На страже Заполярья. 2020 год. Июль.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 6 июля В 1899 году состоялась церемония открытия порта Александровск-на-Мурмане, впоследствии - главная база флотилии Северного Ледовитого океана и Север ного флота, ныне - город воинской славы Полярный. В 1921 году родился заместитель командира эскад рильи 255-го истребительного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Пётр Алексе евич Рассадкин. В 1941 году корабли Северного флота высадили на восточный берег губы Большая Западная Лица Барен цева моря в бухте Нерпичья первый в Заполярье мор ской тактический десант численностью 529 человек. Вслед за этим для отражения прорыва немецких войск к Мурманску начались действия по высадке более крупных сил десанта. В их состав входили: 325-й стрелковый полк (1350 человек), стрелковый батальон 205-го стрелкового полка, батальон пограничников и 2 отряда моряков (850 человек). В результате действий десантов к 16 июля противник был отброшен на ис ходные позиции. В 1976 году на вооружение принят разработанный в СКБ-2 Кировского завода газотурбинный основной танк Т-80. 7 июля День воинский славы России. День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (1770 год). В 1911 году родился помощник командира 78-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза капитан Сергей Георгиевич Курзенков. В 1914 году началось завершённое 16 сентября 1915 года в Архангельске первое сквозное плавание с востока на запад по Северному морскому пути. Из Владивостока вышли два ледокольных парохода "Таймыр" и "ВаЙгач". Руководил экспедицией исследователь Арктики Борис Андреевич ВилькицкиЙ. 8 июля Памятная дата России. День Петра и Февронии - День семьи, любви и верности. В 1767 году родился адмирал Павел Васильевич Чичагов, с 1807 года - морской министр, с 1812-го - главнокомандующий Дунайской армией. В Отечествен ную войну 1812 года командовал 3-й армией, пре следовавшей отступающих французов. В 1935 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Севастья нов. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание "Мать-героиня". В 1982 году торжественно открыт музей-панорама "Сталинградская битва". Полотно панорамы написано художниками Студии им. М.Б.Грекова и изображает мо мент соединения войск 21-й и 62-й армий Донского фронта на склонах Мамаева кургана 26 января 1943 года. 9 июля В 1828 году во время Русско-турецкой войны 1828- 1829 гг. перед русскими войсками графа Ивана Фё доровича Паскевича капитулировала мощная турецкая крепость Эрзурум. За эту победу граф Паскевич был награждён орденом Святого Георгия I степени. В 1912 году из Александровска-на-Мурмане на парусно-моторной шхуне "Геркулес" вышла экспедиция Владимира Александровича Русанова, цель которой - пройти из Атлантического океана в Тихий. 1968 год - начало командно-штабного учения "Се вер-68", в котором приняли участие штабы военно-мор ских флотов ГДР, ПНр, советских Балтийского и Север ного флотов. Для обозначения фактических действий сторон от союзных флотов были выделены атомные и дизельные подводные лодки, ракетные, противолодоч ные, торпедные и десантные корабли и катера, траль щики, морская авиация, силы и средства ПВО, вспо могательные суда и морская пехота, всего - свыше 300 боевых кораблей и судов и около 500 самолётов и вер толётов. Район учения охватывал северную часть Атлан тического океана, Норвежское, Северное, Баренцево и Балтийское моря. 10 июля День воинской славы России. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год). В 1765 году родился российский полководец герой Отечественной войны 1812 года генерал от инфатерии князь Пётр Иванович Багратион. 1918 год - учреждён первый советский Военно морской флаг. 90 лет назад начался советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. В 1941 году началось Смоленское сражение. В 1942 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Пётр Ильич Климук. 11 июля В 1916 году командующим Черноморским флотом с производством В вице-адмиралы назначен Александр Васильевич Колчак. В 1967 году десант от 61-го отдельного полка морской пехоты Северного флота убыл на первую боевую службу. 12 ИЮЛЯ В 1754 году Михайло Ломоносов продемонстрировал аэродинамическую машинку - модель вертолёта с двумя противоположными вращающимися лопастями. 1933 год - начало полярной экспедиции на пароходе "Челюскин". В 1937 году с 12 по 14 июля состоялся второй транс арктический перелёт из СССР в США через Северный полюс, выполненный советскими лётчиками Михаилом Громовым, Андреем Юмашевым и Сергеем Данилиным на самолёте АНТ -25. В 1941 году в районе мыса Святой Нос сторожевой корабль "Бриллиант" впервые на Севере таранил и тяжело повредил немецкую подводную лодку "U-81". В 1943 году в ходе Курской битвы в районе Прохоровки произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение. В 2002 году с российской атомной подводной лодки "Рязань" Тихоокеанского флота запущен уникальный космический аппарат "Демонстратор-2". • на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 3 июля 2020 года 30ПОТЫЕ 3B~3ДЫ годаря умелым и гра мотным действиям капитана 3 ранга Ива на Морозова авария была быстро ликви дирована. За прояв АТОМНАЯ ВАХТА CeBepHOrO фпота Будущий заместитель на чальника электромехани ческой службы по спец энергоустановкам 3-й диви зии атомных подводных лодок Северного флота инженер-капитан 2 ран ленное мужество и высо чайший профессионализм он был награждён орденом Ленина. ник политуправления Се верного флота вице-адми рал Николай Витальевич Усенко, который в ту пору был заместителем коман дира атомохода по полит части, напишет: ханики-атомщики подвига в своём труде не видели. Вот что рассказывал о походе Иван Фёдорович: жил главным корабельным инженером Балтийского флота, советником флаг манского инженер-меха ника ВМФ Народной Респуб лики Ангола. С 1981 года - начальник группы - испы татель, а затем замести тель начальника военного представительства Мини стерства обороны СССР на Адмиралтейском произ водственном объединении в Ленинграде. га Морозов Иван Фёдо рович родился 3 июля 1930 года в деревне Са вёлово Кимрского райо на ныне Тверской об ласти в семье рабочего сапожника. В 1931 году семья переехала в Ле нинград. Во время войны Морозовым пришлось пережить первую бло кадную зиму, сестра Ива "... Совсем недавно Мо розов возглавлял электро механическую часть на на шем атомоходе. С самого рождения корабля, с того момента, когда сформи ровался экипаж, он руково дил здесь коллективом специалистов по управле нию ядерным реактором, сложными системами энер гетики и живучести атомной подводной лодки. - Работа во время похода у нас, механиков-специа листов, была самая обыден ная: несли вахту, проводи ли учебные занятия, про веряли работоспособность техники в различных усло виях, выполняли ряд специ фических работ. Вместе с тем пришлось выполнить и эксперименты, которые на практике подтвердили вы сокие технические возмож ности лодки, позволили вы яснить новые решения для её совершенствования. В июле 1989 года капи тан 1 ранга Морозов ушёл в запас, но и "на гражданке" не сидел сложа руки. Рабо тал в том же военном пред ставительстве, активно участвовал в общественной жизни, был членом пре зидиума объединённого со вета организаций ветера нов-подводников ВМФ, со вета ветеранов дивизии подводных лодок Северно гофлота. на умерла от голода, а отец погиб, сражаясь в ополчении. В 1950 году Иван по ступил в Высшее военно морское инженерное ор дена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинс кого в Ленинграде, в 1954-м переведён в Высшее военно-морское инженерное училище под водного плавания в Сева стополь, которое окончил в 1956 году. repod Советского Союза капитан 1 ранга Иван Фё дорович Морозов. - Мне очень хочется пойти в это плавание,- сказал при очередной нашей встрече Иван Фёдорович.- Когда на ша лодка (он всегда говорил "наша") уходит в море даже ненадолго, а я остаюсь на берегу, у меня на душе нехо рошо делается, подумав, решительно заявил: - Буду проситься, дойду до боль шого начальства. По-иному расценило подвиг моряка-подводника правительство страны. Ука зом Президиума Верховно го Совета СССР от 23 мая 1966 года за успешное вы полнение специального за дания и проявленные при этом мужество и отвагу ин женер-капитану 2 ранга бы ло присвоено звание Герой Жил в городе-герое Ле нинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург). Умер 4 С 1956 по 1961 год слу жил на Северном флоте командиром БЧ-5 подвод ной лодки "Б-76". В апреле 1959 года, выполняя ответ ственное задание, подвод ная лодка во время пла вания подо льдами Арктики изучала ледовую обстанов ку. Все системы и механиз мы БЧ работали на задан ных режимах надёжно, жи вучесть корабля была обес печена. В начале 1966 года груп па атомных подводных ло док Северного флота гото вилась к первому в истории советского ВМФ трансоке анскому переходу с Север ного на Тихоокеанский флот. Идти предполагалось вокруг Южной Америки про ливом Дрейка. В то время инженер-капитан 2 ранга Иван Фёдорович Морозов служил В штабе флота. Но ему захотелось быть среди подводников, с которыми давно сдружился, побывал в дальних плаваниях, снова заступить на трудную атом нуювахту. Мне тоже очень хотелось, чтобы Мо розова послали в поход. Мы вместе прошли не одну ты сячу миль, по-това рищески сблизи лись, достигли того уровня взаимопони мания, когда без лишних слов могли решать самые слож ные задачи. Глав ное же, конечно, широкая техничес кая эрудиция и большой инженер ный опыт Ивана Фё доровича. Иметь та кого человека на борту в трудном пла вании - ещё одна га рантия успеха". За время труд нейшего длитель- ного похода во мно- Ато.мная подводная .лодка "К·133". В январе 1961 года Мо розов переходит служить в 3-ю дивизию 1-й флотилии АПЛ Северного флота и уже через полтора года ста новится участником пер вого автономного похода атомохода в экваториаль ные широты. Плавание было отнюдь не безоблачным. 17 августа 1963 года на корабле прои зошла авария парогенера тора левого борта. Бла- Командование флота пошло навстречу опытному офицеру, и он отправился в поход на подводной лодке "К-133", которой коман довал капитан 2 ранга Лев Столяров. В походе мате риальная часть работала устойчиво. "К-133" прошла 20045,6 мили, из них в под водном положении 19899,6 мили. гом благодаря успешной работе специалистов БЧ-5 ни одна лодка не отстала, ни на одной не было серь ёзных технических повреж дений. Впрочем, сами ме- Советского Союза с вруче нием ордена Ленина и ме дали "Золотая Звезда". февраля 2014 года. Похо ронен на Смоленском пра вославном кладбище в Санкт-Петербурге. В своих мемуарах "Оке анский максимум" началь- После окончания в 1971 году Военно-морской ака демии Иван Фёдорович слу- Подготови.л TepeHmud МИНАКОВ. ЯВЛЕНИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА 250 лет со дна рожденна геннального корабела в Архангельске, по дороrе к храму Соломбальскоrо кладбища, находится моrила, на памятнике высечена надпись: "На сем месте поrpебено тело усопmаrо раба Бо:ж:ия Ero Превосходительства r. Генерал Майора и Кавалера Андрея Михайловича Курочкина родивmаrося 1770 roд июля 4 дня поступивmаro на службу 1779-ro. Из спущенных на воду за все время в Арханrельском адмирал тействе 165 линкоров и фреrатов покойный построил 45". л ндрей не был уроженцем Архангельска. Он М. родился в Новгородской губернии. Там квартировал полк, в котором унтер-офицером служил его отец. После переезда в Петербург в 1779 году парнишку зачислили канониром 1-й статьи в морскую артиллерию. В 13 лет он сам добился зачисления в Главное адмиралтейство тиммерманским (старшего корабельного плот ника) учеником. Уже первые его наставники быстро поняли, что подросток необычайно одарён от при роды - обладает феноменальной памятью, удивительной для возраста смекалис тостью и способностью к рисованию. императора Александра I особую награду - бриллиантовый перстень и был награждён крупной денежной премиеЙ. И сторики подтверждают, что за почти полу вековой период работы Курочкин построил около 90 разных военных и транспортных судов, в том числе 45 линейных кораблей и фрегатов, а также один пароход. Подобной результатив ностью не отличалось творчество ни одного из отечественных кораблестроителей ни до, ни после него. •... иМелиСь и весьма удачные проекты, - писал, оценивая состояние флота, автор Основу строярусских кораб.леd в Наваринско.м сражении соcmав.ля.ли корабли, построенные КУРОЧ1Сины.м. Науку судостроения Андрей постигал под руководством корабельных мастеров Ивана Ямеса, который вместе с Игнатием Ивановым строил 74-пушечный линейный корабль "Святая Елена", спущенный на воду 6 сентября 1785 года, и Кольманом, строившим 100-пушечный линейный корабль "Двенадцать апостолов". В 20 лет его произвели в корабельные под мастерья, доверили быть помощником кора бельного мастера, а следом и самому позво лили создавать малые корабли. В 1800 году Андрей Курочкин уже корабель ный мастер и стал главным кораблестроителем Ревельского порта, а в 1803 году получил назначение в Архангельское адмиралтейство, и в 1804-м построил по собственному чертежу свой первый 74-пушечный линейный корабль "Сильный". За его постройку он получил от • ·Писем морского офицера 1806-1809 гг.· капитан-лейтенант Павел Иванович Пана фидин. - Корабль ·СильныЙ· отлично ходил в попутные ветры, построен в Архан гельске из лиственницы·. А вот мнение военного писателя генерал майора Владимира Богдановича Броневского: ·Ярослав·, ·Москва·, ·Св. Пётр·, ·Киль дюин·." Первые три корабля и фрегат по строены мастером Курочкиным в Архан гельске, и хотя не столь красивой наруж ности, но имеют все добрые качества военного корабля·, Именно Андрей Михайлович в первой тре ти XIX века обеспечил Балтийский флот дву мя самыми крупными в истории парусного кораблестроения в России сериями "рабочих лошадок" - двухпалубных 74-пушечных линей- • ных кораблей "Селафаил" и "Иезекииль". Корабли типа "Селафаил" - наиболее много численная серия (23 единицы) 74-пушечных кораблей. Они отличались прочностью и пре красными ходовыми качествами. Головной корабль построен на новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга Иваном Амосовым, осталь ные - на Соломбальской верфи Андреем Куроч- киным. Воспользовавшись правами контролёра, Курочкин распорядился изготовлять в Архан гельском порту бочки для хранения на кораблях питьевой воды не из лиственницы, а из лучших сортов дуба. Они обеспечивали её лучшую сохранность в дальних рейсах и тем самым предохраняли моряков от многих заболеваний. Андрей Михайлович доказал, что четырёх гранные гвозди лучше обеспечивают прочность деревянных корпусов, морское ведомство приняло это предложение и распространило его на все адмиралтейства страны. Кроме этого, он применил диагональный способ скрепления деталей набора корпуса, расположив трюмные ридерсы - толстые брусья, служащие для укрепления внутренних стен корабля, под углом 45 градусов к килю, а для скрепления элементов конструкции предложил использовать желез ные болты вместо деревянных нагелей. При обшивке корабля лиственничными доска ми Курочкин употреблял лишь медные болты, а саму обшивку покрывал снаружи медными листами. Много забот корабелам доставляла обра зовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов бара - песчаная подводная отмель в устье Северной Двины. Для вывода в море кораблей Курочкин применил самостоя тельно сконструированные подъёмные понтоны, которые подводились под корму. А позже - в 1825 году построил в Соломбале предназначавшееся для проводки кораблей через двинской бар первое паровое судно. Это был 60-сильный колёсный пароход "ЛёгкиЙ". Н аибольшей удачей Андрея Михайловича Курочкина был построенный им по соб ственным чертежам 74-пушечный линейный корабль "Святослав". Адмиралтейств-коллегия даже вынесла решение: ·Чтобы подлинный чертёж 74-пушечного корабля архангельского строения был вы гравирован на медной доске для сохранения его и впредь в неизменности от разных случаев с копировок·, В 1806 году после смерти престарелого ко рабельного мастера Степана Поспелова Андрей Курочкин был назначен главным инспектором Архангельского порта. В течение последующих 20 лет он возглавлял всё кораблестроение на Севере. То была эпоха наполеоновских войн, когда объединённая "корсиканским чудовищем" Европа готовилась поломать национальный характер России, сделать её экономику второсте пенным придатком и приковать к себе. Редкий •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz