На страже Заполярья. 2020 год. Ноябрь.
7 сТр. --------------------- * на стraЖI 3апмlrы 20 ноября 2020 года I 'F=============================== цесс, будет способствовать раз витию нравственной, духовной сто роны жизни учащихся. пЕрвыIй МОРЯК В СЕМЬЕ Вот что он писал об этом: "Я без всякого стеснения де лаю то, что, на мой взгляд, пред ставляется необходимым для оздоровления этого учреждения. Моё основное стремление - воз действовать на нравственное сознание доверенных мне моло дыхлюдей, которое находится в большом упадке. Я доволен ре зультатом моих усилий, а имен но тем, что мне удалось не при бегать к физическим наказа ниям. Моя следующая задача - воспитание образованием. Им ператор дал мне право приг лашать лучших учителей". Серген Прокофьев уже 28 лет бессменныii капитан гидрографического судна ГС-526 есть какое-то препятствие. Пос ле "осмотра" гидролокатором нашли затонувшее судно. Дол гое время считали, что это не мецкая субмарина "U-387", по топленная в годы Великой Оте чественной войны тараном на шего эсминца, но потом всё-таки оказалось, что это не так. Прос то затонувшее судно. Но мень- если есть знания и умения. Но вместе с тем нужно быть очень и очень осторожными, внима тельными и смотреть в оба. Не оправданного риска не допус кается. Гидрограф всегда дол жен помнить, что после того, как он пройдёт по "белому пят ну", оно откроется для других, а это большая ответственность. в последнее время мне часто доводится писать о JПOДЯХ, которые десятки лет трудятся на одном месте, даже не помышляя о смене должностн, тем более - профессии. И каковым бы ни было направление деятельности, ответ на вопрос, что же их держит, всегда примерно один - сама работа, которую они любят, ценят и не представляют себя в иной роли. Мне кажется, так MOгyr рассуждать только те, кто нamёл своё призвание. Так случилось и с CepreeM Прокофьевым - капитаном ГС-526, который в rидрографическую службу CeBepHOI'O флота приmёл сразу после окончания мореходного училища, и весь его солидный опыт и трудовой стаж накоплен здесь. Запомнилось это на всю жизнь. На малое гидрографическое судно ГС-526 Сергей Прокофьев сначала был назначен как стар ший помощник, потом принял под командование другое судно и вернулся уже в качестве капи тана. А ещё незабываемым для гидрографа стал опыт попол нения запасов пресной воды в Онежском озере. Пря мо из водоёма! Настолько она там чистая. Лоцман указал тогда точное мес то и объяснил, что там бьют сильные подзем ные источники. З А 28 ЛЕТ было про делано много важ ной работы. Под руко водством Сергея Про кофьева экипаж ГС-526 в своё время провёл пло щадную съёмку рельефа дна всех основных бухт и заливов Баренцева мо ря методом эхотрале Ошибаться нельзя. Обладая колоссаль ным опытом, Сергей Михайлович останавли ваться в совершенство вании не спешит, с удо вольствием продолжает учиться. - Всё знать невозмож но, но совершенствовать ся необходимо. Сейчас все капитаны и старпо мы ежегодно сдают экза мены по разным вопро сам от судовождения до знания документации, - рассказывает Сергей Про кофьев. - По результа там издаётся приказ на Да, именно при Крузенштерне в Морском кадетском корпусе бы ли полностью отменены телесные наказания воспитанников. Но са мым важным нововведением ди ректора стала организация так на зываемого офицерского класса, предполагающего для наиболее способных и отлично успевающих кадетов двухлетний курс обучения по углуБЛёННОЙ программе. Она включала в себя физическую геог рафию, картографию, высшую ма тематику, физику, русскую литера туру и иностранные языки. Выпуск ники, успешно сдавшие экзамен, по лучали звание лейтенант, которое обычно присваивалось лишь через четыре года обучения. Эти классы поздее будут преобразованы в Во енно-морскую академию, получе нию в которой отличной подготовки обязаны все адмиралы Российской империи, Советского Союза и Рос сийской Федерации. С ЕРГЕЙ рос в Днепропет ровской области, но однаж ды после каникул, проведённых в Севастополе, душа его вдруг захотела морской романтики - приглянулись мальчику кораб ли и суда. В семье моряков ни когда не было, и он решил стать первым. В 1983 году окончил ЛомОНО совское мореходное училище, успешно освоив специальность судоводитель, и получил наз начение на Северный флот в экипаж гидрографического суд на "Сенеж" третьим помощ ником капитана, то есть штур маном. - Я последний судоводитель в гидрографии, который проходил на ГС-526 внутренними водными путями в Польшу, - через Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское, Ладожское озёра, реку Неву и на Балтику, - не без гордости говорит он. ния - это, когда глубины измеряют не один, а десяток эхолотов сразу. Были моряки незаменимыми и при строительстве портов в Белом море, часто привлекались к проводке подводных лодок по Северо-Двинскому каналу. За дача опять-таки состояла в том, чтобы произвести эхотраление, просмотреть дно гидролока тором и создать специальную карту - планшет, где показаны все глубины и обозначены опас ные для судоходства места. шее ли это имеет значение, когда речь идёт о безопасности судоходства и рыболовства? Ко нечно, нет. допуск к управлению судном. С ноября начинается подготовка, и до конца года нужно всё сдать. Наш герой сам учится не прерывно и обучает других. Сергей Михайлович подготовил двух капитанов и старшего по мощника, а ещё его экипаж в 2013 году завоевал звание луч шего во вспомогательном фло те и именной кубок коман дующего СФ, который получил лично из рук адмирала Влади мира Королёва. Неудивитель но, ведь по сути "каботажное" ГС-526 проводит в море каждый год иногда даже больше, чем белоснежные красавцы "Гори зонт" и ·Визир", участвующие в дальних походах и привозящие оттуда сведения о географичес ких открытиях. Ещё одна важная деталь в порт рете адмирала Крузенштерна: уже будучи в отставке он наряду с рос сийскими учёными Петром Вран гелем, Фёдором Литке и Карлом Бэром стал одним из первых учре дителей Русского географического общества, а большая часть осталь ных основоположников организа ции - выпускники того же Морского кадетского корпуса. Работа была в радость, штур манское дело увлекло и каза лось неимоверно интересным. За первые пять лет службы Сергею ПРОКОфьеву удалось побывать в Атлантике, Сре диземном, Гренландском, Бе лом, Карском, Северном, Нор вежском морях. В то время по ходы были частыми и разнооб разными, "Сенеж" как экспери ментальное судно работало не только в интересах Северного флота, но и использовалось в интересах гражданских струк тур, например, нефтяников, пока те свои суда строили. Судно построено в Польше, туда его отправляли и для ремон та до распада соцлагеря. Как раз в 1991 году Сергею Михайловичу удалось пройти внутренними пу тями. Это был очень интересный для капитана опыт. Особенно запомнилась так называемая Повенецкая лестница - система шлюзов в Беломорско-Балтий ском канале, состоящая из 7 шлю зов и связанных с ними плотин, После гидрографов субма рины, корабли и суда всегда проходили спокойно, а всё пото му, что к своей работе личный состав ГС относится крайне от ветственно. С ЕЙЧАС экипаж судна зани мается гидрологическими работами в основном в Коль ском и Мотовском заливах, а так же промерами и другими иссле дованиями для создания новых карт и лоций, обеспечением высадки людей, доставки грузов, оборудования в труднодоступ ные места. - Что вам больше всего нра вится в вашей работе? - задаю вопрос Сергею Михайловичу. - На промерах, эхотралении капитан всё время стоит на уп равлении судном, это чувство мне и нравится - ощущать судно, ну как автомобиль. Тихонько так подходишь к берегу, - рисует он рукой в воздухе траекторию, - или, наоборот, в скалу носом упираешься, а под нами ещё 40 метров. - Мы всегда сами себя пе- Под руководством Сергея Прокофьева экипаж ГС-526 в своё время провёл площадную съёмку рельефа дна всех основных бухт и заливов Баренцева моря методом эхотралевия Иван фёдорович Крузенштерн ушёл из жизни 24 августа 1846 года в своём имении Асе в возрас те 75 лет. Его славные дела продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович, ставшие известными путешест венниками и исследователями, а также многочисленные воспи танники вго альма-матер. Подlотовuла А.4иса ЛИСИЦЫНА. - Самым сложным для нас оказался поход по Карскому морю, - вспоминает Сергей Ми хайлович. - Мы там произво дили спецработы и попали в жесточайший шторм, который длился, не поверите, 22 суток. Ветер дул не прекращаясь, мы спасались за арктическими льдами, подходили к ним как можно ближе и прятались. дамб и водопусков: - Ничего особо сложного: под ходим, заводим швартовы, кре пим и спускаемся. Там главное - не дать сразу ход. Местные рас сказывали, что, бывало, суда во рота ломали, врезались в них. У меня всё прошло благополучно. Но впечатляет, конечно. репроверяем, какую бы работу ни выполняли, - это главное правило для гидрографа, - до бавляет капитан. Приходилось выполнять и задания по поиску подводных объектов. Подводники не раз докладывали, что в морском полигоне у острова Кильдин Спасатели как-то сказали, что гидрографы отчаянные и ходят по лезвию бритвы. Они наблюдали, как экипаж ГС-526 ведёт промер на выходе из Кольского залива. Судно рабо тало и днём, и ночью, через каждые 25 метров к берегу под ходило. Для самих же исследо вателей такая практика - обыч ное дело. Нечего им бояться, В свободное от работы время Сергей Прокофьев готовит себе смену и продолжателей динас тии - две дочери подарили ему четверых внуков, которым сей час от 3,5 до 6 лет. И все маль чишки считают себя матросами, знают разницу между тем, что означает стоять на якоре и у причала, обожают вместе с дедушкой наблюдать за воен ными кораблями и судами. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото из архиВа zидрофафи'fескоu сJl,ужБы СФ. репый", тремя номерными миноносцами и несколь кими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к мятежникам присое динились экипажи кано нерской лодки "Уралец", миноносцев ·ЗаветныЙ", "Зоркий" и учебного корабля "Днестр". Утром на всех вос ставших кораблях были под няты красные флаги. Восставшие надеялись, что к ним присоединятся и остальные корабли. Одна ко командование успело принять контрмеры. "К сожалению, лейте нант Шмидт, встав во главе революционного флота, не проявил до статочной решимости, потерял время. Да и то сказать: ситуация была сложная, а опыта у него - никакого, - высказывает мнение революционер. - Чтобы привлечь на сто рону восставших всю эс кадру, на миноносце "Сви репый" он обошёл эскад ру, призывая матросов присоединиться к вос станию, но без успеха - палубы броненосцев бы ли заранее очищены от матросов". Командование уже конт ролировало ситуацию. На эскадре производилось об новление личного состава, были списаны или аресто ваны матросы, которые сим патизировали восставшим и вызывали подозрения. Силы восставших состав ляли 14 кораблей и судов и около 4,5 тысячи матросов и солдат на кораблях и бе регу. Однако боевая мощь их была незначительной, так как большинство ко рабельных орудий ещё до восстания было приведено в негодность. С ОЛДАТЫ на берегу были плохо вооруже ны, не хватало пулемётов, винтовок и патронов. Кроме того, восставшие упустили благоприятный момент для развития успеха, стратеги ческую инициативу. Пассив ность их оборонительной тактики помешала прив лечь к себе всю Черномор скую эскадру и Севасто польский гарнизон. • "Несмотря на всеоб щую забастовку, все мы, рабочие, были в это вре мя на заводском дворе. Чувствовали, что реши тельный час приближа ется, жалели, что, отдав матросам флотской ди визии все винтовки, сами остались безоружными, - вновь переживает собы тия участник восста ния. - Около трёх часов пополудни решили пере браться в город. Подош ли к пристани, увидели эскадру. Посреди бухты шёл небольшой катерок "Удалец". Над ним таюке вился красный флажок. Оттуда доносилась "Ma,r сельеза", исполнявшаяся оркестром. Вдругвоздух,. зорвалзвукорyдuйного вы стрела. Над катерком поднялся столб огня и пара. Он запылал. Шмидт совещался на "Очакове" с Вороницыным, Частником и Сиротенко, когда раздался первый орудийный выстрел. Все выбежали на палубуи уви дели горящий катер. Шмидт приказал атако вать и потопить кано нерку "Терец". Выпол нить это должен был ми ноносец "Свирепый·. Иван Сиротенко тот час перебрался на "Свире пый" и, приняв командова ние кораблём, повёл его в атаку, - пишетДмитри ев. - Но едва миноносец прошёл Павловский мы сок, на него обрушился огонь тяжёлой корабель ной артиллерии. Через несколько минут всё бы локончено, "Свирепый" по терял управление и стал плавучей мишенью". Известный в Крыму об щественный деятель, учё ный, искусствовед Алек сандр Иванович Полканов так описывал происходя щее в тот день: .. ... На набережной на против рейда собирались народные ирабочие мили ционеры (именовали их по-разному) с красными повязками на рукавах, у других были красные бан ты. Кто с оружием, кто без ... Очень волновались, успеют ли доставить на "Очаков" орудийные зам ки. Их должны были до ставить на катере. Казалось, катер вот вот доберётся до "Оча кова". Море было серым и не очень спокойным. Ка тер покачивало, он "кле- вал· в волнах. К тому же он был явно перегружен. Первой стрелять по "Оча кову" начала канонерка "Терец". Даже не по "Оча кову", а по катеру. Катер разнесло в щепы. Думаю, никто не спасся ... Мино носец "Свирепый"подкрас ным флагом рванулся на "Терец". Береговые ба тареи и некоторые суда эскадры ответили ура ганным огнём. На "Свире пом" были снесены все па лубные надстройки, но он нёсся вперёд, надеясь, ма жет быть, на таран. От ветил несколькими вы стрелами и "Очаков". "На пристани началась схватка между солдата ми и матросами с "Рос тислава", ·Трёх святи телей" и "Двенадцати апостолов", которые пришли сюда под коман дой офицеров, и народ ными милиционерами и теми, кто их поддержи вал. Затем я был ранен, оглушён, - пишет Полка нов. - На время мне по могли укрыться в гос тинице "Кист". Оттуда видел пожар "Очакова". На море быстро стало сумеречно. Прямо на сты- • ке Малого и Большого рейдов пылал огромный костёр - "Очаков". Пона чалу огонь захватиллишь нос корабля. Затем рас пространился на весь крейсер. С крейсера кри чали, просили о помощи. Но никто не послал туда катера снять людей. На против, солдаты отго няли от ступеней при стани тех, кто пытался на яликах направиться к крейсеру ... Всё это очень похоже описал Куприн в своей статье, опубли кованной в декабре в га зете ·Наша жизнь". 1 декабря в "Нашей жиз ни" была помещена статья Александра Куприна "Со бытия в Севастополе". Вот несколько цитат из неё: •... Мне приходилось ви деть в моей жизни ужас ные, потрясающие, от вратительные события. Некоторые из них я могу припомнить лишь с тру дом. Но никогда, вероят но до самой смерти, не забудуя этой чёрной во ды и этого гигантского пылающего здания, это го последнего слова тех ники, осуждённого вмес те с сотнями челове ческих жизней на смерть сумасбродной волей од- ного человека ... ... Мы услыхали, что оттуда, среди мрака и тишины ночи, несётся протяжный высокий крик: - Бра-а-тцы! И ещil, и ещil раз. Вспы- хивали снопы пламени, и мы опять видели чёткие, чёрные фигуры людей. Стала лопаться раска лённая броня с её сталь ными заклёпками. Это было похоже на ряд час тых выстрелов ... ... А крейсер беззвучно горел, бросая кровавые пятна на чёрную воду. Больше криков уже не было, хотя мы ещё виде ли людей на носу и на башне. Тут в толпе мно гое узналось. О том, что в начале пожара предла гали "Очакову" шлюпки, но что матросы отказа лись. О том, что по ка теру с ранеными, отва лившему от ·Очакова·, стреляли картечью. Что бросившихся вплавь рас стреливали пулемёта ми. Что людей, карабкав шихся на берег, солдаты приканчивали штыками. Последнему я не верю: солдаты были слишком потрясены, чтобы сде лать и эту подлость. Опять лопается бро невая обшивка. Больше не слышно криков. Ду шит бессильная злоба; сознание беспомощнос ти, неудовлетворённая, ленные на Историческом бульваре, затем броне носец "Ростислав", крей сер "Гридень .., наконец, крепостная артиллерия. Немного погодя послы шались ружейные залпы и стук пулемётов. Это царские войска атакова ли казармы флотской ди визии. Так началось об щее наступление контр революции. Теперь весь огонь ко рабельной, крепостной и полевой артиллерии со средоточился на "Оча кове". Не стрелял по не му броненосец "Синоп", где кочегар Яков Пота пович Науменко вывел из строя гидронасосы. На броненосце "Чесма" ар тиллеристы, сагитиро ванные большевиком Сергеем ИвановичемДья ченко, также отказа лись стрелять. Расстрел "Очакова" продолжался около двух часов и прекратилсялишь тогда, когда освободив шиеся из-под ареста ре акционно настроенные офицеры подняли над ко раблём белый флаг ". Крейсер "Очаков", наи более мощная единица вос- подобрали в свои лодки рыбаки. А матросов, плыв ших к Графской приста ни, к Приморскому буль вару, расстреляли в воде из винтовок и пулемётов. В это же время оса ждённые во флотских ка зармах матросы, солда ты и рабочие организо вали оборону. Руководил ими Елисей Лиманов, по могали ему солдаты-са пёры Максим Барышев и Никифор Назаренко. Они видели расстрел "Оча кова", понимали, что вос стание не удалось, и все же сражались. Только под утро каратели ворва лись в казармы. Восстание было бес пощадно подавлено". Обстрел революционных кораблей продолжался до 16 часов 45 минут. Многие из них были объяты огнём. Крейсер получил тяжёлые повреждения - в корпусе насчитали 63 пробоины. Матросы и солдаты, на ходившиеся в казармах флотской дивизии, оказы вали сопротивление до утра 29 ноября. Они сдались только после того, как кон чились боеприпасы и казар мы подверглись мощному Весь огонь корабельной, крепостной и полевой артиллерии сосре доточился на "Очакове". Не стрелял по нему броненосец "Синоп", где кочегар Яков Потапович Науменко вывел из строя гидронасосы. На броненосце "Чесма" артиллеристы также отказались стрелять невозможная месть. Мы уезжаем. Крейсер горит до утра ... ". Во второй половине дня 28 ноября восставшим был предъявлен ультиматум о сдаче. Не получив ответа, верные правительству вой ска пошли в наступление и открыли огонь по "внут ренним врагам". Был отдан приказ открыть огонь по мятежным кораб лям и судам. Вели огонь не только корабли - береговая артиллерия, орудия сухо путных войск, а также сол даты из пулемётов и винто вок (их расставили по берегу). По крейсеру открыли огонь орудия, установ- • ставших (из вооружённых кораблей), оставался на рей де неподвижной мишенью. "По настоянию коман ды Шмидт перешёл на миноносец N9 270, где и был арестован вместе с сыном. Мало кому из "очаковцев" удалось спа стись - только тем, кого артиллерийскому обстрелу. Восстание подавили жёстко и решительно. Сот ни матросов погибли. Его руководители Шмидт, Част ник, Антоненко и Гладков по приговору военно-морского суда в марте 1906 года были расстреляны на острове Березань. "Товарищи приняли смерть стойко, как положено революционерам. Севастопольское вооружённое восстание вошло незабываемой страницей в революцию 1905 года. Как и многие другие выступления солдат и мат росов, оно оказало огромное революционизирующее влияние на царскую армию и флот. "Едва ли есть осноеание ликовать победителям под Севастопо лем, - писал В. И. Ленин. - Восстание Крыма побежде- но. Восстание России непобедимо". < Подготовu.4 В.4ади.мир ПЕХОТНЫИ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz