На страже Заполярья. 2020 год. Март.
6 стр. КАJIЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 марта В 1945 году началась Венская наступательная опе рация войск 3-го и 2-го Украинских фронтов, одной из характерных черт которой было успешное использова ние речных десантов, высадка которых осуществлялась кораблями Дунайской военной флотилии под командо ванием контр-адмирала Георгия Никитича Холостякова. В 1858 году в Кронштадте торжественно открыт Пароходный завод, предназначенный для ремонта и строительства кораблей и судов Балтийского флота. В 1859 году родился русский учёный-физик и электро техник, изобретатель радио и радиосвязи Александр Степанович Попов . В 1927 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Погиб во время испытания новой космической системы "Союз" . 17 марта Русская православная церковь чтит память бла говерного князя Даниила Московского - основателя ди настии московских князей. В 1917 году родился штурман 2-го гвардейского авиа полка Северного флота Герой Советского Союза гвар дии капитан Захар Артёмович Сорокин. Приказом командующего Северным флотом от 17 марта 1948 года No 075 Дом Военно-морского флота в городе Полярном переименован в Дом офицеров флота и передислоцирован в посёлок Ваенга. В 1951 году посёлок Ваенга переименован в город Североморск, а Дом офицеров флота директивой начальника штаба СФ переименован в Североморский Дом офицеров флота. 1 мая 1954 года с постройкой нового здания Северомор ский Дом офицеров флота передислоцирован с улицы Советской на улицу Сафонова, дом No 1А. В 2006 году в Североморске открыта мемориальная доска Герою Советского Союза вице-адмиралу Алек сандру Ивановичу Петелину. 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель, начальник разведуправления РККА комкор Семён Пет рович Урицкий, 1965 год - лётчик-космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос с борта кос мического корабля, пилотируемого лётчиком-космо навтом Павлом Беляевым. 2014 год - День присоединения Крыма к России . 19 марта День моряка-подводника. В 1809 году родился контр-адмирал Владимир Ива нович Истомин, участник Наваринского и Синопского сражений, блокады Дарданелл. Один из руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 годах. Возглавлял оборону Малахова кургана. Погиб в сражении за Се вастополь 19 марта 1855 года. 20 марта В 1992 году утверждены положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "Заслуженный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта Всемирный день поэзии. В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фё дорович Можайский , автор проекта первого в мире са молёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Граж данской и Великой Отечественной войн Герой Совет ского Союза генерал армии Александр Васильевич Гор батов. 120 лет назад согласно решению управляющего Морским министерством началось радиооснащение Российского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном порядке записывать неприятельские депеши, опреде лять направление на работающую радиостанцию, уста навливать радиосвязь. В этот день в России родилась радиоразведка. 11 О лет назад с поля Одесского ипподрома со стоялся первый полёт Ми хаила Никифоровича Ефи мова на аэроплане "Фар ман-lV" в присутствии пуб лики (100 тысяч человек). Это были первые публич ные полёты на территории Российской империи, давшие начало развитию отечественной авиации. После при земления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору" . После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен деникинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "К- 137" "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. 22 марта Международный День Балтийского моря. В 1875 году при Морском училище были учреждены "приготовительные классы". В них принимали мальчиков в возрасте от 12 до 15 лет, из которых была сформиро вана 5-я рота воспитанников Морского училища. В 1922 году родился заместитель командира эскад рильи 20-го истребительного авиаполка Северного фло та Герой Советского Союза капитан Алексей Кондратье вич Тарасов . Годовщина страшной трагедии и ужасающего пре ступления нацистов - в 1943 году белорусская де ре в н я Хатынь преврати лась в пепел. Немецко-фа шистские захватчики вмес те с украинскими национа листами совершили одно из своих зверских злодеяний. Согнав жителей села в са рай, они подожгли его, пы тавшихся бежать - расстре ливали. Погибли 149 чело век, из них 75 детей. На мес те гибели мирных жителей ,. сооружён мемориал . В 1943 году военные топографы Туркестанского военного округа открыли новую вершину на хребте Кок-Шалл-Тау Центрального Тянь-Шаня. Участники топографической экспеди ции назвали её пиком Победы в честь будущей Победы Красной армии над гитлеровскими захватчиками. • на стrаЖЕ 3anaлm1 13 марта 2020 года t ~11============= "ПОТАi:ННОЕ СУДНО" ЕФИМА НИКОНОВА 19 марта 2016 года наша страна отметила 110-летие своих подводных сил. Проблема подводного плавания занимала умы многих людей ещё во времена глубокой древности. Практическое её решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не ка высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море, как подводные лодки. дили и подобие стапеля с уходящи ми под воду брусьями. Требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь. Закладка "потаённого судна" состоялась 3 марта 1720 года, присутствовали чиновники от Головина и писарь с доской. При написании названия судна писарь допустил ошибку, и судно получило название "Марель" вместо запланированного "Модель". Буквально через год судно было готово к спуску. В 1721 году Пётр I назначил тие в постройке судна, давал ука зания и предлагал свои техни ческие решения . Поэтому первую русскую субмарину можно рас сматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не ме нее интересно и то, что Никонов предлагал изобрести водолазный костюм , который предназначался для того, чтобы человек, облачив шийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и устано вить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выпал- Первую подводную лодку пред ложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он пред лагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать вёсла. Эта конструкция вошла в историю как "потаённое судно" Ефима Никонова. Название оно получило странное - "Марель". Ефим Никонов родился в под московном селе Покровское, был опытным плотником. При прохож дении службы в рекрутах работал на верфях, где строились военные корабли . Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании "по таённого судна" для уничтожения вражеских кораблей. тоялась его встреча с царём . Со держание беседы неизвестно, но после приёма Никонов был отправ лен на Галерную верфь в распоря жение генерал-майора Головина. В сопроводительном письме значи лось: "Крестьянина Ефима Ни конова отослать в контору генерал майора Головина и велеть образцо вое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же тре бованию из конторы Адмиралтей ских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три ал ты на, две деньги в день и ныне в Пётр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические ре шения. Поэтому первую русскую субмарину можно рас сматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова испытания, которые проходили на Неве. С выстрелом пушки "Марель" погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй вы стрел, служивший сигналом к всплы тию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произо шла авария, через кожаные уплот нения вёсел вода стала поступать внутрь судна. Спасти "Марель" уда лось, вызволением первых подвод ников руководил лично государь. Неудача не смутила царя , Пётр заявил, "чтоб никто конфуз в вину не ставил". Работы решено было про должить . По замыслу Ефима Ни конова и Петра I судно задумыва лось как боевое. нить из кожи , а шлем - деревянным со стеклом, в качестве уплотни тельной манжеты на шлеме также планировалось использовать ко жу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через спе циальный шланг. 28 января 1725 года Пётр I умер. В 1718 году "за мзду небольшую" Ефим Никонов продиктовал стряп чему челобитную на имя царя Пет ра 1, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало . Тогда через год была отправлена вторая челобит ная, которая до Петра I дошла. зачёт выдать пять рублей". Изобретатель предлагал воору жить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить ору дие на этой посудине в то время бы ло невозможно. В 1721 году после не удачных испытаний родилась идея вооружить судно "огненными тру бами". Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться "потаённым огненным судном". Ефим Никонов лишился влиятель ного покровителя и защитника. В марте 1725 он докладывал адми ралтейству - "потаённое судно на пробу сделал", но испытания про шли неудачно. Впоследствии в 1726 и 1727 годах были ещё испы тания , которые тоже окончились неудачей. И в 1728-м Адмирал тейств-коллегия приняла поста новление о закрытии работ над "потаённым судном" , мотивируя это тем, что строительство идёт десять лет, средств истрачено немало, а результата нет. Самого же мастера определили простым ад миралтейским работником в Астра ханское адмиралтейство. Никонов писал, что сделает "... к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым в море в ти хое время будет из снаряду разби вать корабли". В качестве оружия предполагалось использовать спе циальные "огненные трубы" (по-ви димому, примитивный пороховой оrнемёт). В январе 1720 года Ефима Ни конова привезли в Петербург. Сос- Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Голо вин немедленно приказал занести в "Ведомость об окладах жалования разным лицам, состоящим у адми ралтейского дела". Работу начали с сооружения сарая. Первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. В Адмирал тейств-коллегии было заведено от дельное дело "О строении села По кровского крестьянином Ефимом Прокофьевым потаённоrо судна мо дели и об отпуске на строение лесов, разных припасов и материалов". Сарай построили быстро, соору- Судя по сохранившимся доку ментам , планы вооружения судна "огненными трубами" претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств коллегия приняла решение: "В главную артиллерию послать пре морию и требовать, дабы к "потаён ному судну" десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артил лерии". Интересен тот факт, что Пётр 1 принимал непосредственное учас- "Потаённое судно" Никонова многие годы хранилось "от чужого глазу" в закрытом сарае, пока сов сем не истлело. Мастер Никонов показал себя настоящим патриотом и упорно шёл к намеченной цели. Не его вина, что он не смог достичь её. В наше время "потаённое суд но" реконструировали, и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник. Подготовил Александр БОНДАРЬ. ~ ~ "НОВАЯ, МОЩНАЯ И СЛОЖНАЯ" Так в своё время охарактеризовал головную ПЛпроекта 613 будущий начальник Главного штаба ВМФ СССР Герой Советского Союза адмирал флота Георгий Егоров Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-элект рических подводных лодок. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 таких лодок. 43 из них впослед ствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием наших комплектующих. В среднем каждые 5 дней флот получал новую лодку. Всё началось 30 июля 1944 года, когда в Финском заливе была потоплена не мецкая субмарина "U-250" типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбук сировали в Кронштадт. Нар ком ВМФ СССР Николай Кузнецов в январе 1945 года издал приказ о создании ВОДНОЙ лодки "С-80" - одна из самых трагичных и зага дочных в истории Россий ского флота. Согласно офи циальной версии 26 января 1961 года субмарина зато нула в Баренцевом море из за попадания в неё заборт ной воды и фатальных оши бок экипажа. Тем не менее в истории гибели лодки при- субмарина, прибыло спа сательное судно "Карпаты", имевшее специальное уст ройство для подъёма судов. Операция "Глубина" про водилась силами ЭОН- 10 Северного флота. Она на чалась 9 июня 1969 года и проходила в два этапа. Сна чала лодку оторвали от грун та и подвесили на подкиль- В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допуС'ПIЛ две ошибки - вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не вКЛIОчил электродвигатели. После тоrо, как скорость "С-80"упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт ПЛ проекта 613, которая сутствует много белых пятен . ных приспособлениях из должна была базироваться Нашли субмарину бла- строп, а затем судно "Кар- на конструкции немецкой годаря наводке местных паты" подняло лодку до лодки, но с увеличением во- рыбаков лишь спустя семь семидесятиметровой глуби- доизмещения с 770 до 800 лет - 23 июня 1968 года на ны и отбуксировало в при- тонн . 1 96-метровой глубине в точ- брежный район . Далее её Лодки проекта 613 осна- ке , имеющей координаты поднимали уже при помо- щались устройством раба- 70°01 '23" северной широты щи водолазов и понтонов. ты дизелей под водой (РДП), и 36°35'22" восточной дол- 12 и юля "С-80" была до- которое представляло со- готы. Лодка была обследо- ставлена в бухту Завали- бой выдвижную шахту. Она вана при помощи спускае- шина, где и была опущена позволяла, находясь на МОЙ ПОДВОДНОЙ камеры, и на грунт на пятидесятимет- перископной глубине, осу- после того, как результаты ровой глуб ине. 24 июля ществлять забор воздуха осмотра были изучены пра- 1969 года операция была для вентиляции отсеков вительственной комиссией , успешно закончена, "С-80" и работы дизелей. Сп е - её решили поднять. Экспе- оказалась на поверхности циальный поплавковый кла- диция особого назначения воды . В августе начала ра- пан предохранял шахту от формировалась долго и боту правительственная ко- попадания воды. Приме- тщательно. Возглавил её миссия, возглавляемая Ге- нение РДП позволяло как капитан 1 ранга Се ргей роем Советского Союза ви- идти под водой на дизель- Минченко. Перед ним стоя- це-адмиралом Григорием нам ходу, так и использо- ла очень сложная задача - Щедриным. В результате её вать дизели для зарядки ак- поднять подлодку с глуби- деятельности были восста- кумуляторных батарей без ны почти в двести метров . новлены события, повлек- всплытия . Специально для этого к шие за собой гибель суб- Судьба советской под- месту, где лежала утонувшая марины . • • 26 января 1961 года "С-80", отрабатывая задачи по оди ночному плаванию в Барен цевом море , шла на пери скопной глубине при тем пературе -5 градусов Цель сия и волнении около 6 бал лов. Примерно в 01 час 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключён, поэтому он обле денел и не сработал. Когда машинист обнаружил по ступление воды в пятый от сек, то ошибся и вместо за крытия РДП повернул махо вик комплекса "Лира" . Мо тористы , сделавшие попыт ку вручную закрыть второй воздушны й запор шахты РДП , уже не успели этого сделать - шток клапана по гнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации эки паж допустил две ошибки - вовремя не использовал систему про дувания аварийно-балласт ных цистерн и не включил электродвигател и . После того, как скорость "С-80" упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт. Это официальная вер сия. Как же на самом деле затонула "С-80"? На этот счёт существует несколько мнений . Сергей Минченко, например, говорит следую щее : "Вертикальный руль "С-80" - двадцать градусов на левый борт - свидетельство того, что подлодка была вы- нуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не бы ло. Может быть, лодка по пыталась разойтись с не известным судном ...". Что это могло быть за судно? Ни рыболовецких траулеров , ни советских кораблей там быть не могло, это подтвер ждается всеми оператив ными службами. Если вспом нить, насколько часто близ Кольского полуострова по являлись и продолжают по являться чужие подводные лодки, то можно предполо жить, что подводниками был замечен чужой корабль-раз ведчик. Может быть, поэто му моряки и решили совер шить роковой манёвр. В заключение хочется от метить отвагу и умение со ветских моряков, подняв ших "С-80" . До этого подоб ную задачу по подъёму на капроновых тросах и транс портировке к берегу огром ной ПОДЛОДКИ не выполнял никто в мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им су вениры и подарки . Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обяза тельно будем помнить храб рых моряков-подводников, боровшихся за корабль до последнего вздоха. И о му жестве тех, кто смог, несмот ря ни на что, вернуть их тела со дна Баренцева моря . Подготовил Александр ПАНЮШКИН. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz