На страже Заполярья. 2020 год. Апрель.

3 стр. ИДЕТ &OEBAR VЧЕ&А -1:rr, В Заполярье если в апреле весна, то только по календарю. На бес­ крайних просторах тундры, на сопках повсюду снег, и если будет солнечно, значит, с погодой по­ везло. Именно таким и выдался деиёк, когда на военном полигоне отдель­ ной мотострелковой бригады в Печенгском районе Мурманской области проходило ротное тактическое учение. т еперь мастерство, оттачиваемое мотострелками на протяжении зимнего периода обучения, нужно про­ демонстрировать на условном поле боя. Учение проходило в рамках проведения контрольной проверки соединений ар­ мейского корпуса Северного флота, и получить высокую оценку - значит, в оче­ редной раз доказать высокую боевую готовность полярной пехоты. Прежде чем выйти на этап боевой стрельбы, военнослужащие закрепля­ ли навыки в ходе ротного тактико-строе­ вого занятия, где офицерам и сержан­ там необходимо было продемонстри­ ровать свои командирские способности в управлении с подчинёнными подраз­ деления ми. В период подготовки не­ маловажную роль играла и военно­ политическая работа, нацеленная на формирование высоких моральных и психологических качеств личного со­ става, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки. Уже всё готово к проведению учения. Командир 2-й мотострелковой роты получает задачу выйти в район боевого предназначения, занять опорный пункт и в дальнейшем удерживать позиции. Ему для усиления приданы гранатомёт­ ное и противотанковое отделения, кро­ ме того, действия пехоты поддерживают миномётный и танковый взводы. п одъём по тревоге - дело привыч­ ное . Считанные минуты, и личный состав готов к дальнейшим действиям. В белых маскировочных костюмах мото­ срел ки, снаряжённые полным бое­ комплектом, совершают марш-бросок в заданный район . Суровые условия Арк­ тики - серьёзный экзамен на прочность для личного состава, но пехотинцы За­ полярья знают, как выживать в тундре, умеют передвигаться по многометро­ вым сугробам, в полном объёме ос­ воили спецтехнику. Представленный нерегулярными во­ инскими формированиями противник уже развёртывает взводные колонны. Самое время его уничтожить. Задача усложняется тем, что на маршруте на колонну было совершено нападение диверсионно-разведыва­ тельных групп противника, который не стеснялся и в применении химического оружия. А втомобильная колонна службы РХБЗ, в составе которой автораз­ ливочные станции, полевая лаборато­ рия, дымовая машина и другая спец­ техника, выдвинулась к заданной мест­ ности. Задача группы химиков-развед­ чиков - определить участок и характер заражения. На бронированной разве­ дывательной дозорной машине выдви­ гается экипаж в составе трёх человек. У всех индивидуальные средства защиты, в том числе и у химика-водителя. В противогазе, через маленькое окно броневика обзор затруднён. Куда ехать, подсказывает командир расчёта. Как только радиометрические датчики по­ казывают превышение нормы, машина останавливается . Специалист-химик с помощью приборов радиационно-хи­ мической разведки проверяет наличие отравляющих веществ в воздухе. На границах заражённой зоны вы­ ставили жёлтые флажки с надписью "Заражено". Развёрнут пункт специаль­ ной обработки. Вооружение, военная техника и стрелковое оружие, побы­ вавшие в зоне заражения, прошли дега­ зацию, дезактивацию с применением специальных обеззараживающих раст­ воров. Преодолев все препятствия, в усло­ виях, приближенных к боевым, личный * на tтЖЕ 3aDDЛIFЬI 17 апреля 2020 года НА ПОЛЕ БОЯ р отные тактические учения - это не просто проверка "на зрелость" . Свою огневую, тактическую, инженерную и специальную выучку мотострелки продемонстрировали под пристальным наблюдением командования бригады. Внимательно оценивались и действия командиров подразделений, их такти­ ческая грамотность при ведении учеб­ ного боя . Особое внимание уделялось слаженности действий военнослужащих при ведении обороны, в контратаке и, естественно, при маскировке позиций и разведке местности. оттачивают своё мастерство заполярные мотострелки состав роты занял позиции в указанном районе и приступил к оборудованию ротного опорного пункта. Здесь важно грамотное расположение огневых пози­ ций для пулемётчиков, гранатомётчи­ ков, миномётных расчётов, танков. Важ­ ны и теоретические знания в тактике и инженерном деле, опыт многих поколе­ ний, но не менее важна и солдатская смекалка . Оборудование командно­ наблюдательного пункта, системы за­ граждения, устройство окопов, траншей, ходов сообщений, расчистка местности для обзора - всё нужно сделать так, чтобы было надёжно и выгодно с точки зрения совершения манёвров и обо­ роны. Не забывают мотострелки и о маскировке опорного пункта. Тишину заполярной тундры разорва­ ла стрельба ожившей обороны мото­ стрелков - началась активная фаза уче­ ния. Гранатомётному отделению необ­ ходимо ликвидировать живую силу противника , на удалённом участке на огневые позиции выдвинулись расчёты АГС-17 "Пламя" и продемонстрировали образцовое владение вооружением. Также успешно гранатомётчики спра- вились с уничтожением бронированных объектов. Стрельба из РПГ-7 велась без осечек штатными боеприпасами при помощи оптических прицелов. Высокий уровень мастерства продемонстрирова­ ли и стрелки, автоматы АК-74 как всегда действовали безотказно. в учении задействованы более 100 единиц боевой техники, в их числе бронированные вооружённые транс­ портёры МТ-ЛБ и танки Т-ВОБВМ, по­ ступившие на вооружение танкового батальона Печенгской мотострелковой бригады по программе модернизации вооружений. Бронемашины идеально подходят для суровых арктических широт. В хо­ лодное время года в Т-ВОБВМ тепло, что обеспечивает обдув тёплым воздухом боевого отделения и места механика­ водителя. Благодаря газотурбинному двигателю этот танк при тридцатигра­ дусном морозе можно завести за пару минут, тогда как на запуск дизеля уходит сорок минут. - Непосредственно на этапе боевой стрельбы мотострелки вели огонь из стрелкового оружия вооружения боевых машин, орудий, миномётов и гранато­ мётов по мишеням, имитирующим бро­ нированную технику и скопление живой силы противника на дистанциях от 100 до 3000 метров. Отражая воздушное нападение, мы выполнили стрельбу по низколетящим воздушным целям , - подвёл итог ротного тактического учения временно исполняющий обязанности командира мотострелкового батальона отдельной Печенгской мотострелковой бригады Северного флота капитан Алексей Домницкий. - В лучшую строну отмечаю действия командира 1-го мо­ тострелкового взвода лейтенанта Алек­ сандра Дудника. Из командиров отде- Свою оmевую, тактическую, инженерную и специальную выучку мотостре.лки продемонстрировали под пристальным набJIЮде­ нием командования бриrады. Внимательно оценивались и действия командиров подразделений, их тактическая rрамотность при ведении учебноrо боя - Он настолько манёвренный , что мо­ жет даже летать, - с улыбкой подчёр­ кивают военнослужащие танкового ба­ тальона. - Решать поставленные задачи с такой машиной-помощницей одно удовольствие. Приданный танковый взвод зани­ мает свои позиции. Ему необходимо уничтожить бронированную технику неприятеля. лений отличился младший сержант Глеб Мурин . Высокую оценку получил гранатомётчик рядовой Алексей Мар­ денский, поразивший все цели. Из при­ данных подразделений можно смело выделить экип аж танка под коман­ дованием младшего сержанта Артура Нурдинова. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото пресс-служб-ы Северноzо флота. - Этот элемент ➔ необходим для то­ го, чтобы увеличить боевой тактический радиус самолёта при выполне­ нии пилотами боевых задач. Им не нужно возвращаться на аэро­ дром , а можно взять необходи­ мое количество топлива от воз­ душного танкера и продолжить выполнение задачи в заданном районе, либо увеличить даль­ ность своего маршрута, - пояснил командир эскадрильи ист ре ­ бителей-перехватчиков подпол­ ковник Олег Олейник. СЛОЖНО И ИНТЕРЕСНО Дозаправка в воздухе по праву считается одним из самых слож­ ных элементов лётной подготов­ ки, она требует от пилота твёр­ дых навыков и умений. И важную роль эдесь играют психофизио­ логическое состояние пилота , его моральная готовность к осу­ ществлению таких манёвров , ведь задача выполняется в не­ посредствен ной близости от воздушного танкера. Надо быть готовым работать рядом с огром­ ным самолётом и взаимодейст­ вовать с его экипажем. Поэтому подготовка к выполнению такого задания, как и к любому другому виду пилотирования, начинается загодя . На теоретическом занятии инструкторы разъясняют пило­ там особенности доэаправоч ­ ных систем , поэтапно разбира­ ют каждый элемент. Проводится и специальное занятие по бе­ зопасности полёта с разбором ошибочных действий лётчиков, которые ранее выполняли это задан и е. Потом принимаются эачёты, и только после этого на­ чинается практика . - В первую очередь, практи­ ка - это занятия на тренажёре, где всё моделируется, как в реаль­ ности, - задаются высоты , ско­ рости, световые и погодные ус­ ловия , - рассказывает подпол­ ковник Олег Олейник. - Там такая визуал изация , что получается • Дозаправка в воздухе требует вьrсшеrо уровня профессионализма пилотов, чёткой слаженности экипажей практически настоящий полёт, единственное, что нет перегру­ зок. Перед фактическим полё­ том лётчик проходит через не­ сколько таких тренировок. Чем их больше, тем , естественно, лучше. - Всё, что сложно, одновре­ менно и интересно, - утверждают авиаторы и относительно доза­ правки в воздухе . Такой полёт он и называют зрелищным, по­ тому что под танкером, как пра­ вило, находятся одновременно несколько самолётов, а это - ра­ бота в группе, взаимодействие, тесный контакт. - Да, это просто здорово! - под­ тверждает ком а ндир истреби­ тельной эскадрильи . Как фактически это происходит? Для начала обозначается спе­ циальная зона дозаправки, где находится, а точнее, курсирует по заданной траектории заправ­ щик. Группа руководства полётов выводит самолёты на визуальный контакт, лётчик обнаруживает танкер и запрашивает разреше­ ние на то, чтобы подойти к нему и начать работу. Если же в это время заправляется другой эки­ паж, он становится в так назы­ ваемую очередь - располагается чуть ниже и справа, так, чтобы видеть всех. Следующий тоже становится в очередь, ещё ниже и правее. Неотъемлемое уело- • вие - визуальный контакт. Когда самолёт заканчивает дозаправ­ ку, он отходит со снижением на­ зад, опять же для того, чтобы все заметили его манёвры. Дозаправка в воздухе - это ещё и групповой полёт. В процессе выполнения этого элемента эки­ паж танкера является старшим. Кроме ТОГО, нужно быть ГОТОВЫМ к тому, что первоначальные ус­ ловия задания могут поменять­ ся. Например, самолёт-заправ­ щик может изменить высоту или траекторию полёта из-за изме­ нившихся метеоусловий. Так и случилось в этот раз: из­ за возникшей облачности танке­ ру пришлось уйти на другую вы­ соту, а из-за сильного снегопа- да - лётчикам смешанного авиа­ полка скорректировать время своих вылетов. Но, как объясни­ ли военнослужащие, ничего из ряда вон выходящего в этом нет, все к таким кап риза м погоды готовы, и сложностей в выполне­ нии лётных заданий это не вызы­ вает. Все они являются опытны­ ми пилотами, хорошо знающими специфику заполярных клима­ тических условий . И вообще вы­ полнять дозаправку в воздухе имеет право лётчик с классной квалификацией не ниже второй, а в ночных условиях - только лёт­ чик 1-го класса. Не заправкой единой В тот день выполнялись и дру­ гие элементы курса боевой под­ готовки . Среди них контрольные полёты с целью ввода в строй авиационной техники, восста­ новление авиаторами утрачен­ ных навыков в связи с длитель­ ным перерывом в службе и под­ держание умений боевого при­ м енения. Старший лётчик разведыва­ тельной авиационной эскадри­ льи капитан Илья Стадник, на­ пример, выполнял полёты в со­ ставе группы с ведением развед­ ки, а после - контрольный вылет с инспектором на проверку тех­ ники пилотирования в облаках с • большими углами крена и тан­ гажа . Это необходимо для под­ держания мастерства и сохра­ нения допуска на выполнение элементов лётной программы подготовки . Парные полёты, конечно, вид более сложный, чем одиночные, к ним тоже допускаются только лётчики, получившие определён­ ные знания и практические навыки. - В сегодняшних условиях низ­ кой видимости после взлёта мы с ведущим собирались в группу с помощью ин струм е нтальны х средств, потому что не могли ви­ деть друг друга визуально, - рас­ сказал капитан Илья Стадник. - Мы пролетели парой по марш­ руту, выполнили вместе радиоло­ кационную разведку, затем про­ тивоистребительное маневри­ рование в паре. После чего ра­ зомкнулись. Ведущий улетел на дозаправку, а я остался выпол­ нять самостоятельную разведку с применением оптико-элект­ ронных систем. Для лётчика 1 -го класса, тако­ го, как Илья Станиславович, что на словах, что на деле подобные манёвры не являются сложны­ ми . На таких пилотов и равняют­ ся менее опытные товарищи в процессе своего обучения. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz