На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 10 февраля День дипломатического работника. День памяти А. С. Пушкина. В 1939 году родился советский и российский воена­ России. чальник, кандидат воен­ ных наук, первый замес­ титель Главнокомандую­ щего ВМФ России адмирал Игорь Владимирович Ка­ сатонов. Командовал Коль­ ской флотилией разнород­ ных сил СФ, с 9 апреля 1988 по 14 сентября 1991 года - заместитель коман­ дующего Северным фло­ том. Возглавлял первый после окончания Второй мировой войны визит со­ ветских военных кораблей в США, командующий Чер­ номорским флотом ВМФ В 1996 году Указом Президента Российской Федера­ ции учреждена юбилейная медаль "300 лет Российско­ му флоту" и утверждены Положение о медали и её опи­ сание. 2010 год - в гарнизоне Северного флота Заозёрск состоялась передача исторического знамени и ордена Красного Знамени эскадры атомных подводных лодок СФ новому объединению - Краснознамённым подвод­ ным силам Северного флота. 11 февраля 300 лет назад заведено "Дело о постройке "потаён­ ного судна" мастера Ефима Прокопьевича Никонова. От этого события идёт история подводного кораблестро­ ения в России. 80 лет назад войска Северо-Западного фронта пе­ решли в наступление, и к 17 февраля главная полоса линии Маннергейма была прорвана, 28 февраля прор­ вана вторая полоса. В ночь на 13 марта советские вой­ ска овладели городом Выборгом. В 1944 году североморской авиацией нанесён удар по линейному кораблю "Тирпиц" в Альтен-фьорде. 12 февраля 120 лет со дня рождения советского военачальника дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. В 1942 году постановлением ГКО на вооружение при­ нята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-З, разработанная коллективом под руководством Василия Гавриловича Грабина. В 1999 году на полигоне Капустин Яр в присутствии министра обороны РФ состоялись пер­ вые демонстраци­ онные пуски ракет нового ЗРК С-400 большой и средней дальности,разрабо­ танного МКБ "Фа­ кел". В 1999 году Госу­ дарственная дума приняла закон о возвращении горо- ду Скалистому име- ~~~~~~;~=;~~::j ни Героя Советско- ;;;; го Союза подвод- ника Магомета Имадутдиновича Гаджиева. 13 февраля В 1806 году родился Владимир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал, начальник штаба Черноморского флота в период Крымской войны 1853-1856 годов. В 1889 году родился учёный-кораблестроитель, конструктор подводных лодок Борис Михайлович Мали­ нин. Принимал участие в разработке подводных лодок типа "Декабрист", "Щука", "Ленинец". В 1903 году родился авиаконструктор генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев. В 1934 году пароход "Челюскин" при попытке пройти Северным морским путём был затёрт льдами и погиб в Чукотском море. Экипаж судна во главе с начальником экспедиции О. Ю. Шмидтом высадился на льдину. 14 февраля В 1950 году заключён Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и кнр, а также соглашение о современном использовании военно-морской базы Порт-Артур. В 1990 году поднят флаг на ракетном корабле на воздушной подушке "Бора", не имеющем аналогов в мировом кораблестроении. 15 февраля Памятная дата России - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В 1989 году через мост Дружбы на участке Тактаба­ зарского погранотряда в 16 часов 21 минуту перешёл последний советский военнослужащий. Завершён вывод советских войск из Афганистана. В 1908 году родился Герой Советского Союза вице­ адмирал Николай Михайлович Кулаков - член военного совета Северного флота с марта 1945 года, с июня 1946 года - член военного совета - заместитель Главно­ командующего ВМФ СССР по политической части. Его именем назван большой противолодочный корабль Краснознамённого Северного флота. В 1913 году родился командующий Северным флотом адмирал флота Семён Михайлович Лобов. В 1927 году родился начальник штаба Красноз­ намённого Северного флота Герой Советского Союза адмирал Вадим Константинович Коробов. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О введении новых знаков различия для личного состава ВМФ" введены погоны. В 1944 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Серебров. 16 февраля День разведки ВМФ. В 1893 году родился Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский. Во время Гражданской войны командовал армиями и фронтами. Принимал активное участие в разработке принципов и проведении военной реформы 1924-1925 гг. В 1927 году родился командующий 3-й флотилией атомных подводных лодок Краснознамённого Север­ ного флота вице-адмирал Лев Алексеевич Матушкин. В 1951 году сформирована 121-я бригада десантных кораблей Северного флота. • * на стrаЖI зanamlFU 7 февраля 2020 года БЕССТРАIIIНЫЙ ВОЗДYПIНЫЙ БОЕЦ Встать на защнту Родннм - дело честн 30ПОТЫЕ 3B~3ДЫ CeBePHoro Ibпота Заслуженный воениый лёт­ чик СССР гвардии полков­ ник Павел Климов родился 7 февраля 1920 года. На флот попал в 1939 ГОДУ, а через два года окончил Мblкающего второй девятки. Сбли­ жение и атаку производил, сохра­ няя свой самолёт в створе наме­ ченного самолёта, чтобbl лишить возможности стрелков впереди идущих Ю-88 вести по мне огонь ... врагу не удалось. Чаще всего наши лётчики отражали налёты немец­ кой авиации малыми группами, иногда - парами и в одиночку. Однажды ветер неожиданно принёс с моря влажный воздух. Плотные туманы расползлись по сопкам, окутали все аэродромы. Не закрытым сверху остался лишь Мурманск. Немцы поспешили под­ нять в воздух несколько групп бом­ бардировщиков. Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. Летал на "харрикейне", "китгих:аук:е" и "аэрокобре". К НАЧАЛУ мая 1943 года коман­ дир звена 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Северного флота имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова гвардии младший лейтенант Павел Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сбил лично 8 самолётов противника. За образцо­ вое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими за­ хватчиками авиатору присвоили звание Герой Советского Союза. продолжаю вести его до дистан­ ции 50 метров, вводя поправки на угловое смещение цели. Затем, используя большую скорость после пикирования, я сделал энергиЧНblЙ левblЙ боевой разворот и, УМblШ­ ленно не координируя действия ру­ лями (чтобbl уменьшить вероят­ ность попадания стрелков, кото- ... Благодаря отличной работе радиосвязи и станции наведения мне удалось своевременно обна­ ружить и атаковать противника. В результате боя мною бblЛО сбито два Ю-88 и один подбит. Бомбардировщики противника не бblли допущеНbI к порту". Климов и его ведомый Юдин вылетели на патрулирование. Вскоре Климов заметил едва раз­ личимые пунктиры. Они быстро превратились в знакомые силуэты шести двухмоторных "юнкерсов". И ЮЛЬ 1943 года выдался жар­ ким, с сильными ветрами, на сопках горели пересохшие карлико­ вые берёзки и торф. Над Кольским Климов поспешил набрать вы­ соту, решив атаковать противника в лоб. Фашисты не успели опом­ ниться, как Павел Дмитриевич уже открыл огонь. Ведущий "юнкерс" перевернулся через крыло и ныр­ нул в глубину тумана. Климов уда­ рил по второму бомбардировщику и тоже прошил его огнём крупно­ калиберных пулемётов. Строй вражеских самолётов распался. Противник, охваченный паникой, развернулся и стал ухо­ дить на запад. Догнав их, Павел Климов сбил ещё одного "юн­ керса". Вот как описывает сам Павел Климов один из своих боёв С истре­ бителями: "ЗО октября 1942 года меня в паре с молодblМ лётчиком на самолётах "киттихаук" подня­ ли в воздух с задачей не допускать самолётbl-разведчики в район порта. Набрав высоту 5000 мет­ ров и установив радиосвязь с земл(Ю, мы приступили к патру­ лированию. Вскоре я получил пре­ дупреждение от наземной радио­ станции о приближении к району порта большой гРУППbl неопоз­ нанных самолётов, летящих на высоте 6000 метров. Предупредив ведомого, я начал набирать высоту до 7000 мет­ ров, чтобbl иметь преимущество в высоте, а следовательно, и в скорости. Занял позицию в нап­ равлении вероятного появления противника на подступах к пор­ ту. Вскоре на фоне дымки ниже се­ бя заметил две гРУППbl по 9 са­ молётов Ю-88, шедших плотНblМ строем. Истребителей приКРbl­ тия не бblЛО видно. Приняв реше­ ние атаковать ведущего спере­ ди-сверху, я перевGл самолGт в пологое пикирование. Са.мо .. ёт р-39М-1 гвардии .м.шдшею .. edmeнaHma Пав.ла к."имова, на "отором он воева .. в аnре .. е-мае 1943 года и сби .. четыре не.мецrcих само .. ёта. Mad, 1943 г. К концу войны Павел Климов совершил около З50 успешных бое­ вых вылетов. В 52 воздушных боях сбил лично 11 и в группе с товари­ щами 16 вражеских самолётов. За службу был награждён медалью "Золотая Звезда", орденами Лени­ на, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны I степени (дважды), Красной Звезды (дваж­ ды), а также различными меда- лями. рые отКРblли интенсивНblЙ огонь по мне), вblшел из атаки. После раз­ ворота я заметил, что ведущий Ю-В8 сделал переворот и стал па­ дать. Строй первой девятки нару­ шился. "ЮнкеРСbl" сбросили бомбbl над безлюдНblми сопками далеко от порта и повернули обратно. Я не стал их преследовать, а решил атаковать вторую группу, кото­ рая шла левее и сзади. отсутст­ вие элемента внезапности заста­ вило меня отказаться от атаки с передней полусфеРbl. Я принял ре­ шение атаковать сзади-снизу за- полуостровом висели облака дыма и гари. Это оказалось на руку не­ приятелю. Вражеские самолёты сбрасывали листовки, обещая оста­ вить от Мурманска один пепел. Вскоре немецкая авиация совер­ шила ряд массированных налётов на город. Нескольким бомбардировщикам удалось прорваться к Мурманску и сбросить зажигательные бомбы. Сильная жара и ветер затрудняли борьбу с огнём: почти все деревян­ ные постройки в центре сгорели, однако уничтожить город и порт В запас бесстрашный лётчик ушёл в 1970 году. Последние годы жил в Москве, работал старшим инженером Госкомитета СССР по гидрометеорологии и охране окру­ жающей среды. Жизнь его прерва­ лась 8 декабря 1992 года. С дистанции 600 метров от­ КРblваю заградитеЛЬНblЙ огонь из 6 крупнокалибеРНblХ пулемётов и ОДИН ИЗ пЕрвыIx Ему выпала честь стать команднром одной нз первых стратегнческнх АЛЛ За три десятилетия существования 3-й фло­ ТИЛИИ подводных лодок Северного флота мо­ ряками-подводниками БыJIo освоено 12 проек­ тов АПЛ и 16 комплексов ракетного оружия. Подводные лодки объединения успешно выпол­ няли задачи боевых служб и боевых дежурств, завоевали около 25 призов rлавнокомавдую­ щеrо ВМФ по основным видам боевой под­ готовки. 1fетверо подводников объединения удостоены звания rероя Советского Союза, пятеро - rероя Российской Федерации. В этом списке значится и имя вице-адмирала Анатолия Павлова, одиоrо из первопроходцев, осваивавших совет­ ские подводные атомоходы. Он родился 7 февраля 1930 года в Киеве в семье служащего. После школы поступил в Ленинградское В 1968 году Анатолий Иванович окончил команд­ ный факультет Военно-мор­ ской академии и стал ко- накоплен богатый опыт службы на ПЛ, он был гра­ мотным специалистом и пользовался непререкае­ мым авторитетом у коллег­ сослуживцев и командо­ вания. На "К-418" офицер прослужит недолго. Контр­ адмирал Вилен Лободенко вспоминал эпизод, когда решался вопрос, кто станет заместителем командира дивизии, входящей в состав 3-й флотилии подводных лодок Северного флота: "Мне тоже было трудно выбирать, но я отдал пред­ почтение Павлову как ко­ мандиру с большим опытом командования атомохода­ ми, опытом плавания подо Несмотря на сложности и возможную опасность, тот переход, во время которого, в часmости, была проверена и эффективность работы космической навигационной системы "Шлюз", завершился благополучно военно-морское подгото­ вительное училище, а даль­ ше - курсантские годы, окон­ чание ВВМУ, служба на над­ водном корабле Балтийско­ го флота типа "большой охот­ ник". В 1955 году волею су­ деб он оказался на Север­ ном флоте и стал подвод­ ником, продолжив службу сначала на дизель-электри­ ческих, а потом и на первых атомных подводных лодках. Атомоходом "К-21", унас­ ледовавшим имя легендар­ ной крейсерской дизельной подлодки времён Великой Отечественной войны, Ана­ толий Павлов командовал с 1962 по 1965 год, сменив на боевом посту Владими­ ра Чернавина, на тот момент капитана 2 ранга, который в будущем стал Главкомом ВМФ. В 1964 году "К-21 " под командованием капитана 2 ранга Павлова совершила поход в Норвежское море и Северную Атлантику по плану учений "Ограда". • мандиром одной из первых стратегических атомных подводных лодок "К-418" проекта 667 А, осенью 1970 года вошедшей в состав Северного флота. К тому времени у офицера был льдом и взаимного манев­ рирования с вероятным про­ тивником. С чем, как мне кажется, с удовлетворени­ ем согласился и комдив ... ... С Анатолием Иванови­ чем Павловым мы очень ' ~ , : шл ·К-418" вouиa в состав СеверноlO ф .. omа осенью 1970 года. • Бюст Павла Климова установлен на Алее славы в посёлке Сафо- ново. дружно и плодотворно тру­ дились, за что получили от командира дивизии словес­ ное поощрение с выраже­ нием даже некоторого удив­ ления, что боеготовность соединения не понизилась и выполнение плана идёт успешно, несмотря на его длительное отсутствие". Во второй половине 70-х годов прошлого века Анато­ лий Павлов командовал 1 3-й дивизией 3-й флотилии ПЛ СФ. В январе 1979 года под его руководством был осуществлён подводный пе­ реход АПЛ "К-455" и "К-490" с Северного на Тихоокеан­ ский флот. Следуя южным маршрутом через Атланти­ ческий и Тихий океаны с проходом через пролив Дрейка, за 78 суток субма­ рины прошли в подводном положении около двадцати одной тысячи миль. Считается, что пролив Дрейка наиболее сложный участок пути для подводных лодок. Это место издавна имело дурную славу среди мореплавателей. Ещё со времён плавания Магелла­ на пролив получил извест­ ность как кnадбище кораб­ лей. Здесь затонуло огром­ ное количество судов, пы­ тавшихся пройти пролив против течения. Поэтому когда был открыт и запущен Панамский канал, подав­ ляющее большинство кабо­ тажных маршрутов шло че­ рез него. Но через пролив Дрейка продолжали ходить крупные военные корабли, для которых этот путь был относительно безопасным. Для подводных лодок прохождение пролива Дрей­ ка было сложной задачей, поскольку в проливе встре­ чаются айсберги, распоз­ нать которые под водой очень сложно. В своё время для определения близости айсберга подводники ис­ пользовали датчики, пока­ зывающие резкое пониже­ ние температуры. Обеспечивало переход двух атомоходов на ТОФ океанографическое иссле­ довательское судно "Бай­ кал", на котором находился резервный экипаж. Подюmoвu.ш ЯjJoc.AaвtI ТPEТЫIKOВA. Переход североморских кораблей проходил в неор­ динарной обстановке. 17 февраля 1979 года нача­ лась китайско-вьетнамская война из-за спорных островов Спартли, и на тихоокеанском маршруте можно было ожидать встре­ чи с противолодочными кораблями и подводными лодками воюющих стран. Для прохода проливом Дрейка советские кораб­ ли построились во фронт: "стратеги" шли побортно от "Байкала" в дистанции до 40 кабельтовых, поддержи­ вая между собой звукопод­ водную связь. 1 О апреля оба подводных крейсера прибыли к месту нового ба­ зирования. Несмотря на сложности и возможную опасность, тот переход, во время которого, в частности, была прове­ рена и эффективность ра­ боты космической навига­ ционной системы "Шлюз", завершился благополучно. Через несколько меся­ цев после этих событий за успешное выполнение за­ даний командования и про­ явленные при этом мужест­ во и отвагу контр-адмиралу Анатолию Павлову было присвоено звание Герой Советского Союза с вруче­ нием ордена Ленина и ме­ дали "Золотая Звезда". Впоследствии подвод­ ник был назначен коман­ дующим 2-й флотилией атом­ ных подводных лодок Се­ верного флота. ПодlOтови .. а О .. еся ФРАНЦИСКЕВИЧ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz