На страже Заполярья. 2020 год. Июль.

4 сТр. .. на стrажЕ 3аnaЛlrьи 17 июля 2020 года ==================~' !!IIF=================== КАЖДЫЙ ФЛОТ ГОРДИТСЯ СВОЕЙ АВИАЦИЕЙ Интенснвность н качество выnолненнн задач морскнмн лётчнкамн сохраннютсн на высоком уровне Морским лётчикам в первом полу­ годии дове- лось решать разноплано­ вые задачи. Это и функцио­ нирование системы осве­ щения обстановки, и конт­ роль обстановки в связи с повышенной активностью деятельности кораблей НАТО в Чёрном море, и обеспечение безопасности важных объектов, таких, например, как Крымский бительные задачи, и зада­ чи боевого дежурства, тем самым повышая возмож­ ности морской авиации. - Поскольку вы уже упо­ мянули о предстоящем главном военно-морском параде, который состо­ ится в День ВМФ, рас­ скажите подробнее, как проходит подготовка к нему морской авиации? - Несмотря на то, что День ВМФ отмечается в по­ следнее воскресенье июля Генера .. -маиор Игорь Кожин (чет6ёртыu с .. е6а) на Таганрогс"ом авиационном научно-техническом "ОМ­ n.. е"се u.м.Г.М.Берие6а. мост. Лётчики-черноморцы успешно освоили новые прицельные системы, уста­ новленные на самолётах. В целом по качеству выпол­ нения задач и достигнутым возможностям они отли­ чаются в лучшую сторону. - Как вы оцениваете итоги боевой подготов­ ки нынешнего периода? - Главным считаю тот факт, что мы в текущем году не снизили интенсивность и качество выполнения задач, а также сохранили лётный состав в боеготовом состоянии на высоком уровне - около 85 процен­ тов. Причём по нескольким видам предназначения с учётом многофункциональ­ ности морской авиации. Также хочу отметить, что мы подготовили практи­ чески весь лётный состав дальней авиации к полётам на предельном радиусе: в районе 4,5-5 тысяч кило­ метров. Это расстояние от Заполярья почти до самого Средиземного моря. Подчеркну, что мы гото­ вим истребителей и проти­ володочников К дозаправке в воздухе. Это сложно на первоначальном этапе, но когда лётчик натренировал­ ся, то выполняет дозаправ­ ку достаточно спокойно. - А как ведётся обнов­ ление лётного парка мор­ ской авиации? и в этом году он состоится 26 числа, подготовка лёт­ ных групп К главному воен­ но-морскому параду и по­ лётам над Санкт-Петербур­ гом началась с первых дней этого месяца. Всего к участию с учётом резерва привлекается свы­ ше 40 единиц авиационной техники. В составе парад­ ного строя морской авиа­ ции будут представлены самолёты Су-24М, Су-25, Су-ЗОСМ, Су-ЗЗ, МиГ-29К, Су-27, самолёт-топливо­ заправщик Ил-78, самолёт­ амфибия Бе-200, Ту-142МК, противолодочный самолёт Ил-З8, а также вертолёты Ми-8, Ка-27М, Ка-28, Ка-29, Ка-З1. Самолёты и вертолёты рассредоточены на четырёх аэродромах. Перед нача­ лом тренировок специа- быстрее. Поэтому прихо­ дится детально и скрупулёз­ но рассчитывать: если при выполнении лётных упраж­ нений мы имеем нормати­ вы, измеряемые десятка­ ми секунд, то на параде счёт времени идёт посе­ кундныЙ. От взлёта и до по­ садки! Сначала одиночные полёты по маршрутам осу­ ществляют ведущие, а за­ тем уже проводятся трени­ ровочные полёты в составе групп. - Сейчас внимание жи­ телей и гостей Санкт­ Петербурга приковано к предстоящему праздно­ ванию Дня Военно-мор­ ского флота. Всем инте­ ресно, что же нового в части авиационной сос­ тавляющей увидят зри­ тели всей страны? - Особенностью нынеш­ него парада станет полёт нескольких групп самолё­ тов смешанного состава, демонстрация тактических построений, используемых в боевой подготовке. Все лётчики, принимающие в нём участие, очень гор­ дятся этим. У нас есть опыт­ ные постоянные участники. Теперь они уже в четвёртый раз в День ВМФ будут про­ летать над Дворцовой пло­ щадью, можно сказать, сердцем Северной столи­ цы страны. Что же касается новой техники, то мы представим вниманию зрителей, как я уже сказал, новый самолёт­ амфибию Бе-200. Он по­ строен в Таганрогском ави­ ационном научно-техничес­ ком комплексе и является последним достижением мировой гидроавиации, на­ иболее совершенным и эффективным из существую­ щих самолётов-амфибиЙ. Апробация Бе-200 сначала прошла в Ейске на базе центра боевого при мене­ ния и переучивания лётно­ го состава. Теперь мы на­ чали вести опытную эксплу­ атацию, по результатам ко­ торой начнём отправлять новые воздушные суда в - Оно происходит посто­ янно. В плановом порядке осуществляется замена техники, достигшей пре­ дельных ресурсных пока­ зателеЙ. В этом году в мор­ скую авиацию планируется поступление трёх самолё­ тов-амфибий Бе-200. При­ чём первый из них уже го­ товится к показу. Совсем скоро его смогут увидеть на главном военно-морском параде. Bnrмёm! Должен отметить, что мы сейчас обладаем груп­ пировками, которые по количественному составу листы наземных служб про­ вели обслуживание техники. Экипажи детально изучили маршруты пролёта на па­ раде, метеорологические особенности региона, а также особые условия вы­ полнения полётов. - Игорь Сергеевич, и в чём же особенность? - Сам по себе парад очень сложное и ответ- считаем оптимальными. ственное мероприятие в Поэтому обновление прохо- силу того, что участвует дит не столько за счёт уве- техника с различными ха- личения количества тех- рактеристиками. Здесь ну- Подlотов"а .. ётчи"а начинается на зем .. е. ники, как за счёт модерни­ зации. В результате само­ лёты становятся многофунк­ циональными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истре- • жен точный математичес­ кий расчёт. Посудите сами: вертолёт летит со скорос­ тью 200 км/ч, а, к примеру, замыкающий парадный строй самолёт - в три раза войсковые соединения и объединения. - У морских лётчиков своя специфика, в от­ личие от их коллег. В чём она заключается? - Мы летаем на большом удалении от суши, над по­ верхностью, где нет никаких ориентиров и радиотехни­ ческих точек. Если вдруг при определённых обстоятель­ ствах придётся катапульти­ роваться, то окажешься в воде. В северных условиях её температура не более четырёх градусов, в ней человек продержится не более десяти минут. Если помощь не подоспеет, то исход печальный. Но выуч­ ка наших лётчиков, их под­ готовка к всеширотному выполнению задач позво­ ляет быть уверенными в своём деле. Чтобы служить в морской авиации, надо обладать хорошими мо­ рально-волевыми качест­ вами, специальной под­ готовкой и быть в прекрас­ ной физической форме. Морские лётчики летают не сами по себе, а взаимо­ действуют с кораблями, подводными лодками, вы­ полняя вместе непростые задачи. Особенно сложны ночные полёты над морем, в котором отражаются звёз­ ДЫ, и две стихии как будто сливаются. ориентируешь­ ся только по приборам. Особая ответственность • и выучка необходимы при полётах на малых высотах вне береговой черты. В воздухе над морем сложно определить высоты, осо­ бенно если поверхность гладкая. Можно даже раз­ ницу в 1000 метров не за­ метить. Так что надо быть очень хорошо подготовлен­ ным. Мы работаем в основ­ ном по морским целям, и это большая разница по сравнению с объектами, расположенными на бере­ гу. Морская цель, как прави­ ло, постоянно движется, порой скрывается под тол­ щами воды, и здесь надо иметь высокий уровень мастерства и опыт, чтобы выделить сигнал подвод­ ной лодки на фоне помех. Гарантированно найти объ­ ект на фоне других шумов получится только при хоро­ шей подготовке. А корабельная авиа­ ция - это вообще отдельная тема. Попробуй-ка сесть на принимать решение, она действует только по пропи­ санному алгоритму. - Для новых самолё­ тов нужныхорошие аэро­ дромы. Как совершен­ ствуется инфраструк­ тура? - Мы восстановили и улуч­ шили целый ряд основных аэродромов флотов. Они отличаются увеличенной взлётно-посадочной поло­ сой, качественным бетони­ рованием. Планово осу­ ществляем постоянный ре­ монт и совершенствуем существующие аэродромы, выполняем там ремонтные работы. Ведутся работы в этом сегменте и в аркти­ ческой зоне, сейчас - на Новой Земле, Земле Фран­ ца-Иосифа, Новосибирских островах. - А где и как проходит подготовка молодыхлёт­ чикав? - Молодую смену готовит Краснодарское высшее во- Верто .. ётчи"и уходят 6 поис". Считается, что после окончания училища через 4-5 лет офицер достига­ ет уровня 2-го класса, а через 7 лет мы выводим морской авиации? Отвечая на вопрос, скажу, что меня радует намерение создать морской перспективный авиа­ несущий комплекс. Это бу­ детэффективный корабль с широкими возможностями. Также ведутся работы по созданию самолёта с верти­ кальными взлётом и посад­ кой. Чем не самолёт буду­ щего? Взлёт будет произ­ водиться с трамплина, по­ садка на авиафинишёр. - Морская авиация - не­ изменный участник Ар­ мейских международных игр, расскажите, в каких конкурсах лётчики бу­ дут демонстрировать своё мастерство? В а"6атории Ко"ьс"ого за .. и6а Бе-200 Министерства по чрезвычаuным ситуациям. - В состав морской авиа­ ции входят не только само­ лёты, но и системы ПВО, и радиотехнические части. Они на своих комплексах С-400, С-ЗОО участвуют в со­ ревнованиях, проводимых в сегменте Воздушно-косми­ ческих сил, например "Клю­ чи от неба". Мы для этих состязаний определяем с каждого флота лучшие эки­ пажи. К нашей чести, один из них в итоге каждый раз входит в тройку призёров. палубу, которая кажется из кабины самолёта разме­ ром с коробочку! - Какие ориентиры оп­ ределяют развитие мор­ ской авиации на ближай­ шее десятилетие? - Развитие морской авиа­ ции проходит в рамках Кон­ цепции развития Вооружён­ ных сил России, рассчитан­ ной до 20З5 года. Конкрети­ зация задач происходит ежегодно с учётом требова­ ний времени. Как я уже от­ мечал, необходимо и далее совершенствовать много­ функциональность наших самолётов. Время требует и далее развивать системы управления, которые по­ зволяют повышать инфор­ мативность о воздушном пространстве, обеспечивать еще более эффективное вза­ имодействие наших сил. За такими системами будущее. В целом же сейчас за­ планирована системная работа на самолётах по их модернизации. Подчёрки­ ваю, что наша задача - по­ лучить модернизирован­ ный самолёт, который бу­ дет соответствовать сегод­ няшнему времени. - Что вы можете ска­ зать о развитии беспи­ лотной авиации? - Беспилотная авиация - это новая эпоха в совре­ менной истории морской авиации. Она необходима для выполнения задач без участия лётного состава. Например, с беспилотника можно эффективно вести енное авиационное учили­ ще лётчиков. В прошлом году к нам пришло достаточ­ но большое количество лёт­ ного состава. В связи с из­ менением программы обу­ чения теперь курсанты за­ нимаются лётной подго­ товкой три года вместо че­ тырёх, как раньше. Сейчас обучение рассчи­ тано на пять лет. Два пер­ вых года курсанты получают инженерное образование, а летать начинают с треть­ его курса. После выпуска молодые лейтенанты при­ бывают к месту службы, получают жильё, обустраи­ ваются, утверждаются в эс­ кадрилье, вливаются в во­ инский коллектив. Через несколько месяцев их по­ очерёдно направляют в Ейск в центр боевого при­ менения и переучивания лётного состава. Там опреде­ ляют их способности, оце­ нивают возможности и рас­ пределяют на обучение на конкретный класс самолёта. Лейтенанты сначала изу­ чают теорию, выполняют полёты на Л-З9, а потом уже переучиваются на тот тип самолёта, на котором будут летать. После этого молодые лётчики начина­ ют совершать полёты под контролем опытных инстру­ кторов. Именно в Ейске их ставят на крыло. Получив необходимые навыки, лей­ тенанты сдают зачёты и возвращаются в свою часть. - Сколько уходит вре­ мени на достижение лёт­ чиком мастерства? Самолёты становятся многофункциональ­ ными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истребительные задачи, и задачи боевого дежурства, тем самым повышая возможности морской авиации разведку, наблюдение, конт­ роль, доставлять различ­ ные грузы. Здесь примене­ ние беспилотных летатель­ ных аппаратов рациональ­ но. Это направление надо развивать, так как с по­ мощью этой техники можно выполнять задачи различ­ ной сложности. Однако оговорюсь, что в полном объёме заменить человека за рычагами уп­ равления нельзя, так как машина не может сама - Всё индивидуально. Одному требуется 2-З года, чтобы начать хорошо ле­ тать, у другого уйдёт гораздо больше времени. Всегда существует опре­ делённый отбор по возмож­ ностям конкретного воен­ нослужащего. Дело в том, что лётчик выполняет не свойственную работу для человека. Он живёт в двух измерениях. И навыки при­ обретаются в процессе под­ готовки. • лётчика на 1-й класс. - А используются ли учебно-тренировочные комплексы в Ейске и Са­ ках? - В этих двух базах име­ ется научно-исследова­ тельский тренажёр кора­ бельной авиации - НИТКА. Тренажёр в Саках пред­ назначен только для под­ готовки палубных лётчиков. Сейчас там используется модернизированное обо­ рудование - машины, агре­ гаты, оборудование, кото­ рые в перспективе будут С учётом морской спе­ цифики проводим конкурс "Морской ас". Для нас это основное состязание. В нём участвуют противоло­ дочники, истребители, раз­ ведчики, транспортные са­ молёты. В этом году "Морс­ кой ас" будет проходить в Ейске после главного воен­ но-морского парада. Наши экипажи МиГ-З1, Су-24, Су-ЗОСМ участву- Выработ"а решения - работа "о .... е"тивная. установлены на тяжёлом авианесущем крейсере "Ад­ мирал Флота Советского Союза Кузнецов". Сейчас он проходит глубокую мо­ дернизацию, и после ре­ монта это будет уже совсем другой корабль. Ещё до завершения ре­ монта крейсера подготовка палубных лётчиков ведётся постоянно. Например, наши истребители после того как примут участие в военно­ морском параде в Санкт­ Петербурге, отправятся в Крым совершать полёты с тренажёра НИТКА по про­ грамме боевой подготовки. А вот НИТКА в Ейске - это тренажёр перспективного корабля. Там трамплин та­ кой же, но установлены новые тормозные машины. Теперь монтируют разгон­ ные устройства для лета­ тельных аппаратов. Наде­ емся до конца года ввести этот тренажёр в опытную эксплуатацию. - Игорь Сергеевич, ин­ тересно знать ваше мне­ ние, каким должен быть самолёт будущего? - Мы же ведём речь о ют также в конкурсе "Авиа­ дартс". - Уже 17 июля лётчики, техники, работники авиа­ ционных баз всех флотов будут отмечать День морской авиации ВМФ. Что вы пожелаете лю­ дям, защищающим рубе­ жи сразу двух стихий - воды и неба? - Всем нам желаю неук­ лонного развития морской авиации, подготовки новой смены высокопрофессио­ нальных специалистов - лётчиков, штурманов, инже­ неров, техников. Желаю стремиться к раз­ витию, перенимать опыт старших товарищей, повы­ шать своё мастерство, са­ моотверженно трудиться на благо и процветание морской авиации нашей страны. Никогда не оста­ навливайтесь на достигну­ том! Человеку всегда есть к чему стремиться. Пусть все полёты будут безопасными, а в семьях царит счастье, взаимопонимание и благо­ получие. О .. ыа ВОРОБЬЁВА. Санкm-Пеmербур~, "Красная звезда". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz