На страже Заполярья. 2020 год. Ноябрь.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 ноября День военной торговли. В 1673 году родился сподвижник Петра I выдающийся государственный и военный деятель генералиссимус и полный адмирал Александр Данилович Меншиков. 300 лет назад в Константинополе между Россией и Турцией был подписан "Вечный мир", который урегу лировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России и позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны со шведами. В 1874 году родился русский адмирал Александр Васильевич Колчак, учёный, полярный исследователь, политический и военный деятель, участник экспедиции Эдуарда Толля 1900 года, уходившей из Екатеринин ской гавани на поиски 3емли Санникова. В 1941 году у разъезда Дубосеково 28 героев-пан филовцев остановили прорывавшиеся к Волоколам скому шоссе 50 фашистских танков. 55 лет назад в СССР запущена "Венера-3" - беспи- лотный космический корабль, который первым в истории человечества достиг поверхности Венеры. 17 ноября В 1908 году родился заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Илья Бо рисович Катунин. В 1914 году в районе Мемеля (Клайпеда) на минном заграждении подорвался и затонул германский бро неносный крейсер "Фридрих Карл". Это событие заставило германское командование перебазировать часть сил флота в Штеттин и Свинемюнде (Сви ноуЙсьце). 18 ноября В 1917 году на кораблях военного флота спущен Андреевский флаг и взамен поднят красный флаг Интернационала без каких-либо эмблем. 90 лет назад в строй морских сил Балтийского моря вошла подводная лодка "Д-1" "Декабрист", первая подводная лодка советской постройки. В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О прапорщиках и мичманах Вооружённых сил СССР" в Вооружённых силах СССР введён институт прапорщиков и мичманов. 19 ноября День ракетных войск и артиллерии. День ракетчика и артиллериста ВМФ. В 1770 году родился адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, выдающийся деятель Российского флота, мореплаватель. В 1942 году началась Сталинградская стратегическая наступательная операция "Уран" войск Юго-Западного, Сталин градского и Донского фронтов по окружению и ликвидации вражеской группировки войск в районе Сталинграда. 20 ноября В 1815 году после поражения Наполеона при Ватерлоо подписан Парижский мирный договор между участниками седьмой антифранцузской коалиции (Россией, Англией, Австрией и Пруссией). В 1830 году родился известный российский воена чальник генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров. В 2007 году командующим Северным флотом назначен адмирал Николай Михайлович Максимов. 21 ноября День работника налоговых органов Российской Федерации. В 1905 году вспыхнуло восстание моряков на крейсере "Очаков". В 1916 году родился дваж ды Герой Советского Союза капитан 2 ранга Виктор Ни колаевич Леонов, в годы Ве ликой Отечественной вой ны - командир 181-го особого разведывательного отряда Северного флота. В 1989 году лётчик Виктор Георгиевич Пугачёв совершил первую ночную посадкуСу-27К на палубу авианесущего крей сера "Адмирал Флота Совет ского Союза Кузнецов". 22 ноября В 1801 году в местечке Луганский завод (ныне Луганск) родился создатель "Толкового словаря живого велико русского языка" мичман Российского флота Владимир Иванович Даль. В 1918 году родился Герой Советского Союза гвардии полковник Николай Андреевич Бокий, в годы Великой Отечественной войны - командир звена 2-го гвардей ского авиаполка Северного флота. В 1946 году родился командующий Северным флотом в период с 1999 по 2001 год адмирал Вячеслав Алексе евич Попов. 1957 год - с подводной лодки проекта П-613 осу ществлён первый пуск крылатой ракеты П-5, раз работанной в ОКБ-52 В.Н.Челомея. В 1959 году комплекс принят на вооружение ВМФ. • * на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 13 ноября 2020 года ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ Злой рок преследовал первый отечественный атомный ракетоносец Только сейчас начинают ВСШIывать подробности о том, что происходило шесть десятилетий назад. Страшные события времён жёсткого противостояния СССР и США долгое время носили гриф "совершенно секретно". раза превосходила дизель ные подводные лодки. В надводном положении мог ла идти 26 узлов. Внутри неё размещалось два ядерных реактора, обеспечивающих колоссальной энергией па ротурбинный двигатель. 12 ноября 1960 года Государственной комис сией подписан приёмный акт о завершении государ ственных испытаний, в этот день лодка вступила в строй. глазах, помощи нет, и в любом случае она не смо жет подойти прежде, чем произойдёт катастрофа. В случае разрушения реак тора погибал экипаж, а мир ждала грандиозная катаст рофа. работу в реакторном отсеке он вызвался сам. Сохранился диалог между ним и коман диром лодки капита ном 1 ранга Зате евым: "Ты знаешь, на что идёшь?" - "Да, товарищ командир." "Ну так с Богом". происходит: через сутки после аварии подошли ещё две субмарины. Началась массовая эвакуация людей, секретных документов. Последними на "К-19" остались шесть человек, В ответ на появление в американском флоте атом ной подводной лодки "Джордж Вашингтон" в Со ветском Союзе разработа ли атомоходы проекта 658М, первой из которых стала субмарина "К-19". Эти атомные подводные ра кетоносцы стали детищем холодной войны: стране требовались носители бал листических ракет, чтобы уравновесить аналогичные американские разработки. Атомная подводная лодка "К-19" имела на борту три баллистические ракеты с ядерными боеголовками и атомный реактор, позво ляющий осуществлять бое вые походы в любые точки Мирового океана, где она была способна выпустить ядерную ракету по ничего не подозревающему против нику в течение трёх минут Подводную лодку сдали флоту в июне 1961 года, и сразу же она отправилась на масштабные учения "По лярный круг" в Северной Атлантике, где должна была проскользнуть через зас лон советских же субмарин на пути её движения, всплыть и отстреляться по полигону. В районе Шпиц бергена её должны были На субмарине объявили о радиационной опасности. Офицеры собрались на ко роткое совещание. После обмена мнениями коман дир лодки и команда пош ли на крайние меры. Один из офицеров, капитан 3 ран га Юрий Повстьев, предло жил заливать водой актив ную зону аварийного реак тора. Для этого моряки ре шили попытаться соорудить нештатную систему охлаж дения своими силами. Затея сама по себе рис кованная, вдобавок тре бовавшая, чтобы члены ко манды работали в зоне действия радиации. Позд нее дублирующая система охлаждения станет стан дартом, но на "К-19" её пришлось создавать впер вые. Из средств защиты у За своё мужество Корчилов заплатил самую высокую цену. Когда он вышел из отсека и сорвал про тивогаз, его тут же начало рвать. Нес колько человек по валились с ног с сим птомами лучевой бо лезни. Повстьев, предложивший план спасения лодки и ру ководивший монта жом трубопровода, первыи lCo.maooup"K-19" lCanu– тан 1 ранга НиlCOлаu Затеев. после получения приказа. Это было сочетание ядер ной энергии и ядерного оружия, и Советский Союз рассчитывал на её мощь. Являясь самым совершен ным дополнением ядерно го арсенала Страны Сове тов, лодка "К-19" была тех ническим чудом и доказы вала торжество политики КПСС. Самой грозной совет ской подводной лодкой ко мандовал капитан 2 ранга Николай Затеев. В свои 33 года он был лучшим из тех, кому можно было доверить атомоход. Под его коман дование был поручен эки паж из 139 человек. Боль шинству моряков только исполнилось 20 лет. Средний возраст офицеров - 26 лет. Эти люди были элитой со ветского подводного флота и пионерами атомного под- плава. Затеев со своим экипа жем являлся первопроход цем на пути новой формы подводной войны. До атом ной эры подводные лодки приводились в движение дизел ь-электрически м и двигателями. Они могли находиться под водой лишь ограниченное время, так как приходилось всплывать для пополнения запасов воздуха и зарядки аккуму ляторных батарей. В середине 50-х годов ядерная энергия изменила подводную лодку, давая возможность находиться под водой неограниченное время. Первой атомной подводной лодкой в США была субмарина под наз ванием "Наутилус". Потом началась гонка. СССР соз дал свою первую атомную подводную лодку "К-3" "Ле нинский комсомол" в 1958 юду. Лодка "К-19" была спу щена на воду 11 октября 1959 года и стала гордостью советского подводного фло та. Она была значительно быстрее и по скорости в два • сам получил тяжё- лое отравление. Смертель ные дозы получили ещё не сколько моряков. Ценой жизни они добились побе ды над реактором. Через полтора часа после начала работы аварийная система охлаждения начала функционировать. Вскоре возникла ещё одна пробле ма - на этот раз да ла течь смонтиро ванная система ох лаждения. Ещё три моряка ушли в ре акторный отсек, но им удалось быстро заварить пробои ну. "К-19" всё же не была одна во все ленной. Сообще ние об аварии в ре акторе приняла другая субмари на - дизельная "С-270" под коман дованием капитана 3 ранга Жана Свер билова. Он оказа лся самостоятель ным и решитель ным командиром. Приняв сигнал бед ствия, немедля вы шел на помощь, не ЭlCиnаж "К -19" в AplCmUlCe. тратя времени на совещания и по пытки выпросить разрешение у на чальства. Благо по года была хорошей, условно перехватить ди зельные подлодки. 18 июня субмарина выш ла из базы в Западной Лице и направилась в Атланти ческий океан. Ночь 4 июля 1961 года застала "К-19" в 70 милях от острова Ян МаЙен. Это клочок суши, затерянный между Нор вежским и Гренландским морями. После четырёх часов утра вахтенный об наружил резкое падение давления воды в одном из двух ядерных реакторов. Впоследствии выяснилось, что на одном из датчиков давления возникла течь. Государственная комиссия позже установит, что это произошло из-за наруше ния технологии сварочных работ при постройке лодки. Система охлаждения реак тора вышла из строя. Из-за утечки воды заклинило цир куляционные насосы. Ак тивная зона реактора быст ро инеконтролируемо ра зогревалась. "К-19" оказа лась в ситуации, хуже кото рой сложно что-то приду мать: работает только один реактор из двух, второй разрушается буквально на моряков были только про тивогазы. В течение часа шла подготовка: субмарина всплывала, готовили сва рочный аппарат и генера тор. Затем люди пошли в ре акторный отсек. Входящих встречало голубоватое сия ние - это светился от радиа ции водород. Вскоре во- волнения не было, так что уже через 4 часа Сверби лов оказался в районе, где боролась за жизнь "К-19 ". Лодки просигналили друг другу ракетами. Люди, не занятые устранением ава рии, стояли на лодке. По скольку основная радио станция на "К-19" вышла из строя, одной из первых ста- Катастрофа на "К-19" привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов дород начал спонтанно воз гораться - однако огнету шители были приготовлены заранее, так что начав шийся было пожар быстро сбили. Матросы и офицеры работали в облаках удуш ливого пара. Люди получали убойные дозы радиации и превращались в развалины буквально на глазах. Стар шему аварийной команды лейтенанту Борису Кор чилову было 23 года, вы полнять наиболее опасную ла просьба об обеспечении связи. Кроме того, Сверби лов, разумеется, принял на борт подводников, получив ших крупнейшие дозы ра диации, - 11 человек.Облу чённую одежду выкинули за борт, моряков обрабаты вали спиртом. "С-270" попыталась взять "К-19" на буксир. Это оказа лось не по силам менее мощной лодке. Командова ние флота по крайней ме ре уже разобралось, что ЭваlCуация пострадавших с "К-19 " во вре,мя аварии в феврале 1972 года. • включая Затеева. Под утро они перебрались на одну из "дизелюх". Подлодки двинулись к базе - навстре чу высланным надводным кораблям. Дополнительный риск создавала портящаяся по года. Когда подлодки с об лучёнными моряками выш ли к эсминцам, на море уже было изрядное волнение. Боевые корабли плясали на волнах, как игрушечные. Кое-как им удалось состы коваться и принять людей. Вскоре на аварийную субмарину прибыла спе циальная команда - естест венно, в полноценных за щитных костюмах. Её за дачей было оценить сос тояние лодки и возмож ность довести её домой. В течение полутора ча сов новоприбывшие пере мещались по отсекам вы мершей субмарины. Осве щения не было, использо вали только фонари. К счастью, никаких утечек на борту не обнаружили. Ра диационный фон был вы соким, однако выводы об надёживали: лодку можно спасти. "К-19" отбуксиро вали в пункт постоянного базирования. Действия экипажа во время аварии правитель ственная комиссия приз нала правильными. Многих участников борьбы за спа сение "К-19" наградили. Некоторых - посмертно. После аварии умерли восемь моряков, включая предложившего выход из ситуации Юрия Повстьева и старшего аварийной коман ды Бориса Корчилова. Все го облучены были 42 чело века. Информацию об этом происшествии десятилети ями хранили в секрете, об стоятельства трагедии стали известны лишь в 90-е годы. В 1965 году "К-19" вновь вошла в строй, она была полностью дезактивирова на, переоборудована для запуска ракеты из подвод ного положения и продол жала входить в состав стра тегических подводных сил СССР. Катастрофа привела к срочному пересмотру кон струкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанав ливать дополнительные системы охлаждения реак торов. Несмотря на печаль ную биографию корабля, подводники до сих пор гор дятся этой субмариной. На счету экипажа "К-19" было немало успешно вы полненных задач дальних ПОХОДОВ, отработанных раз личных учебно-боевых уп ражнений. Но злоключения подводного корабля про должались. Первая отечественная атомная подводная лодка 15 ноября 1969 года пере жила столкновение с аме риканской подводной лод кой. После очередного ре монта и ввода в строй лодку настигло очередное проис шествие. 24 февраля 1972 года во время боевого по хода в отсеках ПЛ вспыхнул пожар, погибли люди. За тем последовал очередной ремонт и служба до 19 ап реля 1990 года, когда "К-19" была официально выведе на из состава ВМФ. К nублиlCации nодготовил АлеlCсандр БОНДАРЬ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz