На страже Заполярья. 2020 год. Август.
6 стр. Ва СТFаЖI 3aDDЛlrЬI ___ 14 августа 2020 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ "СЛАВА" РОССИЙСКОГО ФЛОТА Броненосец, додредноут, линкор - это все о нём, последнем в своём роде 17 августа В 1763 году родился русский флотоводец адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. В 1977 году впер вые в истории море плавания советский атомный ледокол "Арктика" достиг Се верного полюса. В 1986 году в по сёлке Сафонова от крыт мемориал Славы авиаторам-северо- 1 морцам, погибшим в море в годы войны . 18 августа В 1743 году в финском городе Або (ныне Турку) был подписан Абоский мирный договор, завершивший Русско-шведскую войну 1741-1743 годов, победоносную для России. В 1914 году началась Галицийская битва, крупнейшее сражение Первой мировой войны между русскими и австрийскими войсками в Галиции и Польше . Велась на фронте в 400 км . С обеих сторон участвовало около 2 млн человек. В 1933 году на Центральном аэродроме им М.В. Фрун зе в Москве состоялся первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного флота СССР. В 1945 году началась Курильская десантная опера ция войск 2-го Дальневосточного фронта и сил Тихо океанского флота - последняя операция Второй ми- ровой войны. 19 августа В 1839 году под Санкт-Петербургом состоялось тор жественное открытие Пулковской астрономической обсерватории. В ней велись практические занятия морских офицеров по астрономии и геодезии. В 1942 году началась героическая оборона Новорос сийска . 20 августа В 1704 году в ходе Северной войны 1700-1721 годов русскими войсками под командованием Петра I взята штурмом крепость Нарва. В 1939 году в 5.45 местного времени силами 153 бом бардировщиков началась авиационная и 165-минутная артиллерийская подготовка наступления на позиции 85-тысячной 6-й японской армии у реки Халхин-Гол. Через трое суток кольцо окружения сомкнулось . В 1976 году открыт музей ВВС Северного флота в посёлке Сафонова. 21 августа В 1902 году родился командир дивизиона подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза капитан 2 ранга Иван Александрович Колышкин. В 1907 году родился командир подводной лодки "Щ-421" Северного флота Герой Советского Союза капитан 3 ранга Николай Александрович Лунин . В 1941 году состоялся первый прорыв североморских подводников - подводной лодки "М-172" под ко мандованием капитан-лейтенанта Израиля Ильича Фисановича во вражеский порт Лиинахамари. 22 августа День Государственного флага Российской Федера ции. В 1962 году на Новоземельском полигоне проведе но учение "Шквал" - испытание авиационной проти вокорабельной крылатой ракеты К-10 с ядерным за рядом . 23 августа День воинской славы России. День разгрома совет скими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). ➔ R аннее ут ро 26 июля 1915 года. Гер манцами, рву щимися в Рижский залив, уже захвачен маяк "Михай ловский". Совершенно пе ред вражескими наблюда телями предстала ужасная картина: по гладкой аква тории, буквально в несколь ких кабельтовых от уже заня того немцами берега, нето ропливо и вызывающе спо койно, СЛОВНО по глади Пле щеева озера, ползёт русский броненосец. Аего двенадца тидюймовые орудия пока чиваются в башнях, вы искивая цель. "Слава" стала для немцев костью в горле, и германское коман дование отдало при каз уничтожить лин кор. Расправиться с ОДИНОЧНЫМ русским броненосцем должны были семь кораблей аналогичного класса - линкоры типа "Вит тельсбах" и "Браун швейг", шесть крейсе ров и сопровождение в виде эсминцев, тральщиков и различ ных катеров. Такой мас сой одного противника можно буквально рас терзать в клочья. Впереди немецкого ор дера шли тральщики , их прикрывали два лёгких крей сера "Бремен" и "Тетис" - не самые сильные корабли в своём подразделении - их главный 105-мм калибр для "Славы" был малочувстви телен. Русские канонерки и миноносцы пытались поме шать им , но за передовыми отрядами следовали два броненосца, поэтому они были вынуждены отойти. Траление немцам дава лось нелегко - русские ми ны выполняли своё пред назначение независимо ни от кого. Сначала подорвал ся и затонул тральщикТ-52, затем получил своё крейсер "Тетис". Он дёрнулся всем корпусом и завалился в кре не. Через полтора часа та же участь постигла эскадрен ный миноносец "S-144". Но самое страшное для нем цев было ещё впереди ... ский пролив для прохода линкоров, вскоре подоспе ли и канонерские лодки. "Славе" трудно было сражаться с германскими броненосцами: на их сторо не численное превосход ство и большая дально бойность артиллерии. Пре дельная дальность герман ских 11-дюймовых орудий составляла около 110 ка бельтовых. Русский линкор ветеран был способен стре лять только на 80 и, каза лось, неизбежно должен был потерпеть поражение. "Эльзас" и "Брауншвейг" с расстояния 88 кабельто вых открыли по нему огонь. Минное заграждение не по зволило русскому кораблю сблизиться с противником. Но русские моряки не отсту пили. Командир "Славы" ка питан 1 ранга Сергей Сер геевич Вяземский нашёл оригинальный выход - бро неносец принял 300 тонн забортной воды на уголь ные ямы , подмочив часть топлива, но обеспечив себе крен в три градуса в про тивоположную от против ника сторону. От этого пуш ки задрались вверх, и даль ность стрельбы увеличи лась на 8 кабельтовых. Этот бой длился 1 час 48 минут. "Слава" дала по про тивнику 16 залпов главным калибром, в то время как её шестидюймовые пушки ве ли огонь по немецким тральщикам, не позволяя им тралить акваторию. Ре шительные действия рус ских поколебали уверен ность неприятеля в успехе операции, и в два часа по полудни немцы отступили. рабли из числа лучших в Хохзеефлотте. Из старого состава в роли проводника по недавно протраленным 1 О 5 лет подвиlу фарватерам в русских мин ных полях присутствовал лёгкий крейсер "Бремен" . Поддерживал разведку "Аугсбург", бывший второй флагман Кильского учеб ного отряда, лёгкий крейсер со снайперскими артил лерийскими расчётами. По флангам эскадры в качестве защиты от подло док метались около трёх де сятков эсминцев. У входа в пролив стоял отряд содейст вия в составе шести линко ров-дредноутов типа "Рейн ланд" и "Гельголанд". С ни ми, на всякий случай, яви лись и два додредноута, всё те же "Эльзас" и "Браун швейг". А через Кильский канал из Северного моря со своими лёгкими крейсе рами и эсминцами противо лодочного прикрытия при шли линейные крейсера 1-й разведывательной груп пы "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон дерТанн". Путь герман скому соединению вновь преградил линкор "Слава". Свинцово-серая тень медлительного одинокого броненосца возникла из утренней полумглы практи чески неожиданно. "Слава" начала обстрел немецких тральщиков. "Нассау" и "Позен" не спеша развернулись для бортового залпа. Им неку да было спешить: по суще ствовавшим до войны так тическим предположени ям , корабль предыдущего поколения не мог продер жаться против них долее нескольких минут. Или по гибнет - или отступит, если успеет, конечно, но "Славе" отступать было некуда. Русский броненосец, уме ло маневрируя, не прекра щал обстрела немецких тральщиков своим вспомо гательным калибром. В то же время, опять затопив бортовые отсеки , "Слава" главным калибром вела огонь по немецким дред ноутам. Вскоре немецкие тральщики покинули район минного заграждения. "Слава" в бою с герман скими линкорами получи ла три попадания 11-дюймовых снаря дов. Первое - в осно вание левой 6-дюймо вой башни . Начался пожар. Боезапас, под готовленный для по дачи к орудиям, чуть было не воспламе нился. Но через 9 ми нут благодаря реши тельности командира башни и смелости лич ного состава пожар был потушен. Своевре менное затопление погреба спасло ко рабль от гибели. К 17 часам бой за кончился , и герман ские корабли отошли. "Слава" продолжала удерживать свою позицию. Для уничтожения бро неносца немцы послали ночью два своих новейших эсминца - V-99 и V-100. На рассвете они встретили рус ский "Новик", он вступил в бой и через десять минут добился трёх попаданий в V-99, который, уходя от пре следования , попал на рус ские мины и после двух под рывов погиб. н а следующий день 17 августа немцы опять предприняли попыт ку прорыва . Погода благо приятствовала наступаю щим, из проливного створа в сторону обороняемой "Славой" минно-артилерий ской позиции тянулся утрен ний туман . Под его прикры тием, двигаясь малым хо дом и стараясь меньше ды мить, ПОДПОЛЗЛИ "Нассау" и "Позен". И русские на этот раз пропустили опасность ... 11 -дюймовый бронебой ный снаряд с германского линкора пропорол обшивку и 152-миллиметровую бро ню верхнего пояса "Славы". Провалился в низы сквозь проломленную палубу. Ра зорвался в полупустой уголь ной яме , запалив топливо, и разрушил прибортовой ко ридор. В нескольких отсе ках, расположенных побли зости от района попадания, погасло освещение, затруд нив работу ремонтно-спа сательной партии. В кора бельный лазарет поступили первые раненые. Но ника кие жизненно важные сис темы линкора поврежде ний ещё не получили, и "первая кровь" не смогла деморализовать экипаж. Перестрелка устаревше го броненосца с двумя дред ноутам и продолжалась. "Слава" получила ещё два попадания - оба с большой дистанции, через палубу. Один из снарядов перебил подпалубный бимс и де формировал барбет бор товой 6-дюймовой башни, другой разорвался возле ростров и выбросил за борт несколько шлюпок. Германские линкоры при стрелялись, и стоило им по пытаться сократить дистан цию - "Слава" не устояла бы. Но в это утро действую щая в Балтике британская подлодка "Е-9" торпедиро вала "Мольтке". Попадание было довольно опасным, и немцам пришлось организо вывать целую спасательную операцию по доставке по вреждённо го линейного крейсера в док. В резуль тате отряд содействия почти полным составом оттянул ся к Данцигу. т ой же ночью герман ские линейные силы расправились с двумя рус скими канонерками. "Си вуч" будет потоплен, а его напарник "Кореец" под ог нём линкоров, считая себя отрезанным от основных сил, выбросился на скалы. В штаб германских воен но-морских сил на Балтике ушло донесение о том, буд то бы в ЭТОМ НОЧНОМ бою погибла и "Слава" ... За рус ский броненосец они при няли "Сивуч". Линкор числился в погиб ших почти неделю. "За потоп ление линейного корабля неприятеля" кайзер успел даже подписать представ ления к наградам для отли чившихся артиллеристов экипажей "Нассау" и "Позе на". Ордена уже покоились в бархатных коробочках, го товые к торжественному вру чению, когда разведка до несла в ставку Вильгельма, что двухтрубный русски й броненосец снова обстре ливает флотилию траль щиков под Моонзундом ... В 1789 году состоялось Роченсальмское морское сражение между гребными флотами Швеции и России в Русско-шведской войне 1788-1790 годов. В 1880 году родился Александр Степанович Гринев ский - русский писатель, романтик и маринист Александр Грин. В 1939 году министрами иностранных дел Германии и СССР в ночь на 24 августа в Москве подписан совет ско-германский пакт о ненападении и секретный допол нительный протокол, определяющий сферы интересов сторон в Восточной Европе. к десяти часам утра со стороны Аренсбурга на горизонте появился гус той дым - это "Слава" шла на помощь. Её поддержи вали канонерские лодки "Кореец", "Сивуч", "Храб рый" и "Грозящий", диви зион эсминцев во главе с "Новиком" и дивизион под водных лодок, ядро которо го составляли английские лодки типа "Е". В Рижском заливе находился и авиа транспорт "Орлица" с че тырьмя гидросамолётами на борту. Именно они 26 ию ля и нанесли первый удар по германским тральщи кам, расчищавшим Ирбен- д ля второго прорыва немцы сосредоточили еще большие силы. Эта операция началась 16 ав густа в 4 часа утра. Опять вперёд устремились траль щики, за ними миноносцы и крейсера. Отряд прорыва, идущий сразу за тральной партией, составляли линко ры-дредноуты - "Нассау" и "Позен". Разведку обеспе чивали крейсера "Грау денц" и "Пиллау" - быстро ходные современные ко- В сентябре 1915 года германским линкорам удалось вытеснить "Славу" под огонь береговой батареи. И от пушки, замаскированной на скальном склоне, рус ский броненосец получил 7 снарядов, попавших в основном выше ватерлинии. В экипаже были тяжёлые потери, но корабль в очередной раз сохранил боеспособ ность ирешимость сражаться. Он ещё долго удерживал свою позицию, даже поте ряв командира капитана 1 ранга Вяземского. Линкор держался насмерть в буквальном смысле слова, наскоро, по ночам, эвакуи руя на берег убитых и раненых, на ходу откачивая воду из затопленных отсеков и силами экипажа устраняя повреждения артиллерии. Под давлением превосходящих сил немцев русские всё же были вынуждены отойти в Моонзундский пролив. Подготовил Лев ЧУК ~ "НАС МАЛО, НО МЬI В ТЕЛЬНЯШКАХ!" 19 авlуста - Деньрождения русскои тельняшки "В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинrрадом, в снеrах на подступах к Москве, в пуrаных зарослях севастопольского горного дубняка - вез де видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной mинели, ватника, полушубка или гимнастёрки родные сине-белые полоски "морской души". Носить её под тобой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. И, как всякая традиция, ровщённая в боях, "морская душа" - полосатая тельНЯПI ка - означает многое". Эти строки из фронтовых записей писателя-мариниста Леонида Соболева, сложившихся в книгу рассказов "Мор ская душа", знакомы всем морякам и морским пехотинцам послевоенных поколений, по крайней мере большей части из них. ,hлотская тельняшка - са '-1-'мый узнаваемый атрибут морской формы. Между тем в нашей стране обязательным эле ментом флотской формы одежды она стала всего-то пол тора столетия назад. 19 августа 1874 года по инициативе ко м андующего русским военно морским флотом генерал-адми рала великого князя Констан тина Николаевича император Александр 11 подписал указ о вве дении новой флотской формы . В её состав в качестве обязатель ного элемента вошла тельняшка - вязаная нательная рубаха, изго товленная из трикотажного по лотна и имеющая окраску в виде чередующихся горизонтальных белых и синих полос. В "Положении о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирова ния" тельняшка описывалась следующим образом: • "Рубаха, вязанная из шерс типополам с бумагою (с хлоп ком. - Ред.); цвет рубахи белый с синими поперечными поло сами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синихполос - чет верть вершка ... Весрубахи по лагается не менее 80 золот ников (344 грамма) ... " Для подобной расцветки бы ло придумано и солидное обос нование - теперь синие и белые поперечные полосы олицетво ряли собой цвета Андреевского флага. Моряки сразу полюбили новую форму. Во-первых, тельняшка была очень практичной одеж дой - заметной, удобной для лю бых действий, тёплой . Во-вторых, подчёркивала принадлежность челове ка к особому морскому братству. Е диного мнения о возникно вении у моряков традиции носить полосатую рубаху нет. Есть и романтичная версия появ ления тельняшки в России - якобы её ввел, позаимствовав в Голландии , Пётр 1, чтобы мат росы были видны на фоне па русов при выполнении такелаж ных работ. Быстро выяснились и её преимущества: тельняшка хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело (не мешает работе на парусах), не стесняет дви жений и быстро сохнет. Кроме того, она хорошо видна среди волн, если человек оказался за бортом . Считается, что первые класси ческие тельняшки появились во времена парусного флота в Гол ландии . Вероятным прообразом послужила "бретонская рубаха" - нательная рубашка с чёрно-бе лыми полосами, которую тради ционно носят рыбаки Бретани. Бретонские рыбаки были людьми суеверными и считали, что правильная одежда может уберечь их от различных опас ностей. В средневековой Европе полосатые робы носили каторж ники и палачи. А бретонские мо ряки надеялись, что, выходя в море, они своей одеждой смогут отпугнуть нечистую силу. Тем не менее именно в Рос сии тельняшка встретила осо бое отношение: о ней слагают стихи и песни , её носят и любят стар и млад, моряки оставляют тельняшку на память о своей службе на флоте и отправляются на ДМБ в полосатой рубахе. • советской истории путь в тельняшки был ещё бо лее триумфальным. Матросы с кораблей сыграли важную роль в событиях 1917 года, а затем и в охватившей Россию Граж данской войне. Революцион ные моряки в тельняшках и бушлатах, перевязанных пу лемётными лентами, стали одним из символов рево люции . Великая Отечественная война стала ещё одной важ ной страницей био графии русской тельняшки . В пер вые же дни была сформи рована морская пехота, на сухопутные фронты направ лялись морские стрелковые бри гады. Моряки на суше отлича л ись невероятной храброс тью, ожесточённо дрались с проти вником, за что сами гитлеровцы уважительно на зывали их "полосатыми дья волами" и "чёрной смертью". Не счесть плакатов военного време ни, на которых изобра жены моряки, идущие в атаку на гитлеровцев. При виде волны тельняшек враг приходил в смятение, в его рядах начиналась паника. "Нас мало, но мы в тельняшках" - эта поговорка подчёркивала роль тельняшки как си мвола сме- лости, самоотверженности, при зывала брать пример с военных моряков, бесстрашно сражав шихся с превосходящими сила ми противника, находивших вы- ход из самых безнадёжных си туаций. Е стественно, что и после вой ны уходившие с флота в запас матросы, старшины и сержанты, оставлявшие поло сатые рубахи на память о служ бе, пользовались всенародным уважением . После Великой Отечествен ной войны в Советском Союзе стали активно развиваться Воз душно-десантные войска. Ини циатором внедрения тельняшки у десантников был сам леген дарный командующий ВДВ гене рал армии Василий Филиппович Маргелов. В годы Великой Оте чественной войны он командо вал 1 -м особым лыжным пол- • ком моряков Краснознамённого Балтийского флота. Мужество своих подчинённых - морских пехотинцев Маргелов запомнил навсегда, ему запала в сердце удаль "братишек", и он очень хотел, формируя ВДВ по образу и подобию м орской пехоты, чтобы и его подчинённые носили тельняшки в знак того, что совет ский десант перенял славные традиции старшего брата и с честью их продолжил. Маргелов добился этого пра ва, а для того чтобы подчеркнуть принадлежность к н ебесной стихии , полоски на тельняшках десантуры стали голубыми . Подготовил Влади.мир ПЕХОТНЫЙ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz