На страже Заполярья. 2020 год. Июль.
3 стр. ИД~Т &ОЕВАН VЧ~&А - Зима, несмотря на то, что глобальных задач перед бри гадой десантных кораблей не стояло, всё же выдалась, как обычно, напряжённоЙ. Как рассказал начальник UIтаба соединения капитан 1 ранга Юрий Давитян, основным направлением работы стала сдача курсовых задач. на maжE 3апалlrLl грАндио3ныIE плАныI nредстонт воnлотнть в жнзнь лнчному составу соеднненна десантных кораблеii в летнем nерноде обученна Российской Федерации. Конечно, в планы учебно-бо- 10 июля 2020 года служащих по призыву, - продолжа ет рассказ Юрий Альбертович, - поэтому со стороны никто нам ви рус не занесёт. А офицеры, мич маны и военнослужащие по конт ракту берегут как самих себя, так и своих боевых товарищей. По признанию капитана 1 ран га Юрия Давитяна, случались и - Мы занимались базовой подготовкой и выходили в море, совершенствуя выучку экипажей в выполнении боевых задач для использования кораблей в мир- следние 1 О лет наплаванность кораблей бригады составила столько же, сколько за 30 пре дыдущих. Для этого своевремен но проводится плановый ремонт, заводе Балтийска. Полностью обновлены подводная часть корпуса, палубы и настилы. За мене подверглось и электро механическое оборудование - паровая, топливная и масляная системы, система охлаждения, арматура, насосы, обеспечи вающие работу главных двига телей и вспомогательных меха низмов. словам капитана 1 ранга Юрия Давитяна, почти у всех из них вышли сроки эксплуатации. И всё же их техническая готовность поддерживается всеми силами, катера несут свою вахту. Без них личному составу многочислен ных постов на побережье при шлось бы очень непросто. Ведь почти весь грузооборот между ними и Большой землёй при ходится именно на катера. Иног да случается и так, что плоско донные катера, рассчитанные на выход в море с волнением до трёх баллов, попадают в неболь шой шторм, но экипажам (4 че ловека на каждом) это не ме шает выполнению поставленных задач. Эти "малыши" практи чески постоянно находятся в мо ре. На двух из них в скором времени планируется заменить главные двигатели. Совсем скоро БДК "Кондопога" и "Оленегорский горняк" отправятся в восточную часть Арктики с десантом на борту, где примут участие в масштабных учениях. Естественно, этому преДUIествовала под готовка в базе и в море, всё "проигрывалось" по эле ментам На Северном флоте боль шинство десантных кораблей - польской постройки. Но, несмот ря на санкции против Россий ской Федерации, нужды в комп лектующих моряки не испыты вают - необходимые детали, узлы и агрегаты в значительном коли честве находятся на складах и самих кораблях. Так что с ремон том проблем почти не возникает. ное и военное время, - объяс- формируется необходимый за- няет Юрий Альбертович. - Неод- пас технического имущества и нократно проводились тактиче- горюче-смазочных материалов. ские учения как отдельных ко- раблей и катеров бригады, так и в составе группы кораблей, причём не только нашего соединения. Во взаимодействии с отдель ной бригадой морской пехоты Северного флота в ходе выпол нения учебно-боевых задач осу ществлялась высадка её под разделений на необорудован ное побережье. Выполнялись учебные стрельбы, минные по становки. В общем, всё то, что укладывается в понятие "курс боевой подготовки". Не исключено, что итоги вы полнения постановки минных заграждений будут представ лены на соискание приза Глав нокомандующего Военно-мор ским флотом РФ. - В летнем периоде обучения 2020 года у нас грандиозные планы, - делится Юрий Давитян. - Достаточно сказать, что совсем скоро БДК "Кондопога" и "Оле негорский горняк" отправятся в восточную часть Арктики с де сантом на борту, где примут учас тие в масштабных учениях. Есте ственно, этому предшествовала подготовка в базе и в море, всё "проигрывалось" по элементам. Личный состав, я уверен, не под ведёт. И не только опытные мо ряки. У офицеров, которые при шли к нам около года назад из военных вузов, просто горят гла за, они готовы выполнить любую поставленную задачу. Немаловажным было и под держание технической готовности кораблей, а при необходимости - её восстановление, ведь за по- Самый возрастной в бригаде большой десантный корабль "Оленегорский горняк" прошёл ремонт в судостроительном Помимо больших десантных кораблей, в бригаде есть и не сколько десантных катеров. Это настоящие рабочие лошадки. По Помимо дальнего похода, ко рабли бригады готовятся и к предстоящему военно-морско му параду в честь Дня ВМФ евой подготовки личного состава соединения внесла свои коррек тировки пандемия нового коро навируса. Все предписанные действия по недопущению рас пространения заразы среди эки пажей скрупулёзно выполня ются. На контрольно-пропуск ном пункте бригады и на каждом корабле располагаются посты термометрического контроля. Все военнослужащие в обяза тельном порядке носят маски. В самом начале пандемии их изго тавливали самостоятельно, од норазовые, которых хватало все го на несколько часов. Сегодня же имеется возможность за купать многоразовые маски, что и делается. Строго соблюдается гигиена, установлены стационар ные санитаЙзеры. - В соединении нет военно- недоработки в действиях лично го состава соединения. Оценки, выставленные бригаде, хорошие, но не настолько высокие, как к этому привыкли. Выводы сдела ны, настрой на будущее - реши тельный. Коллектив равняется на лучших военнослужащих - флагманского специалиста ра диотехнической службы капи тана 2 ранга Николая Киселёва, флагманского артиллериста - на чальника противовоздушной обо роны капитана 3 ранга Сергея Елизарова и командира боль шого десантного корабля "Алек сандр Отраковский" капитана 3 ранга Сергея Янова. Это на стоящие профессионалы, ко торые с радостью делятся опы том с сослуживцами. АЛе1Ссандр ЛАНЮШКИН. Фото из архива соединения. t:IИ§4фijillфji'l) ~~:;:: K~:O::::;: 15201 "Слава Севасто поля" ПК-7500 водоизмещением 4500 тонн, гру зоподъёмностью 500 тонн был построен в roроде герое Севастополе и заступил на службу в Воен но-морской флот в далёком 1983 году. В том же году он был зачислен в состав Северного флота. За годы, прошедшие с момента прибытия уникаль ного крымского исполина в Заполярье, с его помощью выполнены тысячи различ ных работ. Мобильность и ко лоссальная мощь ПК-7500 были всегда востребованы на флоте. Одна из самых часто выполняемых экипа жем задач - работа с при чалами, поддержание их в исправном состоянии. Пожалуй, не осталось та кой точки на побережье в \ I ной войны как осветитель ное судно. Принимал учас тие в работах по подъёму погибшей подводной лодки "Курск", готовил к транспор тировке из Гремихи в Снеж ногорск первую атомную подводную лодку "Ленин ский комсомол" и ещё де сяток таких же "единичек", выведенных из боевого со става флота. Одна из самых известных историй с ПК-7500 связана с подъёмом техники, зато- Старшиd ICрановщиlC Михаил Кудрявцев. нувшей с американскими транспортами в годы Вели кой Отечественной войны. Специалисты Северного флота использовали его для захвата металлоконст рукций с глубины при подъ- 3АПОЛЯРНЬIЙ БОГАТЬIРЬ Без малого 40 лет в интересах CeBepHoro флота выполняет боевые задачи самый мощный самоходныйплавучий кран России маемого краном материа ла - песка, горных пород и лома металлов. ПК-7500 имеет огромный ковш, кото рый с глубины 70 метров (а вообще есть возможность опустить гак почти на 100- метровую глубину) может поднимать металлоконст рукции, что и происходило на "Томасе Дональдсоне" во время расчистки верхней палубы затопленного судна. 20 июля 2016 года со стоялось историческое со бытие - крановщик ПК-7500 Михаил Кудрявцев поднял с глубины самый первый танк "Шерман" (всего было под нято шесть единиц). В тот день, кроме танка, на поверхность также доста ли 102-миллиметровое ору дие, зенитный пулемёт и па ровозную пару. Это событие было предано широкой ог ласке в средствах массовой информации не только у нас в стране, но и в мире. Безусловно, немалая до ля работы, предшествую щей подъёму техники с глу бины, была выполнена флот скими водолазами и опера торами необитаемых под водных аппаратов, но то, что первый танк со дна морского поднял именно ПК-7500, - неоспоримый факт. Осматривая внутренние помещения плавкрана, не перестаёшь удивляться, как хорошо сохранился ветеран флота. В машинном отделе нии, коридорах, каютах, сто ловой, душевой комнате - везде чистота и порядок. Практически всё в том же виде, как и 37 лет назад при спуске на воду. Среди об- ла реальная угроза. После завершения ра бот в Гремихе в начале 2000-х годов плавкран взял лет, вынесли на своих пле чах ветераны спасательных судов и, непосредственно, - плавкрана, те, кто отдал ему шлого года плавкран вновь стал самоходным. После выхода на мор ской простор экипаж ус- ЛК-7500в Гре.михе готовит IC mpaHcnopmupoBlCe АЛЛ "ЛениНСlCиd 1C0.мсо.мол". курс в Североморск. Дли тельный переход морем с выработанным моторесур сом привёл к тому, что по текли сальники на дви гателях. На ремонт в то вре мя денег не нашлось, и плавкран стал неходовым. За этим последовало сня тие с экипажа выплат за так называемые морские. Без них уровень зарплаты стал, мягко говоря, несерьёзным, и началась текучка кадров. ПК-7500 потерял возмож ность передвигаться по мо рю самостоятельно, но при этом продолжал активно большую часть своей трудо вой биографии. Среди них боцман Виктор Якименко, сменный помощник капи тана-кранмейстера Нико лай Хоморецкий, старший механик Владимир Мель ниченко, старший электрик Григорий Денисенко и дру гие. Многие из них - выпуск ники 42-й Кронштадтской мореходной школы, где в своё время получили хоро- пешно сдал курсовую задачу К-1, в ходе отработки К-2 прошёл размагничивание, девиацию, мерную линию (ходовые испытания) и пос ле работы инспекции безо пасного мореплавания был допущен в компанию Се верного флота. В последние годы на флот поступили новые плавкра ны, такие, как, например, СПК-53150, но по произво- зоне ответственности Се верного флота, где бы ни выполнял свои функции плавкран. Лиинахамари, Западная Лица, Гаджиево, Мотовский залив, Северо морск, Островной, Северо двинск, Новая Земля - вез де труд экипажа ПК-7500 был нацелен на поддержа ние высокой боевой готов ности сил флота и флотской инфраструктуры. Операцию по подъёму с глубины Баренцева моря первого танка "Шерман" времён Великой Отечественной войны осуществил морской самоходный плавучий кран ПК-7500 новлений незначительные бытовые мелочи - новые смесители в душевой, бой лер для нагрева воды. эксплуатироваться в инте ресах флота, перемещаясь с помощью буксиров. сокий потенциал, система движителей уникального крана обеспечивает ему отличную манёвренность и достаточно высокую ско рость хода. Вскоре после выхода из дока экипаж активно вклю чился в работы, востребо ванные флотом. Среди на иболее значимых - выпол нение важной задачи на объекте, связанном с тра гическим событием - гибе лью подводников 1 июля прошлого года, установка рейдового оборудования в Кольском заливе для су пертанкера "Белокаменка" , ремонт причалов. В планах на это лето - работы в районе острова Кильдин, где на глубине 35 метров лежит транспорт "Баллот", затонувший в на чале 1943 года. С корабля есть возможность поднять ещё один уникальный экс понат - американский сред ний танк М3 Lee. Недавно ПК-7500 поднял с глубины 45 метров стенд макет подводной лодки ве сом 50 тонн, который пред назначен для тренировки глубоководных аппаратов типа АС-34. Объект про лежал на дне морском не одно десятилетие и считался потерянным, но недавно был обнаружен и поднят на борт плавкрана. По словам начальника УПАСР СФ ка питана 1 ранга Владимира Горбаня, стенд-макет будет восстановлен до рабочего состояния и ещё послужит флоту. В обозримой перспе~ Свой высокий профес сионализм личный состав плавкрана демонстриро вал в самых разных усло виях. Однажды обеспечил доставку на остров Витте зенитных ракетных комп лексов с-зоо. Работы про водились на необорудован ном побережье острова, но это не помешало успешно справиться с задачей. Кроме того, экипаж сов местно с водолазами уп равления поисковых и ава рийно-спасательных работ выполнял различные судо подъёмные работы, в част ности, подъём с небольшой глубины затонувшей в губе Варламова яхты Геринга, которая использовалась после Великой Отечествен- ёме техники и груза с затоп ленного в годы войны аме риканского сухогруза "Томас Дональдсон", который вхо дил в состав одного из по следних северных конвоев, проводивших торговые и транспортные суда с груза ми для СССр, и был потоп лен немецкой подводной лодкой в 1945 году возле острова Кильдин в Барен цевом море. Домашний уют в столо вой, вкусное питание обес печивают экипажу судовой повар Наталья Смирнова и дневальный Светлана Во лочнева. Нет сомнений, что глав ная причина того, что в свои годы ПК-7500 выглядит очень достойно, кроется в бережном отношении к вве ренной технике экипажа плавкрана, для которого он стал вторым домом. Многочисленные обра щения экипажа в различ ные инстанции, в том числе в профсоюз, с требованием вернуть выплаты, так как фактически все задачи в море люди выполняли в полном объёме, не при вели к положительному ре зультату. Все ответы СВОДИ лись к одному: согласно ут верждённым документам экипажу судна, не имеюще го собственного хода, мор ские выплаты не положены. Стенд-.маlCет nодводноа лодlCи, nоднятыd со дна губы Варла.мова. • На плавкране специа листы УПАСР освоили ра боту грейферной установки - приспособления, представ ляющего собой черпак, при цепляемый к грузоподъём ному крану и служащий для захвата и выгрузки подни- А ведь был период, когда над фактом существования уникального гиганта навис- • Такое тяжёлое положе ние, затянувшееся прак тически на полтора десятка шую профессиональную подготовку. Наконец не так давно ПК- 7500 встал в сухой док ОАО "Эра" в Мурманске, где были произведены долгождан ные работы по восстанов лению работоспособности двигателей. С февраля про- • дительности (возможности поднимать груз 500 тонн) им далеко до флотского богатыря - Ильи Муромца среди собратьев. По словам капитана ПК-7500 Олега Скрыпника, советские конструкторы за ложили в этот объект вы- тиве новые краны, подоб ные ПК-7500, вряд ли будут построены, поэтому Север ный флот ещё многие годы будет обладателем бога тыря, способного решать самые нелёгкие задачи. АлеlCсандр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz