На страже Заполярья. 2020 год. Май.
4 сТр. в кабинете заместителя начальника радиостан ции Военно-морского флота "Зевс" по ма териально-техническому обеспечению (МТО) капитана 3 ранга Николая Савина то и дело раздаются телефонные звонки. Звонят по раз ным причинам. Кому-то нужно просто про консультироваться, реIПИТЬ какой-то не тер ПЯlПий отлагательства вопрос, кто-то докла дывает о выполненном задании, у кого-то не ладится дело, и нужна помощь. Офицер тут же связывается с компетентньuк специалистом и договаривается о сотрудничестве. - Так почти весь день, - улыбается Николай Серге евич. - Всё время прихо дится быть на связи. Однако это не значит, что капитан 3 ранга Николай Савин дни на- пролёт прово- дит В кабинете. или чем заправить машину, тогда и дело у него спорится. у заместителя коман дира части по МТО нет дел первостепенных и второ степенных. Для него и под- '* на rnaЖЕ заполlrы 29 мая 2020 года НЕТ ДЕЛ второстЕпЕнныIx слеживание выработки мо торесурса и руководство проведением необходи мых регламентных работ. Немалая нагрузка лежит и на технике старшем мич мане Андрее Купцове. Он нештатный метролог части. В зоне его ответственности поверка всех приборов ра диостанции, начиная от простых и заканчивая са мыми сложными. Сnецналнсты отделення МТО успешно справляются с nоставленнымн задачамн ние грамотной и безопас ной эксплуатации техники связи и вооружения переш ло в ведение структуры МТО. Не менее ответственный участок работы представля ет автопарк воинского кол лектива, ведь его отлажен ная деятельность - это, преж де всего, обеспечение пол ноценной жизнедеятель ности радиостанции ВМФ, а это серьёзная ответствен- ность. Одна из глав- ных задач - беспе нии, помимо автотранспор та, склады технического и вещевого имущества, про довольствия, горюче-сма зочных материалов. Из военнослужащих здесь толь ко водители, остальные - гражданские служащие. Нужно отдать должное - специалисты коллектива успешно справляются со всеми поставленными пе ред ними задачами. К при меру, настоящими масте рами своего дела зареко мендовали себя командир автомобильного отделения главный старшина Евгений Зайцев, водители старши ны 1 статьи Михаил Реберг и Пётр Беляев, заведующая пунктом заправки горюче смазочными материалами Валентина Щетинина. печения жизнедеятельнос ти воинского коллектива. Это поездки в довольству ющие органы для получе ния материальных средств и имущества, а также воз можность оперативно ре шать служебные вопросы и многое другое. - Чтобы не возникало ностей, других материаль ных средств. Понятно, что капитану 3 ранга Николаю Савину не под силу в одиночку решить весь комплекс вопросов, которые ежедневно возни кают в ходе выполнения поставленных перед кол лективом задач. Ближай- - Основная работа у нас ещё впереди, - делится капитан 3 ранга Николай Специалисты тыла части в полной мере причастны к обеспечению бесперебойной работы радиостанции, поддержанию техническоro состояния средств связи, вооружения и военной техники, функционированию автопарка, решению многих других повседневных бытовых вопросов шие его помощники в этом личный состав отделения материально-технического обеспечения. В него входят начальники вещевой, про довольственной, комму нально-эксплуатационной служб (КЭС), техники отде ления, каждый из которых курирует определённые на правления деятельности. Савин. - Прежде всего, это подготовка к зиме. Нуж но восстановить кровлю некоторых зданий, где не обходимо, произвести за мену труб, тщательно про верить все инженерные системы. Как у любого ру ководителя у не го много разных дел. Нужно побы вать во многих местах, прове рить, как выпол няются данные им задания, про контролировать ход работ, опре делить, куда нуж но направить ос новные усилия, да и вообще, дер жать руку на пуль се всего, что про исходит в его "хо зяйстве". Заместитель /Сомандира части no мто /Саnи тан 3 раНlа Ни/Солаu Са6ин. ребойная, своев ременная достав ка личного соста ва к месту службы, а также каждой дежурной смены к пункту несения службы. Дело в том, что объекты "Зев са" находятся на приличном рассто янии друг от друга. До самого отда лённого из них - 15 километров. И за дача водителей - сделать всё от них зависящее, чтобы специалисты ра- Организация службы в автопарке на высоте. Авто мобили всегда исправны, своевременно проводится их техническое обслужива ние. Вот и недавно завер шился перевод техники на летний период эксплуата ции. Постоянно готово к вы езду дежурное транспорт ное средство. За своевре менным выездом авто транспорта за пределы час ти, его техническим состоя нием следит дежурный по автопарку. проблем с обеспечением радиостанции необходи мыми ресурсами, - говорит капитан 3 ранга Николай Савин, - нужно отслеживать сроки эксплуатации тех ники, чтобы заблаговре менно знать, что и когда нам понадобится. Для это го у нас разработан план, согласно которому опреде ляем, сколько техника свя зи отработала, в какие сро ки нужно проводить сред ний или капитальный ре монт, продлевать ресурс. Затем после каждого техни ческого обслуживания ма териальной части по заяв кам командиров подразде- Например, техник стар ший мичман Андрей Сте пушев является нештатным начальником автомобиль ной службы части. В его обязанностях - обеспече ние безопасной эксплуата ции автотранспорта, кон троль за соблюдением во- С этим объёмом рабо ты уверенно справляется начальник КЭС Людми ла Бороболкина. Состоя ние всех объектов она зна ет, что называется, как свои пять пальцев. Например, в части уже провели весен ний осмотр каждого зда ния, составили акты, в кото рых отметили все выяв ленные замечания, указа ли, какие работы необхо димо выполнить, чтобы до стойно подготовиться к следующей зиме. Теперь остаётся следовать строго намеченному плану. Трудно пред- ставить деятельность воин ского коллектива без чётко налаженной и хорошо орга низованной работы струк тур, обеспечивающих бое вую учёбу и повседневную деятельность личного сос тава. От того, с каким ка чеством выполняют свои обязанности специалисты данной составляющей, во многом зависит не только успешное решение постав ленных перед военнослу жащими задач, способность их с максимальной отдачей работать по предназначе нию, но и в немалой степени моральный климат в под разделениях. чинённого ему коллектива они все основные. Так же как и специалисты разного профиля, тыловики части в полной мере причастны к обеспечению бесперебой ной работы радиостанции, поддержанию технического состояния средств связи, вооружения и военной тех ники, функционированию автопарка, решению многих других повседневных бы товых вопросов. Это аксиома: когда у во еннослужащего голова не болит о бытовых пробле мах, он полностью всем обеспечен, не думает о том, где найти необходимые за пасные части для техники - Раньше у нас был за меститель начальника ра диостанции по техничес кой части, - рассказывает капитан 3 ранга Николай Савин. - Но эту должность сократили, и его обязаннос ти легли на заместителя ко мандира части по матери ально-техническому обе спечению. диостанции мину та в минуту приступили К выполнению своих обязан ностей. Особенно это важ но в зимний период, когда дороги заносит снегом. Случается, что снегоубороч ные машины не успевают к сроку почистить подъезд ные пути, и тогда, чтобы вовремя привести людей к месту назначения, прихо дится задействовать гусе ничную технику. Конечно, комфорт при этом не такой, как в автобусе, но смена на боевое дежурство заступит в любом случае точно в наз наченный час, и никакие погодные условия не поме шают автомобилистам час ти выполнить поставленную перед ними задачу. Автопарк находится в подчинении командира взвода обеспечения глав ного старшины Дмитрия Травкина. В его заведова- ПРО60дится техничес/Сиu осмотр а6тотрансnорта. Каждый день привно сит что-то новое в деятель ность заместителя началь ника радиостанции ВМФ "Зевс" по материально техническому обеспече нию капитана 3 ранга Ни колая Савина и подчинён ного ему отделения МТО. И неизменно специалисты тыла блестяще справляют ся с возложенными на них обязанностями. Соответственно ремонт оборудования, обеспече- Кроме пере возки лич ного состава, автомашины задействованы и для обес- лений отделение МТО вос полняет комплект запас ных частей и принадлеж- дителями Правил дорож ного движения, организа ция парковой службы, от- MelCcaндp БОНДАРь. Фото из архиВа части. "дАБыI НИ ОДНО СУДНО ПРОКРАСТЬСЯ НЕ МОГЛО" 6 ---10.. Не случайно пер- ведении флота в надлежащий и ----r вое морское плава- надёжный порядок для лучшей ние молодого царя пользы и безопасности государ- Петра 1, мечтавшего ства", на основании которого специальные отряды судов, в море учредилось крейсерство. Часть сил эскадры базиро валась в Екатерининской гава- о создании регулярного во енного флота, произошло I именно там, во время его по сещения Архангельска в _ 1693 году. В последующем Пётр рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важней ший пункт кораблестроения Се веро-Западного региона России, где всегда были опытные кора бельные мастера и работные люди, и в 1701 году там для стро ительства военных судов было образовано адмиралтейство. ни, где к 1741 году были по *' строены 2 казармы, дома ;, командного состава, судоре _ монтные мастерские, госпи- Северно,м,у флоту 287 лет появилась "Воинская морская комиссия о рассмотрении фло тов". Она составила и утвердила новые штаты флота, навела порядок в лесном хозяйстве. На основании предложений комиссии высочайшим указом императрицы 26 марта 1733 года был создан Архангельский военный порт, и при нём уч реждена эскадра кораблей под командованием вице-адмирала Петра Петровича Бредаля. "Из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содер жать", определила комиссия. Эта эскадра явилась первым постоянным соединением воен ных кораблей на Русском Севе ре. Зоной её ответственности таль и прочие объекты инфра структуры, обеспечивающие жиз недеятельность гарнизона. Дела ратные Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время русско шведской войны 1741 - 1743 го дов. Весной 1742 года главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу Бредалю было поручено подготовить к 5-месяч ному плаванию 4 линейных ко рабля, 4 фрегата игукор, нахо дящиеся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, базировавшиеся в Екатеринин ской гавани Кольского залива. Приняв командование эскад рой, Пётр Петрович Бредаль должен был следовать в Балтий- судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, сторожа и карауля, доколе время дозволять будет, безо пасность общей навигации, если встретит какой - либо иностранный капор с патен том своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребыва ние их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад куда им угодно. В случае безрассудного ихупор- Собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе не было, а главной задачей яв лялись постройка и поставка бо евых кораблей для Балтийского флота. В дореволюционных эн циклопедических словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707-1715 го дов, которые строились и фор мировались для перехода на Балтику. Однако они не имели утверждённой структуры и само стоятельных боевых задач. Тем не менее здесь существовали защитные береговые укрепле ния и крепость на реке Малая Двинка, гарнизон которой 2 июля 1701 года сорвал попытку трёх шведских фрегатов захватить По представлению графа Андрея Ивановича Остермана в феврале 1732 года бьш издан высочайший указ "О приведении флота в надлежащий и надёжный порядок для дyчIПей пользы и безопасности roсударства", на основании KOТOPOro появилась "Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов" Архангельский порт. После смерти основателя Российского флота Петра 1 при Анне Иоанновне строительство флота и его реформирование возглавил граф Андрей Ивано вич Остерман. По его представ лению в феврале 1732 года был издан высочайший указ "О при- • стали Белое море и побережье Кольского полуострова. Здесь строились пункты базирования, береговые батареи и устанав ливалась "огненная сигнализа ция" навигационного оборудова ния. Для охраны Кольского зали ва и Двинского устья выделялись ское море для соединения с Балтийским флотом. В период борьбы североаме риканских колоний за независи мость, на основании указа Ека терины 11, для обеспечения сво боды судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских воен ных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: ·Сим повелеваем ... опреде ляемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии ве сною навигации, вышел в Се верное море и через все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окруж ности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно • ства, а наипаче действи тельного в ремесле сием покушения, не возможет он обойтиться без употребле ния противу их сам силы, ос тавляя уже на их собствен ный счет все из того непри ятные последствия·. Русская эскадра в Архангель ске продолжала активно дейст вовать до середины XIX века, когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двига телем и металлическим корпу сом в марте 1862 года Архан гельский военный порт был за крыт. Однако через полстолетия, в июле 1916 года, приказом по Морскому ведомству было объ явлено о создании флотилии Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (По лярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Иоканьге и Архан гельске. Корабельный состав флотилии по списку включал: линейный корабль, 2 крейсера, 6 миноносцев, подводную лодку, минный заградитель, 44 траль- кументов и материалов по исто рии создания морских сил на Се- вере комиссия пришла к заклю чению: считать обоснованной дату образования Северного флота России 15 (26 по новому ~И\Ъ ГDI'01IA Аf'НIII1:.!ЬСКIП) в'ь К ЛУI\ В'ЕI'.Л f- J ' '., • щика, 11 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 7 гидрогра фических судов, 2 ледокола и 13 других судов. К сожалению, в ходе Гражданской войны и иностран ной военной интервенции в Рос сии основная часть боевого сос тава флотилии была утеряна. Новая история Северного флота исчислялась с 1 июня 1933 года, когда циркуляром начальника штаба РККА из кора блей Балтийского флота, пере ведённых на Север, была сфор мирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 год в Северный флот. Справедливость и преемственность Первая попытка восстановить историческую справедливость была предпринята в 2003 году. По заданию главного командо вания ВМФ Институт военной ис тории МО РФ на основании ис следования документов и мате риалов по истории создания рос сийских морских сил на Севере подготовил экспертное заклю чение, в котором говорится, что на основании исследования до- стилю) марта 1733 года. Однако заключение не было реализо вано из-за смены командова ния ВМФ и Северного флота. Повторно с предложением рассмотреть вопрос об измене нии летосчисления боевой лето писи Северного флота к Главно командующему Военно-морским флотом адмиралу Виктору Чир кову в марте 2014 года обрати лись командующий Северным флотом адмирал Владимир Коро лёв И начальник Военного учеб но-научного центра ВМФ "Воен но-морская академия им. Н.Г. Куз нецова" адмирал Николай Мак симов. Представленные для рас смотрения архивные докумен ты, освещающие ход строитель ства корабельного состава и сис темы базирования Российского флота на Белом и Баренцевом морях, в очередной раз были изучены экспертным советом Военно-морского флота. На ос новании предложений комиссии Главкомом ВМФ было принято решение о восстановлении исто рической подлинности событий образования Северного флота. с целью сохранения исторической преемственности стро ительства и развития Военно-морского флота на Севере Рос сии и сохранения боевых традиций, заложенных в петровские времена и приумноженных в советский период деятельности североморцев, определено историю Северного флота вести с 1733 года, а Днём годового праздника образования СФ устано вить 1 июня. Это решение было объявлено в приказе Главно командующего Военно-морским флотом России от 25 мая 2014 года Ng395. • ; ПодlотО6ил Владимир ПЕХОТНЫИ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz