На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.

7 стр. ===wfl!ФtfilФWФlhii&ИiililibИ11 ''ДОРОГА ПАМЯТИ'' Проект "Дорога памяти" - это общедоступная единая база данных о кuщом участнике войны. Реализуется Министерством обороны Российской Федерации в рамках утверждённоrо Президентом РФ перечня поручений по совершенствованию мер, направлен­ ных на увековечение памяти погибших при защите Отечества. Своё продолжение "Дорога памяти" найдёт в виде крупней­ шего памятника с именами и портретами героев Великой Оте­ чественной войны на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха "Патриот", где строится главный храм Воору- жённых сил России. К храмовому комплексу будет проложена до­ рога - мемориал, увековечиваю­ щий миллионы имён участников войны, сражавшихся за Родину. * * * Командующий Северным флотом Герой России вице-ад­ мирал Александр Моисеев про­ верил работу одного из пунктов приёма информации от граждан об участниках Великой Отече­ ственной войны, который дей­ ствует на основе Центральной библиотечной системы главной базы флота города Северомор­ ска. Он ознакомился с процес­ сом обработки информации и с базой информационныхданных, собираемых в ежедневном ре­ жимеот военнослужащих Север­ ного флота и жителей города. Подобные пункты приёма ин­ формации развёрнуты практи­ чески во всех гарнизонах Север­ ного флота в Мурманской, Архан­ гельской областях и Республике Коми . Работники библиотек при­ нимают от посетителей любые документы о советских воинах. Это могут быть наградные листы, фотографии, удостоверения лич­ ности или военные билеты и да­ же письма с фронта. Все доку­ менты сканируют и возвраща­ ют владельцу, а электронный файл сохраняется в базе данных. Работа по приёму и обработ­ ке информации об участниках Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицах, внёс­ ших свой вклад в победу над фашизмом, началась в апреле прошлого года на уровне район- ных и городских военкоматов. Там были обработаны и оцифро­ ваны архивные данные, а затем начат приём информации от на­ селения. С 1 февраля текущего года пункты приёма информации в рамках проекта "Дорога памяти" были открыты в Военно-морском музее Северного флота и других музеях. Сегодня в местах базиро­ вания сил и войск Северного фло­ та в Мурманской, Архангельской обпастях и Респубпике Коми функ­ ционируют 49 пунктов приёма и загрузки информационных ма­ териалов об участниках Великой Отечественной войны на портал "Дорога памяти" ( doroga.mil.ru) . Их сотрудниками обработано и загружено на сайт десятки тысяч документов о ветеранах, кото­ рые принесли родственники. Эта важная работа по сохра­ нению памяти о воинах-победи­ телях продолжается. Командо­ вание Северного флота призы­ вает всех жителей Крайнего Се­ вера принять в ней участие и пе­ редать на портал "Дорога памя­ ти" информацию о своих родст­ венниках, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны . Подютоои.,ш Наталья ЕЛЕНИНА. Фото пресс-службьt СФ. * 11а СТrажЕ 3allD/IIM 28 февраля 2020 года 75nет - ПОЛЕВОЙ ПОХОДНЫЙ Веnикой Победы HPICHDM АРМММ ·СЛАВА! ГОСПИТАЛЬ 2215 Но не всегда спасут вливанья и бинты. Коль рана на душе - боль ватой не потушишь. Чтоб души бинтовать, сестра на лоскуты Горячую свою полосовала душу. Постепенно, шаг за шагом мы с вами, дорогие читатели, про­ следили путь раненого от линии фронта на хребте Муста-Тунтури до госпиталя. Ох, нелёгок этот путь даже сегодня, в мирное вре­ мя! А тогда все невзгоды возрас­ тали в несколько раз. Но с каж­ дым километром приближаясь к госпиталю, раненый мог на­ деяться на спасение врачами высочайшей квалификации, ко­ торые там работали. Собственно номер госпиталя 2215 - это не совсем корректное наименование. Когда началась война и на Рыбачий прибыл вновь сформированный штаб 32-го укрепрайона , там было только два лазарета - у погра­ ничников 100-го погранотряда и у артиллеристов 104-го артпол­ ка. Стоит отдать должное про­ зорливости и организаторским способностям коменданта ук­ репрайона полковника Даниила Красильникова и комиссара Павла Шабунина. Именно по их инициативе из того, что было в распоряжении комендатуры ук­ репрайона, буквально в первые дни войны был сформирован госпиталь. Место выбрали очень удач­ но - на берегу ручья Лонского. Под рукой у медиков постоянно чистая проточная вода, рядом - дорога, в километре - пирс и, что немаловажно, как потом выяс­ нилось, туда не долетали снаря­ ды фашистов. Это был самый северный, са­ мый правофланговый госпиталь советско-германского фронта и имел он номер 83. Только 15 мая 1942 года он был переименован и стал таким, каким мы знаем его сегодня. Госпиталь располагал шес­ тью палатами-землянками, рас­ считанными на 200 коек. Впро­ чем, слово "койка" здесь чисто условное - это были двухэтажные нары. Также в землянках находи­ лись обширная операционная и перевязочная. Отдельные под­ земные помещения имели апте­ ка, камбуз и столовая. Виктор ТИМОФЕЕВ. уставшие врачи и медсёстры пе­ риодически занимались строе­ вой подготовкой . Нелепо, конеч­ но, но строевой устав Рабоче­ крестьянской Красной армии никто не отменял. Случались на плацу и торжественные события с вручением орденов и медалей. Одну такую награду получила фронтовая медсестра - в буду­ щем почётный гражданин горо­ да Мурманска Евсталия Павлов­ на Дорофеева . В годы войны всенародно из­ вестным становилось всё то, что попадало на перо фронтовым корреспондентам и писателям . Не обошла сия участь и нашего "героя". Во время пребывания на Рыбачьем у известного уже в те годы фронтового корреспонден­ та писателя Константина Симо­ нова разболелся зуб. По счас­ тью, он со своим фронтовым дру­ гом комиссаром Дмитрием Ерё­ миным как раз находился в рай­ оне госпиталя. И вот что из этого получилось: " ... Надо отдать должное и сапёрам, и медикам. Всё здесь было устроено очень прочно и хорошо. Стены и перекрытия были срублены из добротного леса, а это уже само по себе бы­ ло подвигом, если учесть, что на Рыбачьем не растёт ни одного дерева. А сверху всё было обло­ жено камнями и замаскировано так, что не только с воздуха, но и с земли в каких-нибудь тридцати метрах госпиталь был совершен­ но не виден. Приёмный покой , перевязочная, операционная и палата для тяжелораненых были связаны между собой общим подземным коридором. Так, что всё, что надо было делать с тя­ желоранеными, можно было де­ лать, не вынося их на воздух. Пожалуй, по своему капиталь­ ному устройству этот госпиталь был единственным в своём роде здесь, на Севере. Эвакуация с Рыбачьего и Среднего, возвра­ щение с Большой земли сюда были сопряжены с такими труд­ ностями, да и отнимали столько времени и сил , особенно осе­ нью и зимой, когда из-за непо­ годы связи с материком не бы­ вало по целым неделям, что тут, не в пример другим госпиталям, торым мы были в дружественных отношениях, в послевоенные го­ ды не раз уговаривал знаменито­ го писателя побывать на Ры­ бачьем и в госпитале, но так и не получилось. Жаль. Госпиталь на Рыбачьем сла­ вился профессионализмом вра­ чей. В послевоенные годы вете- Па.мятни~с "Фронтовая медсестра" на полуострове Рыбачии. оставляли всех, кто впоследст­ вии мог вернуться в строй ... ... И тут меня чёрт дёрнул по­ жаловаться на мой больной зуб. Ерёмин и Зельма (фотокоррес­ пондент. - Авт.) с тем легко­ мыслием, которое отличает лю­ дей, когда зубы болят не у них самих, а у кого-то другого, посо­ ветовали мне сейчас же, здесь же обратиться к зубному врачу. Пришлось обратиться. Очевидно, у меня всё-таки есть интуиция, потому что, увидев хорошенькую двадцатилетнюю девушку, которую мне отреко­ мендовали как зубного врача, я дрогнул. Мне не понравилось, что на её лице была написана явная нерешительность и зас­ тенчивость, прямо противопо­ ложные её профессии ...". Оставим в покое известного человека наедине с его болью. Его зуб, пусть не цельно, а кусо­ чек всё же остался на Рыбачьем. Дмитрий Иванович Ерёмин, с ко- раны чаще всего вспоминали Ти­ мофеева, Дудченко, Слуцмана, Мисюка. Медсестёр, которые за­ ботились о своих подопечных. Во время послевоенных поездок по местам боевой славы ветераны неизменно посещали госпиталь и его единственное не подзем­ ное "сооружение" - госпиталь­ ное кладбище. Не простая судьба у этого скорбного места. До 1969 года на каждой могилке был именной памятный знак. По чьей-то злой воле их убрали. Могилы стали безымянными. Поисковикам потребовалось несколько деся­ тилетий, чтобы восстановить имена захороненных здесь бой­ цов. Только в 2015 году у захоро­ нения были установлены имен­ ные мемориальные плиты. На кладбище стоит уникаль­ ный для нашего края памятник "Фронтовая медсестра". В 2013 году случилось несчастье - под воздействием агрессивной при­ родной среды скульптура лиши­ лась части головы. Спасибо шеф­ ствующим над захоронением сотрудникам МЧС. Они собрали осколки изваяния. По нашей просьбе скульптор Саша Ар­ сентьев произвёл реставрацию, и уже летом 2014 года памятник обрёл свой первоначальный трогательный вид. Судя по публикациям в Интер­ нете, и госпиталь, и госпиталь­ ное кладбище регулярно посе­ щаются туристами. Слава Богу. Метрах в пятидесяти в сторону перешейка между Рыбачьим и Средним была построена баня. Персонал госпиталя жил в зем­ лянках. Освещение обеспечи­ вала дизельная электростанция. В каждом помещении стояли печки-буржуйки. Истопники - вы­ здоравливающие бойцы. Ближе к берегу бухты Озерко у медуч­ реждения был свой плац. На нём Полуостров Рыбачии. Озер~со. Госпитальное 1С.1tадбище. Михаил ОРЕШЕТА, писатель, ,фаевед. ИЗ ОСТАТКОВ в составе английского флота вплоть до Второй мировой войны. Ледокол "Ми­ кула Селянинович" был продан Канаде, "Козьма Минин" и "Илья Муромец" пе­ реоборудованы в минные заградители и вошли в состав французского флота под названиями "Кастор" и "Поллукс". Посыльное судно "Злата" осталось во Франции, где проходило переоборудо­ вание, а посыльные суда "Восход", "Рог- 4. Гидрографическая экспедиция Белого моря . 5. Дирекция маяков и лоции Белого моря. формировали красные командиры флотилию на Белом море В феврале 1920 года возобновилось наступление Красной армии на Севере. Северо-Двинская флотилия выделила для борьбы на суше отряд из 736 моряков и сформировала бронепоезд "Красный моряк". Трудящиеся северного края оказывали активную поддержку наступающим частям. Войска белогвардейцев не выдерживали натиска, да и в тылу, в самом Архангельске, вспыхнуло восстание. Под ударами советских частей белогвардейские подразделения начали сдаваться в плев в полном составе. Б ЕЛЫЕ начали спешную подготовку к эвакуации из Архангельска. 17 фев­ раля командование флотилии Север­ ного Ледовитого океана запросило ин­ формацию о наличии пассажирских мест на ледоколах, ледокольных паро­ ходах, кораблях и других судах. Но было поздно, и 19 февраля генерал Миллер, бросив свою армию на произвол судьбы, бежал на ледоколе "Козьма Минин". Беглецы пытались увести и лучшее посыльное судно флотилии - "Ярослав­ ну", но из-за неблагоприятной ледовой обстановки были вынуждены его бро­ сить. Ледокол "Канада", команда кото­ рого перешла на сторону советской власти, бросился в погоню за "Мини­ ным", настиг его в горле Белого моря и вступил в артиллерийский бой, но за­ держать не смог, а 20 февраля красно­ армейцы заняли Архангельск. Подполь­ щики не дали увести корабли , оставав­ шиеся на Белом море . Одновременно произошло восстание рабочих, матросов и солдат в Мурман­ ске, руководимое подпольной органи­ зацией большевиков, и 22 февраля советская власть была восстановлена и здесь. Белые власти Мурманска бе­ жали на пароходе "Ломоносов". Таким образом, в марте 1920 года освобож­ дение Советского Севера от интер­ вентов и белогвардейцев было завер­ шено. в Морские силы Северного моря, кото­ рым была поставлена конкретная за­ дача - защита и охрана побережья, тер­ риториальных вод, районов рыбных промыслов, траление мин и так далее. К АК уже говорилось выше, белым не удалось увести за границу остав­ шиеся суда флотилии СЛО. Однако значительная часть судов в силу различ­ ных причин всё же оказалась за грани­ цей . Они, за исключением ледоколов "Святогор" (впоследствии "Красин") и "Св. Александр Невский" (впоследствии "Владимир Ильич"), не были возвраще­ ны Советскому правительству. Также в Англии остались захвачен­ ный ещё в 1918 году крейсер "Аскольд", "Варяг", ожидавший ремонта с 1917 года и проданный после Гражданской войны бывшим русским военно-морским атта­ ше в Лондоне на слом, миноносцы "Властный" и "Грозовой", посыльные су­ да "Млада", "Рассвет" и "Порыв", возвра­ щавшиеся перед Октябрьской револю­ цией после переоборудования и ремон­ та в Россию, первое - из Италии, а два последних - из США. При этом "Млада" уже в 1920 году числилась в составе анг­ лийского флота под названием "Элек­ рити" и служила яхтой и посыльным суд­ ном командующего английским флотом в китайских водах, а "Рассвет" под наз­ ванием "Сэпрайз" - яхтой и посыльным судном командующего английским фло­ том в Средиземном море. Из числа тральщиков, захваченных англичанами во время интервенции и Гражданской войны, четыре тральщи­ ка - Т-13, Т-1 4, Т-16 и Т- 17 - находились 11 1 МАРТА 1920 года из захваченных у белогвардейцев кораблей Морских сил Белого моря и Северного Ледо­ витого океана создана Беломорская военная флотилия под командованием Владимира Николаевича Варваци. Но уже 25 апреля она была преобразована Линеиныи ~сорабль «Чесма» под tсрасным флагом Беломорс~сои военнои флотилии, 1921 l, • • 6. Суда береговой обороны Мурман­ ского района. 7. Водолазно-спасательная партия. В морской отряд вошли линейный корабль "Чесма" , вспомогательные крейсеры "Лейтенант Дрейер" (бывший В состав Беломорской военной флотилии первого формирования вошли: линкор ·чесма·, вспомогательные крейсеры "Иван Сусанин·, ·канада", ·князь Пожарский•, крейсеры-заградители "Горислава·, ·соколица", "Яро­ славна", 4 эсминца, одна подводная лодка, 4 канонерские лодки, 13 плаву­ чих батарей, 5 сторожевых судов, 25 катеров-истребителей, минный заградитель "Свердлов•, 22 тральщика, 7 посыльных судов, 5 гид­ рографических судов, 6 транспортов - "А. Сибиряков", "Владимир Ру­ санов", "Георгий Седов• и др., госпитальное судно "Герцен", 7 ледоколов "Горн•, "Мильнер", "Соловей Будимирович" и номерные- 5, 6, 7 и 9, 3 пла­ вучие мастерские "Ксения" и номерные - 1 и 2. Частичное базирование в Мурманске. дай" и тральщики Т-43, Т-44 и Т-45 - в Америке. Состояние судов флотилии СЛО пос­ ле освобождения Советского Севера оставляло желать лучшего. Первая ми­ ровая, а затем Гражданская война при почти полном отсутствии серьёзных ре­ монтных средств, а также варварское хозяйничанье белогвардейцев и "союз­ ников" привели техническое состояние кораблей к полному упадку, и советскому командованию пришлось создавать морские силы на Севере из судов, ос­ тавшихся после бегства белогвардейцев. Приказом от 26 июня 1920 года был определён следующий состав Морских сил Северного моря : 1. Морской отряд. 2. Речная флотилия. 3. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. ледокол "Иван Сусанин") , "Лейтенант Шмидт" (бывший ледокол "Князь По­ жарский"), "111 Интернационал" (быв­ ший ледокол "Канада"), крейсеры-заг­ радители (бывшие посыльные суда) "Ярославна", "Горислава" и "Соколица", эскадренные миноносцы "Капита н Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев" , подводная лодка "Коммунар" (бывшая "Св. Георгий"), восемь сторожевых ка­ теров, два катера Р-5 и Р-8, два траль­ щика Т-1 5 и Т-24 и моторная яхта "Свет­ лана". В береговую оборону Мурманского района входили семь сторожевых ка­ теров, четыре тральщика и два паро­ хода, а в гидрографические экспеди­ ции и дирекцию маяков и лоции Бело­ го моря - гидрографические суда, паро­ ходы, катера и несколько бывших траль­ щиков. С окончанием Гражданской войны непригодные к службе и устаревшие суда были исключены из строя и остались главным образом гидрографиче­ ские. Ледоколы же были переданы торговым портам. 31 декабря 1922 года это объединение Рабоче-крестьянского Красного флота было расфор­ мировано. Как второе формирование для защиты коммуникаций в Белом море, вос­ точной части Баренцева моря и Арктике Беломорская военная флотилия была создана вновь в августе 1941 года и просуществовала в составе Се- верного флота до конца Великой Отечественной войны. ; Подготовил Владимир ПЕХОТНЫИ. • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz