На страже Заполярья. 2020 год. Май.

4 сТр. в кабинете заместителя начальника радиостан­ ции Военно-морского флота "Зевс" по ма­ териально-техническому обеспечению (МТО) капитана 3 ранга Николая Савина то и дело раздаются телефонные звонки. Звонят по раз­ ным причинам. Кому-то нужно просто про­ консультироваться, реIПИТЬ какой-то не тер­ ПЯlПий отлагательства вопрос, кто-то докла­ дывает о выполненном задании, у кого-то не ладится дело, и нужна помощь. Офицер тут же связывается с компетентньuк специалистом и договаривается о сотрудничестве. - Так почти весь день, - улыбается Николай Серге­ евич. - Всё время прихо­ дится быть на связи. Однако это не значит, что капитан 3 ранга Николай Савин дни на- пролёт прово- дит В кабинете. или чем заправить машину, тогда и дело у него спорится. у заместителя коман­ дира части по МТО нет дел первостепенных и второ­ степенных. Для него и под- '* на rnaЖЕ заполlrы 29 мая 2020 года НЕТ ДЕЛ второстЕпЕнныIx слеживание выработки мо­ торесурса и руководство проведением необходи­ мых регламентных работ. Немалая нагрузка лежит и на технике старшем мич­ мане Андрее Купцове. Он нештатный метролог части. В зоне его ответственности поверка всех приборов ра­ диостанции, начиная от простых и заканчивая са­ мыми сложными. Сnецналнсты отделення МТО успешно справляются с nоставленнымн задачамн ние грамотной и безопас­ ной эксплуатации техники связи и вооружения переш­ ло в ведение структуры МТО. Не менее ответственный участок работы представля­ ет автопарк воинского кол­ лектива, ведь его отлажен­ ная деятельность - это, преж­ де всего, обеспечение пол­ ноценной жизнедеятель­ ности радиостанции ВМФ, а это серьёзная ответствен- ность. Одна из глав- ных задач - беспе­ нии, помимо автотранспор­ та, склады технического и вещевого имущества, про­ довольствия, горюче-сма­ зочных материалов. Из военнослужащих здесь толь­ ко водители, остальные - гражданские служащие. Нужно отдать должное - специалисты коллектива успешно справляются со всеми поставленными пе­ ред ними задачами. К при­ меру, настоящими масте­ рами своего дела зареко­ мендовали себя командир автомобильного отделения главный старшина Евгений Зайцев, водители старши­ ны 1 статьи Михаил Реберг и Пётр Беляев, заведующая пунктом заправки горюче­ смазочными материалами Валентина Щетинина. печения жизнедеятельнос­ ти воинского коллектива. Это поездки в довольству­ ющие органы для получе­ ния материальных средств и имущества, а также воз­ можность оперативно ре­ шать служебные вопросы и многое другое. - Чтобы не возникало ностей, других материаль­ ных средств. Понятно, что капитану 3 ранга Николаю Савину не под силу в одиночку решить весь комплекс вопросов, которые ежедневно возни­ кают в ходе выполнения поставленных перед кол­ лективом задач. Ближай- - Основная работа у нас ещё впереди, - делится капитан 3 ранга Николай Специалисты тыла части в полной мере причастны к обеспечению бесперебойной работы радиостанции, поддержанию техническоro состояния средств связи, вооружения и военной техники, функционированию автопарка, решению многих других повседневных бытовых вопросов шие его помощники в этом личный состав отделения материально-технического обеспечения. В него входят начальники вещевой, про­ довольственной, комму­ нально-эксплуатационной служб (КЭС), техники отде­ ления, каждый из которых курирует определённые на­ правления деятельности. Савин. - Прежде всего, это подготовка к зиме. Нуж­ но восстановить кровлю некоторых зданий, где не­ обходимо, произвести за­ мену труб, тщательно про­ верить все инженерные системы. Как у любого ру­ ководителя у не­ го много разных дел. Нужно побы­ вать во многих местах, прове­ рить, как выпол­ няются данные им задания, про­ контролировать ход работ, опре­ делить, куда нуж­ но направить ос­ новные усилия, да и вообще, дер­ жать руку на пуль­ се всего, что про­ исходит в его "хо­ зяйстве". Заместитель /Сомандира части no мто /Саnи­ тан 3 раНlа Ни/Солаu Са6ин. ребойная, своев­ ременная достав­ ка личного соста­ ва к месту службы, а также каждой дежурной смены к пункту несения службы. Дело в том, что объекты "Зев­ са" находятся на приличном рассто­ янии друг от друга. До самого отда­ лённого из них - 15 километров. И за­ дача водителей - сделать всё от них зависящее, чтобы специалисты ра- Организация службы в автопарке на высоте. Авто­ мобили всегда исправны, своевременно проводится их техническое обслужива­ ние. Вот и недавно завер­ шился перевод техники на летний период эксплуата­ ции. Постоянно готово к вы­ езду дежурное транспорт­ ное средство. За своевре­ менным выездом авто­ транспорта за пределы час­ ти, его техническим состоя­ нием следит дежурный по автопарку. проблем с обеспечением радиостанции необходи­ мыми ресурсами, - говорит капитан 3 ранга Николай Савин, - нужно отслеживать сроки эксплуатации тех­ ники, чтобы заблаговре­ менно знать, что и когда нам понадобится. Для это­ го у нас разработан план, согласно которому опреде­ ляем, сколько техника свя­ зи отработала, в какие сро­ ки нужно проводить сред­ ний или капитальный ре­ монт, продлевать ресурс. Затем после каждого техни­ ческого обслуживания ма­ териальной части по заяв­ кам командиров подразде- Например, техник стар­ ший мичман Андрей Сте­ пушев является нештатным начальником автомобиль­ ной службы части. В его обязанностях - обеспече­ ние безопасной эксплуата­ ции автотранспорта, кон­ троль за соблюдением во- С этим объёмом рабо­ ты уверенно справляется начальник КЭС Людми­ ла Бороболкина. Состоя­ ние всех объектов она зна­ ет, что называется, как свои пять пальцев. Например, в части уже провели весен­ ний осмотр каждого зда­ ния, составили акты, в кото­ рых отметили все выяв­ ленные замечания, указа­ ли, какие работы необхо­ димо выполнить, чтобы до­ стойно подготовиться к следующей зиме. Теперь остаётся следовать строго намеченному плану. Трудно пред- ставить деятельность воин­ ского коллектива без чётко налаженной и хорошо орга­ низованной работы струк­ тур, обеспечивающих бое­ вую учёбу и повседневную деятельность личного сос­ тава. От того, с каким ка­ чеством выполняют свои обязанности специалисты данной составляющей, во многом зависит не только успешное решение постав­ ленных перед военнослу­ жащими задач, способность их с максимальной отдачей работать по предназначе­ нию, но и в немалой степени моральный климат в под­ разделениях. чинённого ему коллектива они все основные. Так же как и специалисты разного профиля, тыловики части в полной мере причастны к обеспечению бесперебой­ ной работы радиостанции, поддержанию технического состояния средств связи, вооружения и военной тех­ ники, функционированию автопарка, решению многих других повседневных бы­ товых вопросов. Это аксиома: когда у во­ еннослужащего голова не болит о бытовых пробле­ мах, он полностью всем обеспечен, не думает о том, где найти необходимые за­ пасные части для техники - Раньше у нас был за­ меститель начальника ра­ диостанции по техничес­ кой части, - рассказывает капитан 3 ранга Николай Савин. - Но эту должность сократили, и его обязаннос­ ти легли на заместителя ко­ мандира части по матери­ ально-техническому обе­ спечению. диостанции мину­ та в минуту приступили К выполнению своих обязан­ ностей. Особенно это важ­ но в зимний период, когда дороги заносит снегом. Случается, что снегоубороч­ ные машины не успевают к сроку почистить подъезд­ ные пути, и тогда, чтобы вовремя привести людей к месту назначения, прихо­ дится задействовать гусе­ ничную технику. Конечно, комфорт при этом не такой, как в автобусе, но смена на боевое дежурство заступит в любом случае точно в наз­ наченный час, и никакие погодные условия не поме­ шают автомобилистам час­ ти выполнить поставленную перед ними задачу. Автопарк находится в подчинении командира взвода обеспечения глав­ ного старшины Дмитрия Травкина. В его заведова- ПРО60дится техничес/Сиu осмотр а6тотрансnорта. Каждый день привно­ сит что-то новое в деятель­ ность заместителя началь­ ника радиостанции ВМФ "Зевс" по материально­ техническому обеспече­ нию капитана 3 ранга Ни­ колая Савина и подчинён­ ного ему отделения МТО. И неизменно специалисты тыла блестяще справляют­ ся с возложенными на них обязанностями. Соответственно ремонт оборудования, обеспече- Кроме пере возки лич­ ного состава, автомашины задействованы и для обес- лений отделение МТО вос­ полняет комплект запас­ ных частей и принадлеж- дителями Правил дорож­ ного движения, организа­ ция парковой службы, от- MelCcaндp БОНДАРь. Фото из архиВа части. "дАБыI НИ ОДНО СУДНО ПРОКРАСТЬСЯ НЕ МОГЛО" 6 ---10.. Не случайно пер- ведении флота в надлежащий и ----r вое морское плава- надёжный порядок для лучшей ние молодого царя пользы и безопасности государ- Петра 1, мечтавшего ства", на основании которого специальные отряды судов, в море учредилось крейсерство. Часть сил эскадры базиро­ валась в Екатерининской гава- о создании регулярного во­ енного флота, произошло I именно там, во время его по­ сещения Архангельска в _ 1693 году. В последующем Пётр рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важней­ ший пункт кораблестроения Се­ веро-Западного региона России, где всегда были опытные кора­ бельные мастера и работные люди, и в 1701 году там для стро­ ительства военных судов было образовано адмиралтейство. ни, где к 1741 году были по­ *' строены 2 казармы, дома ;, командного состава, судоре­ _ монтные мастерские, госпи- Северно,м,у флоту 287 лет появилась "Воинская морская комиссия о рассмотрении фло­ тов". Она составила и утвердила новые штаты флота, навела порядок в лесном хозяйстве. На основании предложений комиссии высочайшим указом императрицы 26 марта 1733 года был создан Архангельский военный порт, и при нём уч­ реждена эскадра кораблей под командованием вице-адмирала Петра Петровича Бредаля. "Из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содер­ жать", определила комиссия. Эта эскадра явилась первым постоянным соединением воен­ ных кораблей на Русском Севе­ ре. Зоной её ответственности таль и прочие объекты инфра­ структуры, обеспечивающие жиз­ недеятельность гарнизона. Дела ратные Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время русско­ шведской войны 1741 - 1743 го­ дов. Весной 1742 года главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу Бредалю было поручено подготовить к 5-месяч­ ному плаванию 4 линейных ко­ рабля, 4 фрегата игукор, нахо­ дящиеся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, базировавшиеся в Екатеринин­ ской гавани Кольского залива. Приняв командование эскад­ рой, Пётр Петрович Бредаль должен был следовать в Балтий- судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, сторожа и карауля, доколе время дозволять будет, безо­ пасность общей навигации, если встретит какой - либо иностранный капор с патен­ том своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребыва­ ние их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад куда им угодно. В случае безрассудного ихупор- Собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе не было, а главной задачей яв­ лялись постройка и поставка бо­ евых кораблей для Балтийского флота. В дореволюционных эн­ циклопедических словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707-1715 го­ дов, которые строились и фор­ мировались для перехода на Балтику. Однако они не имели утверждённой структуры и само­ стоятельных боевых задач. Тем не менее здесь существовали защитные береговые укрепле­ ния и крепость на реке Малая Двинка, гарнизон которой 2 июля 1701 года сорвал попытку трёх шведских фрегатов захватить По представлению графа Андрея Ивановича Остермана в феврале 1732 года бьш издан высочайший указ "О приведении флота в надлежащий и надёжный порядок для дyчIПей пользы и безопасности roсударства", на основании KOТOPOro появилась "Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов" Архангельский порт. После смерти основателя Российского флота Петра 1 при Анне Иоанновне строительство флота и его реформирование возглавил граф Андрей Ивано­ вич Остерман. По его представ­ лению в феврале 1732 года был издан высочайший указ "О при- • стали Белое море и побережье Кольского полуострова. Здесь строились пункты базирования, береговые батареи и устанав­ ливалась "огненная сигнализа­ ция" навигационного оборудова­ ния. Для охраны Кольского зали­ ва и Двинского устья выделялись ское море для соединения с Балтийским флотом. В период борьбы североаме­ риканских колоний за независи­ мость, на основании указа Ека­ терины 11, для обеспечения сво­ боды судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских воен­ ных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: ·Сим повелеваем ... опреде­ ляемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии ве­ сною навигации, вышел в Се­ верное море и через все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окруж­ ности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно • ства, а наипаче действи­ тельного в ремесле сием покушения, не возможет он обойтиться без употребле­ ния противу их сам силы, ос­ тавляя уже на их собствен­ ный счет все из того непри­ ятные последствия·. Русская эскадра в Архангель­ ске продолжала активно дейст­ вовать до середины XIX века, когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двига­ телем и металлическим корпу­ сом в марте 1862 года Архан­ гельский военный порт был за­ крыт. Однако через полстолетия, в июле 1916 года, приказом по Морскому ведомству было объ­ явлено о создании флотилии Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (По­ лярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Иоканьге и Архан­ гельске. Корабельный состав флотилии по списку включал: линейный корабль, 2 крейсера, 6 миноносцев, подводную лодку, минный заградитель, 44 траль- кументов и материалов по исто­ рии создания морских сил на Се- вере комиссия пришла к заклю­ чению: считать обоснованной дату образования Северного флота России 15 (26 по новому ~И\Ъ ГDI'01IA Аf'НIII1:.!ЬСКIП) в'ь К ЛУI\ В'ЕI'.Л f- J ' '., • щика, 11 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 7 гидрогра­ фических судов, 2 ледокола и 13 других судов. К сожалению, в ходе Гражданской войны и иностран­ ной военной интервенции в Рос­ сии основная часть боевого сос­ тава флотилии была утеряна. Новая история Северного флота исчислялась с 1 июня 1933 года, когда циркуляром начальника штаба РККА из кора­ блей Балтийского флота, пере­ ведённых на Север, была сфор­ мирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 год в Северный флот. Справедливость и преемственность Первая попытка восстановить историческую справедливость была предпринята в 2003 году. По заданию главного командо­ вания ВМФ Институт военной ис­ тории МО РФ на основании ис­ следования документов и мате­ риалов по истории создания рос­ сийских морских сил на Севере подготовил экспертное заклю­ чение, в котором говорится, что на основании исследования до- стилю) марта 1733 года. Однако заключение не было реализо­ вано из-за смены командова­ ния ВМФ и Северного флота. Повторно с предложением рассмотреть вопрос об измене­ нии летосчисления боевой лето­ писи Северного флота к Главно­ командующему Военно-морским флотом адмиралу Виктору Чир­ кову в марте 2014 года обрати­ лись командующий Северным флотом адмирал Владимир Коро­ лёв И начальник Военного учеб­ но-научного центра ВМФ "Воен­ но-морская академия им. Н.Г. Куз­ нецова" адмирал Николай Мак­ симов. Представленные для рас­ смотрения архивные докумен­ ты, освещающие ход строитель­ ства корабельного состава и сис­ темы базирования Российского флота на Белом и Баренцевом морях, в очередной раз были изучены экспертным советом Военно-морского флота. На ос­ новании предложений комиссии Главкомом ВМФ было принято решение о восстановлении исто­ рической подлинности событий образования Северного флота. с целью сохранения исторической преемственности стро­ ительства и развития Военно-морского флота на Севере Рос­ сии и сохранения боевых традиций, заложенных в петровские времена и приумноженных в советский период деятельности североморцев, определено историю Северного флота вести с 1733 года, а Днём годового праздника образования СФ устано­ вить 1 июня. Это решение было объявлено в приказе Главно­ командующего Военно-морским флотом России от 25 мая 2014 года Ng395. • ; ПодlотО6ил Владимир ПЕХОТНЫИ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz