На страже Заполярья. 2020 год. Май.

3 СТр. ИДЕТ &ОЕВАН VЧЕ&А -- Кроме этого, ди-+ визия участвовала в учениях "Океанский щит" под руковод- ством Главнокоман­ дующего ВМФ адмирала Николая Евменова и "Гром-2019" под ру­ ководством начальника Генераль­ ного штаба. В рамках боевых уп­ ражнений "Северодвинск" провёл стрельбу новыми ракетами "Ка­ либр" на максимальную дистан­ цию. Мы участвовали в трениров­ ке по боевому управлению, нано­ сили удары по приказу командую­ щего. Экипаж справился, не­ смотря на сложность задачи. В прошлом году корабль на­ шей дивизии "Обнинск" под ко­ мандованием капитана 1 ранга Михаила Домнина завоевал приз Главнокомандующего ВМФ по выполненным боевым упражне­ ниям - проводилась атака отряда боевых кораблей условного про­ тивника, выполнена стрельба че­ тырьмя торпедами. На 2020 год запланировано два дальних похода в океанскую зону. - Какие корабли Были задей­ ствованы в учении 80 кеан - ский щит 8 ? Какая задача сто­ яла перед соединением? - Наши силы представляли "Смоленск", "Орёл", "Обнинск" и "Северодвинск". Им предстояло нанести ракетный удар по кораб­ лям противника и его береговым объектам. Руководил учением Главком ВМФ. Несколько флотов на стraЖЕ заПОЛlrья ОСОБЫЙ ДУХ ПОДПЛАВА Лодка без экнnажа - просто бездушное железо. Жнзнью её наnолн.нют людн воевали по типовому сценарию развития военно-политических событий. "Гром-2019" - подобное учение, но более глобальное - с при влечением стратегических ядерных сил. Под руководством Верховного главнокомандующего проводи­ лась стратегическая операция наступательных сил. Удар по бе­ регу наносила наша подводная лодка "Северодвинск". Осталь­ ные корабли занимались раз­ громом корабельных группиро­ вок противника. По итогам обоих учений дивизии поставили оцен­ ку "отлично". Ряд военнослужащих по ито­ гам учений и результатам вы­ полнения задач дальних похо­ ДОВ представлены к государст­ венным наградам. - Знаю, что корабли дивизии ходили в Арктику ... - Да. Впервые за последние 15 лет наши подводные лодки продолжили освоение Арктики. Экипаж капитана 1 ранга Сергея Митяева на "Северодвинске" отрабатывал задачи подлёдного плавания. На борту в это время находился командующий под- водными силами, он поставил оценку "отлично". Добавлю, в этом году продолжается освое­ ние Арктики. Задачи подводного плавания отправится решать экипаж ПЛ "Орёл". - В 2020-м вы участвуете в борьбе за nриз Главнокоман­ дующего Военно-морским флотом? - Нам предстоит выполнить ракетные стрельбы по бере­ говым объектам и корабельным группировкам противника в со­ стязаниях на приз Главкома в номинации "Атака боевых ко­ раблей". - Ожидается поступление новыхподводныхлодок? - Да. Мы ждём "Казань" - корабль достраивается на пред­ приятии в Северодвинске. В этом году подлодка должна войти в состав соединения. Во второй половине года запла­ нированы государственные ис­ пытания. Заложен ещё один корабль - "Архангельск", уже в конце года будем формировать экипаж. - Насколько стабилен лич­ ный состав? Происходит ли обновление? Как проходит обучение пополнения? - Основа - сформированный костяк. Текучка кадров у нас небольшая, экипажи устояв­ шиеся. Каждый год прибывают выпускники военно-морских учебных заведений. Специфика службы в под­ плаве особая: чтобы здесь слу­ жить, нужен особый дух - лю­ бовь к подводному плаванию - его порой воспитываешь го­ дами. Когда ты закрываешь за собой люк, это не на день-два, а на несколько месяцев. На­ ходишься в коллективе, ко­ торый достигает 120 человек, и нам вместе нужно решать весь спектр задач. Экипаж должен быть сла­ жен в вопросах психологиче­ ской совместимости. Это не­ простая задача. Спасибо ко­ мандирам - они создают эки­ пажи. Как раньше говорили, ко­ мандир ПЛ воспитывается 15-20 лет. Он под себя подби­ рает экипаж, сколачивает его. Лодка без экипажа - просто без­ душное железо. Жизнью её на­ полняют люди. Подбор кандидатов, их изу­ чение происходит на берегу. Бы­ вает, что новичок практически идеальный, выпускник-отличник, но дпя экипажа не подходит. Пси­ хологическую совместимость проверяют ещё на берегу. Были случаИ,когда человек спустя 2 месяца уходил. Крайне редко, но случалось. У каждого экипажа есть свой характер, свои особен­ ности. Даже в быту, общении, на отдыхе. - Месяцы под толщей воды. Чем себя занимают моряки в свободное время? - В экипаже очень много увле­ чённых людей, это проявляется как раз, когда погружаешься. Настолько разносторонние ин­ тересы у личного состава - кто­ то пишет картины, кто-то масте­ рит солдатиков, кто-то модели­ рует. Командир и его замести­ тель по военно-политической ра­ боте организовывают конкурсы и различные мероприятия, до­ водят новости. Погрузившись В корпус подлодки, человек не должен себя чувствовать ото­ рванным от мира. Мы как и на берегу получаем военно-поли­ тическую информацию, прово­ дим географические диктанты, исторические викторины, выпус­ каем фотогазеты. - Как в nоходе поддержи­ вается физическая подготов­ ка? - Это самый болезненный вопрос у моряка-подводника. Есть большие корабли с тре­ нажёрами, там ребята могут за­ ниматься. Но на более малень­ ких лодках сложнее. Обычно, вернувшись с дальнего пла­ вания, моряки активно начинают при водить себя в форму - ходят в спортивные залы, занимаются на хоккейном корте, лыжами. - Что проводится в море для сплачивания коллектива? - Сама работа экипажа этому способствует. Каждый человек - в чём-то узкопрофильный спе­ циалист. Основа в вопросах уп­ равления кораблём, примене­ ния оружия, решения постав­ ленных задач - командир. Он ве­ дёт к цели. Экипаж должен по­ нимать, что обеспечивает воен­ ную безопасность всего государ­ ства. Впервые выйдя в море, че­ ловек начинает крутиться в об­ щем механизме. Когда он осо­ знаёт, насколько важен кораб­ лю, он растёт в своих глазах. Здесь все равны. Праздники отмечаем внутри корпуса всем экипажем, не делимся на кате­ гории. Я на флоте отслужил прак­ тически 30 лет. Ни на секунду не пожалел, что стал подводником. - Александр Олегович, рас­ скажите о себе, вы прошли не­ простой путь до командира дивизии. Как это было? Что запомнилось? - После Тихоокеанского выс­ шего военно-морского училища я прослужил 20 лет на Камчатке, там прошёл путь от командира группы космической связи до на­ чальника штаба дивизии. Четы­ ре с половиной года командовал подводной лодкой "Томск". Пом­ ню, в то время морж отдыхал на корпусе нашего корабля. Мы иногда прикармливали морских обитателей. Были свои любим­ цы - нерпы, моржи. Они здорово скрашивали будни. В 2012 году меня перевели на Северный флот - я стал на­ чальником штаба дивизии. Но­ вые корабли, интересный театр, появилось много задач и новых побед. К примеру, впервые после многолетнего перерыва экипа­ жи наших дивизий выполнили двухракетную стрельбу на приз Главкома. В учении были задей­ ствованы лодки "Воронеж" и "Орёл". Всё прошло как по маслу и было зрелищно. А после окончания Военной академии Генерального штаба меня назначили командиром дивизии. За спиной 9 дальних походов. Мне посчастливилось нести службу на всех четырёх 29 мая 2020 года океанах, а в общей сложности провёл под водой несколько лет. Приятно осознавать, что мои дети хотят быть военными. Стар­ ший сын заканчивает в этом году школу и хочет поступить в воен­ но-морское училище. А что запомнилось? Участие в переходе субмарины "Томск" - мы перегоняли её с Севера на Камчатку. На то время я был помощником командира. С нами на борту был представитель РПЦ епископ Петропавловский-Кам­ чатский владыка Игнатий. Это значимое событие - впервые духовное лицо пошло с нами под лёд. Мы, кстати, до сих пор под­ держиваем общение. - Можно сказать, что у ко­ мандира корабля два первых выхода в море - лейтенант­ ский и командирский. - Мой первый выход в море состоялся на Камчатке, я учился на 5-м курсе. Первый раз погру­ жаться было страшно - шум воз­ духа, выходящего из цистерны ... Потом привыкаешь к нему. А пер­ вый командирский выход в море был очень волнующим. Мы с Камчатки шли в город Большой Камень, проходили недалеко от берегов Японии. Переживал, ведь ответственность большая. Многие вещи для меня были новыми - ночью расходиться с огромными судами непросто. Но рядом были люди, которым доверяешь. И, к примеру, бла­ годаря радиометристу удавалось выводить корабль в безопасное место - мы же под водой слепы. Я был горд за свой экипаж, который подготовил к выходу. - Спасибо за беседу! Фото аlЗтора и из архива. В люБыIx УСЛОВИЯХ погодыI По данным -+ пресс-службы СФ, в учении были задей­ ствованы более 300 воен- противодесантной оборо­ ны неприятеля. основной задачи на кораб­ ле проводились учения по борьбе за живучесть и ме­ роприятия по химической, радиационной и биологи- Лётчнкн-нстребнтелн nоддержнвают натреннрованность Когда жур-+ налисты доб­ рались до гар­ низона авиа­ торов, полёты проходили в установленном минимуме погоды, то есть при види­ мости 2 километра и высоте нижней кромки облаков 200 метров. Эти парамет­ ры являются критическими, при которых разрешается выполнение взлёта и посад­ ки на наземный аэродром. - По сути, минимум пого­ ды - это тоже сложные ме­ теоусловия, только облака ниже и видимость меньше, - объясняет офицер. Но именно такие мини­ мальные параметры и бы­ ли нужны. Вообще, "пой­ мать" в Заполярье погоду, нужную для выполнения учебной лётной програм­ мы, своевременного прод­ ления сроков разрешений к вылетам, выполнению различных упражнений, не так-то просто. Взять хотя бы элементы ночных полётов. При наличии у нас белых ночей и полярного дня просто невозможно отраба­ тывать их все и всем пило­ там вовремя, чтобы не по­ терять допуск. Если лёт­ чикам 1-го и 2-го класса ещё удаётся как-то вписываться в программу за счёт того, что У них допустимые пере­ рывы в полётах больше, то тем, у кого третья классная квалификация, по осени приходится для начала выполнять контрольные вылеты с инструктором. Но тут уж никуда не денешься, такова специфика службы на Севере. Пилоты не жа­ луются и не унывают, а лишь с большим рвением стре­ мятся нарабатывать опыт, повышать уровень своих знаний и умений, а вместе с тем и классность. - Мне сегодня предстоит восстановиться после дли­ тельного перерыва в нави­ гации, технике пилотирова­ ния на малых и средних высотах при сложных ме­ теоусловиях, в сложном пилотаже над облаками - это полёты вне видимости земли над безориентирной местностью, и в заходе на посадку при СМУ, - рас­ сказывает капитан Михаил Пачев. - Если, конечно, повезёт и погода улучшит­ ся, а если минимум сохра­ нится, придётся летать в другой раз. Этого не хоте­ лось бы, хочется скорее по­ лучить допуск к опытно-бо­ евому дежурству. В этом вопросе особен­ ности Заполярья тоже ска- можно при ПМУ, а когда придёт время садиться, погода испортится, и разре­ шения у пилота на посадку на тренажёре слетать, прой­ ти контроль готовности. - Всякое может быть, отпуска у нас долгие, а прежде че.м подняться в небо, на зе.мле лётчиlt:и проходят тщательную nодготов1СУ. не будет. Тогда ему придёт­ ся лететь на запасной аэ­ родром. Вот чтобы таких сложностей не возникало, решением командования заступать на дежурство имеют право только те, кто имеет разрешение взле­ тать, летать и совершать вдруг больничный, несо­ ответствующая погода, дру­ гие задачи, и вот тебе уже нужно восстанавливаться, - продолжает рассказ капи­ тан Пачев. - Сначала лёт­ чик выполняет два захода с инструктором, затем летит сам. к каждому вылету они готовятся с особой тщательностью, упустить нельзя ничего, особенно после перерывов - на земле хорошо подготовиться, на тренажёре слетать, пройти контроль готовности зываются. Личный состав корабельного истребитель­ ного авиационного полка, имеющий допуск к полётам при простых метеоусловиях (ПМУ), теоретически имеет и допуск к несению дежур­ ства в тех же условиях. Только вот взлететь у нас посадку при СМУ. Конечно, лётчики-истре­ бители стараются поддер­ живать свою натренирован­ ность, не допускать "выпа­ дений" из контрольных сро­ ков. Говорят, это даже физи­ чески ощущается, когда дол­ гое время не выполняешь тот или иной эле­ мент лётной под­ готовки, подзабы­ вается теория, те­ ряются навыки. Такое положение дел обязывает, по­ вышает личную от­ ветственность пи- За время обучения в лёт­ ном училище и семилет­ нюю службу в палубной авиации он освоил уже нес­ колько видов самолётов - Ил-39, Як-52, Су-25, Су-25УТГ, Су-27, Су-33, Су-30СМ, МиГ-29К. При этом именно истребитель Су-33, по его словам, са­ мый комфортный. - Многие, не только я, от­ мечают его плавность пило­ тирования, лёгкость захода на посадку. Он тяжелее, чем Су-27, но более по­ слушный. От него только положительные впечатле­ ния, - утверждает офицер. Учебно-боевая деятель­ ность лётного состава КИАП продолжается и не прек­ ращается несмотря ни на какие погодные условия. Анна КОРОЛЬКОВА. Едва вз.мыв вверх, истребитель С1Срывается за облаlt: а.ми. лотов. К каждому вылету они гото­ вятся с особой тщательностью, упустить нельзя ничего, особенно после переры­ вов - на земле хоро­ шо подготовиться, Фото автора и nресс­ сltужб"ы СФ. • • - Стрельбы по берего­ вым и воздушным целям выполнялись "Кондопогой" ХОТЬ В УЧЕНИИ ТЯЖЕЛО, НО ОЦЕНКА - "ХОРОШО" Задачн тактнческого ученн.н в Баренцевом море одновременно выnолн.нлн более 15 кораблей н судов обесnеченн.н Северного флота ных моряков И морских пе­ хотинцев. Совместно они уничтожили огневые точки условного противника на берегу огнём корабельной артиллерии. При прибли­ жении к пункту высадки в бой вступили миномётчики морской пехоты - с палуб больших десантных кораб­ лей, уничтожая ожившие огневые средства в системе синхронно с "Александром Отраковским", - отмечает Павел Вадимович. - Отра­ батывалась и слаженность действий сил десантно­ высадочных средств в пе­ риод погрузки и высадки десанта морской пехоты. По итогам сдачи этих нор­ мативов мы уложились на оценку "хорошо". Однов­ ременно с выполнением Стрельбы по береговы.м и воздушны.м целя.м выnолнялись "Кондоnогоа" синхронно с "Алеlt:сандро.м Ompalt:oBclt:uoМ ". ческой защите. Лучшими боевыми частя­ ми были признаны штур­ манские. Отдельно были отмечены мастерство и профессионализм специа­ листов электромеханичес­ кой боевой части, благода­ ря которой материально­ техническая часть БДК "Кон­ допога", встретившего 23 февраля свой 44-летний день рождения, функци­ онирует безукоризненно. - Постоянное состояние повышенной боевой готов­ ности, определённое ус­ ловиями учения, усилива­ ло нагрузку, - признаётся офицер. - Штурманскому и командному составу весь указанный период прихо­ дилось нести вахту по 20 ча­ сов. Но, как известно, тя­ жело в учении - легко в бою. По завершении всех пла­ новых боевых упражне­ ний БДК "Александр Отра­ ковский" и "Кондопога" при­ были в главную базу Се­ верного флота Северо­ морск. Анастасия РОГОВАЯ. Фото из архива БАК "Кондоnога" . Газета Северного флота Вступайте в группу "На страже Заполярья - газета флота· .... ~~~1 (vk.com/rednsz) и будьте в курсе событий: • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz