На страже Заполярья. 2019 год. Январь.

3 ст . на стrаж1 3апа111rы 11 янва я 2019 года ~ ~ ======== СУРОВ Й ЭКЗАМЕН ХОЛОДН М МОРЕМ Электромеханическая боевая часть БПК "Вице-адмирал Кула­ ков" с честью справилась с зада­ ч а ми , выдержав суровый эк­ замен Восточно-Сибирским мо­ рем. Вахте пришлось немало потрудиться, отрабатывая раз- Личньr состав электромеханической боевой части БПК "Вице-адмирал Кулаков" обеспечил успешное выполнение всех задач в Арктике В ОСПОЛЬЗУЮСЬ -+ журналистским штампом силовая установка - это серд­ це корабля, благодаря которому на нём есть свет, вода, работает оборудование, наконец, он дви­ жется, оставляя за кормой сотни и тысячи морских миль. На БПК "Вице-адмирал Кулаков" в ответе за это командир электромехани­ ческой боевой части капитан 2 ранга Андрей Проява. Андрей Владимирович в своё время окончил факультет паро­ силовых и газотурбинных энер­ гетических установок Военно­ морского инженерного института в городе Пушкине. Службу про­ ходил на БПК "Адмирал Лев­ ченко", и вот уже много лет - на БПК "Вице-адмирал Кулаков". скому пути. Корабль в Восточно­ Сибирском море, густо усеянном айсбергами и ледяными поля­ ми. Несмотря на то, что впереди движется ледокол "Вайгач", требу­ ется усиление внимания и бди­ тельности всей вахты, потому что ледяные глыбы и крошево, остав­ шиеся за мощным корпусом ле­ докола, тут же стремятся вновь соединиться и замкнуть прост­ ранство кильватерного следа . служил вместе с нынешним ко­ мандиром БЧ-5 ещё на "Адми­ рале Левченко". Тут же старши­ на команды телемеханики и ав­ томатики мичман Василий При­ ходько контролирует параметры работы главных двигателей . За тепловыми параметрами глав­ ных дви гателей внимательно следит вахтенный параметрист старший машинист машинной команды старший матрос Ан­ дрей Матвеев. При появлении в ПЭ ка­ питана 2 ранга Андрея Проявы капитан-лейтенант Обыденный тут же доложил - В действии четыре главных двигателя, четыре газотурбогене­ ратора, две холодильные ма­ шины, четыре насоса охлаждаю­ щей воды. Вдруг с главного командного пункта (ГКП) поступила команда Т АКИХ вынужденны~ оста­ новок и манипуляции ходом корабля в Восточно-Сибирском море было немало. - В те сутки по "Боевой готов­ ности №1" шли примерно часов восемь, - вспоминает командир ЭМБЧ, - к 19 часам наконец была объявлена "БГ № 2". Вскоре ледовая обстановка за бортом стала менее опасной . Капитан 2 ранга Андрей Проява зашёл в электростанцию, про­ верив сопротивление изоляции сети и несение вахты старшим электриком главным старшиной Тимуром Сибгатуллиным. Затем командир ЭМБЧ снял норматив по борьбе за живу­ честь, по вооружению станции пенотушения СО- . Дал соответ­ ствующую команду на боевой пост, в отсек вспомогательных механизмов. В арктическом походе боль­ шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков", кроме решения задач по боевому пред­ назначению, выполнял также роль штабного корабля. Для размещения прикомандиро­ ванного личного состава эки­ пажу пришлось значительно уплотниться, соответственно возросла нагрузка на службу снабжения , на работу механиков в вопросах обеспечения водой. На утреннем докладе коман­ дир корабля капитан 1 ранга Максим Шумилов проинструк­ тировал механика относительно обеспечения назначенного хода в условиях сложной ледовой об­ становки, взрыво- и пожаро­ безопасности и непотопляемос­ ти. Впрочем, все особенности работы в этой ситуации капитан 2 ранга Андрей Проява и так знает назубок, но порядок есть порядок. Уже через несколько минут командир ЭМБЧ спустился в пост энергетики и живучести (ПЭ ). На вахте у пульта управления главными двигателями вахтен­ ный инженер-механик капитан­ лейтенант Константин Обыден­ ный, рядом несёт службу стар­ ши й телемеханик-автоматик старший матрос Михаил Бере­ зовский - опытный специалист, "Боевая готовность №1 ". Это го­ ворило о том, что ледовая обста­ новка за бортом стала ещё серь­ ёзнее, корабль вошёл в опасный участок. Личный состав вахты маши­ нисты старший матрос Миндияр Зарипов и старшина 1 статьи Константин Горовой оперативно подготовили к действию станцию СО- без практического вклю­ чения , выполнив норматив на оценку "отлично". Командир ЭМБЧ капитан 2 ранlа Андреи Проява (справа) проверяет электроприборы. ... Шли очередные сутки даль­ него похода по Северному мор- Чуть больше месяца назад из дальнего похода воз­ вратился ракетный крейсер "Маршал Устинов". Ус­ пех этого плавания во многом определили моря­ ки электромеханической боевой части. Они по­ казали в море хорошую выучку и справились со всеми поставленными перед ними задачами. Хорошая работа - Одной из важнейших задач БЧ-5 во время похода было обеспечение задан­ ного хода корабля, ведь он время от времени меняет­ ся . Иногда возникает необ­ ходим ость оч е нь бы стро переместиться из одно й точки вдругую, в этом случае мы развиваем максималь­ но возможную скорост ь, - расс каз ы вает кома нди р электромеханической бое­ вой части РКР "Маршал Ус­ тинов" капитан 2 ранга Алек­ са ндр Рябошапко . - При та ком режиме движения основная нагрузка ложится на плечи специалистов ди­ визиона движения (ДЦ), ко- чем при выполнении учеб­ но-боевых упражнений. Во втором случае специалис­ ты ЭТД запускают дополни­ тельные ге нераторы, что увеличивает нагрузку на них, требует дополнитель­ ного усилия и внимания. Дивизион живучести под кома ндова нием капитана 3 ранга Алексея Сизова об­ служивал все корабельные системы , которые обеспе­ чивают жизнедеятельность и живучест ь корабля. В обязанности подчинённых Алексея вход или подач а пресной воды и пара для хозяйственных нужд и для обогрева корабля, обеспе­ чение потребителей холо­ дом. Моряки обслужи вали Командир БЧ-5 капитан 2 ранlа Александр Рябошапко. торым командует капита н 3 ранга Евгени й Иванов. топливную и противопожар­ ную системы, а также си­ стему непотопляемости. В походе большое вн и­ мание уделялось проти­ вопожарной безопасности . Во время выполнения за­ дач в море был развёрнут пожарный караул , он пос­ тоянно находился в состоя­ нии готовности . Раз в неде- состав БЧ-5 корабля добился вы­ сокой слаженности в ходе много­ численных тренировок и учений. личные режимы работы силовой установки, чтобы избежать серь­ ёзных столкновений с ледяными глыбами. Капитан 2 ранга Андрей Про­ ява обратил внимание вахтен­ ного инженера-механика на следование инструкциям, пред­ писанным к руководству в усло­ виях движения в сложной ле­ довой обстановке. При этом командир ЭМБЧ взял руководст­ во переключением систем и запусками механизмов на себя, ориентируясь на команды, посту­ пающие с ГКП. Через некоторое время ко­ мандир БЧ-5 спустился в ма­ шинное отделение с целью про­ верки вахты у генераторов. По словам командира ЭМБЧ, в походе как минимум три раза в неделю проводились трени­ ровки по борьбе за живучесть, кроме того, было проведено око­ ло десятка учений под руковод­ ством командира корабля ка­ питана 1 ранга Максима Шу- Большие п ротиволодочные корабли проекта 1155, конечно же, не рассч итаны на действия в сложной ледовой обстановке, их стихия - пои ск и ун ичтожение подводных лодок противника в морях и океанах, где нет такой концентрации айсбергов, как на трассе Северного морского пути. Но в недавно завершившемся арктическом походе флагманом был назначен БПК " Ви це-ад­ мирал Кулаков" - корабль, спо­ собный, кроме прочего, нести вертолёты. Даже при наличии ледокольного сопровождения корабль подвер гался опреде­ лённым рискам. - Приготовиться к изменению хода! Стоп! - прозвучала команда вахтенного офицера капитан­ лейтенанта Павла Тяпичева с гкп. - Товарищ капитан 2 ранга, во время несения вахты замечаний по работе технических средств Электромеханическая боевая часть БПК "Вице­ адмирал Кулаков" с честью справилась с задачами, въщержав суровый экзамен Восточно-Сибирским морем нет, - доложил машинист старший матрос Евгений Бараковский. Вахтенный на пульте управ­ ления молниеносно отработал машинными телеграфами, вы­ полнив команду. Корпус БП К "Вице-адмирал Кулаков" нака­ том вошёл в ледяную кашу, сгус­ тившуюся за кильватерным сле­ дом "Вайгача" . Более крупные льдины гулко скребли по корпусу корабля , словно проверяя ме­ талл на прочность. Вновь команда с ГКП За плечами у вахтенного уже четыре года службы у генерато­ ров, поэтому как специалист де­ ло своё он знает хорошо. Тем бо­ лее что рядом служит такой опытный наставник, как старший машинист гл авный старшина Иван Шангуров , знающий заве­ дование как свои пять пальцев. милова . Личным составом было выполнено более десяти опе­ раций по заправке топливом на ходу и на стоянке. П ри этом отлично справлялся со своими обязанностями командир трюм­ ной группы капитан-лейтенант Алексей Гусев. Своевременно и качественно проводил техни­ ческое обслуживание механиз­ мов и агрегатов старший матрос Андрей Матвеев. Хорошо то, что хорошо кон­ чается. Для усиления нашего присутствия в Арктике, освоения Северного морского пути сейчас ведутся активные работы по созданию боевых кораблей ле­ дового класса. - Отработать самый малый вперёд! Стоит сказать , что личный Александр ЯКОВЛЕВ. Фото из архива экипажа. БЧ-5 - РАБОТАЕТ НА ПЯТЬ! После возвращения на Север Александра назна­ чили начальником службы живучести на тяжёлый авианесущий крейсер "Ад­ м ирал Флота Советского Союза Кузнецов". На ТАВКР Александр сходил в полуго­ довой поход. По возвраще­ нии его вернули на ракет­ ный крейсер "Маршал Усти­ нов" на прежнюю долж­ ность. Профессионализмивысокая организация - залогуспеха пажа позволила избежать серьёзных поломок. Не­ большие неисправности по ходу плавания возникали , но они были оперативно устранены силами личного состава. - Не так давно ра кетный крейсер "Маршал Устинов" вернулся в базу после мо­ дернизации. По линии элек­ тр омеха нической части провели ремонтные рабо­ ты на всех системах, неис­ правности устранили . Ра­ ботать стало легче. Кроме того, в ходе ремонта, об­ щаясь с представителями промышленности , лич ный состав перенял у них опыт эксплуатации техни ки, уз­ нал , как более грамотно её обслуживать , ремо нтиро­ вать, как предупредить по­ ломки. В результате тех­ ника стала меньше выхо­ дить из строя, - рассказал Александр Валерьевич . Лучшие в своём деле В дальнем походе отли­ чился старшина кома нды вспомогательных механиз­ мов старший мичман Сергей Абрамов. Хорошая специ­ альная подготовка вое н­ нослужащего позвол ил а ему грамотно эксплуати ­ ровать газотурбогенерато­ ры. Он своевременно осу­ ществлял контроль за их ра­ ботой и не допускал обес­ точивания . - Возникал и и непред­ виденные ситуации . Однаж­ ды во время работы начал нагреваться подшипник од­ ного из генераторов. Сергей своевременно принял не­ обходимые меры для его охлаждения , и ген ератор продолжил работать, - вспоминает Але ксандр Ря­ бошапко. - А ведь не уследи он за с итуа ц и е й, мо гла коллектива электромехаников Командир дивизона движения капитан 3 ранlа Евlе­ нии Иванов производит запуск г.лавноlо двиlа еля. Алмаза Фазлыева . Он отве­ чает за работу вспомога­ тельной котельной установ­ ки . Благодаря грамотному обслуживанию проблем с подачей пара на корабле не возникало. Хорошо себя проявил во время похода ста рши н а команды телемеханики и автомати ки мич ман Евге­ ний Скачко. В его ведении многочисленные датчики, отража ющие п а раметры работы газотурби нных ус­ тановок, генераторов, кот­ лов. Евген и й решал воп­ росы на хорошем инженер­ ном уровне, работал со схе­ мами, осуществлял поиск ложных сигналов. - Бывало, срабатывала защита одного из устройств. И пока не разберёшься , в ч ём причина , невозможно дальше нор мально э кс­ плуатировать технику. Ев­ гени й приходил на помощь, и работа снова била клю­ ч ом, - говорит Александр Рябошапко. Примечательно, что трое ц иальность и за ключили контракт с МО РФ. В любой работе важны опыт и профессио нализм руководителя . Команди р электромеханической бое­ вой части , подобно дири­ жёру, руководит подчинён­ ными . Как отметил замес­ титель командира корабля по вое нно- политич еской работе ка п ита н 2 ра нга Александр Семёнов, один из главных успехов Алек­ сандра Рябошапко - хоро­ шая подготовка специалис­ тов БЧ-5 . Во многом бла­ годаря этому корабль без технических неисправнос­ тей выполнил все задачи дальнего похода. не любит. После парада в День Военно-морского фло­ та в Санкт-Пете рбур ге , в котором принимал участие ракетный крейсер "Маршал Усти нов", ему предлагали наряду с другими лучшими офице ра ми ко р а бля по­ бывать на встрече с Прези­ дентом Российской Феде­ рации Владимиром Пути­ ны м в Адмиралте йств е, где личному составу крей­ сера п редстояло п ройти торжестве нную це ре мо­ нию вручения экипажу Ко­ рабельной ч аш и . Но ко­ мандир БЧ-5 скром но от­ казался , сославшись на то, что должен остаться на ко рабле и всё контрол и­ ровать. Первы м кораблём , н а котором началась его служ­ ба на Северном флоте, был гвардейский эскадренный м ино носец " Гремящи й" . Александр прослужил год, затем его н а пра вили н а ракетный кре й сер "Ма р­ шал Устинов". Здесь он про­ шёл путь от командира электротехнической группы Ка к признался капитан 2 ранга Рябошап ко , ему всегда было интересно слу­ жить на Северном флоте, выходить в море. Но боль­ ше всего запомнились сов­ местные с Балтийским фло­ том учения в 2003 году. В то время на крейсере "М а р­ шал Устинов " состоялась встреча Президента Рос­ си йской Федерации Вла­ димира Путина с президен­ том Польши Александром Квасьневским . - Наш корабль стоял в Балтийске, на борт подня­ лись през иденты. Видеть их на нашем крейсере было довольно волн ительно. Мы вышли в море на несколько часов, продемонстрирова­ ли маневрирование кораб­ лей. В тот же день в кают­ ком п ании проходил офи­ циальный обед, на котором м не выпала честь п рисут- Тренировка расчёта авариинои партии по вооруже­ нию переноснои устаноаки пенотушения УСПП- 100. Электротехнический ди­ визион под руководством капитана 3 ранга Александ­ ра Литвина обеспечивает подачу электропитания на все потребител и. Моряки электротехнического диви­ зиона в ответе за подачу электроэнергии на все объ­ екты корабля , нач и ная от освещения и з а кан ч ивая ко мпл е ксами р а кетно го, артиллерийского и ми нно­ торпедного оружия . Ка к отметил командир БЧ-5, во время похода по­ дач а электроэн е ргии н а потреби тел и бывает раз­ ной. При повседневной дея­ тель ности это го ресурса требуется в разы меньше , Практически каждое подразделение корабля при выполнении своей задачи напрямую зависит от профессиональной работы электромехаников - Заведование кома нди­ ра БЧ-5 - практически весь корабль. Каждая боевая ч асть корабля п ри выпол­ нении своей задачи напря­ мую зависит от него и его подчинённых. Если у элек­ тромехаников вы йдет из строя генератор, который даёт эле ктроэнергию, ко­ рабль будет просто пла ­ вающим железом , - сказал Александр Сергеевич. За одним столом с президентами Але ксандр Рябошапко, по завере нию Семёнова , очень ответственный чело­ век и довольно скромный, болеет душой за корабль. О своих достижениях и в принципе о себе говорить до команди ра электроме­ хан ической боевой части . Спустя 15 лет поступил в Воен но-морскую академию имени Н . Г. Кузнецова. Бла­ годаря своей прилежности он легко справился с экза­ менами и успешно завер­ шил учёбу. ствовать. Я сидел за столом с главами государств, прак­ тически напротив Владими­ ра Путина! Такое не забы­ вается, - вс п оминает с улыбкой Алекса ндр Ря ­ бошапко. • лю личный состав корабля проводил учение по борьбе за живучесть. Хорошая подготовка эки- произойти полом ка . Не осталась незамечен­ ной работа старшины ко­ тельной команды мичмана • этих моряков пришли слу­ жить на крейсер по призы­ ву, здесь же получили но­ вые знания , освоили спе- • Галина БОРОДУЛИНА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz