На страже Заполярья. 2020 год. Август.
3 стр. на стrаж1 3аnал1rьи 14 августа 2020 года ===========================t~I j:::~==================================================== ➔ "Транспортный цех" флота ТРУЖЕНИКИ НЕБА Между прочим, частые полёты над морем стали привычным делом для гвардии капитана Романа Елагина и его коллектива, так же как и несение служ бы в составе дежурных сил . На первый взгляд мо- жет показаться, что авиа ционная эскадрилья, возглавляемая гвардии майором Борисом Тулуковым, не решает глобальных задач боевой подготовки . Тем не менее без напря жённого и самоотверженного труда военнослужащих этого подразделения трудно представить повседневную деятельность Северного флота, и дело, которым они занимаются , простым не назовёшь. Основное предназначение эскадрильи - обеспечение деятельности Северного флота. Авиаторь1-североморцы решают поставленные задачи в любыхусловиях Здесь тоже ставят на крыло молодых авиаторов. Их в эскадрилье семь - четы ре лётчика и три штурмана. Их подго товке уделяется самое серьёзное вни мание. Один из тех, о ком в подразде лении говорят "молодой, да ранний", - гвардии старший лейтенант Эдуард Давлиев, который служит помощником командира экипажа Ил-20. Кроме этой машины, освоил самолёт Ил-38 . Сдал все необходимые зачёты, получил соот ветствующие допуски. Теперь выполняет полёты и на этом типе воздушного суд на, заступает на нём в составе дежур ных сил . Это не только разного рода перевоз ки, но и выполнение многих других за даний, не зря её функции определены как авиационного подразделения по исково-спасательного, обеспечения и управления. Тем не менее главным бы ли и остаются транспортировка личного состава и грузов. Данное подразделе ние военнослужащие авиационного полка между собой в шутку называют "транспортный цех" флота. Но, как говорится , в каждой шутке есть доля правды . Не секрет, что льви ная доля военных перевозок транс портными самолётами, которые осу ществляются на флоте, как раз и ложит ся на их плечи, а маршруты пролегают почти по всей стране. Полёты бывают как плановые , так и внезапные. Каждый раз, когда нужно перебросить людей и имущество какой-либо части на прилич ное расстояние от места её дислока ции, без лётчиков эскадрильи гвардии майора Бориса Тулукова не обойтись. Большая часть полётов выполняется в арктической зоне. Лётчиками эскад- ных судов , - рассказывает временно исполняющий обязанности начальника штаба эскадрильи гвардии лейтенант Роман Радианов. - Стараемся, чтобы взаимозаменяемость пилотов была постоянной, чем обеспечивается непре рывная деятельность подразделения. Несмотря на непростую обстановку, сбо ев по перевозкам не было. Мы всегда поставленные задачи выполняем в срок, без каких-либо нареканий. В самом деле, лётный состав здесь подготовлен к работе в любых условиях. Это обусловлено, прежде всего, родом деятельности авиаторов. Транспорт никам порой приходится выполнять за дания командования в различной об становке . Поэтому лётная выучка долж на быть на высоте. Взять, к примеру, командира звена Ан-26 гвардии майора Андрея Гнутова. Он лётчик 1-го класса, летает на двух типах воздушных судов - Ан-12 и Ан-26. Является инструктором по подготовке пилотов к полётам на этих летательных аппаратах . Когда был помощником командира экипажа , поднимался в воз дух и на Ту-134. Под его началом про ходит становление молодых пилотов, очень много внимания уделяет их лёт ной и методической подготовке, прово дит с ними занятия. Хорошим наставником зарекомен довал себя помощник штурмана эс кадрильи гвардии капитан Дмитрий Временно испо.лняющии обязанности командира эС1Садtт.льи гвардии капитан А.лексеd rрицук ставит задачу экипажу воздушного суона. рильи освоены практически все аэро дромы, находящиеся на островах Се верного Ледовитого океана, и в первую очередь на архипелагах Новая Земля , Земля Франца-Иосифа . В основном, рейсы они выполняют на самолётах Ан-1 2 и Ан-26 . Эти машины неприхот ливы, способны совершать посадку на небольшие площадки даже с грунтовым покрытием, там , где бол ьшегрузным воздушным судам это не под силу. Не напрасно в войсках Ан-26 называют "самолёт-солдат". Наверное, этим всё сказано о возможностях данного лета тельного аппарата и особенностях его применения . К тому же условия по лярных широт очень сложные, погода здесь весьма непредсказуема, всё это требует высокой квалификации лётного состава. - Основная часть наших лётчиков под готовлена летать на двух типах воздуш- Шкаберин . Также имеет квалифика цию штурмана 1-го класса, летает дос таточно давно на самолётах Ан-12 и Ан-26. Исключительно грамотный спе циалист. Именно ему поручено зани маться подготовкой штурманского со става эскадрильи. Хорошие отзывы в коллективе и о молодом лётчике, вы пускнике прошлого года гвардии лей тенанте Виталии Левинове, который летает помощником командира эки пажа Ан-26 в различных условиях. С первых дней службы в подразделении показал себя очень целеустремлённым офицером . Надёжный, ответственно относится ко всем поручениям и обя занностям . Начинающие и опытные новички - В эскадрилье три молодых лётчика, - продолжает гвардии лейтенант Роман Радианов. - Все они подготовлены к полётам, боеготовые. У нас нет и не может быть не боеготовых пилотов. Правда, один из них пока что не освоил ночные полёты. Получилось так, что в прошлом году он прибыл к нам после выпуска, когда световой день уже шёл на убыль . Поэтому задача тогда состоя ла в том, чтобы лейтенант получил на чальную лётную подготовку. Для этого нужны хорошие погодные условия, которыми Север не всегда нас балует. Потом началась полярная ночь, понят но, что летать молодой лётчик ещё не мог, потому что не имел достаточной практики в дневных условиях. Когда это случилось, наступил полярный день. Теперь, когда в наших широтах насту пила нормальная сменяемость дня и ночи, к концу августа его подготовка завершится полностью. Может показаться странным, что лейтенант исполняет обязанности на чальника штаба эскадрильи. А когда отсутствует её командир, то остаётся и за него. Но здесь случай уникальный. Дело в том , что гвардии лейтенант Роман Радианов - лётчик с большим стажем и налётом часов. В своё время офицер окончил учебное заведение гражданской авиации. Работал в Крас ноярском крае. Летал помощником ко мандира на Ту-134, Ту-154, был коман диром экипажа Ту- 134. В силу опреде лённых обстоятельств ему пришлось поменять сферу деятельности. А по скольку он родом из Мурманска, здесь его семья, родители, решил связать свою дальнейшую судьбу с морской авиацией Северного флота, стать воен ным лётчиком. После долгих перипетий его приняли на военную службу, и в декабре 2017 года ему уже в 36 лет было присвоено воинское звание лейтенант, и он был назначен помощником коман дира экипажа Ту-134 - борта № 1 Север ного флота . В общем, начал, как и все новички. - Переучиваться не пришлось, - объ ясняет гвардии лейтенант Роман Ра дианов. - Мой опыт и знания не пропали зря, а оказались востребованными в полной мере. Только нужно было про штудировать руководящие документы , приказы, инструкции и наставления. Нормативная база несколько отлича ется от той, по которой работает граж данская авиация. О сделанном выборе гвардии лейте нант Радианов ничуть не жалеет. По его мнению , в коллективе в первую очередь человека ценят не по его воинскому званию и должности, а по тому, что он собой предста вляет, что может. Поэто му, в силу жизненного и лётного опыта, знаний и возраста, Романа часто при влекают к выполнению обязанностей начальника штаба эскадрильи. Авиаторы эскадрильи надеются, что их начнут оснащать другими типами воздушных судов, и к этому готовятся. Как бы там ни было, парк авиационной техники рано или поздно будут обнов- лять. Эксплуатируемые самолёты моло же не становятся. А коль планы по ос воению Арктического региона остаются приоритетными , то и летать подчинён ным гвардии майора Бориса Тулукова придётся немало. в постоянной боевой rотовности Всё же у полка, которым командует гвардии полковник Антон Старостин , основное предназначение - быть гото вым вступить в противоборство с под водным противником. Не зря же полк, смешанный по своему составу, в боль шей части выполняет противолодоч ные и другие задачи боевой учёбы , действуя по прямому предназначению, - У нас многие лётчики освоили два типа машин , - объясняет временно исполняющий обязанности командира эскадрильи гвардии капитан Алексей Грицук. - Я в своё время , будучи по мощником командира экипажа , тоже имел допуск к полётам на всех само лётах эскадрильи . Не так давно был наз начен командиром экипажа Ил-38. По этому передо мной как командиром воздушного судна сейчас стоит задача досконально освоить именно его. Не менее важной остаётся задача под готовки штурманов. Она в основном нахо дится в ведении штурмана эскадрильи гвардии майора Владислава Егорова. - От штурманов в нашем деле зависит очень много , - объясняет гвардии ка питан Алексей Грицук. - Мы летаем , как правило, над морем, где нет ника ких ориентиров. Помню свой первый пролёт в этих условиях. Летим четыре часа , скорость 400-450 километров в час, а вокруг только вода. Сверху - синее небо, внизу - синее море. Лишь штурман выводит нас в назначенный район. Не меньше забот и у тех, кто готовит крылатые машины к работе в небе. На самолётных стоянках постоянно кипит жизнь. Инженерно-технический состав Помимо выполнения плановых задач боевой подrотовки в масштабах Северноrо флота, авиаторы планируют и проводят лётные смены для совершенствования собственной лётной подготовки обеспечивает регулярное участие в мероприятиях боевой подготовки, вы полнение различных заданий командо вания Северного флота, вскрытие об становки в море, поисково-спасатель ную деятельность, наведение спаса тельных сил к месту, где находятся тер пящие бедствие. Для выполнения этих задач полк располагает всем необходимым . У коллектива авиационной эскад рильи, которой командует гвардии под полковник Виктор Игошев, предназна чение несколько другое, чем у коллег транспортников . Его подчинённым при ходится практически постоянно рабо тать над морем. Без их участия не обхо дится ни одно учение сил Северного флота. Самолёты эскадрильи задейст вованы на всех этапах боевой подготов ки североморцев. Кроме того, их экипа жи регулярно входят в состав дежурных сил Северного флота. Взять, например, проходивший не так давно сбор-поход кораблей флота. И он не обошёлся без авиаторов. Эки пажи командира звена гвардии майора Андрея Бондаренко и гвардии капитана Романа Елагина успешно справились с поставленными перед ними задачами. Они обеспечивали силы СФ в море. Про водили ПОИСК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ УСЛОВ НОГО противника, обнаружив её, передали контакт противолодочным кораблям и , в свою очередь, принимали участие в "уничтожении" подводного противника. эскадрильи трудится здесь с утра до ве чера практически каждый день. Спе циалисты всегда заняты делом - про водят плановое обслуживание авиаци онной техники, готовят воздушные суда к вылету, занимаются их послеполётной подготовкой. Руководит всеми работами временно исполняющий обязанности инженера эскадрильи начальник тех нико-эксплуатационной части отряда гвардии майор Юрий Михьянец. Вот на стоянке стоит уже полнос тью подготовленный к вылету самолёт Ил-38. Инженер авиационного комп лекса гвардии лейтенант Иван Золо тухин проводит последний осмотр кры латой машины перед предстоящей работой. Как заметил гвардии капитан Алек сей Грицук, помимо выполнения плано вых задач боевой подготовки в масшта бах Северного флота, авиаторы плани руют и проводят лётные смены для со вершенствования собственной лётной подготовки . К примеру, каждый член экипажа должен поддерживать свою выучку на соответствующем уровне, регу лярно подтверждать допуски к полётам в различных условиях. Таюке нужно про водить И ПОДГОТОВКУ МОЛОДЫХ ПИЛОТОВ. Всё это необходимо для того, чтобы лёт чики авиационной эскадрильи всегда пребывали в полной боевой готовности . Александр БОНДАРЬ. Фото автора и Владимира ПЕТКЕВИЧА . "БЕЗ АВИАЦИИ СЕЙЧАС НИКТО НЕ ВОЮЕТ" - Прежде всего, нужно отдать должное коллективу смешанно го авиационного полка, которым командует полковн ик Владимир Приходько . Его личный состав всегда с высоким качеством ре шает все задачи, несёт боевое дежурство по защите воздушных рубежей Заполя рья. В числе тех, кто идёт в лидерах, - палубные лётчики полка под командова нием полковн и ка Владим и ра Кокурина . Они проводят лётно тактическое учение на фоне уче ния "Океанский щит - 2020", кро ме того, несут боевое дежурство по ПВО. Также успешно осваи вают новую техн ику пилоты и инженерно-технический состав Н а пример, в нас- ➔ таящее время лёт чики корабельных истребителей отра батывают навы ки посадки н а палубу авианесущего крейсера на наземном испытательно-тре нажёрном компле ксе. Кром е этого, авиаторы Северного фло та участвуют в учении "Океанский щит- 2020" . - В настоящее время ко рабли Северного флота вы полняют задачи дальних по ходов. В какой мере в этом участвуют авиаторы? - Безусловно, участвуют са мым активным образом. На каж дом корабле, где предусмотрено базирование авиагруппы , нахо дится по два вертолёта . Кора бельные летательные аппараты предназначены, прежде всего, для освещения обстановки вок руг походного ордера, решения спасательных функций, противо лодочн ого охра нения . Одним словом , круг задач у вертолётчи ков довольно широк. Авиа ци он ная составляющая в любом дальнем походе стала неотъем лемым элементом . Можно ска зать, что лётчики и специалисты инженерно-технической службы явля ются, по сути, штатными члена ми экипажей. Толь ко со- • став авиагрупп время от времени меняется . В длительном плавании без авиационного обеспечения не обойтись. Так, сейчас вдали от родных берегов находятся четы ре экипажа вертолёто в. Одна группа на борту большого проти володочного корабля "Северо мо рск" выполняет задания ко мандования в Арктике в составе отряда боевых кораблей и судов обеспечения. Вторая - вместе с мо ряками БПК "Вице-адмирал Кулаков" движется в южные ши роты. Чтобы представит ь, ка к это п роисходит, достаточно вспом нить празднование Дня Военно морского флота. Тогда многие видели действия корабель ных вертолётов . Правда, это было нескол ько демонстрационно и красочно . Но такое случается и в повседневной боевой учёбе, только выглядит немного буд нич но. Как говорится, без авиа ции сейчас никто не воюет. - В рамках похода кораблей в арктическую зону ожидает ся широкомасштабное учение с высадкой морского десанта. Будут ли в нём задействова ныэкипажи воздушныхсудов? - Конечно, военнослужащие авиации п роводят отслежива- ние обстановки, перевозку лич ного состава, задействованного в учении , и необходимой техни ки. Корабельные вертолёты бу дут осуществлять огневую под держку, высаживать штурмовые группы и группы разграждения. Ведь авиация - самый мобиль ный род войск. Экипажи воздуш ных судов всегда могут быстро передислоцироваться и решить поставленную задачу. Подобные учения и п роводятся для того, чтобы организовать взаимодей ствие подразделений и частей различного предназначения . И авиаторы всегда в готовности вы полнить любое задание коман- • давания. В учении, о котором идёт речь, в большей степени будут задействованы вертолётчики. - Сейчас идёт переоснаще ние армии и флота новой во енной техникой. В какой мере это коснулось авиационных частей Северного флота? - В перспект иве ожидается поступление к нам новой авиа ционной техники . К примеру, в планах есть поставка авиации Северного флота самолётов-ам фибий Бе-200. Тем более, что у нас для них есть гидроаэродром . Пока трудно сказать, когда это случится . Армия ВВС и ПВО сей час выходит на более высоки й уровень по сложности, качеству и количеству решаемых задач , так что новая техника ей нужна. Если брать во внимание, что использование Северного мор ского пути становится интенсив нее, то без воздушного сообще ния с Арктическим регионом нам не обойтись. Не секрет, что ло гистика в этом секторе ещё тре бует совершенствования, поэто му основная нагрузка ложится на транспортную авиацию . Требу ется больше воздушных судов этого наз нач ения, соответствен но ожидается поступлен ие лета тельных аппаратов, которые мо- гут надёжно работать в высоких широтах. Также постоянно идёт обнов ление парка самолётов и вер толётов, в эксплуатации у нас появляются новые типы машин. Меняется и вооружение той авиа ционной техники, на которой мы сейчас летаем. На ней устанав ли ваются образцы высокоточ ного оружия . Происходит обнов ление и парка беспилотных лета тельных аппаратов, появляются новые разведывательно-удар ные комплексы. - Какие, на ваш взгляд, воин ские коллективы авиации Се верного флота добились наи более высокихрезультатов в боевой учёбе? • r корабельного истребительного полка, командует которым пол ковник Вячеслав Лунин. - Спасибо за беседу. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz