На страже Заполярья. 2019 год. Январь.
3 ст . на стrаж1 3апа111rы 11 янва я 2019 года ~ ~ ======== СУРОВ Й ЭКЗАМЕН ХОЛОДН М МОРЕМ Электромеханическая боевая часть БПК "Вице-адмирал Кула ков" с честью справилась с зада ч а ми , выдержав суровый эк замен Восточно-Сибирским мо рем. Вахте пришлось немало потрудиться, отрабатывая раз- Личньr состав электромеханической боевой части БПК "Вице-адмирал Кулаков" обеспечил успешное выполнение всех задач в Арктике В ОСПОЛЬЗУЮСЬ -+ журналистским штампом силовая установка - это серд це корабля, благодаря которому на нём есть свет, вода, работает оборудование, наконец, он дви жется, оставляя за кормой сотни и тысячи морских миль. На БПК "Вице-адмирал Кулаков" в ответе за это командир электромехани ческой боевой части капитан 2 ранга Андрей Проява. Андрей Владимирович в своё время окончил факультет паро силовых и газотурбинных энер гетических установок Военно морского инженерного института в городе Пушкине. Службу про ходил на БПК "Адмирал Лев ченко", и вот уже много лет - на БПК "Вице-адмирал Кулаков". скому пути. Корабль в Восточно Сибирском море, густо усеянном айсбергами и ледяными поля ми. Несмотря на то, что впереди движется ледокол "Вайгач", требу ется усиление внимания и бди тельности всей вахты, потому что ледяные глыбы и крошево, остав шиеся за мощным корпусом ле докола, тут же стремятся вновь соединиться и замкнуть прост ранство кильватерного следа . служил вместе с нынешним ко мандиром БЧ-5 ещё на "Адми рале Левченко". Тут же старши на команды телемеханики и ав томатики мичман Василий При ходько контролирует параметры работы главных двигателей . За тепловыми параметрами глав ных дви гателей внимательно следит вахтенный параметрист старший машинист машинной команды старший матрос Ан дрей Матвеев. При появлении в ПЭ ка питана 2 ранга Андрея Проявы капитан-лейтенант Обыденный тут же доложил - В действии четыре главных двигателя, четыре газотурбогене ратора, две холодильные ма шины, четыре насоса охлаждаю щей воды. Вдруг с главного командного пункта (ГКП) поступила команда Т АКИХ вынужденны~ оста новок и манипуляции ходом корабля в Восточно-Сибирском море было немало. - В те сутки по "Боевой готов ности №1" шли примерно часов восемь, - вспоминает командир ЭМБЧ, - к 19 часам наконец была объявлена "БГ № 2". Вскоре ледовая обстановка за бортом стала менее опасной . Капитан 2 ранга Андрей Проява зашёл в электростанцию, про верив сопротивление изоляции сети и несение вахты старшим электриком главным старшиной Тимуром Сибгатуллиным. Затем командир ЭМБЧ снял норматив по борьбе за живу честь, по вооружению станции пенотушения СО- . Дал соответ ствующую команду на боевой пост, в отсек вспомогательных механизмов. В арктическом походе боль шой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков", кроме решения задач по боевому пред назначению, выполнял также роль штабного корабля. Для размещения прикомандиро ванного личного состава эки пажу пришлось значительно уплотниться, соответственно возросла нагрузка на службу снабжения , на работу механиков в вопросах обеспечения водой. На утреннем докладе коман дир корабля капитан 1 ранга Максим Шумилов проинструк тировал механика относительно обеспечения назначенного хода в условиях сложной ледовой об становки, взрыво- и пожаро безопасности и непотопляемос ти. Впрочем, все особенности работы в этой ситуации капитан 2 ранга Андрей Проява и так знает назубок, но порядок есть порядок. Уже через несколько минут командир ЭМБЧ спустился в пост энергетики и живучести (ПЭ ). На вахте у пульта управления главными двигателями вахтен ный инженер-механик капитан лейтенант Константин Обыден ный, рядом несёт службу стар ши й телемеханик-автоматик старший матрос Михаил Бере зовский - опытный специалист, "Боевая готовность №1 ". Это го ворило о том, что ледовая обста новка за бортом стала ещё серь ёзнее, корабль вошёл в опасный участок. Личный состав вахты маши нисты старший матрос Миндияр Зарипов и старшина 1 статьи Константин Горовой оперативно подготовили к действию станцию СО- без практического вклю чения , выполнив норматив на оценку "отлично". Командир ЭМБЧ капитан 2 ранlа Андреи Проява (справа) проверяет электроприборы. ... Шли очередные сутки даль него похода по Северному мор- Чуть больше месяца назад из дальнего похода воз вратился ракетный крейсер "Маршал Устинов". Ус пех этого плавания во многом определили моря ки электромеханической боевой части. Они по казали в море хорошую выучку и справились со всеми поставленными перед ними задачами. Хорошая работа - Одной из важнейших задач БЧ-5 во время похода было обеспечение задан ного хода корабля, ведь он время от времени меняет ся . Иногда возникает необ ходим ость оч е нь бы стро переместиться из одно й точки вдругую, в этом случае мы развиваем максималь но возможную скорост ь, - расс каз ы вает кома нди р электромеханической бое вой части РКР "Маршал Ус тинов" капитан 2 ранга Алек са ндр Рябошапко . - При та ком режиме движения основная нагрузка ложится на плечи специалистов ди визиона движения (ДЦ), ко- чем при выполнении учеб но-боевых упражнений. Во втором случае специалис ты ЭТД запускают дополни тельные ге нераторы, что увеличивает нагрузку на них, требует дополнитель ного усилия и внимания. Дивизион живучести под кома ндова нием капитана 3 ранга Алексея Сизова об служивал все корабельные системы , которые обеспе чивают жизнедеятельность и живучест ь корабля. В обязанности подчинённых Алексея вход или подач а пресной воды и пара для хозяйственных нужд и для обогрева корабля, обеспе чение потребителей холо дом. Моряки обслужи вали Командир БЧ-5 капитан 2 ранlа Александр Рябошапко. торым командует капита н 3 ранга Евгени й Иванов. топливную и противопожар ную системы, а также си стему непотопляемости. В походе большое вн и мание уделялось проти вопожарной безопасности . Во время выполнения за дач в море был развёрнут пожарный караул , он пос тоянно находился в состоя нии готовности . Раз в неде- состав БЧ-5 корабля добился вы сокой слаженности в ходе много численных тренировок и учений. личные режимы работы силовой установки, чтобы избежать серь ёзных столкновений с ледяными глыбами. Капитан 2 ранга Андрей Про ява обратил внимание вахтен ного инженера-механика на следование инструкциям, пред писанным к руководству в усло виях движения в сложной ле довой обстановке. При этом командир ЭМБЧ взял руководст во переключением систем и запусками механизмов на себя, ориентируясь на команды, посту пающие с ГКП. Через некоторое время ко мандир БЧ-5 спустился в ма шинное отделение с целью про верки вахты у генераторов. По словам командира ЭМБЧ, в походе как минимум три раза в неделю проводились трени ровки по борьбе за живучесть, кроме того, было проведено око ло десятка учений под руковод ством командира корабля ка питана 1 ранга Максима Шу- Большие п ротиволодочные корабли проекта 1155, конечно же, не рассч итаны на действия в сложной ледовой обстановке, их стихия - пои ск и ун ичтожение подводных лодок противника в морях и океанах, где нет такой концентрации айсбергов, как на трассе Северного морского пути. Но в недавно завершившемся арктическом походе флагманом был назначен БПК " Ви це-ад мирал Кулаков" - корабль, спо собный, кроме прочего, нести вертолёты. Даже при наличии ледокольного сопровождения корабль подвер гался опреде лённым рискам. - Приготовиться к изменению хода! Стоп! - прозвучала команда вахтенного офицера капитан лейтенанта Павла Тяпичева с гкп. - Товарищ капитан 2 ранга, во время несения вахты замечаний по работе технических средств Электромеханическая боевая часть БПК "Вице адмирал Кулаков" с честью справилась с задачами, въщержав суровый экзамен Восточно-Сибирским морем нет, - доложил машинист старший матрос Евгений Бараковский. Вахтенный на пульте управ ления молниеносно отработал машинными телеграфами, вы полнив команду. Корпус БП К "Вице-адмирал Кулаков" нака том вошёл в ледяную кашу, сгус тившуюся за кильватерным сле дом "Вайгача" . Более крупные льдины гулко скребли по корпусу корабля , словно проверяя ме талл на прочность. Вновь команда с ГКП За плечами у вахтенного уже четыре года службы у генерато ров, поэтому как специалист де ло своё он знает хорошо. Тем бо лее что рядом служит такой опытный наставник, как старший машинист гл авный старшина Иван Шангуров , знающий заве дование как свои пять пальцев. милова . Личным составом было выполнено более десяти опе раций по заправке топливом на ходу и на стоянке. П ри этом отлично справлялся со своими обязанностями командир трюм ной группы капитан-лейтенант Алексей Гусев. Своевременно и качественно проводил техни ческое обслуживание механиз мов и агрегатов старший матрос Андрей Матвеев. Хорошо то, что хорошо кон чается. Для усиления нашего присутствия в Арктике, освоения Северного морского пути сейчас ведутся активные работы по созданию боевых кораблей ле дового класса. - Отработать самый малый вперёд! Стоит сказать , что личный Александр ЯКОВЛЕВ. Фото из архива экипажа. БЧ-5 - РАБОТАЕТ НА ПЯТЬ! После возвращения на Север Александра назна чили начальником службы живучести на тяжёлый авианесущий крейсер "Ад м ирал Флота Советского Союза Кузнецов". На ТАВКР Александр сходил в полуго довой поход. По возвраще нии его вернули на ракет ный крейсер "Маршал Усти нов" на прежнюю долж ность. Профессионализмивысокая организация - залогуспеха пажа позволила избежать серьёзных поломок. Не большие неисправности по ходу плавания возникали , но они были оперативно устранены силами личного состава. - Не так давно ра кетный крейсер "Маршал Устинов" вернулся в базу после мо дернизации. По линии элек тр омеха нической части провели ремонтные рабо ты на всех системах, неис правности устранили . Ра ботать стало легче. Кроме того, в ходе ремонта, об щаясь с представителями промышленности , лич ный состав перенял у них опыт эксплуатации техни ки, уз нал , как более грамотно её обслуживать , ремо нтиро вать, как предупредить по ломки. В результате тех ника стала меньше выхо дить из строя, - рассказал Александр Валерьевич . Лучшие в своём деле В дальнем походе отли чился старшина кома нды вспомогательных механиз мов старший мичман Сергей Абрамов. Хорошая специ альная подготовка вое н нослужащего позвол ил а ему грамотно эксплуати ровать газотурбогенерато ры. Он своевременно осу ществлял контроль за их ра ботой и не допускал обес точивания . - Возникал и и непред виденные ситуации . Однаж ды во время работы начал нагреваться подшипник од ного из генераторов. Сергей своевременно принял не обходимые меры для его охлаждения , и ген ератор продолжил работать, - вспоминает Але ксандр Ря бошапко. - А ведь не уследи он за с итуа ц и е й, мо гла коллектива электромехаников Командир дивизона движения капитан 3 ранlа Евlе нии Иванов производит запуск г.лавноlо двиlа еля. Алмаза Фазлыева . Он отве чает за работу вспомога тельной котельной установ ки . Благодаря грамотному обслуживанию проблем с подачей пара на корабле не возникало. Хорошо себя проявил во время похода ста рши н а команды телемеханики и автомати ки мич ман Евге ний Скачко. В его ведении многочисленные датчики, отража ющие п а раметры работы газотурби нных ус тановок, генераторов, кот лов. Евген и й решал воп росы на хорошем инженер ном уровне, работал со схе мами, осуществлял поиск ложных сигналов. - Бывало, срабатывала защита одного из устройств. И пока не разберёшься , в ч ём причина , невозможно дальше нор мально э кс плуатировать технику. Ев гени й приходил на помощь, и работа снова била клю ч ом, - говорит Александр Рябошапко. Примечательно, что трое ц иальность и за ключили контракт с МО РФ. В любой работе важны опыт и профессио нализм руководителя . Команди р электромеханической бое вой части , подобно дири жёру, руководит подчинён ными . Как отметил замес титель командира корабля по вое нно- политич еской работе ка п ита н 2 ра нга Александр Семёнов, один из главных успехов Алек сандра Рябошапко - хоро шая подготовка специалис тов БЧ-5 . Во многом бла годаря этому корабль без технических неисправнос тей выполнил все задачи дальнего похода. не любит. После парада в День Военно-морского фло та в Санкт-Пете рбур ге , в котором принимал участие ракетный крейсер "Маршал Усти нов", ему предлагали наряду с другими лучшими офице ра ми ко р а бля по бывать на встрече с Прези дентом Российской Феде рации Владимиром Пути ны м в Адмиралте йств е, где личному составу крей сера п редстояло п ройти торжестве нную це ре мо нию вручения экипажу Ко рабельной ч аш и . Но ко мандир БЧ-5 скром но от казался , сославшись на то, что должен остаться на ко рабле и всё контрол и ровать. Первы м кораблём , н а котором началась его служ ба на Северном флоте, был гвардейский эскадренный м ино носец " Гремящи й" . Александр прослужил год, затем его н а пра вили н а ракетный кре й сер "Ма р шал Устинов". Здесь он про шёл путь от командира электротехнической группы Ка к признался капитан 2 ранга Рябошап ко , ему всегда было интересно слу жить на Северном флоте, выходить в море. Но боль ше всего запомнились сов местные с Балтийским фло том учения в 2003 году. В то время на крейсере "М а р шал Устинов " состоялась встреча Президента Рос си йской Федерации Вла димира Путина с президен том Польши Александром Квасьневским . - Наш корабль стоял в Балтийске, на борт подня лись през иденты. Видеть их на нашем крейсере было довольно волн ительно. Мы вышли в море на несколько часов, продемонстрирова ли маневрирование кораб лей. В тот же день в кают ком п ании проходил офи циальный обед, на котором м не выпала честь п рисут- Тренировка расчёта авариинои партии по вооруже нию переноснои устаноаки пенотушения УСПП- 100. Электротехнический ди визион под руководством капитана 3 ранга Александ ра Литвина обеспечивает подачу электропитания на все потребител и. Моряки электротехнического диви зиона в ответе за подачу электроэнергии на все объ екты корабля , нач и ная от освещения и з а кан ч ивая ко мпл е ксами р а кетно го, артиллерийского и ми нно торпедного оружия . Ка к отметил командир БЧ-5, во время похода по дач а электроэн е ргии н а потреби тел и бывает раз ной. При повседневной дея тель ности это го ресурса требуется в разы меньше , Практически каждое подразделение корабля при выполнении своей задачи напрямую зависит от профессиональной работы электромехаников - Заведование кома нди ра БЧ-5 - практически весь корабль. Каждая боевая ч асть корабля п ри выпол нении своей задачи напря мую зависит от него и его подчинённых. Если у элек тромехаников вы йдет из строя генератор, который даёт эле ктроэнергию, ко рабль будет просто пла вающим железом , - сказал Александр Сергеевич. За одним столом с президентами Але ксандр Рябошапко, по завере нию Семёнова , очень ответственный чело век и довольно скромный, болеет душой за корабль. О своих достижениях и в принципе о себе говорить до команди ра электроме хан ической боевой части . Спустя 15 лет поступил в Воен но-морскую академию имени Н . Г. Кузнецова. Бла годаря своей прилежности он легко справился с экза менами и успешно завер шил учёбу. ствовать. Я сидел за столом с главами государств, прак тически напротив Владими ра Путина! Такое не забы вается, - вс п оминает с улыбкой Алекса ндр Ря бошапко. • лю личный состав корабля проводил учение по борьбе за живучесть. Хорошая подготовка эки- произойти полом ка . Не осталась незамечен ной работа старшины ко тельной команды мичмана • этих моряков пришли слу жить на крейсер по призы ву, здесь же получили но вые знания , освоили спе- • Галина БОРОДУЛИНА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz