На страже Заполярья. 2020 год. Октябрь.

7 стр. * на ~raжЕ запалIFы 9 октября 2020 года • VРОКИ _ ПРАВОСПАВИR IIмена великих русских князей стали отличитель­ ным знаком серии атом­ ных подводных крей­ серов 4-го поколения ПОЛКОВОДЕЦ С ХРАМОМ В РУКАХ проектов "Борей" и "Бо­ рей-А". А самая большая подлодка в мире из серии "Акула" носит имя Дмитрия Донского. 11 12 октября исполнится 670 лет со дня ро~ения этого великого полководца, причисленного к лику святых. Дмитрий Иванович стал кня­ зем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте после смерти своего отца. По его заве­ щанию наставником и воспита­ телем Дмитрия был митрополит Алексий. Несмотря на то, что и после его смерти Золотая Орда про­ должала совершать набеги на Русь, стратегия правления Дон­ ского и его воинские победы ста­ ли переломными в многовеко­ вой истории взаимоотношений с Ордой, поэтому именно он счи­ тается освободителем Руси от монгольского ига. чённый, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных ... ", - сказано о нём В летописных текстах. Считается, что именно почи­ тание Бога и сила духа Дмитрия стали непреодолимой стеной для внешних врагов. Большое влияние на князя оказал на­ стоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и до­ верительные отношения. Имен­ но к Сергию Радонежскому за благословением перед Кули­ ковской битвой пришёл Дмитрий Иванович. постоянно проходили панихиды в память о погибших воинах. На могилах павших в Куликовской битве князь создал храм Рож­ дества Пресвятой Богородицы, а на реке Дубенке он построил Успенский монастырь. женцев всех земель и княжеств идею единства. Не так часто русские князья были учредителями новой цер­ ковной традиции. Но благодаря Дмитрию Донскому в церковном календаре появились день об­ ретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевская родительская суббота. Последняя была уста­ новлена в память воинов, по­ гибших на поле Куликовом. Уже в юные годы князь про­ явил себя талантливым государ­ ственным правителем. Он стре­ мился к объединению русских земель. Укрепление власти и объединение княжеств под эги­ дой Москвы проходило на фоне нарастающей междоусобицы и вражды среди претендентов на ханский престол в Золотой Орде. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани пра­ вителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига. Спустя 4 года на реке Воже бы­ ло разгромлено войско мурзы Бегича. Венцом земной жизни стала достойная христианская кончи­ на князя. Почувствовав прибли­ жение смерти, Дмитрий Ивано­ вич послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший всё течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завеща­ ния, но и совершил все необ­ ходимые таинства: исповедал, причастил и соборовал. На иконах Дмитрия Донского часто изображают на фоне хра­ мов или с храмом в руках. Всё потому, что он прилагал немало усилий для получения свободы от Константинополя для Русской православной церкви. При нём было построено множество хра­ мов и монастырей, в которых Верующие соглашаются с тем, что князь был великим полко­ водцем и выдающимся страте­ гом, выигравшим небывалое в истории Руси сражение. Но осо­ бенно важным считают, что при этом он был человеком рели­ гиозным, всегда молившимся перед битвами, тем, кто оплаки­ вал и поминал павших братьев. А в бою защищал не только на­ род, Отечество - им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Ведь Куликовская и Вожская битвы - это не только противо­ стояние войск и оружия, это про­ тивостояние религий и мировоз­ зрениЙ. Именно так понимали и ощущали это наши предки, да и их враги тоже. Согласно лето- писи Мамай говорил о том, что хочет напасть на землю Русскую, разорить её христианские церк­ ви, обратить всех в свою веру, чего князь Дмитрий позволить не мог. Память о великом князе Дмит­ рии особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях пат­ риаршего местоблюстителя мит­ рополита Сергия имя благовер­ ного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя­ воина призывались в помощни­ ки страждущему Отечеству. Тогда же именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верую­ щих. Подаренная техника про­ служила до победы в 1945 году. Один из танков Т-34 с именем князя стоит на территории Дон­ ского монастыря. Ну а в новей­ шей истории его именем назва­ ли российскую атомную подвод­ ную лодку, в кают-компании которой размещена экспозиция, посвящённая Куликовской битве. В 1389 году великий князь скончался и был похоронен в Архангельском соборе Москов­ ского Кремля. В духовном заве­ щании он впервые передал ве­ ликое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как "свою отчину". Историческая победа в Кули­ ковской битве и роль в ней вели­ кого князя - очень важное ос­ нование для его канонизации. Но далеко не единственное. Потомкам Дмитрий запом­ нился прежде всего как великий полководец. При этом его го­ сударственная деятельность собирателя Русской земли как бы отошла на второй план. Но ведь не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово по­ ле общерусское войско, оказав­ шееся способным разгромить орды Мамая. А 8 сентября 1380 года со­ стоялось ещё одно важное собы­ тие. В этот день на Куликовом поле объединённое русское во­ инство под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Князь, желая воодушевить воинов пе­ ред смертельной схваткой, встал в первые ряды своего войска и согласно "Сказанию о Мамае­ вом побоище" был ранен. Вско­ ре после битвы великого князя московского прозвали Донским. В "Житии" и "Похвальном сло­ ве", написанных после смерти князя, много говорится о его не­ сокрушимой вере. На все свои дела - ратные, политические и гражданские - он всегда брал благословение церкви. "С Богом все творящий и за Него борю­ щиЙся ... Царским саном обле- Сорогии Геииадиd Павлович «3а зе-млю Русскую! Сбор BOdCK Д-митрия Доиского иа Куликово-м поле». 1983 г. После Куликовской битвы ста­ ло очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Про­ литая на поле боя кровь русских воинов укрепила в сознании уро- В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской пра­ вославной церкви. В июле 2015 года Священный синод РПЦ установил празднование общей памяти святых благоверных кня­ зя Димитрия Донского и его же­ ны княгини Евдокии 1 июня. Подготовила Анна ВИХРОВА. ВЕНЧАНИЕ С МОРЕМ iiiiii8i\ Перебирая oднa~ы личную библиоте­ iW~~~~~~~ll~ ку, я случайно наткиулась на книгу = "Воспоминания последнего морского министра России II.К. Григоровича". Открыв её, увидела дарст­ венную надпись: "Заместителю начальника Военно-морского инс­ титута по работе с личным составом капитану 1 ранга Березюку Александру Петровичу. Желаю достойной службы. С честью нести Андреевский флаг во благо России". Книга была подарена внучкой IIвапа Григоровича Ольгой Петровой. Перелистывая эту книгу, мне захотелось написать небольmyю статью об этом прекрасном и преданном Военно-морскому флоту человеке. 26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт-Петербурге в семье капитана 1 ран­ га родился мальчик, названный Иваном. Его детство прошло в Ревеле (ныне Тал­ лин), где он учился в гимназии в одном классе вместе с будущим первым ко­ мандиром крейсера "Варяг" Владими­ ром Бэром и будущим командиром крей­ сера "Аврора" Евгением Егорьевым. Отец Вани, капитан 1 ранга Конс­ тантин Иванович Григорович, в то время был командиром 5-го флотского экипа­ жа. Мальчик старался во всём ПОХОДИТЬ на своего отца. Поэтому в выборе буду­ щей профессии у него не было ни малей­ ших сомнений. 29 (16) сентября 1870 го­ да семнадцатилетний Иван Константи­ нович был зачислен в 4-ю (самую млад­ шую) роту на первый курс Морского учи­ лища. Через 47 лет безупречной служ­ бы, в марте 1917 года, Временное пра­ вительство списало на берег морского министра Ивана Григоровича, который был крайне необходим тонущей империи. В стенах Морского училища (так в годы Великих реформ стали именовать зна­ менитый Морской корпус, основанный Петром Великим) молодых кадетов приучали к самостоятельности. Обуче­ ние здесь было построено таким об­ разом, что воспитанники имели массу свободного времени. "Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязатель­ ным, способствовало развитию само­ стоятельности и самообразования, по­ этому громадное большинство зани­ малось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно во­ енно-морскую, читали описания плава­ ний и путешествий, литературные произ­ ведения, занимались модельным де­ лом или постройкой шлюпок", - так на закате жизни вспоминал об училище известный кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов. 29 мая 1871 года Иван Григорович впервые ступил на борт военного ко­ рабля. Спустя несколько лет, в 1883 году, в чине лейтенанта принял командование своим первым кораБЛёМ - новопостро­ енным портовым судном "Колдунчик". Последующая служба проходила на таких кораблях, как пароход "Петербург", фрегат "Герцог Эдинбургский", корвет "Витязь", крейсер "Адмирал Корнилов". В апреле 1884 года Иван был награж­ дён первым орденом - крестом Святого Станислава 111 степени. На следующий день после награждения он венчался с Марией Шемякиной, дочкой управляю­ щего Кронштадтской таможни. Брак ока­ зался исключительно счастливым и оставался таковым вплоть до смерти супруги в 1913 году. У молодожёнов не было медового месяца. Уже на шестой день после вен­ чания лейтенант Григорович отправился в плавание, а ещё через четыре дня был • назначен командиром парохода "Рыбка". В сентябре 1896 года Григоровичу был пожалован орден Святого Влади­ мира IV степени с бантом за участие в 20 морских кампаниях. Каждая из них была продолжительностью в шесть месяцев. Иными словами, Григорович провёл на борту корабля в общей слож­ ности 1 О лет жизни. 9 августа 1903 года броненосец "Це­ саревич" под командованием Григоро­ вича ушёл в Порт-Артур. Это был один из лучших кораблей 1-й тихоокеанской эскадры с мощным артиллерийским вооружением - 36 орудий, включая 4 пушки калибром 305 мм. В ночь с 26 на 27 января 1904 года броненосец удач­ но отразил минную атаку японцев на рейде Порт-Артура. Корабль был торпе­ дирован, но броневая противоминная переборка, отстоявшая на 2 метра от борта, прекрасно выдержала испыта­ ния. "Цесаревич" остался на плаву, хотя и дал крен 17 градусов и в таком поло­ жении всю ночь отражал атаки против- ника. Имя командира "Цесаревича" про­ гремело на всю Россию. Ночной бой бро­ неносца был запечатлён на красочных плакатах, а портрет Григоровича по пра­ ву занял место среди лубочных изобра­ жений героев Русско-японской войны. 28 марта 1904 года Григоровича произ­ вели в чин контр-адмирала и в тот же день назначили командиром военного порта Порт-Артур. Иван Константинович сдал броненосец и ушёл на берег. Своё контр-адмиральское жалованье - 800 рублей в месяц - распорядился пере­ числять Марии Николаевне. За мужество, проявленное при обо­ роне Порт-Артура, Григорович в 1904 го­ ду был награждён орденом Святого Ста­ нислава 1 степени с мечами и мечами к ордену Святого Владимира 111 степени. Недоброжелателей раздражала ки- • пучая энергия беспокойного командира порта. Он рьяно организовал работу по ремонту повреждённых кораблей и постановке минных заграждений и даже умудрился построить во время осады подводную лодку. "От русского флота остались одни ад­ миралы - флот старый потоплен, а но­ вый ушёл по карманам", - напишет о драме защитников осаждённой крепос­ ти поэт Саша ЧёрныЙ. После гибели ге­ нерала Романа Кондратенко в декабре 1904 года новый руководитель обороны генерал Анатолий Стессель 23 декабря 1904 года (5 января 1905 г.) сдал крепость Порт-Артур японцам. Но честь контр-адмирала Григоровича не была запятнана ничем. После падения Порт-Артура Иван Константинович прибыл в Петербург и был временно при командирован к Главному морскому штабу. Но недолго он находился, как сейчас говорят, "за штатом". В том же неспокойном 1905 году его назначают начальником штаба Черноморского флота, через год - ко­ мандиром Либавского порта импера­ тора Александра 111. В 1908 году получает новое назначение - командиром Крон­ штадтского порта. Он не успевал освоиться на новом месте, как следовал приказ об очеред­ ном переводе. Его карьера достигла пика - 19 марта 1911 года вице-адмирал Иван Григорович стал 18 по счёту мор­ ским министром Российской империи. 18 марта (1 апреля) 1911 года ад­ мирал получил от Николая 11 записку следующего содержания: ·Прошу Вас приехать ко мне завтра, 19 марта, в 10 часов утра в сюртуке". Резуль­ татом этой встречи стал царский указ Ng 1030 о назначении Григоровича на пост морского министра, а 27 сентяб­ ря (10 октября) последовал указ Ng 1064 о производстве его в полные адми­ ралы. В истории русского флота на­ чалась новая эра в создании флота. (Из воспоминаний правнучки и.к. Григоровича Н. Московченко). Приступив к работе в Морском мини­ стерстве, Григорович правильно оценил не только тенденции развития военного кораблестроения в мире, но и склады­ вавшуюся военно-политическую обста­ новку. Его приход в министерство прак­ тически совпал с закладкой 3 июня 1909 года первых четырёх русских дредноутов типа "Севастополь" на казённыхзаводах Петербурга. Неизменную поддержку находили у него передовые идеи председателя Морского технического комитета и глав­ ного инспектора кораблестроения Алек­ сея Николаевича Крылова. При под­ держке прославленного русского, а за­ тем и советского кораблестроителя­ академика новому морскому министру удалось добиться ассигнования огром­ ных средств (свыше 500 млн золотых рублей) на нужды возрождавшегося флота. Как раз в этот период Иван Григоро­ вич сформулировал своё кредо: "Рус­ ский флот должен воссоздаваться рука­ ми русских корабелов и меньше зави­ сеть от западного импорта". Император Николай 11 подцерживал его. Ивану Гри­ горовичу была предоставлена необхо­ димая свобода действий, и он быстро приобрёл репутацию "беспокойного ад­ мирала". На предложения француз­ ского, германского и американского правительств о размещении у них хотя бы части заказов, адмирал неизменно отвечал категорическим отказом. В 1912 году Государственная дума принимает "Большую судостроительную программу" , включающую два самостоя­ тельных раздела - "Программу спешного усиления Балтийского флота" и "Про­ грамму спешного усиления Черноморс­ кого флота". Пожалуй, никто другой не сумел бы отстоять эти масштабные про­ граммы в баталиях с прижимистыми депутатами. Увы, история отпустила министру слишком мало времени. К началу Первой мировой войны про­ грамма возрождения флота была дале­ ка от завершения - на стапелях стояли недостроенные линкоры, тяжёлые и лёгкие крейсера, эскадренные мино­ носцы, подводные лодки ... Но и то, что удалось сделать, трудно переоценить. Именно построенные тогда суда встре­ тили в 1941 году Великую Отечественную войну - 100 процентов линкоров, 40 про­ центов крейсеров, 30 процентов эсмин­ цев советского ВМФ. Ивану Григоровичу одному из немно­ гих удалось пережить "министерскую чехарду" последних лет императорской России. В предгрозовом 1916 году назы­ вался кандидатом на пост председате­ ля Совета министров. В последний мо­ мент Николай 11, первоначально благо­ склонно отнёсшийся к идее назначить Ивана Константиновича премьер-мини­ стром, отказался утвердить это назна­ чение. Так был упущен последний шанс, который посылала государю сама судь­ ба, - адмирал с безупречной репутацией был именно той фигурой, вокруг которой могла сплотиться вся нация. Решением Временного правитель­ ства от 31 марта 1917 года Григорович был отправлен в отставку с мундиром и пенсиеЙ. После Октябрьской револю­ ции он работал экспертом Военно­ морской комиссии по исследованию и использованию опыта Первой мировой войны и боевых действий на море. Пре- открылись кондитерские и рестораны, Григорович вспомнил о своём юноше­ ском увлечении живописью и стал ри­ совать торты и другие сладости для вит­ рин кондитерской на углу Невского и Литейного. Но подводило здоровье. Осенью 1924 года Григорович полу­ чил разрешение выехать за границу на лечение. Жил на юге Франции в курорт­ ном городе Ментона. Правительство Ве­ ликобритании хотело назначить ему пенсию, но Григорович гордо отказался. Большой крест ордена Почётного Легио­ на, которым в 1912 году был награждён адмирал, давал ему неоспоримое право получить пенсию от правительства Фран­ ции, но Иван Константинович пренебрёГ и этим. Чтобы как-то свести концы с концами, бывший морской министр был вынужден продавать написанные им морские пейзажи. Иван Константинович скончался 3 мар­ та 1930 года в возрасте 77 лет. Его тело было кремировано, а прах погребён в нише-склепе на кладбище в Ментоне. Чин, звание, должность и имя усопшего были выбиты на надгробной плите по­ французски. "Всегда любимая, всегда дорогая, Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе" - такая эпитафия на английском языке была сделана на могиле последнего морского министра Российской империи. Перед смертью Григорович завещал, чтобы его прах был предан родной земле и захо­ ронен в фамильном склепе на Николь­ ском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, рядом с могилой жены. Через 75 лет Родина исполнила пос­ леднюю волю беспокойного адмирала. Память о нём нужна истинным пат­ риотам Российского государства, ибо главный завет адмирала Григоровича состоит в необходимости сохранить сильный и хорошо оснащённый Воен­ но-морской флот, который должен хра­ нить незыблемость морских границ Рос­ сии во имя благополучия всех россий- Фрегат "Ад-мирал Григорович". подавал курс морской тактики на нави­ гационном отделении Высшей школы водного транспорта. Написал исключи­ тельно интересные "Воспоминания быв­ шего морского министра", опубликован­ ные лишь в 1993 году. Красный террор пощадил адмирала, но в революционном Петрограде Иван Константинович испытал и холод, и го­ лод. Зимой 1920 - 1921 гг. он был вынуж­ ден на несколько месяцев переселить­ ся к своему давнему другу Крылову: у академика дрова были, а у экс-мини­ стра - нет. Когда начался НЭП и в городе • ских граждан. Имя человека, приложив­ шего все силы для воссоздания нашего флота после тяжких поражений, ук­ расило головной сторожевой корабль нового проекта. В 2016 году в состав Российского флота вошёл головной сто­ рожевой корабль проекта 11356 "Адми­ рал Григорович". Российский флот воз­ рождается, как и во времена Григоро­ вича. Только на этот раз - не на несколь­ ко лет, а всерьёз и надолго! Научиыd CompyдuиK ~узеdиОlО отдела (НП) Мария БЕРЕ3ЮК. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz