На страже Заполярья. 2020 год. Апрель.
3 стр. ИДЕТ &OEBAR VЧЕ&А -1:rr, В Заполярье если в апреле весна, то только по календарю. На бес крайних просторах тундры, на сопках повсюду снег, и если будет солнечно, значит, с погодой по везло. Именно таким и выдался деиёк, когда на военном полигоне отдель ной мотострелковой бригады в Печенгском районе Мурманской области проходило ротное тактическое учение. т еперь мастерство, оттачиваемое мотострелками на протяжении зимнего периода обучения, нужно про демонстрировать на условном поле боя. Учение проходило в рамках проведения контрольной проверки соединений ар мейского корпуса Северного флота, и получить высокую оценку - значит, в оче редной раз доказать высокую боевую готовность полярной пехоты. Прежде чем выйти на этап боевой стрельбы, военнослужащие закрепля ли навыки в ходе ротного тактико-строе вого занятия, где офицерам и сержан там необходимо было продемонстри ровать свои командирские способности в управлении с подчинёнными подраз деления ми. В период подготовки не маловажную роль играла и военно политическая работа, нацеленная на формирование высоких моральных и психологических качеств личного со става, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки. Уже всё готово к проведению учения. Командир 2-й мотострелковой роты получает задачу выйти в район боевого предназначения, занять опорный пункт и в дальнейшем удерживать позиции. Ему для усиления приданы гранатомёт ное и противотанковое отделения, кро ме того, действия пехоты поддерживают миномётный и танковый взводы. п одъём по тревоге - дело привыч ное . Считанные минуты, и личный состав готов к дальнейшим действиям. В белых маскировочных костюмах мото срел ки, снаряжённые полным бое комплектом, совершают марш-бросок в заданный район . Суровые условия Арк тики - серьёзный экзамен на прочность для личного состава, но пехотинцы За полярья знают, как выживать в тундре, умеют передвигаться по многометро вым сугробам, в полном объёме ос воили спецтехнику. Представленный нерегулярными во инскими формированиями противник уже развёртывает взводные колонны. Самое время его уничтожить. Задача усложняется тем, что на маршруте на колонну было совершено нападение диверсионно-разведыва тельных групп противника, который не стеснялся и в применении химического оружия. А втомобильная колонна службы РХБЗ, в составе которой автораз ливочные станции, полевая лаборато рия, дымовая машина и другая спец техника, выдвинулась к заданной мест ности. Задача группы химиков-развед чиков - определить участок и характер заражения. На бронированной разве дывательной дозорной машине выдви гается экипаж в составе трёх человек. У всех индивидуальные средства защиты, в том числе и у химика-водителя. В противогазе, через маленькое окно броневика обзор затруднён. Куда ехать, подсказывает командир расчёта. Как только радиометрические датчики по казывают превышение нормы, машина останавливается . Специалист-химик с помощью приборов радиационно-хи мической разведки проверяет наличие отравляющих веществ в воздухе. На границах заражённой зоны вы ставили жёлтые флажки с надписью "Заражено". Развёрнут пункт специаль ной обработки. Вооружение, военная техника и стрелковое оружие, побы вавшие в зоне заражения, прошли дега зацию, дезактивацию с применением специальных обеззараживающих раст воров. Преодолев все препятствия, в усло виях, приближенных к боевым, личный * на tтЖЕ 3aDDЛIFЬI 17 апреля 2020 года НА ПОЛЕ БОЯ р отные тактические учения - это не просто проверка "на зрелость" . Свою огневую, тактическую, инженерную и специальную выучку мотострелки продемонстрировали под пристальным наблюдением командования бригады. Внимательно оценивались и действия командиров подразделений, их такти ческая грамотность при ведении учеб ного боя . Особое внимание уделялось слаженности действий военнослужащих при ведении обороны, в контратаке и, естественно, при маскировке позиций и разведке местности. оттачивают своё мастерство заполярные мотострелки состав роты занял позиции в указанном районе и приступил к оборудованию ротного опорного пункта. Здесь важно грамотное расположение огневых пози ций для пулемётчиков, гранатомётчи ков, миномётных расчётов, танков. Важ ны и теоретические знания в тактике и инженерном деле, опыт многих поколе ний, но не менее важна и солдатская смекалка . Оборудование командно наблюдательного пункта, системы за граждения, устройство окопов, траншей, ходов сообщений, расчистка местности для обзора - всё нужно сделать так, чтобы было надёжно и выгодно с точки зрения совершения манёвров и обо роны. Не забывают мотострелки и о маскировке опорного пункта. Тишину заполярной тундры разорва ла стрельба ожившей обороны мото стрелков - началась активная фаза уче ния. Гранатомётному отделению необ ходимо ликвидировать живую силу противника , на удалённом участке на огневые позиции выдвинулись расчёты АГС-17 "Пламя" и продемонстрировали образцовое владение вооружением. Также успешно гранатомётчики спра- вились с уничтожением бронированных объектов. Стрельба из РПГ-7 велась без осечек штатными боеприпасами при помощи оптических прицелов. Высокий уровень мастерства продемонстрирова ли и стрелки, автоматы АК-74 как всегда действовали безотказно. в учении задействованы более 100 единиц боевой техники, в их числе бронированные вооружённые транс портёры МТ-ЛБ и танки Т-ВОБВМ, по ступившие на вооружение танкового батальона Печенгской мотострелковой бригады по программе модернизации вооружений. Бронемашины идеально подходят для суровых арктических широт. В хо лодное время года в Т-ВОБВМ тепло, что обеспечивает обдув тёплым воздухом боевого отделения и места механика водителя. Благодаря газотурбинному двигателю этот танк при тридцатигра дусном морозе можно завести за пару минут, тогда как на запуск дизеля уходит сорок минут. - Непосредственно на этапе боевой стрельбы мотострелки вели огонь из стрелкового оружия вооружения боевых машин, орудий, миномётов и гранато мётов по мишеням, имитирующим бро нированную технику и скопление живой силы противника на дистанциях от 100 до 3000 метров. Отражая воздушное нападение, мы выполнили стрельбу по низколетящим воздушным целям , - подвёл итог ротного тактического учения временно исполняющий обязанности командира мотострелкового батальона отдельной Печенгской мотострелковой бригады Северного флота капитан Алексей Домницкий. - В лучшую строну отмечаю действия командира 1-го мо тострелкового взвода лейтенанта Алек сандра Дудника. Из командиров отде- Свою оmевую, тактическую, инженерную и специальную выучку мотостре.лки продемонстрировали под пристальным набJIЮде нием командования бриrады. Внимательно оценивались и действия командиров подразделений, их тактическая rрамотность при ведении учебноrо боя - Он настолько манёвренный , что мо жет даже летать, - с улыбкой подчёр кивают военнослужащие танкового ба тальона. - Решать поставленные задачи с такой машиной-помощницей одно удовольствие. Приданный танковый взвод зани мает свои позиции. Ему необходимо уничтожить бронированную технику неприятеля. лений отличился младший сержант Глеб Мурин . Высокую оценку получил гранатомётчик рядовой Алексей Мар денский, поразивший все цели. Из при данных подразделений можно смело выделить экип аж танка под коман дованием младшего сержанта Артура Нурдинова. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото пресс-служб-ы Северноzо флота. - Этот элемент ➔ необходим для то го, чтобы увеличить боевой тактический радиус самолёта при выполне нии пилотами боевых задач. Им не нужно возвращаться на аэро дром , а можно взять необходи мое количество топлива от воз душного танкера и продолжить выполнение задачи в заданном районе, либо увеличить даль ность своего маршрута, - пояснил командир эскадрильи ист ре бителей-перехватчиков подпол ковник Олег Олейник. СЛОЖНО И ИНТЕРЕСНО Дозаправка в воздухе по праву считается одним из самых слож ных элементов лётной подготов ки, она требует от пилота твёр дых навыков и умений. И важную роль эдесь играют психофизио логическое состояние пилота , его моральная готовность к осу ществлению таких манёвров , ведь задача выполняется в не посредствен ной близости от воздушного танкера. Надо быть готовым работать рядом с огром ным самолётом и взаимодейст вовать с его экипажем. Поэтому подготовка к выполнению такого задания, как и к любому другому виду пилотирования, начинается загодя . На теоретическом занятии инструкторы разъясняют пило там особенности доэаправоч ных систем , поэтапно разбира ют каждый элемент. Проводится и специальное занятие по бе зопасности полёта с разбором ошибочных действий лётчиков, которые ранее выполняли это задан и е. Потом принимаются эачёты, и только после этого на чинается практика . - В первую очередь, практи ка - это занятия на тренажёре, где всё моделируется, как в реаль ности, - задаются высоты , ско рости, световые и погодные ус ловия , - рассказывает подпол ковник Олег Олейник. - Там такая визуал изация , что получается • Дозаправка в воздухе требует вьrсшеrо уровня профессионализма пилотов, чёткой слаженности экипажей практически настоящий полёт, единственное, что нет перегру зок. Перед фактическим полё том лётчик проходит через не сколько таких тренировок. Чем их больше, тем , естественно, лучше. - Всё, что сложно, одновре менно и интересно, - утверждают авиаторы и относительно доза правки в воздухе . Такой полёт он и называют зрелищным, по тому что под танкером, как пра вило, находятся одновременно несколько самолётов, а это - ра бота в группе, взаимодействие, тесный контакт. - Да, это просто здорово! - под тверждает ком а ндир истреби тельной эскадрильи . Как фактически это происходит? Для начала обозначается спе циальная зона дозаправки, где находится, а точнее, курсирует по заданной траектории заправ щик. Группа руководства полётов выводит самолёты на визуальный контакт, лётчик обнаруживает танкер и запрашивает разреше ние на то, чтобы подойти к нему и начать работу. Если же в это время заправляется другой эки паж, он становится в так назы ваемую очередь - располагается чуть ниже и справа, так, чтобы видеть всех. Следующий тоже становится в очередь, ещё ниже и правее. Неотъемлемое уело- • вие - визуальный контакт. Когда самолёт заканчивает дозаправ ку, он отходит со снижением на зад, опять же для того, чтобы все заметили его манёвры. Дозаправка в воздухе - это ещё и групповой полёт. В процессе выполнения этого элемента эки паж танкера является старшим. Кроме ТОГО, нужно быть ГОТОВЫМ к тому, что первоначальные ус ловия задания могут поменять ся. Например, самолёт-заправ щик может изменить высоту или траекторию полёта из-за изме нившихся метеоусловий. Так и случилось в этот раз: из за возникшей облачности танке ру пришлось уйти на другую вы соту, а из-за сильного снегопа- да - лётчикам смешанного авиа полка скорректировать время своих вылетов. Но, как объясни ли военнослужащие, ничего из ряда вон выходящего в этом нет, все к таким кап риза м погоды готовы, и сложностей в выполне нии лётных заданий это не вызы вает. Все они являются опытны ми пилотами, хорошо знающими специфику заполярных клима тических условий . И вообще вы полнять дозаправку в воздухе имеет право лётчик с классной квалификацией не ниже второй, а в ночных условиях - только лёт чик 1-го класса. Не заправкой единой В тот день выполнялись и дру гие элементы курса боевой под готовки . Среди них контрольные полёты с целью ввода в строй авиационной техники, восста новление авиаторами утрачен ных навыков в связи с длитель ным перерывом в службе и под держание умений боевого при м енения. Старший лётчик разведыва тельной авиационной эскадри льи капитан Илья Стадник, на пример, выполнял полёты в со ставе группы с ведением развед ки, а после - контрольный вылет с инспектором на проверку тех ники пилотирования в облаках с • большими углами крена и тан гажа . Это необходимо для под держания мастерства и сохра нения допуска на выполнение элементов лётной программы подготовки . Парные полёты, конечно, вид более сложный, чем одиночные, к ним тоже допускаются только лётчики, получившие определён ные знания и практические навыки. - В сегодняшних условиях низ кой видимости после взлёта мы с ведущим собирались в группу с помощью ин струм е нтальны х средств, потому что не могли ви деть друг друга визуально, - рас сказал капитан Илья Стадник. - Мы пролетели парой по марш руту, выполнили вместе радиоло кационную разведку, затем про тивоистребительное маневри рование в паре. После чего ра зомкнулись. Ведущий улетел на дозаправку, а я остался выпол нять самостоятельную разведку с применением оптико-элект ронных систем. Для лётчика 1 -го класса, тако го, как Илья Станиславович, что на словах, что на деле подобные манёвры не являются сложны ми . На таких пилотов и равняют ся менее опытные товарищи в процессе своего обучения. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz