На страже Заполярья. 2020 год. Декабрь.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 21 декабря В 1698 году в Москве учреждён Приказ воинский морского флота - первый орган управления отечест венным флотом. В 1879 году родился выдающийся государственный деятель, Верховный главнокомандующий Вооружённы ми силами СССР в годы Великой Отечественной войны Генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин (Джу День энергетика. гашвили). В 1896 году родился легендар ный советский военачальник участ ник Первой мировой войны дваж ды Герой Советского Союза Мар шал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. В 1921 году родился замес титель командира эскадрильи 760-го истребительного авиаци онного полка ВВС 26-й армии Карельского фронта Герой Совет ского Союза старший лейтенант Виктор Крупский. 22 декабря В 1717 году в соответствии с указом Петра 1 созданы Адмиралтейств-коллегия и Военная коллегия - высшие органы руководства морскими и сухопутными силами. В 1913 году родился Герой Советского Союза полковник Александр Николаевич Синицын. К моменту присвоения звания Героя Советского Союза командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка 14-й смешан ной авиационной дивизии военно-воздушных сил Се верного флота. Капитан Синицын имел 16 боевых вы летов, на личном счету - 3 потопленных судна и 2 сбитых самолёта противника. В 1915 году образовано Главное военно-метеороло гическое управление, ныне - Гидрометеорологическая служба Вооружённых сил Российской Федерации. В 1918 году родился Герой Советского Союза пол ковник Евгений Васильевич Петренко. К моменту при своения звания Героя Советского Союза командир эс кадрильи 20-го истребительного авиаполка Северного флота 46-го штурмового авиаполка 14-й смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил Северного флота. Капитан Евгений Петренко совершил 261 боевой вылет для сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, на разведку и другие задания. В 69 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 1 самолёт противника. В 1999 году учреждена медаль "За воинскую доб лесть" 1 и 11 степени. 23 декабря День дальней авиации ВВС России. В 2011 году с атомной подводной лодки стратегиче ского назначения "К-535" "Юрий Долгорукий" Северного флота по полигону Кура был успешно осуществлён залповый пуск двух ракет "Булава". 24 декабря День воинской славы России - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командова нием А.В. Суворова (1790 год). В 1815 году по указу императора Александра 1 уч реждён Главный штаб его Императорского Величества, выполнявший роль Генерального штаба сухопутных сил России. В 1921 году Реввоенсоветом Республики утверждена судостроительная программа восстановления старых кораблей. Программа легла в основу декрета "0 воссоздании Морских сил РСФСР". В 1955 году состоялось объединение 4-го и 8-го фло тов в единый Балтийский флот. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены воинские звания старший прапор щик и старший мичман. В 1998 году первый полёт совершил вертолёт Ка-60 "Касатка". 25 декабря В 1920 году родился командир полуглиссера 1-го от дельного отряда полуглиссеров 1-й Бобруйской бригады речных кораблей Днепровской военной флотили Герой Советского Союза старшина 1 статьи Александр Пав лович Пашков. Служил на тральщиках Северного флота. С июня 1941 года - в отряде морских пехотинцев, участ вовал в битве за Москву, обороне Сталинграда, осво бождении Белоруссии, Висло-Одерском наступлении, штурме Берлина. В 1898 году родился советский военный деятель, учёный в области морской артиллерии вице-адмирал Иван Иванович (Йоханнес) Грен. Именем адмирала назван большой десантный корабль Северного флота. В 1962 году на Новоземельском полигоне осуще ствлён последний воздушный ядерный взрыв. 1980 год - вступление в строй эскадренного мино носца "Современный" Северного флота - головного корабля проекта 956. В 1990 году в строй Краснознамённого Северного флота вступил тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". 26 декабря Восстание декабристов в 1825 году. Участие моряков гвардейского экипажа в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. В 1940 году началось первое в истории групповое плавание подо льдом подводных лодок Тихоокеанского флота "М-2", "М-19", "М-20", "М-24". В 1967 году учреждена юбилейная медаль "50 лет Вооруженных Сил СССР". 27 декабря День спасателя Российской Федерации. В этот день в 1990 году Советом министров РСФСР образован российский корпус спасателей. Дата принятия этого постановления считается временем образования МЧС и является Днём спасателя. В 1761 году родился герой Отечественной войны 1812 года генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли. В 1866 году русские моряки приступ или к спасению мирных греков от преследования турками в ходе Критского восстания. • В 1938 году указами Прези диума Верховного Совета СССР установлена высшая степень от личия - звание Герой Социа листического Труда, а также ме дали "За трудовую доблесть" и "За трудовое отличие". В 1979 году советские войска пересекли границу Афганис тана. Начало афганской вой ны. * на стrажЕ запDлlrы 18 декабря 2020 года РАТНАН СВАВА ОТЕЧЕСТВА 24 декаОрн - День ВЗRТИR тvрецкой крепости Измаип НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО - рvсскими войсками под командованием А. В. Суворова [1190 rод] Наиболее нрко полководческий ивоенныйгенийАлександра Васильевича Суворова nронвилсн в ходе подготовкии штурма турецкой крепости Измаил Войну 1787-1791 годов турки начали с целью реваНПIа за ПОР31Кение в пред~ей войне с Россией (1768-1774). Однако уже с первых дней конфликта всё ПОIПЛо не так, как того хотелось султану Абдул-Хамиду. Попытку пяти тысяч янычар взять с моря русскую крепость Кинбурн отразил Александр Суворов - почти весь десант из отборных турецких воинов был уничтожен меньUIИМИ русскими силами. Ещё более жес токие поражения от Суворова турки потер пели под ФОКUIанами, у реки Рымник (на территории современной Румынии), но впереди был Измаил. лерии того времени. Продо вольственные склады и ар сеналы цитадели хранили огромные запасы, позво- известен как строгий, но заботливый начальник, от лично знающий дело. Прос тота в обращении, близость вали ров, забирались на вал, кололи штыками и ру били саблями эти фашины. Появление прославленно- Особенное внимание обратил Суворов на подготовку своих войск к штурму в нравственном отношении. Он объезжал полки, говорил с солдатами так, как только он один умел говорить, вспоминал прежние победы, не скрывал трудностей предстоящего штурма лявшие выдержать много месячную осаду. к солдату и глубокое пони мание его делали никогда не побеждённого чудака генерала кумиром войск. Строительством крепос ти Измаил у берегов Дуная руководили французские и немецкие инженеры. Опоя сывающий город шестики лометровый вал достигал высоты 8 метров. На стенах, на внешнем валу и в бас тионах было установлено 265 пушек, которые пред ставляли собой лучшие об разцы крепостной артил- Ко времени прибытия Суворова русские войска уже не раз пытались взять Измаил, но терпели неуда чу. Было это больше по причине нерешительности командования. И вот ран ним утром 2 декабря 1790 года к их расположению подъехали два невзрачных всадника. То был сам Алек сандр Васильевич с каза ком, который внебольшом узелке вёз всё походное имущество генерала. Раздалась приветствен ная пальба с батарей, об щая радость распространи лась между войсками. Граф Суворов-Рымницкий был Измаил защищал очень сильный гарнизон под ко мандованием сераскера АЙдозлы-Мухаммад-паши. Прибыв на место, деятель ный Суворов немедленно приказал не только обло жить город со всех сторон, но и построить на удалении от турок копию их валов и рва, на котором из фашин (связок прутьев) были сде ланы куклы-турки. После это го начались ночные трени ровки солдат по взятию этих укреплений, возглавляе мые самим командующим. Вместе они преодоле- го полководца, которому на тот момент было за шесть десят, необычайно вооду шевило солдат, ведь среди них были и ветераны, кото рые сражались с ним пле чом к плечу, и молодняк, наслышанный от товари щей о живой легенде. Да и сам Александр Васильевич деятельно занялся подня тием боевого духа, обходя солдатские костры и по простому общаясь с солда тами, не скрывая, что штурм будет тяжёлым, и вспоми ная с ними подвиги, ко торые они уже совершили. Когда приготовления к штурму достаточно прод винулись вперёд, Суворов написал паше Официаль- • к 160-летию адмирала Ни1Солая Эссена ~ НЕ БОЯВШИЙСЯ НИ МОРЯ, НИ НАЧАЛЬСТВА Адмирал Николаii Эссен вошёл в историю благодарн личноii храбрости и смелым тактическим решенинм Николай Оттович Эссен - герой Русско-японской войны, самый молодой в истории России полный адмирал, изме НИВUIИЙ существовавDIYЮ на флоте систему обучения и вос питания личного состава. Не желая отсиживаться в обо роне, он разработал на случай войны систему минно-артил лерийских позиций в Финском заливе. Достигнув команд ных высот, искал таких же, как сам, похожих на него влюб лённостью в службу моряков. И ВЫСUIей похвалой от него была характеристика: "Не боится ни моря, ни начальства!" Задачи времени "Танцы" в морском бою В 1902 году, произведённый в капитаны 2 ранга, он был назначен командиром лёгкого миноносного крейсера "Новик", переброшенно- золотым оружием с надписью "За храбрость". Как потом рассказыва ли очевидцы, он прокомментиро вал это событие так: "Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня". Ко дну с кораблём 16 марта 1904 года адмирал Степан Макаров поручил неустра шимому офицеру командовать бро- Николай Эссен родился 23 де кабря 1860 года в Петербурге, в семье заместителя министра юс тиции Российской империи, статс секретаря, тайного советника, се натора Отто Вильгельмовича фон Эссена и Любови Алексеевны. В 15 лет поступил в Петербургский мор ской корпус, где стал лучшим на своём курсе гардемарином - его имя выбито золотыми буквами на мраморной доске почёта. Окончив корпус, Николай отправился в пла вание на броненосном фрегате "Герцог Эдинбургский" в Среди земное море и на Дальний Восток. Эссен настоял, чтобы корабли выходили в море в любое время года, суток и при любой погоде. В каждом по ходе отрабатывались навыки артиллерийского боя, торпедных атак, минных постановок и взаимодействие с сухопутными войсками. В первые годы службы Эссен стремился стать настоящим про фессионалом и постоянно попол нял свои знания. Он отучился в ме ханическом отделении Николаев ской морской академии, а потом Под его непосредственным руководством был разра ботан план операций на случай войны го вместе с другими русскими во енно-морскими силами на Даль ний Восток. Это была его первая по-настоящему значимая долж ность. И именно на этом крейсере неносцем "Севастополь". И вновь, начиная с августа этого же года, боевая деятельность Эссена была связана с обороной Порт-Артура, прежде всего артиллерийской под держкой защитников крепости. "Новик"у Порт-Артура. Смерть адмирала Макарова, погибшего при подрыве на мине эскадренного броненосца "Петро павловск" , стала ударом для Эсс ена и отрицательно сказалась на положении стоявшей в Порт-артур ской гавани русской эскадры. Воз главлявшие флот после гибели Ма карова наместник адмирал Ев гений Алексеев и адмирал Виль гельм Витгефт полагали, что дейст вия боевых кораблей должны но сить вспомогательный, оборони тельный характер. Все предложе ния Эссена о выводе судов в море и нанесении удара по неприятелю командование встречало в штыки. Но когда начался прямой расстрел русских кораблей в гавани, Николай Оттович вопреки запретам перевёл "Севастополь" в бухту Белый Волк. Там он продолжил борьбу с япон ским флотом, утопил и серьёзно случился его первый звёздный час. русскую пехоту, державшую фронт в районе Ляотешаня. Последнюю боевую стрельбу "Севастополь" провёл 19 декабря перед самой сдачей крепости, за тем его на буксире отвели в море и затопили на глубокой воде, чтобы он не достался неприятелю. Затоп ление корабля в день капитуляции Порт-Артура стало для Николая От товича величайшим потрясением. В те часы он, видимо, решил погиб нуть вместе с кораблем: бронено сец уже погружался в море, когда группа офицеров вернулась на то нущий корабль за командиром, руки которого силой оторвали от поруч ней и буквально унесли его с капи танского мостика, чтобы перепра вить на буксир. "ПоЙдём ... Вперёд" После поражения в войне с Япо нией многие офицеры потеряли ве ру в своё оружие, испытали разо чарование в службе, заметно ухуд шилась дисциплина. Необходимо было менять существовавшую на флоте систему обучения и воспи тания личного состава. Именно с этого Эссен начал свою флотоводческую деятельность, ког да вернулся на Балтику заведующим стратегической частью Главного морского штаба. За два года он превратил минную дивизию в луч шее соединение флота, за что по лучил благодарность царя. Эссен настоял, чтобы корабли выходили в море в любое время го да, суток и при любой погоде. В каж дом походе отрабатывались навыки артиллерийского боя, торпедных атак, минных постановок и взаи модействие с сухопутными войска ми. В мае 1911 года он стал коман дующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководст вом был разработан план опера ций на случай войны. И именно ад мирал Эссен фактически раньше Николая 11 отдал подчинённому флоту приказ о вступлении России в Первую мировую. Предвидя начало боевых действий, он озаботился со зданием мощной обороны на под ступах к столице. Летом 1914 года, не дожидаясь разрешения свыше, он начал постановку оборонитель ных минных заграждений в Финском заливе,. А к осени на свой страх и риск приступил К минной войне у военно-морских баз и на комму никациях противника, тем самым предотвратив прорыв германско го линейного флота к Петербур гу. Это спасло столицу России от разрушения уже в первые часы войны. Николай Оттович постоянно совершал выходы на рекогносци ровку и во время одного из них серьёзно простудился. Тем не ме нее продолжал оставаться в строю, в Артиллерийском офицерском классе. Это было время стреми тельной научно-технической рево люции на флоте, когда на смену парусным линейным кораблям и фрегатам пришли, как тогда ка залось, неуклюжие "утюги" - броне носцы и крейсеры, двигавшиеся на паровой тяге. И тут стало понятно, что любой флотский офицер должен быть ещё и грамотным техническим специа листом, так как корабль двигался и жил за счёт пара и электричества, снабжался всё более сложным оружием, а значительная часть российских моряков тогда ещё от ставала от нормативов, заданных эпохой. Поэтому особенно цени лись такие "технари" как Эссен. Начало Русско-японской войны Эссен встретил в Порт-Артуре. Пос ле внезапного нападения японцев в ночь на 27 января 1904 года он первым вывел свой крейсер на встречу неприятелю. Умело манев рируя, будто танцуя под убийствен ным огнём многочисленных япон ских орудий, "Новик" бесстрашно вёл бой, используя всю свою ар тиллерию. Только после попада ния 8-дюймового японского снаря да в среднюю часть левого борта, из-за чего рулевое отделение на полнилось водой, командир при казал отходить. Но перед этим вы пустил торпеду, которая прошла со всем близко от японского крейсера. в июле 2011 года на судостроительном заводе ·Янтарь· в Ка лининграде был заложен сторожевой корабль ·Адмирал Эссен· второй корабль проекта 11356. 7 ноября 2014 года корабль был спущен на воду_ 7 июня 2016 года корабль был передан флоту, и на нём был поднят Военно-морской флаг. Корабль несёт службу на Черноморском форте. За этот бой Эссен был награждён • повредил несколько вражеских ми ноносцев и даже обстрелял япон скую пехоту, наступавшую в районе Голубиной бухты. Но одна из вра жеских торпед всё же поразила броненосец в корму. И даже после этого Эссен продолжал использо вать свой корабль в качестве пла вучей батареи, поддерживая огнём • пока его не доставили с обостре нием пневмонии в больницу. 7 мая 1915 года адмирал Эссен скончал ся. По свидетельству очевидца, по следние его слова были обращены к любимому детищу - флоту: "Пой дём-поЙдём ... Вперёд!" Подготовила Анна ВИХРОВА. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz