На страже Заполярья. 2020 год. Июль.

3 стр. ИД~Т &ОЕВАН VЧ~&А - Зима, несмотря на то, что глобальных задач перед бри­ гадой десантных кораблей не стояло, всё же выдалась, как обычно, напряжённоЙ. Как рассказал начальник UIтаба соединения капитан 1 ранга Юрий Давитян, основным направлением работы стала сдача курсовых задач. на maжE 3апалlrLl грАндио3ныIE плАныI nредстонт воnлотнть в жнзнь лнчному составу соеднненна десантных кораблеii в летнем nерноде обученна Российской Федерации. Конечно, в планы учебно-бо- 10 июля 2020 года служащих по призыву, - продолжа­ ет рассказ Юрий Альбертович, - поэтому со стороны никто нам ви­ рус не занесёт. А офицеры, мич­ маны и военнослужащие по конт­ ракту берегут как самих себя, так и своих боевых товарищей. По признанию капитана 1 ран­ га Юрия Давитяна, случались и - Мы занимались базовой подготовкой и выходили в море, совершенствуя выучку экипажей в выполнении боевых задач для использования кораблей в мир- следние 1 О лет наплаванность кораблей бригады составила столько же, сколько за 30 пре­ дыдущих. Для этого своевремен­ но проводится плановый ремонт, заводе Балтийска. Полностью обновлены подводная часть корпуса, палубы и настилы. За­ мене подверглось и электро­ механическое оборудование - паровая, топливная и масляная системы, система охлаждения, арматура, насосы, обеспечи­ вающие работу главных двига­ телей и вспомогательных меха­ низмов. словам капитана 1 ранга Юрия Давитяна, почти у всех из них вышли сроки эксплуатации. И всё же их техническая готовность поддерживается всеми силами, катера несут свою вахту. Без них личному составу многочислен­ ных постов на побережье при­ шлось бы очень непросто. Ведь почти весь грузооборот между ними и Большой землёй при­ ходится именно на катера. Иног­ да случается и так, что плоско­ донные катера, рассчитанные на выход в море с волнением до трёх баллов, попадают в неболь­ шой шторм, но экипажам (4 че­ ловека на каждом) это не ме­ шает выполнению поставленных задач. Эти "малыши" практи­ чески постоянно находятся в мо­ ре. На двух из них в скором времени планируется заменить главные двигатели. Совсем скоро БДК "Кондопога" и "Оленегорский горняк" отправятся в восточную часть Арктики с десантом на борту, где примут участие в масштабных учениях. Естественно, этому преДUIествовала под­ готовка в базе и в море, всё "проигрывалось" по эле­ ментам На Северном флоте боль­ шинство десантных кораблей - польской постройки. Но, несмот­ ря на санкции против Россий­ ской Федерации, нужды в комп­ лектующих моряки не испыты­ вают - необходимые детали, узлы и агрегаты в значительном коли­ честве находятся на складах и самих кораблях. Так что с ремон­ том проблем почти не возникает. ное и военное время, - объяс- формируется необходимый за- няет Юрий Альбертович. - Неод- пас технического имущества и нократно проводились тактиче- горюче-смазочных материалов. ские учения как отдельных ко- раблей и катеров бригады, так и в составе группы кораблей, причём не только нашего соединения. Во взаимодействии с отдель­ ной бригадой морской пехоты Северного флота в ходе выпол­ нения учебно-боевых задач осу­ ществлялась высадка её под­ разделений на необорудован­ ное побережье. Выполнялись учебные стрельбы, минные по­ становки. В общем, всё то, что укладывается в понятие "курс боевой подготовки". Не исключено, что итоги вы­ полнения постановки минных заграждений будут представ­ лены на соискание приза Глав­ нокомандующего Военно-мор­ ским флотом РФ. - В летнем периоде обучения 2020 года у нас грандиозные планы, - делится Юрий Давитян. - Достаточно сказать, что совсем скоро БДК "Кондопога" и "Оле­ негорский горняк" отправятся в восточную часть Арктики с де­ сантом на борту, где примут учас­ тие в масштабных учениях. Есте­ ственно, этому предшествовала подготовка в базе и в море, всё "проигрывалось" по элементам. Личный состав, я уверен, не под­ ведёт. И не только опытные мо­ ряки. У офицеров, которые при­ шли к нам около года назад из военных вузов, просто горят гла­ за, они готовы выполнить любую поставленную задачу. Немаловажным было и под­ держание технической готовности кораблей, а при необходимости - её восстановление, ведь за по- Самый возрастной в бригаде большой десантный корабль "Оленегорский горняк" прошёл ремонт в судостроительном Помимо больших десантных кораблей, в бригаде есть и не­ сколько десантных катеров. Это настоящие рабочие лошадки. По Помимо дальнего похода, ко­ рабли бригады готовятся и к предстоящему военно-морско­ му параду в честь Дня ВМФ евой подготовки личного состава соединения внесла свои коррек­ тировки пандемия нового коро­ навируса. Все предписанные действия по недопущению рас­ пространения заразы среди эки­ пажей скрупулёзно выполня­ ются. На контрольно-пропуск­ ном пункте бригады и на каждом корабле располагаются посты термометрического контроля. Все военнослужащие в обяза­ тельном порядке носят маски. В самом начале пандемии их изго­ тавливали самостоятельно, од­ норазовые, которых хватало все­ го на несколько часов. Сегодня же имеется возможность за­ купать многоразовые маски, что и делается. Строго соблюдается гигиена, установлены стационар­ ные санитаЙзеры. - В соединении нет военно- недоработки в действиях лично­ го состава соединения. Оценки, выставленные бригаде, хорошие, но не настолько высокие, как к этому привыкли. Выводы сдела­ ны, настрой на будущее - реши­ тельный. Коллектив равняется на лучших военнослужащих - флагманского специалиста ра­ диотехнической службы капи­ тана 2 ранга Николая Киселёва, флагманского артиллериста - на­ чальника противовоздушной обо­ роны капитана 3 ранга Сергея Елизарова и командира боль­ шого десантного корабля "Алек­ сандр Отраковский" капитана 3 ранга Сергея Янова. Это на­ стоящие профессионалы, ко­ торые с радостью делятся опы­ том с сослуживцами. АЛе1Ссандр ЛАНЮШКИН. Фото из архива соединения. t:IИ§4фijillфji'l) ~~:;:: K~:O::::;: 15201 "Слава Севасто­ поля" ПК-7500 водоизмещением 4500 тонн, гру­ зоподъёмностью 500 тонн был построен в roроде­ герое Севастополе и заступил на службу в Воен­ но-морской флот в далёком 1983 году. В том же году он был зачислен в состав Северного флота. За годы, прошедшие с момента прибытия уникаль­ ного крымского исполина в Заполярье, с его помощью выполнены тысячи различ­ ных работ. Мобильность и ко­ лоссальная мощь ПК-7500 были всегда востребованы на флоте. Одна из самых часто выполняемых экипа­ жем задач - работа с при­ чалами, поддержание их в исправном состоянии. Пожалуй, не осталось та­ кой точки на побережье в \ I ной войны как осветитель­ ное судно. Принимал учас­ тие в работах по подъёму погибшей подводной лодки "Курск", готовил к транспор­ тировке из Гремихи в Снеж­ ногорск первую атомную подводную лодку "Ленин­ ский комсомол" и ещё де­ сяток таких же "единичек", выведенных из боевого со­ става флота. Одна из самых известных историй с ПК-7500 связана с подъёмом техники, зато- Старшиd ICрановщиlC Михаил Кудрявцев. нувшей с американскими транспортами в годы Вели­ кой Отечественной войны. Специалисты Северного флота использовали его для захвата металлоконст­ рукций с глубины при подъ- 3АПОЛЯРНЬIЙ БОГАТЬIРЬ Без малого 40 лет в интересах CeBepHoro флота выполняет боевые задачи самый мощный самоходныйплавучий кран России маемого краном материа­ ла - песка, горных пород и лома металлов. ПК-7500 имеет огромный ковш, кото­ рый с глубины 70 метров (а вообще есть возможность опустить гак почти на 100- метровую глубину) может поднимать металлоконст­ рукции, что и происходило на "Томасе Дональдсоне" во время расчистки верхней палубы затопленного судна. 20 июля 2016 года со­ стоялось историческое со­ бытие - крановщик ПК-7500 Михаил Кудрявцев поднял с глубины самый первый танк "Шерман" (всего было под­ нято шесть единиц). В тот день, кроме танка, на поверхность также доста­ ли 102-миллиметровое ору­ дие, зенитный пулемёт и па­ ровозную пару. Это событие было предано широкой ог­ ласке в средствах массовой информации не только у нас в стране, но и в мире. Безусловно, немалая до­ ля работы, предшествую­ щей подъёму техники с глу­ бины, была выполнена флот­ скими водолазами и опера­ торами необитаемых под­ водных аппаратов, но то, что первый танк со дна морского поднял именно ПК-7500, - неоспоримый факт. Осматривая внутренние помещения плавкрана, не перестаёшь удивляться, как хорошо сохранился ветеран флота. В машинном отделе­ нии, коридорах, каютах, сто­ ловой, душевой комнате - везде чистота и порядок. Практически всё в том же виде, как и 37 лет назад при спуске на воду. Среди об- ла реальная угроза. После завершения ра­ бот в Гремихе в начале 2000-х годов плавкран взял лет, вынесли на своих пле­ чах ветераны спасательных судов и, непосредственно, - плавкрана, те, кто отдал ему шлого года плавкран вновь стал самоходным. После выхода на мор­ ской простор экипаж ус- ЛК-7500в Гре.михе готовит IC mpaHcnopmupoBlCe АЛЛ "ЛениНСlCиd 1C0.мсо.мол". курс в Североморск. Дли­ тельный переход морем с выработанным моторесур­ сом привёл к тому, что по­ текли сальники на дви­ гателях. На ремонт в то вре­ мя денег не нашлось, и плавкран стал неходовым. За этим последовало сня­ тие с экипажа выплат за так называемые морские. Без них уровень зарплаты стал, мягко говоря, несерьёзным, и началась текучка кадров. ПК-7500 потерял возмож­ ность передвигаться по мо­ рю самостоятельно, но при этом продолжал активно большую часть своей трудо­ вой биографии. Среди них боцман Виктор Якименко, сменный помощник капи­ тана-кранмейстера Нико­ лай Хоморецкий, старший механик Владимир Мель­ ниченко, старший электрик Григорий Денисенко и дру­ гие. Многие из них - выпуск­ ники 42-й Кронштадтской мореходной школы, где в своё время получили хоро- пешно сдал курсовую задачу К-1, в ходе отработки К-2 прошёл размагничивание, девиацию, мерную линию (ходовые испытания) и пос­ ле работы инспекции безо­ пасного мореплавания был допущен в компанию Се­ верного флота. В последние годы на флот поступили новые плавкра­ ны, такие, как, например, СПК-53150, но по произво- зоне ответственности Се­ верного флота, где бы ни выполнял свои функции плавкран. Лиинахамари, Западная Лица, Гаджиево, Мотовский залив, Северо­ морск, Островной, Северо­ двинск, Новая Земля - вез­ де труд экипажа ПК-7500 был нацелен на поддержа­ ние высокой боевой готов­ ности сил флота и флотской инфраструктуры. Операцию по подъёму с глубины Баренцева моря первого танка "Шерман" времён Великой Отечественной войны осуществил морской самоходный плавучий кран ПК-7500 новлений незначительные бытовые мелочи - новые смесители в душевой, бой­ лер для нагрева воды. эксплуатироваться в инте­ ресах флота, перемещаясь с помощью буксиров. сокий потенциал, система движителей уникального крана обеспечивает ему отличную манёвренность и достаточно высокую ско­ рость хода. Вскоре после выхода из дока экипаж активно вклю­ чился в работы, востребо­ ванные флотом. Среди на­ иболее значимых - выпол­ нение важной задачи на объекте, связанном с тра­ гическим событием - гибе­ лью подводников 1 июля прошлого года, установка рейдового оборудования в Кольском заливе для су­ пертанкера "Белокаменка" , ремонт причалов. В планах на это лето - работы в районе острова Кильдин, где на глубине 35 метров лежит транспорт "Баллот", затонувший в на­ чале 1943 года. С корабля есть возможность поднять ещё один уникальный экс­ понат - американский сред­ ний танк М3 Lee. Недавно ПК-7500 поднял с глубины 45 метров стенд­ макет подводной лодки ве­ сом 50 тонн, который пред­ назначен для тренировки глубоководных аппаратов типа АС-34. Объект про­ лежал на дне морском не одно десятилетие и считался потерянным, но недавно был обнаружен и поднят на борт плавкрана. По словам начальника УПАСР СФ ка­ питана 1 ранга Владимира Горбаня, стенд-макет будет восстановлен до рабочего состояния и ещё послужит флоту. В обозримой перспе~ Свой высокий профес­ сионализм личный состав плавкрана демонстриро­ вал в самых разных усло­ виях. Однажды обеспечил доставку на остров Витте зенитных ракетных комп­ лексов с-зоо. Работы про­ водились на необорудован­ ном побережье острова, но это не помешало успешно справиться с задачей. Кроме того, экипаж сов­ местно с водолазами уп­ равления поисковых и ава­ рийно-спасательных работ выполнял различные судо­ подъёмные работы, в част­ ности, подъём с небольшой глубины затонувшей в губе Варламова яхты Геринга, которая использовалась после Великой Отечествен- ёме техники и груза с затоп­ ленного в годы войны аме­ риканского сухогруза "Томас Дональдсон", который вхо­ дил в состав одного из по­ следних северных конвоев, проводивших торговые и транспортные суда с груза­ ми для СССр, и был потоп­ лен немецкой подводной лодкой в 1945 году возле острова Кильдин в Барен­ цевом море. Домашний уют в столо­ вой, вкусное питание обес­ печивают экипажу судовой повар Наталья Смирнова и дневальный Светлана Во­ лочнева. Нет сомнений, что глав­ ная причина того, что в свои годы ПК-7500 выглядит очень достойно, кроется в бережном отношении к вве­ ренной технике экипажа плавкрана, для которого он стал вторым домом. Многочисленные обра­ щения экипажа в различ­ ные инстанции, в том числе в профсоюз, с требованием вернуть выплаты, так как фактически все задачи в море люди выполняли в полном объёме, не при­ вели к положительному ре­ зультату. Все ответы СВОДИ­ лись к одному: согласно ут­ верждённым документам экипажу судна, не имеюще­ го собственного хода, мор­ ские выплаты не положены. Стенд-.маlCет nодводноа лодlCи, nоднятыd со дна губы Варла.мова. • На плавкране специа­ листы УПАСР освоили ра­ боту грейферной установки - приспособления, представ­ ляющего собой черпак, при­ цепляемый к грузоподъём­ ному крану и служащий для захвата и выгрузки подни- А ведь был период, когда над фактом существования уникального гиганта навис- • Такое тяжёлое положе­ ние, затянувшееся прак­ тически на полтора десятка шую профессиональную подготовку. Наконец не так давно ПК- 7500 встал в сухой док ОАО "Эра" в Мурманске, где были произведены долгождан­ ные работы по восстанов­ лению работоспособности двигателей. С февраля про- • дительности (возможности поднимать груз 500 тонн) им далеко до флотского богатыря - Ильи Муромца среди собратьев. По словам капитана ПК-7500 Олега Скрыпника, советские конструкторы за­ ложили в этот объект вы- тиве новые краны, подоб­ ные ПК-7500, вряд ли будут построены, поэтому Север­ ный флот ещё многие годы будет обладателем бога­ тыря, способного решать самые нелёгкие задачи. АлеlCсандр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz