На страже Заполярья. 2020 год. Август.

5 стр. ской водолазной школе - Центре подготовки военных спасателей и водолазных специалистов. На учебных спусках погружался на глу­ бину до 25 метров, где осу­ ществлял поиск предметов, "стропление", т.е. подготов­ ку к подъёму различных гру­ зов, выполнял другие опе­ рации, связанные со своей специальностью. Квалифи­ кацию регулярно подтверж­ дает в управлении поиска- долев водную преграду, се­ вероморцы без задержек, с лёгкостью выходят на про­ тивоположный берег. Наступает очередь вы­ полнения упражнения в составе мотострелкового взвода. Три машины подъ­ езжают к контрольно-тех­ ническому пункту, где им предстоит пройти осмотр. Его проводит старший тех­ ник роты старший прапор­ щик Николай Галашев. воположный берег необ­ ходимую военную технику. С ней уверенно справляется механик-водитель ПТС сер­ жант Вячеслав Богданов. Руководит действиями эки­ пажа старший лейтенант Николай Канов. Командир инженерно-сапёрного ба­ тальона мотострелковой бригады подполковник Александр Корелин высоко оценивает действия своих подчинённых, их выучку и слаженность. Выполнив первую за­ дачу, ПТС принимает на борт мотострелковый взвод под командова­ нием старшего лейте­ нанта Александра Дуд­ ника. Пехоте предстоит, форсировав водное пре­ пятствие, закрепиться на другом берегу и удержи­ вать плацдарм, обеспе­ чивая переправу и раз­ вёртывание основных сил. Сnешившись, мото­ стрелки с ходу вступают в бой. Под грохот канонады Настал черёд и, пожа­ луй, самого эффектного эпизода показного заня­ тия. В дело включаются морские пехотинцы. На них возложена, навер­ ное, одна из самых слож­ ных функций. Отработка техники вождения бое- на СТFаЖЕ 3аПDЛ11'Ы разделение, nротивотан­ кисты и зенитчики. - Противник, закрепив­ шийся на противополож­ ном берегу, осуществляет огневое воздействие на наши подразделения, - про­ должает описывать ход уче­ ния Роман Олегович. - По­ этому форсирование прово­ дится при поддержке ар­ тиллерии непосредствен­ ного подчинения, танкового подразделения мотострел­ ковой бригады, средств ПВО и введением в бой противотанкового резерва. уничтожении наземных це­ лей, хотя это и не прямая 14 августа 2020 года огонь вели расчёты сме­ шанного состава, они уком- бронетранспортёры, в свою очередь, ведут огонь по опорному пункту противни­ ка. Но вот одна из машин начинает отставать от ос­ тальных, а затем и вовсе останавливается, покачи­ ваясь на волнах. К ней тут же устремляется плаваю­ щий транспортёр, экипа­ жем которого руководит ко­ мандир отделения инже­ нерно-сапёрного батальо­ на мотострелковой бригады сержант Владимир Лысов. - Это запланирован­ ная ситуация, - поясняет Роман Олегович. - По за­ мыслу учения, в ходе боя бронетранспортёр получил повреждения, и в настоя­ щий момент в учебных це- В ходе занятия мотостре..4,сu отработа.Аu matcmuчectCUe нормативы и оо.жде,ше в ,со..4онне взвода. вых машин на воде в дан­ ном случае проходит на фоне ротного тактиче­ ского учения с боевой Кстати, зенитчики выпол­ няли задачи не только по прикрытию подразделений морского десанта от ударов с воздуха - все 4 цели они поразили, заработав оцен­ ку "отлично" - предпола­ гается, что ими были унич- Пос.,sе форсирования водно.S преграды пехота с ходу вcmynu.Aa в бои. вых и аварийно-спасатель­ ных работ Северного фло­ та. Вот и в этот раз сержант Сергей Шарафеев находит­ ся в готовности применить свою выучку для оказания помощи сослуживцам, по­ павшим в сложную ситуа­ цию. Думается, нет надобнос­ ти объяснять, что успех преодоления водной пре­ грады в значительной сте­ пени зависит от грамотной и своевременно проведён­ ной инженерной разведки самого водоёма и приле­ гающей к нему территории. В этом заключается одна из задач, возложенных на под­ чи нённых старшего лей­ тенанта Михаила Низовце­ ва - командира инженерно­ го разведывательного взво­ да мотострелковой брига­ ды. Инженеры проводят раз­ ведку с привлечением водо­ лазов, в ходе которой опре­ деляются все параметры переправы или брода. В том числе глубина, ширина водной преграды и ско­ рость течения, характер и состав дна, состояние ис­ ходного и противоположно­ го берегов, наличие минно­ взрывных заграждений и естественных препятствий. - По результатам раз­ ведки принимается реше­ ние об очистке брода, - рас­ сказывает командир взво­ да. - МВЗ и надолбы унич­ тожают сводные подразде­ ления разминирования, за­ валы - сводные дорожные подразделения . Флажками обозначаются исходный и противоположный рубежи. При подготовке к заня­ тиям инженеры оборудуют учебные вододромы. Уста­ навливают буи, имитирую­ щие препятствия и другие элементы упражнения, и формируют спасательно­ эвакуационную группу. Как уже говорилось, она осна­ щена мощной техникой. Прежде всего, это плаваю­ щий транспортёр ПТС-2 и бронированные ремонтно­ эвакуционные машины. Их экипажи хорошо подготов­ лены, чтобы уверенно справляться с возложенны­ ми на них обязанностями. По водной rлади После теоретической части совместного показ­ ного занятия начинается практический показ выпол­ нения упражнения по вож­ дению боевой техники на плаву. Первым для одиночного вождения на исходную позицию вышел экипаж МТ-ЛБ(в), которым коман ­ дует старший сержант Сергей Гавриленко, за ры­ чагами - механик-водитель младший сержант Алек­ сандр Кравцов. Вот "броня" спустилась к урезу воды, водоотражательный щиток отбил набегающую волну. Александр уверенно ведёт бронемашину. Она чётко следует по маршруту, обо­ значенному буйками. Прео- • В эфире звучат слова командира мотострелко­ вого взвода лейтенанта Андрея Николаева: стрельбой. Под канонаду огневой подготовки к берегу озера Сантаярви прибли­ жается десантно-штурмо- Hacmyn.Aeнue морс,сих пехотинцев сопрово.жда.Аось огнём танtсов и ПТРК "Штурм~ введённого в боd изрезерва ,сомандова,шя. - К преодолению водной преграды готовы. Получив доклад об ис­ правности техники и го­ товности решать постав­ ленную задачу, руководи­ тель занятия даёт команду на начало выполнения уп­ ражнения. Звучит команда: - "Волна-14", "Волна-15", "Волна-16" - я "Мотор". По маршруту учебного упраж­ нения - вnерёд - вnерёд! вая рота старшего лейте­ нанта Андрея Смирнова . Задача не из простых: форсировать водную пре­ граду, сокрушить против­ ника и захватить участок местности для высадки ос­ новных сил батальона. - Самое сложное при форсировании водной nре­ грады подразделением - развернуться в боевой по­ рядок и выполнять задачу с боевой стрельбой, - ком­ ментирует действия nод­ чинённых временно испол­ няющий обязанности ко­ мандира бригады морской пехоты подполковник Ро­ ман Фёдоров. тожены вертолёты огневой поддержки типа АН-64 "Аnач", самолёты штурма- задача подразделений про­ тивовоздушной обороны. И самоходчики, и тан­ кисты, и nротивотанкисты своё дело знают в совер­ шенстве - результаты их по­ ражения не вызвают сом­ нений. Успешно справился с поставленной задачей расчёт противотанково­ го ракетного комплекса "Штурм" взвода старшего nлектованы как военнослу­ жащими, проходящими службу по контракту, так и по призыву. Тем не менее показали отличную под­ готовку и ВЫСОКИЙ резуль­ тат. - Важно на подготови­ тельном этапе хорошо про­ вести слаживание экипа­ жей боевых машин, добить­ ся уверенных действий в лях проводится его эвакуа­ ция. Процесс этот весьма не­ простой. Но механик-во­ дитель сержант Роман Пи­ рогов виртуозно подводит ПТС к "подбитому" бро­ нетранспортёру. В работу включается водолаз сер­ жант Сергей Шарафеев . Руководит работой специа­ листов старший лейтенант В каждом подразделении своя специфика решаемых задач, соот­ ветственно, и техника разная. Звать особенности её подrотовки к проходу через водное препятствие нужно каждому руководителю лейтенанта Александра Зимина. Оператор ПТРК старший сержант Сергей Кошиков действовал гра­ мотно и уверенно . На вы­ соте оказался и экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Ивана Дегтяренко. Наводчик сер­ жант Андрей Тарасевич и механик-водитель старший сержант Александр Тюрин опытные специалисты, вы­ полнили задачу на отлично. Командир гаубичного са- составе штатного подраз­ деления, - объясняет под­ полковник Фёдоров. -А сей­ час видно, что время по­ трачено не зря, задача вы­ полняется уверенно, коэф­ фициент поражения вы­ сокий. - Главное в подготовке экипажа перед выходом на плав - воспитать уверен­ ность во вверенной технике и вооружении, - объясняет командир десантно-штур­ мовой роты старший лей- Михаил Низовцев. Проходит несколько ми­ нут, и БТР отбуксирован к берегу. Свою задачу спа­ сател ьно-эва куа ци онная группа выполнила без за­ мечаний. Цели достигнуты Заместитель командира армейского корпуса Север­ ного флота полковник Илья Павловский пояснил, что в подчинённых соединениях и воинских частях подобные показные инст­ рукторско-мето­ дические занятия именно в таком широком масш­ табе проводятся регулярно . Они проходят перед началом наибо­ лее важных эта­ пов боевой подго­ товки, например, батальонных и рот­ ных тактических учений, стрель­ бой штатным сна­ рядом из воору­ жения танков и даже боевых стрельб взводов и отделений. Ещё до оконча­ Развернувшись во фронт, боевые машины, оставляя за собой кильватерный след, устремляются к про­ тивоположному берегу. Од­ новременно с вождением на воде происходит сла­ живание подразделения, кроме этого, мотострелки отрабатывают и другие нор­ мативы по тактике и вож­ дению, совершая марш в колонне взвода. Своё умение стравлять­ ся с водной преградой де­ монстрируют механики-во­ дители двухзвенных снега­ болотоходов "Витязь" и "Апе­ ут". Не успели успокоиться поднятые ими волны, как в воду заходит плавающий транспортёр ПТС- 2. Его задача доставить на проти- Как только бронетранс­ портёры оказались на пла­ ву и развернулись в боевой порядок, окрестности вновь наполнились звуками ору­ дийных залпов средств ог­ невой поддержки. Сопро­ тивление неприятеля по­ давляли артиллеристы гау­ бичного самоходного ди ­ визиона бригады морской пехоты, которым командует подполковник Сергей Со­ роченко, а также придан­ ные силы мотострелкового соединения - танковое под- Водную преграду форсирует десантно-штурмоваярота старшего .Аеdтенанта Андрея Смирнова. ния занятия Илья Николаевич вы- вой авиации типа А-10 и AV-8B палубного базирова­ ния. Но, кроме этого, ЗРПК "Тунгуска" обрушил на бро­ необъекты и долговремен­ ные огневые точки неприя­ теля шквал огня, чем весь­ ма существенно помог в моходно-артиллерийского дивизиона отдельной бри­ гады морской пехоты под­ полковник Сергей Соро­ ченко оценил боевую ра­ боту расчётов самоходных гаубиц 2С1 "Акация" на отлично. Э1сипажу по.,sучившею "повре.ждеиния" бронетранспортёра мopt:fCOd пехоты приш.,sа на помощь спасательно-эвакуационная группа ин.женерно-сапёрнаго оата.Аьона мотостре..4,соооd бригады. - Артиллерис­ там ставилась за­ дача по освеще­ нию противника, где осветитель­ ные заряды одно­ временно выпол­ няли функцию воз­ душных целей - мише ней для стрельбы зенит­ чиков, и задача по поражению не­ подвижных на­ блюдаемых целей с полной подго­ товкой без при­ стрелки - это важ­ ный фактор, обес­ печивающий вне­ за пность, - ком­ ментирует дейст­ вия подчинённых ком андир диви­ зион а . - Сейчас • • тенант Андрей Смирнов. - Для наводчика важно, что­ бы не было страха и вол­ нения при выполнении уп­ ражнения. Командиру, ко­ торый при этом руководит действиями всего экипажа, следует учитывать особен­ ности стрельбы 30-мм пуш­ кой. Огонь на плаву ведёт­ ся только по курсу движе­ ния бронетранспортёра - стрельба в бок может при­ вести к опрокидыванию боевой машины. Но даже при высоко­ классной подготовке всех специалистов экипажа весьма существенна их сла­ женность, а в масштабах роты и стройность действий всего подразделения, со­ гласованность экипажей между собой . Они должны взаимодействовать друг с другом, правильно держать боевую линию на воде . И это очень актуально , по­ тому что инерция движения на плаву очень большая, и её не погасить просто сбро­ сом подачи топлива. Двигаясь в строю фронта, сока оценил орга­ низацию и уровень его под­ готовки. - Уверен, что цели будут достигнуты, - сказал он . - Командиры подразделе­ ний обретут понимание то­ го, что нужно делать при проведении занятий по преодолению водной пре­ грады , выполнению упраж­ нений по вождению воен ­ ной техники на плаву и преодолению брода. Полковник Павловский выразил уверенность в том, что занятие будет полез­ ным и в дальнейшем позво­ лит командирам подразде­ лений безопасно и плодо­ творно обучать своих nод­ чинённых. - Здесь в качестве обу­ чаемых находятся офице­ ры , которые будут в даль­ нейшем проводить заня ­ тия, усвои в их методику, получив понимание того, ка к их проводить , чтобы достичь своих целей и наи­ большего эффекта. Репортаж, В.АадимираЛЕВЧУКА, А..4е,ссандра БОНДАРя. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz