На страже Заполярья. 2020 год. Ноябрь.

8 сТр. * на ~raЖЕ заполlrы 6 ноября 2020 года (lшМlЩi'фN;mi"'I'ФlЩI 1)1============================ в 1940 году по решению народного комиссара ВМФ из активных участников художественной самодеятельности на базе Дома Красной армии и флота в Полярном был организован ансамбль краснофлотской песни и танца - ныне Ансамбль песни и пляски Северного флота. 3а 80 лет непрерывной работы коллектив из самодеятельного вырос в профессиональный, причём высочайшего уров­ ня, широко известный во всей стране и далеко за её пределами. 3а этот период отыграно свьппе 15000 кон­ цертов, взращено немало народных и заслуженных артистов СССР и России, заслуженных деятелей ис­ кусств. Большинство танцоров, вокалистов и музыкан­ тов остаются частью творческой команды на долгие годы, выбирая идти по жизни не только с песней, но и с Северным флотом. "СЕВЕРУ НАВЕЧНО ОСТАВЛЯЕМ мыI ЧАСТИЦУ СЕРДЦА СВОЕГО" Серьёзная школа Обладатель незабываемого баса солист хора ансамбля на­ родный артист России Анатолий Иванов в творческом коллективе СФ оказался в 1969 году, когда пришло его время отдавать долг Родине. Певческий опыт у Ана­ толия Александровича был, он активно и успешно занимался самодеятельностью, а вот му­ зыкального образования не было. Но благодаря неповто­ римому тембру худрук Ансамбля песни и пляски СФ Борис По­ бедимский сразу принял юношу к себе. Два года срочной служ­ бы пролетели как один долгий день - репетиции, концерты, гастроли - серьёзная школа. - Для меня ансамбль был чем­ то непостижимым, вершиной вокального творчества, - приз­ наётся народный артист. - Я был рад и безмерно горд, что попал в уникальный, единственный в мире заполярный профессио­ нальный музыкальный коллек­ тив. Но даже после этого родив­ шийся вместе с песней, как ут­ верждает он сам, Анатолий Ива­ нов не подумал о том, чтобы всерьёз связать себя с творче­ ством в чистом виде. По уволь­ нении в запас работал на ра­ диостанции "Атлантика", вёл музыкальные обзоры, посещал концерты уже как репортёр. - Однажды я пришёл на выс­ тупление Ансамбля песни и пляс­ ки Северного флота во Дворец культуры имени С.М. Кирова. После концерта подошёл к По­ бедимскому и говорю: "Борис Ми­ хайлович, мне нужно у вас взять интервью". А он отвечает: "Хватит дурака валять, ты и так о нас всё знаешь. Иди лучше уже к нам ра­ ботать", - вспоминает Анатолий Александрович. - Так в 1972 году закончилась моя карьера музы­ кального редактора и продол­ жился творческий путь артиста. Больше с него он не сворачи­ вал. Более того, заменив однаж­ ды заболевшего конферансье, оказался отменным ведущим • ГАЗЕТАУЧРЕЖДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ Российской ФЕДЕРАЦИИ Издатель: ФГБV "Редакционно-издательский центр "Красная звезда" Министерства обороны Российской Федерации. • Ансамбль песни и nлнски был и остаётсн душой Северного флота концертных программ, что весь­ ма ответственно, ведь он пер­ вым выходит к аудитории, за его спиной - весь коллектив, надо произвести впечатление, соз­ дать людям настроение. Где и как выйти, что сказать зрителю, Анатолий Иванов решает сам, ориентируясь на программу кон- церта. Обретённый опыт сейчас уже позволяет держаться в этой роли легко и свободно. Приш­ лось однажды работать даже на французском языке, не зная его толком. Но разве есть что-то невозможное для флотского ар­ тиста? - Во время дружественных ви­ зитов в иностранные государства с нами всегда работали перевод­ чики, которые на концертах пе­ реводили всё произнесённое мной. И вот в Шербуре на первый концерт переводчик не явился. Хорошо, что я ещё до поездки проработал свой текст с чело­ веком, знающим французский. Ну а когда поставили перед фак­ том - иди, мол, веди, деваться было некуда. Набрался наглости и пошёл на сцену. Публике по­ нравилось, - делится Анатолий Александрович. - Забавно, когда вернулись на флот, в Северо­ морске находились французы с ответным визитом, и мы давали им концерт в ДК "Строитель". Там переводчик был, нас познакоми- и на просторах огромного Союза. Половину года артисты ансамб­ ля проводили в поездках. И но­ мера подбирали специально под зрителя. Иностранцам везли больше народного, в глубь стра­ ны - военно-морского. Репетиро­ вали во время переходов кораб­ лей на палубах, в кубриках. "И пусть качает-качает-качает ... ", никто особо не переживал по поводу тягот и лишений службы артистов флота, как не пере­ живает и сейчас. Потому что, когда занимаешься любимым делом, твоё призвание само и вдохновляет, и силы даёт. Любовь к творчеству - rлавный двиrатель Солист ансамбля заслужен­ ный артист Кабардино-Балкар­ ской Республики Владимир Ти­ мошенко до того, как попал на Северный флот в 198З году, ус­ пел по несколько лет порабо­ тать и в ансамблях песни и пляс­ ки Северной группы войск в Польше, и на Балтике, и даже в Уфинском эстрадном оркестре. Но вот приехал на Север и ос­ тался - здесь любимое дело, любимые люди. - Раньше многие стремились в Заполярье, конечно, тут и с со­ циальным обеспечением лучше было, и сам коллектив был мощ­ нейший, сильный, классный! - утверждает Владимир Николае­ вич. - Руководители тоже высоко­ классные, отлично подготовлен­ ные - худрук Борис Победимский и хормейстер Виктор ГостинскиЙ. На них и личный состав рав­ нялся. Как вспоминает Владимир Тимошенко, на раскачку времени Коrда в коллектив приходит новый человек, все ему активно помоrают, чтобы он скорее вошёл в программу , освоил свои номера, стараются помочь и физически, и морально ли, выходим мы вдвоём на аван­ сцену, и я смотрю - полный зал в уже знакомой форме - одни французы. Я по инерции и начал: "Вопjоuг, messieuгs ... ". А пере­ водчик просто постоял рядом со мной. Я потом перед ним долго извинялся. 60-е - 80-е годы прошлого сто­ летия вообще были насыщены гастролями как за границей, так новеньким не давали, сразу, как говорится, в бой. Надо было запоминать не только хоровые партии, но и то, как обыгрывать пляски балета. Когда артисту ста­ ли доверять соло, работы при­ бавилось. Приходилось партии разучивать дома. Но концертов было много, в процессе всё быстро схватывалось. Несмотря на загруженность, усталости не чувствовалось. Владимир Нико­ лаевич считает, что она и не по­ является, когда работа любимая и интересная, устаёт человек, когда его что-то не устраивает. Не покидает ни Север, ни флотский ансамбль уже 56 лет и скрипач Ярослав Гаврилов, хотя за столько лет возможностей была масса, но и его сердце прикипело: - Для меня это уже образ жиз­ ни, я не представляю себе иной. Это не просто работа, а семья. Это же хорошо, когда и на работу идёшь с удовольствием, и домой возвращаешься так же. Вот так у меня и сложилось. Кстати, ради того, чтобы ос­ таться в ансамбле, Ярослав Степанович даже освоил новый для себя инструмент. Дело в том, что в музыкальном училище и в консерватории он учился по классу домры (русский, украин­ ский и белорусский струнный щипковый инструмент). На дом­ рах же и играли в 60-х годах в ансамбле. Позже худрук решил ввести в оркестр скрипки, а схожесть двух этих инструментов состоит лишь в том, что на обоих по четыре струны. Легко ли ос­ воить? - В оркестр тогда попал мат­ рос срочной службы - скрипач, который учился в Московской консерватории, и он стал меня учить. Через три года я играл уже достаточно хорошо. Сложно, конечно, было, по шесть часов ежедневно занимался, но полу­ чилось же! - вспоминает скри­ пач. - Позже на гастроли я брал с собой три инструмента - скрип­ ку, домру и балалайку. За грани­ цей лучше народный инструмент воспринимали, для них это ди­ ковинка, а скрипка-то иностран­ цам знакома. Язык музыки И танца Впечатляющими для Яро­ слава Степановича и значимы­ ми в летописи ансамбля стали гастроли 1968 года в Канаду. Коллектив в течение нескольких месяцев выступал в 12 городах, среди которых Монреаль, Отта­ ва, Квебек, Саскатун, Торонто, Ванкувер. - Там нас принимали очень хорошо. Но, что могу сказать, я столько лет работаю и уже точно знаю: главное - зрителя зама­ нить в зал. А когда концерт уже идёт, люди приходят В восторг. Всегда. И мы всегда получаем хорошие отзывы, - констатирует Ярослав Гаврилов. Да что там отзывы. В загра­ ничных поездках зачастую кон- церты Ансамбля песни и пляски носили серьёзную диплома­ тическую нагрузку. В своё время многие политработники утверж­ дали, что артистам за одно выс­ тупление удавалось наладить столь тёплые контакты, которых политикам приходилось доби­ ваться годами. Сам флотский коллектив был лицом не только Северного фло­ та, но и всей страны, о которой рассказывал языком музыки и танца. Для иностранцев подоб­ ные творческие коллективы - явление вообще уникальное, у них существуют только военные оркестры. - Хор и танцоры во флотской форме - это для них что-то неве­ роятное, - говорит балетмейстер ансамбля заслуженный артист Российской Федерации Иван Ткач. - Матрос присел, подпрыг­ нул - зритель в восторге, а всё наше выступление производит настоящий фурор. Иван Иванович знает что гово­ рит, он в ансамбле с 1978 года, получается, большую часть жиз­ ни коллектива он с ним. Более того, североморская труппа для него единственное место ра­ боты. Приехав на просмотр на последнем курсе училища, он его успешно прошёл и после полу­ чения диплома устроился на работу. Иван Иванович говорит, что люди на Севере добрее, да и в коллективе никогда за столько лет не сталкивался с подсижи­ ванием или другими человече­ скими негативными проявле­ ниями: - Наоборот, у нас заведено, что, когда приходит новый чело­ век, все ему активно помогают, чтобы он скорее вошёл в про­ грамму, освоил свои номера, стараются помочь и физически, и морально. Люди, конечно, со временем уезжают, но я, когда предлагали, не захотел. Первый номер, который ему пришлось учить, - знаменитая "Солёная вода" (своего рода визитная карточка коллектива, песне "Пусть споёт мне на про­ щанье вьюга", Северу навеч­ но оставляют частицу сердца своего. Это произведение, к слову, было специально создано для флотского коллектива. Стихи на в заrраничных поездках зачастую концерты Ан­ caMбля песни и пляски носили серьёзную диплома­ тическую наrpузку. В своё время мноrие политра­ боmики утверждали, что артистам за одно выступ­ ление удавалось наладить столь тёплые контакты, которых политикам приходилось добиваться rодами вокально-танцевальный номер, поставленный ещё в 1950-е го­ ды, в котором одного из тан­ цоров высоко подбрасывают и он как бы совершает короткий полёт). "Летать" Ивану Ивано­ вичу не приходилось, на эту роль обычно выбирают танцоров по­ ниже ростом, а свою партию в номере он освоил дней за пять. Балетмейстер подтверждает слова Ярослава Гаврилова - раньше на разговоры и объяс­ нения времени было мало, при­ шёл работать в серьёзный, про- фессиональный ансамбль, будь добр, учи программу. Поездок было много, а поми­ мо долгих гастролей, план рабо­ ты выглядел так: 17 шефских концертов в месяц плюс 5 ком­ мерческих для населения. Вы­ держат только сильнейшие, те, кто действительно увлечён твор­ чеством, те, кто, как поётся в музыку Виктора Гостинского положил капитан 2 ранга Алек­ сандр Котов, служивший на Но­ вой Земле. Душа флота Балетмейстер Иван Ткач при­ знаётся, что перед выходом на сцену все артисты немного вол­ нуются, независимо от того, сколько лет они работают: - Ты переживаешь даже не за то, что можешь технически сде­ лать что-то не так, а за то, что зритель может заметить, что ты не в форме. Хочется же, чтобы они твоим творчеством восхи­ щались. А когда слышишь, что коллективу аплодируют, тогда вспыхивает чувство гордости. Понимаешь, что ты свою лепту вносишь в работу ансамбля, что ты часть души оставил здесь и не зря. Плоды твоей деятель­ ности - это и есть аплодисменты зрителей. Рассуждая о своей работе, о душе упоминает и народный ар­ тист Анатолий Иванов. Говорит, что вокалистов много, да и на­ учиться петь способен практи­ чески любой, но настоящая пес­ ня рождается, когда ты в её ис­ полнение вкладываешь частичку своей души, отдаёшь зрителю её тепло. Не зря командовавший Се­ верным флотом в 1999-2001 го- дах адмирал Вячеслав Попов говорил так: "У нас на флоте есть все - моряки, лётчики, минёры, пехотинцы, а главное, что у нас есть душа - это Ансамбль песни и пляски". Анна КОРОЛЬКО& Фото из архива Ансамбля песни и пляски Северною флота. Газета зарегистрирована ••,. mсllЛl ЗВВАА .....л.... КРАсНАЯ Подписные индексы каталогов: в Министерстве 29899 - подписной индекс в каталоге ДО "Агентство "Роспечать" печати и информации ~ Российской Федерации Адрес ФГБУ "Редакционно-издатеш.скиЙ центр "Красная звезда" ЗВЕЗДА (каталог "Газеты. Журналы"); Министерства обороны Российской Федерации: 39907 - подписной индекс в катапоге Главный 30 декабря 1992 г. 125284, Москва, Хорошёвское шоссе, 38. ОДА "ДРЗИ"(каталог "Объединённый каталог Регистрационный N2 01963. Отпечатано: АО "Красная Звезда", "Пресса России"); редактор Телефоны: 8 (495)-941-23-80, e-mail: гiстогf@уапdех.гu ; 339907 - электронный каталог "Пресса России" Свободная цена. отдеп рекламы - 8 (495)-941-28-46, e-mail: геklата@kоггпеt.гu . 125284, г. Москва, Хорошёвское шоссе, (www.ргеssа-гf.гu/саt/1/еditiоп/у_е39907) В.Н.ЛЕВЧУК Тираж 1450 ЭК3. Адрес редакции газеты "На страже Заполярья": д. З8. Тел.: 8 (499) 762-6З-02, Э39907 - интернет-магазин одо "ДРЗИ" Заказ N!! 5425-2020. отдел распространения периодической (www.akc.ru/itm/na-stra~_he-~apoly_ary_a ) @ 184604, г. Североморск, уп. Сгибнева, 9. E-mail: па_stгazhе@таil.гu печати - 8 (495) 941-З9-52. Время подписания в печать: Телефоны: отв. редактор - 8 (815З7) 6-12-15, 6-20-52 (факс); деж. - 6-26-44. по графику - 15:00, фактически - 15:00 • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz