На страже Заполярья. 2020 год. Май.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 мая День филолога в России. В 1725 году корабль "Девоншир" и два фрегата отправились из Ревеля в первую коммерческую экс­ педицию в Испанию. Продав казённые и частные грузы в Кадисе, суда весной 1726 года вернулись в Санкт-Пе­ тербург. В 1942 году приказом наркома ВМФ создана Со­ ловецкая школа юнг. 26 мая В 1829 году произошёл героический бой брига "Мер­ курий" с двумя турецкими линейными кораблями. За доблесть, проявленную экипажем, "Меркурий" удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. В 1856 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основан Балтийский завод. В 1972 году подписано Временное соглашение меж­ ду СССР и США о некоторых мерах в области огра­ ничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. 27 мая Общероссийский день библиотек. День поминовения моряков 2-й эскадры Тихоокеан­ ского флота, погибших в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. В 1703 году на острове Ени-Саари (Заячьем) на Неве начато строительство крепости Святых апостолов Петра и Павла. Этот день считается днём основания Санкт­ Петербурга. В 1899 году Мурманская научно-промысловая экс­ педиция по изучению северных морей под руководством Николая Михайловича Книповича на пароходе "Андрей Первозванный" вышла из Александровска к Айновым островам. В 1905 году в Севастополе на Историческом бульваре открыта панорама Франца Рубо "Оборона Се­ вастополя. 1854- 1855 гг.". В 1935 году По­ становлением ЦИК и СНК СССР уч­ реждён Военно-морской флаг СССР, просущество­ вавший до 1992 года. 28 мая День пограничника. В 1858 году закnючён русско-китайский Айгуньский договор, по которому Амурская область вошла в состав России, а Уссурийский край признан совместной собственностью. В 1922 году родился командир АПЛ "К-27" Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Иванович Гуляев. В 1938 году командующим Северным флотом на­ значен флагман 2 ранга Валентин Петрович Дрозд. День образования Мурманской области. В этот день в 1938 году был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Мурманской области". 29 мая День военного автомобилиста. В 1918 году ВЦИК принял постановление опереходе от добровольного принципа комплектования Красной армии ко всеобщей мобилизации рабочих и крестьян. 30 мая В 1782 году родился русский государственный деятель генерал-фельдмаршал князь Михаил Се­ мёнович Воронцов. В Отечественной войне 1812 года командовал дивизией. В 1805 году экспедиция на шлюпе "Надежда" капитан­ лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна открыла в Курильской гряде группу небольших островков, названных Каменными ловушками. В 1942 году в ходе Великой Отечественной войны создан Центральный штаб партизанского движения. Начальником этого штаба назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. 31 мая В 1723 году введена в действие разработанная Петром I "Табель о корабельных препорациях" - первая классификационная таблица отечественных боевых кораблей (100-, 80-, 66-, 54-пушечных рангов и 32-пушеч­ ных фрегатов). В 1933 году в Москве открыта первая в России па­ рашютная школа. В 1942 году в осаждённом Ленинграде состоялся футбольный матч на стадионе "Динамо". Матч пре­ рывался на время обстрела и бомбёжек. Его транс­ лировали по радио, в том числе и в сторону позиций врага. В 1943 году 24-й минно-торпедный авиаполк удостоен звания гвардейского и стал именоваться 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк. В даль­ нейшем назывался 9-й гвардейский мин но-торпедный авиационный Киркенесский Кразнознамённый полк. В 1944 году звание Герой Советского Союза при­ своено большой группе североморских авиаторов: стар­ шему лейтенанту Владимиру Александровичу Бурматову, капитану Илье Борисовичу Катунину, гвардии капитану Юрию Петровичу Кочелаевскому, майору Семёну Ва­ сильевичу Лапшенкову, гвардии капитану Сергею Ан­ тоновичу Макаревичу, сержанту Андрею Михайловичу Маркину, капитану Петру Алексеевичу Рассадки ну, ка­ питану Родиону Михайловичу Суворову. В 1957 году подводная лодка Северного флота под командованием капитана 3 ранга Роберта Эрлиха стала первым в подводных силах флота отличным кораблём. В 1993 году командующий Внутренними войсками утвердил положение "О квалификационных испытани­ ях военнослужащих на право ношения крапового берета". • .. на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 22 мая 2020 года СОВЕТСКИЙ ЛЁТЧИК С ФОТОГРАФИИ Сослужнвцы характернзовалн Андрен Стоннова как волевого н настойчнвого человека, который всегда добнвалсн поставленных целей В ноябре 2019 года в Центральный военно­ морской музей имени Императора Петра Вели­ кого поступило необычное письмо из Австралии. Адресатом выступил некий Джеффри Рэбел, сын командира 455-й эскадрильи английских ВВС, принимавmего участие в военных дейст­ виях в Заполярье осенью 1942 года. К письму прилагалась старая чёрно-белая фотография, на которой БыJIи изображены австралиец - ко­ мандир 455-го дивизиона английских ВВС под­ полковник Грант Линдеман, а также советский лётчик, имя которого оставалось до последнего времени неизвестно. На снимке он сидел в ка­ бине популярного в то время английского воен­ ного самолёта "Хэмпден". Д ЖЕФФРИ Рэбел об­ ратился к музею с просьбой идентифициро­ вать личность загадочного русского авиатора. Как уда­ лось выяснить специалис­ там, это был командир эс­ кадрильи 24-го минно-тор­ педного авиационного пол­ ка ВВС Северного флота гвардии капитан Андрей Зи­ новьевич Стоянов. Окунувшись в историю, мы узнаём, что в сентябре 1942 года 144-я и 455-я (ав­ стралийская) авиаэскадри­ льи, вооружённые самолё­ тами-торпедоносцами, бы­ ли переброшены в СССР на Кольский полуостров для сопровождения и обеспе­ чения безопасности конвоя ра-18. После завершения операции в октябре 20 са­ молётов "Хэмпден" были переданы СССР. Они во­ шли в состав 24-го минно­ торпедного авиационного полка ВВС Северного фло­ та и эксплуатировались вплоть до 1943 года, нано­ ся сокрушительные удары по кораблям и береговым объектам противника. процесс, так как учебное заведение готовило актё­ ров, которые должны были отвечать самым высоким требованиям по всем пара­ метрам: вокальным, дра­ матическим и танцеваль­ ным. Именно товарищ Стоя­ нов, по утверждению пре­ подавателя заслуженного артиста СССР Юрия Завад­ ского, и являлся тем цен­ ным материалом, который крайне необходимо было сохранить в техникуме. Са­ мо руководство учебного заведения после объяв­ ления всеобщей мобили­ зации ходатайствовало пе­ ред райкомом о том, чтобы дать возможность Стояно­ ву закончить образование. Но судьба распорядилась по-иному. ный полк ВВС Северного флота. Стоянов был назна­ чен командиром звена, а затем командиром авиа­ ционной эскадрильи 72-го авиаполка ВВС СФ. В 1942 году Андрей Зи­ новьевич - командир эскад­ рильи 24-го минно-торпед­ ного авиаполка ВВС СФ. Сформированный в но­ ябре 1942 года 24-й МТАП состоял тогда из трёх эскад­ рилий: в первой - девять ДБ-3ф, во второй и треть­ ей - по десять самолётов "Хэмпден". Боевую эксплуатацию "Хэмпденов" назвать лёгкой было нельзя - постоянно возникали проблемы с зап­ частями, и зачастую лишь русская смекалка помога­ ла поддерживать самолёты в состоянии боевой готов­ ности. Так, например, отсут­ ствие запасных английских свечей зажигания вынужда­ ло переделывать саму сис­ тему, чтобы использовать отечественные ВГ-22. Так же поступали с торпедами: взамен израсходованных английских подвешивали '" " АнглиdС1(:иd BOe1lHbld самолёт "Хзмnден". 1942 г. мой передней кромкой. 19 ОКТЯБРЯ 1942 года советские лётчики выпол­ нили первые полёты на "Хэмпдене". Первый вылет совершил основатель мин­ но-торпедной авиации Се­ верного флота капитан Иван Гарбуз, а за ним уже и командир эскадрильи ка­ питанАндрей Стоянов. 18 ноября капитан Гарбуз тра­ гически погиб в авиацион­ ной катастрофе при экс­ плуатации именно этого са­ молёта. 16 декабря 1942 года 4 "Хэмпдена" 24-го МТАП уже Стоит отметить, что ВВС Северного флота одними из первых в Советском Союзе стали получать авиа­ ционную технику по спе­ циальной американской го­ сударственной программе кредитования - ленд-лизу. Процент военного импорта был достаточно высок, и данная техника составляла существенную часть торпе­ доносной авиации. Сами же торпедоносцы стали главной силой флота в По призыву комсомола в 1934 году Андрея Стоянова, секретаря комсомольской организации училища, за­ числяют курсантом в Воен­ ную школу морских лёт­ чиков И пётчиков-наблю­ дателей ВВС РККА имени и. В. Сталина в городе Ейс­ ке. По окончании ему при­ сваивают звание лейте­ нант-лётчик и направляют на службу в 45-ю авиаци­ онную эскадрилью, бази­ рующуюся в губе Грязная Мурманской области (с 1954 года - посёлок Сафоново ), на должность младшего лёт­ чика. Андрей Зиновьевич был, пожалуй, одним из первых, кто не просто об­ живал эту суровую мест­ ность, но и стоял у истоков создания военно-воздуш­ ных сил Северного флота. Гвардии 1(:аnитан Андреd Стоянов (24-d МТАП). АЭ на выполнение бое­ вого задания, дисципли­ нирован и требователен к себе и своим подчи­ нённым. Энергичный, во­ левой командир. За время войны имеет 58 боевых вылетов в тыл врага на бомбометание военных объектов и живой силы. Летает днём, ночью и в сложных метеоусловиях на самолётах У-2, МБР-2, СБ и ·Хэмпден·. Мате­ риальную часть знает хорошо и грамотно экс­ плуатирует. Практичес­ ки правильно ориентиру­ ется в сложной обста­ новке, боевыезадания вы­ полняет с большим же­ ланием. Настойчиво про­ являет грамотные ре­ шения по выполнению по­ ставленных командова­ нием задач. Подчинённых воспитывает личным примером и правильной уставной требователь­ ностью. Товарищ Стоя­ нов за личную мужест­ венную борьбу с фашиз­ мом дважды награждён правительством орде­ ном Красного Знамени. Физически здоров и вы­ нослив. Пользуется де­ ловым авторитетом среди товарищей ... уме­ ет сочетать боевую ра­ боту с партийно-обще­ ственной·. наши 45-35АН. Но посколь­ ку советские торпеды были на полметра длиннее, при­ ходилось реконструировать створки бомболюков, уко­ ротив часть кабины штур­ мана. Под торпеды отечест­ венного производства при­ способили и узлы подвес- Боевую эксплуатацию "Хэмпденов" назвать лёrкой было нельзя - ПОСТОЯIDIО возникали проблемы с запчастями, и зачастую лишь русская смекалка помогала поддерживать самолёты в состоянии боевой готовности борьбе с конвоями против­ ника. В конце 1942 года на вооружении полков минно­ торпедной авиации ВВС СФ находились отечественные ДБ-3ф (впоследствии Ил-4), английские "Хэмпдены", а позднее - и американские "Бостоны". К ОМАНДИР эскадрильи гвардии капитан Анд­ рей Стоянов стал одним из первых североморских лёт­ чиков, успешно освоивших "Хэмпден". Сослуживцы ха­ рактеризовали Андрея Зи­ новьевича как волевого и настойчивого человека, ко­ торый всегда бескомпромис­ сно добивался поставлен­ ных целей. Он родился 9 июля 1913 года в Москве в семье слу­ жащих. Мать Татьяна Улья­ новна - уроженка Москов­ ской области и отец Зиновий Спиридонович - уроженец Одесской обnасти работали в то время на шёлко-ткацком комбинате "Красная Роза". В 1919 году Андрей Зи­ новьевич поступил в трудо­ вую школу, по окончании которой также проходил обу­ чение в 6-й школе-семи­ летке. Свою непосредствен­ ную трудовую деятельность он начал на заводе счётно­ пишущих машин учеником токаря, а в июле 1930 года его перевели на Сущевский механический завод. Затем после слияния двух заводов Стоянов работал уже на 1-м государственном часо­ вом заводе имени С. М. Ки­ рова токарем-инструмен­ тальщиком. В феврале 1932 года Анд­ рея Стоянова неожиданно командируют на учёбу в Московский музыкально­ драматический техникум имени АК Глазунова. Под­ бор учащихся для единст­ венного в Союзе музыкаль­ но-драматического техни­ кума представлял в своё время весьма трудоёмкий • Н А СЕВЕР Стоянов при­ ехал с семьёЙ. В 1937 году он женился на Татьяне Благосклоновой. Татьяна Алексеевна, окончившая музыкальное училище име­ ни Гнесиных в Москве, впос­ ледствии ставшая заслу­ женной артисткой РСФСР, всю жизнь проработала в Государственном акаде­ мическом хоре имени А. В. Свешникова. В музее военно-воздушных сил Се­ верного флота в посёлке СафОново до сих пор бе­ режно хранятся её письма­ воспоминания, в одном из ки. Для повышения живу­ чести часть английских тор­ педоносцев наши конструк­ торы оснастили системой подачи охлаждённых вы­ хлопных газов в бензобаки, уменьшив пожароопас­ ность при пулевом повреж­ дении. Усилили наши мас­ тера и вооружение: замени­ ли спаренные пулемёты "Виккерс" на советскую баш­ ню УТК-1 с крупнокалибер­ ным 12,7-мм пулемётомУБТ. Со всеми перечисленны­ ми и подобными им дора­ ботками "Хэмпден" был луч­ ше приспособлен для воен- Во время отдыха. которых она с любовью рас­ сказывает о муже: "Был он большой жиз­ нелюб, Одарённый от при­ роды и музыкант, и пре­ красный артист, и чело­ век необыкновенно доб­ рый, доверчивый и любя­ щий свою семью и сына". В 1939 году на базе 45-й морской ближнеразведы­ вательной авиационной эс­ кадрильи Северного флота и 18 самолётов с экипа­ жами 15-го авиаполка Бал­ тийского флота был сфор­ мирован 118-й ближнераз­ ведывательный авиацион- ной службы на Русском Се­ вере. Однако по всем ос­ новным параметрам он всё же уступал нашему основ­ ному торпедоносцу - илью­ шинскому ДБ-3ф. Англий­ ский самолёт передвигался примерно на 40 км/ч мед­ леннее, а также значитель­ но проигрывал в дальности и, что самое важное, имел худшую манёвренность. По-своему оценивали "Хэмпден" техники, присво­ ившие ему прозвище "Бала­ лайка" из-за плоской и вы­ сокой кабины и широкого треугольного крыла с пря- • бомбили объекты против­ ника в норвежском порту Киркенес. Спустя два дня, 18 декабря, при выполне­ нии вылета на свободную охоту в районе Тана-фьорд один из экипажей торпеди­ ровал немецкий транспорт. Этим было положено нача­ ло применения полка в ка­ честве торпедоносного. В боевой характеристике на Стоянова отмечается, что в авиационной эскад­ рилье, которой он коман­ довал, среди лётно-техни­ ческого состава постоянно велась борьба с аварий­ ностью самолётов "Хэмп­ ден". За короткий период эксплуатации имели место две аварии, в том числе и на самолёте Андрея Зи­ новьевича. Среди личного состава бытовала поговор­ ка: "Друг ты мне или "Хэмп­ ден?". Вот что писал об этом в своих воспоминанияхлётчик 118-го авиаполка ВВС СФ Михаил Егоров: "Это был самый кра­ сивый, переданный нам англичанами самолёт, изящная машина, необыч­ ная по своей конструкции, двухфюзеляжная, двухки- левая. Не знаю, почему её ис­ пользовали как торпедоносец. Для торпедиро­ вания она снижа­ лась над кораб­ лём, тем самым легко поражаясь орудийно-пушеч­ ным огнём. Объ­ ятому пламенем экипажу ·Хэмп­ дена· не оста­ валось другого выбора, и он вре­ зался в корабль. В результате за очень короткое время погибли все "Хэмпдены· с нашими лётчи­ ками на борту". 1 января 1943 года про­ изошла первая ужасная бо­ евая потеря 24-го МТАП - из боевого вылета на само­ лёте "Хэмпден" не вернулся экипаж капитана Андрея Зиновьевича Стоянова ... В БОЕВОЙ характеристи­ ке за период с 1 января по 1 декабря 1942 года на командира 2-й авиацион­ ной эскадрильи 5-й бом­ бардировочной бригады ВВС СФ Андрея Стоянова записано: "Политически развит хорошо и правильно наце­ ливает личный состав Кроме боевой и партий­ но-общественной работы, Андрей Зиновьевич как человек талантливый и творческий сумел органи­ зовать и культурный отдых своих подчинённых - создал настоящий кружок художе­ ственной самодеятельнос­ ти в подразделении. Сослу­ живцы неоднократно вспо­ минали, что у Андрея Зи­ новьевича был потрясаю­ щий голос. Командующий Северным флотом вице­ адмирал Арсений Головко, лично слушавший его пе­ ние, предлагал ему ехать учиться в Москву. Но Стоя­ нов настаивал на том, что сейчас не время, вот как только закончится война ... В ОЙ~А закончилась на­ шеи, пусть тяжело до­ ставшейся, но сокрушитель­ ной Победой, но Андрей Зиновьевич об этом так и не узнал. Лишь в журнале бое­ вых действий ВВС Север­ ного флота за 1943 год за­ фиксировано: ·1 января 1943 года ВВС Северного флота в светлое время суток производили разведку конвоя союзников, кораб­ лей и транспортов про­ тивника в Баренцевом море и Альте-фиорде, прикрывали главные ба­ зы флота и свои аэрод­ ромы базирования. Все­ го произведено 28 само­ лётовылетов. Шесть "Хэмпденов· парами вы­ летели на свободную охо­ ту вдоль побережья Се­ верной Норвегии. Два "Хэмпдена" вернулись из-за неисправности матчасти. Один "Хэмп­ ден" с задания не вер­ нулся - упал в море в районе Вардё. Лётчик - капитан Стоянов, штур­ ман - капитан Коровин­ ский, стрелки-радисты - старший сержант Зай­ цев и сержант Ковтун по­ гибли. Поиск не вернув­ шегося с задания само­ лёта "Хемпден" резуль­ тата не дал". В личном деле Стоянова 21 февраля 1943 года сде­ лана последняя, закnючи­ тельная в его судьбе за­ пись: "Искnючён из списка ВВС СФ как погибший при выполнении боевого зада­ ния 1 января 1943 года". Старшиd научныd сотрудни1(: ЦВММ им. императора Петра Вели1(:OlО Евzения СОБАКАРЬ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz