На страже Заполярья. 2020 год. Апрель.

8 стр. на стrажz заnал1r1.1 10 апреля 2020 года Вот уже несколько месяцев мы знакомим наших чита­ телей с труппой Драматиче­ ского театра Северного флота. С режиссёрами гово­ рим, с артистами, но есть в театре и другие JПОди, ко­ "СЦЕНА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ'' не профессия даже, а удоволь­ ствие. торые не выходят на сцену, но также участвуют в творческом процессе создания спектакля. Они всегда остаются в тени, хотя результат их работы зритель видит. Это театральные художники или художники­ постановщики. Именно они, взаимодействуя с мате­ риалом пьесы, ре:жиссёром и актёрами, оформляют постановку, придумывают интерьер, костюмы и бута­ форию, то есть рождают ту атмосферу, которая делает спектакль незабываемым для зрителя. Кроме того, я увлечена этно­ графией. Когда-то я исследовала культуру финно-угорских наро­ дов, а здесь меня саамы очень заинтересовали . Я изучала их быт, обычаи, мифологию, костю­ мы, даже создала графический альбом "Одежда кольских са­ амов". Я много работала как с марийским, так и с саамским костюмом . И я вам скажу: жизни не хватит, чтобы подробно изу­ чить всё народное искусство. Каждый орнамент, каждый предмет имеет своё особенное значение и предназначение. Всё это очень интересно, увлекает и вдохновляет. Мы не могли обойти стороной этих специалистов, и поэтому в рубрике "Театр говорит" сегодня предлагцем вашему вниманию интервью Анны КОРОЛЬКОВОИ S, главным художником ДТ СФ Раисой ЧЕБАТУРИ}!ОИ и художником-постановщиком Ольгой ЦЬШ:ftВОИ. - Раиса Сергеевна, в одном из ваших интервью я прочла, что вы когда-то приехали в Драмтеатр СФ за костюмами и вас "сагитировали•на рабо­ ту здесь. В чём заключалась эта агитация, какуговорили? - Исай Борисович Шойхет был очень известным режиссёром (Исай Шойхет в 1936 году стал од­ ним из основателей Драмати­ ческого театра Северного фло­ та, его первым художественным руководителем). Мы приехали к нему с режиссёром Сарой Ки­ рилловой, а она была его уче­ ницей, работала с ним какое-то время. Потому-то мы и прибыли из Йошкар-Олы в Мурманск за костюмами для спектакля "Оп­ тимистическая трагедия". Меня привлекла сама атмо­ сфера. Даже не в театре, а в го­ роде. Бь1ла поздняя весна , по­ лярный день только начинался. Даже не могу нормально объ­ яснить, это просто гипноз какой­ то. Это был гипнотизм города и самой личности Шойхета. Исай Борисович мне сказал: "Что вы там сидите? Приезжайте сюда. Тут Север, настоящая жизнь, не для слабых". Моя Сара, конечно, чуть не упала, когда это услы­ шала, не хотела меня отпускать. Но, когда мы вернулись домой, я хорошо подумала и решила всё-таки попробовать. - И что же вас держит тут все эти годы? - Признаюсь, не театр. Осо­ бенно последнее время нам тяжело приходится, но мы караб­ каемся. Конечно, я театр люблю, но ещё я люблю живопись, а для занятий ею Север - прекрасное место. Природа тут просто фан­ тастическая. Один и тот же пей­ заж, особенно на побережье, два раза одинаковым не бывает. Я вообще считаю, что, когда ты ху­ дожник - это счастливый билет, Справка Миром правит любовь, а твор­ чество является проявлением любви, её материальным вопло­ щением. Так что на Севере меня удерживает многое - и увлечение, и люди. Мне всегда в жизни везло на хороших людей, включая ре- Раиса Чебатурина окончила Мос­ ковское художественное училище им . М . И. Калинина (1965) и Высшие теат­ ральные курсы при ГИТИСе (1975). С 1964 года - художник по костюму швейной фабрики "Труженица" , с 1967 года - Русского драматического теат - ра Йошкар-Олы, с 1969 года - препо­ даватель детской художественной школы в Марийской АССР, с 1975 го­ да - главный художник Марийского государственного театра им. М. Шке­ тана, с 24 октября 1981 года - главный художник Драматического театра Се­ верного флота. Имеет звание заслуженного дея- теля искусств Марийской АССР (1979), на граждена орденом Дружбы народов, лауреат Государственной премии Марийской АССР, премии им. Олыка Ипая. Лауреат театрального фестиваля "Северная Ника", премии губернатора Мурманской области "За особый вклад в развитие культуры и искусства", премии главы администрации города Мурманска "За личный вклад в развитие культуры и искусства города Мурманска", заслуженный художник России. Член Союза театральных деятелей и Союза художников России с 1995 года, член Международной ассоциации изобра­ зительных искусств ЮНЕСКО. В 2018 году награждена золотой медалью "Духовность. Традиции. Мастерство". Раиса Сергеевна - участник многих республиканских, регио­ нальных и областных выставок. Её работы хранятся в Мурман­ ском областном художественном музее, музеях Йошкар-Олы, в частных коллекциях в России и за рубежом. В Драматическом театре Северного флота Раиса Чебатурина оформила более 100 спектаклей, поставленных по классическим и современным произведениям. Мои lepou 1\ Продолжаем цикл публикапий в рубрике "Мой J герой". Напоминаем, что в середине марта мы открыли новую рубрику, посвящённую памяти ваших близких - тех, кто воевал на фронтах Великой Отечествениой войны, ковал победу в тылу, боролся с захватчиками в партизанских отрядах. Пишите! Это важно для нас, это важно для наших современииков и будущих последователей поколения победителей! А газета - это издание, которое подлежит вечному хранению, и пе только в наших хранилищах, но и в архивах областного и федерального уровня. Сегодня мы публикуем рассказ, присланный из Архангельска, ученицы восьмого класса Анны Кириличевой. Великая Отечественная война - одна из ужасных войн не только в нашем госу­ дарстве, но и во вс~м мире . Эта война оставила глубочайший след в жизни всего населения Советско го Союза . Целью фа шистской года , фашистская Германия напала на СССР. В этот год прадедушка встал на защиту нашей столицы, за что был на­ граждён медалью "За оборону Москвы". После обороны Москвы Бориса Ан- НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ, МЫ ПОБЕДИЛИ! ЗА НАШУ СОВПСНУЮ РОДИНУ! I 1 Т ОВ,--,-------1 жиссёров, с которыми довелось работать. - Что для вас в работе ху­ дожника-постановщика явля­ ется самым тяжёлым? - Тяжёлым? Если 10% из моих эскизов окажется в итоге на сце­ не , то это замечательно. "По пу­ ти" всё теряется. Обидно , что в последнее время обходятся без живописи , печатают баннеры, афиши, я имею в виду задние фо­ ны, только это же всё без души , понимаете. В целом эта профессия не­ простая. Многое необходимо знать. Историю искусств, стилей, архитектуры. Различные ткани и как они себя ведут. Владеть кистью и другими инструмента­ ми. Потому что художник-поста­ новщик должен не просто эски­ зы рисовать. Я могу полностью свой спектакль сделать, и деко­ рации, и костюмы изготовить , если потребуется, а могу объяс­ нить так, чтобы было понятно тому, кто будет делать. Нельзя допускать промахов, халтурить. Сцена ошибок не прощает. - Есть у вас какой-то особо любимый спектакль, над ко­ торым выработали в театре Северного флота? - Я очень люблю сказками за­ н иматься, потому что точно знаю, для кого и для чего делаю. Для маленького зрителя всё нужно делать красиво , но , в первую очередь, честно. -Спасибо. *** - Ольга Николаевна, расска­ жите о вашей работе над спектаклем. - Начинается, конечно, всё со сценария или пьесы. После первого прочтения у меня какой­ то образ уже рождается, после чего происходит общение с ре­ жиссёром. Мне не нужно, чтобы он мне сказал, какие декорации должны быть на сцене, это моя работа, мне надо, чтобы он мне объяснил , что он этим спек­ таклем хочет выразить. Вот эту его идею я и стараюсь оформить художественными средствами . После этого разговора я снова пьесу перечитываю. Потом идёт этап подробного изучения - где события проис­ ходят, в какую эпоху, в какой обстановке. Например, мы ста- вим спектакль со сценами в тюрьме. Для меня лично эта тема не близка. Пришлось изу­ чать, что такое шконка, нары, чем они отличаются, почему Справка Ольга Цылёва работает в Драматическом театре Север­ ного флота с января 2017 года. Исполняет обязанности не только художника-декоратора, бутафора, дизайнера (дизайн рекламы, афиш и программок к спектаклям) и оформителя, но и художника-постановщика в таких спектаклях , как "Ло­ вушка для одинокого мужчины" Р. Тома (реж. Ю. Фекета), "Пиг­ малион" Б . Шоу (реж. Ф. Чер­ нышев), "Под одной крышей" Л . Разумовской (реж. Ю. Сер­ гиенко), "Ботинки на толстой подошве" П . Гладилина (реж. Ю. Сергиенко). полоска вертикальная на робах, а не горизонтальная. Всё узнала и опять беру в руки материал, читаю, делаю пометки. Потом начинаю заниматься эскизами , черновыми макета­ ми. А когда мы уже опреде­ лились, пришли к общему реше­ нию с режиссёром, приступаю к чистовому макету и эскизам КОСТЮМОВ, сцен. -А макеты действительно к каждому спектаклю изго­ товляются и потом хранят­ ся в театре? - Каждый художник работает так, как ему удобно. Эскизы сцен, например, я делаю на компью­ тере. Макет же удобен тем, что его можно подвинуть, переста­ вить на нём какие-то декорации, посмотреть, как будет лучше. У меня один подмакетник, столи­ ки , стульчики, и всё остальное я просто складываю в коробочки, а к новому спектаклю использую тот же подмакетник. Но у меня в мастерской хранится много кра­ сивых макетов постановок флот­ ского театра , изготовленных дру­ гими специалистами. Они служат отличным учебным материалом. - Как вы изучали сцену театра? Ведь при рабо­ те необходимо учитывать её размеры, понимать, как и что будет смотреться. - Чувство сцены, если можно так сказать, с опытом приходит. А сначала прям идёшь и ме­ ряешь все размеры, чтобы пра- вильно масштаб подобрать. Мне проще на самой сцене всё про­ верить. То есть, если не готов ещё конкретный стул или шкаф , ко­ торый будет использован в по­ становке, просто подбираю при­ мерно того же размера мебель, расставляю, смотрю. Это монти­ ровочная репетиция называется . - помимо работы в театре, вы пишете картины, на ко­ торых Мурманск яркий, кра­ сочный, позитивный. Скажи­ те, а каким бы был на ваших полотнах театр Северного флота? - Я бы, наверное, изобразила какую-то суматоху. Но это ка­ сается любого театра , не только нашего. В целом театр - дело суматошное. Внутри него много энергии, много людей, которые её отдают и принимают. У меня ко гда -то была идея изобразить монтировочную ре­ петицию: кто-то тащит декорации, кто-то лезет по лестнице под са­ мый потолок, кто-то прямо на сце­ не что-то сколачивает, реквизитор с реквизитом , костюмер с костю­ мами , художник с режиссёром что-то смотрят, руководят. Много­ много всех и всего. Да, суматоха, но одновременно и волшебство - скоро-скоро родится спектакль. -Спасибо. Информирует военныи прокурор В целях обеспечения санитарно­ эпидемиологического бла гополучия лений в органы военной прокуратуры. Для направления жалоб и заявлений в форме электронного документа фун к ц ион и рует электронная почта: 231O@gvp.rsnet.ru . Кроме этого, гражданам п ред­ лагается воспользоваться и н ­ тернет-приёмной на сайте Глав­ ной военной прокуратуры: https:// gvp.gov.ru. Обра щен ия , поступив ши е в форме электронного документа, регистрируются в органах военной прокуратуры и рассматриваются в установле нном порядке. Вышеуказанными способами Германии было унич­ тожение социализма и Советского Союза , установление эксплуа­ таторского строя и ка­ п итал из ма . Террито­ рию Советского Сою­ за Гитлер хотел пре­ вратить в сырье вой придаток Европы. Мой прадед, как и миллио­ ны людей Советского Союза, н е МОГ ЭТОГО допустить. Люди жерт­ вовали собой ради бу­ дущего своего госу­ дарства . Ни одна се- Приказом Вврховного Глав~u­ командующвго Гвнвралнссн­ м у са С о.в вт с к ого С о ю за товарища [ТАЛИНА евич в звании рядового. За время войны мой прадедушка получил два боевых ра­ нения. населения , недопущения нарушения конституционных прав военнослужащих и лиц гр ажданского персонала Воо­ ружённых сил Российской Федерации 62-я военная прокуратура Мурманского гарнизона информирует о возможности использования дистанционных спосо­ бов подачи обращений, жалоб и заяв- орга низован приём сообщений о совершаемых должностными лицами Вооружённых сил Росси йской Феде­ рации нарушениях федерального за­ конодательства, в том числе и о фактах коррупци и. Телефон дове р ия воен ной проку­ ратуры Мурманского гарнизона 8 (8152) 40-88-25. мья не осталась не- тронутой этим ужасным событием. Моя семья не стала исключением. Мой прадедушка, Кир ил ичев Борис Андреевич , был призван в армию на действительную срочную службу осенью 1940 года. Через полгода, 22 июня 1941 от 26 июня 1945 года ВАМ, ущтнмку парада ПОБЕДЫ, объввлена БВАГОДАРi/ОСТЬ. Ко манднр 1 Мото-стрелковой ордена Ленина Краснознамен­ но~ дмвнэнн НКВД мм. ID. Дэер- жннскоrО k Гt1.,.1-м,1,р (Dlillft) _ - I дреевича повысили до звания сержант. Дол гих четыре года мой прадедушка защищал нашу Родину и сражался с фа­ шистами . Он воевал в разведроте и за­ кончил войну в звании капитан . Стоит уточнить, что начал войну Борис Андре- Также во время войны он был на­ граждён медалями "За отвагу", "За бое­ вые заслуги", орденами Красной Звез­ ды, Отечественной войны. 26 июня 1945 года прадед был участ­ ником Парада Победы на Красной пло­ щади , за что получил благодарность от генералиссимуса Иосифа Виссарионо­ вича Сталина. Я очень горжусь своим прадедушкой и очен ь благодарна ему за то, что он боролся с фашизмом, и за то, что я сей­ час жива и счастлива. Я очень хочу ска­ зать всем ветеранам спасибо, что не да­ ли фашистам разрушить страну. Анна КИРИЛИЧЕВА. РОМАНЬКО А.П. 5 апреля после тяжёлой бо­ лезни на 66-м году жизн и скон­ чался ветеран Северного флота капитан 1 ранга в отставке РОМАНЬКО Анатолий Павлович. После окончания в 1977 году ВВМУРЭ им. А.С.Попова проходил военную службу на тяжёлом атом­ ном ракетном крейсере "Киров" и в частях спе циального назна­ чения. Последняя воинская долж­ ность - начальник разведки 7-й оперативной эскадры надводных кораблей Северного флота. После выхода в запас в 2005 году работал гражданским спе­ циалистом в различных учреждени­ ях Северного флота . Награждён го­ сударственной наградой и ведомст­ венными медалями. Воспитал двух дочерей . Командование, офицеры Севе р­ ного флота и сослуживцы выражают глубокие соболезнован ия родны м и близким Анатолия Павловича в связи с его кончиной. ГАЗЕТА УЧРЕЖДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Издатель: ФГБУ "Редакционно-издательским центр "Краснu звезда" Министерства обороны Российской Федерации. • Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации 30 декабря 1992 r. Реrистрационнь.1й 11111 01963. ••.. ШClli ЗВЕЗАА Адрес ФГБУ "Редакционно-издательский центр "Красная звезда" Министерства обороны Российской Федерации: 125284, Москва, Хорошёвское шоссе, 38. Телефоны: 8 (495)-941-23·80, e-mail: ricmorf@yandex.ru; отдел рекламы • 8 (495)-941 -28-46, e-mail: reklama@korrnet.ru. Адрес редакции газеты "На страже Заполярья": 184604, г. Североморск, ул. Сrибнева, 9. E-mail: na_strazhe@mail.ru Телефоны : отв. редактор - 8 (81537) 6-12-15, 6-20-52 (факс); деж. - 6-26-44. • ...А... КРдё'ндя ~ ЗВЕЗДА Отпечатано: АО "Красная Звезда", 125284, r. Москва, Хорошёвское шоссе, д. 38. тел.: 8 (499) 762-63-02, отдел распространения периодической печати• 8 (495) 941 -39-52. • Свободная цена. Тираж 1350 экз. Заказ N!I 1148-2020. Подписные индексы каталогов: 29899 - подписной индекс в каталоге АО "Аrентство "Роспечать" (каталог "Газеты. Журналы"); 39907 - подписной индекс е каталоге ОАО "АРЗИ"(каталог "Объединённый каталог "Пресса России"); Q Время подписания в печать.: ~ по графику - 15:00, фактически - 15:00 Главный редактор В.Н.ЛЕВЧУК •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz