На страже Заполярья. 2020 год. Август.

3 стр. на стrаж1 3аnал1rьи 14 августа 2020 года ===========================t~I j:::~==================================================== ➔ "Транспортный цех" флота ТРУЖЕНИКИ НЕБА Между прочим, частые полёты над морем стали привычным делом для гвардии капитана Романа Елагина и его коллектива, так же как и несение служ­ бы в составе дежурных сил . На первый взгляд мо- жет показаться, что авиа­ ционная эскадрилья, возглавляемая гвардии майором Борисом Тулуковым, не решает глобальных задач боевой подготовки . Тем не менее без напря­ жённого и самоотверженного труда военнослужащих этого подразделения трудно представить повседневную деятельность Северного флота, и дело, которым они занимаются , простым не назовёшь. Основное предназначение эскадрильи - обеспечение деятельности Северного флота. Авиаторь1-североморцы решают поставленные задачи в любыхусловиях Здесь тоже ставят на крыло молодых авиаторов. Их в эскадрилье семь - четы­ ре лётчика и три штурмана. Их подго­ товке уделяется самое серьёзное вни­ мание. Один из тех, о ком в подразде­ лении говорят "молодой, да ранний", - гвардии старший лейтенант Эдуард Давлиев, который служит помощником командира экипажа Ил-20. Кроме этой машины, освоил самолёт Ил-38 . Сдал все необходимые зачёты, получил соот­ ветствующие допуски. Теперь выполняет полёты и на этом типе воздушного суд­ на, заступает на нём в составе дежур­ ных сил . Это не только разного рода перевоз­ ки, но и выполнение многих других за­ даний, не зря её функции определены как авиационного подразделения по­ исково-спасательного, обеспечения и управления. Тем не менее главным бы­ ли и остаются транспортировка личного состава и грузов. Данное подразделе­ ние военнослужащие авиационного полка между собой в шутку называют "транспортный цех" флота. Но, как говорится , в каждой шутке есть доля правды . Не секрет, что льви­ ная доля военных перевозок транс­ портными самолётами, которые осу­ ществляются на флоте, как раз и ложит­ ся на их плечи, а маршруты пролегают почти по всей стране. Полёты бывают как плановые , так и внезапные. Каждый раз, когда нужно перебросить людей и имущество какой-либо части на прилич­ ное расстояние от места её дислока­ ции, без лётчиков эскадрильи гвардии майора Бориса Тулукова не обойтись. Большая часть полётов выполняется в арктической зоне. Лётчиками эскад- ных судов , - рассказывает временно исполняющий обязанности начальника штаба эскадрильи гвардии лейтенант Роман Радианов. - Стараемся, чтобы взаимозаменяемость пилотов была постоянной, чем обеспечивается непре­ рывная деятельность подразделения. Несмотря на непростую обстановку, сбо­ ев по перевозкам не было. Мы всегда поставленные задачи выполняем в срок, без каких-либо нареканий. В самом деле, лётный состав здесь подготовлен к работе в любых условиях. Это обусловлено, прежде всего, родом деятельности авиаторов. Транспорт­ никам порой приходится выполнять за­ дания командования в различной об­ становке . Поэтому лётная выучка долж­ на быть на высоте. Взять, к примеру, командира звена Ан-26 гвардии майора Андрея Гнутова. Он лётчик 1-го класса, летает на двух типах воздушных судов - Ан-12 и Ан-26. Является инструктором по подготовке пилотов к полётам на этих летательных аппаратах . Когда был помощником командира экипажа , поднимался в воз­ дух и на Ту-134. Под его началом про­ ходит становление молодых пилотов, очень много внимания уделяет их лёт­ ной и методической подготовке, прово­ дит с ними занятия. Хорошим наставником зарекомен­ довал себя помощник штурмана эс­ кадрильи гвардии капитан Дмитрий Временно испо.лняющии обязанности командира эС1Садtт.льи гвардии капитан А.лексеd rрицук ставит задачу экипажу воздушного суона. рильи освоены практически все аэро­ дромы, находящиеся на островах Се­ верного Ледовитого океана, и в первую очередь на архипелагах Новая Земля , Земля Франца-Иосифа . В основном, рейсы они выполняют на самолётах Ан-1 2 и Ан-26 . Эти машины неприхот­ ливы, способны совершать посадку на небольшие площадки даже с грунтовым покрытием, там , где бол ьшегрузным воздушным судам это не под силу. Не напрасно в войсках Ан-26 называют "самолёт-солдат". Наверное, этим всё сказано о возможностях данного лета­ тельного аппарата и особенностях его применения . К тому же условия по­ лярных широт очень сложные, погода здесь весьма непредсказуема, всё это требует высокой квалификации лётного состава. - Основная часть наших лётчиков под­ готовлена летать на двух типах воздуш- Шкаберин . Также имеет квалифика­ цию штурмана 1-го класса, летает дос­ таточно давно на самолётах Ан-12 и Ан-26. Исключительно грамотный спе­ циалист. Именно ему поручено зани­ маться подготовкой штурманского со­ става эскадрильи. Хорошие отзывы в коллективе и о молодом лётчике, вы­ пускнике прошлого года гвардии лей­ тенанте Виталии Левинове, который летает помощником командира эки­ пажа Ан-26 в различных условиях. С первых дней службы в подразделении показал себя очень целеустремлённым офицером . Надёжный, ответственно относится ко всем поручениям и обя­ занностям . Начинающие и опытные новички - В эскадрилье три молодых лётчика, - продолжает гвардии лейтенант Роман Радианов. - Все они подготовлены к полётам, боеготовые. У нас нет и не может быть не боеготовых пилотов. Правда, один из них пока что не освоил ночные полёты. Получилось так, что в прошлом году он прибыл к нам после выпуска, когда световой день уже шёл на убыль . Поэтому задача тогда состоя­ ла в том, чтобы лейтенант получил на­ чальную лётную подготовку. Для этого нужны хорошие погодные условия, которыми Север не всегда нас балует. Потом началась полярная ночь, понят­ но, что летать молодой лётчик ещё не мог, потому что не имел достаточной практики в дневных условиях. Когда это случилось, наступил полярный день. Теперь, когда в наших широтах насту­ пила нормальная сменяемость дня и ночи, к концу августа его подготовка завершится полностью. Может показаться странным, что лейтенант исполняет обязанности на­ чальника штаба эскадрильи. А когда отсутствует её командир, то остаётся и за него. Но здесь случай уникальный. Дело в том , что гвардии лейтенант Роман Радианов - лётчик с большим стажем и налётом часов. В своё время офицер окончил учебное заведение гражданской авиации. Работал в Крас­ ноярском крае. Летал помощником ко­ мандира на Ту-134, Ту-154, был коман­ диром экипажа Ту- 134. В силу опреде­ лённых обстоятельств ему пришлось поменять сферу деятельности. А по­ скольку он родом из Мурманска, здесь его семья, родители, решил связать свою дальнейшую судьбу с морской авиацией Северного флота, стать воен­ ным лётчиком. После долгих перипетий его приняли на военную службу, и в декабре 2017 года ему уже в 36 лет было присвоено воинское звание лейтенант, и он был назначен помощником коман­ дира экипажа Ту-134 - борта № 1 Север­ ного флота . В общем, начал, как и все новички. - Переучиваться не пришлось, - объ­ ясняет гвардии лейтенант Роман Ра­ дианов. - Мой опыт и знания не пропали зря, а оказались востребованными в полной мере. Только нужно было про­ штудировать руководящие документы , приказы, инструкции и наставления. Нормативная база несколько отлича­ ется от той, по которой работает граж­ данская авиация. О сделанном выборе гвардии лейте­ нант Радианов ничуть не жалеет. По его мнению , в коллективе в первую очередь человека ценят не по его воинскому званию и должности, а по тому, что он собой предста вляет, что может. Поэто­ му, в силу жизненного и лётного опыта, знаний и возраста, Романа часто при­ влекают к выполнению обязанностей начальника штаба эскадрильи. Авиаторы эскадрильи надеются, что их начнут оснащать другими типами воздушных судов, и к этому готовятся. Как бы там ни было, парк авиационной техники рано или поздно будут обнов- лять. Эксплуатируемые самолёты моло­ же не становятся. А коль планы по ос­ воению Арктического региона остаются приоритетными , то и летать подчинён­ ным гвардии майора Бориса Тулукова придётся немало. в постоянной боевой rотовности Всё же у полка, которым командует гвардии полковник Антон Старостин , основное предназначение - быть гото­ вым вступить в противоборство с под­ водным противником. Не зря же полк, смешанный по своему составу, в боль­ шей части выполняет противолодоч­ ные и другие задачи боевой учёбы , действуя по прямому предназначению, - У нас многие лётчики освоили два типа машин , - объясняет временно исполняющий обязанности командира эскадрильи гвардии капитан Алексей Грицук. - Я в своё время , будучи по­ мощником командира экипажа , тоже имел допуск к полётам на всех само­ лётах эскадрильи . Не так давно был наз­ начен командиром экипажа Ил-38. По­ этому передо мной как командиром воздушного судна сейчас стоит задача досконально освоить именно его. Не менее важной остаётся задача под­ готовки штурманов. Она в основном нахо­ дится в ведении штурмана эскадрильи гвардии майора Владислава Егорова. - От штурманов в нашем деле зависит очень много , - объясняет гвардии ка­ питан Алексей Грицук. - Мы летаем , как правило, над морем, где нет ника ких ориентиров. Помню свой первый пролёт в этих условиях. Летим четыре часа , скорость 400-450 километров в час, а вокруг только вода. Сверху - синее небо, внизу - синее море. Лишь штурман выводит нас в назначенный район. Не меньше забот и у тех, кто готовит крылатые машины к работе в небе. На самолётных стоянках постоянно кипит жизнь. Инженерно-технический состав Помимо выполнения плановых задач боевой подrотовки в масштабах Северноrо флота, авиаторы планируют и проводят лётные смены для совершенствования собственной лётной подготовки обеспечивает регулярное участие в мероприятиях боевой подготовки, вы­ полнение различных заданий командо­ вания Северного флота, вскрытие об­ становки в море, поисково-спасатель­ ную деятельность, наведение спаса­ тельных сил к месту, где находятся тер­ пящие бедствие. Для выполнения этих задач полк располагает всем необходимым . У коллектива авиационной эскад­ рильи, которой командует гвардии под­ полковник Виктор Игошев, предназна­ чение несколько другое, чем у коллег­ транспортников . Его подчинённым при­ ходится практически постоянно рабо­ тать над морем. Без их участия не обхо­ дится ни одно учение сил Северного флота. Самолёты эскадрильи задейст­ вованы на всех этапах боевой подготов­ ки североморцев. Кроме того, их экипа­ жи регулярно входят в состав дежурных сил Северного флота. Взять, например, проходивший не так давно сбор-поход кораблей флота. И он не обошёлся без авиаторов. Эки­ пажи командира звена гвардии майора Андрея Бондаренко и гвардии капитана Романа Елагина успешно справились с поставленными перед ними задачами. Они обеспечивали силы СФ в море. Про­ водили ПОИСК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ УСЛОВ­ НОГО противника, обнаружив её, передали контакт противолодочным кораблям и , в свою очередь, принимали участие в "уничтожении" подводного противника. эскадрильи трудится здесь с утра до ве­ чера практически каждый день. Спе­ циалисты всегда заняты делом - про­ водят плановое обслуживание авиаци­ онной техники, готовят воздушные суда к вылету, занимаются их послеполётной подготовкой. Руководит всеми работами временно исполняющий обязанности инженера эскадрильи начальник тех­ нико-эксплуатационной части отряда гвардии майор Юрий Михьянец. Вот на стоянке стоит уже полнос­ тью подготовленный к вылету самолёт Ил-38. Инженер авиационного комп­ лекса гвардии лейтенант Иван Золо­ тухин проводит последний осмотр кры­ латой машины перед предстоящей работой. Как заметил гвардии капитан Алек­ сей Грицук, помимо выполнения плано­ вых задач боевой подготовки в масшта­ бах Северного флота, авиаторы плани­ руют и проводят лётные смены для со­ вершенствования собственной лётной подготовки . К примеру, каждый член экипажа должен поддерживать свою выучку на соответствующем уровне, регу­ лярно подтверждать допуски к полётам в различных условиях. Таюке нужно про­ водить И ПОДГОТОВКУ МОЛОДЫХ ПИЛОТОВ. Всё это необходимо для того, чтобы лёт­ чики авиационной эскадрильи всегда пребывали в полной боевой готовности . Александр БОНДАРЬ. Фото автора и Владимира ПЕТКЕВИЧА . "БЕЗ АВИАЦИИ СЕЙЧАС НИКТО НЕ ВОЮЕТ" - Прежде всего, нужно отдать должное коллективу смешанно­ го авиационного полка, которым командует полковн ик Владимир Приходько . Его личный состав всегда с высоким качеством ре­ шает все задачи, несёт боевое дежурство по защите воздушных рубежей Заполя рья. В числе тех, кто идёт в лидерах, - палубные лётчики полка под командова­ нием полковн и ка Владим и ра Кокурина . Они проводят лётно­ тактическое учение на фоне уче­ ния "Океанский щит - 2020", кро­ ме того, несут боевое дежурство по ПВО. Также успешно осваи ­ вают новую техн ику пилоты и инженерно-технический состав Н а пример, в нас- ➔ таящее время лёт­ чики корабельных истребителей отра­ батывают навы ки посадки н а палубу авианесущего крейсера на наземном испытательно-тре­ нажёрном компле ксе. Кром е этого, авиаторы Северного фло­ та участвуют в учении "Океанский щит- 2020" . - В настоящее время ко­ рабли Северного флота вы­ полняют задачи дальних по­ ходов. В какой мере в этом участвуют авиаторы? - Безусловно, участвуют са­ мым активным образом. На каж­ дом корабле, где предусмотрено базирование авиагруппы , нахо­ дится по два вертолёта . Кора­ бельные летательные аппараты предназначены, прежде всего, для освещения обстановки вок­ руг походного ордера, решения спасательных функций, противо­ лодочн ого охра нения . Одним словом , круг задач у вертолётчи­ ков довольно широк. Авиа ци ­ он ная составляющая в любом дальнем походе стала неотъем­ лемым элементом . Можно ска­ зать, что лётчики и специалисты инженерно-технической службы явля ются, по сути, штатными члена ми экипажей. Толь ко со- • став авиагрупп время от времени меняется . В длительном плавании без авиационного обеспечения не обойтись. Так, сейчас вдали от родных берегов находятся четы­ ре экипажа вертолёто в. Одна группа на борту большого проти­ володочного корабля "Северо­ мо рск" выполняет задания ко­ мандования в Арктике в составе отряда боевых кораблей и судов обеспечения. Вторая - вместе с мо ряками БПК "Вице-адмирал Кулаков" движется в южные ши­ роты. Чтобы представит ь, ка к это п роисходит, достаточно вспом ­ нить празднование Дня Военно­ морского флота. Тогда многие видели действия корабель ных вертолётов . Правда, это было нескол ько демонстрационно и красочно . Но такое случается и в повседневной боевой учёбе, только выглядит немного буд­ нич но. Как говорится, без авиа­ ции сейчас никто не воюет. - В рамках похода кораблей в арктическую зону ожидает­ ся широкомасштабное учение с высадкой морского десанта. Будут ли в нём задействова­ ныэкипажи воздушныхсудов? - Конечно, военнослужащие авиации п роводят отслежива- ние обстановки, перевозку лич­ ного состава, задействованного в учении , и необходимой техни­ ки. Корабельные вертолёты бу­ дут осуществлять огневую под­ держку, высаживать штурмовые группы и группы разграждения. Ведь авиация - самый мобиль­ ный род войск. Экипажи воздуш­ ных судов всегда могут быстро передислоцироваться и решить поставленную задачу. Подобные учения и п роводятся для того, чтобы организовать взаимодей­ ствие подразделений и частей различного предназначения . И авиаторы всегда в готовности вы­ полнить любое задание коман- • давания. В учении, о котором идёт речь, в большей степени будут задействованы вертолётчики. - Сейчас идёт переоснаще­ ние армии и флота новой во­ енной техникой. В какой мере это коснулось авиационных частей Северного флота? - В перспект иве ожидается поступление к нам новой авиа­ ционной техники . К примеру, в планах есть поставка авиации Северного флота самолётов-ам­ фибий Бе-200. Тем более, что у нас для них есть гидроаэродром . Пока трудно сказать, когда это случится . Армия ВВС и ПВО сей­ час выходит на более высоки й уровень по сложности, качеству и количеству решаемых задач , так что новая техника ей нужна. Если брать во внимание, что использование Северного мор­ ского пути становится интенсив­ нее, то без воздушного сообще­ ния с Арктическим регионом нам не обойтись. Не секрет, что ло­ гистика в этом секторе ещё тре­ бует совершенствования, поэто­ му основная нагрузка ложится на транспортную авиацию . Требу­ ется больше воздушных судов этого наз нач ения, соответствен­ но ожидается поступлен ие лета­ тельных аппаратов, которые мо- гут надёжно работать в высоких широтах. Также постоянно идёт обнов­ ление парка самолётов и вер­ толётов, в эксплуатации у нас появляются новые типы машин. Меняется и вооружение той авиа­ ционной техники, на которой мы сейчас летаем. На ней устанав­ ли ваются образцы высокоточ­ ного оружия . Происходит обнов­ ление и парка беспилотных лета­ тельных аппаратов, появляются новые разведывательно-удар­ ные комплексы. - Какие, на ваш взгляд, воин­ ские коллективы авиации Се­ верного флота добились наи­ более высокихрезультатов в боевой учёбе? • r корабельного истребительного полка, командует которым пол­ ковник Вячеслав Лунин. - Спасибо за беседу. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz