На страже Заполярья. 2020 год. Декабрь.

3 стр. ИД!Т 60ЕВАН VЧ!6А Уже больше года эсминец "Адми­ рал Ушаков" не выходит в море, причина - про­ ведение ремонта. - 110, как сердце перекачивает кровь безоста­ новочно, продолжает функционировать самое большое по численности личного состава, объёму заведования и поставленным задачам под­ разделение - электромеханическая боевая часть или БЧ-5. Её моряки непрерывно поддер­ живают жизнь корабля. В общем-то это подразделение обычно и называют сердцем корабля, которое "бьётся" и на ходу, и на якоре, и на стоянке в базе, и во время ремонта. В СТРОЮ эсминец "Ад­ мирал Ушаков" более четверти века - в апреле ему пойдёт уже 27-й год. изоляции, палубного настила, проворачи­ вание механизмов, проверку насосов, цистерн, работу ко­ лонок, всех систем по перекачке ... Спи­ сок этот можно про­ должать довольно долго. на стrаЖI 3aDDлlrы 18 декабря 2020 года ВНОВЬ В БОЕВОМ СТРОЮ Риск серьёзный, поэтому даже вахту, где нужно, на первый взгляд, всего лишь следить за уровнем воды в котле, предваряет серь­ ёзная подготовка. Нужно понять, как заполнять ко­ тёл, до какого уровня, где Спецналнсты электромеханнческой боевой частн эскадренного мнноносца "Адмнрал Ушаков" завершают восстановленне техннческой rOTOBHOCTH кораблн финишной прямой. - Произведён полный ремонт паровой системы, главных котлов, в начале декабря мы должны начать паровые пробы, а к концу месяца - ввести два эшело­ на в действие, - рассказал командир БЧ-5. непростая, но очень важ­ ная. В её важности сомне­ ваться не приходится, ведь в сферу ответственности БЧ-5, помимо уже назван­ ного, входит и борьба за жи­ вучесть, к чему подразде­ ление должно быть готово постоянно. И эта го­ товность проверя­ ется ежедневно. выполнению данного вида работ. Как действует личный состав БЧ-5 эсминца "Адми­ рал Ушаков" в аварийной ситуации и какое оборудо­ вание использует, северо­ морцы и гости города могли лично увидеть минувшим летом в ходе Международ­ ного военно-технического форума "Армия -2020". Тог­ да на точках осмотра было выставлено водолазное сна­ ряжение, аварийно-спаса­ тельное имущество, а также вывешены мониторы, на которых транслировались видеоролики с действиями пожарных расчётов. У МЕНИЕ чётко и слажен­ но действовать при воз­ никновении чрезвычайных ситуаций личному составу БЧ-5 приходилось демон­ стрировать не только в ходе тренировок. Тренировк-а деuствиu по борьбе nроисхооит на к-орабле ежедневно. - Сейчас идут работы, не­ обходимые для продления срока службы корабля. Пос­ ле их завершения мы будем готовы выйти в море, - объ­ яснил командир электро­ механической боевой части капитан 2 ранга Константин Смирнов. - У всех боевых частей продолжается пов­ седневная учебно-боевая деятельность - несение на­ рядов и вахт, а наш личный состав занимается сервис­ ным обслуживанием. По­ тому что не будет выхода в море без должной под­ готовки материальной час­ ти и в первую очередь - глав­ ной энергетической уста­ новки. Объём работ по­ лучился куда боль­ ше, чем планирова­ лось изначально. И к тому же, чтобы за­ купить необходи­ мые для восстанов­ ления корабля ма­ териалы, надо было выполнить ряд фор­ мальностей, про­ вести всё документ­ ально, дождаться Ко.мандир злектро.механическ-оd бо­ евоа части к-аnитан 2 ранга Кон­ стантин С.мирно6. Каждое утро лич­ ный состав БЧ-5 эс­ минца "Адмирал Уша­ ков" проводит трени­ ровку действий при появлении пара, воз­ горании, поступле­ нии воды. В случае их обнаружения объ­ является аварий­ ная тревога, произ­ водится доклад на командный пункт о месте и характе­ ре происшествия, проводится гермети­ зация помещения и начинается устра­ нение проблем ста- ционарными и пере­ носными средства- - В 2018 году мы выхо­ дили в море и там выявили по нескольким парамет- ла на другой. Аварийный пришлось вывести из эк­ сплуатации. Его осушали, остужали, производили ре­ монт трубных поверхностей, глушили трубки. И к тому моменту, когда нужно было докладывать о возникно- находятся воздушные кла­ паны, какие из них должны быть открыты, а какие за­ крыты, как включается по­ догреватель топлива, как производится поднятие дав­ ления, переход на свой пар и ещё множество техни- окончания прове- В ЫХОДА в море ждут и молодые офицеры, не­ давно при бывшие на ко­ рабль, и матросы, проходя­ щие на эсминце службу по призыву. Первый поход в статусе полноправного чле­ на экипажа корабля для них событие не только очень важное, но и не лишённое романтики. А вот командир капитан 2 ранга Константин Смирнов и его более опыт­ ные подчинённые предсто­ ящее событие ждут с более прагматичным настроем, ведь для них главное - что­ бы всё работало надёжно, без сбоев и поломок. Подготовка к походу включает в себя замену масел, пополнение топли­ вом, чистку различных фильтров, восстановление рок и испытаний. В общем на продолжительности ре­ монта отразились и бюро­ кратические сложности. И всё же, хотя работы затя­ нулись, сейчас они уже на ми. В ходе регулярных трени­ ровок моряки обретают нуж­ ные навыки, например, не более чем за две минуты надеть теплоопалкиваю­ щий костюм, взять необ­ ходимое снаряжение и при­ быть к месту аварии. Но опасность может под­ стерегать корабль и сна­ ружи. Мель, риф - всё грозит повреждениями, которые в походе важно своевремен­ но обнаружить и устранить. Для этого есть водолазы, всегда готовые спуститься под воду для осмотра кор­ пуса и винторулевой группы. Должности это нештатные, их занимают командиры трюмной и электротехни­ ческой групп и командир дивизиона живучести, кото­ рые при необходимости рам, что в одном из котлов произошло повреждение, - вспоминает капитан 2 ран- Умение чётко и слаженно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций личному составу БЧ -5 приходилось демон­ стрировать не только в ходе тренировок осуществляют водолазные работы. ческих моментов. И только после этого можно засту­ пать на дежурство. Весь личный состав БЧ-5 всегда показывает твёрдые теоретические знания и сдаёт положенные зачёты без проблем, и теперь эки­ паж находится в ожидании проверки морем. Ближай­ ший поход запланирован на начало нового года, а пробный выход состоится уже в декабре. Личныu состав БЧ-5 эс.минца "Ад.мирал Ушак-ов" реlУЛЯрНО док-азывает ютовность к- любоu авариинои cuтуациu. - Мечты о том, чтобы на­ слаждаться заревом зака­ та, любоваться волнами, - это не про нас. Когда в сос­ таве БЧ-5 отправляешься в поход, за всё время и моря­ то можно совсем не уви­ деть, - объясняет Констан­ тин Смирнов. - Иллюмина­ торы задраены по требова­ ниям безопасности, двери закрыты, выход на палубу во время движения корабля запрещён. Жарко, качка - вот главные отличия ра­ боты в море от работы на берегу. В общем о романти­ ке профессии лучше рас­ суждать на пенсии, а пока у нас трудовые будни. Работа Все они годны по здо­ ровью, имеют соответству­ ющую подготовку и допуск к га Константин Смирнов. - Котельная команда ма­ шинно-котельной группы грамотно сработала, пере­ водя нагрузку с одного кот- вении поломки и начале восстановительных работ, мы уже докладывали об устранении проблемы. Не­ смотря на высокие тем­ пературы, команда про­ извела ремонт в кратчай­ шие строки. А ведь такая работа потенциально несёт в себе огромную опасность. Один котёл вырабатыва­ ет до ста тонн пара в час, его температура - 400-450 градусов, давление - 65 килограммов на 1 см 2 • Тем­ пература в топке - около полутора тысяч градусов. Анна ВИХРОВА. Фото автора и из архива корабля. КУРСОМ В МОРЕ Большне дела маленького корабля - флотского долгожнтеля продолжаются В середине 80-х годов МТЩ "Маши­ нист" выполнял за­ дачи в рай- нятно - "пахарь" моря всегда впереди - осуществляет провод­ ку кораблей и судов флота, ве- оне рыболовного про- ,. мь~сла у берегов Запад- ~. нои Сахары, принимал - участие в многомесяч- дёт разведывательное -й и контрольное трале­ ., ние, прокладывает фарватер в возмож- Юбилеи ных дальних походах в Атлантику. Неоднократно объявлялся пе­ редовым в соединении. В сос­ таве тральной группы он за­ воёвывал первые места в сос­ тязаниях на первенство ВМФ по противоминному обеспечению ударных сил флота с комплекс­ ным применением противомин­ ного оружия. Кроме того, на тральщике проходили испыта­ ния новых образцов оружия. Редкое учение кораблей Се­ верного флота обходится без морского тральщика. Оно и по- ных минных полях, участвует в учебных минных по­ становках. В ходе выполнения за­ дач в море экипаж демонстри­ рует мощь оружия, имеющегося на борту "Машиниста", - пусковые установки переносного зенитно­ ракетного комплекса, артил­ лерийские установки, реактив­ ные бомбомётные установки. 14 ДЕКАБРЯ тральщик отметил своё 45-летие. Его экипаж вкла­ дывает все силы в поддержание боеготовности корабля. Основ­ ное внимание уделено главным двигательным установкам. Глядя на слаженную работу личного состава электромеханической боевой части, которую возглав­ ляет гвардии капитан 3 ранга Евгений Божесков, можно утвер­ ждать: сердце корабля в надёж­ ных руках. В числе высококлас­ сных специалистов БЧ-5 - стар­ шина моторной команды гвар­ дии мичман Донин. Алексей Пав­ лович - старожил корабля. Он пришёл служить на МТЩ "Ма­ шинист" в начале 90-х годов после окончания службы по при­ зыву. Тогда тральщик базиро­ вался в Гремихе и входил в сос­ тав бригады охраны водного рай­ она 11-й флотилии подводных лодок. - Прибыл служить старшиной команды мотористов, на ко­ рабле не раз выходил в море. Потом тральщик поставили в за­ вод, вот там-то я и ознакомился с материальной частью доско­ нально. Моё заведование ра­ бочие раскрутили по винтику и собрали вновь - в дальнейшем мне часто доводилось пользо­ ваться знаниями, которые я МТЩ "Машинист" - nостоянныdучастник военно-.морских парадов. • • получил от корабелов, - вспо­ минает гвардии мичман Алек­ сей Донин. - Сегодня моя основ­ ная задача - содер­ жать все механиз­ мы в рабочем сос­ тоянии. Особая зо­ на ответственнос­ ти - главные дви­ гатели. Это сердце корабля. специальности противоминное вооружение и прибыл для про­ хождения службы в дивизион Алексей Павло­ вич был свидете­ лем перебазиро­ вания МТЩ "Маши­ нист" из Гремихи в Полярный, а ещё пришлось на траль­ щике преодолевать ледовые заторы в Белом море. Пом­ нит, как ходили к Архангельску зи­ мой и корабль про­ бирался сквозь ль­ ды, да так, что кор­ пус отшлифовался от краски и блес- Старшина .моторнои к-о.манды lвардии .мич.ман Алек-сеu Донин проводит nрофи­ лак-mическ-ие работы по поддержанию в строю главных двиlателеU. тел, а в кингстонные шахты забивались крошки льда. Но "железо" выдержало, не подвело. Алексей вместе со все­ ми членами экипажа гордился надёжностью отечественной военной техники. КУДА лежит главный курс ко­ рабля сегодня, знает его коман­ дир гвардии капитан 3 ранга Павел Комиссаров. базовых тральщиков Кольской флотилии. Был командиром БЧ-2/З БТЩ "Ельня", потом по­ мощником командира кораб­ ля. В 201З-м стал команди­ ром БТЩ-111, впоследствии пе­ реименованного в "Соловецкий юнга", которым командовал 7 лет. быть тральщику, а, в основном, металлический, с надёжной защитой устройств винторуле­ вой группы. На "Машинисте" я служу всего 4 месяца, знаком­ люсь с личным составом, а эки­ паж, как уже убедился, спло­ чённый и обученный, каждый моряк знает своё дело. Командир уверен в профес­ сионализме командира боевой части связи и радиотехничес­ кой гвардии старшего лейте­ нанта Станислава Матвеева, старшины команды снабжения гвардии старшего мичмана Сергея Атяшкина, старшего ру­ левого-сигнальщика гвардии главного старшины Александра Манькова, гидроакустика гвар­ дии старшины 1 статьи Сергея Кузнецова и многих других чле­ нов экипажа. За кормой юбиляра более 150 тысяч морских миль, завоё­ ванные призы ГК ВМФ по раз­ личным видам боевых упраж­ нений, участие в военно-морс­ ких парадах. О своих успехах и до­ стижениях перед ветеранами корабля и почётными гостями противоминники хотели рас­ сказать на торжественном ве­ чере, который, к сожалению, из­ за неблагоприятной эпидемио­ логической обстановки приш­ лось отложить - здоровье ве­ теранов и личного состава в - Как говорится, курс - носом к морю. Личный состав всегда готов выйти в назначенный квад­ рат и выполнить задачи по пред­ назначению, - чётко по-военному докладывает Павел Евгеньевич. Личный состав всегда готов выйти в назначенный квадрат и выполнить задачи по предназначению Для самого командира вы­ ходов на "Машинисте" в море было немного - он принял ко­ мандования кораблём только в сентябре текущего года, хотя опыт управления тральщиками немалый. Выходец из семьи потомст­ венных судостроителей, Павел окончил Санкт-Петербургский военно-морской институт по - За время службы проти­ воминное дело изучил доско­ нально, - делится Павел Ев­ геньевич. - О корабле, которым командую сегодня, могу сказать, что "Машинист" - единственный морской тральщик данного про­ екта, оставшийся в составе Се­ верного флота, а всего таких кораблей было построено 26. Его особенность в том, что он не деревянный, как и положено • приоритете. Однако моряки не унывают - им есть чем гордиться и есть к чему стремиться. В следующий День корабля они обязательно поднимут флаг вместе со старшими товарища­ ми, вспомнят былые достиже­ ния и походы тральщика, по­ ведают о новых успехах экипажа "Машиниста". Евlения ДРУЗЬЯК. Фото автора . •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz