На страже Заполярья. 2020 год. Июль.
4 сТр. .. на стrажЕ 3аnaЛlrьи 17 июля 2020 года ==================~' !!IIF=================== КАЖДЫЙ ФЛОТ ГОРДИТСЯ СВОЕЙ АВИАЦИЕЙ Интенснвность н качество выnолненнн задач морскнмн лётчнкамн сохраннютсн на высоком уровне Морским лётчикам в первом полу годии дове- лось решать разноплано вые задачи. Это и функцио нирование системы осве щения обстановки, и конт роль обстановки в связи с повышенной активностью деятельности кораблей НАТО в Чёрном море, и обеспечение безопасности важных объектов, таких, например, как Крымский бительные задачи, и зада чи боевого дежурства, тем самым повышая возмож ности морской авиации. - Поскольку вы уже упо мянули о предстоящем главном военно-морском параде, который состо ится в День ВМФ, рас скажите подробнее, как проходит подготовка к нему морской авиации? - Несмотря на то, что День ВМФ отмечается в по следнее воскресенье июля Генера .. -маиор Игорь Кожин (чет6ёртыu с .. е6а) на Таганрогс"ом авиационном научно-техническом "ОМ n.. е"се u.м.Г.М.Берие6а. мост. Лётчики-черноморцы успешно освоили новые прицельные системы, уста новленные на самолётах. В целом по качеству выпол нения задач и достигнутым возможностям они отли чаются в лучшую сторону. - Как вы оцениваете итоги боевой подготов ки нынешнего периода? - Главным считаю тот факт, что мы в текущем году не снизили интенсивность и качество выполнения задач, а также сохранили лётный состав в боеготовом состоянии на высоком уровне - около 85 процен тов. Причём по нескольким видам предназначения с учётом многофункциональ ности морской авиации. Также хочу отметить, что мы подготовили практи чески весь лётный состав дальней авиации к полётам на предельном радиусе: в районе 4,5-5 тысяч кило метров. Это расстояние от Заполярья почти до самого Средиземного моря. Подчеркну, что мы гото вим истребителей и проти володочников К дозаправке в воздухе. Это сложно на первоначальном этапе, но когда лётчик натренировал ся, то выполняет дозаправ ку достаточно спокойно. - А как ведётся обнов ление лётного парка мор ской авиации? и в этом году он состоится 26 числа, подготовка лёт ных групп К главному воен но-морскому параду и по лётам над Санкт-Петербур гом началась с первых дней этого месяца. Всего к участию с учётом резерва привлекается свы ше 40 единиц авиационной техники. В составе парад ного строя морской авиа ции будут представлены самолёты Су-24М, Су-25, Су-ЗОСМ, Су-ЗЗ, МиГ-29К, Су-27, самолёт-топливо заправщик Ил-78, самолёт амфибия Бе-200, Ту-142МК, противолодочный самолёт Ил-З8, а также вертолёты Ми-8, Ка-27М, Ка-28, Ка-29, Ка-З1. Самолёты и вертолёты рассредоточены на четырёх аэродромах. Перед нача лом тренировок специа- быстрее. Поэтому прихо дится детально и скрупулёз но рассчитывать: если при выполнении лётных упраж нений мы имеем нормати вы, измеряемые десятка ми секунд, то на параде счёт времени идёт посе кундныЙ. От взлёта и до по садки! Сначала одиночные полёты по маршрутам осу ществляют ведущие, а за тем уже проводятся трени ровочные полёты в составе групп. - Сейчас внимание жи телей и гостей Санкт Петербурга приковано к предстоящему праздно ванию Дня Военно-мор ского флота. Всем инте ресно, что же нового в части авиационной сос тавляющей увидят зри тели всей страны? - Особенностью нынеш него парада станет полёт нескольких групп самолё тов смешанного состава, демонстрация тактических построений, используемых в боевой подготовке. Все лётчики, принимающие в нём участие, очень гор дятся этим. У нас есть опыт ные постоянные участники. Теперь они уже в четвёртый раз в День ВМФ будут про летать над Дворцовой пло щадью, можно сказать, сердцем Северной столи цы страны. Что же касается новой техники, то мы представим вниманию зрителей, как я уже сказал, новый самолёт амфибию Бе-200. Он по строен в Таганрогском ави ационном научно-техничес ком комплексе и является последним достижением мировой гидроавиации, на иболее совершенным и эффективным из существую щих самолётов-амфибиЙ. Апробация Бе-200 сначала прошла в Ейске на базе центра боевого при мене ния и переучивания лётно го состава. Теперь мы на чали вести опытную эксплу атацию, по результатам ко торой начнём отправлять новые воздушные суда в - Оно происходит посто янно. В плановом порядке осуществляется замена техники, достигшей пре дельных ресурсных пока зателеЙ. В этом году в мор скую авиацию планируется поступление трёх самолё тов-амфибий Бе-200. При чём первый из них уже го товится к показу. Совсем скоро его смогут увидеть на главном военно-морском параде. Bnrмёm! Должен отметить, что мы сейчас обладаем груп пировками, которые по количественному составу листы наземных служб про вели обслуживание техники. Экипажи детально изучили маршруты пролёта на па раде, метеорологические особенности региона, а также особые условия вы полнения полётов. - Игорь Сергеевич, и в чём же особенность? - Сам по себе парад очень сложное и ответ- считаем оптимальными. ственное мероприятие в Поэтому обновление прохо- силу того, что участвует дит не столько за счёт уве- техника с различными ха- личения количества тех- рактеристиками. Здесь ну- Подlотов"а .. ётчи"а начинается на зем .. е. ники, как за счёт модерни зации. В результате само лёты становятся многофунк циональными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истре- • жен точный математичес кий расчёт. Посудите сами: вертолёт летит со скорос тью 200 км/ч, а, к примеру, замыкающий парадный строй самолёт - в три раза войсковые соединения и объединения. - У морских лётчиков своя специфика, в от личие от их коллег. В чём она заключается? - Мы летаем на большом удалении от суши, над по верхностью, где нет никаких ориентиров и радиотехни ческих точек. Если вдруг при определённых обстоятель ствах придётся катапульти роваться, то окажешься в воде. В северных условиях её температура не более четырёх градусов, в ней человек продержится не более десяти минут. Если помощь не подоспеет, то исход печальный. Но выуч ка наших лётчиков, их под готовка к всеширотному выполнению задач позво ляет быть уверенными в своём деле. Чтобы служить в морской авиации, надо обладать хорошими мо рально-волевыми качест вами, специальной под готовкой и быть в прекрас ной физической форме. Морские лётчики летают не сами по себе, а взаимо действуют с кораблями, подводными лодками, вы полняя вместе непростые задачи. Особенно сложны ночные полёты над морем, в котором отражаются звёз ДЫ, и две стихии как будто сливаются. ориентируешь ся только по приборам. Особая ответственность • и выучка необходимы при полётах на малых высотах вне береговой черты. В воздухе над морем сложно определить высоты, осо бенно если поверхность гладкая. Можно даже раз ницу в 1000 метров не за метить. Так что надо быть очень хорошо подготовлен ным. Мы работаем в основ ном по морским целям, и это большая разница по сравнению с объектами, расположенными на бере гу. Морская цель, как прави ло, постоянно движется, порой скрывается под тол щами воды, и здесь надо иметь высокий уровень мастерства и опыт, чтобы выделить сигнал подвод ной лодки на фоне помех. Гарантированно найти объ ект на фоне других шумов получится только при хоро шей подготовке. А корабельная авиа ция - это вообще отдельная тема. Попробуй-ка сесть на принимать решение, она действует только по пропи санному алгоритму. - Для новых самолё тов нужныхорошие аэро дромы. Как совершен ствуется инфраструк тура? - Мы восстановили и улуч шили целый ряд основных аэродромов флотов. Они отличаются увеличенной взлётно-посадочной поло сой, качественным бетони рованием. Планово осу ществляем постоянный ре монт и совершенствуем существующие аэродромы, выполняем там ремонтные работы. Ведутся работы в этом сегменте и в аркти ческой зоне, сейчас - на Новой Земле, Земле Фран ца-Иосифа, Новосибирских островах. - А где и как проходит подготовка молодыхлёт чикав? - Молодую смену готовит Краснодарское высшее во- Верто .. ётчи"и уходят 6 поис". Считается, что после окончания училища через 4-5 лет офицер достига ет уровня 2-го класса, а через 7 лет мы выводим морской авиации? Отвечая на вопрос, скажу, что меня радует намерение создать морской перспективный авиа несущий комплекс. Это бу детэффективный корабль с широкими возможностями. Также ведутся работы по созданию самолёта с верти кальными взлётом и посад кой. Чем не самолёт буду щего? Взлёт будет произ водиться с трамплина, по садка на авиафинишёр. - Морская авиация - не изменный участник Ар мейских международных игр, расскажите, в каких конкурсах лётчики бу дут демонстрировать своё мастерство? В а"6атории Ко"ьс"ого за .. и6а Бе-200 Министерства по чрезвычаuным ситуациям. - В состав морской авиа ции входят не только само лёты, но и системы ПВО, и радиотехнические части. Они на своих комплексах С-400, С-ЗОО участвуют в со ревнованиях, проводимых в сегменте Воздушно-косми ческих сил, например "Клю чи от неба". Мы для этих состязаний определяем с каждого флота лучшие эки пажи. К нашей чести, один из них в итоге каждый раз входит в тройку призёров. палубу, которая кажется из кабины самолёта разме ром с коробочку! - Какие ориентиры оп ределяют развитие мор ской авиации на ближай шее десятилетие? - Развитие морской авиа ции проходит в рамках Кон цепции развития Вооружён ных сил России, рассчитан ной до 20З5 года. Конкрети зация задач происходит ежегодно с учётом требова ний времени. Как я уже от мечал, необходимо и далее совершенствовать много функциональность наших самолётов. Время требует и далее развивать системы управления, которые по зволяют повышать инфор мативность о воздушном пространстве, обеспечивать еще более эффективное вза имодействие наших сил. За такими системами будущее. В целом же сейчас за планирована системная работа на самолётах по их модернизации. Подчёрки ваю, что наша задача - по лучить модернизирован ный самолёт, который бу дет соответствовать сегод няшнему времени. - Что вы можете ска зать о развитии беспи лотной авиации? - Беспилотная авиация - это новая эпоха в совре менной истории морской авиации. Она необходима для выполнения задач без участия лётного состава. Например, с беспилотника можно эффективно вести енное авиационное учили ще лётчиков. В прошлом году к нам пришло достаточ но большое количество лёт ного состава. В связи с из менением программы обу чения теперь курсанты за нимаются лётной подго товкой три года вместо че тырёх, как раньше. Сейчас обучение рассчи тано на пять лет. Два пер вых года курсанты получают инженерное образование, а летать начинают с треть его курса. После выпуска молодые лейтенанты при бывают к месту службы, получают жильё, обустраи ваются, утверждаются в эс кадрилье, вливаются в во инский коллектив. Через несколько месяцев их по очерёдно направляют в Ейск в центр боевого при менения и переучивания лётного состава. Там опреде ляют их способности, оце нивают возможности и рас пределяют на обучение на конкретный класс самолёта. Лейтенанты сначала изу чают теорию, выполняют полёты на Л-З9, а потом уже переучиваются на тот тип самолёта, на котором будут летать. После этого молодые лётчики начина ют совершать полёты под контролем опытных инстру кторов. Именно в Ейске их ставят на крыло. Получив необходимые навыки, лей тенанты сдают зачёты и возвращаются в свою часть. - Сколько уходит вре мени на достижение лёт чиком мастерства? Самолёты становятся многофункциональ ными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истребительные задачи, и задачи боевого дежурства, тем самым повышая возможности морской авиации разведку, наблюдение, конт роль, доставлять различ ные грузы. Здесь примене ние беспилотных летатель ных аппаратов рациональ но. Это направление надо развивать, так как с по мощью этой техники можно выполнять задачи различ ной сложности. Однако оговорюсь, что в полном объёме заменить человека за рычагами уп равления нельзя, так как машина не может сама - Всё индивидуально. Одному требуется 2-З года, чтобы начать хорошо ле тать, у другого уйдёт гораздо больше времени. Всегда существует опре делённый отбор по возмож ностям конкретного воен нослужащего. Дело в том, что лётчик выполняет не свойственную работу для человека. Он живёт в двух измерениях. И навыки при обретаются в процессе под готовки. • лётчика на 1-й класс. - А используются ли учебно-тренировочные комплексы в Ейске и Са ках? - В этих двух базах име ется научно-исследова тельский тренажёр кора бельной авиации - НИТКА. Тренажёр в Саках пред назначен только для под готовки палубных лётчиков. Сейчас там используется модернизированное обо рудование - машины, агре гаты, оборудование, кото рые в перспективе будут С учётом морской спе цифики проводим конкурс "Морской ас". Для нас это основное состязание. В нём участвуют противоло дочники, истребители, раз ведчики, транспортные са молёты. В этом году "Морс кой ас" будет проходить в Ейске после главного воен но-морского парада. Наши экипажи МиГ-З1, Су-24, Су-ЗОСМ участву- Выработ"а решения - работа "о .... е"тивная. установлены на тяжёлом авианесущем крейсере "Ад мирал Флота Советского Союза Кузнецов". Сейчас он проходит глубокую мо дернизацию, и после ре монта это будет уже совсем другой корабль. Ещё до завершения ре монта крейсера подготовка палубных лётчиков ведётся постоянно. Например, наши истребители после того как примут участие в военно морском параде в Санкт Петербурге, отправятся в Крым совершать полёты с тренажёра НИТКА по про грамме боевой подготовки. А вот НИТКА в Ейске - это тренажёр перспективного корабля. Там трамплин та кой же, но установлены новые тормозные машины. Теперь монтируют разгон ные устройства для лета тельных аппаратов. Наде емся до конца года ввести этот тренажёр в опытную эксплуатацию. - Игорь Сергеевич, ин тересно знать ваше мне ние, каким должен быть самолёт будущего? - Мы же ведём речь о ют также в конкурсе "Авиа дартс". - Уже 17 июля лётчики, техники, работники авиа ционных баз всех флотов будут отмечать День морской авиации ВМФ. Что вы пожелаете лю дям, защищающим рубе жи сразу двух стихий - воды и неба? - Всем нам желаю неук лонного развития морской авиации, подготовки новой смены высокопрофессио нальных специалистов - лётчиков, штурманов, инже неров, техников. Желаю стремиться к раз витию, перенимать опыт старших товарищей, повы шать своё мастерство, са моотверженно трудиться на благо и процветание морской авиации нашей страны. Никогда не оста навливайтесь на достигну том! Человеку всегда есть к чему стремиться. Пусть все полёты будут безопасными, а в семьях царит счастье, взаимопонимание и благо получие. О .. ыа ВОРОБЬЁВА. Санкm-Пеmербур~, "Красная звезда". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz