На страже Заполярья. 2020 год. Февраль.
7 сТр. * на стrаЖЕ 3aIIDлlrы 14 февраля 2020 года 1941-1945 Не так давно вышла в свет отличная книга воспоминаний почётно го гр~анина города героя ~YPMaHCKa уча стника Великой Оте чественной войны Ива на Николаевича Тимо феева. В ней доброт БЕСПОКОЙНЫЙ АДМИРАЛ 75 пет Великой Победы состава на лучшее, целеустремлённое выполнение боевых задач, поставлен ных флоту в Петсамо-Киркенесской операции. Это было последнее засе дание совета перед командой открыть артиллерийский огонь по оборонитель ным позициям врага. ... Самое грозное оружие было, есть и будет для любой армии - это духов ность воина. В годы войны она у нас бы ла высочайшая". (12 октября 1997 г.). минаниями в относительно молодые го ды. Но этого не сделал, потому что я прин ципиальный противник писать неправ ду. Кроме личных публикаций в газете "На страже Заполярья", довольствовал ся справедливыми мемуарами Головко, Платонова, Виноградова, Колышкина ... "... Армия и флот всегда были и всегда будут зеркалом Отечества. Если они раз- ный рассказ о нашем крае довоенного и послевоенного времени. Но в канун юбилея Победы хотелось бы вьщелить грозные военные годы. Почему? Всё дело в том, что Иван Николаевич воевал на самом краешке европейской части Советского Союза в районе Вайда-Губы полуострова Рыбачий. Именно там занимал боевые позиции 7-й отдельный пулемётный батальон, в котором, по непонятной причине, было много жителей ~урманской области. Поскольку пулемётчики обеспечивали противодесантную оборону, а кровавые бои шли поодаль, на хребте ~YCTa-Тунтури, личный состав рвался именно туда. Там погибали, но все равно добровольцы писали рапорты о направлении на фронт. Мы познакомились с Иваном Нико лаевичем и его однополчанами где-то в конце 70-х годов прошлого века. Имен но благодаря ему и Сергею Ивановичу Полозову было обнаружено и благо устроено батальонное захоронение. В тот период оно было безымянным. Ветераны показали нам только две мо гилы. Они знали точно, кто там захо ронен. Это было погребение английских лётчиков и наших пограничников. Простите нас за это, Иван Николае вич и Сергей Иванович. После выхода книги дочь Тимофеева, Людмила Ивановна, передала мне не сколько десятков писем. Львиная доля из них принадлежит человеку, сыграв шему не последнюю роль в войне за полярным кругом, вице-адмиралу Ни колаю Антоновичу Торику. Он родился 15 марта 1906 года в Бе лоруссии. В Красной армии с 1928 года. Карьеру военного моряка начинал в 1937-м на Черноморском флоте. В 1939 году был переведён на Балтику. Участ вовал в штурме линии Маннергейма в период "зимней войны" с Финляндией. С 1940 по 1945 год - начальник полити ческого управления Северного флота. После Победы служил на Балтике и Чер ном море. Ушёл в отставку в 1966 году. Умер в 1999-м. После ухода на пенсию Николай Антонович попал в орбиту влияния комсомола. В то время в СССР бы- ла мощнейшая организация - совет ский комитет ветеранов Великой Отечественной войны. Вместе с Центральным комитетом ВЛКСМ ... ветераны проводили крупномасш- , табные всесоюзные мероприятия, на которые отправляли и делегации молодёжи Мурманской области. Торик всегда был опекуном северян. Он просто расцветал, когда в каком-то эпизоде участ- ... вовали мурманчане. Так было во ... время проведения всесоюзных слётов победителей походов по ... местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа в Иваново, Туле, Минске. Он был нашим земляком до последних ... дней своей жизни, и это видно из его писем в адрес Тимофеева и его дочери: "... На Северном флоте не прохо дило дня, чтобы я не чувствовал ... идущую порой рядом "Бабу-ягу". В ... войну я, политработник, уверился в том, что "военное счастье" сущест вует на самом деле ... ... За годы Великой Отечественной виваются, развивается и государство ... ... В моей голове моря, I 1 ) t' ~ ) i ...0 печальном. В последних числах марта скончался старейший северомо рец, ветеран флотов СССР адмирал Платонов Василий Иванович. Это был мой личный боевой друг в течение всей войны на Баренцевом море". (17 апреля 1996 года). Пожелтевшие от времени письма человека, отдавшего Военно-морскому флоту всю сознательную жизнь, кото рого с теплотой вспоминали ветераны подводники, артиллеристы, катерники. Адмирал, который не считал зазорным вести переписку и делиться сокровен ными мыслями с рядовым морским пе хотинцем и его семьёЙ. На могиле англичан стоял безымян ный обелиск. Надгробие погранични кам мы сделали лет десять назад. К сожалению, во время последней ре конструкции надгробие англичан строи тели увенчали новым камнем, а над гробие наших с вами соотечественников преступно вышвырнули за ограду. Ос тальные могилы сровняли с землёй, на ровной площадке натянули верёвочки и сделали ровно расположенные му ляжи надгробий. Стой путник на могиле и поклоняйся пустому месту ... Пусто в земле, пусто на душе, пусто в истории ... О роли Торика в подготовке боевых операций Северного флота красно речиво говорит тот факт, что именно он докладывал военному совету флота о мероприятиях по мобилизации личного войны мне посчастливилось послужить на всех флотах, но нигде я не встречал таких друзей и товарищей, такой дружбы среди флотских и приморских семей, какая за много лет была выстрадана в Заполярье, Полярном, Североморске, Мурманске ... бухты, губы, приливы и отливы Барен цева, Белого, Карского и других морей. Часто вижу во снах скалистые берега. Скучаю по ним ... Письма участника Великой Отечест венной войны! Им бы место на стендах музея. Михаил ОРЕШЕТА, nисаmель, ICраевед . ==========((lфbliiшlФ8'tllIlФ'ф&iitФtJфitФflll========= ТАИНСТВЕННАЯ ЮЖНАЯ ЗЕМЛЯ На протяжении многих лет успешно и плодотворно развивается сотрудничество Кольской флотилии и Общероссийского движения поддержки флота, воз главляемого капитаном 1 ранга запаса ~ихаилом Ненашевым, проходившим военную службу на объ единении. В тесном взаимодействии с ~урманским отделением ОДПФ на флотилии проходят различные мероприятия патриотической направленности. Одно из них - лекция-презентация для военнослyвuuцих, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды, - со стоялось 3 февраля в клубе флотилии. Об уникаль ной южной земле, покрытой вечными снегами, об истории её открытия русскими моряками на занятии по военно-политической подготовке рассказал воен нослужащим Кольской флотилии РС СФ заместитель командующего объединением по военно-политической работе капитан 1 ранга Юрий Вакулевко. Антарктида - величайшая ледяная пустыня мира, вобрав шая в себя 70% всех запасов пресной воды, и самое холод ное место на планете. Это един ственный континент, где не име ют значения часовые пояса, и где присутствуют уникальные обитающих там животных. Только через 75 лет после открытия Антарктиды люди смогли ступить на поверхность ледяного материка. В истории современной Рос сии широкую известность полу чили советские исследования сутствия В Антарктике стоит в од ном ряду с освоением космоса. В XXI веке работа за Южным полярным кругом не кажется уже чем-то необычным. О героях-по лярниках не пишут газеты и жур налы, их ежедневный подвиг час то остаётся незамеченным. Толь ко когда происходит что-то из ря да вон выходящее, мы вспоми наем, что Антарктида - самый опасный для человека материк. За последние десятилетия в изучении Антарктиды достигнуты большие успехи. Появилось ог ромное количество научных ра бот, статей и книг. Наши учёные создали уникальное произведе ние "Атлас Антарктики". В него вошло около 1000 карт, схем и графиков. Это обобщение совре менных представлений о при роде всей южной полярной об ласти. Теперь Антарктида - это уже не "Терра Аустралис Инког нита" - неведомая южная земля, как именовали её на прежних Интересные и познавательные факты из истории освоения Антарктиды моряки слушали с большим вниманием. Яркая и информативная видеопрезентация, подготовленная начальником клуба Кольской флотилин Еленой 3абровской, сделала лекцию наглядной и запоминающейся природные условия, которые не встретишь ни в одном месте на Земле. Старт экспедиции россий ских мореплавателей Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгау зена с командой 190 человек к берегам Антарктиды был дан 4 июля 1819 года, а 28 января 1820 года шлюпы "Восток" и "Мирный" достигли ледяной земли - эта дата вошла в исто рию как день открытия Антарк тиды. За 751 сутки плавания моря ки прошли 49 723 мили (около 92300 км). Были открыты мате рик Антарктида и 29 островов, выполнены сложные океано графические работы, собраны уникальные естественно-науч ные и этнографические коллек ции, сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и • Антарктиды с середины 50-х го дов ХХ века, приуроченные к проведению Международного геофизического года. 13 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление об организации комплексной ан тарктической экспедиции Ака демии наук СССР. В её задачи входили организация главной базы на побережье континента и выбор места для внутри мате риковых научно-исследова тельских станций. Антарктида - единственное место на Земле, которое не знает границ, вооружённых столкновений и политических конфликтов. Благодаря между народной деятельности дипло матов прочный мир поддержи вается Договором об Антаркти ке. Среди геополитических инте ресов России сохранение при- картах. Она перестала быть та инственной инедоступной. Спустя два столетия после великого географического откры тия, сделанного российскими мо ряками, Антарктида продолжает будоражить воображение и при тягивать исследователей, по мне нию которых, под огромной тол щей вековых льдов по-прежнему надёжно хранятся ответы на мно гие вопросы. Интересные и познаватель ные факты из истории освоения Антарктиды моряки слушали с большим вниманием. Яркая и информативная ви деопрезентация, подготовленная на чальником клуба Кольской флотилии Еленой Забровской, сделала лекцию на глядной и запоми нающеЙся. Хочется отметить, что деятельность Об щероссийского дви жения поддержки флота распростра няется не только на моряков. В ближай шее время в клубе ждут юнармейцев, и есть все основания полагать, что инте ресный рассказ-презентация о бессмертных подвигах пер ВО открывателей поможет подрас тающему поколению в расста новке приоритетов в выборе дос тойного жизненного пути. Евzения ДРУЗЬЯК. Фото автора. • ... Надо было бы заняться воспо- Говоря о Северном флоте, подразумеваем, как правило, корабли и подводные лодки, соединения и подразделения, входящие в его состав. При этом редко задумываемся над тем, что ОСК Северный флот - это прежде всего юридическое лицо, на которое распространяются требования федерального законодательства, в том числе и при родоохранного. В этом направлении специалисты-экологи флота во взаимодействии с представителями воинских частей проводят огромную работу. ОПЕРАТИВНО И ОТВЕТСТВЕННО флотскне сnецналнсты подходят к выnолненнню требованнй nрнродоохранного законодательства В подчинении заместителя командующего Се верным флотом по материально-техническому обеспечению находится региональный экологиче ский центр Северного флота. Одной из его задач является разработка экологических проек тов - нормативов до пустимого воздейст вия на окружающую среду и сопутствую щей документации, соответствующей тре бованиям законода тельства. Среди функций центра и инспектор ская деятельность на территории воинских частей и на надвод ных кораблях, при этом проверки осуще ствляются во взаимо действии с органами контроля и надзора. - С помощью спе циализированного программного обес- НачальниlC региональ нога 3IW.АОzичеClCOZО цент ра СФ Марина Павлова. печения для природопользователей флота центр разрабатывает нормативы допустимого воздей ствия на окружающую среду, обеспечивая воинские части нормативными разрешительными доку ментами, необходимыми для легитимной хозяйст венной деятельности, - рассказывает начальник регионального экологического центра Северного флота Марина Павлова. - Важно пони мать, что наша задача состоит и в оказании практической по мощи специалистам воинских частей в подготовке документов, доведении нормативной базы, поскольку в боль шинстве случаев на местах вопро сами экологической безопасности занимаются нештатные специалис ты, для которых данные функции - дополнительная и непростая на грузка. вает Марина Валерьевна. - Документ подразумевает в том числе перечень мероприятий, способст вующих снижению негативного воздействия на окружающую среду. Например, необходимо исклю чить попадание сбросов загрязняющих веществ в природные водоёмы, уменьшить выбросы загряз няющих веществ в атмосферу, установив фильтры и специальное оборудование, оценить близость казарменно-жилищного фонда в военных городках к источникам загрязнения атмосферы, шума, элект ромагнитного излучения перед тем, как строить новые хозяйственные объекты, чтобы избежать влияния негативных факторов на здоровье личного состава флота, населения военных городков и ок ружающую среду. В последние годы природоохранные мероприя тия флота неплохо финансируются, денежные сред ства выделяются, может быть, не в таком объёме, как хотелось бы, но и это не может не радовать, так как ещё несколько лет назад к экологическим проб лемам ВС РФ относились несколько по-другому, фи нансирование осуществлялось по остаточному принципу, внимания этим вопросам уделялось меньше. Поскольку арктический регион - особенный, име ет высокие риски и затраты как при освоении при родных ресурсов, так и при восстановлении окру жающей среды, очень важно сохранить Север и чис тую Арктику для последующих поколениЙ. Для всех нас, проживающих в условиях Крайнего Севера, очень важна благоприятная среда обитания. Поэ тому, выполняя различные задачи, подразделения Северного флота не должны допускать загрязнения подведомственных территорий, необходимо исклю чить случаи проливов нефтепродуктов на почвенный покров и акватории водоёмов, соблюдать элемен- В последние годы природоохран ное законодательство РФ карди нально изменилось, появилось мно го новых требований, значительно увеличились штрафы за его наруше ние. Одно из важных требований - обязательное наличие у природо пользователей 2-й и 3-й категории программы производственно-эколо гического контроля. Собственно, это программа контроля за выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, сбросами загрязнённых сточных вод в водоёмы И обращением с обра- Предсmавumеля.м BOUНCICUX часmed cnециалисmЫ-iJlCолоzиpa:rь ясняюm m01llCocmu разрабоmlCи nрогра.м.мы nроизводсmвеН1IО· iJlCолоzичеClCOlО lCонmроля. зующимися в воинских частях отходами. В первую очередь речь идёт об объектах, где осуществляются приём и выдача нефтепродуктов, имеются пункты заправки топливом, лакокрасочные, механические, шиномонтажные участки, где производятся свароч ные работы, металлообработка, пункты обслужи вания и ремонта автотехники. Проведение производственного экологического контроля позволит природопользователям флота сократить платежи и избежать штрафных санкций со стороны органов государственного эконадзора. - Программа производственно-экологического контроля - очень серьёзный документ, и подойти к его разработке командование воинских частей должно с высокой ответственностью, - подчёрки- • тарные правила поведения в окружающей среде и, конечно, принимать активное участие в благоуст ройстве территории, сохраняя природные ресурсы. В конце января в региональном экологическом центре Северного флота прошло учебно-методиче ское занятие с представителями воинских частей, на котором специалисты центра разъяснили тон кости разработки программы производственно экологического контроля на при мере конкретной воинской части. Дело за малым - успеть в уста новленные сроки подготовить необходимые доку менты. Специалисты РЭЦ СФ готовы оказывать в этом вопросе всяческое содействие. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz