На страже Заполярья. 2020 год. Июнь.
6 стр_ КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 8 июня День социального работника. В 1913 году родился Ге рой Советского Союза вице адмирал Валентин Георгие вич Стариков. В годы Вели кой Отечественной войны - капитан-лейтенант, коман дир подводной лодки "М-171" 3-го дивизиона от дельной бригады подвод ных лодок Северного флота. В 1920 году родился со ветский военный деятель, лётчик-ас Великой Отечест венной войны, наиболее результативный лётчик-ис требитель в авиации союз ников по антигитлеровской коалиции - на его счету 62 сбитых самолёта, трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. В 1920 году родилась Герой Советского Союза Елена Фёдоровна Колесова, командир диверсионной группы партизанского отряда специального назначения. 9 июня В 1672 году родился Пётр Алексеевич Романов, русский царь, с 1721 года - Император Всероссийский, основатель регулярной армии и флота. В 1815 году представители России, Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании и Португалии подписали генеральный акт Венского конгресса, завершившего эпоху наполеоновских войн в Европе. В соответствии с актом подтверждено присоединение к России Бессарабии и Финляндии. Россия присоединила к себе Царство Польское, уступив Австрии территорию нынешней Тернопольской области. В 1892 году родился выдающийся советский авиа конструктор, лауреат Сталинских премий, Герой Социа листического Труда доктор технических наук профессор Николай Николаевич Поликарпов. В 1923 году создал первый советский истребитель И-1. В 1928-м - истреби тель И-3 и учебный самолёт У-2. Под руководством Поликарпова созданы истребители И-15, И-16, И-153, И-180, всего 80 проектов. В 1940 году приказом Народного комиссара ВМФ была образована Петропавловская военно-морская база Тихоокеанского флота. В 1945 году учреждены медали: "За взятие Буда пешта", "За взятие Вены", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За освобождение Белграда", "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги". 10 июня В 1835 году капитан-лейтенант Иван Шанц на тран спорте "Америка" открыл в Тихом океане в районе Маршалловых островов группу из 13 островов, назвав их островами Шанца (ныне Вото). В 1940 году Совет народных комиссаров СССР принял постановление об образовании Военно морской медицинской академии. В 1944 году войска правого крыла Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом и Ладожской военной флотилией начали Выборгскую наступательную операцию. 11 июня В 1702 году во время Северной войны состоялось одно из первых сражений русского флота. В узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским, посаженный на карбасы отряд солдат во главе с полковником Фёдором Толбухиным напал на шведскую эскадру командора Лешорна. В ходе ожесточённого боя шведы были выбиты с выгодной позиции и потеряли четырёхпушечную яхту, взятую на абордаж. В 1849 году началась Амурская экспедиция Геннадия Невельского на транспорте "Байкал", в ходе которой 3 августа был обнаружен пролив, отделяющий Сахалин от материка и соединяющий воды Татарского пролива с Амурским лиманом. В 1936 году сформирован военно-морской госпиталь Северного флота, ныне - Военно-морской клинический госпиталь МО РФ. В 1942 году в Вашингтоне подписано соглашение между СССР и США о взаимопомощи в войне, закрепив шее обязательство США о поставках СССР материаль но-технической помощи по ленд-лизу. 12 июня День России - государственный праздник Российской Федерации. День принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. В 1880 году спущен на воду первый отечественный мореходный миноносец "Батуми", построенный в Англии для Черноморского флота. В 1930 году родился советский военный моряк подводник, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода тактической группы подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки проливом Дрейка, командир "К-116" Герой Советского Союза капитан 1 ранга Вячеслав Тимо феевич Виноградов. 13 июня В 1904 году крейсера "Россия", "Громобой" и "Рюрик" под командованием вице-адмирала Петра Безобра зова вышли из Владивостока в Корейский пролив и через 2 суток атаковали два японских транспорта. Один из них - "Идзумо-Мару" - потоплен артиллерией. 14 июня В 1871 году родился участник Первой мировой войны, конструктор стрелкового оружия, Герой Социалисти ческого Труда Фёдор Васильевич Токарев. В 1942 году командир 2-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза. Борис Сафонов - лучший советский лётчик-истребитель 1941 - 1942 годов, первым в ходе Великой Отечествен ной войны заслужил звание Герой Советского Союза дважды. В 1995 году бандиты Басаева захватили Будёновск. • * на стrаЖЕ запDлlrы 5 июня 2020 года ==============~(I t~================= покрыIьIЕE РАНАМИ МATPOCbI ПРЕДПОЧИТАЛИ УМИРАТЬ У ОРУДИЙ Боевые корабли Российского флота, созданного Петром 1, за первые два столетия его сущест вования участвовали в 24 крупных морских сражениях и в 23 из них одержали победу. Было проиграно только одно - Цусимское. Об этой трагедии и тяжёлых последствиях для нашей страны следует знать и помнить, хотя бы для того, чтобы не допустить такого вновь. Начало хх века. Япония после заключения мира с Китаем считает себя уни женной и готовится к войне с Россией, рас считывая занять Ляо дунский полуостров И южную Маньчжурию. Заключено соглаше- ние о взаимопомощи с Англией, а США предо ставили огромный за ём, который был на правлен на подготовку вооружённых сил И прежде всего на строи тельство современных боевых кораблей. Россия тоже готови лась к войне, но в царском правительст моряков торгового флота и досрочно выпущенных ка детов Морского корпуса, а " лии не разрешали заходить в свои порты и отказались снабжать русские корабли или производить ремонт ные работы. Эскадру разделили на отряды, которые шли во Владивосток различными путями. Одни, где были ко рабли с малой осадкой, шли через Средиземное море, другие - новые броненосцы чительно превосходящих сил противника. Погода в тот день была пасмурной и туманной, и корабли часто теряли друг друга из виду. Бой то зати хал, то разгорался вновь. Все экипажи русских кораб лей вели его до последней возможности, предпочитая смерть японскому плену. Так, броненосец "Адмирал перевязки/ Посылаешь, а они: -Успеется, после, теперь некогда!-_ Только благодаря самоотвер женности команды мы заставили японские крей сера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя с боль шимкреном-, На эскадренном броне носце "Сысой Великий" был пробит и затоплен погреб с боеприпасами. Артилле рийский квартирмейстер Долинин и матрос 1 статьи Молоков по очереди ныря ли в воду, доставая из зато пленного помещения сна ряды, и подавали их к ору дию, из которого вели огонь по врагу. Можно приводить десятки примеров бесстра шия, преданности России, героического исполнения своего воинского долга во славу российского флага и Отечества. ве недооценили опас ность создавшегося положения и были уве рены, что Япония если и решится на такой шаг, Отряд контр-ад.мирала Д.Г. Фельк .ерза.ма в Порт,Саиде на пути к Цуси.ме. (Открытка начала ХХ века). Ушаков" получил боль шие повреждения и отстал от своей колон ны. Командир корабля капитан 1 ранга Вла димир Николаевич Ми клухо-Маклай решил самостоятельно про рываться во Владивос ток, но был окружён броненосными крей серами японцев, ко торые подняли сигнал, предлагавший сдаться в плен. Русский броне носец сражался до по следнего снаряда, а когда всё возможное к сопротивлению было исчерпано, командир корабля приказал от крыть кингстоны и по гиб вместе с кораБЛёМ. Однако одного героизма матросов и офицеров было недостаточно. Их отвага не помогла спасти эскадру. Экономическая и техничес кая отсталость страны, не подготовленность к войне, крупные просчёты коман дования армии и флота привели царскую Россию к заключению позорного ми ра. В ходе сражения она потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек, захвачено и интернировано 27 боевых кораблей. Из всей эскад ры во Владивосток прор вались лишь крейсер "Ал маз", миноносцы "Бравый" то победа над Страной восходящего солнца будет не сложной, подни мет авторитет империи, даст ей новые колонии и остановит революционное движение в стране. Решающее значение для успеха имело превосходст во на море. Но царское пра вительство не смогло его обеспечить из-за господст вующего в стране бюрокра тизма и пренебрежитель ного отношения чиновничь его аппарата к достижени ям российских учёных И ин женеров в области созда ния и совершенствования оружия и военной техники. Подготовка дальневосточ ного театра военных дей ствий, программа корабле- унтер-Офицеров и матросов - из запасных и новобран цев, прибывших на корабли лишь летом 1904 года. На эскадру возлагались огромные надежды. Пола гали, что она отомстит япон цам за вероломное напа дение на Порт-Артур, ги бель "Варяга" и "Корейца", за неудачи армии и флота. Авторы идеи полагали, что, достигнув места, русские моряки разобьют японский флот и завоюют господство на море, а войска неприя теля, отрезанные от метро полии на территории Китая, будут вынуждены сдаться. Её командующим был назначен начальник Глав- Одного героизма матросов и офицеров было недостаточно. их отвага не помогла спасти эскадру. В ходе сражения она потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек, захвачено и интернировано 27 боевых кораблей строения и сосредоточение сил проводились крайне медленно, соотношение сил между Россией и Япо нией к началу войны было далеко не в нашу пользу. И русская Тихоокеан ская эскадра уступала по количеству и качеству бое вых кораблей - у японцев в основном однотипных, хо рошо при крытых бронёй, обладающих большой ско ростью хода и более ско рострельной и дальнобой ной артиллерией. Отомстить за "Варяга" После гибели в августе 1904 года русской эскадры в Порт-Артуре в Петербурге было принято решение сроч но сформировать на Бал- тике и направить на Даль ний Восток 2-ю Тихоокеан скую эскадру и 1-й отряд Зой Тихоокеанской эскадры. К большому сожалению, объединение, которому пред стояло пройти через два океана, готовили спешно, в сжатые сроки, а недостат ки скрывали или ретуширо вали. Большие трудности возникли с комплектова нием экипажей кораблей. Офицеров зачастую назна чали из мобилизованных • ного морского штаба вице адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Современ ники характеризовали его крайне противоречиво, но сходились в одном: это был человек большой силы во ли с поразительным уме нием владеть собой. Сам Рожественский считал, что посылать эскадру на Даль ний Восток бесполезно, но переубеждать никого не стал, чтобы не говорили, будто он боится трудностей. Младшими флагманами (командирами отрядов) бы ли назначены контр-адми ралы Дмитрий Фелькерзам, командовавший учебно артиллерийским отрядом, и Оскар Энквист - градо начальник Керчи. Ни один из них никогда не командо- вал отрядами боевых ко раблей. На Восток Снарядов корабли полу чили столько, что о прове дении учебно-тренировоч ных стрельб во время пере хода не могло быть и речи. Большие трудности во вре мя почти восьмимесячного пути (свыше 18 тысяч миль) возникали при пополнении запасов углём, водой и про довольствием. Некоторые страны под давлением Анг- с большой осадкой - оги бали Африку с юга. Командующий эскадрой Зиновий Рожественский за время перехода и даже при подходе к месту предпола гаемого боя не проводил инструктажей и постановки задач командирам групп кораблей на случай воз можной встречи с япон скими силами. Не был раз работан план ведения бое вых действий при появле нии противника. Вероятно, верили в то, что "мы и так разобьём японцев". Вице-адмиралом Рожест венским было принято ре шение идти во Владивосток кратчайшим путём через Корейский пролив с его естественной узостью - Цу симским проливом, вблизи которого находились многие базы японского флота. При подходе к нему корабли эскадры были встречены японским кораблём раз ведки, который шёл парал лельным курсом и переда вал своим силам все изме нения в действиях русской эскадры. Однако команды на его уничтожение не по следовало, напротив, рус ские корабли соблюдали режим радиомолчания, что позволяло японцам бес препятственно вести между собой устойчивый радиооб мен, и "японец" сопровож дал эскадру до начала боя. В Цусимском проливе японцы сосредоточили ос новные силы флота под ко мандованием адмирала Того. Помимо преВОСХОДства в количестве и мощи, ско рострельность артиллерии японских кораблей почти в три раза превосходила воз можности русской эскадры. Гибель эскадры 27 мая 1905 года русская эскадра вступила в бой в самом конце сво его трудного про должительного по хода, не имея ни каких данных о про тивнике. После об наружения япон ской эскадры Ро жественский на чал перестраи вать боевой поря док. Флагманский корабль крейсер "Князь Суворов" застопорил ход, а все корабли, иду щие следом за ним, вынуждены были уплотнить строй. Многие, что бы не налететь друг на друга, оста новились на месте. Этот неверный манёвр позволил японцам вести огонь по скученным и неподвижным кораблям русской эскадры. Вскоре "Суворов" в резуль тате мощного, сосредото ченного огня японцев вы шел из строя, а эскадрен ный броненосец "Ослябя" перевернулся и затонул. Управление кораблями эс кадры было потеряно, и каждый из них самостоя тельно отбивался от зна- • В Цусимском сраже- нии ярко проявились высокие боевые качества и величие духа русских офи церов и матросов. Артилле рийский кондуктор Калаш ников с "Сысоя Великого" удачным попаданием сна ряда вызвал большой по жар на японском крейсере "Ивате". Рулевой крейсера "Олег" Белоусов и сигналь- Эскадренныd броненосец "Князь Суваров". щики Чернов и Искрич сво евременно заметили тор педу, выпущенную япон ским миноносцем. Крейсер успел отвернуть, и торпеда прошла мимо. Шедшая в кильватер "Аврора" также была предупреждена сигна льщиками с "Олега" и ус пела уклониться от торпед. Один из офицеров крей сера "Аврора" писал о по ведении матросов в бою: -Наши команды дер жались в бою выше вся кой похвалы. Замеча тельное хладнокровие, находчивость и неустра шимость проявлял каж дый матрос. Золотые люди и сердца! Они забо тились не столько о се бе, сколько о своихкоман дирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ра нами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий, Даже не шли на и "Грозный". Быстроходный крейсер "Изумруд" оторвал ся от преследования, во шёл в залив Святого Влади мира, где в темноте в юж ной бухте у левого берега сел на мель. Не зная обста новки и опасаясь захвата судна японцами, командир решил взорвать корабль. Экипаж крейсера достиг Владивостока по суше. Уже не единожды мор ская сила оказала своё ре шающее влияние на разви тие истории. С уничтожени ем флота исчезла послед няя надежда для России на победу в этой войне. Но и силы японцев были на исходе, а финансовые кредиты иссякли, израсхо дованные прежде всего на новое вооружение и ко рабли. Поставленная цель войны не была достигнута, но правительство страны, оценив обстановку, реши лось на заключение мира. 5 сентября 1905 года был заключён Портсмутский мирный договор. Опыт Русско-японской войны оказал большое вли яние на дальнейшее развитие средств вооружённой борьбы на море и на суше. Остро встали вопросы совершенствования кораблей различных типов и их артиллерийского вооружения, создания качественно новых приборов управления стрельбой, минного и торпедного оружия, средств связи, полевой артил лерии и пулемётов, инженерного оборудования позиций и особенно - военного искусства. Резко возросла численность армии и, соответ ственно, потребности в тыловом обеспечении. В результате обобщения опыта боевых действий в 1908-1910 годах была проведена реорганизация армии и флота, приняты и внедрены новые Боевые уставы. В 1910 году майор Саксонского генерального штаба Леффлер о событияхэтого периода в ·Стра тегических и тактических уроках Русско-японской войны· писал: •... Беспечность к будущему, недо статок сознания долга ... отсутствие чувства ответственности перед своей совестью и народом ... не могли не отразиться на армии ... - Подготовил Владu.мир ПЕХОТНЫЙ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz