На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.
4 стр. * на cтrm 3anam1ru ОЧЕРЕДНАЯ СТУПЕНЬКА Авиаторы Заполярья в любых условиях совершенствуют своё мастерство ИДЕТ &OEBAR VIJЁ&A -- -ь Погода явно не бало вала. С самого утра валил густой снег. А потом, как это часто бывает на Севере, снегопад сменился резким, пронизывающим ветром, от которого стало ещё холоднее, -12 градусов ощущались как все -25. По земле потекли снежные ручейки - начала мести позёмка. Казалось, о выполнении полётных заданий в тот день и речи быть не могло. Безусловно, неблагоприятные погодные условия - это веское основание для того, чтобы от менить полёты. В Заполярье зи мой такое явление редким не назовёшь. Часто, чтобы отрабо тать лётную смену, пилотам при ходится, что называется, ловить окна между снежными заряда- Так уж заведено в авиации, что задолго до того, как аэродром наполнится гулом самолётных двигателей, на нём появляются специалисты различных техни ческих служб. Именно они пер выми начинают лётную смену. Так было и в тот раз. С самого раннего утра на технической по- тие три эскадрильи, в них задей ствовано десять машин, - про должает Дмитрий Леонидович. - Подготовкой их к вылету и занят в настоящий момент инженер но-технический состав этих под разделений. Грамотно и уверенно органи зовывают действия подчинённых на авиационной технике замес тители командиров эскадри лий по инженерно-авиационной службе капитаны Денис Тере щенко, Валерий Сахатский, Алек сандр Шалыгин. Профессио нально справляются со своими обязанностями начальник ТЭЧ звена капитан Владимир Моро зов, инженеры авиационных комплексов капитан Александр Бутяев, старший лейтенант Вла димир Чепиков. вители всех служб полка, отве чающие за исправность авиаци онной техники, безотказную ра боту различной аппаратуры, док ладывают о готовности вверен ных им структур к проведению лётной смены. После анализа метеоусловий, состояния взлёт но-посадочной полосы и специ фики навигационной обстанов ки командир полка полковник Владимир Приходько даёт лёт ным экипажам задания, обра щает внимание на особенности лётной смены, меры безопас ности . штурман говорят обо всём, что делают и что видят: рост тем пературы, оборотов, выход на режим малого газа и тому подоб ное. Потом они проверяют работу систем самолёта, также повто ряя всё голосом. Штурман читает свою карту (так правильно назы- 21 февраля 2020 года обходимо осмотреть машину, про верить, например, все ли лючки закрыты, всё ли соответствует параметрам, - рассказывает ин женер авиационного комплекса МиГ-31 лейтенант Константин Ру кавкин. - И уже после этого мож но выпускать её в полёт. Прав- К предстоящим полётам лёт ный состав тоже готовится осно вательно. Выучка выучкой, мас терство мастерством, но перед тем, как поднять в небо самолёт, каждый лётчик и штурман долж ны тщательно проанализиро вать задачи, которые будут ре шать в воздухе, определить прио ритеты, предусмотреть различ ные нюансы . Один за другим экипажи при бывают на аэродром. Инженеры авиационных комплексов докла дывают о готовности машин к полётам. Пилоты занимают свои места в кабинах самолётов и на чинают "читать молитву". - Это лётчики между собой называют данное действо мо литвой, - объясняет заместитель командира полка по военно-по литической работе подполков ник Александр Островский . -А по сути это обычный доклад обо всех действиях, которые лётчик и штурман производят в кабине. Необходимо это прежде всего для самоконтроля. Таким обра зом лётчик и штурман контро лируют выполнение друг другом всех необходимых операций во Инженер авиационного комплекса МиГ-31 леитенант Конс тантин Рукавкин. Экипаж МиГ-31 готовится к полёту. ми и, используя момент, подни мать в небо крылатые машины. Но для коллектива отдельно го смешанного авиационного полка, которым командует заслу женный военный лётчик Рос сийской Федерации полковник Владимир Приходько, плохая погода вовсе не помеха. Здесь способны летать в различных ус ловиях. Например, в ОДИН ИЗ дней проходили плановые учеб но-тренировочные полёты истре бительной, бомбардировочной и разведывательной эскадрилий на самолётах МиГ-31 и Су-24. Часть элементов программы лётной подготовки пилоты вы полняли в сложных метеоусло виях - при снегопаде, низкой об лачности и плохой видимости. Несмотря на это, экипажи само лётов Су-24 отработали в небе выход в атаку и условное бомбо метание, провели воздушную разведку. Лётчики-истребители выполнили тактические дейст вия при перехвате условного противника и ведении воздуш ного боя. Пока в небе разворачивались жаркие учебные баталии, на земле кипела не менее напря жённая работа. Ни мороз, ни ве тер не могли помешать инже нерно-техническому составу пол ка готовить к вылету крылатые машины. зиции начали трудиться авиаци онные инженеры, техники и ме ханики авиаэскадрилий. - К проведению полётов мы начинаем готовиться заблаго временно, - говорит исполняю щий обязанности начальника инженерно-авиационной служ бы полка майор Дмитрий Дерев цов. - Например, накануне лёт ного дня наши специалисты про вели проверку всей авиационной техники. А следующим утром от буксировали летательные аппа раты на техническую позицию, где технический состав эскадри лий начал непосредственно го товить их к полётам. Ответственно и самоотвер женно трудятся на технике во еннослужащие, обслуживающие навигационное и радиоэлект ронное оборудование, авиаци онное вооружение, системы са молёта и двигателя. Каждый из инженеров занят своим конк ретным делом, выполняет необ ходимый объём работ. Контро лируют качество их действий на чальники групп. Немало в дан ный период забот и у инженеров авиационных комплексов, кото рыми руководят начальники тех н и ко-эксплуатационной части (ТЭЧ) звена. За всем процессом наблюдает и при необходимости даёт указания майор Деревцов. - В полётах принимают учас- Наконец наступает долго жданный день, к которому так основательно готовились. Пер вым, как всегда, взлетает само лёт-разведчик погоды. Метеоза дание выполнили заместитель командира полка полковник Игорь Ерофеев и командир эс кадрильи подполковник Алек сандр Тепляковский. Нужно за метить, что во время проведения разведки погоды экипаж Су-24 состоит не как обычно из лётчика и штурмана, а из двух лётчиков. К тому же допуск на выполнение подобных полётов имеют пило ты с богатым практическим опы том лётной работы, занимаю щие соответствующие должнос ти - от заместителя командира эскадрильи и выше. После приземления развед чика погоды начинается выдача предполётных указаний. Снача ла начальники или же предста- вается эта "молитва"), лётчик свою. Друг друга проконтролиро вали и начали выруливать на старт. Подобная процедура пов торяется и на стартовой пози ции. И только после того, как ко мандир экипажа доложит, что к взлёту готов, руководитель полё тов подполковник Игорь Рима шевский коротко бросает в эфир: "Взлёт разрешаю!". Опять звучит команда руководителя полётов: "Взлёт разрешаю!". Бомбардировщики, разведчики, истре бители взмывают ввысь и в мгновение ока скры ваются в облаках время запуска двигателя, выру ливания на старт и при заходе на посадку. Например, сели пилоты в ка бину, закрыли её фонарь, для связи с ними подключается ин женер авиационного комплекса, и начинают "читать": "Фонарь закрыт, блок-фонарь не горит ..." и так далее, все действия про говариваются вслух. То же самое происходит и при запуске двигателя - лётчик и Сначала взмывают в небо са молёты-бомба рдировщи ки и разведчики, за ними стартуют истребители. У каждого экипажа своя программа полёта, конкрет ное задание. Выполнив его, пи лоты возвращают крылатые ма шины на аэродром. И снова на чинают трудиться специалисты инженерно-авиационной служ бы, готовя самолёты к новой ра боте в небе. - Перед каждым вылетом не- На аэродроме полным ходом идёт подготовка самолёта к вылету. В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ военнослужащие дивизии ПВО справляются со своими обязанностями по защите Родним да , сначала работает большая группа специалистов. На само лёте много различных систем, поэтому их задача - подготовить это оборудование к работе. От ветственность инженерно-тех нического состава очень высока. Опять звучит команда руково дителя полётов: "Взлёт разре шаю!". Бомбардировщики, раз ведчики , истребители взмывают ввысь и в мгновение ока скры ваются в облаках. - Наша эскадрилья постоянно несёт боевое дежурство по про тивовоздушной обороне, - гово рит лётчик-истребитель капитан Евгений Полозков, - во время ко торого пребываем в постоянной готовности к вылету, чтобы вы полнить поставленную задачу, не допустить нарушения государст венной границы РФ в небе. В хо де плановых полётов выполня ем необходимую программу под готовки, учимся чему-то новому, совершенствуем навыки. Так, в тот день основной зада чей было восстановление навы ков после перерывов в работе лётного состава, поддержание выучки экипажей по разным ви дам воздушной подготовки. В хо де лётной смены было проведе но более 40 вылетов крылатых машин . Некоторые пилоты не один раз поднимали в небо са молёты. Например , командир полка полковник Владимир При ходько совершил несколько вы летов на истребителе МиГ-31 , от рабатывая со своими подчинён ными намеченную лётную про грамму, обучая их мастерству воз душного боя. Каждый вылет экипажей от дельного смешанного авиаци онного полка был очередной сту пенькой в совершенствовании подготовки молодых лётчиков и поддержании достигнутого уров ня натренированности опытного лётного состава. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Личный состав дивизии противовоздушной обороны армии ВВС и ПВО Северного флота чётко осознаёт своё предназначение - защищать небо Арктики над Кольским полуостровом, Ар хангельской областью, Ненецким автономным округом, Красноярским краем и Республикой Саха (Якутия). Осознаёт и отлично справляется с поставленной задачей, о чём свидетельствует факт отсутствия нарушений воздушных границ нашего государства в зоне ответственности со единения. Наращивание вооружения - Более того, нет не толь ко нарушений, но и прово каций, - поясняет врио ко мандира дивизии полков ник Сергей Савенков. - Со седи, конечно, не дремлют, разведчики стран НАТО летают недалеко от наших воздушных рубежей регу лярно. При этом они просто выполняют свои разведы вательные задачи в при граничной 50-километро вой полосе. Максимум, на который они осмелились в минувшем году, - 5 км до нашей границы, что вполне допустимо. Ещё одна часть зенит ных ракетных войск пере шла на современный комп лекс С-400 - это зенитный венков. - Сейчас заводы изготовители ремонтируют и обслуживают технику до окончания её эксплуата ции . Техническое обслу живание, восстановление, сложные ремонты - всё вы полняется представителя ми промышленности. Совершенствование центра боевой ПОДГОТОВКИ и боевого применения ВКС в Астраханской области. Все учебные цели бы ли поражены . По данным объективного контроля по лучили оценку "отлично". Ещё одним не менее зна чимым событием в учебно боевой деятельности се- активных радиопомех. Бое выми расчётами соедине ния ПВО, прошедшими спе циальную подготовку в учеб ном центре, в ходе манёв ров на различных полиго нах осуществлено более 20 пусков ЗУР класса "земля воздух" по мишеням , ими тирующим высокоскорост- ковника Игоря Лахова, один из его дивизионов, коман диром которого является майор Марат Фазульянов, а также радиотехнический полк под руководством врио командира подполковника Дмитрия Ермолаева и ра диотехнический батальон подполковника Сергея Ти шинина . А совсем недавно завер шились показные тактиче ские учения в Северодвин ске и Мончегорске с зенит ными ракетными и радио техническими подразделе ниями соответственно. Суть Страх, опасение или обу словленное иными причи нами нежелание нарушать нормы движет иностран ными разведчиками, я не знаю, но в том, что мы, обычные граждане, можем спать спокойно, уверена. Вооружение наших стражей неба эту убеждённость лишь усиливает. Переоснащение подразделений ПВО на но вые образцы военной тех ники не прекращается. За 2019 год значительно обно вился парк радиотехниче ских войск, машины 4-го по коления составляют теперь более 75% от общего числа . • Врио командира дивизии ПВО полковник Сергеd Са венков. Личным составом гвар дейского зенитного ракет ного полка введены в экс плуатацию новые комплек сы ЗРК С-400 - система уже заступила на боевое дежур ство. К выполнению своих задач по защите главной базы Северного флота при ступ ил и дивизион ЗРПК "Панцирь-С". Подразделе ние в составе шести боевых машин позволяет надёжно обеспечить прикрытие в ближней воздушной зон е наших военных и граждан ских объектов. ракетный полк, дислоци рованный на архипелаге Новая Земля . Теми же ЗРК несколько лет назад был снабжён и архангел ьский полк. Таким образом , воз душное пространство над Арктикой н адёжно защи щено. Все военнослужащие прошли п е реобуч е ние в учебном центре ВКС, ос воили новейшие системы ПВО и допущены к несению дежурства на них. - Проблем с эксплуата цией у нас не возникает, - утверждает полковник Са- • навыков По словам командира дивизии ПВО , ЧИСЛО стоя щих перед личным соста вом соединения задач год от года увеличивается, тут сказывается и расширение зоны ответственности, со пряжённое с наращива нием сил, и пристальное внимание со стороны по тенциал ьных противников. Однако военнослужащие справляются со свои ми обязанностями по защите Родины , в чём им помогают постоянные занятия, трени ровки и учения в рамках подразделен ий , дивизии, армии ВВС и ПВО, Север ного флота. Кульминацией курса бое вой ПОДГОТОВКИ военнослу жащих соединен ия проти вовоздушной обороны яв ляется тактическое учение с практической стрельбой, которое проводится на по ли гоне Ашулук. 2019 год, конечно, исключением не стал, и боевые расчёты ус пешно продемонстрирова ли свои ум е ния на базе Кульминациеd курса боевоd подготовки военнослужащих соединения проти вовоздушнои обороны ЯбАяется тактическое учение с практическои стрельбоd. вероморцев стало их учас тие в воено -техническом экспериме нте , проводив ше мся на поли гонах Ка пустин Яр и Пембой. Пуски осуществлялись в условиях • ные маневрирующие цели во всех диапазонах высот. Лучшими по итогам года признаны новоземельский зе нитный ракетный полк под командованием пол - таких тренировок - показать командира м п равильную методику их проведения. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива соединения ПВО. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz