На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.

4 стр. * на cтrm 3anam1ru ОЧЕРЕДНАЯ СТУПЕНЬКА Авиаторы Заполярья в любых условиях совершенствуют своё мастерство ИДЕТ &OEBAR VIJЁ&A -- -ь Погода явно не бало­ вала. С самого утра валил густой снег. А потом, как это часто бывает на Севере, снегопад сменился резким, пронизывающим ветром, от которого стало ещё холоднее, -12 градусов ощущались как все -25. По земле потекли снежные ручейки - начала мести позёмка. Казалось, о выполнении полётных заданий в тот день и речи быть не могло. Безусловно, неблагоприятные погодные условия - это веское основание для того, чтобы от­ менить полёты. В Заполярье зи­ мой такое явление редким не назовёшь. Часто, чтобы отрабо­ тать лётную смену, пилотам при­ ходится, что называется, ловить окна между снежными заряда- Так уж заведено в авиации, что задолго до того, как аэродром наполнится гулом самолётных двигателей, на нём появляются специалисты различных техни­ ческих служб. Именно они пер­ выми начинают лётную смену. Так было и в тот раз. С самого раннего утра на технической по- тие три эскадрильи, в них задей­ ствовано десять машин, - про­ должает Дмитрий Леонидович. - Подготовкой их к вылету и занят в настоящий момент инженер­ но-технический состав этих под­ разделений. Грамотно и уверенно органи­ зовывают действия подчинённых на авиационной технике замес­ тители командиров эскадри­ лий по инженерно-авиационной службе капитаны Денис Тере­ щенко, Валерий Сахатский, Алек­ сандр Шалыгин. Профессио­ нально справляются со своими обязанностями начальник ТЭЧ звена капитан Владимир Моро­ зов, инженеры авиационных комплексов капитан Александр Бутяев, старший лейтенант Вла­ димир Чепиков. вители всех служб полка, отве­ чающие за исправность авиаци­ онной техники, безотказную ра­ боту различной аппаратуры, док­ ладывают о готовности вверен­ ных им структур к проведению лётной смены. После анализа метеоусловий, состояния взлёт­ но-посадочной полосы и специ­ фики навигационной обстанов­ ки командир полка полковник Владимир Приходько даёт лёт­ ным экипажам задания, обра­ щает внимание на особенности лётной смены, меры безопас­ ности . штурман говорят обо всём, что делают и что видят: рост тем­ пературы, оборотов, выход на режим малого газа и тому подоб­ ное. Потом они проверяют работу систем самолёта, также повто­ ряя всё голосом. Штурман читает свою карту (так правильно назы- 21 февраля 2020 года обходимо осмотреть машину, про­ верить, например, все ли лючки закрыты, всё ли соответствует параметрам, - рассказывает ин­ женер авиационного комплекса МиГ-31 лейтенант Константин Ру­ кавкин. - И уже после этого мож­ но выпускать её в полёт. Прав- К предстоящим полётам лёт­ ный состав тоже готовится осно­ вательно. Выучка выучкой, мас­ терство мастерством, но перед тем, как поднять в небо самолёт, каждый лётчик и штурман долж­ ны тщательно проанализиро­ вать задачи, которые будут ре­ шать в воздухе, определить прио­ ритеты, предусмотреть различ­ ные нюансы . Один за другим экипажи при­ бывают на аэродром. Инженеры авиационных комплексов докла­ дывают о готовности машин к полётам. Пилоты занимают свои места в кабинах самолётов и на­ чинают "читать молитву". - Это лётчики между собой называют данное действо мо­ литвой, - объясняет заместитель командира полка по военно-по­ литической работе подполков­ ник Александр Островский . -А по сути это обычный доклад обо всех действиях, которые лётчик и штурман производят в кабине. Необходимо это прежде всего для самоконтроля. Таким обра­ зом лётчик и штурман контро­ лируют выполнение друг другом всех необходимых операций во Инженер авиационного комплекса МиГ-31 леитенант Конс­ тантин Рукавкин. Экипаж МиГ-31 готовится к полёту. ми и, используя момент, подни­ мать в небо крылатые машины. Но для коллектива отдельно­ го смешанного авиационного полка, которым командует заслу­ женный военный лётчик Рос­ сийской Федерации полковник Владимир Приходько, плохая погода вовсе не помеха. Здесь способны летать в различных ус­ ловиях. Например, в ОДИН ИЗ дней проходили плановые учеб­ но-тренировочные полёты истре­ бительной, бомбардировочной и разведывательной эскадрилий на самолётах МиГ-31 и Су-24. Часть элементов программы лётной подготовки пилоты вы­ полняли в сложных метеоусло­ виях - при снегопаде, низкой об­ лачности и плохой видимости. Несмотря на это, экипажи само­ лётов Су-24 отработали в небе выход в атаку и условное бомбо­ метание, провели воздушную разведку. Лётчики-истребители выполнили тактические дейст­ вия при перехвате условного противника и ведении воздуш­ ного боя. Пока в небе разворачивались жаркие учебные баталии, на земле кипела не менее напря­ жённая работа. Ни мороз, ни ве­ тер не могли помешать инже­ нерно-техническому составу пол­ ка готовить к вылету крылатые машины. зиции начали трудиться авиаци­ онные инженеры, техники и ме­ ханики авиаэскадрилий. - К проведению полётов мы начинаем готовиться заблаго­ временно, - говорит исполняю­ щий обязанности начальника инженерно-авиационной служ­ бы полка майор Дмитрий Дерев­ цов. - Например, накануне лёт­ ного дня наши специалисты про­ вели проверку всей авиационной техники. А следующим утром от­ буксировали летательные аппа­ раты на техническую позицию, где технический состав эскадри­ лий начал непосредственно го­ товить их к полётам. Ответственно и самоотвер­ женно трудятся на технике во­ еннослужащие, обслуживающие навигационное и радиоэлект­ ронное оборудование, авиаци­ онное вооружение, системы са­ молёта и двигателя. Каждый из инженеров занят своим конк­ ретным делом, выполняет необ­ ходимый объём работ. Контро­ лируют качество их действий на­ чальники групп. Немало в дан­ ный период забот и у инженеров авиационных комплексов, кото­ рыми руководят начальники тех­ н и ко-эксплуатационной части (ТЭЧ) звена. За всем процессом наблюдает и при необходимости даёт указания майор Деревцов. - В полётах принимают учас- Наконец наступает долго­ жданный день, к которому так основательно готовились. Пер­ вым, как всегда, взлетает само­ лёт-разведчик погоды. Метеоза­ дание выполнили заместитель командира полка полковник Игорь Ерофеев и командир эс­ кадрильи подполковник Алек­ сандр Тепляковский. Нужно за­ метить, что во время проведения разведки погоды экипаж Су-24 состоит не как обычно из лётчика и штурмана, а из двух лётчиков. К тому же допуск на выполнение подобных полётов имеют пило­ ты с богатым практическим опы­ том лётной работы, занимаю­ щие соответствующие должнос­ ти - от заместителя командира эскадрильи и выше. После приземления развед­ чика погоды начинается выдача предполётных указаний. Снача­ ла начальники или же предста- вается эта "молитва"), лётчик свою. Друг друга проконтролиро­ вали и начали выруливать на старт. Подобная процедура пов­ торяется и на стартовой пози­ ции. И только после того, как ко­ мандир экипажа доложит, что к взлёту готов, руководитель полё­ тов подполковник Игорь Рима­ шевский коротко бросает в эфир: "Взлёт разрешаю!". Опять звучит команда руководителя полётов: "Взлёт разрешаю!". Бомбардировщики, разведчики, истре­ бители взмывают ввысь и в мгновение ока скры­ ваются в облаках время запуска двигателя, выру­ ливания на старт и при заходе на посадку. Например, сели пилоты в ка­ бину, закрыли её фонарь, для связи с ними подключается ин­ женер авиационного комплекса, и начинают "читать": "Фонарь закрыт, блок-фонарь не горит ..." и так далее, все действия про­ говариваются вслух. То же самое происходит и при запуске двигателя - лётчик и Сначала взмывают в небо са­ молёты-бомба рдировщи ки и разведчики, за ними стартуют истребители. У каждого экипажа своя программа полёта, конкрет­ ное задание. Выполнив его, пи­ лоты возвращают крылатые ма­ шины на аэродром. И снова на­ чинают трудиться специалисты инженерно-авиационной служ­ бы, готовя самолёты к новой ра­ боте в небе. - Перед каждым вылетом не- На аэродроме полным ходом идёт подготовка самолёта к вылету. В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ военнослужащие дивизии ПВО справляются со своими обязанностями по защите Родним да , сначала работает большая группа специалистов. На само­ лёте много различных систем, поэтому их задача - подготовить это оборудование к работе. От­ ветственность инженерно-тех­ нического состава очень высока. Опять звучит команда руково­ дителя полётов: "Взлёт разре­ шаю!". Бомбардировщики, раз­ ведчики , истребители взмывают ввысь и в мгновение ока скры­ ваются в облаках. - Наша эскадрилья постоянно несёт боевое дежурство по про­ тивовоздушной обороне, - гово­ рит лётчик-истребитель капитан Евгений Полозков, - во время ко­ торого пребываем в постоянной готовности к вылету, чтобы вы­ полнить поставленную задачу, не допустить нарушения государст­ венной границы РФ в небе. В хо­ де плановых полётов выполня­ ем необходимую программу под­ готовки, учимся чему-то новому, совершенствуем навыки. Так, в тот день основной зада­ чей было восстановление навы­ ков после перерывов в работе лётного состава, поддержание выучки экипажей по разным ви­ дам воздушной подготовки. В хо­ де лётной смены было проведе­ но более 40 вылетов крылатых машин . Некоторые пилоты не один раз поднимали в небо са­ молёты. Например , командир полка полковник Владимир При­ ходько совершил несколько вы­ летов на истребителе МиГ-31 , от­ рабатывая со своими подчинён­ ными намеченную лётную про­ грамму, обучая их мастерству воз­ душного боя. Каждый вылет экипажей от­ дельного смешанного авиаци­ онного полка был очередной сту­ пенькой в совершенствовании подготовки молодых лётчиков и поддержании достигнутого уров­ ня натренированности опытного лётного состава. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Личный состав дивизии противовоздушной обороны армии ВВС и ПВО Северного флота чётко осознаёт своё предназначение - защищать небо Арктики над Кольским полуостровом, Ар­ хангельской областью, Ненецким автономным округом, Красноярским краем и Республикой Саха (Якутия). Осознаёт и отлично справляется с поставленной задачей, о чём свидетельствует факт отсутствия нарушений воздушных границ нашего государства в зоне ответственности со­ единения. Наращивание вооружения - Более того, нет не толь­ ко нарушений, но и прово­ каций, - поясняет врио ко­ мандира дивизии полков­ ник Сергей Савенков. - Со­ седи, конечно, не дремлют, разведчики стран НАТО летают недалеко от наших воздушных рубежей регу­ лярно. При этом они просто выполняют свои разведы­ вательные задачи в при­ граничной 50-километро­ вой полосе. Максимум, на который они осмелились в минувшем году, - 5 км до нашей границы, что вполне допустимо. Ещё одна часть зенит­ ных ракетных войск пере­ шла на современный комп­ лекс С-400 - это зенитный венков. - Сейчас заводы­ изготовители ремонтируют и обслуживают технику до окончания её эксплуата­ ции . Техническое обслу­ живание, восстановление, сложные ремонты - всё вы­ полняется представителя­ ми промышленности. Совершенствование центра боевой ПОДГОТОВКИ и боевого применения ВКС в Астраханской области. Все учебные цели бы ­ ли поражены . По данным объективного контроля по­ лучили оценку "отлично". Ещё одним не менее зна­ чимым событием в учебно­ боевой деятельности се- активных радиопомех. Бое­ выми расчётами соедине­ ния ПВО, прошедшими спе­ циальную подготовку в учеб­ ном центре, в ходе манёв­ ров на различных полиго­ нах осуществлено более 20 пусков ЗУР класса "земля­ воздух" по мишеням , ими­ тирующим высокоскорост- ковника Игоря Лахова, один из его дивизионов, коман­ диром которого является майор Марат Фазульянов, а также радиотехнический полк под руководством врио командира подполковника Дмитрия Ермолаева и ра­ диотехнический батальон подполковника Сергея Ти­ шинина . А совсем недавно завер­ шились показные тактиче­ ские учения в Северодвин­ ске и Мончегорске с зенит­ ными ракетными и радио­ техническими подразделе­ ниями соответственно. Суть Страх, опасение или обу­ словленное иными причи­ нами нежелание нарушать нормы движет иностран­ ными разведчиками, я не знаю, но в том, что мы, обычные граждане, можем спать спокойно, уверена. Вооружение наших стражей неба эту убеждённость лишь усиливает. Переоснащение подразделений ПВО на но­ вые образцы военной тех­ ники не прекращается. За 2019 год значительно обно­ вился парк радиотехниче­ ских войск, машины 4-го по­ коления составляют теперь более 75% от общего числа . • Врио командира дивизии ПВО полковник Сергеd Са­ венков. Личным составом гвар­ дейского зенитного ракет­ ного полка введены в экс­ плуатацию новые комплек­ сы ЗРК С-400 - система уже заступила на боевое дежур­ ство. К выполнению своих задач по защите главной базы Северного флота при­ ступ ил и дивизион ЗРПК "Панцирь-С". Подразделе­ ние в составе шести боевых машин позволяет надёжно обеспечить прикрытие в ближней воздушной зон е наших военных и граждан­ ских объектов. ракетный полк, дислоци­ рованный на архипелаге Новая Земля . Теми же ЗРК несколько лет назад был снабжён и архангел ьский полк. Таким образом , воз­ душное пространство над Арктикой н адёжно защи­ щено. Все военнослужащие прошли п е реобуч е ние в учебном центре ВКС, ос­ воили новейшие системы ПВО и допущены к несению дежурства на них. - Проблем с эксплуата­ цией у нас не возникает, - утверждает полковник Са- • навыков По словам командира дивизии ПВО , ЧИСЛО стоя­ щих перед личным соста­ вом соединения задач год от года увеличивается, тут сказывается и расширение зоны ответственности, со­ пряжённое с наращива ­ нием сил, и пристальное внимание со стороны по­ тенциал ьных противников. Однако военнослужащие справляются со свои ми обязанностями по защите Родины , в чём им помогают постоянные занятия, трени­ ровки и учения в рамках подразделен ий , дивизии, армии ВВС и ПВО, Север­ ного флота. Кульминацией курса бое­ вой ПОДГОТОВКИ военнослу­ жащих соединен ия проти­ вовоздушной обороны яв­ ляется тактическое учение с практической стрельбой, которое проводится на по­ ли гоне Ашулук. 2019 год, конечно, исключением не стал, и боевые расчёты ус­ пешно продемонстрирова­ ли свои ум е ния на базе Кульминациеd курса боевоd подготовки военнослужащих соединения проти­ вовоздушнои обороны ЯбАяется тактическое учение с практическои стрельбоd. вероморцев стало их учас­ тие в воено -техническом экспериме нте , проводив­ ше мся на поли гонах Ка ­ пустин Яр и Пембой. Пуски осуществлялись в условиях • ные маневрирующие цели во всех диапазонах высот. Лучшими по итогам года признаны новоземельский зе нитный ракетный полк под командованием пол - таких тренировок - показать командира м п равильную методику их проведения. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива соединения ПВО. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz