На страже Заполярья. 2020 год. Май.
3 СТр. ИДЕТ &ОЕВАН VЧЕ&А -- Кроме этого, ди-+ визия участвовала в учениях "Океанский щит" под руковод- ством Главнокоман дующего ВМФ адмирала Николая Евменова и "Гром-2019" под ру ководством начальника Генераль ного штаба. В рамках боевых уп ражнений "Северодвинск" провёл стрельбу новыми ракетами "Ка либр" на максимальную дистан цию. Мы участвовали в трениров ке по боевому управлению, нано сили удары по приказу командую щего. Экипаж справился, не смотря на сложность задачи. В прошлом году корабль на шей дивизии "Обнинск" под ко мандованием капитана 1 ранга Михаила Домнина завоевал приз Главнокомандующего ВМФ по выполненным боевым упражне ниям - проводилась атака отряда боевых кораблей условного про тивника, выполнена стрельба че тырьмя торпедами. На 2020 год запланировано два дальних похода в океанскую зону. - Какие корабли Были задей ствованы в учении 80 кеан - ский щит 8 ? Какая задача сто яла перед соединением? - Наши силы представляли "Смоленск", "Орёл", "Обнинск" и "Северодвинск". Им предстояло нанести ракетный удар по кораб лям противника и его береговым объектам. Руководил учением Главком ВМФ. Несколько флотов на стraЖЕ заПОЛlrья ОСОБЫЙ ДУХ ПОДПЛАВА Лодка без экнnажа - просто бездушное железо. Жнзнью её наnолн.нют людн воевали по типовому сценарию развития военно-политических событий. "Гром-2019" - подобное учение, но более глобальное - с при влечением стратегических ядерных сил. Под руководством Верховного главнокомандующего проводи лась стратегическая операция наступательных сил. Удар по бе регу наносила наша подводная лодка "Северодвинск". Осталь ные корабли занимались раз громом корабельных группиро вок противника. По итогам обоих учений дивизии поставили оцен ку "отлично". Ряд военнослужащих по ито гам учений и результатам вы полнения задач дальних похо ДОВ представлены к государст венным наградам. - Знаю, что корабли дивизии ходили в Арктику ... - Да. Впервые за последние 15 лет наши подводные лодки продолжили освоение Арктики. Экипаж капитана 1 ранга Сергея Митяева на "Северодвинске" отрабатывал задачи подлёдного плавания. На борту в это время находился командующий под- водными силами, он поставил оценку "отлично". Добавлю, в этом году продолжается освое ние Арктики. Задачи подводного плавания отправится решать экипаж ПЛ "Орёл". - В 2020-м вы участвуете в борьбе за nриз Главнокоман дующего Военно-морским флотом? - Нам предстоит выполнить ракетные стрельбы по бере говым объектам и корабельным группировкам противника в со стязаниях на приз Главкома в номинации "Атака боевых ко раблей". - Ожидается поступление новыхподводныхлодок? - Да. Мы ждём "Казань" - корабль достраивается на пред приятии в Северодвинске. В этом году подлодка должна войти в состав соединения. Во второй половине года запла нированы государственные ис пытания. Заложен ещё один корабль - "Архангельск", уже в конце года будем формировать экипаж. - Насколько стабилен лич ный состав? Происходит ли обновление? Как проходит обучение пополнения? - Основа - сформированный костяк. Текучка кадров у нас небольшая, экипажи устояв шиеся. Каждый год прибывают выпускники военно-морских учебных заведений. Специфика службы в под плаве особая: чтобы здесь слу жить, нужен особый дух - лю бовь к подводному плаванию - его порой воспитываешь го дами. Когда ты закрываешь за собой люк, это не на день-два, а на несколько месяцев. На ходишься в коллективе, ко торый достигает 120 человек, и нам вместе нужно решать весь спектр задач. Экипаж должен быть сла жен в вопросах психологиче ской совместимости. Это не простая задача. Спасибо ко мандирам - они создают эки пажи. Как раньше говорили, ко мандир ПЛ воспитывается 15-20 лет. Он под себя подби рает экипаж, сколачивает его. Лодка без экипажа - просто без душное железо. Жизнью её на полняют люди. Подбор кандидатов, их изу чение происходит на берегу. Бы вает, что новичок практически идеальный, выпускник-отличник, но дпя экипажа не подходит. Пси хологическую совместимость проверяют ещё на берегу. Были случаИ,когда человек спустя 2 месяца уходил. Крайне редко, но случалось. У каждого экипажа есть свой характер, свои особен ности. Даже в быту, общении, на отдыхе. - Месяцы под толщей воды. Чем себя занимают моряки в свободное время? - В экипаже очень много увле чённых людей, это проявляется как раз, когда погружаешься. Настолько разносторонние ин тересы у личного состава - кто то пишет картины, кто-то масте рит солдатиков, кто-то модели рует. Командир и его замести тель по военно-политической ра боте организовывают конкурсы и различные мероприятия, до водят новости. Погрузившись В корпус подлодки, человек не должен себя чувствовать ото рванным от мира. Мы как и на берегу получаем военно-поли тическую информацию, прово дим географические диктанты, исторические викторины, выпус каем фотогазеты. - Как в nоходе поддержи вается физическая подготов ка? - Это самый болезненный вопрос у моряка-подводника. Есть большие корабли с тре нажёрами, там ребята могут за ниматься. Но на более малень ких лодках сложнее. Обычно, вернувшись с дальнего пла вания, моряки активно начинают при водить себя в форму - ходят в спортивные залы, занимаются на хоккейном корте, лыжами. - Что проводится в море для сплачивания коллектива? - Сама работа экипажа этому способствует. Каждый человек - в чём-то узкопрофильный спе циалист. Основа в вопросах уп равления кораблём, примене ния оружия, решения постав ленных задач - командир. Он ве дёт к цели. Экипаж должен по нимать, что обеспечивает воен ную безопасность всего государ ства. Впервые выйдя в море, че ловек начинает крутиться в об щем механизме. Когда он осо знаёт, насколько важен кораб лю, он растёт в своих глазах. Здесь все равны. Праздники отмечаем внутри корпуса всем экипажем, не делимся на кате гории. Я на флоте отслужил прак тически 30 лет. Ни на секунду не пожалел, что стал подводником. - Александр Олегович, рас скажите о себе, вы прошли не простой путь до командира дивизии. Как это было? Что запомнилось? - После Тихоокеанского выс шего военно-морского училища я прослужил 20 лет на Камчатке, там прошёл путь от командира группы космической связи до на чальника штаба дивизии. Четы ре с половиной года командовал подводной лодкой "Томск". Пом ню, в то время морж отдыхал на корпусе нашего корабля. Мы иногда прикармливали морских обитателей. Были свои любим цы - нерпы, моржи. Они здорово скрашивали будни. В 2012 году меня перевели на Северный флот - я стал на чальником штаба дивизии. Но вые корабли, интересный театр, появилось много задач и новых побед. К примеру, впервые после многолетнего перерыва экипа жи наших дивизий выполнили двухракетную стрельбу на приз Главкома. В учении были задей ствованы лодки "Воронеж" и "Орёл". Всё прошло как по маслу и было зрелищно. А после окончания Военной академии Генерального штаба меня назначили командиром дивизии. За спиной 9 дальних походов. Мне посчастливилось нести службу на всех четырёх 29 мая 2020 года океанах, а в общей сложности провёл под водой несколько лет. Приятно осознавать, что мои дети хотят быть военными. Стар ший сын заканчивает в этом году школу и хочет поступить в воен но-морское училище. А что запомнилось? Участие в переходе субмарины "Томск" - мы перегоняли её с Севера на Камчатку. На то время я был помощником командира. С нами на борту был представитель РПЦ епископ Петропавловский-Кам чатский владыка Игнатий. Это значимое событие - впервые духовное лицо пошло с нами под лёд. Мы, кстати, до сих пор под держиваем общение. - Можно сказать, что у ко мандира корабля два первых выхода в море - лейтенант ский и командирский. - Мой первый выход в море состоялся на Камчатке, я учился на 5-м курсе. Первый раз погру жаться было страшно - шум воз духа, выходящего из цистерны ... Потом привыкаешь к нему. А пер вый командирский выход в море был очень волнующим. Мы с Камчатки шли в город Большой Камень, проходили недалеко от берегов Японии. Переживал, ведь ответственность большая. Многие вещи для меня были новыми - ночью расходиться с огромными судами непросто. Но рядом были люди, которым доверяешь. И, к примеру, бла годаря радиометристу удавалось выводить корабль в безопасное место - мы же под водой слепы. Я был горд за свой экипаж, который подготовил к выходу. - Спасибо за беседу! Фото аlЗтора и из архива. В люБыIx УСЛОВИЯХ погодыI По данным -+ пресс-службы СФ, в учении были задей ствованы более 300 воен- противодесантной оборо ны неприятеля. основной задачи на кораб ле проводились учения по борьбе за живучесть и ме роприятия по химической, радиационной и биологи- Лётчнкн-нстребнтелн nоддержнвают натреннрованность Когда жур-+ налисты доб рались до гар низона авиа торов, полёты проходили в установленном минимуме погоды, то есть при види мости 2 километра и высоте нижней кромки облаков 200 метров. Эти парамет ры являются критическими, при которых разрешается выполнение взлёта и посад ки на наземный аэродром. - По сути, минимум пого ды - это тоже сложные ме теоусловия, только облака ниже и видимость меньше, - объясняет офицер. Но именно такие мини мальные параметры и бы ли нужны. Вообще, "пой мать" в Заполярье погоду, нужную для выполнения учебной лётной програм мы, своевременного прод ления сроков разрешений к вылетам, выполнению различных упражнений, не так-то просто. Взять хотя бы элементы ночных полётов. При наличии у нас белых ночей и полярного дня просто невозможно отраба тывать их все и всем пило там вовремя, чтобы не по терять допуск. Если лёт чикам 1-го и 2-го класса ещё удаётся как-то вписываться в программу за счёт того, что У них допустимые пере рывы в полётах больше, то тем, у кого третья классная квалификация, по осени приходится для начала выполнять контрольные вылеты с инструктором. Но тут уж никуда не денешься, такова специфика службы на Севере. Пилоты не жа луются и не унывают, а лишь с большим рвением стре мятся нарабатывать опыт, повышать уровень своих знаний и умений, а вместе с тем и классность. - Мне сегодня предстоит восстановиться после дли тельного перерыва в нави гации, технике пилотирова ния на малых и средних высотах при сложных ме теоусловиях, в сложном пилотаже над облаками - это полёты вне видимости земли над безориентирной местностью, и в заходе на посадку при СМУ, - рас сказывает капитан Михаил Пачев. - Если, конечно, повезёт и погода улучшит ся, а если минимум сохра нится, придётся летать в другой раз. Этого не хоте лось бы, хочется скорее по лучить допуск к опытно-бо евому дежурству. В этом вопросе особен ности Заполярья тоже ска- можно при ПМУ, а когда придёт время садиться, погода испортится, и разре шения у пилота на посадку на тренажёре слетать, прой ти контроль готовности. - Всякое может быть, отпуска у нас долгие, а прежде че.м подняться в небо, на зе.мле лётчиlt:и проходят тщательную nодготов1СУ. не будет. Тогда ему придёт ся лететь на запасной аэ родром. Вот чтобы таких сложностей не возникало, решением командования заступать на дежурство имеют право только те, кто имеет разрешение взле тать, летать и совершать вдруг больничный, несо ответствующая погода, дру гие задачи, и вот тебе уже нужно восстанавливаться, - продолжает рассказ капи тан Пачев. - Сначала лёт чик выполняет два захода с инструктором, затем летит сам. к каждому вылету они готовятся с особой тщательностью, упустить нельзя ничего, особенно после перерывов - на земле хорошо подготовиться, на тренажёре слетать, пройти контроль готовности зываются. Личный состав корабельного истребитель ного авиационного полка, имеющий допуск к полётам при простых метеоусловиях (ПМУ), теоретически имеет и допуск к несению дежур ства в тех же условиях. Только вот взлететь у нас посадку при СМУ. Конечно, лётчики-истре бители стараются поддер живать свою натренирован ность, не допускать "выпа дений" из контрольных сро ков. Говорят, это даже физи чески ощущается, когда дол гое время не выполняешь тот или иной эле мент лётной под готовки, подзабы вается теория, те ряются навыки. Такое положение дел обязывает, по вышает личную от ветственность пи- За время обучения в лёт ном училище и семилет нюю службу в палубной авиации он освоил уже нес колько видов самолётов - Ил-39, Як-52, Су-25, Су-25УТГ, Су-27, Су-33, Су-30СМ, МиГ-29К. При этом именно истребитель Су-33, по его словам, са мый комфортный. - Многие, не только я, от мечают его плавность пило тирования, лёгкость захода на посадку. Он тяжелее, чем Су-27, но более по слушный. От него только положительные впечатле ния, - утверждает офицер. Учебно-боевая деятель ность лётного состава КИАП продолжается и не прек ращается несмотря ни на какие погодные условия. Анна КОРОЛЬКОВА. Едва вз.мыв вверх, истребитель С1Срывается за облаlt: а.ми. лотов. К каждому вылету они гото вятся с особой тщательностью, упустить нельзя ничего, особенно после переры вов - на земле хоро шо подготовиться, Фото автора и nресс сltужб"ы СФ. • • - Стрельбы по берего вым и воздушным целям выполнялись "Кондопогой" ХОТЬ В УЧЕНИИ ТЯЖЕЛО, НО ОЦЕНКА - "ХОРОШО" Задачн тактнческого ученн.н в Баренцевом море одновременно выnолн.нлн более 15 кораблей н судов обесnеченн.н Северного флота ных моряков И морских пе хотинцев. Совместно они уничтожили огневые точки условного противника на берегу огнём корабельной артиллерии. При прибли жении к пункту высадки в бой вступили миномётчики морской пехоты - с палуб больших десантных кораб лей, уничтожая ожившие огневые средства в системе синхронно с "Александром Отраковским", - отмечает Павел Вадимович. - Отра батывалась и слаженность действий сил десантно высадочных средств в пе риод погрузки и высадки десанта морской пехоты. По итогам сдачи этих нор мативов мы уложились на оценку "хорошо". Однов ременно с выполнением Стрельбы по береговы.м и воздушны.м целя.м выnолнялись "Кондоnогоа" синхронно с "Алеlt:сандро.м Ompalt:oBclt:uoМ ". ческой защите. Лучшими боевыми частя ми были признаны штур манские. Отдельно были отмечены мастерство и профессионализм специа листов электромеханичес кой боевой части, благода ря которой материально техническая часть БДК "Кон допога", встретившего 23 февраля свой 44-летний день рождения, функци онирует безукоризненно. - Постоянное состояние повышенной боевой готов ности, определённое ус ловиями учения, усилива ло нагрузку, - признаётся офицер. - Штурманскому и командному составу весь указанный период прихо дилось нести вахту по 20 ча сов. Но, как известно, тя жело в учении - легко в бою. По завершении всех пла новых боевых упражне ний БДК "Александр Отра ковский" и "Кондопога" при были в главную базу Се верного флота Северо морск. Анастасия РОГОВАЯ. Фото из архива БАК "Кондоnога" . Газета Северного флота Вступайте в группу "На страже Заполярья - газета флота· .... ~~~1 (vk.com/rednsz) и будьте в курсе событий: • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz