На страже Заполярья. 2020 год. Май.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 мая День филолога в России. В 1725 году корабль "Девоншир" и два фрегата отправились из Ревеля в первую коммерческую экс педицию в Испанию. Продав казённые и частные грузы в Кадисе, суда весной 1726 года вернулись в Санкт-Пе тербург. В 1942 году приказом наркома ВМФ создана Со ловецкая школа юнг. 26 мая В 1829 году произошёл героический бой брига "Мер курий" с двумя турецкими линейными кораблями. За доблесть, проявленную экипажем, "Меркурий" удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. В 1856 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основан Балтийский завод. В 1972 году подписано Временное соглашение меж ду СССР и США о некоторых мерах в области огра ничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. 27 мая Общероссийский день библиотек. День поминовения моряков 2-й эскадры Тихоокеан ского флота, погибших в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. В 1703 году на острове Ени-Саари (Заячьем) на Неве начато строительство крепости Святых апостолов Петра и Павла. Этот день считается днём основания Санкт Петербурга. В 1899 году Мурманская научно-промысловая экс педиция по изучению северных морей под руководством Николая Михайловича Книповича на пароходе "Андрей Первозванный" вышла из Александровска к Айновым островам. В 1905 году в Севастополе на Историческом бульваре открыта панорама Франца Рубо "Оборона Се вастополя. 1854- 1855 гг.". В 1935 году По становлением ЦИК и СНК СССР уч реждён Военно-морской флаг СССР, просущество вавший до 1992 года. 28 мая День пограничника. В 1858 году закnючён русско-китайский Айгуньский договор, по которому Амурская область вошла в состав России, а Уссурийский край признан совместной собственностью. В 1922 году родился командир АПЛ "К-27" Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Иванович Гуляев. В 1938 году командующим Северным флотом на значен флагман 2 ранга Валентин Петрович Дрозд. День образования Мурманской области. В этот день в 1938 году был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Мурманской области". 29 мая День военного автомобилиста. В 1918 году ВЦИК принял постановление опереходе от добровольного принципа комплектования Красной армии ко всеобщей мобилизации рабочих и крестьян. 30 мая В 1782 году родился русский государственный деятель генерал-фельдмаршал князь Михаил Се мёнович Воронцов. В Отечественной войне 1812 года командовал дивизией. В 1805 году экспедиция на шлюпе "Надежда" капитан лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна открыла в Курильской гряде группу небольших островков, названных Каменными ловушками. В 1942 году в ходе Великой Отечественной войны создан Центральный штаб партизанского движения. Начальником этого штаба назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. 31 мая В 1723 году введена в действие разработанная Петром I "Табель о корабельных препорациях" - первая классификационная таблица отечественных боевых кораблей (100-, 80-, 66-, 54-пушечных рангов и 32-пушеч ных фрегатов). В 1933 году в Москве открыта первая в России па рашютная школа. В 1942 году в осаждённом Ленинграде состоялся футбольный матч на стадионе "Динамо". Матч пре рывался на время обстрела и бомбёжек. Его транс лировали по радио, в том числе и в сторону позиций врага. В 1943 году 24-й минно-торпедный авиаполк удостоен звания гвардейского и стал именоваться 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк. В даль нейшем назывался 9-й гвардейский мин но-торпедный авиационный Киркенесский Кразнознамённый полк. В 1944 году звание Герой Советского Союза при своено большой группе североморских авиаторов: стар шему лейтенанту Владимиру Александровичу Бурматову, капитану Илье Борисовичу Катунину, гвардии капитану Юрию Петровичу Кочелаевскому, майору Семёну Ва сильевичу Лапшенкову, гвардии капитану Сергею Ан тоновичу Макаревичу, сержанту Андрею Михайловичу Маркину, капитану Петру Алексеевичу Рассадки ну, ка питану Родиону Михайловичу Суворову. В 1957 году подводная лодка Северного флота под командованием капитана 3 ранга Роберта Эрлиха стала первым в подводных силах флота отличным кораблём. В 1993 году командующий Внутренними войсками утвердил положение "О квалификационных испытани ях военнослужащих на право ношения крапового берета". • .. на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 22 мая 2020 года СОВЕТСКИЙ ЛЁТЧИК С ФОТОГРАФИИ Сослужнвцы характернзовалн Андрен Стоннова как волевого н настойчнвого человека, который всегда добнвалсн поставленных целей В ноябре 2019 года в Центральный военно морской музей имени Императора Петра Вели кого поступило необычное письмо из Австралии. Адресатом выступил некий Джеффри Рэбел, сын командира 455-й эскадрильи английских ВВС, принимавmего участие в военных дейст виях в Заполярье осенью 1942 года. К письму прилагалась старая чёрно-белая фотография, на которой БыJIи изображены австралиец - ко мандир 455-го дивизиона английских ВВС под полковник Грант Линдеман, а также советский лётчик, имя которого оставалось до последнего времени неизвестно. На снимке он сидел в ка бине популярного в то время английского воен ного самолёта "Хэмпден". Д ЖЕФФРИ Рэбел об ратился к музею с просьбой идентифициро вать личность загадочного русского авиатора. Как уда лось выяснить специалис там, это был командир эс кадрильи 24-го минно-тор педного авиационного пол ка ВВС Северного флота гвардии капитан Андрей Зи новьевич Стоянов. Окунувшись в историю, мы узнаём, что в сентябре 1942 года 144-я и 455-я (ав стралийская) авиаэскадри льи, вооружённые самолё тами-торпедоносцами, бы ли переброшены в СССР на Кольский полуостров для сопровождения и обеспе чения безопасности конвоя ра-18. После завершения операции в октябре 20 са молётов "Хэмпден" были переданы СССР. Они во шли в состав 24-го минно торпедного авиационного полка ВВС Северного фло та и эксплуатировались вплоть до 1943 года, нано ся сокрушительные удары по кораблям и береговым объектам противника. процесс, так как учебное заведение готовило актё ров, которые должны были отвечать самым высоким требованиям по всем пара метрам: вокальным, дра матическим и танцеваль ным. Именно товарищ Стоя нов, по утверждению пре подавателя заслуженного артиста СССР Юрия Завад ского, и являлся тем цен ным материалом, который крайне необходимо было сохранить в техникуме. Са мо руководство учебного заведения после объяв ления всеобщей мобили зации ходатайствовало пе ред райкомом о том, чтобы дать возможность Стояно ву закончить образование. Но судьба распорядилась по-иному. ный полк ВВС Северного флота. Стоянов был назна чен командиром звена, а затем командиром авиа ционной эскадрильи 72-го авиаполка ВВС СФ. В 1942 году Андрей Зи новьевич - командир эскад рильи 24-го минно-торпед ного авиаполка ВВС СФ. Сформированный в но ябре 1942 года 24-й МТАП состоял тогда из трёх эскад рилий: в первой - девять ДБ-3ф, во второй и треть ей - по десять самолётов "Хэмпден". Боевую эксплуатацию "Хэмпденов" назвать лёгкой было нельзя - постоянно возникали проблемы с зап частями, и зачастую лишь русская смекалка помога ла поддерживать самолёты в состоянии боевой готов ности. Так, например, отсут ствие запасных английских свечей зажигания вынужда ло переделывать саму сис тему, чтобы использовать отечественные ВГ-22. Так же поступали с торпедами: взамен израсходованных английских подвешивали '" " АнглиdС1(:иd BOe1lHbld самолёт "Хзмnден". 1942 г. мой передней кромкой. 19 ОКТЯБРЯ 1942 года советские лётчики выпол нили первые полёты на "Хэмпдене". Первый вылет совершил основатель мин но-торпедной авиации Се верного флота капитан Иван Гарбуз, а за ним уже и командир эскадрильи ка питанАндрей Стоянов. 18 ноября капитан Гарбуз тра гически погиб в авиацион ной катастрофе при экс плуатации именно этого са молёта. 16 декабря 1942 года 4 "Хэмпдена" 24-го МТАП уже Стоит отметить, что ВВС Северного флота одними из первых в Советском Союзе стали получать авиа ционную технику по спе циальной американской го сударственной программе кредитования - ленд-лизу. Процент военного импорта был достаточно высок, и данная техника составляла существенную часть торпе доносной авиации. Сами же торпедоносцы стали главной силой флота в По призыву комсомола в 1934 году Андрея Стоянова, секретаря комсомольской организации училища, за числяют курсантом в Воен ную школу морских лёт чиков И пётчиков-наблю дателей ВВС РККА имени и. В. Сталина в городе Ейс ке. По окончании ему при сваивают звание лейте нант-лётчик и направляют на службу в 45-ю авиаци онную эскадрилью, бази рующуюся в губе Грязная Мурманской области (с 1954 года - посёлок Сафоново ), на должность младшего лёт чика. Андрей Зиновьевич был, пожалуй, одним из первых, кто не просто об живал эту суровую мест ность, но и стоял у истоков создания военно-воздуш ных сил Северного флота. Гвардии 1(:аnитан Андреd Стоянов (24-d МТАП). АЭ на выполнение бое вого задания, дисципли нирован и требователен к себе и своим подчи нённым. Энергичный, во левой командир. За время войны имеет 58 боевых вылетов в тыл врага на бомбометание военных объектов и живой силы. Летает днём, ночью и в сложных метеоусловиях на самолётах У-2, МБР-2, СБ и ·Хэмпден·. Мате риальную часть знает хорошо и грамотно экс плуатирует. Практичес ки правильно ориентиру ется в сложной обста новке, боевыезадания вы полняет с большим же ланием. Настойчиво про являет грамотные ре шения по выполнению по ставленных командова нием задач. Подчинённых воспитывает личным примером и правильной уставной требователь ностью. Товарищ Стоя нов за личную мужест венную борьбу с фашиз мом дважды награждён правительством орде ном Красного Знамени. Физически здоров и вы нослив. Пользуется де ловым авторитетом среди товарищей ... уме ет сочетать боевую ра боту с партийно-обще ственной·. наши 45-35АН. Но посколь ку советские торпеды были на полметра длиннее, при ходилось реконструировать створки бомболюков, уко ротив часть кабины штур мана. Под торпеды отечест венного производства при способили и узлы подвес- Боевую эксплуатацию "Хэмпденов" назвать лёrкой было нельзя - ПОСТОЯIDIО возникали проблемы с запчастями, и зачастую лишь русская смекалка помогала поддерживать самолёты в состоянии боевой готовности борьбе с конвоями против ника. В конце 1942 года на вооружении полков минно торпедной авиации ВВС СФ находились отечественные ДБ-3ф (впоследствии Ил-4), английские "Хэмпдены", а позднее - и американские "Бостоны". К ОМАНДИР эскадрильи гвардии капитан Анд рей Стоянов стал одним из первых североморских лёт чиков, успешно освоивших "Хэмпден". Сослуживцы ха рактеризовали Андрея Зи новьевича как волевого и настойчивого человека, ко торый всегда бескомпромис сно добивался поставлен ных целей. Он родился 9 июля 1913 года в Москве в семье слу жащих. Мать Татьяна Улья новна - уроженка Москов ской области и отец Зиновий Спиридонович - уроженец Одесской обnасти работали в то время на шёлко-ткацком комбинате "Красная Роза". В 1919 году Андрей Зи новьевич поступил в трудо вую школу, по окончании которой также проходил обу чение в 6-й школе-семи летке. Свою непосредствен ную трудовую деятельность он начал на заводе счётно пишущих машин учеником токаря, а в июле 1930 года его перевели на Сущевский механический завод. Затем после слияния двух заводов Стоянов работал уже на 1-м государственном часо вом заводе имени С. М. Ки рова токарем-инструмен тальщиком. В феврале 1932 года Анд рея Стоянова неожиданно командируют на учёбу в Московский музыкально драматический техникум имени АК Глазунова. Под бор учащихся для единст венного в Союзе музыкаль но-драматического техни кума представлял в своё время весьма трудоёмкий • Н А СЕВЕР Стоянов при ехал с семьёЙ. В 1937 году он женился на Татьяне Благосклоновой. Татьяна Алексеевна, окончившая музыкальное училище име ни Гнесиных в Москве, впос ледствии ставшая заслу женной артисткой РСФСР, всю жизнь проработала в Государственном акаде мическом хоре имени А. В. Свешникова. В музее военно-воздушных сил Се верного флота в посёлке СафОново до сих пор бе режно хранятся её письма воспоминания, в одном из ки. Для повышения живу чести часть английских тор педоносцев наши конструк торы оснастили системой подачи охлаждённых вы хлопных газов в бензобаки, уменьшив пожароопас ность при пулевом повреж дении. Усилили наши мас тера и вооружение: замени ли спаренные пулемёты "Виккерс" на советскую баш ню УТК-1 с крупнокалибер ным 12,7-мм пулемётомУБТ. Со всеми перечисленны ми и подобными им дора ботками "Хэмпден" был луч ше приспособлен для воен- Во время отдыха. которых она с любовью рас сказывает о муже: "Был он большой жиз нелюб, Одарённый от при роды и музыкант, и пре красный артист, и чело век необыкновенно доб рый, доверчивый и любя щий свою семью и сына". В 1939 году на базе 45-й морской ближнеразведы вательной авиационной эс кадрильи Северного флота и 18 самолётов с экипа жами 15-го авиаполка Бал тийского флота был сфор мирован 118-й ближнераз ведывательный авиацион- ной службы на Русском Се вере. Однако по всем ос новным параметрам он всё же уступал нашему основ ному торпедоносцу - илью шинскому ДБ-3ф. Англий ский самолёт передвигался примерно на 40 км/ч мед леннее, а также значитель но проигрывал в дальности и, что самое важное, имел худшую манёвренность. По-своему оценивали "Хэмпден" техники, присво ившие ему прозвище "Бала лайка" из-за плоской и вы сокой кабины и широкого треугольного крыла с пря- • бомбили объекты против ника в норвежском порту Киркенес. Спустя два дня, 18 декабря, при выполне нии вылета на свободную охоту в районе Тана-фьорд один из экипажей торпеди ровал немецкий транспорт. Этим было положено нача ло применения полка в ка честве торпедоносного. В боевой характеристике на Стоянова отмечается, что в авиационной эскад рилье, которой он коман довал, среди лётно-техни ческого состава постоянно велась борьба с аварий ностью самолётов "Хэмп ден". За короткий период эксплуатации имели место две аварии, в том числе и на самолёте Андрея Зи новьевича. Среди личного состава бытовала поговор ка: "Друг ты мне или "Хэмп ден?". Вот что писал об этом в своих воспоминанияхлётчик 118-го авиаполка ВВС СФ Михаил Егоров: "Это был самый кра сивый, переданный нам англичанами самолёт, изящная машина, необыч ная по своей конструкции, двухфюзеляжная, двухки- левая. Не знаю, почему её ис пользовали как торпедоносец. Для торпедиро вания она снижа лась над кораб лём, тем самым легко поражаясь орудийно-пушеч ным огнём. Объ ятому пламенем экипажу ·Хэмп дена· не оста валось другого выбора, и он вре зался в корабль. В результате за очень короткое время погибли все "Хэмпдены· с нашими лётчи ками на борту". 1 января 1943 года про изошла первая ужасная бо евая потеря 24-го МТАП - из боевого вылета на само лёте "Хэмпден" не вернулся экипаж капитана Андрея Зиновьевича Стоянова ... В БОЕВОЙ характеристи ке за период с 1 января по 1 декабря 1942 года на командира 2-й авиацион ной эскадрильи 5-й бом бардировочной бригады ВВС СФ Андрея Стоянова записано: "Политически развит хорошо и правильно наце ливает личный состав Кроме боевой и партий но-общественной работы, Андрей Зиновьевич как человек талантливый и творческий сумел органи зовать и культурный отдых своих подчинённых - создал настоящий кружок художе ственной самодеятельнос ти в подразделении. Сослу живцы неоднократно вспо минали, что у Андрея Зи новьевича был потрясаю щий голос. Командующий Северным флотом вице адмирал Арсений Головко, лично слушавший его пе ние, предлагал ему ехать учиться в Москву. Но Стоя нов настаивал на том, что сейчас не время, вот как только закончится война ... В ОЙ~А закончилась на шеи, пусть тяжело до ставшейся, но сокрушитель ной Победой, но Андрей Зиновьевич об этом так и не узнал. Лишь в журнале бое вых действий ВВС Север ного флота за 1943 год за фиксировано: ·1 января 1943 года ВВС Северного флота в светлое время суток производили разведку конвоя союзников, кораб лей и транспортов про тивника в Баренцевом море и Альте-фиорде, прикрывали главные ба зы флота и свои аэрод ромы базирования. Все го произведено 28 само лётовылетов. Шесть "Хэмпденов· парами вы летели на свободную охо ту вдоль побережья Се верной Норвегии. Два "Хэмпдена" вернулись из-за неисправности матчасти. Один "Хэмп ден" с задания не вер нулся - упал в море в районе Вардё. Лётчик - капитан Стоянов, штур ман - капитан Коровин ский, стрелки-радисты - старший сержант Зай цев и сержант Ковтун по гибли. Поиск не вернув шегося с задания само лёта "Хемпден" резуль тата не дал". В личном деле Стоянова 21 февраля 1943 года сде лана последняя, закnючи тельная в его судьбе за пись: "Искnючён из списка ВВС СФ как погибший при выполнении боевого зада ния 1 января 1943 года". Старшиd научныd сотрудни1(: ЦВММ им. императора Петра Вели1(:OlО Евzения СОБАКАРЬ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz