На страже Заполярья. 2020 год. Декабрь.
3 стр. ИД!Т 60ЕВАН VЧ!6А Уже больше года эсминец "Адми рал Ушаков" не выходит в море, причина - про ведение ремонта. - 110, как сердце перекачивает кровь безоста новочно, продолжает функционировать самое большое по численности личного состава, объёму заведования и поставленным задачам под разделение - электромеханическая боевая часть или БЧ-5. Её моряки непрерывно поддер живают жизнь корабля. В общем-то это подразделение обычно и называют сердцем корабля, которое "бьётся" и на ходу, и на якоре, и на стоянке в базе, и во время ремонта. В СТРОЮ эсминец "Ад мирал Ушаков" более четверти века - в апреле ему пойдёт уже 27-й год. изоляции, палубного настила, проворачи вание механизмов, проверку насосов, цистерн, работу ко лонок, всех систем по перекачке ... Спи сок этот можно про должать довольно долго. на стrаЖI 3aDDлlrы 18 декабря 2020 года ВНОВЬ В БОЕВОМ СТРОЮ Риск серьёзный, поэтому даже вахту, где нужно, на первый взгляд, всего лишь следить за уровнем воды в котле, предваряет серь ёзная подготовка. Нужно понять, как заполнять ко тёл, до какого уровня, где Спецналнсты электромеханнческой боевой частн эскадренного мнноносца "Адмнрал Ушаков" завершают восстановленне техннческой rOTOBHOCTH кораблн финишной прямой. - Произведён полный ремонт паровой системы, главных котлов, в начале декабря мы должны начать паровые пробы, а к концу месяца - ввести два эшело на в действие, - рассказал командир БЧ-5. непростая, но очень важ ная. В её важности сомне ваться не приходится, ведь в сферу ответственности БЧ-5, помимо уже назван ного, входит и борьба за жи вучесть, к чему подразде ление должно быть готово постоянно. И эта го товность проверя ется ежедневно. выполнению данного вида работ. Как действует личный состав БЧ-5 эсминца "Адми рал Ушаков" в аварийной ситуации и какое оборудо вание использует, северо морцы и гости города могли лично увидеть минувшим летом в ходе Международ ного военно-технического форума "Армия -2020". Тог да на точках осмотра было выставлено водолазное сна ряжение, аварийно-спаса тельное имущество, а также вывешены мониторы, на которых транслировались видеоролики с действиями пожарных расчётов. У МЕНИЕ чётко и слажен но действовать при воз никновении чрезвычайных ситуаций личному составу БЧ-5 приходилось демон стрировать не только в ходе тренировок. Тренировк-а деuствиu по борьбе nроисхооит на к-орабле ежедневно. - Сейчас идут работы, не обходимые для продления срока службы корабля. Пос ле их завершения мы будем готовы выйти в море, - объ яснил командир электро механической боевой части капитан 2 ранга Константин Смирнов. - У всех боевых частей продолжается пов седневная учебно-боевая деятельность - несение на рядов и вахт, а наш личный состав занимается сервис ным обслуживанием. По тому что не будет выхода в море без должной под готовки материальной час ти и в первую очередь - глав ной энергетической уста новки. Объём работ по лучился куда боль ше, чем планирова лось изначально. И к тому же, чтобы за купить необходи мые для восстанов ления корабля ма териалы, надо было выполнить ряд фор мальностей, про вести всё документ ально, дождаться Ко.мандир злектро.механическ-оd бо евоа части к-аnитан 2 ранга Кон стантин С.мирно6. Каждое утро лич ный состав БЧ-5 эс минца "Адмирал Уша ков" проводит трени ровку действий при появлении пара, воз горании, поступле нии воды. В случае их обнаружения объ является аварий ная тревога, произ водится доклад на командный пункт о месте и характе ре происшествия, проводится гермети зация помещения и начинается устра нение проблем ста- ционарными и пере носными средства- - В 2018 году мы выхо дили в море и там выявили по нескольким парамет- ла на другой. Аварийный пришлось вывести из эк сплуатации. Его осушали, остужали, производили ре монт трубных поверхностей, глушили трубки. И к тому моменту, когда нужно было докладывать о возникно- находятся воздушные кла паны, какие из них должны быть открыты, а какие за крыты, как включается по догреватель топлива, как производится поднятие дав ления, переход на свой пар и ещё множество техни- окончания прове- В ЫХОДА в море ждут и молодые офицеры, не давно при бывшие на ко рабль, и матросы, проходя щие на эсминце службу по призыву. Первый поход в статусе полноправного чле на экипажа корабля для них событие не только очень важное, но и не лишённое романтики. А вот командир капитан 2 ранга Константин Смирнов и его более опыт ные подчинённые предсто ящее событие ждут с более прагматичным настроем, ведь для них главное - что бы всё работало надёжно, без сбоев и поломок. Подготовка к походу включает в себя замену масел, пополнение топли вом, чистку различных фильтров, восстановление рок и испытаний. В общем на продолжительности ре монта отразились и бюро кратические сложности. И всё же, хотя работы затя нулись, сейчас они уже на ми. В ходе регулярных трени ровок моряки обретают нуж ные навыки, например, не более чем за две минуты надеть теплоопалкиваю щий костюм, взять необ ходимое снаряжение и при быть к месту аварии. Но опасность может под стерегать корабль и сна ружи. Мель, риф - всё грозит повреждениями, которые в походе важно своевремен но обнаружить и устранить. Для этого есть водолазы, всегда готовые спуститься под воду для осмотра кор пуса и винторулевой группы. Должности это нештатные, их занимают командиры трюмной и электротехни ческой групп и командир дивизиона живучести, кото рые при необходимости рам, что в одном из котлов произошло повреждение, - вспоминает капитан 2 ран- Умение чётко и слаженно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций личному составу БЧ -5 приходилось демон стрировать не только в ходе тренировок осуществляют водолазные работы. ческих моментов. И только после этого можно засту пать на дежурство. Весь личный состав БЧ-5 всегда показывает твёрдые теоретические знания и сдаёт положенные зачёты без проблем, и теперь эки паж находится в ожидании проверки морем. Ближай ший поход запланирован на начало нового года, а пробный выход состоится уже в декабре. Личныu состав БЧ-5 эс.минца "Ад.мирал Ушак-ов" реlУЛЯрНО док-азывает ютовность к- любоu авариинои cuтуациu. - Мечты о том, чтобы на слаждаться заревом зака та, любоваться волнами, - это не про нас. Когда в сос таве БЧ-5 отправляешься в поход, за всё время и моря то можно совсем не уви деть, - объясняет Констан тин Смирнов. - Иллюмина торы задраены по требова ниям безопасности, двери закрыты, выход на палубу во время движения корабля запрещён. Жарко, качка - вот главные отличия ра боты в море от работы на берегу. В общем о романти ке профессии лучше рас суждать на пенсии, а пока у нас трудовые будни. Работа Все они годны по здо ровью, имеют соответству ющую подготовку и допуск к га Константин Смирнов. - Котельная команда ма шинно-котельной группы грамотно сработала, пере водя нагрузку с одного кот- вении поломки и начале восстановительных работ, мы уже докладывали об устранении проблемы. Не смотря на высокие тем пературы, команда про извела ремонт в кратчай шие строки. А ведь такая работа потенциально несёт в себе огромную опасность. Один котёл вырабатыва ет до ста тонн пара в час, его температура - 400-450 градусов, давление - 65 килограммов на 1 см 2 • Тем пература в топке - около полутора тысяч градусов. Анна ВИХРОВА. Фото автора и из архива корабля. КУРСОМ В МОРЕ Большне дела маленького корабля - флотского долгожнтеля продолжаются В середине 80-х годов МТЩ "Маши нист" выполнял за дачи в рай- нятно - "пахарь" моря всегда впереди - осуществляет провод ку кораблей и судов флота, ве- оне рыболовного про- ,. мь~сла у берегов Запад- ~. нои Сахары, принимал - участие в многомесяч- дёт разведывательное -й и контрольное трале ., ние, прокладывает фарватер в возмож- Юбилеи ных дальних походах в Атлантику. Неоднократно объявлялся пе редовым в соединении. В сос таве тральной группы он за воёвывал первые места в сос тязаниях на первенство ВМФ по противоминному обеспечению ударных сил флота с комплекс ным применением противомин ного оружия. Кроме того, на тральщике проходили испыта ния новых образцов оружия. Редкое учение кораблей Се верного флота обходится без морского тральщика. Оно и по- ных минных полях, участвует в учебных минных по становках. В ходе выполнения за дач в море экипаж демонстри рует мощь оружия, имеющегося на борту "Машиниста", - пусковые установки переносного зенитно ракетного комплекса, артил лерийские установки, реактив ные бомбомётные установки. 14 ДЕКАБРЯ тральщик отметил своё 45-летие. Его экипаж вкла дывает все силы в поддержание боеготовности корабля. Основ ное внимание уделено главным двигательным установкам. Глядя на слаженную работу личного состава электромеханической боевой части, которую возглав ляет гвардии капитан 3 ранга Евгений Божесков, можно утвер ждать: сердце корабля в надёж ных руках. В числе высококлас сных специалистов БЧ-5 - стар шина моторной команды гвар дии мичман Донин. Алексей Пав лович - старожил корабля. Он пришёл служить на МТЩ "Ма шинист" в начале 90-х годов после окончания службы по при зыву. Тогда тральщик базиро вался в Гремихе и входил в сос тав бригады охраны водного рай она 11-й флотилии подводных лодок. - Прибыл служить старшиной команды мотористов, на ко рабле не раз выходил в море. Потом тральщик поставили в за вод, вот там-то я и ознакомился с материальной частью доско нально. Моё заведование ра бочие раскрутили по винтику и собрали вновь - в дальнейшем мне часто доводилось пользо ваться знаниями, которые я МТЩ "Машинист" - nостоянныdучастник военно-.морских парадов. • • получил от корабелов, - вспо минает гвардии мичман Алек сей Донин. - Сегодня моя основ ная задача - содер жать все механиз мы в рабочем сос тоянии. Особая зо на ответственнос ти - главные дви гатели. Это сердце корабля. специальности противоминное вооружение и прибыл для про хождения службы в дивизион Алексей Павло вич был свидете лем перебазиро вания МТЩ "Маши нист" из Гремихи в Полярный, а ещё пришлось на траль щике преодолевать ледовые заторы в Белом море. Пом нит, как ходили к Архангельску зи мой и корабль про бирался сквозь ль ды, да так, что кор пус отшлифовался от краски и блес- Старшина .моторнои к-о.манды lвардии .мич.ман Алек-сеu Донин проводит nрофи лак-mическ-ие работы по поддержанию в строю главных двиlателеU. тел, а в кингстонные шахты забивались крошки льда. Но "железо" выдержало, не подвело. Алексей вместе со все ми членами экипажа гордился надёжностью отечественной военной техники. КУДА лежит главный курс ко рабля сегодня, знает его коман дир гвардии капитан 3 ранга Павел Комиссаров. базовых тральщиков Кольской флотилии. Был командиром БЧ-2/З БТЩ "Ельня", потом по мощником командира кораб ля. В 201З-м стал команди ром БТЩ-111, впоследствии пе реименованного в "Соловецкий юнга", которым командовал 7 лет. быть тральщику, а, в основном, металлический, с надёжной защитой устройств винторуле вой группы. На "Машинисте" я служу всего 4 месяца, знаком люсь с личным составом, а эки паж, как уже убедился, спло чённый и обученный, каждый моряк знает своё дело. Командир уверен в профес сионализме командира боевой части связи и радиотехничес кой гвардии старшего лейте нанта Станислава Матвеева, старшины команды снабжения гвардии старшего мичмана Сергея Атяшкина, старшего ру левого-сигнальщика гвардии главного старшины Александра Манькова, гидроакустика гвар дии старшины 1 статьи Сергея Кузнецова и многих других чле нов экипажа. За кормой юбиляра более 150 тысяч морских миль, завоё ванные призы ГК ВМФ по раз личным видам боевых упраж нений, участие в военно-морс ких парадах. О своих успехах и до стижениях перед ветеранами корабля и почётными гостями противоминники хотели рас сказать на торжественном ве чере, который, к сожалению, из за неблагоприятной эпидемио логической обстановки приш лось отложить - здоровье ве теранов и личного состава в - Как говорится, курс - носом к морю. Личный состав всегда готов выйти в назначенный квад рат и выполнить задачи по пред назначению, - чётко по-военному докладывает Павел Евгеньевич. Личный состав всегда готов выйти в назначенный квадрат и выполнить задачи по предназначению Для самого командира вы ходов на "Машинисте" в море было немного - он принял ко мандования кораблём только в сентябре текущего года, хотя опыт управления тральщиками немалый. Выходец из семьи потомст венных судостроителей, Павел окончил Санкт-Петербургский военно-морской институт по - За время службы проти воминное дело изучил доско нально, - делится Павел Ев геньевич. - О корабле, которым командую сегодня, могу сказать, что "Машинист" - единственный морской тральщик данного про екта, оставшийся в составе Се верного флота, а всего таких кораблей было построено 26. Его особенность в том, что он не деревянный, как и положено • приоритете. Однако моряки не унывают - им есть чем гордиться и есть к чему стремиться. В следующий День корабля они обязательно поднимут флаг вместе со старшими товарища ми, вспомнят былые достиже ния и походы тральщика, по ведают о новых успехах экипажа "Машиниста". Евlения ДРУЗЬЯК. Фото автора . •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz