На страже Заполярья. 2020 год. Март.

6 стр. КАJIЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 марта В 1945 году началась Венская наступательная опе­ рация войск 3-го и 2-го Украинских фронтов, одной из характерных черт которой было успешное использова­ ние речных десантов, высадка которых осуществлялась кораблями Дунайской военной флотилии под командо­ ванием контр-адмирала Георгия Никитича Холостякова. В 1858 году в Кронштадте торжественно открыт Пароходный завод, предназначенный для ремонта и строительства кораблей и судов Балтийского флота. В 1859 году родился русский учёный-физик и электро­ техник, изобретатель радио и радиосвязи Александр Степанович Попов . В 1927 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Погиб во время испытания новой космической системы "Союз" . 17 марта Русская православная церковь чтит память бла­ говерного князя Даниила Московского - основателя ди­ настии московских князей. В 1917 году родился штурман 2-го гвардейского авиа­ полка Северного флота Герой Советского Союза гвар­ дии капитан Захар Артёмович Сорокин. Приказом командующего Северным флотом от 17 марта 1948 года No 075 Дом Военно-морского флота в городе Полярном переименован в Дом офицеров флота и передислоцирован в посёлок Ваенга. В 1951 году посёлок Ваенга переименован в город Североморск, а Дом офицеров флота директивой начальника штаба СФ переименован в Североморский Дом офицеров флота. 1 мая 1954 года с постройкой нового здания Северомор­ ский Дом офицеров флота передислоцирован с улицы Советской на улицу Сафонова, дом No 1А. В 2006 году в Североморске открыта мемориальная доска Герою Советского Союза вице-адмиралу Алек­ сандру Ивановичу Петелину. 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель, начальник разведуправления РККА комкор Семён Пет­ рович Урицкий, 1965 год - лётчик-космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос с борта кос­ мического корабля, пилотируемого лётчиком-космо­ навтом Павлом Беляевым. 2014 год - День присоединения Крыма к России . 19 марта День моряка-подводника. В 1809 году родился контр-адмирал Владимир Ива­ нович Истомин, участник Наваринского и Синопского сражений, блокады Дарданелл. Один из руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 годах. Возглавлял оборону Малахова кургана. Погиб в сражении за Се­ вастополь 19 марта 1855 года. 20 марта В 1992 году утверждены положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик­ космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "Заслуженный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта Всемирный день поэзии. В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фё­ дорович Можайский , автор проекта первого в мире са­ молёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Граж­ данской и Великой Отечественной войн Герой Совет­ ского Союза генерал армии Александр Васильевич Гор­ батов. 120 лет назад согласно решению управляющего Морским министерством началось радиооснащение Российского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном порядке записывать неприятельские депеши, опреде­ лять направление на работающую радиостанцию, уста­ навливать радиосвязь. В этот день в России родилась радиоразведка. 11 О лет назад с поля Одесского ипподрома со­ стоялся первый полёт Ми­ хаила Никифоровича Ефи­ мова на аэроплане "Фар­ ман-lV" в присутствии пуб­ лики (100 тысяч человек). Это были первые публич­ ные полёты на территории Российской империи, давшие начало развитию отечественной авиации. После при­ земления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору" . После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен деникинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "К- 137" "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. 22 марта Международный День Балтийского моря. В 1875 году при Морском училище были учреждены "приготовительные классы". В них принимали мальчиков в возрасте от 12 до 15 лет, из которых была сформиро­ вана 5-я рота воспитанников Морского училища. В 1922 году родился заместитель командира эскад­ рильи 20-го истребительного авиаполка Северного фло­ та Герой Советского Союза капитан Алексей Кондратье­ вич Тарасов . Годовщина страшной трагедии и ужасающего пре­ ступления нацистов - в 1943 году белорусская де­ ре в н я Хатынь преврати­ лась в пепел. Немецко-фа­ шистские захватчики вмес­ те с украинскими национа­ листами совершили одно из своих зверских злодеяний. Согнав жителей села в са­ рай, они подожгли его, пы­ тавшихся бежать - расстре­ ливали. Погибли 149 чело­ век, из них 75 детей. На мес­ те гибели мирных жителей ,. сооружён мемориал . В 1943 году военные топографы Туркестанского военного округа открыли новую вершину на хребте Кок-Шалл-Тау Центрального Тянь-Шаня. Участники топографической экспеди ции назвали её пиком Победы в честь будущей Победы Красной армии над гитлеровскими захватчиками. • на стrаЖЕ 3anaлm1 13 марта 2020 года t ~11============= "ПОТАi:ННОЕ СУДНО" ЕФИМА НИКОНОВА 19 марта 2016 года наша страна отметила 110-летие своих подводных сил. Проблема подводного плавания занимала умы многих людей ещё во времена глубокой древности. Практическое её решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не ка высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море, как подводные лодки. дили и подобие стапеля с уходящи­ ми под воду брусьями. Требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь. Закладка "потаённого судна" состоялась 3 марта 1720 года, присутствовали чиновники от Головина и писарь с доской. При написании названия судна писарь допустил ошибку, и судно получило название "Марель" вместо запланированного "Модель". Буквально через год судно было готово к спуску. В 1721 году Пётр I назначил тие в постройке судна, давал ука­ зания и предлагал свои техни­ ческие решения . Поэтому первую русскую субмарину можно рас­ сматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не ме­ нее интересно и то, что Никонов предлагал изобрести водолазный костюм , который предназначался для того, чтобы человек, облачив­ шийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и устано­ вить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выпал- Первую подводную лодку пред­ ложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он пред­ лагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать вёсла. Эта конструкция вошла в историю как "потаённое судно" Ефима Никонова. Название оно получило странное - "Марель". Ефим Никонов родился в под­ московном селе Покровское, был опытным плотником. При прохож­ дении службы в рекрутах работал на верфях, где строились военные корабли . Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании "по­ таённого судна" для уничтожения вражеских кораблей. тоялась его встреча с царём . Со­ держание беседы неизвестно, но после приёма Никонов был отправ­ лен на Галерную верфь в распоря­ жение генерал-майора Головина. В сопроводительном письме значи­ лось: "Крестьянина Ефима Ни­ конова отослать в контору генерал­ майора Головина и велеть образцо­ вое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же тре­ бованию из конторы Адмиралтей­ ских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три ал­ ты на, две деньги в день и ныне в Пётр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические ре­ шения. Поэтому первую русскую субмарину можно рас­ сматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова испытания, которые проходили на Неве. С выстрелом пушки "Марель" погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй вы­ стрел, служивший сигналом к всплы­ тию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произо­ шла авария, через кожаные уплот­ нения вёсел вода стала поступать внутрь судна. Спасти "Марель" уда­ лось, вызволением первых подвод­ ников руководил лично государь. Неудача не смутила царя , Пётр заявил, "чтоб никто конфуз в вину не ставил". Работы решено было про­ должить . По замыслу Ефима Ни­ конова и Петра I судно задумыва­ лось как боевое. нить из кожи , а шлем - деревянным со стеклом, в качестве уплотни­ тельной манжеты на шлеме также планировалось использовать ко­ жу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через спе­ циальный шланг. 28 января 1725 года Пётр I умер. В 1718 году "за мзду небольшую" Ефим Никонов продиктовал стряп­ чему челобитную на имя царя Пет­ ра 1, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало . Тогда через год была отправлена вторая челобит­ ная, которая до Петра I дошла. зачёт выдать пять рублей". Изобретатель предлагал воору­ жить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить ору­ дие на этой посудине в то время бы­ ло невозможно. В 1721 году после не­ удачных испытаний родилась идея вооружить судно "огненными тру­ бами". Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться "потаённым огненным судном". Ефим Никонов лишился влиятель­ ного покровителя и защитника. В марте 1725 он докладывал адми­ ралтейству - "потаённое судно на пробу сделал", но испытания про­ шли неудачно. Впоследствии в 1726 и 1727 годах были ещё испы­ тания , которые тоже окончились неудачей. И в 1728-м Адмирал­ тейств-коллегия приняла поста­ новление о закрытии работ над "потаённым судном" , мотивируя это тем, что строительство идёт десять лет, средств истрачено немало, а результата нет. Самого же мастера определили простым ад­ миралтейским работником в Астра­ ханское адмиралтейство. Никонов писал, что сделает "... к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым в море в ти­ хое время будет из снаряду разби­ вать корабли". В качестве оружия предполагалось использовать спе­ циальные "огненные трубы" (по-ви­ димому, примитивный пороховой оrнемёт). В январе 1720 года Ефима Ни­ конова привезли в Петербург. Сос- Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Голо­ вин немедленно приказал занести в "Ведомость об окладах жалования разным лицам, состоящим у адми­ ралтейского дела". Работу начали с сооружения сарая. Первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. В Адмирал­ тейств-коллегии было заведено от­ дельное дело "О строении села По­ кровского крестьянином Ефимом Прокофьевым потаённоrо судна мо­ дели и об отпуске на строение лесов, разных припасов и материалов". Сарай построили быстро, соору- Судя по сохранившимся доку­ ментам , планы вооружения судна "огненными трубами" претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств­ коллегия приняла решение: "В главную артиллерию послать пре­ морию и требовать, дабы к "потаён­ ному судну" десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артил­ лерии". Интересен тот факт, что Пётр 1 принимал непосредственное учас- "Потаённое судно" Никонова многие годы хранилось "от чужого глазу" в закрытом сарае, пока сов­ сем не истлело. Мастер Никонов показал себя настоящим патриотом и упорно шёл к намеченной цели. Не его вина, что он не смог достичь её. В наше время "потаённое суд­ но" реконструировали, и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник. Подготовил Александр БОНДАРЬ. ~ ~ "НОВАЯ, МОЩНАЯ И СЛОЖНАЯ" Так в своё время охарактеризовал головную ПЛпроекта 613 будущий начальник Главного штаба ВМФ СССР Герой Советского Союза адмирал флота Георгий Егоров Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-элект­ рических подводных лодок. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 таких лодок. 43 из них впослед­ ствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием наших комплектующих. В среднем каждые 5 дней флот получал новую лодку. Всё началось 30 июля 1944 года, когда в Финском заливе была потоплена не­ мецкая субмарина "U-250" типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбук­ сировали в Кронштадт. Нар­ ком ВМФ СССР Николай Кузнецов в январе 1945 года издал приказ о создании ВОДНОЙ лодки "С-80" - одна из самых трагичных и зага­ дочных в истории Россий­ ского флота. Согласно офи­ циальной версии 26 января 1961 года субмарина зато­ нула в Баренцевом море из­ за попадания в неё заборт­ ной воды и фатальных оши­ бок экипажа. Тем не менее в истории гибели лодки при- субмарина, прибыло спа­ сательное судно "Карпаты", имевшее специальное уст­ ройство для подъёма судов. Операция "Глубина" про­ водилась силами ЭОН- 10 Северного флота. Она на­ чалась 9 июня 1969 года и проходила в два этапа. Сна­ чала лодку оторвали от грун­ та и подвесили на подкиль- В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допуС'ПIЛ две ошибки - вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не вКЛIОчил электродвигатели. После тоrо, как скорость "С-80"упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт ПЛ проекта 613, которая сутствует много белых пятен . ных приспособлениях из должна была базироваться Нашли субмарину бла- строп, а затем судно "Кар- на конструкции немецкой годаря наводке местных паты" подняло лодку до лодки, но с увеличением во- рыбаков лишь спустя семь семидесятиметровой глуби- доизмещения с 770 до 800 лет - 23 июня 1968 года на ны и отбуксировало в при- тонн . 1 96-метровой глубине в точ- брежный район . Далее её Лодки проекта 613 осна- ке , имеющей координаты поднимали уже при помо- щались устройством раба- 70°01 '23" северной широты щи водолазов и понтонов. ты дизелей под водой (РДП), и 36°35'22" восточной дол- 12 и юля "С-80" была до- которое представляло со- готы. Лодка была обследо- ставлена в бухту Завали- бой выдвижную шахту. Она вана при помощи спускае- шина, где и была опущена позволяла, находясь на МОЙ ПОДВОДНОЙ камеры, и на грунт на пятидесятимет- перископной глубине, осу- после того, как результаты ровой глуб ине. 24 июля ществлять забор воздуха осмотра были изучены пра- 1969 года операция была для вентиляции отсеков вительственной комиссией , успешно закончена, "С-80" и работы дизелей. Сп е - её решили поднять. Экспе- оказалась на поверхности циальный поплавковый кла- диция особого назначения воды . В августе начала ра- пан предохранял шахту от формировалась долго и боту правительственная ко- попадания воды. Приме- тщательно. Возглавил её миссия, возглавляемая Ге- нение РДП позволяло как капитан 1 ранга Се ргей роем Советского Союза ви- идти под водой на дизель- Минченко. Перед ним стоя- це-адмиралом Григорием нам ходу, так и использо- ла очень сложная задача - Щедриным. В результате её вать дизели для зарядки ак- поднять подлодку с глуби- деятельности были восста- кумуляторных батарей без ны почти в двести метров . новлены события, повлек- всплытия . Специально для этого к шие за собой гибель суб- Судьба советской под- месту, где лежала утонувшая марины . • • 26 января 1961 года "С-80", отрабатывая задачи по оди­ ночному плаванию в Барен­ цевом море , шла на пери­ скопной глубине при тем­ пературе -5 градусов Цель­ сия и волнении около 6 бал­ лов. Примерно в 01 час 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключён, поэтому он обле­ денел и не сработал. Когда машинист обнаружил по­ ступление воды в пятый от­ сек, то ошибся и вместо за­ крытия РДП повернул махо­ вик комплекса "Лира" . Мо­ тористы , сделавшие попыт­ ку вручную закрыть второй воздушны й запор шахты РДП , уже не успели этого сделать - шток клапана по­ гнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации эки паж допустил две ошибки - вовремя не использовал систему про­ дувания аварийно-балласт­ ных цистерн и не включил электродвигател и . После того, как скорость "С-80" упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт. Это официальная вер­ сия. Как же на самом деле затонула "С-80"? На этот счёт существует несколько мнений . Сергей Минченко, например, говорит следую­ щее : "Вертикальный руль "С-80" - двадцать градусов на левый борт - свидетельство того, что подлодка была вы- нуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем­ то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не бы­ ло. Может быть, лодка по­ пыталась разойтись с не­ известным судном ...". Что это могло быть за судно? Ни рыболовецких траулеров , ни советских кораблей там быть не могло, это подтвер­ ждается всеми оператив­ ными службами. Если вспом­ нить, насколько часто близ Кольского полуострова по­ являлись и продолжают по­ являться чужие подводные лодки, то можно предполо­ жить, что подводниками был замечен чужой корабль-раз­ ведчик. Может быть, поэто­ му моряки и решили совер­ шить роковой манёвр. В заключение хочется от­ метить отвагу и умение со­ ветских моряков, подняв­ ших "С-80" . До этого подоб­ ную задачу по подъёму на капроновых тросах и транс­ портировке к берегу огром­ ной ПОДЛОДКИ не выполнял никто в мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им су­ вениры и подарки . Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обяза­ тельно будем помнить храб­ рых моряков-подводников, боровшихся за корабль до последнего вздоха. И о му­ жестве тех, кто смог, несмот­ ря ни на что, вернуть их тела со дна Баренцева моря . Подготовил Александр ПАНЮШКИН. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz