На страже Заполярья. 2020 год. Декабрь.
7 стр. .. на стraЖЕ запDлlrы 4 декабря 2020 года ====================='. .~==================== СИМВОЛ ДОБЛЕСТИ РУССКИХ МОРЯКОВ ся свято. За всю историю рус ского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды. в этом году в День ВМФ в Североморске на флагштоке на мысе Алыш впервые был поднят самый большой Андреевский флаг. Значительная часть истории флота связана именно с этим символом Один из таких случаев прои зошёл 11 мая 1829 года, когда командир русского фрегата "Ра фаил" капитан 2 ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораб лей, стремясь сохранить жизнь экипажу. Именным указом им ператора Николая 1 было пред- История появления Андреевского флarа уходит корнями в глубь веков. Апостол Андрей был братом апостола Петра - Петра-хранителя. И царь Пётр 1 считал его также своим божественlIым покровителем. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кто был призван к себе Христом. Согласно Библейской легенде, апостол Андрей также является покровителем земель, заселённых славянами. лом, изображаемым на флагах многих государств и администра тивных единиц. Это флаги Алабамы - одно го из штатов США, Катвейка - об щины в Нидерландах, Шотлан дии - Андрей Первозванный счи тается её покровителем, Тене рифе - испанского острова, Ямайки, Потчефструма - про винции ЮАР, три Андреевс ких креста расположены на флаге и гербе Амстердама. И ещё около 20 флагов различных стран несут на себе Андреевс кий крест. Андреевский флаг - главный корабельный кормовой флаг ВМФ России. Он представляет собой белое полотнище, пере сечённое по диагонали двумя си ними полосами, которые обра зуют наклонный Андреевский крест. представлявшим собой Андре евский флаг, в центр которого был помещён красный гераль дический щит с каноническим изображением святого Георгия С НАЧАЛА Андрей был учени ком Иоанна Крестителя, но когда Христос призвал его, он первым пошёл за ним, поэтому и назван был Первозванным. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол, он же был свидетелем воскресения и вознесения Христова. Причи ной, по которой Андреевский крест присутствует на флагах многих стран, является то, что апостол Андрей посетил с про поведью о Христе многие стра ны. И те страны, где он побывал, считают его своим покровителем. вал, собрал вокруг себя большую христианскую общину, совершил много чудес: исцеления нало жением рук, воскрешение мёрт вых. Правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Но апостол считал себя недостойным уме реть на таком же кресте, как Иисус Христос, поэтому для каз ни выбрали крест косой. Прави тель Эгеат приказал не приби вать его к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить мучения. Два дня апостол про поведовал с креста. Люди пот ребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять его с креста. Но Андрей Пе рвозванный хотел принять смерть во имя Христа, поэтому воины не смогли развязать ве рёвки. Его житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник. На этом же месте в Патрах возведён ве личественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. В 1698 году Пётр 1 учредил первый в России орден - орден Святого апостола Андрея Пер возванного для награждения за воинские подвиги и государ ственную службу. Символика Ан дреевского флага была данью памяти Петра 1 своему отцу царю Алексею Михаиловичу, впервые учредившему специальный флаг для первого военного рос сийского судна - трёхмач тового галиота "Орёл". Пётр 1 лично занимал ся эскизом флага Рос сийского флота и нари совал несколько вари антов. Восьмую, послед нюю, версию флага сам Пётр 1 описал так: "Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андре евский крест, коим Рос сию окрестил он". Дора ботка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух деся тилетий, и лишь Кора бельный устав 1720 года утвердил его. Фрегат "Рафаил". Победоносца. Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное му жество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага. Почитание Андреевского фла га на флоте было чрезвычай но велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неиз менно повторяли одну и ту же фразу: "С нами Бог и Андреев ский флаг!". писано опозоривший себя фре гат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сра жении, однако воля императора была выполнена - "Рафаил", состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более ни когда не использовалось для русских кораблей. 17 января 1992 года Пра вительство России приняло резо люцию по возвращению Андре евскому флагу статуса Военно морского флага России. Первым поприщем его апос тольского служения стало побе режье Чёрного моря. В городе Патры прошли последние годы его жизни. Здесь он проповедо- Л НДРЕЕВСКИЙ крест является М. распространённым симво- Памятник апостолу Андрею, вастополь. С этого момента и до 1917 года Андреев ский флаг стал главным и единственным в Воен но-морском флоте Рос сии. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, Корабельный устав Петра 1, предписывавший защищать Ан дреевский флаг до послед ней капли крови, соблюдал- ПодlOтовил Александр ЯКОВЛЕВ. 9 де1Сабря - День Герое6 Отечест6а ГЕРОИ В НАШЕЙ ПАМЯТИ ЖИВУТ - Теперь ваш черёд пора ботать, - Дончук мыслен но обратился к экипажам Дончук на транспортном са молёте лично перевозил на новые аэродромы назем- 6 Службу в Крас ..... ной армии начал в 1937 году, а уже в 1938-м принял участие в боевых действиях на озере Хасан, совершил один разведывательный вылет на самолёте МП-1. Весной 1941 года Ва силия Дончука командиро вали в Воркуту - назначили командовать отдельным авиаотрядом специальной авиационной группы. По лярные лётчики летали над побережьем Северного Ле довитого океана и проливом Югор ский Шар, зани мались доставкой грузов, ледовой разведкой, а так же участвовали в спасательных опе рациях. На фронт Ва силий Иванович попал лишь к но ябрю 1941 года, хотя просился ту да с первого дня Великой Отечест венной войны. Он служил пилотом северной особой авиационной груп- тизану Отечественной вой ны" 1 степени . Д ОНЧУК постоянно писал рапорты опереводе его в боевую авиацию, и в итоге его направили на дополнительную подготов ку в качестве пилота бом бардировщика Douglas А-20 "Бостон". В ноябре 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознамённого гвардейского ближнебом бардировочного полка 7-й воздушной армии Карель- ского фронта. В новой должности участвовал в бомбёжках войск и страте гических объектов гитлеров цев, прославившись своим умением легко находить за маскированные вражеские взлётно-посадочные по лосы. В апреле 1944 года Василий Иванович был на граждён орденом Красного Знамени. На Карельском фронте бесстрашный пилот одним из первых полетел в тыл врага. Перед ним стояла задача пере сечь линию фронта, углубиться на тер риторию противника и ночью совершить посадку на незнакомую площадку без посадочных ог ней в нескольких километрах от фин ского города. За дача была выпол нена, но на обрат ном пути самолёт обстреляли, маши на получила около 90 пробоин. Весной 1944 го да Дончук получил назначение на долж ность командира 108-й отдельной Краснознамённой разведывательной авиационной эс кадрильи 7-й воз душной армии Ка рельского фронта. Перед этим эскадрилья по несла значительные поте ри - в ней осталось всего три экипажа. Грамотный пилот и командир сумел восста- РЕШЕНИЕ НОвить подразделение. Он старался делать так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и перенимали навыки друг у друга. Воздушная разведка, ко торую осуществляли лёт чики эскадрильи, позво лила уничтожить и вывести из строя более 150 са молётов противника. На самые трудные задания командир эскадрильи вы летал лично. В июле 1944 года Василий Дончук удо стоен второго ордена Крас ного Знамени и звания гвардии майор. Из книги Владимира Са япина "Амурцы-герои": "Звено штурмовиков во главе с командиром эскад рильи Василием Дончуком вылетело ночью, чтобы незаметно проскочить линию фронта. Пока всё шло удачно. Сопровождав шие их "илы" ни разу не или "мессера". Шли долго. И вот оно, лётное поле, на котором "илов", которые всё это время стерегли воздух над районом штурмовки. Сво- На Карельском фронте бесстрашный пилот одним из первых полетел в тыл врага. Перед ним стояла задача пересечь линию фронта, углубиться на территорию противника и ночью совершить посадку на незнакомую площадку без посадочных огней в нескольких километрах от финского города. Задача была выполнена уклонились от курса, что бы отогнать "юнкерса" им же сказал коротко: "Готовьсь к последнему заходу!". ное оборудование, обеспе чивая подготовку боевой части эскадрильи к выле там. пы гражданского воздушного флота (затем карело-финской особой авиагруппы ГВФ). На са молёте П-5 летал за линию фронта, доставлял партиза нам боеприпасы, за брасывал в тыл про тивника разведыва тельные и диверсион- ные группы и вывозил раненых. ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ВОРКУТИНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ трудящихея рядами стояли большие транспортные самолё ты. Ещё мгновенье - и заметались по аэ родрому тёмные фи гурки людей. То там, то тут показались первые разрывы сна рядов. "Юнкерсы" ста ли расползаться, но делали это так мед ленно, что успевали попасть под очеред ную порцию огня. Штурмовики майора Дончука сделали ещё несколько заходов, и лишь немногие при шедшие в себя эки пажи уцелевших "юн керсов" начали под огнём выруливать на старт и подни мать машины в воз дух. Немцы никак не ожидали, что их на- И новая порция свинца и стали обрушилась на не мецкий аэродром, надолго выводя его из строя. Толь ко что взлетевшие "юн керсы" не смогли поме шать звену штурмовиков. Четвёрка наших истре бителей, соскучившись по настоящей работе, встре тила их огненными стру ями ещё на взлёте". 21 октября 1944 года Василий Дончук с экипа жем в составе штурмана старшего лейтенанта Нико лая Абрамова, стрелка-ра диста Василия Кожухова, стрелка Афанасия Серге ева вылетел на разведку в район города Кирке не са. Нужно было сфотогра фировать на норвежской территории аэродром и вражеские коммуникации. Авиаторы несколько раз выходили на связь, докла дывая о передвижениях и скоплениях войск против ника. Но потом радист со общил об атаке немецких истребителей: "Я "Бер кут-1"! Атаковали "мессер шмитты". Горит правый мо тор. Преследуют. Ухожу над озером". К весне 1942 года Дончук совершил уже 94 боевых вылета, за что был награждён ор деном Красной Звез ды и назначен коман диром 1-го авиаотряда карело-финской осо бой авиагруппы с при своением звания ка- питан. К январю 1943 года количество его боевых вылетов возросло до 190, в их числе - 29 ночных в глубокий тыл противника. За такие заслуги авиатор был награждён орденом Отечественной войны 11 степени, а от цен трального штаба пар тизанского движения получил медаль "Пар- • Об увековечении имени Героя Советского Союза Дончука Василия Ивановича УД08леТ80РЯЯ ходатайство коллектива Воркутинского аэропорта об устаиовлении на здании аэропорта мемо- риальнон доски с именем Дончука В. И.. педагогическо ГО коллектива .., коллектива учащихся ШКОЛbl Н2 1 и сове та Горняцкого роно О при своении имени Дончук.а В. И. школе N2 1. коллектива го роД"'кого I(CJIi'IAмунального хо зяйства о nр"своении имени Дончука В. И. одной нз улиц города Воркуты, исполком городского Сове та депутатов ТРУДЯЩИХС. РЕ ШИЛ: 1. В ознаменово!ние 25-летия ПобеДbl советского но!рода над фашистской Германией YBeKOEie'f"IT~ .... Мя Г~роя Совет с"ого Союза даНЧУКА B.~. СнЛИЯ Иво!новича .. • этих це- п.ох: а) установит~ на ЭДIIНИИ Воркутинского аэропорта ГОР. аоркуты мемср"t'льнуln доску с барельефОМ н КРIIТКОЙ IIH– нотацией; б) ПРI1СВОИТЬ нмя Дончука В. И. школе Н2 1 и нменовать впредь: оБЩеоБразовательиав школа N2 1 имени Героя Со ветского Союза Дончука Ва силия Ивано.ича; .) ПРИС80ИТЬ .Н08Ь застраи- 8аемой улице 8 се.ерноЙ ча сти микрорайона N!! 5 по 8сей ее длине от ул. Ленинград- ской до магистрально>; •• то ДОРОГИ им" Героя C08ercKoro Союэа Дончука Васил... И.а- новича. Устано.иno на доме NQ 1 3TOif доску о краткой IIННО'lIцнеЙ. 3ам. поеJl.сеJl.аТeJllI Воркутинского горисполкома Б. ГРДНОВИЧ. СекоеТIОЬ Воркутинского горнсполкома А. ЯКОВЛЕВА. 8 мая 1970 г. I(ЗJ( уже с.ообщалось 8 нашеА rазете, 8асиnнй и.8lfоаич 'nокч)'к работu R нашем ropoAe.. 8 1911 ГОДУ ОН ушеn НII. фронт. За героически" ПОА_ИГ. про- Я8J1СН:НЫn при 8ЫПОJlкеftии боевых заJl.8ниА комам.аО.ВИИII фронта. в 6mls: с. немеЦКIIМИ зах •• nн.ами, ему бы",о прис.оено ~.aHHe ГеРОtl Сопrск:оl'O СОЮ1а. ВЫПОЛНИR 04НО Н3 очеред"ых бое8WХ заА8нкI чук геронческн пог"б. • коМ'аЯАО8аНН8, В.. Н. До ... ходящийся в глубо ком тылу аэродром будет так дерзко атакован русскими. Но что для дальней авиации пара тысяч километров?! • После начала Петсамо Киркенесской операции Затем связь прервалась. На базу самолёт не вер нулся ... Гвардии майор Василий Дончук к моменту своей гибели успел совершить 270 вылетов на дальнюю разведку, выброску десанта и бомбардировку аэро дромов, железнодорожных станций и nромышленных объектов, пять посадок в тыл врага. Общий его налёт составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолётов. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно nрисвоено звание Герой Совет ского Союза с награждением медалью "Золотая Звезда" и орденом Ленина. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА . •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz