На страже Заполярья. 2020 год. Май.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 1 июня Международный день защиты детей. нием в Мурманске. 287-я годовщина Красно знамённого, ордена Ушакова Северного флота. В соответст вии с указом императрицы Ан ны Иоановны от 26 марта 1733 года был создан Архан гельский военный порт и уч реждена эскадра кораблей под командованием вице-ад мирала Петра Бредаля. В 1933 году начато формирова ние Северной военной флоти лии с постоянным базирова- Русская православная церковь чтит память благовер ного князя Дмитрия Донского. В 1931 году в советском воздушном флоте был сфор мирован первый опытный отряд транспортных само лётов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается днём рождения ВТА. В 1932 году сформирована Школа связи ВМС РККА, подчинённая ВМУ им. Ф.Э. Дзержинского. Впоследствии в 1933 году преобразована в Училище связи ВМС РККА. Ныне Военно-морской институт радиоэлектроники. 2 июня День специалиста материально-технической службы ВМФ. В 1808 году родился Лаврентий Алексеевич Загоскин, русский морской офицер, исследователь Аляски. В 1917 году родился командир звена 118-го раЗВЕЩыва тельного авиаполка Северного флота Герой Советско го Союза капитан Михаил Константинович Вербицкий. В 1964 году командующим Северным флотом назначен вице-адмирал Семён Михайлович Лобов. 3 ИЮНЯ В 1785 году в Лондоне испытан первый парашют. В 1920 году родился Герой Советского Союза пол ковник Юрий Петрович КочелаевскиЙ. В годы Великой Отечественной войны гвардии капитан, штурман эскад рильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота. В 1945 году состоялся переход Северного флота на положение мирного времени и отменена система внутренних конвоев в Баренцевом море. 4 июня В 1719 году отряд из шести русских кораблей под ко мандованием капитана 2 ранга Наума Сенявина у ост рова Эзель одержал победу над шведским отрядом. Это была первая победа русских парусных кораблей в открытом море без абордажа. В 1897 году состоялась закладка крейсера "Аврора" на верфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге. В 1919 году в Копорской губе Финского залива эсминцы "Гавриил" и "Азард" вступили в бой с 4 англий скими контрминоносцами и 3 подлодками. Снаряд с "Азарда" попал в подлодку "L-55", которая во время срочного погружения подорвалась на минном поле и затонула. В 1926 году обнаружена на дне, поднята, отремонтирована и к 1930 году вошла в состав КБФ. В 1945 году подписана "Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отноше нии Германии правительствами СССР, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и времен ным правительством Французской Республики". 5 ИЮНЯ В 1789 году фрегат "Лободанц" под командованием лейтенанта Степана Телесницкого в Средиземном море был атакован 14 турецкими кораблями. В резуль тате турки окружили фрегат и потребовали от команды сдаться. Лейтенант Телесницкий, подойдя с зажжённым факелом к люку крюйт-камеры, ответил, что взорвёт свой корабль, если турки не отойдут. Противник, испу гавшись взрыва, вышел из боя. В 1940 году СНК СССР принял решение о серийном выпуске танка Т-34. 6 июня В 1749 году родился Осип Михайлович Дерибас (де Рибас), адмирал русского флота. Отличился в ряде сражений русско-турецких войн. В 1889 году родился Игорь Сикорский, русско-амери канский авиапромышленник, конструктор первых мно гомоторных боевых бомбардировщиков и гидропланов. Но основная заслуга Игоря Сикорского - создание пер вых вертолётов. В 1911 году впервые в России лётчик 2-го флотского экипажа отдела воздушного флота лейтенант Виктор Дыбовский на самолёте-разведчике "Nieupaгt IV" осу ществил поиск погружённой подводной лодки. В 1929 году родился Виктор Конецкий, писатель маринист, капитан дальнего плавания. Участник рейсов по Севморпути в Антарктиду. В 1937 году начала работу советская станция Север ный полюс-1 - первая в мире полярная научно-иссле довательская дрейфующая станция. В 1945 году была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 ГГ.". Эта награда стала в нашей стране самой массовой. Ею были награждены более 16 миллионов человек. 7 июня День специалиста юридической службы ВМФ. В 1869 году состоялось первое документальное упоминание о введении на флоте должности офицера юридической службы. В 1897 году родился Герой Советского Союза Мар шал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков. Участник Гражданской войны. Добровольцем участво вал в гражданской войне в Испании. Командовал ар мией во время советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны - армиями и фронтами, в том числе - Карельским до окончательного разгрома фашистов в Заполярье и 1-м Дальневосточным, участ вовавшим в разгроме японских войск в Маньчжурии и Северной Корее. По итогам войны с Японией награждён орденом Победы. • * на стrаЖl запаЛlrы 29 мая 2020 года =======(8 БРОНЕВОЙ КУЛАК КРАСНОЙ АРМИИ Первые красные танковые отряды начали фор мироваться по инициативе начальника и ко миссара бронечастей 9-й армии Кавказского фронта Петра Вершинина. В апреле 1920 года в Екатеринодаре, на базе трофейного иму щества, им были развёрнуты ускоренные курсы по подготовке танкистов из числа бронеав томобилистов, рассчитанные на 136 часов. О БУЧЕНИЕ вели восемь бывших офицеров-тан кистов деникинской армии. Следует отметить, что сре ди будущих красных тан кистов имелись люди, зна комые с танками не понас лышке. Например, Евгений Киршфельд в течение полу тора лет командовал тан ковым отрядом в герман ской армии. На основании приказа по управлению бронечас тей 9-й армии инженерами Лауденбахом,Давидовичем и заведующим танковым от делом армии Фотьяновым были разработаны "Вре менное краткое настав ление для действий танков в бою", "Положение о тан ковых отрядах" и "Инструк ция отряду танков". В апреле 1920 года не сколько трофейных танков было отправлено в Москву. Ещё одним центром фор мирования танковых под разделений Красной армии был Смоленск, куда в се редине мая из Москвы при был 1-й танковый отряд. Здесь под руководством начальника бронечастей Западного фронта бывшего полковника царской армии Геннадия Сорокина-Раже ва прошли полигонные ис пытания. По их результатам были разработаны "Штат и табель танкового автобро невого отряда", утверждён ные приказом Реввоенсо вета Республики 28 мая 1920 года. для перевозки матчасти. В мае - июне 1920 года из Екатеринодара в Москву прибыли два танковых от ряда - 2-й и 3-й, причём 2-й сразу же был отправлен на Западный фронт. Б ОЕВОЕ крещение танко вых отрядов Красной армии было не совсем удач ным. Рано утром 4 июня 1920 года колонна польс кой пехоты с артиллерией неожиданно вышла в тыл частей 30-й бригады РККА у деревни Столпище. Нахо дившиеся там 5 броневиков 7 -го и 35-го бронеотрядов попытались прикрыть отход своих частей и вступили в бой с поляками. Однако из за неразберихи и плохого состояния дорог атака тя жёлых машин была неудач ной: две поляки подбили артогнём, а один броневик опрокинулся при маневри ровании (все три машины достались полякам). Танк МК-А NQ 322 "Стень ка Разин", находившийся при штабе 30-й бригады, был выдвинут для поддерж ки броневиков. Не доезжая 1,5 версты до деревни Столпище, "Уиппет" вступил в бой. Польские батареи немедленно открыли по не му огонь. Осколками бомбы, сброшенной с польского аэ роплана, у "Стеньки Рази на" повредило левый мо тор, машина встала. Эки паж, сняв замки с пулемё тов, покинул танк, после че го несколькими попадания ми снарядов машина была разбита. Месяц спустя, 4 июля 1920 года, 2-й автотанковый отряд (три танка MK-V) был придан 33-й Кубанской стрелковой дивизии 15-й армии. Дивизии была по ставлена задача прорвать укреплённую позицию по ляков в районе станции Зябки. Кроме танков, в ата ке должны были участво вать 14-й автоброневой от ряд (три броневика) и бро непоезд. Все бронечасти были сосредоточены на фронте 293-го стрелкового полка, наносившего удар вдоль шоссе Полоцк - Моло дечно. В СОВЕТСКОЙ историо графии этот бой пред ставляется как первое бое вое применение танков войсками Красной армии, что не соответствует дейст вительности. Причём всег да особо отмечалось, что оборона поляков, состояв шая из двух линий окопов и проволочного заграждения в четыре ряда, была успеш но прорвана. На самом деле всё обстояло несколь ко иначе. с подразделениями конной разведки 98-й стрелковой бригады был введён в бой с большим опозданием и вместо прорыва в глубину Танк МК- V британскоlO производства. Для достижения внезап ности танки были подвезе ны к фронту на замаскиро ванных железнодорожных платформах и выгружены на СТ. Зябки. Исходные позиции для атаки были заняты в ночь с 3 на 4 июля. Танкистам была постав лена задача прорвать про волочные заграждения и, подавив огневые средства противника, поддержать наступление своей пехоты. Но всё получилось не совсем так. Артиллерий ская подготовка, проведён ная утром 4 июля, не смог ла подавить польские бата реи, что затруднило развёр тывание танков. Кроме того, болотистая местность по зволяла танкам двигаться только по дороге. Один, съехав с неё, застрял в болоте, второй сломался. В результате только третий танк с трудом достиг про волочных заграждений и, прорвав их, вышел к первой линии окопов. К этому вре мени польская пехота, уз нав о прорыве фронта кон ницей красных севернее СТ. Зябки, покинула окопы и стала отходить на восток. ограничился поддержкой единственного танка и пе хоты. В полном объёме со своей задачей справился только бронепоезд, в тече ние всего боя исправно поддерживавший огнём атакующие части и оттянув ший на себя внимание польских батарей. Справе дливости ради следует от метить, что задача, постав ленная 33-й стрелковой ди визии, в этом бою была вы полнена. На основании опыта это го боя в штат и табель отря да пришлось внести изме нения. Было признано це лесообразным увеличить число танков с трёх до че тырёх, причём одного типа. Два слова следует ска зать о классификации тан ков в РККА. Они назывались по марке установленного на них двигателя (по анало гии с бронеавтомобилями): MK-V - "Рикардо", МК-А - "Тейлор", Рено - "Рено". Кро ме того, существовало деле ние танков по размерам: Б - "большой" (MK-V), С - "средний" (МК-А), М - "ма лый" (Рено). Согласно этому штату от ряд состоял из трёх танков. Учитывая ограниченные мар шевые возможности броне машин и в целях сохране ния моторесурса, танково му отряду придавался свой железнодорожный состав Танк "Рено". Автобронеотряд вместе Подготовила Светлана АНИСИМОВА. ЧУДО ФИРМЬI ЯКОВЛЕВА 18 мая исполнилось 45 лет со дня первой посадки самолёта Як-38 на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Киев". В феврале 1981 года мы, выпускники Киевского высшего военно-морского политического училища сидели в фойе офицерской кают-компании ТАВКР "Киев" и слушали заместителя командира корабля капитана 2 ранга Александра Пенкина, который подводил итог нашей стажировки за неделю и рассказывал о задачах, решение коих предполагалось в следующую семидневку. Неожиданно где-то над нами Через пару минут Як-38 стреми- зародился какой-то гул. Александр тельно пронёсся рядом с крей- Александрович, казалось, не об- сером, причём так низко, что мы вертикальное положение. Два двигателя вертикальной тяги кон струкции Петра Колесова работали только в режиме взлёта и посадки. Як-38 представлял собой сред неплан, выполненный по нормаль ной аэродинамической схеме. Планер самолёта сделан из алю миниево-литиевого сплава, имею щего малую массу и стойкого к кор розии. Некоторые элементы кон струкции были из термообработан ной стали, алюминиевых и жаро- ратил на это никакого внимания и смогли рассмотреть лётчика, сидя- прочных титановых сплавов. спокойно продолжал выступле- СВВП был оснащён автомати- ние. Однако гул нарастал и _ @\ ческой ~~стемой аварийного спа- вскоре превратился в рёв, от _ ., сения летчика, которая состояла которого яростно замигали из системы принудительного лампы дневного освещения, появилась ощутимая вибрация. Видя наше беспокойство, зам полит прервал свои наставления и успокоил нас: - Это начались полёты авиации. Яки взлетают. Если никогда этого не видели, предлагаю прерваться и сходить на ГКП посмотреть. С разрешения командира ко рабля капитана 1 ранга Владимира Пыкова мы поднялись в главный командный пункт, рассредоточи лись по разным закоулкам и впер вые в жизни увидели, как взлетают и садятся самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП). А посмотреть было на что. Ко роткокрылая 16-метровая машина, натужно ревя, на трёх столбах не видимого пламени медленно под нималась над жаростойкой палу бой, зависала, как вертолёт, а за тем, стремительно набирая ско рость, уходила в сторону гюйсштока. щего в кабине самолёта. - Освоились, - удовлетворённо сказал Александр Александрович, - а ведь ещё и шести лет не прошло с того дня, как первый Як сел на палубу "Киева" ... Кстати, этого события ждали поч ти 8 лет. За разработку боевого са молёта вертикального взлёта и по садки, названного позднее Як-38, в ОКБ генерального конструктора Александра Яковлева взялись в 1967 году. Задачу обеспечен ия вертикального подъёма удалось решить путём создания комбини рованной силовой установки с разделением двигателей по на правлению тяги - горизонтальный маршевый и вертикальный подъ ёмныЙ. Двигатель горизонтальной тяги - маршевый - конструкции Сергея Туманского также участвует в режиме вертикального взлёта и посадки путём поворота сопла в Взлёт Як-З8. • катапультирования, катапультно го кресла и предназначалась для спасения пилота при возникнове нии аварийных ситуация даже при нулевой скорости и высоте. Это единственная система полностью автоматического спасения, решаю щая всё за лётчика. Длина самолёта 16,37 м, размах крыла в сложенном положении 4,45 м, в развёрнутом -7,022 м, вы сота 4,25 М. Максимальный взлёт ный вес 10,8 тонны. Максималь ная скорость у земли составляла 1100 км/час, на высоте 5000 метров 1200 км/час, практический потолок 12 КМ. Испытания СВВП начались в мае 1971 года, 21 февраля 1972 года были впервые выполнены вертикальный взлёт, полёт по кругу И посадка по-самолётному, то есть с пробегом, а 25 февраля 1972 года состоялся первый полёт по полно му профилю, с вертикальными взлётом и посадкой. Первая по садка Як-38 на палубу противо лодочного крейсера "Москва" была осуществлена 18 ноября 1972 года. Пилотировал самолёт лётчик-ис пытатель Михаил Дексбах. Эта дата считается днём рождения оте чественной палубной авиации. Однако все ждали главного события - посадку Як-38 на палубу корабля, для которого он был создан, - тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143. До неё было ещё три года. За это время Як-38 был запущен в серийное ПРОИЗВОДСТВО. Поэтому 18 мая 1975 года на ТАВКР "Киев", если так уместно выразиться, приземлился не один самолёт, а целая группа, возглавлял которую лётчик-испы татель Олег Кононенко. В мае 1976 • Лётчик-испытатель Олег Гри горьевич Кононенко. года шесть строевых лётчиков по лучили допуск на полёты с палубы корабля. В этом же году проводятся испытания авиационного вооруже ния самолёта с учётом морской специфики. - Встречали самолёты, как дол гожданных родственников, - про должил рассказ капитан 2 ранга Пенкин. - Кононенко несколько ми нут качали на руках. - А где он сейчас? Не на корабле случайно? - спросил кто-то из моих сокурсников. - Увы, - вздохнул Александр Алек сандрович, - Олег Григорьевич по гиб полгода назад во время испы тательного полёта. 8 сентября 1980 года при взлёте самолёта Як-38 с палубы ТАВКР "Минск" при от работке методики взлёта с корот кого разбега на предельных режи мах не переложились створки соп ла подъёмно-маршевого двигате ля. Самолёт сошёл с палубы кораб ля с потерей высоты, ударился колёсами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 ещё около минуты шёл в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультиро вался, до последнего пытаясь на брать высоту и спасти самолёт. За освоение самолёта верти кального взлёта и посадки заслу женный лётчик-испытатель СССР Олег Григорьевич Кононенко на граждён двумя орденами Ленина, вторым - посмертно. Дело отца продолжил его сын Герой России лётчик-испытатель Олег Олегович Кононенко. Но это уже другая история. Подготовил Терентии МИНАКОВ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz