На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.
7 стр. ===wfl!ФtfilФWФlhii&ИiililibИ11 ''ДОРОГА ПАМЯТИ'' Проект "Дорога памяти" - это общедоступная единая база данных о кuщом участнике войны. Реализуется Министерством обороны Российской Федерации в рамках утверждённоrо Президентом РФ перечня поручений по совершенствованию мер, направлен ных на увековечение памяти погибших при защите Отечества. Своё продолжение "Дорога памяти" найдёт в виде крупней шего памятника с именами и портретами героев Великой Оте чественной войны на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха "Патриот", где строится главный храм Воору- жённых сил России. К храмовому комплексу будет проложена до рога - мемориал, увековечиваю щий миллионы имён участников войны, сражавшихся за Родину. * * * Командующий Северным флотом Герой России вице-ад мирал Александр Моисеев про верил работу одного из пунктов приёма информации от граждан об участниках Великой Отече ственной войны, который дей ствует на основе Центральной библиотечной системы главной базы флота города Северомор ска. Он ознакомился с процес сом обработки информации и с базой информационныхданных, собираемых в ежедневном ре жимеот военнослужащих Север ного флота и жителей города. Подобные пункты приёма ин формации развёрнуты практи чески во всех гарнизонах Север ного флота в Мурманской, Архан гельской областях и Республике Коми . Работники библиотек при нимают от посетителей любые документы о советских воинах. Это могут быть наградные листы, фотографии, удостоверения лич ности или военные билеты и да же письма с фронта. Все доку менты сканируют и возвраща ют владельцу, а электронный файл сохраняется в базе данных. Работа по приёму и обработ ке информации об участниках Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицах, внёс ших свой вклад в победу над фашизмом, началась в апреле прошлого года на уровне район- ных и городских военкоматов. Там были обработаны и оцифро ваны архивные данные, а затем начат приём информации от на селения. С 1 февраля текущего года пункты приёма информации в рамках проекта "Дорога памяти" были открыты в Военно-морском музее Северного флота и других музеях. Сегодня в местах базиро вания сил и войск Северного фло та в Мурманской, Архангельской обпастях и Респубпике Коми функ ционируют 49 пунктов приёма и загрузки информационных ма териалов об участниках Великой Отечественной войны на портал "Дорога памяти" ( doroga.mil.ru) . Их сотрудниками обработано и загружено на сайт десятки тысяч документов о ветеранах, кото рые принесли родственники. Эта важная работа по сохра нению памяти о воинах-победи телях продолжается. Командо вание Северного флота призы вает всех жителей Крайнего Се вера принять в ней участие и пе редать на портал "Дорога памя ти" информацию о своих родст венниках, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны . Подютоои.,ш Наталья ЕЛЕНИНА. Фото пресс-службьt СФ. * 11а СТrажЕ 3allD/IIM 28 февраля 2020 года 75nет - ПОЛЕВОЙ ПОХОДНЫЙ Веnикой Победы HPICHDM АРМММ ·СЛАВА! ГОСПИТАЛЬ 2215 Но не всегда спасут вливанья и бинты. Коль рана на душе - боль ватой не потушишь. Чтоб души бинтовать, сестра на лоскуты Горячую свою полосовала душу. Постепенно, шаг за шагом мы с вами, дорогие читатели, про следили путь раненого от линии фронта на хребте Муста-Тунтури до госпиталя. Ох, нелёгок этот путь даже сегодня, в мирное вре мя! А тогда все невзгоды возрас тали в несколько раз. Но с каж дым километром приближаясь к госпиталю, раненый мог на деяться на спасение врачами высочайшей квалификации, ко торые там работали. Собственно номер госпиталя 2215 - это не совсем корректное наименование. Когда началась война и на Рыбачий прибыл вновь сформированный штаб 32-го укрепрайона , там было только два лазарета - у погра ничников 100-го погранотряда и у артиллеристов 104-го артпол ка. Стоит отдать должное про зорливости и организаторским способностям коменданта ук репрайона полковника Даниила Красильникова и комиссара Павла Шабунина. Именно по их инициативе из того, что было в распоряжении комендатуры ук репрайона, буквально в первые дни войны был сформирован госпиталь. Место выбрали очень удач но - на берегу ручья Лонского. Под рукой у медиков постоянно чистая проточная вода, рядом - дорога, в километре - пирс и, что немаловажно, как потом выяс нилось, туда не долетали снаря ды фашистов. Это был самый северный, са мый правофланговый госпиталь советско-германского фронта и имел он номер 83. Только 15 мая 1942 года он был переименован и стал таким, каким мы знаем его сегодня. Госпиталь располагал шес тью палатами-землянками, рас считанными на 200 коек. Впро чем, слово "койка" здесь чисто условное - это были двухэтажные нары. Также в землянках находи лись обширная операционная и перевязочная. Отдельные под земные помещения имели апте ка, камбуз и столовая. Виктор ТИМОФЕЕВ. уставшие врачи и медсёстры пе риодически занимались строе вой подготовкой . Нелепо, конеч но, но строевой устав Рабоче крестьянской Красной армии никто не отменял. Случались на плацу и торжественные события с вручением орденов и медалей. Одну такую награду получила фронтовая медсестра - в буду щем почётный гражданин горо да Мурманска Евсталия Павлов на Дорофеева . В годы войны всенародно из вестным становилось всё то, что попадало на перо фронтовым корреспондентам и писателям . Не обошла сия участь и нашего "героя". Во время пребывания на Рыбачьем у известного уже в те годы фронтового корреспонден та писателя Константина Симо нова разболелся зуб. По счас тью, он со своим фронтовым дру гом комиссаром Дмитрием Ерё миным как раз находился в рай оне госпиталя. И вот что из этого получилось: " ... Надо отдать должное и сапёрам, и медикам. Всё здесь было устроено очень прочно и хорошо. Стены и перекрытия были срублены из добротного леса, а это уже само по себе бы ло подвигом, если учесть, что на Рыбачьем не растёт ни одного дерева. А сверху всё было обло жено камнями и замаскировано так, что не только с воздуха, но и с земли в каких-нибудь тридцати метрах госпиталь был совершен но не виден. Приёмный покой , перевязочная, операционная и палата для тяжелораненых были связаны между собой общим подземным коридором. Так, что всё, что надо было делать с тя желоранеными, можно было де лать, не вынося их на воздух. Пожалуй, по своему капиталь ному устройству этот госпиталь был единственным в своём роде здесь, на Севере. Эвакуация с Рыбачьего и Среднего, возвра щение с Большой земли сюда были сопряжены с такими труд ностями, да и отнимали столько времени и сил , особенно осе нью и зимой, когда из-за непо годы связи с материком не бы вало по целым неделям, что тут, не в пример другим госпиталям, торым мы были в дружественных отношениях, в послевоенные го ды не раз уговаривал знаменито го писателя побывать на Ры бачьем и в госпитале, но так и не получилось. Жаль. Госпиталь на Рыбачьем сла вился профессионализмом вра чей. В послевоенные годы вете- Па.мятни~с "Фронтовая медсестра" на полуострове Рыбачии. оставляли всех, кто впоследст вии мог вернуться в строй ... ... И тут меня чёрт дёрнул по жаловаться на мой больной зуб. Ерёмин и Зельма (фотокоррес пондент. - Авт.) с тем легко мыслием, которое отличает лю дей, когда зубы болят не у них самих, а у кого-то другого, посо ветовали мне сейчас же, здесь же обратиться к зубному врачу. Пришлось обратиться. Очевидно, у меня всё-таки есть интуиция, потому что, увидев хорошенькую двадцатилетнюю девушку, которую мне отреко мендовали как зубного врача, я дрогнул. Мне не понравилось, что на её лице была написана явная нерешительность и зас тенчивость, прямо противопо ложные её профессии ...". Оставим в покое известного человека наедине с его болью. Его зуб, пусть не цельно, а кусо чек всё же остался на Рыбачьем. Дмитрий Иванович Ерёмин, с ко- раны чаще всего вспоминали Ти мофеева, Дудченко, Слуцмана, Мисюка. Медсестёр, которые за ботились о своих подопечных. Во время послевоенных поездок по местам боевой славы ветераны неизменно посещали госпиталь и его единственное не подзем ное "сооружение" - госпиталь ное кладбище. Не простая судьба у этого скорбного места. До 1969 года на каждой могилке был именной памятный знак. По чьей-то злой воле их убрали. Могилы стали безымянными. Поисковикам потребовалось несколько деся тилетий, чтобы восстановить имена захороненных здесь бой цов. Только в 2015 году у захоро нения были установлены имен ные мемориальные плиты. На кладбище стоит уникаль ный для нашего края памятник "Фронтовая медсестра". В 2013 году случилось несчастье - под воздействием агрессивной при родной среды скульптура лиши лась части головы. Спасибо шеф ствующим над захоронением сотрудникам МЧС. Они собрали осколки изваяния. По нашей просьбе скульптор Саша Ар сентьев произвёл реставрацию, и уже летом 2014 года памятник обрёл свой первоначальный трогательный вид. Судя по публикациям в Интер нете, и госпиталь, и госпиталь ное кладбище регулярно посе щаются туристами. Слава Богу. Метрах в пятидесяти в сторону перешейка между Рыбачьим и Средним была построена баня. Персонал госпиталя жил в зем лянках. Освещение обеспечи вала дизельная электростанция. В каждом помещении стояли печки-буржуйки. Истопники - вы здоравливающие бойцы. Ближе к берегу бухты Озерко у медуч реждения был свой плац. На нём Полуостров Рыбачии. Озер~со. Госпитальное 1С.1tадбище. Михаил ОРЕШЕТА, писатель, ,фаевед. ИЗ ОСТАТКОВ в составе английского флота вплоть до Второй мировой войны. Ледокол "Ми кула Селянинович" был продан Канаде, "Козьма Минин" и "Илья Муромец" пе реоборудованы в минные заградители и вошли в состав французского флота под названиями "Кастор" и "Поллукс". Посыльное судно "Злата" осталось во Франции, где проходило переоборудо вание, а посыльные суда "Восход", "Рог- 4. Гидрографическая экспедиция Белого моря . 5. Дирекция маяков и лоции Белого моря. формировали красные командиры флотилию на Белом море В феврале 1920 года возобновилось наступление Красной армии на Севере. Северо-Двинская флотилия выделила для борьбы на суше отряд из 736 моряков и сформировала бронепоезд "Красный моряк". Трудящиеся северного края оказывали активную поддержку наступающим частям. Войска белогвардейцев не выдерживали натиска, да и в тылу, в самом Архангельске, вспыхнуло восстание. Под ударами советских частей белогвардейские подразделения начали сдаваться в плев в полном составе. Б ЕЛЫЕ начали спешную подготовку к эвакуации из Архангельска. 17 фев раля командование флотилии Север ного Ледовитого океана запросило ин формацию о наличии пассажирских мест на ледоколах, ледокольных паро ходах, кораблях и других судах. Но было поздно, и 19 февраля генерал Миллер, бросив свою армию на произвол судьбы, бежал на ледоколе "Козьма Минин". Беглецы пытались увести и лучшее посыльное судно флотилии - "Ярослав ну", но из-за неблагоприятной ледовой обстановки были вынуждены его бро сить. Ледокол "Канада", команда кото рого перешла на сторону советской власти, бросился в погоню за "Мини ным", настиг его в горле Белого моря и вступил в артиллерийский бой, но за держать не смог, а 20 февраля красно армейцы заняли Архангельск. Подполь щики не дали увести корабли , оставав шиеся на Белом море . Одновременно произошло восстание рабочих, матросов и солдат в Мурман ске, руководимое подпольной органи зацией большевиков, и 22 февраля советская власть была восстановлена и здесь. Белые власти Мурманска бе жали на пароходе "Ломоносов". Таким образом, в марте 1920 года освобож дение Советского Севера от интер вентов и белогвардейцев было завер шено. в Морские силы Северного моря, кото рым была поставлена конкретная за дача - защита и охрана побережья, тер риториальных вод, районов рыбных промыслов, траление мин и так далее. К АК уже говорилось выше, белым не удалось увести за границу остав шиеся суда флотилии СЛО. Однако значительная часть судов в силу различ ных причин всё же оказалась за грани цей . Они, за исключением ледоколов "Святогор" (впоследствии "Красин") и "Св. Александр Невский" (впоследствии "Владимир Ильич"), не были возвраще ны Советскому правительству. Также в Англии остались захвачен ный ещё в 1918 году крейсер "Аскольд", "Варяг", ожидавший ремонта с 1917 года и проданный после Гражданской войны бывшим русским военно-морским атта ше в Лондоне на слом, миноносцы "Властный" и "Грозовой", посыльные су да "Млада", "Рассвет" и "Порыв", возвра щавшиеся перед Октябрьской револю цией после переоборудования и ремон та в Россию, первое - из Италии, а два последних - из США. При этом "Млада" уже в 1920 году числилась в составе анг лийского флота под названием "Элек рити" и служила яхтой и посыльным суд ном командующего английским флотом в китайских водах, а "Рассвет" под наз ванием "Сэпрайз" - яхтой и посыльным судном командующего английским фло том в Средиземном море. Из числа тральщиков, захваченных англичанами во время интервенции и Гражданской войны, четыре тральщи ка - Т-13, Т-1 4, Т-16 и Т- 17 - находились 11 1 МАРТА 1920 года из захваченных у белогвардейцев кораблей Морских сил Белого моря и Северного Ледо витого океана создана Беломорская военная флотилия под командованием Владимира Николаевича Варваци. Но уже 25 апреля она была преобразована Линеиныи ~сорабль «Чесма» под tсрасным флагом Беломорс~сои военнои флотилии, 1921 l, • • 6. Суда береговой обороны Мурман ского района. 7. Водолазно-спасательная партия. В морской отряд вошли линейный корабль "Чесма" , вспомогательные крейсеры "Лейтенант Дрейер" (бывший В состав Беломорской военной флотилии первого формирования вошли: линкор ·чесма·, вспомогательные крейсеры "Иван Сусанин·, ·канада", ·князь Пожарский•, крейсеры-заградители "Горислава·, ·соколица", "Яро славна", 4 эсминца, одна подводная лодка, 4 канонерские лодки, 13 плаву чих батарей, 5 сторожевых судов, 25 катеров-истребителей, минный заградитель "Свердлов•, 22 тральщика, 7 посыльных судов, 5 гид рографических судов, 6 транспортов - "А. Сибиряков", "Владимир Ру санов", "Георгий Седов• и др., госпитальное судно "Герцен", 7 ледоколов "Горн•, "Мильнер", "Соловей Будимирович" и номерные- 5, 6, 7 и 9, 3 пла вучие мастерские "Ксения" и номерные - 1 и 2. Частичное базирование в Мурманске. дай" и тральщики Т-43, Т-44 и Т-45 - в Америке. Состояние судов флотилии СЛО пос ле освобождения Советского Севера оставляло желать лучшего. Первая ми ровая, а затем Гражданская война при почти полном отсутствии серьёзных ре монтных средств, а также варварское хозяйничанье белогвардейцев и "союз ников" привели техническое состояние кораблей к полному упадку, и советскому командованию пришлось создавать морские силы на Севере из судов, ос тавшихся после бегства белогвардейцев. Приказом от 26 июня 1920 года был определён следующий состав Морских сил Северного моря : 1. Морской отряд. 2. Речная флотилия. 3. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. ледокол "Иван Сусанин") , "Лейтенант Шмидт" (бывший ледокол "Князь По жарский"), "111 Интернационал" (быв ший ледокол "Канада"), крейсеры-заг радители (бывшие посыльные суда) "Ярославна", "Горислава" и "Соколица", эскадренные миноносцы "Капита н Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев" , подводная лодка "Коммунар" (бывшая "Св. Георгий"), восемь сторожевых ка теров, два катера Р-5 и Р-8, два траль щика Т-1 5 и Т-24 и моторная яхта "Свет лана". В береговую оборону Мурманского района входили семь сторожевых ка теров, четыре тральщика и два паро хода, а в гидрографические экспеди ции и дирекцию маяков и лоции Бело го моря - гидрографические суда, паро ходы, катера и несколько бывших траль щиков. С окончанием Гражданской войны непригодные к службе и устаревшие суда были исключены из строя и остались главным образом гидрографиче ские. Ледоколы же были переданы торговым портам. 31 декабря 1922 года это объединение Рабоче-крестьянского Красного флота было расфор мировано. Как второе формирование для защиты коммуникаций в Белом море, вос точной части Баренцева моря и Арктике Беломорская военная флотилия была создана вновь в августе 1941 года и просуществовала в составе Се- верного флота до конца Великой Отечественной войны. ; Подготовил Владимир ПЕХОТНЫИ. • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz