На страже Заполярья. 2020 год. Декабрь.

5 стр. *' на стraЖЕ зanалlrы 18 декабря 2020 года пути и гидрографических иссле­ дований Арктики. Положителен опыт первых лет эксплуатации на Северном флоте новейшего ледокола "Илья Муромец", который в пол­ ной мере доказал эффектив­ ность заложенных при проек­ тировании характеристик. В сен­ тябре-октябре текущего года он успешно решил поставленные задачи практически на всём про­ тяжении Северного морского пу­ ти. То же самое могу сказать о многофункциональном судне тылового обеспечения "Эль­ брус", имеющем ледовый класс. Это судно доказало способность уверенно и полнообъёмно ре­ шать вопросы комплексного обеспечения арктической груп­ пировки. сударств мира, мы обязаны пом­ нить и чтить заслуги отважных русских моряков, патриотов свое­ го дела и своей страны - всех тех, кому принадлежит приоритет в освоении полярных просторов. цы приняли участие почти в двух с половиной тысячах мероприя­ тий боевой подготовки. Среди них - уже упоминавшиеся мной разделения РЭБ, БПЛА, а также танковые подразделения. В сфере подготовки специа­ листов для морской пехоты так- ных классов, установлены дина­ мические тренажёры вертолё­ тов Ка-27М, Ка-29 и Ка-52К, а так­ же комплексный тренажёр мно- - Николай Анатольевич, ка­ кие основные задачи ВМФ бу­ дет решать в 2021 году? - Сразу же отмечу: 2021 год для нас особенный. Это год 325-летия со дня основания Рос­ сийского регулярного флота. Убеждён, что, учитывая этот факт, военные моряки проявят ещё большую ответственность и упорство в выполнении постав­ ленных задач. Кстати, отмечу, что в работе Х Международного форума "Арк­ тика: настоящее и будущее", ко­ торый проходил с 10 по 12 де­ кабря в Санкт-Петербурге, при­ няла участие представительная делегация Военно-морского флота. В её состав вошли, в част­ ности, специалисты профильных структур Главного командования ВМФ, Военного учебно-научного центра, Северного флота. Основной целью боевой под­ готовки сил Военно-морского флота в 2021 году по-прежнему будет поддержание боевой готов­ ности органов военного управ­ ления и сил на уровне, гаран­ тирующем обеспечение безо­ пасности с морских и океанских направлений. В настоящее время на пред­ приятии "Адмиралтейские вер­ фи" ведётся строительство уни­ версального патрульного кораб­ ля арктической зоны "Иван Па­ панин", а строящийся в Санкт­ Петербурге на предприятии "Су­ достроительная фирма "Алмаз" ледокол проекта 21180М "Евпа­ тий Коловрат" войдёт в состав Военно-морского флота в 2022 го­ ду. При проектировании и строи­ тельстве этих кораблей внедрён целый ряд отечественных инно­ вационных решений. Военно-морской флот России сегодня уверенно чувствует себя в Арктике: обеспечивает гаран­ тированную безопасность в мо­ ре хозяйственной и экономиче­ ской деятельности государства, продолжая при этом развивать свою инфраструктуру и участво­ вать в решении комплекса воп­ росов арктической стратегии на межведомственном уровне. Безусловно, представители ВМФ, участвуя в дискуссиях на пло­ щадках форума и обмене опытом, внесут важную лепту в его работу, итогом двухдневной работы кото­ рого станет резолюция. Она ак­ кумулирует все инициативы и выработанные рекомендации. ранее учения, в рамках которых отрабатывались действия на межвидовом уровне. же происходят устойчивые каче­ ственные изменения. В этом году учебный центр морской пехоты (структурно он входит В Объе­ динённый учебный центр ВМФ России) подготовил около 600 морских пехотинцев для выпол­ нения задач в составе групп антитеррора на борту кораблей и судов ВМФ России, действую­ щих в дальней морской и океан­ ской зонах. гоцелевого истребителя Су-30СМ, особенностью которого являет­ ся применение возможностей искусственного интеллекта. Среди запланированных в предстоящем году основных ме­ роприятий - участие в учении "За­ пад-2021" и главном военно­ морском параде, а также про­ должение экспедиционно-ис­ следовательской деятельности. Так, например, в рамках освое­ ния Арктики и создания бла­ гоприятных условий для реа­ лизации арктической стратегии государства военные моряки со­ вершат экспедицию под назва­ нием "Два капитана". Также со­ стоятся крупные учения с группи- Напомню также, что и Арк­ тика, и Антарктика являются районами, где ВМФ России испокон веков ведёт ис­ следовательскую деятель- - Николай Анатольевич, со­ всем недавно 315-летие со дня Мы уделяем большое внима­ ние оснащению морской пехоты и береговых войск. В ближне­ срочной перспективе - дальней­ шее активное оснащение их но­ вейшими образцами вооружения и военной техники. Параллельно будет продолжен процесс раз­ вития десантно-высадочных средств Военно-морского флота. - А как совершенствуется лётная подготовка экипажей морской авиации? Высокотехнологичные трена­ жёры самолётов и вертолётов, размещённые в здании трена­ жёрного комплекса, позволяют максимально реалистично от­ рабатывать весь спектр полёт­ ных заданий, включая проти- Арктика и Антарктика являются районами, где ВМФ России испокон веков ведёт исследователь­ скую деятельность. У нас за спиной история ос­ воения этих районов. Мы движемся дальше, ощущая огромную ответственность перед предшествующими и будущими поколениями В частности, обеспечить авто- ность. У нас за спиной ис- тория освоения этих рай- онов. Мы движемся даль- ше, ощущая огромную от­ ветственность перед пред­ шествующими и будущими поколениями. Напомню, что в 2020 ровками сил Северного и Тихо­ океанского флотов в дальней морской зоне. Запланированы традицион­ ные состязания флотов в 45 но­ минациях на приз Главнокоман­ дующего ВМФ в первенстве по тактике действия сил и приме­ нению оружия. году была организована кругосветная экспедиция, посвящённая 200-летию открытия русскими мо­ ряками Антарктиды и 250- летию со дня рождения великого мореплавателя и исследователя И.Ф. Крузенштер­ на. В ходе этой экспедиции про­ должительностью 189 суток оке­ анографическое исследователь­ ское судно "Адмирал Владимир­ ский" прошло 45054 морские мили. Маршрут пролегал по трём океанам и восьми морям. Сейчас, когда арктические районы вызывают повышенный интерес со стороны ведущих го- своего основания отметила морская nехота. Каким был этот юбилейный для неё, а также для береговых войск год? В какой мере ихкоснулась модернизация? - В этом году активная подго­ товка соединений и воинских частей береговых войск была организована на 26 полигонах. В 2020 году морские пехотин- матизацию процесса управле­ ния планируется с помощью со­ временных командно-штабных машин. Для морской пехоты ведётся разработка новейших комплексов связи и разведки для действий на тактическом уровне. Активно идёт процесс создания дополнительных под­ разделений боевого и всесто­ роннего обеспечения. Это под- - Мы не только сохранили славные традиции по поддер­ жанию высочайшего уровня под­ готовленности наших морских лётчиков, но И постоянно дви­ жемся вперёд в вопросах ка­ чества их обучения. Морская авиация ВМФ решает задачи в любых климатических условиях и делает это достойно. Шаг за шагом совершенствуется подго­ товка лётного состава всех кате­ горий. Несколько дней назад был открыт новейший учебно­ тренировочный комплекс в цент­ ре боевого применения и пере­ учивания лётного состава мор­ ской авиации Военно-морского флота в ЕЙске. Он представляет собой но­ вейшую систему тренажёров и агрегатов для полноценной под­ готовки лётного И инженерно­ технического состава истреби­ тельной, противолодочной и па­ лубной авиации ВМФ. ДЛЯ обу­ чения морских лётчиков обору­ дованы шесть специализирован- володочные задачи, примене­ ние авиационных средств по­ ражения, имитируя любые от­ казы авиационной техники, по­ годные и тактические условия. Оснащение центра высокотех­ нологичным и широкомасштаб­ ным тренажёрным комплек­ сом - один из этапов процесса развития и совершенствования морской авиации как важней­ шей составляющей Военно-мор­ ского флота России. По техниче­ ским возможностям он позволя­ ет существенно повысить качест­ во профессиональной подготов­ ки и квалификации в системе до­ полнительного профессиональ­ ного образования лётного и ин­ женерно-технического состава. Продолжится оснащение фло­ та новыми надводными кораб­ лями и подводными лодками. Подытожив всё сказанное, отмечу: в предстоящем году си­ лы ВМФ как и прежде будут вы­ полнять задачи практически во всех районах Мирового океа­ на. И, уверен, выполнят их до- стойно. Ю..,uяКОЗАК. "Красная зВезда". "У НАС клАссныIй БАТАЛЬОН" у каждого "срочника" дома такой рацион. На 66-м году истории автомобиль­ ного батальона он пополнился и но­ вой техникой, поступили 8 мощных машин для перевозки грузов, для ро- говорнт военнослу.жащне отдельного автомобнльного батальона Северного флота Над Мурманском серое пасмурное небо. То дождь моросит, то мок­ рый cHer лениво шлёпает с неба, а порой и то и дрyrое разом. Мой диктофон скоро покрывается мелкими брызrами. Мощным ма­ шинам, ровными рядами выстроившимся на территории автопарка, такая мелочь не страшна. Их обслуживает личный состав от­ дельноrо автомобильноro батальона CeBepHoro флота, который в этом roдy отметил своё 65-летие. Всегда в движении, в дороге Каждая машина находится в идеаль­ ном состоянии. Так же, как и два "ве­ терана" - ГАЗ 1948 года рождения и МАЗ 1988-го. Это маленький музей баталь­ она, и о его экспонатах поведал старший прапорщик Евгений Ветошкин. Он рас­ сказал, что грузовик Горьковского авто­ завода, несмотря на преклонный воз­ раст, участвует в парадах Победы в Мур­ манске. А сам Евгений, отслуживший по призыву И оставшийся затем на службе по контракту, был участником "Военного ралли-2019", проходившего в Туве. Ко­ манда Северного флота стала там побе­ дителем. Правда, отмечать праздники здесь не принято, поскольку, как говорят водители: "Мы всегда в движении, в дороге". Конечно, в дни юбилеев и в честь профес­ сионального праздника - Дня во­ енного автомобилиста проходят торжественные построения и награждение особо отличивших­ ся, а дальше - повседневная служба, успех которой зависит от каждого. Заместитель командира ба­ тальона по военно-политичес­ кой работе капитан Михаил Ши­ баев и сержант Игорь Салтыков охотно рассказывают журна­ листу, не очень сведущему в военной технике, об особен­ ностях её эксплуатации в ус­ ловиях Крайнего Севера в осен­ не-зимний период. В плохих руках это опасная сила опытного водителя вела себя уверен­ но. И не представляла опасности как для других участников дорожного движе- ния, так и для самих военных водителей. Впрочем, они-то защищены гораздо лучше, чем легковушки, чьи владельцы любят порой посоревноваться с воен­ ными грузовиками в скорости на трас­ се, притом что далеко не все облада­ ют достаточными навыками вожде­ ния. В командировки по Мурманской об­ ласти и всей стране направляются толь­ ко военнослужащие, проходящие служ­ бу по контракту, уверенные на трассе, имеющие значительный опыт. Новоб­ ранцы приходят в батальон уже об­ ладая водительскими удостоверения- 15 ноября в батальоне закон­ чился перевод техники на зим­ ний режим эксплуатации. Каж­ дый "Урал", КамАЗ и МАЗ пол­ ностью подготовлен к эксплуа­ тации в не самых комфортных Сержант Игорь Ca..,mbllCo6 бо..,ьше 10 лет за рулём. погодных и дорожных условиях. И это целый комплекс мероприятий, включающий замену масел, воды, охлаждающей жидкости, проверку дви­ гателей, редукторов, словом, полное техобслуживание, чтобы и в гололёд, и в оттепель, и в темноте полярной ночи мощная машина под управлением • ми категорий В и С, но где же им было набраться богатого опыта? Поэтому их углублённое обучение начинается с тео­ рии и практики технического обслужи­ вания машин, требований безопаснос­ ти военной службы, навыков оказания первой медицинской помощи. Конечно, • в строгом соответствии с планом боевой подготовки они обучаются и искусству вождения. Эти занятия проходят на автодроме, а пока на линию они не выходят из соображений безопасности. И в этом плане не лишним будет сравнение с водителями частных пас­ сажирских компаний. Не секрет, что в погоне за заработком они часто спешат с целью совершить как можно больше поездок. И техническое состояние мар­ шруток не проверяется так тщательно, порой и водитель не ощущает ответст­ венности, несмотря на то, что за спиной у него может быть десяток пассажиров. Сержант Салтыков делится своим опытом: - Я уже больше десяти лет за рулём, "срочную" служил В Псковской области, вернулся в Мурманск, работал "на граж­ данке" за 30 тысяч в месяц, потом узнал о контрактной службе, и уже 1 О лет - в автобатальоне. Да, когда-то граждан­ ские водители не очень-то рады были встречам с военными на дороге. Во-пер­ вых, мы ездим по правилам, "по зна­ кам", как говорится, а им надо побыст­ рее, и вот начинаются обгоны по обо­ чине, по встречке. Во-вторых, сейчас подготовка военных водителей и техники проводятся, как мне кажется, на более высоком уровне. Безопасность на до­ роге при этом ставится превыше всего. Игорь Салтыков доволен службой, очень лестно отзывается о своём ба­ тальоне и его командовании, сам он сейчас - командир отделения, и у него есть перспективы роста. Важно готовить свои кадры Заместитель командира батальона по военно-политической работе ка­ питан Михаил Шибаев продолжает тему: - Мы стараемся растить смену из своих военнослужащих. Понятно, что в определённом возрасте становится уже проблематично водить тяжёлые ма­ шины, особенно в дальние командиров­ ки. И нам важно знать людей, которым мы доверяем обучать молодых, дове­ ряем военные грузы, можем уверенно назначать их старшими колонн. К тому же служба в автобатальоне имеет ряд преимуществ. Он располагается в черте города, самого крупного в мире за по­ лярным кругом, значит, есть возмож­ ность давать образование детям, они могут заниматься спортом. Военная поликлиника у нас за стеной. И хорошая обеспеченность жильём. Либо оно предоставляется в пользование, либо оплачивается договор найма жилого помещения. Согласитесь, в наше время это многое значит. в казарме всё "с иголочки" Хорошие условия созданы в баталь­ оне и для военнослужащих, проходящих службу по призыву. Вот недавно пришли в часть трое "срочников" родом из Брян­ ска и Республики Коми. К ним - особое внимание командира и замполита. Надо помочь освоиться в новой жизни, успешно овладеть военной специаль­ ностью, убедиться в том, что их хорошо приняли сослуживцы. У капитана Михаила Шибаева есть такая присказка для новичков: "Мамка­ папка тебя направили служить Родине здоровым и красивым, наша задача - чтобы ты вернулся домой ещё и силь­ ным, но тоже здоровым и красивым". Словом, командир - отец солдату. ты связи и других целей. Все самые сов­ ременные. От военных манёвров до экологической миссии Понятно, что, кроме выполнения повседневных задач - доставки различ­ ных грузов из точки А в точку Б, У авто­ мобильного батальона есть и особые. Очень ответственно относятся здесь к парадам в честь Дня Победы. Послед­ нее серьёзное мероприятие, в котором участвовали и люди, и техника, - крупно­ масштабное командно-штабное учение Северного флота, проводимое од­ новременно с оперативно-стратегичес­ кими манёврами "Запад-2017". А из новых и специфических - участие в эко­ логической миссии Министерства обо- в командировки по Мурманской области и всей стране на­ правляются только военнослужащие, проходящие службу по контракту, уверенные на трассе, имеющие значительный опыт Казарма просторная, новые кровати, матрасы, отличная санитарная комната, всегда обеспеченная горячей водой, по­ скольку установлены два мощных водо­ нагревателя. Стиральная машина­ автомат. Тренажёры для занятий спор­ том. И даже два профессиональных немецких пылесоса. В шкафчиках для одежды, кроме военного обмундирования, спортивные костюмы и кроссовки, у каждого свои, под номером. Питание организовано в соседней воинской части, куда военно­ служащихдоставляют на машинах, обо­ рудованных для перевозки людей. Ка­ чество пищи не вызывает нареканий, не • роны по вывозу металлического лома с острова Кильдин. Это было волнующее мероприятие - техника батальона загружалась на большой десантный корабль, затем пе­ реход морем на остров. В течение трёх дней специальная команда собирала и грузила брошенное, превратившееся в металлический хлам имущество на свои мощные автомобили. Возвра­ щались назад тем же путём. Миссия продолжится В будущем году. Свою пла­ нету надо приводить в порядок. Наталья ЧЕСНОКОВА. Фото аВтора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz