На страже Заполярья. 2020 год. Июнь.

6 стр_ КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 8 июня День социального работника. В 1913 году родился Ге­ рой Советского Союза вице­ адмирал Валентин Георгие­ вич Стариков. В годы Вели­ кой Отечественной войны - капитан-лейтенант, коман­ дир подводной лодки "М-171" 3-го дивизиона от­ дельной бригады подвод­ ных лодок Северного флота. В 1920 году родился со­ ветский военный деятель, лётчик-ас Великой Отечест­ венной войны, наиболее результативный лётчик-ис­ требитель в авиации союз­ ников по антигитлеровской коалиции - на его счету 62 сбитых самолёта, трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. В 1920 году родилась Герой Советского Союза Елена Фёдоровна Колесова, командир диверсионной группы партизанского отряда специального назначения. 9 июня В 1672 году родился Пётр Алексеевич Романов, русский царь, с 1721 года - Император Всероссийский, основатель регулярной армии и флота. В 1815 году представители России, Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании и Португалии подписали генеральный акт Венского конгресса, завершившего эпоху наполеоновских войн в Европе. В соответствии с актом подтверждено присоединение к России Бессарабии и Финляндии. Россия присоединила к себе Царство Польское, уступив Австрии территорию нынешней Тернопольской области. В 1892 году родился выдающийся советский авиа­ конструктор, лауреат Сталинских премий, Герой Социа­ листического Труда доктор технических наук профессор Николай Николаевич Поликарпов. В 1923 году создал первый советский истребитель И-1. В 1928-м - истреби­ тель И-3 и учебный самолёт У-2. Под руководством Поликарпова созданы истребители И-15, И-16, И-153, И-180, всего 80 проектов. В 1940 году приказом Народного комиссара ВМФ была образована Петропавловская военно-морская база Тихоокеанского флота. В 1945 году учреждены медали: "За взятие Буда­ пешта", "За взятие Вены", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За освобождение Белграда", "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги". 10 июня В 1835 году капитан-лейтенант Иван Шанц на тран­ спорте "Америка" открыл в Тихом океане в районе Маршалловых островов группу из 13 островов, назвав их островами Шанца (ныне Вото). В 1940 году Совет народных комиссаров СССР принял постановление об образовании Военно­ морской медицинской академии. В 1944 году войска правого крыла Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом и Ладожской военной флотилией начали Выборгскую наступательную операцию. 11 июня В 1702 году во время Северной войны состоялось одно из первых сражений русского флота. В узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским, посаженный на карбасы отряд солдат во главе с полковником Фёдором Толбухиным напал на шведскую эскадру командора Лешорна. В ходе ожесточённого боя шведы были выбиты с выгодной позиции и потеряли четырёхпушечную яхту, взятую на абордаж. В 1849 году началась Амурская экспедиция Геннадия Невельского на транспорте "Байкал", в ходе которой 3 августа был обнаружен пролив, отделяющий Сахалин от материка и соединяющий воды Татарского пролива с Амурским лиманом. В 1936 году сформирован военно-морской госпиталь Северного флота, ныне - Военно-морской клинический госпиталь МО РФ. В 1942 году в Вашингтоне подписано соглашение между СССР и США о взаимопомощи в войне, закрепив­ шее обязательство США о поставках СССР материаль­ но-технической помощи по ленд-лизу. 12 июня День России - государственный праздник Российской Федерации. День принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. В 1880 году спущен на воду первый отечественный мореходный миноносец "Батуми", построенный в Англии для Черноморского флота. В 1930 году родился советский военный моряк­ подводник, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода тактической группы подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки проливом Дрейка, командир "К-116" Герой Советского Союза капитан 1 ранга Вячеслав Тимо­ феевич Виноградов. 13 июня В 1904 году крейсера "Россия", "Громобой" и "Рюрик" под командованием вице-адмирала Петра Безобра­ зова вышли из Владивостока в Корейский пролив и через 2 суток атаковали два японских транспорта. Один из них - "Идзумо-Мару" - потоплен артиллерией. 14 июня В 1871 году родился участник Первой мировой войны, конструктор стрелкового оружия, Герой Социалисти­ ческого Труда Фёдор Васильевич Токарев. В 1942 году командир 2-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза. Борис Сафонов - лучший советский лётчик-истребитель 1941 - 1942 годов, первым в ходе Великой Отечествен­ ной войны заслужил звание Герой Советского Союза дважды. В 1995 году бандиты Басаева захватили Будёновск. • * на стrаЖЕ запDлlrы 5 июня 2020 года ==============~(I t~================= покрыIьIЕE РАНАМИ МATPOCbI ПРЕДПОЧИТАЛИ УМИРАТЬ У ОРУДИЙ Боевые корабли Российского флота, созданного Петром 1, за первые два столетия его сущест­ вования участвовали в 24 крупных морских сражениях и в 23 из них одержали победу. Было проиграно только одно - Цусимское. Об этой трагедии и тяжёлых последствиях для нашей страны следует знать и помнить, хотя бы для того, чтобы не допустить такого вновь. Начало хх века. Япония после заключения мира с Китаем считает себя уни­ женной и готовится к войне с Россией, рас­ считывая занять Ляо­ дунский полуостров И южную Маньчжурию. Заключено соглаше- ние о взаимопомощи с Англией, а США предо­ ставили огромный за­ ём, который был на­ правлен на подготовку вооружённых сил И прежде всего на строи­ тельство современных боевых кораблей. Россия тоже готови­ лась к войне, но в царском правительст­ моряков торгового флота и досрочно выпущенных ка­ детов Морского корпуса, а " лии не разрешали заходить в свои порты и отказались снабжать русские корабли или производить ремонт­ ные работы. Эскадру разделили на отряды, которые шли во Владивосток различными путями. Одни, где были ко­ рабли с малой осадкой, шли через Средиземное море, другие - новые броненосцы чительно превосходящих сил противника. Погода в тот день была пасмурной и туманной, и корабли часто теряли друг друга из виду. Бой то зати­ хал, то разгорался вновь. Все экипажи русских кораб­ лей вели его до последней возможности, предпочитая смерть японскому плену. Так, броненосец "Адмирал перевязки/ Посылаешь, а они: -Успеется, после, теперь некогда!-_ Только благодаря самоотвер­ женности команды мы заставили японские крей­ сера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя с боль­ шимкреном-, На эскадренном броне­ носце "Сысой Великий" был пробит и затоплен погреб с боеприпасами. Артилле­ рийский квартирмейстер Долинин и матрос 1 статьи Молоков по очереди ныря­ ли в воду, доставая из зато­ пленного помещения сна­ ряды, и подавали их к ору­ дию, из которого вели огонь по врагу. Можно приводить десятки примеров бесстра­ шия, преданности России, героического исполнения своего воинского долга во славу российского флага и Отечества. ве недооценили опас­ ность создавшегося положения и были уве­ рены, что Япония если и решится на такой шаг, Отряд контр-ад.мирала Д.Г. Фельк .ерза.ма в Порт,Саиде на пути к Цуси.ме. (Открытка начала ХХ века). Ушаков" получил боль­ шие повреждения и отстал от своей колон­ ны. Командир корабля капитан 1 ранга Вла­ димир Николаевич Ми­ клухо-Маклай решил самостоятельно про­ рываться во Владивос­ ток, но был окружён броненосными крей­ серами японцев, ко­ торые подняли сигнал, предлагавший сдаться в плен. Русский броне­ носец сражался до по­ следнего снаряда, а когда всё возможное к сопротивлению было исчерпано, командир корабля приказал от­ крыть кингстоны и по­ гиб вместе с кораБЛёМ. Однако одного героизма матросов и офицеров было недостаточно. Их отвага не помогла спасти эскадру. Экономическая и техничес­ кая отсталость страны, не­ подготовленность к войне, крупные просчёты коман­ дования армии и флота привели царскую Россию к заключению позорного ми­ ра. В ходе сражения она потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек, захвачено и интернировано 27 боевых кораблей. Из всей эскад­ ры во Владивосток прор­ вались лишь крейсер "Ал­ маз", миноносцы "Бравый" то победа над Страной восходящего солнца будет не сложной, подни­ мет авторитет империи, даст ей новые колонии и остановит революционное движение в стране. Решающее значение для успеха имело превосходст­ во на море. Но царское пра­ вительство не смогло его обеспечить из-за господст­ вующего в стране бюрокра­ тизма и пренебрежитель­ ного отношения чиновничь­ его аппарата к достижени­ ям российских учёных И ин­ женеров в области созда­ ния и совершенствования оружия и военной техники. Подготовка дальневосточ­ ного театра военных дей­ ствий, программа корабле- унтер-Офицеров и матросов - из запасных и новобран­ цев, прибывших на корабли лишь летом 1904 года. На эскадру возлагались огромные надежды. Пола­ гали, что она отомстит япон­ цам за вероломное напа­ дение на Порт-Артур, ги­ бель "Варяга" и "Корейца", за неудачи армии и флота. Авторы идеи полагали, что, достигнув места, русские моряки разобьют японский флот и завоюют господство на море, а войска неприя­ теля, отрезанные от метро­ полии на территории Китая, будут вынуждены сдаться. Её командующим был назначен начальник Глав- Одного героизма матросов и офицеров было недостаточно. их отвага не помогла спасти эскадру. В ходе сражения она потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек, захвачено и интернировано 27 боевых кораблей строения и сосредоточение сил проводились крайне медленно, соотношение сил между Россией и Япо­ нией к началу войны было далеко не в нашу пользу. И русская Тихоокеан­ ская эскадра уступала по количеству и качеству бое­ вых кораблей - у японцев в основном однотипных, хо­ рошо при крытых бронёй, обладающих большой ско­ ростью хода и более ско­ рострельной и дальнобой­ ной артиллерией. Отомстить за "Варяга" После гибели в августе 1904 года русской эскадры в Порт-Артуре в Петербурге было принято решение сроч­ но сформировать на Бал- тике и направить на Даль­ ний Восток 2-ю Тихоокеан­ скую эскадру и 1-й отряд Зой Тихоокеанской эскадры. К большому сожалению, объединение, которому пред­ стояло пройти через два океана, готовили спешно, в сжатые сроки, а недостат­ ки скрывали или ретуширо­ вали. Большие трудности возникли с комплектова­ нием экипажей кораблей. Офицеров зачастую назна­ чали из мобилизованных • ного морского штаба вице­ адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Современ­ ники характеризовали его крайне противоречиво, но сходились в одном: это был человек большой силы во­ ли с поразительным уме­ нием владеть собой. Сам Рожественский считал, что посылать эскадру на Даль­ ний Восток бесполезно, но переубеждать никого не стал, чтобы не говорили, будто он боится трудностей. Младшими флагманами (командирами отрядов) бы­ ли назначены контр-адми­ ралы Дмитрий Фелькерзам, командовавший учебно­ артиллерийским отрядом, и Оскар Энквист - градо­ начальник Керчи. Ни один из них никогда не командо- вал отрядами боевых ко­ раблей. На Восток Снарядов корабли полу­ чили столько, что о прове­ дении учебно-тренировоч­ ных стрельб во время пере­ хода не могло быть и речи. Большие трудности во вре­ мя почти восьмимесячного пути (свыше 18 тысяч миль) возникали при пополнении запасов углём, водой и про­ довольствием. Некоторые страны под давлением Анг- с большой осадкой - оги­ бали Африку с юга. Командующий эскадрой Зиновий Рожественский за время перехода и даже при подходе к месту предпола­ гаемого боя не проводил инструктажей и постановки задач командирам групп кораблей на случай воз­ можной встречи с япон­ скими силами. Не был раз­ работан план ведения бое­ вых действий при появле­ нии противника. Вероятно, верили в то, что "мы и так разобьём японцев". Вице-адмиралом Рожест­ венским было принято ре­ шение идти во Владивосток кратчайшим путём через Корейский пролив с его естественной узостью - Цу­ симским проливом, вблизи которого находились многие базы японского флота. При подходе к нему корабли эскадры были встречены японским кораблём раз­ ведки, который шёл парал­ лельным курсом и переда­ вал своим силам все изме­ нения в действиях русской эскадры. Однако команды на его уничтожение не по­ следовало, напротив, рус­ ские корабли соблюдали режим радиомолчания, что позволяло японцам бес­ препятственно вести между собой устойчивый радиооб­ мен, и "японец" сопровож­ дал эскадру до начала боя. В Цусимском проливе японцы сосредоточили ос­ новные силы флота под ко­ мандованием адмирала Того. Помимо преВОСХОДства в количестве и мощи, ско­ рострельность артиллерии японских кораблей почти в три раза превосходила воз­ можности русской эскадры. Гибель эскадры 27 мая 1905 года русская эскадра вступила в бой в самом конце сво­ его трудного про­ должительного по­ хода, не имея ни­ каких данных о про­ тивнике. После об­ наружения япон­ ской эскадры Ро­ жественский на­ чал перестраи­ вать боевой поря­ док. Флагманский корабль крейсер "Князь Суворов" застопорил ход, а все корабли, иду­ щие следом за ним, вынуждены были уплотнить строй. Многие, что­ бы не налететь друг на друга, оста­ новились на месте. Этот неверный манёвр позволил японцам вести огонь по скученным и неподвижным кораблям русской эскадры. Вскоре "Суворов" в резуль­ тате мощного, сосредото­ ченного огня японцев вы­ шел из строя, а эскадрен­ ный броненосец "Ослябя" перевернулся и затонул. Управление кораблями эс­ кадры было потеряно, и каждый из них самостоя­ тельно отбивался от зна- • В Цусимском сраже- нии ярко проявились высокие боевые качества и величие духа русских офи­ церов и матросов. Артилле­ рийский кондуктор Калаш­ ников с "Сысоя Великого" удачным попаданием сна­ ряда вызвал большой по­ жар на японском крейсере "Ивате". Рулевой крейсера "Олег" Белоусов и сигналь- Эскадренныd броненосец "Князь Суваров". щики Чернов и Искрич сво­ евременно заметили тор­ педу, выпущенную япон­ ским миноносцем. Крейсер успел отвернуть, и торпеда прошла мимо. Шедшая в кильватер "Аврора" также была предупреждена сигна­ льщиками с "Олега" и ус­ пела уклониться от торпед. Один из офицеров крей­ сера "Аврора" писал о по­ ведении матросов в бою: -Наши команды дер­ жались в бою выше вся­ кой похвалы. Замеча­ тельное хладнокровие, находчивость и неустра­ шимость проявлял каж­ дый матрос. Золотые люди и сердца! Они забо­ тились не столько о се­ бе, сколько о своихкоман­ дирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ра­ нами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий, Даже не шли на и "Грозный". Быстроходный крейсер "Изумруд" оторвал­ ся от преследования, во­ шёл в залив Святого Влади­ мира, где в темноте в юж­ ной бухте у левого берега сел на мель. Не зная обста­ новки и опасаясь захвата судна японцами, командир решил взорвать корабль. Экипаж крейсера достиг Владивостока по суше. Уже не единожды мор­ ская сила оказала своё ре­ шающее влияние на разви­ тие истории. С уничтожени­ ем флота исчезла послед­ няя надежда для России на победу в этой войне. Но и силы японцев были на исходе, а финансовые кредиты иссякли, израсхо­ дованные прежде всего на новое вооружение и ко­ рабли. Поставленная цель войны не была достигнута, но правительство страны, оценив обстановку, реши­ лось на заключение мира. 5 сентября 1905 года был заключён Портсмутский мирный договор. Опыт Русско-японской войны оказал большое вли­ яние на дальнейшее развитие средств вооружённой борьбы на море и на суше. Остро встали вопросы совершенствования кораблей различных типов и их артиллерийского вооружения, создания качественно новых приборов управления стрельбой, минного и торпедного оружия, средств связи, полевой артил­ лерии и пулемётов, инженерного оборудования позиций и особенно - военного искусства. Резко возросла численность армии и, соответ­ ственно, потребности в тыловом обеспечении. В результате обобщения опыта боевых действий в 1908-1910 годах была проведена реорганизация армии и флота, приняты и внедрены новые Боевые уставы. В 1910 году майор Саксонского генерального штаба Леффлер о событияхэтого периода в ·Стра­ тегических и тактических уроках Русско-японской войны· писал: •... Беспечность к будущему, недо­ статок сознания долга ... отсутствие чувства ответственности перед своей совестью и народом ... не могли не отразиться на армии ... - Подготовил Владu.мир ПЕХОТНЫЙ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz