На страже Заполярья. 2020 год. Июль.

3 СТР. - Известно, что в прошлом году ещё до формиро- вания полка ко­ мандованием армии ВВС и ПВО Северного флота 2019 год был объявлен годом молодого лётчика. Продолжается ли сейчас подобная инициатива? - Можно сказать, что эта ини- на стraЖЕ запаЛmJI ====~~"""""8F===== В ЕДИНОМ СТРОЮ ФЛОТА Лётчики морскон авиации справляются с nоставленныIиH задачами во взаимодеiiствии со всеми его составляющими циатива стала составляющей става и лётных экипажей авиа- полнено более 100 полётов на Северного флота, прак- ежедневной, кропотливой ра­ боты. Идёт плановая подготовка молодых пилотов, и этому уде­ ляется самое пристальное вни­ мание в повседневной деятель­ ности командования полка. - Корабли СФ регулярно ухо­ дят в длительные плавания и практически на каждом из них находятся авиагруппы. Как групп должна соответствовать современным реалиям, работа в этом направлении ведётся в соответствии с руководящими документами. Как правило, в море работают уже проверенные профессио­ налы, не раз побывавшие в даль­ них морских походах. А тем, кто выполняет эти задачи впервые, всегда окажут помощь старшие опытные сослуживцы. Уровень морально-психологического со­ стояния в авиагруппах тради­ ционно высок, и это очень важно ледовую разведку, перевезено более 150 человек личного со­ става, в том числе рекогносци­ ровочные группы, навигацион­ ные партии на вновь изучаемые острова Арктики. - Как показывает себя авиа­ техника во время работы в южных широтах (Индийский океан) при аномально высоких температурах? - Авиационная техника в юж­ ных широтах отработала надёж­ но. Запас прочности, заложен­ ный ещё советскими конструк- тика вручения почётного знака "Корабельный лётчик" ввиду ряда при­ чин, к сожалению, была приостановлена. Во вновь сформированном вертолётном полку этот ритуал будет обязатель­ но восстановлен. В на­ стоящее время в полку им награждён 21 чело- век. 17 и юля 2020 года толётной эскадрильи старший прапорщик Александр Маслов, и другие. - Кто принял участие в авиапараде над Мурманском е честь 75-летия Победы? - В авиапараде в честь 75-ле­ тия Победы участвовал мой эки- Планируется участие шести экипажей с расчётами инженерно-технического состава в главном военно­ морском параде в Санкт-Петербурге 26 июля 2020 года, а также в стратегическом командно-штабном учении "Океанский щит - 2020" Весь личный состав работает с полной от­ дачей. Среди тех, кто добился наиболее вы­ соких результатов, ко­ мандир вертолётного отряда капитан Андрей Воробьёв, штурман вер­ толёта капитан Максим Сабуров, штурман-опе­ ратор капитан Алексей Антипин, старший тех- Обслуживание техни1(.и. во время работы в море, которая всегда интенсивна. - Какова тенденция в обес­ печении полка новой верто­ лётной техникой, спецобору­ дованием и запчастями? ник группы вертолётов и дви­ гателей старший прапорщик Андрей Кораблёв, техник группы авиационного вооружения пра­ порщик Евгений Урсу. толётной эскадрильи майор Андрей Никонов, старший ин­ женер полка по авиационному оборудованию капитан Сергей Жулев, старший инженер полка Справка лётный и технический сос­ тав справляется со своими задачами в длительных пла­ ваниях? Что делается для того, чтобы их подготовка была ещё современнее? - Практически все противоло­ дочные вертолёты Ка-27 в полку прошли модернизацию на Ка-27М. Интенсивно проходит их освое­ ние. Запчасти поступают с не­ обходимой периодичностью. - Насколько интенсивной была работа вертолётчиков в ходе обеспечения учений на арктических островах? торами, позволяет эксплуатиро­ вать винтокрылые машины во всех широтах, в диапазоне тем­ ператур от -50 до +50 градусов. Инженерно-технический состав справился с поставленными за­ дачами на самом высоком уров­ не. - Кто из вертолётчиков до­ бился наиболее высоких ре­ зультатов в nрофессиональ­ номросте? Врученли кому-ни­ будь знак "Корабельный лёт­ чик" с момента формироеания полка? Традиция вручения знака "Корабельный лётчик" появилась в морской авиации Северного флота в 90-е годы при поддержке Героя Российской Федерации генерал-майора Тимура Апакидзе. Знак - изображение якоря с вертолётом - может заслужить только тот пилот, который имеет опыт посадки на палубу корабля. Но и этого недостаточно, посадка должна проис­ ходить именно во время дальнего похода. паж и экипаж подполковника Игоря Кравченко, как наиболее подготовленные. Кроме того, в их составе находились штурманы­ наставники майоры Андрей Ни­ конов и Денис Иванов, которые обеспечили точный вывод вер­ толётов к точке торжественных мероприятий как по месту, так и по времени. - Ваши пожелания к nрофес­ сиональному nразднику. - Всем коллегам желаю креп­ кого здоровья, многих лет актив­ ной плодотворной работы в лю­ бимой авиации на земле, в небе над морем и сушей, семейного благополучия и счастья! - Спасибо за беседу. - Дальние походы и прак­ тически каждый выход в море проходят на плановой основе, поэтому подготовка специалис­ тов инженерно-технического со- - Статистика показывает, что в период с 2015 по 2019 год вы- - Пока мы находились в ста­ тусе вертолётной эскадрильи гвардейской авиационной базы В профессиональном росте большую поддержку коллегам оказывают опытные ветераны, среди которых штурман вер- по радиоэлектронному обору­ дованию капитан Дмитрий Пета­ нов, старший техник группы авиа­ ционного оборудования вер- Фото Александра ЯКОВЛЕВА. ================~II ~~================ РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ТРУДА ВИДЕН ИЗДАЛЕКА Уже много лет все навигационные знаки~ расположенные вдоль побережья Баренцева моря~ строит один человек М атериа­ лы об ис­ следователях арктических морей и земель выходят на страницах нашей газеты достаточно регулярно. Но в гидрографической службе СФ работают и другие спе­ циалисты, которые остают­ cя как бы за кадром, хотя труд их высоко ценится как непосредственным руко­ водством, так и всеми мо­ ряками - военными и граж­ данскими. Мы говорим о тех, кто строит и обслужива­ ет навигационные знаки - ориентиры для штурманов и лоцманов. Один из них - человек во­ истину уникальный. Это на­ чальник производственной группы Евгений Прохоров. Как говорит сам Евгений Вадимович, родился он в лесу. Не в прямом, конечно, смысле, но отец его само­ забвенно увлекался охотой и рыбалкой. И хотя умер, когда Евгению было всего 5 лет, любовь к дикой при­ роде и умение в ней вы­ живать, по всей видимости, перешли к мальчишке на генетическом уровне. - Я ж парень вологодский, а там лес, считай, естест­ венная среда обитания. С молодых лет привык как минимум два месяца в году проводить вдали от людей и цивилизации. Чем глуше, тем лучше, только там на­ стоящая жизнь! - передаёт свои ощущения Евгений Прохоров. Дикие животные? Кап­ ризы погоды? Нет, ничего не страшно нашему герою. Го­ ворит, что люди, как пра­ вило, боятся неизвестнос­ ти, а ему она любопытна. Животные первыми не на­ падают, утверждает он, ес­ ли только сам не спрово­ цируешь, так что просто будь внимателен. Ну и пра­ вило есть одно: "В тундру без ножа и в лес без топо­ ра - никак". Н а Север и в гидрогра­ фическую службу Ев­ гений Прохоров попал по распределению в 1978 году после окончания в Киеве школы мичманов-техников. Принял должность началь­ ника радиостанции, кото­ рая располагалась на мысе Цып-Наволок полуострова Рыбачий. 20 лет обеспечи­ вал командованию части связь с побережьем Барен- • цева моря, а в свободное от службы время вместе с же­ ной осваивал просторы За­ полярья, изучал его флору и фауну. Врождённое неиссякае­ мое любопытство подвигло районе Вологодской облас­ ти построил сказочную по­ лянку с избушкой Бабы-яги, дворцом Василисы Пре­ красной, со Змеем Горыны­ чем. Только потом мне при­ шлось "уйти из тех мест", по- батареи. Одновременно строились знаки взамен просто разрушенных. Так вот, многие из новых тогда построил Евгений Ва­ димович. Попробовал - по­ лучилось. С этого началось Руководство утверждает, что второго такого человека в коллективе нет и вряд ли появится, талант - он и есть талант Евгения Вадимовича осво­ ить искусство фотографии и овладеть навыками дайвин­ га. Так он на собственном опыте убедился, что при­ рода у нас уникальная и невероятно красивая. В тому что экскурсии начали туда водить, - улыбается он. К огда срок военной служ­ бы подошёл к концу, Ев­ гений Прохоров остался ра­ ботать в родной гидрогра­ фии. Говорит, 20-го числа Навигационныd зна1(. в виде шестигранноd трёхъ­ ярусноd башни С к:уnоло.м на .мысе Рок:а-Пахта ПОЛУ­ остРова Рыбачиd. списке увлечений этого че­ ловека значатся, естествен­ но, охота и рыбалка, игра на нескольких музыкаль­ ных инструментах и поэзия. Но главная его страсть - это строительство. Тут снова без генетики не обошлось - родители Евгения Прохо­ рова были архитекторами, а один из дедов - плотником высокого разряда. - Я когда в лесу живу не­ сколько месяцев, не могу же ничего не делать, - объ­ ясняет он. - Вот и строю до­ мики-избушки. Как-то в сво­ ём родном Верховажском уволился, а 21-го уже был на работе. В его заведо­ вании как начальника про­ изводственной группы ока­ зались почти все навига­ ционные знаки на побере­ жье Баренцева моря. А строить их самостоя­ тельно он начал во время реализации российско - норвежской экологической программы 1998 года. Тог­ да некоторые световые ориентиры на побережье работали на изотопных ис­ точниках энергии, и были выделены деньги, чтобы за­ менить их на солнечные • и по сей день не заканчи­ вается. Наш герой утверждает, что работы хватит и ему, и его детям и внукам, потому что знаки, как и любая другая "материя", имеют свойство изнашиваться. - Каменные маяки, ма­ ячные башни - это капи­ тальные сооружения, вре­ мя их службы может со­ ставлять и 100 лет, и 150, а навигационные знаки - они же деревянные. Их срок - 15 лет, некоторые, конечно, реально стоят дольше, но всё равно под воздействием агрессивной среды разруша­ ются, и их необходимо вос­ станавливать, - объясняет Евгений Вадимович. Все его творения экс­ клюзивны, ведь придуманы и продуманы им самим: - Сначала в голове идея рождается, потом чертёж, потом модель, а ты смот­ ришь, как она себя ведёт. После уже строишь. Всё - одними руками. При этом их легко сде­ лать серийными, всё техно­ логично, любая деталь мо­ жет быть отдельно замене­ на. Сконструированы они та­ ким образом, что до места установки доставляются в разобранном виде, а там со­ бираются, как конструктор. Все знаки, которые уста­ навливаются в удалённых от поселений районах, Ев­ гений Вадимович часто из­ готавливает со специаль­ ными павильонами, кото­ рые для батарей предназ­ начены, но по сути оказы­ ваются местом, где заблуд­ шему путнику можно укры­ ться, вещи положить и пе­ реночевать. И это не прос­ то полёт инженерной мыс­ ли, а обоснованное опытом решение. По словам Прохо­ рова, который сам не раз попадал в снежные бураны, проваливался под лёд и чуть ли не насмерть замер­ зал в наших краях, такие укрытия - реальная возмож­ ность выжить. Н а счету архитектора, прораба и строи­ теля - 79 навигационных знаков. Это уникальный случай, поэтому командова- ние гидрографической служ­ бы СФ в этом году решило отметить данный факт в Кни­ ге достижений Вооружённых сил РФ. Однако из разговора с Евгением Вадимовичем гораздо сильнее. - Я говорил начальству, что готов весь Северный морской путь застроить своими знаками, но пока заказов не поступало, - с улыбкой говорит он. - А мне­ то хочется! Ну нравится мне строить и получается хорошо. "Хорошо" не то слово. Ру­ ководство утверждает, что имеются, четверо инжене­ ров в подчинении, но мас­ тера пока никто превзойти не смог. Построенных знаков мно­ го, а есть ли любимый? Ко­ нечно. Тот, что установлен на мысе Рока-Пахта полу­ острова Рыбачий. Там Ев­ гению Вадимовичу разре­ шили использовать свою фантазию по полной, и он построил почти часовню - то есть навигационный знак в виде шестигранной трёхъ­ ярусной башни с куполом. Как он говорит, чтобы у зло­ деев даже мысли не воз­ никло руку на него поднять. Так Заполярье обзавелось не только новым заметным ориентиром для моряков, но и своеобразной досто­ примечательностью. К слову, строительство известного всем мемориаль­ ного Мурманского маяка, расположенного возле хра­ ма Спаса на Водах, тоже не обошлось без участия Евге­ ния Прохорова. Его рук де­ ло - фонарь, установленный наверху сооружения. Планов и сейчас у Евге­ ния Вадимовича предоста­ точно. Для любимой семьи он хочет построить дере­ вянную дачу в виде русского дворца, а для мореходов - ещё больше жизненно важ­ ных путеводных ориенти- Полянк:а С геРоя.ми русск:их Cll:азolC, постРоенная рук :а.ми Евгения Прохорова. становится понятно, что, если он попадёт в рекорд­ смены, это, безусловно, ста­ нет приятным событием, но сама работа вдохновляет его • второго такого человека в коллективе нет и вряд ли появится, талант - он и есть талант. Помощники, конеч­ но, у Евгения Прохорова ров, доведя их количество, как минимум, до ста. Анна КОРОЛЬКОВА. Фотоа8тора и из архиВа ГС СФ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz