". Открыв её, увидела дарст венную надпись: "Заместителю начальника Военно-морского инс титута по работе с личным составом капитану 1 ранга Березюку Александру Петровичу. Желаю достойной службы. С честью нести Андреевский флаг во благо России". Книга была подарена внучкой IIвапа Григоровича Ольгой Петровой. Перелистывая эту книгу, мне захотелось написать небольmyю статью об этом прекрасном и преданном Военно-морскому флоту человеке. 26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт-Петербурге в семье капитана 1 ран га родился мальчик, названный Иваном. Его детство прошло в Ревеле (ныне Тал лин), где он учился в гимназии в одном классе вместе с будущим первым ко мандиром крейсера "Варяг" Владими ром Бэром и будущим командиром крей сера "Аврора" Евгением Егорьевым. Отец Вани, капитан 1 ранга Конс тантин Иванович Григорович, в то время был командиром 5-го флотского экипа жа. Мальчик старался во всём ПОХОДИТЬ на своего отца. Поэтому в выборе буду щей профессии у него не было ни малей ших сомнений. 29 (16) сентября 1870 го да семнадцатилетний Иван Константи нович был зачислен в 4-ю (самую млад шую) роту на первый курс Морского учи лища. Через 47 лет безупречной служ бы, в марте 1917 года, Временное пра вительство списало на берег морского министра Ивана Григоровича, который был крайне необходим тонущей империи. В стенах Морского училища (так в годы Великих реформ стали именовать зна менитый Морской корпус, основанный Петром Великим) молодых кадетов приучали к самостоятельности. Обуче ние здесь было построено таким об разом, что воспитанники имели массу свободного времени. "Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязатель ным, способствовало развитию само стоятельности и самообразования, по этому громадное большинство зани малось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно во енно-морскую, читали описания плава ний и путешествий, литературные произ ведения, занимались модельным де лом или постройкой шлюпок", - так на закате жизни вспоминал об училище известный кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов. 29 мая 1871 года Иван Григорович впервые ступил на борт военного ко рабля. Спустя несколько лет, в 1883 году, в чине лейтенанта принял командование своим первым кораБЛёМ - новопостро енным портовым судном "Колдунчик". Последующая служба проходила на таких кораблях, как пароход "Петербург", фрегат "Герцог Эдинбургский", корвет "Витязь", крейсер "Адмирал Корнилов". В апреле 1884 года Иван был награж дён первым орденом - крестом Святого Станислава 111 степени. На следующий день после награждения он венчался с Марией Шемякиной, дочкой управляю щего Кронштадтской таможни. Брак ока зался исключительно счастливым и оставался таковым вплоть до смерти супруги в 1913 году. У молодожёнов не было медового месяца. Уже на шестой день после вен чания лейтенант Григорович отправился в плавание, а ещё через четыре дня был • назначен командиром парохода "Рыбка". В сентябре 1896 года Григоровичу был пожалован орден Святого Влади мира IV степени с бантом за участие в 20 морских кампаниях. Каждая из них была продолжительностью в шесть месяцев. Иными словами, Григорович провёл на борту корабля в общей слож ности 1 О лет жизни. 9 августа 1903 года броненосец "Це саревич" под командованием Григоро вича ушёл в Порт-Артур. Это был один из лучших кораблей 1-й тихоокеанской эскадры с мощным артиллерийским вооружением - 36 орудий, включая 4 пушки калибром 305 мм. В ночь с 26 на 27 января 1904 года броненосец удач но отразил минную атаку японцев на рейде Порт-Артура. Корабль был торпе дирован, но броневая противоминная переборка, отстоявшая на 2 метра от борта, прекрасно выдержала испыта ния. "Цесаревич" остался на плаву, хотя и дал крен 17 градусов и в таком поло жении всю ночь отражал атаки против- ника. Имя командира "Цесаревича" про гремело на всю Россию. Ночной бой бро неносца был запечатлён на красочных плакатах, а портрет Григоровича по пра ву занял место среди лубочных изобра жений героев Русско-японской войны. 28 марта 1904 года Григоровича произ вели в чин контр-адмирала и в тот же день назначили командиром военного порта Порт-Артур. Иван Константинович сдал броненосец и ушёл на берег. Своё контр-адмиральское жалованье - 800 рублей в месяц - распорядился пере числять Марии Николаевне. За мужество, проявленное при обо роне Порт-Артура, Григорович в 1904 го ду был награждён орденом Святого Ста нислава 1 степени с мечами и мечами к ордену Святого Владимира 111 степени. Недоброжелателей раздражала ки- • пучая энергия беспокойного командира порта. Он рьяно организовал работу по ремонту повреждённых кораблей и постановке минных заграждений и даже умудрился построить во время осады подводную лодку. "От русского флота остались одни ад миралы - флот старый потоплен, а но вый ушёл по карманам", - напишет о драме защитников осаждённой крепос ти поэт Саша ЧёрныЙ. После гибели ге нерала Романа Кондратенко в декабре 1904 года новый руководитель обороны генерал Анатолий Стессель 23 декабря 1904 года (5 января 1905 г.) сдал крепость Порт-Артур японцам. Но честь контр-адмирала Григоровича не была запятнана ничем. После падения Порт-Артура Иван Константинович прибыл в Петербург и был временно при командирован к Главному морскому штабу. Но недолго он находился, как сейчас говорят, "за штатом". В том же неспокойном 1905 году его назначают начальником штаба Черноморского флота, через год - ко мандиром Либавского порта импера тора Александра 111. В 1908 году получает новое назначение - командиром Крон штадтского порта. Он не успевал освоиться на новом месте, как следовал приказ об очеред ном переводе. Его карьера достигла пика - 19 марта 1911 года вице-адмирал Иван Григорович стал 18 по счёту мор ским министром Российской империи. 18 марта (1 апреля) 1911 года ад мирал получил от Николая 11 записку следующего содержания: ·Прошу Вас приехать ко мне завтра, 19 марта, в 10 часов утра в сюртуке". Резуль татом этой встречи стал царский указ Ng 1030 о назначении Григоровича на пост морского министра, а 27 сентяб ря (10 октября) последовал указ Ng 1064 о производстве его в полные адми ралы. В истории русского флота на чалась новая эра в создании флота. (Из воспоминаний правнучки и.к. Григоровича Н. Московченко). Приступив к работе в Морском мини стерстве, Григорович правильно оценил не только тенденции развития военного кораблестроения в мире, но и склады вавшуюся военно-политическую обста новку. Его приход в министерство прак тически совпал с закладкой 3 июня 1909 года первых четырёх русских дредноутов типа "Севастополь" на казённыхзаводах Петербурга. Неизменную поддержку находили у него передовые идеи председателя Морского технического комитета и глав ного инспектора кораблестроения Алек сея Николаевича Крылова. При под держке прославленного русского, а за тем и советского кораблестроителя академика новому морскому министру удалось добиться ассигнования огром ных средств (свыше 500 млн золотых рублей) на нужды возрождавшегося флота. Как раз в этот период Иван Григоро вич сформулировал своё кредо: "Рус ский флот должен воссоздаваться рука ми русских корабелов и меньше зави сеть от западного импорта". Император Николай 11 подцерживал его. Ивану Гри горовичу была предоставлена необхо димая свобода действий, и он быстро приобрёл репутацию "беспокойного ад мирала". На предложения француз ского, германского и американского правительств о размещении у них хотя бы части заказов, адмирал неизменно отвечал категорическим отказом. В 1912 году Государственная дума принимает "Большую судостроительную программу" , включающую два самостоя тельных раздела - "Программу спешного усиления Балтийского флота" и "Про грамму спешного усиления Черноморс кого флота". Пожалуй, никто другой не сумел бы отстоять эти масштабные про граммы в баталиях с прижимистыми депутатами. Увы, история отпустила министру слишком мало времени. К началу Первой мировой войны про грамма возрождения флота была дале ка от завершения - на стапелях стояли недостроенные линкоры, тяжёлые и лёгкие крейсера, эскадренные мино носцы, подводные лодки ... Но и то, что удалось сделать, трудно переоценить. Именно построенные тогда суда встре тили в 1941 году Великую Отечественную войну - 100 процентов линкоров, 40 про центов крейсеров, 30 процентов эсмин цев советского ВМФ. Ивану Григоровичу одному из немно гих удалось пережить "министерскую чехарду" последних лет императорской России. В предгрозовом 1916 году назы вался кандидатом на пост председате ля Совета министров. В последний мо мент Николай 11, первоначально благо склонно отнёсшийся к идее назначить Ивана Константиновича премьер-мини стром, отказался утвердить это назна чение. Так был упущен последний шанс, который посылала государю сама судь ба, - адмирал с безупречной репутацией был именно той фигурой, вокруг которой могла сплотиться вся нация. Решением Временного правитель ства от 31 марта 1917 года Григорович был отправлен в отставку с мундиром и пенсиеЙ. После Октябрьской револю ции он работал экспертом Военно морской комиссии по исследованию и использованию опыта Первой мировой войны и боевых действий на море. Пре- открылись кондитерские и рестораны, Григорович вспомнил о своём юноше ском увлечении живописью и стал ри совать торты и другие сладости для вит рин кондитерской на углу Невского и Литейного. Но подводило здоровье. Осенью 1924 года Григорович полу чил разрешение выехать за границу на лечение. Жил на юге Франции в курорт ном городе Ментона. Правительство Ве ликобритании хотело назначить ему пенсию, но Григорович гордо отказался. Большой крест ордена Почётного Легио на, которым в 1912 году был награждён адмирал, давал ему неоспоримое право получить пенсию от правительства Фран ции, но Иван Константинович пренебрёГ и этим. Чтобы как-то свести концы с концами, бывший морской министр был вынужден продавать написанные им морские пейзажи. Иван Константинович скончался 3 мар та 1930 года в возрасте 77 лет. Его тело было кремировано, а прах погребён в нише-склепе на кладбище в Ментоне. Чин, звание, должность и имя усопшего были выбиты на надгробной плите по французски. "Всегда любимая, всегда дорогая, Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе" - такая эпитафия на английском языке была сделана на могиле последнего морского министра Российской империи. Перед смертью Григорович завещал, чтобы его прах был предан родной земле и захо ронен в фамильном склепе на Николь ском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, рядом с могилой жены. Через 75 лет Родина исполнила пос леднюю волю беспокойного адмирала. Память о нём нужна истинным пат риотам Российского государства, ибо главный завет адмирала Григоровича состоит в необходимости сохранить сильный и хорошо оснащённый Воен но-морской флот, который должен хра нить незыблемость морских границ Рос сии во имя благополучия всех россий- Фрегат "Ад-мирал Григорович". подавал курс морской тактики на нави гационном отделении Высшей школы водного транспорта. Написал исключи тельно интересные "Воспоминания быв шего морского министра", опубликован ные лишь в 1993 году. Красный террор пощадил адмирала, но в революционном Петрограде Иван Константинович испытал и холод, и го лод. Зимой 1920 - 1921 гг. он был вынуж ден на несколько месяцев переселить ся к своему давнему другу Крылову: у академика дрова были, а у экс-мини стра - нет. Когда начался НЭП и в городе • ских граждан. Имя человека, приложив шего все силы для воссоздания нашего флота после тяжких поражений, ук расило головной сторожевой корабль нового проекта. В 2016 году в состав Российского флота вошёл головной сто рожевой корабль проекта 11356 "Адми рал Григорович". Российский флот воз рождается, как и во времена Григоро вича. Только на этот раз - не на несколь ко лет, а всерьёз и надолго! Научиыd CompyдuиK ~узеdиОlО отдела (НП) Мария БЕРЕ3ЮК. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz