На страже Заполярья. 2020 год. Май.
з СТр. на стrаЖЕ 3апалlrы 22 мая 2020 года глАвныIE "влАдЕльцыI' ИНФОРМАЦИИ ные работы, техобслуживание и ремонт. К СТАТИ, техника БЧ-7 одина ково надёжно работает при плавании корабля как тёплых морях, так и в ледяной воде Арк тики. Есть станции, которые да же не требуют перенастройки, но есть и антенные посты, в которых нужно менять смазку с зимней на летнюю. Во время подготовки к дальнему походу примерно за месяц до выхода всё оборудо вание радиотехнической боевой части проходит техническое об служивание, чтобы материаль ная часть была готова к обеспе чению всех видов боевых упраж нений. сnециалистыI БЧ-7 слышат, ВИДRТ, знают и понимают всё, что происходит вокруг кораБЛR ИД~Т 60ЕВАН VЧ~6А - "Все профессии нужны, все профессии важны!" - эти слова однозначно приме- нимы ко всем военным и в особенности к корабельным отличаться друг от друга, но окончательное реше ние на манёвр принима ется старшим на ходовом посту. месяца способен сдать зачёты и приступить к самостоятельному об служиванию заведова ния. Тем более, что под готовку каждого нового специалиста всегда со провождает опытный наставник из числа ста рослужащих. У нового пополнения есть реаль ная возможность быстро нарабатывать практи ческий опыт, ведь боль шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков" у причала долго не задерживается, и ин тенсивность плавания корабля постоянно рас тёт. специальностям. Едва ли на боевом корабле найдётся хоть одна бесполезная или малозначимая. В экипаже все связаны, зависят друг от друга и друг другу обязаны помогать. Занимаясь КЮIЩЫЙ своей работой, моряки выполняют общую задачу. Тяжеловато бы пришлось всем без снабженцев или, например, командиру без связистов, штурманам и артиллеристам без специалистов радио технической боевой части (БЧ -7). Б ЛАГОДАРЯ задачам, возло женным на специалистов БЧ-7, подразделение это по пра ву называют "глаза и уши кораб ля" и "боевая часть управления". "Маневрирование и целеуказа ние" - одни из главных терминов в их рабочем лексиконе. Обслу живая свои радиолокационные и радиоэлектронные системы, они отвечают за обеспечение безопасности плавания корабля и полётов корабельной авиации, освещение воздушной, надвод ной и подводной обстановки, предоставление информации о расположении и характере целей. в поле зрения радиолокацион ного оборудования. БЧ-7 должна определить его координаты, тип, состояние и характер функцио нирования, параметрыдвижения. - С обнаружением целей мы выдаём рекомендации на манев рирование корабля для расхож дения и для обеспечения безо пасности плавания, - объясняет командир радиотехнической боевой части большого противо лодочного корабля "Вице-адми рал Кулаков" капитан 3 ранга Юрий Булыга. - Мы этим занима емся в том числе инезависимо от работы штурмана. Это наша задача, мы выдаём свои данные, специалисты штурманской бое вой части - свои, и они могут В ИДЕТЬ личному соста ву БЧ-7 помогает ра диолокационное воору жение, слышать - гидро акустические комплексы, обрабатывать всю получен ную информацию и авто матизированным спосо бом вырабатывать реко мендации по управлению оружием ракетно-артил лерийской и минно-тор педной боевых частей - специальная информаци онно-управляющая систе ма. А ещё на вооружении имеются комплексы выстре ливаемых помех, пред назначенные для более эффективного ведения противовоздушной и про тиворакетной обороны ко рабля. Ко.мандир БЧ-7 БПК "вице-ад.мирал Кула /Сов" /Саnитан 3 ранга юрии Булыга на боево.м посту. Командир радиотех нической боевой части и сам моряк со стажем - более 1 О лет службы на БПК и 11 дальних похо ДОВ в послужном спис ке. По признанию Юрия Николаевича, самым запоминающимся и од Вот и в состоявшемся нынеш ней зимой походе БПК "Вице адмирал Кулаков" и техника, и личный состав радиотехниче ской части продемонстрировали свою стопроцентную готовность и способность к выполнению задач по предназначению. По итогам похода командир боевой части особо отметил про фессионализм командира груп пы автоматических систем уп равления старшего лейтенанта Александра Собура, старшины команды воздушной обстановки мичмана Александра Серёгина, старшего гидроакустика стар шего сержанта Алексея Баева и оператора младшего сержанта Евгения Вотякова. Цель - это не только объект, который необходимо уничтожить, это любой объект, попадающий Заведование весьма солидное, к тому же в наше время регулярно поступает и новая техника. За последние два года БДК оснастили современ ными гидроакустической стан цией и стрельбовой станцией управления оружием, и личный состав успешно справился с их освоением. - Это оборудование подобно технике предшествующего поко ления, - объясняет командир БЧ-7. - Оно меньше по габаритам и проще в управлении, но прин цип работы остался тем же. Так что разобраться с новыми систе мами труда не составило. Личный состав учился на них работать уже во время установки и прове дения государственных испыта ний. Представители промыш ленности обеспечили нас всей необходимой документацией, провели положенные занятия. П О СЛОВАМ офицера, осо бенных требований при про ведении кадровой работы к об разованности матросов и стар шин - операторов комплексов радиотехнической боевой части не предъявляется. Как показы вает практика, любой военнослу жащий, заинтересованный в ос воении специальности, в течение новременно самым сложным для него оказался поход 2017 года, когда корабль осуществлял противопиратскую деятельность в Аденском заливе. Сложным он был потому, что температура воды в Красном море, через которое БПК "Вице адмирал Кулаков" проводил кон вои, составляла 37 градусов. В Сейчас личный состав радио технической боевой части БПК "Вице-адмирал Кулаков" снова занят предпоходовым обслужи ванием и ремонтом материаль ной части, а также подготовкой к }т нового пополнения есть реальная возмо~ость быстро нарабатьmать практический опыт, ведь боль шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Ку лаков" у причала долго не задерживается, и интен сивность IIJIавания корабля постоянно растёт таких условиях техника работала на пределе своих возможностей, при этом поломок удалось избе жать, конечно, благодаря работе экипажа, который с высочайшей ответственностью относится к обслуживанию заведования, своевременно и тщательно про водит положенные регламент- очередному экзамену - сдаче второй курсовой задачи, в объё ме которой специалисты БЧ-7 будут обеспечивать безопас ность плавания корабля у берега и вузкостях, полёты вертолётов и выполнение стрельб. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото из архива корабля. ====~. ~~===== уникАльныIй МОБИЛЬНЬIЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДЧИКИ YBEPEHbI В ПОБЕДЕ 6 -+ - Как проходили от борочные этапы, и кто по их результатам бу дет nредставлять Се верный флот на конкурсе WОтлич- ник войсковой разведки-? - В предварительном этапе участво вали все подразделения разведыва тельного батальона соединения. При этом определяющим фактором для участия в конкурсе стал марш-бросок на 30 километров в полной экипировке с вооружением. По его результатам и была сформирована сборная команда. Соответственно, Северный флот будет представлять лучшая разведыватель ная группа разведбата отдельной Пе ченгской мотострелковой бригады. - На что приходится обращать особое внимание во время трениро вок, как часто они проходят? - Нашим конкурсантам прохлаждать ся некогда. Их служебное время распи сано буквально по минутам с раннего ут ра и до позднего вечера. Интенсивность занятий достаточно высокая. Трениров ки мы проводим каждый день уже в течение полугода. Особое внимание при подготовке разведчиков к конкурсу уде ляем стрельбе, прохождению комплек са препятствий "Тропа разведчика", ко торый включает в себя 22 естественные и искусственные преграды, совершаем марш-броски, совершенствуем ориенти рование на местности, изучаем порядок использования технических средств разведки и отрабатываем способы их применения. - Какие, на ваш взгляд, самые сложные элементы состязания ожи дают североморцев? - Наиболее сложным элементом кон курса "Отличник войсковой разведки" на Международных армейских играх явля ется третий этап, который включает в • себя прохождение "Тропы разведчика" протяжённостью в километр и изоби лующей множеством препятствиЙ. - Учитываетсяли при проведении тренировокопыт предыдущихлет? - Безусловно. Его применение поло жено в основу подготовки нашей группы и во многом помогает в организации занятий с разведчиками. И хотя зада ния меняются, отработанный алгоритм действий помогает с ними справляться. В ходе планирования подготовки нашим штабом были детально проанализиро ваны недостатки, допущенные в ходе прошлых состязаний, проделана нема лая работа по их устранению. Всё луч шее, чего мы достигли, участвуя в кон курсе, взято на вооружение. - Как условия Севера влияют на ход подготовки, есть ли отличие от средней полосы, нужно ли адапти- роваться в но вой обстанов ке, прибыв на место соревно ваний? - Наши усло вия кардиналь но отличаются от средней полосы России, где при дётся бороться за победу. На пример, нам при ходится прово дить тренировки в период, когда в нашем регионе преобладает зи ма. Будущие соперники занимаются в более естественных условиях, прибли женных к тем, в которых предстоит вы ступать в ходе конкурса. Поэтому у них и возможности более благоприятные для подготовки разведывательных групп. Адаптироваться в средней полосе им не нужно. Тем не менее наши люди в со стоянии состязаться в любой обстанов ке и готовы бороться за призовые места. - То есть, вы настроены победить в конкурсе? - Скажу больше - мы уверены в аб солютной победе! Потому что есть опыт предыдущих лет, учтены допущенные ранее просчёты, проделана колоссаль ная подготовительная работа. К тому же, занимались наши военнослужащие на современной учебно-материальной базе, да и потенциальные возможности участников команды огромные. - Спасибо за беседу. Фото капитана Евгения КОАОАКИНА. • вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления на авариiiную подводную лодку (МКВО ПЛ) успешно освоен специалистами СФ iiiiiiiiiiiiiiiiiij~ii IIредназначение нового комплекса по- ., ~ 'Wl : [." нятно из названия. Это обеспечение с борта судна к лежащей на грунте лодке опускаются направляющие (металли ческие пруты около полутора сантимет ров в диаметре). Водолаз (на глубине до 60 метров) или необитаемый подвод ный аппарат (до 300 метров, это предел глубины для работы МКВО ПЛ) подводит их к эпроновской выгородке, где нахо дятся клапаны вентиляции отсеков и продувки цистерн главного балласта, и закрепляет на корпусе лодки. Кстати, если раньше нужно было стравливать направляющие вручную, то теперь это делается с помощью электрической лебёдки. Нажал рычажок - и вперёд. вентиляции отсеков-убежищ аварийной подводной лодки, пополнение воздуха в системах высокого давления субмарины, лежащей на грунте или находящейся в надводном положении, и продувка цистерн главного балласта. Как рассказал заместитель коман- дира аварийно-спасательного отряда управления поисковых и аварийно спасательных работ Северного флота капитан 2 ранга Василий Фролов, в ВМФ России комплекс был принят на воору жение около двух лет назад, однако на севере появился только в октябре прош лого года. - В течение шести месяцев мы прово дили его опытную эксплуатацию на берегу, - объясняет офицер. - Проверя ли системы и механизмы, проводили необходимое обслуживание. Одновре менно под руководством водолазных специалистов сотрудники АСО осваи вали техническую документацию, учи лись работе на комплексе на месте, проводили многочисленные трениров ки. А не так давно он был установлен на спасательное буксирное судно "Ни колай Чикер" для испытания в океан ских условиях. Судно сопровождало подводную лод ку "Санкт-Петербург" на завод-изгото витель для планового обслуживания. Переход с Севера на Балтику проходил в надводном положении. Моряки "Нико лая Чикера" были готовы в любую секун ду взять лодку на буксир и предоставить необходимый запас воздуха с помощью нового комплекса. К счастью, помощь не потребовалась, и после выполнения задачи экипажу судна была сразу же поставлена следующая. В чём же заключается уникальность МКВО ПЛ? Во-первых, именно в мобиль ности. Ведь его монтаж или демонтаж возможен на верхних палубах оборудо ванных и необорудованных судов-носи телей, несамоходных плавательных средств, на грузовом автомобильном транспорте и железнодорожных плат формах. Модули, из которых он состоит (их три - воздуха высокого давления, устройства вентиляции и энергетиче ский), устанавливаются и надёжно кре пятся на разноуровневых опорных по верхностях. Транспортировка контейне ров с его составляющими может осу ществляться воздушным, автомобиль ным и морским транспортом. Ещё из плюсов эксплуатации - автономное ис пользование по назначению, прове дение технического обслуживания и мелкого ремонта оборудования силами " обслуживающего персонала, а это всего лишь три человека. По словам капитана 2 ранга Василия Фролова, комплекс способен сохранять работоспособность в самых суровых условиях. Например, при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 градусов, воздействии всех видов атмосферных осадков, пыли и солёного морского тумана. МКВО ПЛ бу дет исправно работать после ударных нагрузок при транспортировке. Нипо чём ему и сильное волнение на море при размещении на судне-носителе. Принцип действия комплекса таков: Далее, как по струнам, по ним к лодке отправляются трубопровод воздуха высокого давления и двухрукавное устройство вентиляции отсеков, которые водолаз (или же, в зависимости от глу бины, необитаемый подводный аппарат с помощью оператора) вставляет в специальные стаканы-приёмники. В зависимости от поставленной задачи с помощью вентилей на лодку можно подать воздух для дыхания, а можно - воздух высокого давления для продувки цистерн главного балласта (ЦГБ). Если с продувкой ЦГБ всё интуитивно понятно: прикрепил к соответствующему штуцеру шланги подачи воздуха высо кого давления, открыл нужный вентиль, и соответствующие группы цистерн начинают продуваться. С организацией же дыхания всё несколько сложнее. Просто подать ВВД в отсек нельзя, ведь давление в нём сильно вырастет, и подводников ждёт неминуемая смерть. Поэтому вместе с подачей воздуха его нужно одновременно отводить. Делает ся это с помощью вышеупомянутого двухрукавного устройства вентиляции отсеков. Оно сажается на соответствую щий стакан-приёмник и фиксируется. По сути, это два шланга, сходящиеся в один большего диаметра с фиксатором и клапаном. При работе модуля устрой ства вентиляции при меняется спе циальная схема, с помощью которой по одному из них воздух нагнетается, а по другому - уходит из корпуса лежащей на грунте лодки. - с появлением на Северном флоте мобильного комплекса вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления на аварийную подводную лодку потенциал оказания помощи морякам спасателями УПАСР СФ значительно вырос, - продолжает рассказ капитан 2 ранга Василий Фролов. - Только мы очень надеемся, что по nрямому предназначению никогда его использовать не будем. Только на тренировках и учениях, где специалисты аварийно спасательного отряда должны довести навыки работы с МКВО ПЛ и его обслуживания до автоматизма. Чем мы, собственно, сегодня и занимаемся. Але/Ссандр ПАНЮШКИН. Фото из архива УПАСР СФ . • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz