На страже Заполярья. 2020 год. Июнь.

4 стр. на стraЖЕ заПОЛIFЬИ СЛОВНО НИТОЧКА С ИГОЛОЧКОЙ Где боевые кораблн CeBepHoro флота, там н суда обесnеченнн • тру.женu1СU .моря ~ Надёжный, верный, всегда готовый выполнить пост~в- ленные задачи, имеющии в своём составе профессиональный коллектив единомыш­ ленников, в круглосуточном режиме несущий дежурство на своих постах - это всё о вспомогательном флоте Северного флота. Сегодня суда обеспечения вместе с боевыми кораблями бороздят просторы Мирового океана и акваторию Арктики, обеспечивая тем самым выполнение задач, стоящих перед ВМФ России. Стиценко и его подчинённых. Большой морской сухогруз­ ный транспорт "Яуза" привлекал­ ся к проведению прошлогоднего учения Северного флота на плато Путорана, доставив в за­ данный район почти сотню еди­ ниц боевой техники и большое количество личного состава. 5 июня 2020 года Полтора года назад на долж­ ность начальника вспомога­ тельного флота Северного флота был назначен капитан 1 ранга Александр ЧухраЙ. Его преды­ дущее место службы - вспомо­ гательный флот Западного воен­ ного округа. Тем не менее Коль­ ский Север для Александра Ана­ тольевича далеко не чужой, он отлично знает его специфику, ведь в своё время служил на кораблях 7-й оперативной эс­ кадры СФ. начальника вспомфлота приш­ лась как раз кстати. Профес­ сиональные и личностные ка- ренней работы. Необходимо бы­ ло наладить и чёткое взаимо­ действие с воинскими частями, соединениями и объединения­ ми Северного флота, что и было сделано в установленные сроки. При этом ни на минуту не ос­ танавливалась жизнедеятель­ ность вспомогательного флота. Здесь нужно отдать должное профессионализму каждого слу­ жащего - от капитанов судов до матросов, которые ответственно и со знанием дела обеспечивали выполнение поставленных за- Среди капитанов морских буксиров особо заметен труд Владимира Рогожина (МБ-12), Сергея Мохнатова (МБ- 56) и Александра Кожура (МБ-110). Вошёл в историю и кругосвет­ ный поход сорокалетнего сред­ него морского танкера "Кама", по итогам которого капитан Михаил Суханов стал победителем в номинации "Труженик моря" всероссийского фестиваля "Ар­ мия России-2019". Большой морской танкер "Сергей Осипов" обеспечивал выполнение задач боевыми кораблями в ближней морской зоне и в районе Север­ ного морского пути. Ко.манда большого .морского танкера "cepzed Осипов" под руководство.м капитана Игоря Молчанова де.монстрирует СБОи nрофессионализ.м при каждо.м выходе в .море. Потом волею судеб ушёл во вспомогательный флот на Бал­ тику, где за семь лет прошёл ступени командира дивизиона, начальника штаба и командира бригады. Это было в ту пору, когда Северный флот входил в состав ЗВО, и у офицера была возмож­ ность хорошо узнать структуру, которую в будущем ему пред­ стояло возглавить. Правда, тогда он не предполагал, что жизнь вновь вернёт его в Заполярье, но когда получил предложение занять нынешнюю должность, без колебаний согласился. Специалисты танкера "Акаде.мик Пашин "усnешно освоили новые образцы ;мектронных средств управления жизне­ обеспечения и контроля состояния судна. чества, организаторские способ­ ности и авторитет офицера как нельзя лучше соответствовали высоким требованиям началь­ ников. дач, - отмечает Александр Ана­ тольевич. А в целом нужно отметить, что эти вспомогательные суда-ста­ рожилы, которые можно по пра­ ву назвать трудяжками-работяж­ ками, остаются в строю благо­ даря тому, что на них работают люди, до глубины души пре­ данные своему делу. - Я застал то время, когда боевые корабли не ходили в море, а вместе с ними без дела простаивали у причалов и суда вспомогательного флота, - вспо- не всегда. Причина банальная - низкая заработная плата граж­ данского персонала. В то же время по требова­ ниям, предъявляемым к вспо­ могательным судам, их можно приравнять к боевым кораблям. Работа во вспомогательном флоте сама по себе достаточно напряжённая. Когда сюда после учебного заведения приходит молодой специалист, то его вновь ждёт обучение, но уже тому, что не преподавалось в колледжах или университетах. Ведь здесь повседневная орга­ низация практически такая же, как и у военных моряков. Сна­ чала идёт подготовка в своём подразделении, потом в коман­ де. Дальше сдаётся курсовая задача, после чего экипаж до­ пускается к выходу в море. ми стоящими задачами. - Совместное маневрирова­ ние, передача грузов, взятие на буксир, буксировка - все эти эле­ менты обязательны к отработ­ ке во время сдачи курсовой за­ дачи, - рассказывает капитан 1 ранга Александр ЧухраЙ. - По­ мимо этого, вспомогательный флот обеспечивает в море артил­ лерийские и ракетные стрель­ бы боевых кораблей и береговых соединений Северного флота, а потому судно-мишень - это от­ дельная единица в составе под­ разделения. Бывает, что артил­ леристы и ракетчики переусерд­ ствуют в своём старании, тогда за дело берутся специалисты вспо­ могательного флота и возвра­ щают в строй судно специально­ го назначения. Им, кстати, всё под силу. Кандидатура капитана 1 ранга Александра Чухрая на должность - Прежде всего на первый план вышла организация внут- Не секрет, что сегодня в соста­ ве вспомогательного флота не­ сут службу немало судов совет­ ской постройки. Их возраст ис­ числяется несколькими деся- тилетиями. Но при этом их фактическое техническое состояние позволяет вы­ полнять задачи как в бли­ жней морской зоне, так и на большом удавлении от родных берегов. За последние несколько лет вспомогательный флот Северного флота пополнился новыми судами, которые сразу же стали незаменимыми помощниками в обеспечении мероприятий боевой подготовки минает капитан 1 ранга Алек­ сандр ЧухраЙ. - Была тревога, что гражданские специалисты по­ теряют навыки или вовсе уйдут, но опасения оказались напрас­ ны. Благодаря капитанам и спе­ циалистам, кто остался предан вспомогательному флоту (а это люди с большим стажем и опы­ том), удалось быстро восста­ новить работоспособность кол­ лективов. Поэтому мы всегда обеспечивали и обеспечиваем потребности Северного флота. Неза.мени.мы.м nо.мощни"о.м в обеспечении .мероприятии боевои nодгоmo61Си является .многофу""щиональное судна ты.лооого обеспечения "Эльбрус". В числе возрастных ''удар­ ников" вспомогательного флота килекторное тран­ спортное судно КИЛ-22. В прошлом году его команда во главе с капитаном Оле­ гом Новоселовым в пол­ ном объёме обеспечивала боевую подготовку сил фло­ та. Его собрат КИЛ-31 тру­ дился на северном завозе и в установленные сроки справился с задачей, в чём большую роль сыграли блес­ тящие организаторские спо­ собности и повышенное чувство ответственности капитана судна Сергея Да, наставники-профессио­ налы важны в любой сфере. Свой бесценный опыт, навыки и уме­ ния они готовы передавать мо­ лодёжи и делают это с большим удовольствием. Но, к сожале­ нию, новичков удаётся удержать Не все гражданские специа­ листы это понимают, не всех это устраивает. Бывает, что физичес­ ки и психологически тяжело, не выдерживают, ведь и дальние походы дают о себе знать. Че­ ловеку военному, привычному к этой обстановке, проще, он приу­ чен к уставному порядку, в воен­ ных учебных заведениях к этому готовят несколько ле~ а вот людям гражданским после сту­ денческой вольницы подстро­ иться под ситуацию сложнее. Тем не менее костяк единомыш­ ленников есть, остаётся везде, и можно утверждать, что коллек­ тивы во вспомогательном флоте дружные, профессиональные, в большинстве своём устойчивые, иначе не справились бы со все- ============~~I '~~============ - Прибыв на об- -+ ластной сборный пункт, ребята в те­ чение суток с соб­ людением всех правил безо­ пасности прошли необходи­ мые процедуры: очередное медицинское освидетельство­ вание по годности к прохож­ дению службы в Вооружённых силах, профессионально-пси­ хологический от­ бор, получили пер­ сональные элек- ro=~Fri тронные банков­ ские карты, - рас­ сказывает воен­ ный комиссар Мурманской об­ ласти полковник J~=-"';;;; Олег Хамов. Каждый из мо­ лодых людей про­ шёл двойное тес­ тирование на ко­ ронавирусную ин­ фекцию, одно из которых осуществлялось не­ посредственно на сборном пункте. Все анализы показали отрицательный результат. Тес­ тированию подверглись, в том числе, военнослужащие и сот­ рудники военкоматов, имев­ шие с ними непосредственный контакт. - Опасаться не за что, наша армия очень хорошо борется с распространением корона­ вируса, - делится впечатлени­ ями новобранец Иван Мохов. - Нас постоянно проверяют, перчатки и маски меняются регулярно. Мама, конечно, всё равно очень волнуется, но, как вы знаете, это свойственно всем мамам. Однако какого­ то особого страха не испыты­ вает никто. Напутственное слово перед отправкой первой команды призывников произнёС на­ чальник организационно-мо­ билизационного управления штаба Северного флота контр­ адмирал Дмитрий Смирнов. Дмитрий Анатольевич подчер­ кнул, что на Северном флоте созданы самые благоприят­ ные условия для прохождения военной службы по призыву, • ОТСЧЁТ ПОШЁJI Особых трудностей nрнзыв в условннх nандемнн не вызвал которая составит всего один год и пролетит незаметно. - Занесение коронавирус­ ной инфекции в войска и силы СФ через прибывающее мо­ лодое пополнение в данный момент полностью исключе­ но, - отмечает контр-адмирал. - Особых сложностей прове­ дение призыва в условиях пан- демии не вызвало, так как все организационные и профи­ лактические мероприятия Ге­ неральным штабом и коман­ дованием СФ были осущест­ влены заблаговременно. Пе­ ревозка призывников также максимально сокращена и оптимизирована. Однако мо- не здоровья, гигиене и сани­ тарно-эпидемиологическому режиму. Всего из Мурманской об­ ласти в ходе весен­ /Г~~~~ него призыва в Во­ оружённые силы на­ правятся около 800 человек. Более 60% из них будут прохо­ дить службу в воин­ ских частях и на ко­ раблях Северного флота. - Куда конкретно отправят служить, пока не знаю. Из­ вестно только, что это будут войска про­ тивовоздушной обо- роны, - с улыбкой отмечает новобранец Максим Щетинин. - Без поддержки родных и близких в такой момент, ко­ нечно, немного грустно, но что же поделать? В целом на- строение и физическое сос­ тояние отличные. Отсчёт по­ шёл, сегодня начинается мой первый день из 365. Приказом военного комис­ сариата всем военнослужа­ щим, проходящим службу по призыву, было присвоено их первое воинское звание - ря- лодым людям И дальше пред- довоЙ. стоит безукоризненно соблю- АнаcmacuяРОГОВАН. дать все требования по охра- Фото автора. • ~ 00 ,оозggg",,,,зg~g~'000~~·~1 , Новую модель бомбарди­ ровщика пока условно наз­ вали Су-34М или Су-34 НВО. Оборудование комплекса "Сыч" позволит как засекать работу радиостанций и радио­ локаторов за сотни километ- 0ОО11110101010101 0 ы . ~ ф ВОЕННО- ~~ о ТЕХНИЧЕСИИЕНОВОСТИ ТУРЦИЯ ЗАКУПАЕТ Турция заказала у Российской Федерации вооружения на общую сумму один миллиард долларов. Ранее данные, свидетельствующие о масштабах военных поставок Анкаре российского оружия, не публиковались. - В начале мая турецкие военные приступ или к эксплуатации зенит­ ных ракетных комплексов С-400, поставка которых завершилась ещё в прошлом году. Помимо систем ПВО, Анкара получала российские военные вертолёты и некоторые виды сухопутной техники. Сейчас рассматривается вопрос о закупке многоцелевых сверхманёвренных истребителей поколения 4++ Су-35, а также участие Турции в произ­ водстве С-400. "УТЯТА" и "СЫЧ" ДО 2027 года Минобороны полу­ чит 76 новых модернизированных бомбардировщиков Су-34. Воен­ ный эксперт и директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов рассказал, чем самолёты будут отличаться от своих предшественников, и почему воен­ нослужащие называют их "Утятами". - В модернизированной версии будет улучшено прицельное обору­ дование, установят новейший под­ весной комплекс разведки "Сыч". Он применяется для радиотехни­ ческой, радиолокационной и опти­ ческой разведки. Главная особен­ ность Су-34 в том, что он может выполнять задачи не только фрон­ тового бомбардировщика, но и истребителя. А после установки "Сыча" сможет стать ещё и само­ лётом-разведчиком, - объяснил специалист. Минобороны России пока не заключило контракт с компанией "Сухой", которая занимается произ­ водством истребителей. Однако некоторые детали уже согласова­ ны: во второй половине 2020 года на завод поступят первые узлы для сборки. Ежегодно до 2027 года концерн будет выпускать от восьми до 14 самолётов. ров, так и определять их ко­ ординаты. С такими подвес­ ными контейнерами Су-34 не по­ теряет "зрение" даже ночью сквозь плотные облака. - Вместо "Сыча" на истребитель­ бомбардировщик можно будет подвесить комплексы радиолока­ ционной борьбы или ракеты, - добавил Кнутов. Благодаря этому усовершенствованный самолёт станет универсальной боевой ма­ шиной, которая может переклю­ чаться на различные сценарии ведения боя. - Вообще у самих лётчиков отно­ шение к этой машине (Су-34) очень хорошее. Он даже получил прозви­ ще "Утёнок" за своеобразную и узнаваемую носовую часть. В своём классе это один из лучших самолё­ тов на сегодняшний день. Я думаю, что те доработки, которые сделают сейчас, позволят его вывести в разряд лучших, - заключил военный эксперт. Глава Объединённой авиастро­ ительной корпорации Юрий Слю­ сарев в декабре прошлого года сообщал, что боевые возможности модернизированного Су-34 будут увеличены в два раза. К 2030 году в арсенале у Вооружённых сил Рос­ сии будет около 300 новейших бомбардировщиков. НА ПОЛПУТИ К УСПЕХУ С 2009 года ПАО "Туполев" и другие предприятия отрасли вели работы по Перспективному авиа­ ционному комплексу дальней авиа­ ции (ПАК ДА). К настоящему вре­ мени проектные работы завер- • За последние несколько лет вспомогательный флот Север­ ного флота пополнился новыми судами, которые сразу же стали незаменимыми помощниками в обеспечении мероприятий бое­ вой подготовки. Это ледокол "Илья Муромец", уникальное мно­ гофункциональное судно тылово­ го обеспечения "Эльбрус", суда комплексного портового обслужи­ вания "Умба" и "Печа", новейшие плавучие краны, способные вы­ полнять все виды грузоподъём­ ных работ. А недавно Северный флот принял в свои ряды и мор­ ской танкер "Академик Пашин", который уже вовсю выполняет задачи по предназначению. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора. шились, И программа переходит на новый этап. Теперь главной за­ дачей её участников является стро­ ительство опытного бомбардиров­ щика для проведения испытаний. 26 мая информагентство ТАСС сообщило о запуске строительства опытного самолёта. Информация об этом была получена от двух неназванных источников в оборон­ ной промышленности. По данным одного из источников, к настояще­ му времени завершена разработка рабочей конструкторской доку­ ментаЦИИ,её уже передали на производство. Один из авиазаводов Объе­ динённой авиастроительной корпорации получает необ­ ходимые материалы и теперь должен заняться изготовле­ нием элементов планера. В последние годы имели место отрывочные сообще­ ния о тех или иных техничес­ ких особенностях будущего ПАК ДА. Всё это позволяет представить облик самолёта, хотя и без особых подробностей. Также известна будущая роль такой тех­ ники в войсках. Сообщается, что ПАК ДА будет представлять собой дозвуковой малозаметный бомбардировщик­ ракетоносец, построенный по схе­ ме "летающее крыло". Такая кон­ струкция позволяет получить не­ который прирост характеристик в сравнении с существующими об­ разцами дальней авиации. К при­ меру, максимальная продолжи­ тельность полёта должна превы­ шать 30 часов, а дальность без до­ заправки достигнет 15 тысяч кило­ метров. ПАК ДА должен нести перспек­ тивную авионику с открытой архи­ тектурой. Это обеспечит получе­ ние нужных характеристик, а также упростит дальнейшие модерниза­ ции. В прессе сообщается об уни­ фикации аппаратуры ПАК ДА, Ту-22М3М и Ту-160М2. Такжеупоми­ нается возможное использование сложного комплекса систем об­ зора, обеспечивающего наблюде­ ние за всем окружающим прост­ ранством. Начатое строительство займёт менее двух лет, после чего стартуют наземные и лётные испытания. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz