На страже Заполярья. 2020 год. Ноябрь.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 ноября День военной торговли. В 1673 году родился сподвижник Петра I выдающийся государственный и военный деятель генералиссимус и полный адмирал Александр Данилович Меншиков. 300 лет назад в Константинополе между Россией и Турцией был подписан "Вечный мир", который урегу­ лировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России и позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны со шведами. В 1874 году родился русский адмирал Александр Васильевич Колчак, учёный, полярный исследователь, политический и военный деятель, участник экспедиции Эдуарда Толля 1900 года, уходившей из Екатеринин­ ской гавани на поиски 3емли Санникова. В 1941 году у разъезда Дубосеково 28 героев-пан­ филовцев остановили прорывавшиеся к Волоколам­ скому шоссе 50 фашистских танков. 55 лет назад в СССР запущена "Венера-3" - беспи- лотный космический корабль, который первым в истории человечества достиг поверхности Венеры. 17 ноября В 1908 году родился заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Илья Бо­ рисович Катунин. В 1914 году в районе Мемеля (Клайпеда) на минном заграждении подорвался и затонул германский бро­ неносный крейсер "Фридрих Карл". Это событие заставило германское командование перебазировать часть сил флота в Штеттин и Свинемюнде (Сви­ ноуЙсьце). 18 ноября В 1917 году на кораблях военного флота спущен Андреевский флаг и взамен поднят красный флаг Интернационала без каких-либо эмблем. 90 лет назад в строй морских сил Балтийского моря вошла подводная лодка "Д-1" "Декабрист", первая подводная лодка советской постройки. В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О прапорщиках и мичманах Вооружённых сил СССР" в Вооружённых силах СССР введён институт прапорщиков и мичманов. 19 ноября День ракетных войск и артиллерии. День ракетчика и артиллериста ВМФ. В 1770 году родился адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, выдающийся деятель Российского флота, мореплаватель. В 1942 году началась Сталинградская стратегическая наступательная операция "Уран" войск Юго-Западного, Сталин градского и Донского фронтов по окружению и ликвидации вражеской группировки войск в районе Сталинграда. 20 ноября В 1815 году после поражения Наполеона при Ватерлоо подписан Парижский мирный договор между участниками седьмой антифранцузской коалиции (Россией, Англией, Австрией и Пруссией). В 1830 году родился известный российский воена­ чальник генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров. В 2007 году командующим Северным флотом назначен адмирал Николай Михайлович Максимов. 21 ноября День работника налоговых органов Российской Федерации. В 1905 году вспыхнуло восстание моряков на крейсере "Очаков". В 1916 году родился дваж­ ды Герой Советского Союза капитан 2 ранга Виктор Ни­ колаевич Леонов, в годы Ве­ ликой Отечественной вой­ ны - командир 181-го особого разведывательного отряда Северного флота. В 1989 году лётчик Виктор Георгиевич Пугачёв совершил первую ночную посадкуСу-27К на палубу авианесущего крей­ сера "Адмирал Флота Совет­ ского Союза Кузнецов". 22 ноября В 1801 году в местечке Луганский завод (ныне Луганск) родился создатель "Толкового словаря живого велико­ русского языка" мичман Российского флота Владимир Иванович Даль. В 1918 году родился Герой Советского Союза гвардии полковник Николай Андреевич Бокий, в годы Великой Отечественной войны - командир звена 2-го гвардей­ ского авиаполка Северного флота. В 1946 году родился командующий Северным флотом в период с 1999 по 2001 год адмирал Вячеслав Алексе­ евич Попов. 1957 год - с подводной лодки проекта П-613 осу­ ществлён первый пуск крылатой ракеты П-5, раз­ работанной в ОКБ-52 В.Н.Челомея. В 1959 году комплекс принят на вооружение ВМФ. • * на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 13 ноября 2020 года ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ Злой рок преследовал первый отечественный атомный ракетоносец Только сейчас начинают ВСШIывать подробности о том, что происходило шесть десятилетий назад. Страшные события времён жёсткого противостояния СССР и США долгое время носили гриф "совершенно секретно". раза превосходила дизель­ ные подводные лодки. В надводном положении мог­ ла идти 26 узлов. Внутри неё размещалось два ядерных реактора, обеспечивающих колоссальной энергией па­ ротурбинный двигатель. 12 ноября 1960 года Государственной комис­ сией подписан приёмный акт о завершении государ­ ственных испытаний, в этот день лодка вступила в строй. глазах, помощи нет, и в любом случае она не смо­ жет подойти прежде, чем произойдёт катастрофа. В случае разрушения реак­ тора погибал экипаж, а мир ждала грандиозная катаст­ рофа. работу в реакторном отсеке он вызвался сам. Сохранился диалог между ним и коман­ диром лодки капита­ ном 1 ранга Зате­ евым: "Ты знаешь, на что идёшь?" - "Да, товарищ командир."­ "Ну так с Богом". происходит: через сутки после аварии подошли ещё две субмарины. Началась массовая эвакуация людей, секретных документов. Последними на "К-19" остались шесть человек, В ответ на появление в американском флоте атом­ ной подводной лодки "Джордж Вашингтон" в Со­ ветском Союзе разработа­ ли атомоходы проекта 658М, первой из которых стала субмарина "К-19". Эти атомные подводные ра­ кетоносцы стали детищем холодной войны: стране требовались носители бал­ листических ракет, чтобы уравновесить аналогичные американские разработки. Атомная подводная лодка "К-19" имела на борту три баллистические ракеты с ядерными боеголовками и атомный реактор, позво­ ляющий осуществлять бое­ вые походы в любые точки Мирового океана, где она была способна выпустить ядерную ракету по ничего не подозревающему против­ нику в течение трёх минут Подводную лодку сдали флоту в июне 1961 года, и сразу же она отправилась на масштабные учения "По­ лярный круг" в Северной Атлантике, где должна была проскользнуть через зас­ лон советских же субмарин на пути её движения, всплыть и отстреляться по полигону. В районе Шпиц­ бергена её должны были На субмарине объявили о радиационной опасности. Офицеры собрались на ко­ роткое совещание. После обмена мнениями коман­ дир лодки и команда пош­ ли на крайние меры. Один из офицеров, капитан 3 ран­ га Юрий Повстьев, предло­ жил заливать водой актив­ ную зону аварийного реак­ тора. Для этого моряки ре­ шили попытаться соорудить нештатную систему охлаж­ дения своими силами. Затея сама по себе рис­ кованная, вдобавок тре­ бовавшая, чтобы члены ко­ манды работали в зоне действия радиации. Позд­ нее дублирующая система охлаждения станет стан­ дартом, но на "К-19" её пришлось создавать впер­ вые. Из средств защиты у За своё мужество Корчилов заплатил самую высокую цену. Когда он вышел из отсека и сорвал про­ тивогаз, его тут же начало рвать. Нес­ колько человек по­ валились с ног с сим­ птомами лучевой бо­ лезни. Повстьев, предложивший план спасения лодки и ру­ ководивший монта­ жом трубопровода, первыи lCo.maooup"K-19" lCanu– тан 1 ранга НиlCOлаu Затеев. после получения приказа. Это было сочетание ядер­ ной энергии и ядерного оружия, и Советский Союз рассчитывал на её мощь. Являясь самым совершен­ ным дополнением ядерно­ го арсенала Страны Сове­ тов, лодка "К-19" была тех­ ническим чудом и доказы­ вала торжество политики КПСС. Самой грозной совет­ ской подводной лодкой ко­ мандовал капитан 2 ранга Николай Затеев. В свои 33 года он был лучшим из тех, кому можно было доверить атомоход. Под его коман­ дование был поручен эки­ паж из 139 человек. Боль­ шинству моряков только исполнилось 20 лет. Средний возраст офицеров - 26 лет. Эти люди были элитой со­ ветского подводного флота и пионерами атомного под- плава. Затеев со своим экипа­ жем являлся первопроход­ цем на пути новой формы подводной войны. До атом­ ной эры подводные лодки приводились в движение дизел ь-электрически м и двигателями. Они могли находиться под водой лишь ограниченное время, так как приходилось всплывать для пополнения запасов воздуха и зарядки аккуму­ ляторных батарей. В середине 50-х годов ядерная энергия изменила подводную лодку, давая возможность находиться под водой неограниченное время. Первой атомной подводной лодкой в США была субмарина под наз­ ванием "Наутилус". Потом началась гонка. СССР соз­ дал свою первую атомную подводную лодку "К-3" "Ле­ нинский комсомол" в 1958 юду. Лодка "К-19" была спу­ щена на воду 11 октября 1959 года и стала гордостью советского подводного фло­ та. Она была значительно быстрее и по скорости в два • сам получил тяжё- лое отравление. Смертель­ ные дозы получили ещё не­ сколько моряков. Ценой жизни они добились побе­ ды над реактором. Через полтора часа после начала работы аварийная система охлаждения начала функционировать. Вскоре возникла ещё одна пробле­ ма - на этот раз да­ ла течь смонтиро­ ванная система ох­ лаждения. Ещё три моряка ушли в ре­ акторный отсек, но им удалось быстро заварить пробои ну. "К-19" всё же не была одна во все­ ленной. Сообще­ ние об аварии в ре­ акторе приняла другая субмари­ на - дизельная "С-270" под коман­ дованием капитана 3 ранга Жана Свер­ билова. Он оказа­ лся самостоятель­ ным и решитель­ ным командиром. Приняв сигнал бед­ ствия, немедля вы­ шел на помощь, не ЭlCиnаж "К -19" в AplCmUlCe. тратя времени на совещания и по­ пытки выпросить разрешение у на­ чальства. Благо по­ года была хорошей, условно перехватить ди­ зельные подлодки. 18 июня субмарина выш­ ла из базы в Западной Лице и направилась в Атланти­ ческий океан. Ночь 4 июля 1961 года застала "К-19" в 70 милях от острова Ян­ МаЙен. Это клочок суши, затерянный между Нор­ вежским и Гренландским морями. После четырёх часов утра вахтенный об­ наружил резкое падение давления воды в одном из двух ядерных реакторов. Впоследствии выяснилось, что на одном из датчиков давления возникла течь. Государственная комиссия позже установит, что это произошло из-за наруше­ ния технологии сварочных работ при постройке лодки. Система охлаждения реак­ тора вышла из строя. Из-за утечки воды заклинило цир­ куляционные насосы. Ак­ тивная зона реактора быст­ ро инеконтролируемо ра­ зогревалась. "К-19" оказа­ лась в ситуации, хуже кото­ рой сложно что-то приду­ мать: работает только один реактор из двух, второй разрушается буквально на моряков были только про­ тивогазы. В течение часа шла подготовка: субмарина всплывала, готовили сва­ рочный аппарат и генера­ тор. Затем люди пошли в ре­ акторный отсек. Входящих встречало голубоватое сия­ ние - это светился от радиа­ ции водород. Вскоре во- волнения не было, так что уже через 4 часа Сверби­ лов оказался в районе, где боролась за жизнь "К-19 ". Лодки просигналили друг другу ракетами. Люди, не занятые устранением ава­ рии, стояли на лодке. По­ скольку основная радио­ станция на "К-19" вышла из строя, одной из первых ста- Катастрофа на "К-19" привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов дород начал спонтанно воз­ гораться - однако огнету­ шители были приготовлены заранее, так что начав­ шийся было пожар быстро сбили. Матросы и офицеры работали в облаках удуш­ ливого пара. Люди получали убойные дозы радиации и превращались в развалины буквально на глазах. Стар­ шему аварийной команды лейтенанту Борису Кор­ чилову было 23 года, вы­ полнять наиболее опасную ла просьба об обеспечении связи. Кроме того, Сверби­ лов, разумеется, принял на борт подводников, получив­ ших крупнейшие дозы ра­ диации, - 11 человек.Облу­ чённую одежду выкинули за борт, моряков обрабаты­ вали спиртом. "С-270" попыталась взять "К-19" на буксир. Это оказа­ лось не по силам менее мощной лодке. Командова­ ние флота по крайней ме­ ре уже разобралось, что ЭваlCуация пострадавших с "К-19 " во вре,мя аварии в феврале 1972 года. • включая Затеева. Под утро они перебрались на одну из "дизелюх". Подлодки двинулись к базе - навстре­ чу высланным надводным кораблям. Дополнительный риск создавала портящаяся по­ года. Когда подлодки с об­ лучёнными моряками выш­ ли к эсминцам, на море уже было изрядное волнение. Боевые корабли плясали на волнах, как игрушечные. Кое-как им удалось состы­ коваться и принять людей. Вскоре на аварийную субмарину прибыла спе­ циальная команда - естест­ венно, в полноценных за­ щитных костюмах. Её за­ дачей было оценить сос­ тояние лодки и возмож­ ность довести её домой. В течение полутора ча­ сов новоприбывшие пере­ мещались по отсекам вы­ мершей субмарины. Осве­ щения не было, использо­ вали только фонари. К счастью, никаких утечек на борту не обнаружили. Ра­ диационный фон был вы­ соким, однако выводы об­ надёживали: лодку можно спасти. "К-19" отбуксиро­ вали в пункт постоянного базирования. Действия экипажа во время аварии правитель­ ственная комиссия приз­ нала правильными. Многих участников борьбы за спа­ сение "К-19" наградили. Некоторых - посмертно. После аварии умерли восемь моряков, включая предложившего выход из ситуации Юрия Повстьева и старшего аварийной коман­ ды Бориса Корчилова. Все­ го облучены были 42 чело­ века. Информацию об этом происшествии десятилети­ ями хранили в секрете, об­ стоятельства трагедии стали известны лишь в 90-е годы. В 1965 году "К-19" вновь вошла в строй, она была полностью дезактивирова­ на, переоборудована для запуска ракеты из подвод­ ного положения и продол­ жала входить в состав стра­ тегических подводных сил СССР. Катастрофа привела к срочному пересмотру кон­ струкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанав­ ливать дополнительные системы охлаждения реак­ торов. Несмотря на печаль­ ную биографию корабля, подводники до сих пор гор­ дятся этой субмариной. На счету экипажа "К-19" было немало успешно вы­ полненных задач дальних ПОХОДОВ, отработанных раз­ личных учебно-боевых уп­ ражнений. Но злоключения подводного корабля про­ должались. Первая отечественная атомная подводная лодка 15 ноября 1969 года пере­ жила столкновение с аме­ риканской подводной лод­ кой. После очередного ре­ монта и ввода в строй лодку настигло очередное проис­ шествие. 24 февраля 1972 года во время боевого по­ хода в отсеках ПЛ вспыхнул пожар, погибли люди. За­ тем последовал очередной ремонт и служба до 19 ап­ реля 1990 года, когда "К-19" была официально выведе­ на из состава ВМФ. К nублиlCации nодготовил АлеlCсандр БОНДАРЬ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz