На страже Заполярья. 2020 год. Июль.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 6 июля В 1899 году состоялась церемония открытия порта Александровск-на-Мурмане, впоследствии - главная база флотилии Северного Ледовитого океана и Север­ ного флота, ныне - город воинской славы Полярный. В 1921 году родился заместитель командира эскад­ рильи 255-го истребительного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Пётр Алексе­ евич Рассадкин. В 1941 году корабли Северного флота высадили на восточный берег губы Большая Западная Лица Барен­ цева моря в бухте Нерпичья первый в Заполярье мор­ ской тактический десант численностью 529 человек. Вслед за этим для отражения прорыва немецких войск к Мурманску начались действия по высадке более крупных сил десанта. В их состав входили: 325-й стрелковый полк (1350 человек), стрелковый батальон 205-го стрелкового полка, батальон пограничников и 2 отряда моряков (850 человек). В результате действий десантов к 16 июля противник был отброшен на ис­ ходные позиции. В 1976 году на вооружение принят разработанный в СКБ-2 Кировского завода газотурбинный основной танк Т-80. 7 июля День воинский славы России. День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (1770 год). В 1911 году родился помощник командира 78-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза капитан Сергей Георгиевич Курзенков. В 1914 году началось завершённое 16 сентября 1915 года в Архангельске первое сквозное плавание с востока на запад по Северному морскому пути. Из Владивостока вышли два ледокольных парохода "Таймыр" и "ВаЙгач". Руководил экспедицией исследователь Арктики Борис Андреевич ВилькицкиЙ. 8 июля Памятная дата России. День Петра и Февронии - День семьи, любви и верности. В 1767 году родился адмирал Павел Васильевич Чичагов, с 1807 года - морской министр, с 1812-го - главнокомандующий Дунайской армией. В Отечествен­ ную войну 1812 года командовал 3-й армией, пре­ следовавшей отступающих французов. В 1935 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Севастья­ нов. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание "Мать-героиня". В 1982 году торжественно открыт музей-панорама "Сталинградская битва". Полотно панорамы написано художниками Студии им. М.Б.Грекова и изображает мо­ мент соединения войск 21-й и 62-й армий Донского фронта на склонах Мамаева кургана 26 января 1943 года. 9 июля В 1828 году во время Русско-турецкой войны 1828- 1829 гг. перед русскими войсками графа Ивана Фё­ доровича Паскевича капитулировала мощная турецкая крепость Эрзурум. За эту победу граф Паскевич был награждён орденом Святого Георгия I степени. В 1912 году из Александровска-на-Мурмане на парусно-моторной шхуне "Геркулес" вышла экспедиция Владимира Александровича Русанова, цель которой - пройти из Атлантического океана в Тихий. 1968 год - начало командно-штабного учения "Се­ вер-68", в котором приняли участие штабы военно-мор­ ских флотов ГДР, ПНр, советских Балтийского и Север­ ного флотов. Для обозначения фактических действий сторон от союзных флотов были выделены атомные и дизельные подводные лодки, ракетные, противолодоч­ ные, торпедные и десантные корабли и катера, траль­ щики, морская авиация, силы и средства ПВО, вспо­ могательные суда и морская пехота, всего - свыше 300 боевых кораблей и судов и около 500 самолётов и вер­ толётов. Район учения охватывал северную часть Атлан­ тического океана, Норвежское, Северное, Баренцево и Балтийское моря. 10 июля День воинской славы России. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год). В 1765 году родился российский полководец герой Отечественной войны 1812 года генерал от инфатерии князь Пётр Иванович Багратион. 1918 год - учреждён первый советский Военно­ морской флаг. 90 лет назад начался советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. В 1941 году началось Смоленское сражение. В 1942 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Пётр Ильич Климук. 11 июля В 1916 году командующим Черноморским флотом с производством В вице-адмиралы назначен Александр Васильевич Колчак. В 1967 году десант от 61-го отдельного полка морской пехоты Северного флота убыл на первую боевую службу. 12 ИЮЛЯ В 1754 году Михайло Ломоносов продемонстрировал аэродинамическую машинку - модель вертолёта с двумя противоположными вращающимися лопастями. 1933 год - начало полярной экспедиции на пароходе "Челюскин". В 1937 году с 12 по 14 июля состоялся второй транс­ арктический перелёт из СССР в США через Северный полюс, выполненный советскими лётчиками Михаилом Громовым, Андреем Юмашевым и Сергеем Данилиным на самолёте АНТ -25. В 1941 году в районе мыса Святой Нос сторожевой корабль "Бриллиант" впервые на Севере таранил и тяжело повредил немецкую подводную лодку "U-81". В 1943 году в ходе Курской битвы в районе Прохоровки произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение. В 2002 году с российской атомной подводной лодки "Рязань" Тихоокеанского флота запущен уникальный космический аппарат "Демонстратор-2". • на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 3 июля 2020 года 30ПОТЫЕ 3B~3ДЫ годаря умелым и гра­ мотным действиям капитана 3 ранга Ива­ на Морозова авария была быстро ликви­ дирована. За прояв­ АТОМНАЯ ВАХТА CeBepHOrO фпота Будущий заместитель на­ чальника электромехани­ ческой службы по спец­ энергоустановкам 3-й диви­ зии атомных подводных лодок Северного флота инженер-капитан 2 ран­ ленное мужество и высо­ чайший профессионализм он был награждён орденом Ленина. ник политуправления Се­ верного флота вице-адми­ рал Николай Витальевич Усенко, который в ту пору был заместителем коман­ дира атомохода по полит­ части, напишет: ханики-атомщики подвига в своём труде не видели. Вот что рассказывал о походе Иван Фёдорович: жил главным корабельным инженером Балтийского флота, советником флаг­ манского инженер-меха­ ника ВМФ Народной Респуб­ лики Ангола. С 1981 года - начальник группы - испы­ татель, а затем замести­ тель начальника военного представительства Мини­ стерства обороны СССР на Адмиралтейском произ­ водственном объединении в Ленинграде. га Морозов Иван Фёдо­ рович родился 3 июля 1930 года в деревне Са­ вёлово Кимрского райо­ на ныне Тверской об­ ласти в семье рабочего­ сапожника. В 1931 году семья переехала в Ле­ нинград. Во время войны Морозовым пришлось пережить первую бло­ кадную зиму, сестра Ива­ "... Совсем недавно Мо­ розов возглавлял электро­ механическую часть на на­ шем атомоходе. С самого рождения корабля, с того момента, когда сформи­ ровался экипаж, он руково­ дил здесь коллективом специалистов по управле­ нию ядерным реактором, сложными системами энер­ гетики и живучести атомной подводной лодки. - Работа во время похода у нас, механиков-специа­ листов, была самая обыден­ ная: несли вахту, проводи­ ли учебные занятия, про­ веряли работоспособность техники в различных усло­ виях, выполняли ряд специ­ фических работ. Вместе с тем пришлось выполнить и эксперименты, которые на практике подтвердили вы­ сокие технические возмож­ ности лодки, позволили вы­ яснить новые решения для её совершенствования. В июле 1989 года капи­ тан 1 ранга Морозов ушёл в запас, но и "на гражданке" не сидел сложа руки. Рабо­ тал в том же военном пред­ ставительстве, активно участвовал в общественной жизни, был членом пре­ зидиума объединённого со­ вета организаций ветера­ нов-подводников ВМФ, со­ вета ветеранов дивизии подводных лодок Северно­ гофлота. на умерла от голода, а отец погиб, сражаясь в ополчении. В 1950 году Иван по­ ступил в Высшее военно­ морское инженерное ор­ дена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинс­ кого в Ленинграде, в 1954-м переведён в Высшее военно-морское инженерное училище под­ водного плавания в Сева­ стополь, которое окончил в 1956 году. repod Советского Союза капитан 1 ранга Иван Фё­ дорович Морозов. - Мне очень хочется пойти в это плавание,- сказал при очередной нашей встрече Иван Фёдорович.- Когда на­ ша лодка (он всегда говорил "наша") уходит в море даже ненадолго, а я остаюсь на берегу, у меня на душе нехо­ рошо делается, подумав, решительно заявил: - Буду проситься, дойду до боль­ шого начальства. По-иному расценило подвиг моряка-подводника правительство страны. Ука­ зом Президиума Верховно­ го Совета СССР от 23 мая 1966 года за успешное вы­ полнение специального за­ дания и проявленные при этом мужество и отвагу ин­ женер-капитану 2 ранга бы­ ло присвоено звание Герой Жил в городе-герое Ле­ нинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург). Умер 4 С 1956 по 1961 год слу­ жил на Северном флоте командиром БЧ-5 подвод­ ной лодки "Б-76". В апреле 1959 года, выполняя ответ­ ственное задание, подвод­ ная лодка во время пла­ вания подо льдами Арктики изучала ледовую обстанов­ ку. Все системы и механиз­ мы БЧ работали на задан­ ных режимах надёжно, жи­ вучесть корабля была обес­ печена. В начале 1966 года груп­ па атомных подводных ло­ док Северного флота гото­ вилась к первому в истории советского ВМФ трансоке­ анскому переходу с Север­ ного на Тихоокеанский флот. Идти предполагалось вокруг Южной Америки про­ ливом Дрейка. В то время инженер-капитан 2 ранга Иван Фёдорович Морозов служил В штабе флота. Но ему захотелось быть среди подводников, с которыми давно сдружился, побывал в дальних плаваниях, снова заступить на трудную атом­ нуювахту. Мне тоже очень хотелось, чтобы Мо­ розова послали в поход. Мы вместе прошли не одну ты­ сячу миль, по-това­ рищески сблизи­ лись, достигли того уровня взаимопони­ мания, когда без лишних слов могли решать самые слож­ ные задачи. Глав­ ное же, конечно,­ широкая техничес­ кая эрудиция и большой инженер­ ный опыт Ивана Фё­ доровича. Иметь та­ кого человека на борту в трудном пла­ вании - ещё одна га­ рантия успеха". За время труд­ нейшего длитель- ного похода во мно- Ато.мная подводная .лодка "К·133". В январе 1961 года Мо­ розов переходит служить в 3-ю дивизию 1-й флотилии АПЛ Северного флота и уже через полтора года ста­ новится участником пер­ вого автономного похода атомохода в экваториаль­ ные широты. Плавание было отнюдь не безоблачным. 17 августа 1963 года на корабле прои­ зошла авария парогенера­ тора левого борта. Бла- Командование флота пошло навстречу опытному офицеру, и он отправился в поход на подводной лодке "К-133", которой коман­ довал капитан 2 ранга Лев Столяров. В походе мате­ риальная часть работала устойчиво. "К-133" прошла 20045,6 мили, из них в под­ водном положении 19899,6 мили. гом благодаря успешной работе специалистов БЧ-5 ни одна лодка не отстала, ни на одной не было серь­ ёзных технических повреж­ дений. Впрочем, сами ме- Советского Союза с вруче­ нием ордена Ленина и ме­ дали "Золотая Звезда". февраля 2014 года. Похо­ ронен на Смоленском пра­ вославном кладбище в Санкт-Петербурге. В своих мемуарах "Оке­ анский максимум" началь- После окончания в 1971 году Военно-морской ака­ демии Иван Фёдорович слу- Подготови.л TepeHmud МИНАКОВ. ЯВЛЕНИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА 250 лет со дна рожденна геннального корабела в Архангельске, по дороrе к храму Соломбальскоrо кладбища, находится моrила, на памятнике высечена надпись: "На сем месте поrpебено тело усопmаrо раба Бо:ж:ия Ero Превосходительства r. Генерал Майора и Кавалера Андрея Михайловича Курочкина родивmаrося 1770 roд июля 4 дня поступивmаro на службу 1779-ro. Из спущенных на воду за все время в Арханrельском адмирал­ тействе 165 линкоров и фреrатов покойный построил 45". л ндрей не был уроженцем Архангельска. Он М. родился в Новгородской губернии. Там квартировал полк, в котором унтер-офицером служил его отец. После переезда в Петербург в 1779 году парнишку зачислили канониром 1-й статьи в морскую артиллерию. В 13 лет он сам добился зачисления в Главное адмиралтейство тиммерманским (старшего корабельного плот­ ника) учеником. Уже первые его наставники быстро поняли, что подросток необычайно одарён от при роды - обладает феноменальной памятью, удивительной для возраста смекалис­ тостью и способностью к рисованию. императора Александра I особую награду - бриллиантовый перстень и был награждён крупной денежной премиеЙ. И сторики подтверждают, что за почти полу­ вековой период работы Курочкин построил около 90 разных военных и транспортных судов, в том числе 45 линейных кораблей и фрегатов, а также один пароход. Подобной результатив­ ностью не отличалось творчество ни одного из отечественных кораблестроителей ни до, ни после него. •... иМелиСь и весьма удачные проекты, - писал, оценивая состояние флота, автор Основу строярусских кораб.леd в Наваринско.м сражении соcmав.ля.ли корабли, построенные КУРОЧ1Сины.м. Науку судостроения Андрей постигал под руководством корабельных мастеров Ивана Ямеса, который вместе с Игнатием Ивановым строил 74-пушечный линейный корабль "Святая Елена", спущенный на воду 6 сентября 1785 года, и Кольманом, строившим 100-пушечный линейный корабль "Двенадцать апостолов". В 20 лет его произвели в корабельные под­ мастерья, доверили быть помощником кора­ бельного мастера, а следом и самому позво­ лили создавать малые корабли. В 1800 году Андрей Курочкин уже корабель­ ный мастер и стал главным кораблестроителем Ревельского порта, а в 1803 году получил назначение в Архангельское адмиралтейство, и в 1804-м построил по собственному чертежу свой первый 74-пушечный линейный корабль "Сильный". За его постройку он получил от • ·Писем морского офицера 1806-1809 гг.· капитан-лейтенант Павел Иванович Пана­ фидин. - Корабль ·СильныЙ· отлично ходил в попутные ветры, построен в Архан­ гельске из лиственницы·. А вот мнение военного писателя генерал­ майора Владимира Богдановича Броневского: ·Ярослав·, ·Москва·, ·Св. Пётр·, ·Киль­ дюин·." Первые три корабля и фрегат по­ строены мастером Курочкиным в Архан­ гельске, и хотя не столь красивой наруж­ ности, но имеют все добрые качества военного корабля·, Именно Андрей Михайлович в первой тре­ ти XIX века обеспечил Балтийский флот дву­ мя самыми крупными в истории парусного кораблестроения в России сериями "рабочих лошадок" - двухпалубных 74-пушечных линей- • ных кораблей "Селафаил" и "Иезекииль". Корабли типа "Селафаил" - наиболее много­ численная серия (23 единицы) 74-пушечных кораблей. Они отличались прочностью и пре­ красными ходовыми качествами. Головной корабль построен на новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга Иваном Амосовым, осталь­ ные - на Соломбальской верфи Андреем Куроч- киным. Воспользовавшись правами контролёра, Курочкин распорядился изготовлять в Архан­ гельском порту бочки для хранения на кораблях питьевой воды не из лиственницы, а из лучших сортов дуба. Они обеспечивали её лучшую сохранность в дальних рейсах и тем самым предохраняли моряков от многих заболеваний. Андрей Михайлович доказал, что четырёх­ гранные гвозди лучше обеспечивают прочность деревянных корпусов, морское ведомство приняло это предложение и распространило его на все адмиралтейства страны. Кроме этого, он применил диагональный способ скрепления деталей набора корпуса, расположив трюмные ридерсы - толстые брусья, служащие для укрепления внутренних стен корабля, под углом 45 градусов к килю, а для скрепления элементов конструкции предложил использовать желез­ ные болты вместо деревянных нагелей. При обшивке корабля лиственничными доска­ ми Курочкин употреблял лишь медные болты, а саму обшивку покрывал снаружи медными листами. Много забот корабелам доставляла обра­ зовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов бара - песчаная подводная отмель в устье Северной Двины. Для вывода в море кораблей Курочкин применил самостоя­ тельно сконструированные подъёмные понтоны, которые подводились под корму. А позже - в 1825 году построил в Соломбале предназначавшееся для проводки кораблей через двинской бар первое паровое судно. Это был 60-сильный колёсный пароход "ЛёгкиЙ". Н аибольшей удачей Андрея Михайловича Курочкина был построенный им по соб­ ственным чертежам 74-пушечный линейный корабль "Святослав". Адмиралтейств-коллегия даже вынесла решение: ·Чтобы подлинный чертёж 74-пушечного корабля архангельского строения был вы­ гравирован на медной доске для сохранения его и впредь в неизменности от разных случаев с копировок·, В 1806 году после смерти престарелого ко­ рабельного мастера Степана Поспелова Андрей Курочкин был назначен главным инспектором Архангельского порта. В течение последующих 20 лет он возглавлял всё кораблестроение на Севере. То была эпоха наполеоновских войн, когда объединённая "корсиканским чудовищем" Европа готовилась поломать национальный характер России, сделать её экономику второсте­ пенным придатком и приковать к себе. Редкий •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz