На страже Заполярья. 2020 год. Май.

з СТр. на стrаЖЕ 3апалlrы 22 мая 2020 года глАвныIE "влАдЕльцыI' ИНФОРМАЦИИ ные работы, техобслуживание и ремонт. К СТАТИ, техника БЧ-7 одина­ ково надёжно работает при плавании корабля как тёплых морях, так и в ледяной воде Арк­ тики. Есть станции, которые да­ же не требуют перенастройки, но есть и антенные посты, в которых нужно менять смазку с зимней на летнюю. Во время подготовки к дальнему походу примерно за месяц до выхода всё оборудо­ вание радиотехнической боевой части проходит техническое об­ служивание, чтобы материаль­ ная часть была готова к обеспе­ чению всех видов боевых упраж­ нений. сnециалистыI БЧ-7 слышат, ВИДRТ, знают и понимают всё, что происходит вокруг кораБЛR ИД~Т 60ЕВАН VЧ~6А - "Все профессии нужны, все профессии важны!" - эти слова однозначно приме- нимы ко всем военным и в особенности к корабельным отличаться друг от друга, но окончательное реше­ ние на манёвр принима­ ется старшим на ходовом посту. месяца способен сдать зачёты и приступить к самостоятельному об­ служиванию заведова­ ния. Тем более, что под­ готовку каждого нового специалиста всегда со­ провождает опытный наставник из числа ста­ рослужащих. У нового пополнения есть реаль­ ная возможность быстро нарабатывать практи­ ческий опыт, ведь боль­ шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков" у причала долго не задерживается, и ин­ тенсивность плавания корабля постоянно рас­ тёт. специальностям. Едва ли на боевом корабле найдётся хоть одна бесполезная или малозначимая. В экипаже все связаны, зависят друг от друга и друг другу обязаны помогать. Занимаясь КЮIЩЫЙ своей работой, моряки выполняют общую задачу. Тяжеловато бы пришлось всем без снабженцев или, например, командиру без связистов, штурманам и артиллеристам без специалистов радио­ технической боевой части (БЧ -7). Б ЛАГОДАРЯ задачам, возло­ женным на специалистов БЧ-7, подразделение это по пра­ ву называют "глаза и уши кораб­ ля" и "боевая часть управления". "Маневрирование и целеуказа­ ние" - одни из главных терминов в их рабочем лексиконе. Обслу­ живая свои радиолокационные и радиоэлектронные системы, они отвечают за обеспечение безопасности плавания корабля и полётов корабельной авиации, освещение воздушной, надвод­ ной и подводной обстановки, предоставление информации о расположении и характере целей. в поле зрения радиолокацион­ ного оборудования. БЧ-7 должна определить его координаты, тип, состояние и характер функцио­ нирования, параметрыдвижения. - С обнаружением целей мы выдаём рекомендации на манев­ рирование корабля для расхож­ дения и для обеспечения безо­ пасности плавания, - объясняет командир радиотехнической боевой части большого противо­ лодочного корабля "Вице-адми­ рал Кулаков" капитан 3 ранга Юрий Булыга. - Мы этим занима­ емся в том числе инезависимо от работы штурмана. Это наша задача, мы выдаём свои данные, специалисты штурманской бое­ вой части - свои, и они могут В ИДЕТЬ личному соста­ ву БЧ-7 помогает ра­ диолокационное воору­ жение, слышать - гидро­ акустические комплексы, обрабатывать всю получен­ ную информацию и авто­ матизированным спосо­ бом вырабатывать реко­ мендации по управлению оружием ракетно-артил­ лерийской и минно-тор­ педной боевых частей - специальная информаци­ онно-управляющая систе­ ма. А ещё на вооружении имеются комплексы выстре­ ливаемых помех, пред­ назначенные для более эффективного ведения противовоздушной и про­ тиворакетной обороны ко­ рабля. Ко.мандир БЧ-7 БПК "вице-ад.мирал Кула­ /Сов" /Саnитан 3 ранга юрии Булыга на боево.м посту. Командир радиотех­ нической боевой части и сам моряк со стажем - более 1 О лет службы на БПК и 11 дальних похо­ ДОВ в послужном спис­ ке. По признанию Юрия Николаевича, самым запоминающимся и од­ Вот и в состоявшемся нынеш­ ней зимой походе БПК "Вице­ адмирал Кулаков" и техника, и личный состав радиотехниче­ ской части продемонстрировали свою стопроцентную готовность и способность к выполнению задач по предназначению. По итогам похода командир боевой части особо отметил про­ фессионализм командира груп­ пы автоматических систем уп­ равления старшего лейтенанта Александра Собура, старшины команды воздушной обстановки мичмана Александра Серёгина, старшего гидроакустика стар­ шего сержанта Алексея Баева и оператора младшего сержанта Евгения Вотякова. Цель - это не только объект, который необходимо уничтожить, это любой объект, попадающий Заведование весьма солидное, к тому же в наше время регулярно поступает и новая техника. За последние два года БДК оснастили современ­ ными гидроакустической стан­ цией и стрельбовой станцией управления оружием, и личный состав успешно справился с их освоением. - Это оборудование подобно технике предшествующего поко­ ления, - объясняет командир БЧ-7. - Оно меньше по габаритам и проще в управлении, но прин­ цип работы остался тем же. Так что разобраться с новыми систе­ мами труда не составило. Личный состав учился на них работать уже во время установки и прове­ дения государственных испыта­ ний. Представители промыш­ ленности обеспечили нас всей необходимой документацией, провели положенные занятия. П О СЛОВАМ офицера, осо­ бенных требований при про­ ведении кадровой работы к об­ разованности матросов и стар­ шин - операторов комплексов радиотехнической боевой части не предъявляется. Как показы­ вает практика, любой военнослу­ жащий, заинтересованный в ос­ воении специальности, в течение новременно самым сложным для него оказался поход 2017 года, когда корабль осуществлял противопиратскую деятельность в Аденском заливе. Сложным он был потому, что температура воды в Красном море, через которое БПК "Вице­ адмирал Кулаков" проводил кон­ вои, составляла 37 градусов. В Сейчас личный состав радио­ технической боевой части БПК "Вице-адмирал Кулаков" снова занят предпоходовым обслужи­ ванием и ремонтом материаль­ ной части, а также подготовкой к }т нового пополнения есть реальная возмо~ость быстро нарабатьmать практический опыт, ведь боль­ шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Ку­ лаков" у причала долго не задерживается, и интен­ сивность IIJIавания корабля постоянно растёт таких условиях техника работала на пределе своих возможностей, при этом поломок удалось избе­ жать, конечно, благодаря работе экипажа, который с высочайшей ответственностью относится к обслуживанию заведования, своевременно и тщательно про­ водит положенные регламент- очередному экзамену - сдаче второй курсовой задачи, в объё­ ме которой специалисты БЧ-7 будут обеспечивать безопас­ ность плавания корабля у берега и вузкостях, полёты вертолётов и выполнение стрельб. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото из архива корабля. ====~. ~~===== уникАльныIй МОБИЛЬНЬIЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДЧИКИ YBEPEHbI В ПОБЕДЕ 6 -+ - Как проходили от­ борочные этапы, и кто по их результатам бу­ дет nредставлять Се­ верный флот на конкурсе WОтлич- ник войсковой разведки-? - В предварительном этапе участво­ вали все подразделения разведыва­ тельного батальона соединения. При этом определяющим фактором для участия в конкурсе стал марш-бросок на 30 километров в полной экипировке с вооружением. По его результатам и была сформирована сборная команда. Соответственно, Северный флот будет представлять лучшая разведыватель­ ная группа разведбата отдельной Пе­ ченгской мотострелковой бригады. - На что приходится обращать особое внимание во время трениро­ вок, как часто они проходят? - Нашим конкурсантам прохлаждать­ ся некогда. Их служебное время распи­ сано буквально по минутам с раннего ут­ ра и до позднего вечера. Интенсивность занятий достаточно высокая. Трениров­ ки мы проводим каждый день уже в течение полугода. Особое внимание при подготовке разведчиков к конкурсу уде­ ляем стрельбе, прохождению комплек­ са препятствий "Тропа разведчика", ко­ торый включает в себя 22 естественные и искусственные преграды, совершаем марш-броски, совершенствуем ориенти­ рование на местности, изучаем порядок использования технических средств разведки и отрабатываем способы их применения. - Какие, на ваш взгляд, самые сложные элементы состязания ожи­ дают североморцев? - Наиболее сложным элементом кон­ курса "Отличник войсковой разведки" на Международных армейских играх явля­ ется третий этап, который включает в • себя прохождение "Тропы разведчика" протяжённостью в километр и изоби­ лующей множеством препятствиЙ. - Учитываетсяли при проведении тренировокопыт предыдущихлет? - Безусловно. Его применение поло­ жено в основу подготовки нашей группы и во многом помогает в организации занятий с разведчиками. И хотя зада­ ния меняются, отработанный алгоритм действий помогает с ними справляться. В ходе планирования подготовки нашим штабом были детально проанализиро­ ваны недостатки, допущенные в ходе прошлых состязаний, проделана нема­ лая работа по их устранению. Всё луч­ шее, чего мы достигли, участвуя в кон­ курсе, взято на вооружение. - Как условия Севера влияют на ход подготовки, есть ли отличие от средней полосы, нужно ли адапти- роваться в но­ вой обстанов­ ке, прибыв на место соревно­ ваний? - Наши усло­ вия кардиналь­ но отличаются от средней полосы России, где при­ дётся бороться за победу. На­ пример, нам при­ ходится прово­ дить тренировки в период, когда в нашем регионе преобладает зи­ ма. Будущие соперники занимаются в более естественных условиях, прибли­ женных к тем, в которых предстоит вы­ ступать в ходе конкурса. Поэтому у них и возможности более благоприятные для подготовки разведывательных групп. Адаптироваться в средней полосе им не нужно. Тем не менее наши люди в со­ стоянии состязаться в любой обстанов­ ке и готовы бороться за призовые места. - То есть, вы настроены победить в конкурсе? - Скажу больше - мы уверены в аб­ солютной победе! Потому что есть опыт предыдущих лет, учтены допущенные ранее просчёты, проделана колоссаль­ ная подготовительная работа. К тому же, занимались наши военнослужащие на современной учебно-материальной базе, да и потенциальные возможности участников команды огромные. - Спасибо за беседу. Фото капитана Евгения КОАОАКИНА. • вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления на авариiiную подводную лодку (МКВО ПЛ) успешно освоен специалистами СФ iiiiiiiiiiiiiiiiiij~ii IIредназначение нового комплекса по- ., ~ 'Wl : [." нятно из названия. Это обеспечение с борта судна к лежащей на грунте лодке опускаются направляющие (металли­ ческие пруты около полутора сантимет­ ров в диаметре). Водолаз (на глубине до 60 метров) или необитаемый подвод­ ный аппарат (до 300 метров, это предел глубины для работы МКВО ПЛ) подводит их к эпроновской выгородке, где нахо­ дятся клапаны вентиляции отсеков и продувки цистерн главного балласта, и закрепляет на корпусе лодки. Кстати, если раньше нужно было стравливать направляющие вручную, то теперь это делается с помощью электрической лебёдки. Нажал рычажок - и вперёд. вентиляции отсеков-убежищ аварийной подводной лодки, пополнение воздуха в системах высокого давления субмарины, лежащей на грунте или находящейся в надводном положении, и продувка цистерн главного балласта. Как рассказал заместитель коман- дира аварийно-спасательного отряда управления поисковых и аварийно­ спасательных работ Северного флота капитан 2 ранга Василий Фролов, в ВМФ России комплекс был принят на воору­ жение около двух лет назад, однако на севере появился только в октябре прош­ лого года. - В течение шести месяцев мы прово­ дили его опытную эксплуатацию на берегу, - объясняет офицер. - Проверя­ ли системы и механизмы, проводили необходимое обслуживание. Одновре­ менно под руководством водолазных специалистов сотрудники АСО осваи­ вали техническую документацию, учи­ лись работе на комплексе на месте, проводили многочисленные трениров­ ки. А не так давно он был установлен на спасательное буксирное судно "Ни­ колай Чикер" для испытания в океан­ ских условиях. Судно сопровождало подводную лод­ ку "Санкт-Петербург" на завод-изгото­ витель для планового обслуживания. Переход с Севера на Балтику проходил в надводном положении. Моряки "Нико­ лая Чикера" были готовы в любую секун­ ду взять лодку на буксир и предоставить необходимый запас воздуха с помощью нового комплекса. К счастью, помощь не потребовалась, и после выполнения задачи экипажу судна была сразу же поставлена следующая. В чём же заключается уникальность МКВО ПЛ? Во-первых, именно в мобиль­ ности. Ведь его монтаж или демонтаж возможен на верхних палубах оборудо­ ванных и необорудованных судов-носи­ телей, несамоходных плавательных средств, на грузовом автомобильном транспорте и железнодорожных плат­ формах. Модули, из которых он состоит (их три - воздуха высокого давления, устройства вентиляции и энергетиче­ ский), устанавливаются и надёжно кре­ пятся на разноуровневых опорных по­ верхностях. Транспортировка контейне­ ров с его составляющими может осу­ ществляться воздушным, автомобиль­ ным и морским транспортом. Ещё из плюсов эксплуатации - автономное ис­ пользование по назначению, прове­ дение технического обслуживания и мелкого ремонта оборудования силами " обслуживающего персонала, а это всего лишь три человека. По словам капитана 2 ранга Василия Фролова, комплекс способен сохранять работоспособность в самых суровых условиях. Например, при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 градусов, воздействии всех видов атмосферных осадков, пыли и солёного морского тумана. МКВО ПЛ бу­ дет исправно работать после ударных нагрузок при транспортировке. Нипо­ чём ему и сильное волнение на море при размещении на судне-носителе. Принцип действия комплекса таков: Далее, как по струнам, по ним к лодке отправляются трубопровод воздуха высокого давления и двухрукавное устройство вентиляции отсеков, которые водолаз (или же, в зависимости от глу­ бины, необитаемый подводный аппарат с помощью оператора) вставляет в специальные стаканы-приёмники. В зависимости от поставленной задачи с помощью вентилей на лодку можно подать воздух для дыхания, а можно - воздух высокого давления для продувки цистерн главного балласта (ЦГБ). Если с продувкой ЦГБ всё интуитивно понятно: прикрепил к соответствующему штуцеру шланги подачи воздуха высо­ кого давления, открыл нужный вентиль, и соответствующие группы цистерн начинают продуваться. С организацией же дыхания всё несколько сложнее. Просто подать ВВД в отсек нельзя, ведь давление в нём сильно вырастет, и подводников ждёт неминуемая смерть. Поэтому вместе с подачей воздуха его нужно одновременно отводить. Делает­ ся это с помощью вышеупомянутого двухрукавного устройства вентиляции отсеков. Оно сажается на соответствую­ щий стакан-приёмник и фиксируется. По сути, это два шланга, сходящиеся в один большего диаметра с фиксатором и клапаном. При работе модуля устрой­ ства вентиляции при меняется спе­ циальная схема, с помощью которой по одному из них воздух нагнетается, а по другому - уходит из корпуса лежащей на грунте лодки. - с появлением на Северном флоте мобильного комплекса вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления на аварийную подводную лодку потенциал оказания помощи морякам спасателями УПАСР СФ значительно вырос, - продолжает рассказ капитан 2 ранга Василий Фролов. - Только мы очень надеемся, что по nрямому предназначению никогда его использовать не будем. Только на тренировках и учениях, где специалисты аварийно­ спасательного отряда должны довести навыки работы с МКВО ПЛ и его обслуживания до автоматизма. Чем мы, собственно, сегодня и занимаемся. Але/Ссандр ПАНЮШКИН. Фото из архива УПАСР СФ . • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz