На страже Заполярья. 2020 год. Май.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 1 июня Международный день защиты детей. нием в Мурманске. 287-я годовщина Красно­ знамённого, ордена Ушакова Северного флота. В соответст­ вии с указом императрицы Ан­ ны Иоановны от 26 марта 1733 года был создан Архан­ гельский военный порт и уч­ реждена эскадра кораблей под командованием вице-ад­ мирала Петра Бредаля. В 1933 году начато формирова­ ние Северной военной флоти­ лии с постоянным базирова- Русская православная церковь чтит память благовер­ ного князя Дмитрия Донского. В 1931 году в советском воздушном флоте был сфор­ мирован первый опытный отряд транспортных само­ лётов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается днём рождения ВТА. В 1932 году сформирована Школа связи ВМС РККА, подчинённая ВМУ им. Ф.Э. Дзержинского. Впоследствии в 1933 году преобразована в Училище связи ВМС РККА. Ныне Военно-морской институт радиоэлектроники. 2 июня День специалиста материально-технической службы ВМФ. В 1808 году родился Лаврентий Алексеевич Загоскин, русский морской офицер, исследователь Аляски. В 1917 году родился командир звена 118-го раЗВЕЩыва­ тельного авиаполка Северного флота Герой Советско­ го Союза капитан Михаил Константинович Вербицкий. В 1964 году командующим Северным флотом назначен вице-адмирал Семён Михайлович Лобов. 3 ИЮНЯ В 1785 году в Лондоне испытан первый парашют. В 1920 году родился Герой Советского Союза пол­ ковник Юрий Петрович КочелаевскиЙ. В годы Великой Отечественной войны гвардии капитан, штурман эскад­ рильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота. В 1945 году состоялся переход Северного флота на положение мирного времени и отменена система внутренних конвоев в Баренцевом море. 4 июня В 1719 году отряд из шести русских кораблей под ко­ мандованием капитана 2 ранга Наума Сенявина у ост­ рова Эзель одержал победу над шведским отрядом. Это была первая победа русских парусных кораблей в открытом море без абордажа. В 1897 году состоялась закладка крейсера "Аврора" на верфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге. В 1919 году в Копорской губе Финского залива эсминцы "Гавриил" и "Азард" вступили в бой с 4 англий­ скими контрминоносцами и 3 подлодками. Снаряд с "Азарда" попал в подлодку "L-55", которая во время срочного погружения подорвалась на минном поле и затонула. В 1926 году обнаружена на дне, поднята, отремонтирована и к 1930 году вошла в состав КБФ. В 1945 году подписана "Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отноше­ нии Германии правительствами СССР, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и времен­ ным правительством Французской Республики". 5 ИЮНЯ В 1789 году фрегат "Лободанц" под командованием лейтенанта Степана Телесницкого в Средиземном море был атакован 14 турецкими кораблями. В резуль­ тате турки окружили фрегат и потребовали от команды сдаться. Лейтенант Телесницкий, подойдя с зажжённым факелом к люку крюйт-камеры, ответил, что взорвёт свой корабль, если турки не отойдут. Противник, испу­ гавшись взрыва, вышел из боя. В 1940 году СНК СССР принял решение о серийном выпуске танка Т-34. 6 июня В 1749 году родился Осип Михайлович Дерибас (де Рибас), адмирал русского флота. Отличился в ряде сражений русско-турецких войн. В 1889 году родился Игорь Сикорский, русско-амери­ канский авиапромышленник, конструктор первых мно­ гомоторных боевых бомбардировщиков и гидропланов. Но основная заслуга Игоря Сикорского - создание пер­ вых вертолётов. В 1911 году впервые в России лётчик 2-го флотского экипажа отдела воздушного флота лейтенант Виктор Дыбовский на самолёте-разведчике "Nieupaгt IV" осу­ ществил поиск погружённой подводной лодки. В 1929 году родился Виктор Конецкий, писатель­ маринист, капитан дальнего плавания. Участник рейсов по Севморпути в Антарктиду. В 1937 году начала работу советская станция Север­ ный полюс-1 - первая в мире полярная научно-иссле­ довательская дрейфующая станция. В 1945 году была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 ГГ.". Эта награда стала в нашей стране самой массовой. Ею были награждены более 16 миллионов человек. 7 июня День специалиста юридической службы ВМФ. В 1869 году состоялось первое документальное упоминание о введении на флоте должности офицера юридической службы. В 1897 году родился Герой Советского Союза Мар­ шал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков. Участник Гражданской войны. Добровольцем участво­ вал в гражданской войне в Испании. Командовал ар­ мией во время советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны - армиями и фронтами, в том числе - Карельским до окончательного разгрома фашистов в Заполярье и 1-м Дальневосточным, участ­ вовавшим в разгроме японских войск в Маньчжурии и Северной Корее. По итогам войны с Японией награждён орденом Победы. • * на стrаЖl запаЛlrы 29 мая 2020 года =======(8 БРОНЕВОЙ КУЛАК КРАСНОЙ АРМИИ Первые красные танковые отряды начали фор­ мироваться по инициативе начальника и ко­ миссара бронечастей 9-й армии Кавказского фронта Петра Вершинина. В апреле 1920 года в Екатеринодаре, на базе трофейного иму­ щества, им были развёрнуты ускоренные курсы по подготовке танкистов из числа бронеав­ томобилистов, рассчитанные на 136 часов. О БУЧЕНИЕ вели восемь бывших офицеров-тан­ кистов деникинской армии. Следует отметить, что сре­ ди будущих красных тан­ кистов имелись люди, зна­ комые с танками не понас­ лышке. Например, Евгений Киршфельд в течение полу­ тора лет командовал тан­ ковым отрядом в герман­ ской армии. На основании приказа по управлению бронечас­ тей 9-й армии инженерами Лауденбахом,Давидовичем и заведующим танковым от­ делом армии Фотьяновым были разработаны "Вре­ менное краткое настав­ ление для действий танков в бою", "Положение о тан­ ковых отрядах" и "Инструк­ ция отряду танков". В апреле 1920 года не­ сколько трофейных танков было отправлено в Москву. Ещё одним центром фор­ мирования танковых под­ разделений Красной армии был Смоленск, куда в се­ редине мая из Москвы при­ был 1-й танковый отряд. Здесь под руководством начальника бронечастей Западного фронта бывшего полковника царской армии Геннадия Сорокина-Раже­ ва прошли полигонные ис­ пытания. По их результатам были разработаны "Штат и табель танкового автобро­ невого отряда", утверждён­ ные приказом Реввоенсо­ вета Республики 28 мая 1920 года. для перевозки матчасти. В мае - июне 1920 года из Екатеринодара в Москву прибыли два танковых от­ ряда - 2-й и 3-й, причём 2-й сразу же был отправлен на Западный фронт. Б ОЕВОЕ крещение танко­ вых отрядов Красной армии было не совсем удач­ ным. Рано утром 4 июня 1920 года колонна польс­ кой пехоты с артиллерией неожиданно вышла в тыл частей 30-й бригады РККА у деревни Столпище. Нахо­ дившиеся там 5 броневиков 7 -го и 35-го бронеотрядов попытались прикрыть отход своих частей и вступили в бой с поляками. Однако из­ за неразберихи и плохого состояния дорог атака тя­ жёлых машин была неудач­ ной: две поляки подбили артогнём, а один броневик опрокинулся при маневри­ ровании (все три машины достались полякам). Танк МК-А NQ 322 "Стень­ ка Разин", находившийся при штабе 30-й бригады, был выдвинут для поддерж­ ки броневиков. Не доезжая 1,5 версты до деревни Столпище, "Уиппет" вступил в бой. Польские батареи немедленно открыли по не­ му огонь. Осколками бомбы, сброшенной с польского аэ­ роплана, у "Стеньки Рази­ на" повредило левый мо­ тор, машина встала. Эки­ паж, сняв замки с пулемё­ тов, покинул танк, после че­ го несколькими попадания­ ми снарядов машина была разбита. Месяц спустя, 4 июля 1920 года, 2-й автотанковый отряд (три танка MK-V) был придан 33-й Кубанской стрелковой дивизии 15-й армии. Дивизии была по­ ставлена задача прорвать укреплённую позицию по­ ляков в районе станции Зябки. Кроме танков, в ата­ ке должны были участво­ вать 14-й автоброневой от­ ряд (три броневика) и бро­ непоезд. Все бронечасти были сосредоточены на фронте 293-го стрелкового полка, наносившего удар вдоль шоссе Полоцк - Моло­ дечно. В СОВЕТСКОЙ историо­ графии этот бой пред­ ставляется как первое бое­ вое применение танков войсками Красной армии, что не соответствует дейст­ вительности. Причём всег­ да особо отмечалось, что оборона поляков, состояв­ шая из двух линий окопов и проволочного заграждения в четыре ряда, была успеш­ но прорвана. На самом деле всё обстояло несколь­ ко иначе. с подразделениями конной разведки 98-й стрелковой бригады был введён в бой с большим опозданием и вместо прорыва в глубину Танк МК- V британскоlO производства. Для достижения внезап­ ности танки были подвезе­ ны к фронту на замаскиро­ ванных железнодорожных платформах и выгружены на СТ. Зябки. Исходные позиции для атаки были заняты в ночь с 3 на 4 июля. Танкистам была постав­ лена задача прорвать про­ волочные заграждения и, подавив огневые средства противника, поддержать наступление своей пехоты. Но всё получилось не совсем так. Артиллерий­ ская подготовка, проведён­ ная утром 4 июля, не смог­ ла подавить польские бата­ реи, что затруднило развёр­ тывание танков. Кроме того, болотистая местность по­ зволяла танкам двигаться только по дороге. Один, съехав с неё, застрял в болоте, второй сломался. В результате только третий танк с трудом достиг про­ волочных заграждений и, прорвав их, вышел к первой линии окопов. К этому вре­ мени польская пехота, уз­ нав о прорыве фронта кон­ ницей красных севернее СТ. Зябки, покинула окопы и стала отходить на восток. ограничился поддержкой единственного танка и пе­ хоты. В полном объёме со своей задачей справился только бронепоезд, в тече­ ние всего боя исправно поддерживавший огнём атакующие части и оттянув­ ший на себя внимание польских батарей. Справе­ дливости ради следует от­ метить, что задача, постав­ ленная 33-й стрелковой ди­ визии, в этом бою была вы­ полнена. На основании опыта это­ го боя в штат и табель отря­ да пришлось внести изме­ нения. Было признано це­ лесообразным увеличить число танков с трёх до че­ тырёх, причём одного типа. Два слова следует ска­ зать о классификации тан­ ков в РККА. Они назывались по марке установленного на них двигателя (по анало­ гии с бронеавтомобилями): MK-V - "Рикардо", МК-А - "Тейлор", Рено - "Рено". Кро­ ме того, существовало деле­ ние танков по размерам: Б - "большой" (MK-V), С - "средний" (МК-А), М - "ма­ лый" (Рено). Согласно этому штату от­ ряд состоял из трёх танков. Учитывая ограниченные мар­ шевые возможности броне­ машин и в целях сохране­ ния моторесурса, танково­ му отряду придавался свой железнодорожный состав Танк "Рено". Автобронеотряд вместе Подготовила Светлана АНИСИМОВА. ЧУДО ФИРМЬI ЯКОВЛЕВА 18 мая исполнилось 45 лет со дня первой посадки самолёта Як-38 на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Киев". В феврале 1981 года мы, выпускники Киевского высшего военно-морского политического училища сидели в фойе офицерской кают-компании ТАВКР "Киев" и слушали заместителя командира корабля капитана 2 ранга Александра Пенкина, который подводил итог нашей стажировки за неделю и рассказывал о задачах, решение коих предполагалось в следующую семидневку. Неожиданно где-то над нами Через пару минут Як-38 стреми- зародился какой-то гул. Александр тельно пронёсся рядом с крей- Александрович, казалось, не об- сером, причём так низко, что мы вертикальное положение. Два двигателя вертикальной тяги кон­ струкции Петра Колесова работали только в режиме взлёта и посадки. Як-38 представлял собой сред­ неплан, выполненный по нормаль­ ной аэродинамической схеме. Планер самолёта сделан из алю­ миниево-литиевого сплава, имею­ щего малую массу и стойкого к кор­ розии. Некоторые элементы кон­ струкции были из термообработан­ ной стали, алюминиевых и жаро- ратил на это никакого внимания и смогли рассмотреть лётчика, сидя- прочных титановых сплавов. спокойно продолжал выступле- СВВП был оснащён автомати- ние. Однако гул нарастал и _ @\ ческой ~~стемой аварийного спа- вскоре превратился в рёв, от _ ., сения летчика, которая состояла которого яростно замигали из системы принудительного лампы дневного освещения, появилась ощутимая вибрация. Видя наше беспокойство, зам­ полит прервал свои наставления и успокоил нас: - Это начались полёты авиации. Яки взлетают. Если никогда этого не видели, предлагаю прерваться и сходить на ГКП посмотреть. С разрешения командира ко­ рабля капитана 1 ранга Владимира Пыкова мы поднялись в главный командный пункт, рассредоточи­ лись по разным закоулкам и впер­ вые в жизни увидели, как взлетают и садятся самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП). А посмотреть было на что. Ко­ роткокрылая 16-метровая машина, натужно ревя, на трёх столбах не­ видимого пламени медленно под­ нималась над жаростойкой палу­ бой, зависала, как вертолёт, а за­ тем, стремительно набирая ско­ рость, уходила в сторону гюйсштока. щего в кабине самолёта. - Освоились, - удовлетворённо сказал Александр Александрович, - а ведь ещё и шести лет не прошло с того дня, как первый Як сел на палубу "Киева" ... Кстати, этого события ждали поч­ ти 8 лет. За разработку боевого са­ молёта вертикального взлёта и по­ садки, названного позднее Як-38, в ОКБ генерального конструктора Александра Яковлева взялись в 1967 году. Задачу обеспечен ия вертикального подъёма удалось решить путём создания комбини­ рованной силовой установки с разделением двигателей по на­ правлению тяги - горизонтальный маршевый и вертикальный подъ­ ёмныЙ. Двигатель горизонтальной тяги - маршевый - конструкции Сергея Туманского также участвует в режиме вертикального взлёта и посадки путём поворота сопла в Взлёт Як-З8. • катапультирования, катапультно­ го кресла и предназначалась для спасения пилота при возникнове­ нии аварийных ситуация даже при нулевой скорости и высоте. Это единственная система полностью автоматического спасения, решаю­ щая всё за лётчика. Длина самолёта 16,37 м, размах крыла в сложенном положении 4,45 м, в развёрнутом -7,022 м, вы­ сота 4,25 М. Максимальный взлёт­ ный вес 10,8 тонны. Максималь­ ная скорость у земли составляла 1100 км/час, на высоте 5000 метров 1200 км/час, практический потолок 12 КМ. Испытания СВВП начались в мае 1971 года, 21 февраля 1972 года были впервые выполнены вертикальный взлёт, полёт по кругу И посадка по-самолётному, то есть с пробегом, а 25 февраля 1972 года состоялся первый полёт по полно­ му профилю, с вертикальными взлётом и посадкой. Первая по­ садка Як-38 на палубу противо­ лодочного крейсера "Москва" была осуществлена 18 ноября 1972 года. Пилотировал самолёт лётчик-ис­ пытатель Михаил Дексбах. Эта дата считается днём рождения оте­ чественной палубной авиации. Однако все ждали главного события - посадку Як-38 на палубу корабля, для которого он был создан, - тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143. До неё было ещё три года. За это время Як-38 был запущен в серийное ПРОИЗВОДСТВО. Поэтому 18 мая 1975 года на ТАВКР "Киев", если так уместно выразиться, приземлился не один самолёт, а целая группа, возглавлял которую лётчик-испы­ татель Олег Кононенко. В мае 1976 • Лётчик-испытатель Олег Гри­ горьевич Кононенко. года шесть строевых лётчиков по­ лучили допуск на полёты с палубы корабля. В этом же году проводятся испытания авиационного вооруже­ ния самолёта с учётом морской специфики. - Встречали самолёты, как дол­ гожданных родственников, - про­ должил рассказ капитан 2 ранга Пенкин. - Кононенко несколько ми­ нут качали на руках. - А где он сейчас? Не на корабле случайно? - спросил кто-то из моих сокурсников. - Увы, - вздохнул Александр Алек­ сандрович, - Олег Григорьевич по­ гиб полгода назад во время испы­ тательного полёта. 8 сентября 1980 года при взлёте самолёта Як-38 с палубы ТАВКР "Минск" при от­ работке методики взлёта с корот­ кого разбега на предельных режи­ мах не переложились створки соп­ ла подъёмно-маршевого двигате­ ля. Самолёт сошёл с палубы кораб­ ля с потерей высоты, ударился колёсами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 ещё около минуты шёл в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультиро­ вался, до последнего пытаясь на­ брать высоту и спасти самолёт. За освоение самолёта верти­ кального взлёта и посадки заслу­ женный лётчик-испытатель СССР Олег Григорьевич Кононенко на­ граждён двумя орденами Ленина, вторым - посмертно. Дело отца продолжил его сын Герой России лётчик-испытатель Олег Олегович Кононенко. Но это уже другая история. Подготовил Терентии МИНАКОВ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz